Автор: Баранча Таисия Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 29
Населённый пункт: Краснодарский край, Крымский район, село Киевское
Наименование материала: Конспект родительского собрания
Тема: "Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью лого-математических игр"
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание в старшей группе на тему «Развитие
интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных
логоматематических игр»
Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития
интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными
логоматематическими играми, объединить детей и родителей совместным
выполнением интеллектуальных и творческих заданий.
Повестка дня:
1.Информация воспитателя «Интеллектуальное развитие старших
дошкольников».
2.Рубрика «В родительскую копилку».
3.Викторина «Умники и умницы» с участием детей и родителей.
4.Решение задачек-шуток, загадок детьми и родителями. «Геометрическое
дерево».
5.«Давайте поиграем»
6.Подведение итогов собрания. Обмен мнениями.
Ход собрания:
1.Выступление воспитателя.
Сейчас, и в старшей, и, особенно в подготовительной группе мы много
говорим о будущем обучении детей в школе. Чаще всего родители считают,
что важно научить ребёнка читать, считать, писать, и тогда он будет готов к
школе. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в
начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный
объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную
пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление
узнать что-то новое.
Интеллектуальное развитие детей – это мыслительная способность,
умственное начало, рациональное познание ребёнка, определяющее его
деятельность. Под «умственным началом» понимают умение ребёнка
самостоятельно делать выводы и умозаключения (соответственно возрасту).
В старшем дошкольном возрасте у детей активно развивается наглядно-
образное мышление и закладываются начала логического мышления.
Для успешного и полноценного интеллектуального развития детей
необходимо создать предметно-развивающую среду дома и в детском саду.
Как же организовать развивающую среду дома? Для развития мышления
ребёнка обязательно нужно иметь: настольно-печатные игры с правилами,
мозаики, домино и шашки, различного типа конструкторы, ребусы,
головоломки, детские энциклопедии, детские журналы с картинками-
заданиями. Дети очень любят исследовать, поэтому полезно собрать в
отдельном ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты,
лупы, микрокалькуляторы, компасы, неработающие телефоны и т.д.
Для рисования хорошо иметь листы бумаги разного формата и цвета,
мелки, краски, кисточки, цветные карандаши. Хорошо бы приобрести
отдельные или в наборе репродукции (открытки) произведений живописи,
графики и т.д., и приобщить к ним ребёнка. Очень важно при этом, чтобы
дошкольник не только самостоятельно действовал и приобретал знания в
специально организованной обстановке, но и активно общался со взрослыми,
играл с ними и с другими детьми, совместно действовал для освоения
различных понятий, качеств и свойств предметов. Очень важным является
положительный фон при организации игр, совместной деятельности,
поискового общения, так как именно он способствует возникновению
познавательного интереса и уверенности ребёнка в собственных силах.
2. «В родительскую копилку» (воспитатель знакомит родителей с
логоматематическими играми и демонстрирует их).
Игры математического содержания помогают формировать у детей
познавательный интерес, способность к исследовательскому и
творческому поиску, желание и умение учиться, развивают
интеллектуальные способности и самостоятельность.
Игры-головоломки, или игры геометрического конструирования, известны
давно. Это – «Танграм», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра»,
«Колумбово яйцо», «Пифагор», «Пентамино» и т.д.
Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой
комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры
(например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на
несколько частей. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на
плоскости из геометрических фигур, входящих в набор, силуэты предметов
по образцу, по схеме или замыслу. Данные игры вызывают у детей большой
интерес, способствуют развитию аналитико-синтетической и планирующей
деятельности.
«Цветные палочки Кюизенера» по другому называют «цветные числа»,
так как каждая палочка обозначает одно из натуральных чисел в пределах 10.
С помощью цветных чисел дети знакомятся с последовательностью чисел
натурального ряда, с составом числа из единиц и двух меньших чисел,
осваивают прямой и обратный счёт, сравнивают числа, могут овладеть
арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления,
учатся измерять объекты с помощью условной мерки.
Также одним из эффективных средств развития интеллектуальных
способностей является система игр и упражнений со счётными палочками.
Дети могут выкладывать заданные фигуры, предметы из определённого
количества палочек, ритмический рисунок, фигуры людей , животных,
машин, выполнять задания по перекладыванию палочек с целью получения
нового изображения, проводить анализ изображений. Детям нравятся игры с
палочками «Кто быстрее сложит три фигуры?», «Найди, что изменилось»,
«Используй для фигуры шесть палочек», «Из семи палочек составь два
квадрата» и др.
3.Викторина «Умники и умницы».
В группу приглашаются дети. Воспитатель предлагает детям и родителям
поучаствовать в викторине «Умники и умницы». Вопросы викторины
составлены таким образом, что позволяют с интересом участвовать в ней и
детям, и родителям.
Вопросы викторины:
1.Какой день недели перед субботой?
2.Если стул ниже стола, то стол…
3.Чем отличается гайка от винта?
4.Утром мы завтракаем, а днём …
5.У каких геометрических фигур нет углов?
6.Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Кто мы? (дни недели)
7.Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)
8.Берёза, клён, одуванчик, дуб. Что лишнее и почему?
9.Если брат старше сестры, то сестра…
10.Что общего между вентилятором и холодильником?
11.Какой год продолжается всего один день? (Новый год)
12.Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник?
(положить её на угол стола)
4.Игра «Геометрическое дерево»
Для игры используется искусственное дерево, у которого на ветках
необычные плоды – разноцветные геометрические фигуры, на обратной
стороне которых записаны задачи-шутки и загадки. В игре участвует каждая
семья по очереди. Ребёнок срывает фигуру, родители читают задание и
вместе с ребёнком отвечают.
Задачи-шутки для «чудо-дерева»:
- Сколько жирафов плавает в Чёрном море?
- Это число обозначает, сколько голов было у Змея Горыныча. Назовите это
число.
- В ящике 3 помидора, 2 огурца и 5 яблок. Сколько всего овощей в ящике?
- Сколько орехов в пустом стакане?
- По небу летели 2 утки, 1 гусь, 3 щуки и 4 карася. Сколько птиц летело?
- Может ли дождь идти два дня подряд?
- Много рук, а одна нога. Что это? (дерево)
- У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)
- Иду я, вижу: из-под дуба 1 лисий хвост, 1 заячье ухо и 2 волчьих уха. Кто
там и сколько их?
- 4 ноги, а ходить не может. (стол, стул)
- Чтоб не мёрзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят (варежка).
5. «Давайте поиграем».
Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми поиграть в
вышеописанные логоматематические игры («Танграм», «Вьетнамская игра»,
«Колумбово яйцо» и др.) После игры родители высказывают свое
впечатление от игр, что понравилось, что вызвало затруднения.
6.Подведение итогов собрания. Обмен мнениями.
Баранча Т. В.
Воспитатель МБДОУ д/с № 29 с. Киевское.