Напоминание

"Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью лого-математических игр"


Автор: Баранча Таисия Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 29
Населённый пункт: Краснодарский край, Крымский район, село Киевское
Наименование материала: Конспект родительского собрания
Тема: "Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью лого-математических игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительское собрание в старшей группе на тему «Развитие

интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных

логоматематических игр»

Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития

интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными

логоматематическими играми, объединить детей и родителей совместным

выполнением интеллектуальных и творческих заданий.

Повестка дня:

1.Информация воспитателя «Интеллектуальное развитие старших

дошкольников».

2.Рубрика «В родительскую копилку».

3.Викторина «Умники и умницы» с участием детей и родителей.

4.Решение задачек-шуток, загадок детьми и родителями. «Геометрическое

дерево».

5.«Давайте поиграем»

6.Подведение итогов собрания. Обмен мнениями.

Ход собрания:

1.Выступление воспитателя.

Сейчас, и в старшей, и, особенно в подготовительной группе мы много

говорим о будущем обучении детей в школе. Чаще всего родители считают,

что важно научить ребёнка читать, считать, писать, и тогда он будет готов к

школе. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в

начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный

объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную

пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление

узнать что-то новое.

Интеллектуальное развитие детей – это мыслительная способность,

умственное начало, рациональное познание ребёнка, определяющее его

деятельность. Под «умственным началом» понимают умение ребёнка

самостоятельно делать выводы и умозаключения (соответственно возрасту).

В старшем дошкольном возрасте у детей активно развивается наглядно-

образное мышление и закладываются начала логического мышления.

Для успешного и полноценного интеллектуального развития детей

необходимо создать предметно-развивающую среду дома и в детском саду.

Как же организовать развивающую среду дома? Для развития мышления

ребёнка обязательно нужно иметь: настольно-печатные игры с правилами,

мозаики, домино и шашки, различного типа конструкторы, ребусы,

головоломки, детские энциклопедии, детские журналы с картинками-

заданиями. Дети очень любят исследовать, поэтому полезно собрать в

отдельном ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты,

лупы, микрокалькуляторы, компасы, неработающие телефоны и т.д.

Для рисования хорошо иметь листы бумаги разного формата и цвета,

мелки, краски, кисточки, цветные карандаши. Хорошо бы приобрести

отдельные или в наборе репродукции (открытки) произведений живописи,

графики и т.д., и приобщить к ним ребёнка. Очень важно при этом, чтобы

дошкольник не только самостоятельно действовал и приобретал знания в

специально организованной обстановке, но и активно общался со взрослыми,

играл с ними и с другими детьми, совместно действовал для освоения

различных понятий, качеств и свойств предметов. Очень важным является

положительный фон при организации игр, совместной деятельности,

поискового общения, так как именно он способствует возникновению

познавательного интереса и уверенности ребёнка в собственных силах.

2. «В родительскую копилку» (воспитатель знакомит родителей с

логоматематическими играми и демонстрирует их).

Игры математического содержания помогают формировать у детей

познавательный интерес, способность к исследовательскому и

творческому поиску, желание и умение учиться, развивают

интеллектуальные способности и самостоятельность.

Игры-головоломки, или игры геометрического конструирования, известны

давно. Это – «Танграм», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра»,

«Колумбово яйцо», «Пифагор», «Пентамино» и т.д.

Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой

комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры

(например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на

несколько частей. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на

плоскости из геометрических фигур, входящих в набор, силуэты предметов

по образцу, по схеме или замыслу. Данные игры вызывают у детей большой

интерес, способствуют развитию аналитико-синтетической и планирующей

деятельности.

«Цветные палочки Кюизенера» по другому называют «цветные числа»,

так как каждая палочка обозначает одно из натуральных чисел в пределах 10.

С помощью цветных чисел дети знакомятся с последовательностью чисел

натурального ряда, с составом числа из единиц и двух меньших чисел,

осваивают прямой и обратный счёт, сравнивают числа, могут овладеть

арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления,

учатся измерять объекты с помощью условной мерки.

Также одним из эффективных средств развития интеллектуальных

способностей является система игр и упражнений со счётными палочками.

Дети могут выкладывать заданные фигуры, предметы из определённого

количества палочек, ритмический рисунок, фигуры людей , животных,

машин, выполнять задания по перекладыванию палочек с целью получения

нового изображения, проводить анализ изображений. Детям нравятся игры с

палочками «Кто быстрее сложит три фигуры?», «Найди, что изменилось»,

«Используй для фигуры шесть палочек», «Из семи палочек составь два

квадрата» и др.

3.Викторина «Умники и умницы».

В группу приглашаются дети. Воспитатель предлагает детям и родителям

поучаствовать в викторине «Умники и умницы». Вопросы викторины

составлены таким образом, что позволяют с интересом участвовать в ней и

детям, и родителям.

Вопросы викторины:

1.Какой день недели перед субботой?

2.Если стул ниже стола, то стол…

3.Чем отличается гайка от винта?

4.Утром мы завтракаем, а днём …

5.У каких геометрических фигур нет углов?

6.Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Кто мы? (дни недели)

7.Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)

8.Берёза, клён, одуванчик, дуб. Что лишнее и почему?

9.Если брат старше сестры, то сестра…

10.Что общего между вентилятором и холодильником?

11.Какой год продолжается всего один день? (Новый год)

12.Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник?

(положить её на угол стола)

4.Игра «Геометрическое дерево»

Для игры используется искусственное дерево, у которого на ветках

необычные плоды – разноцветные геометрические фигуры, на обратной

стороне которых записаны задачи-шутки и загадки. В игре участвует каждая

семья по очереди. Ребёнок срывает фигуру, родители читают задание и

вместе с ребёнком отвечают.

Задачи-шутки для «чудо-дерева»:

- Сколько жирафов плавает в Чёрном море?

- Это число обозначает, сколько голов было у Змея Горыныча. Назовите это

число.

- В ящике 3 помидора, 2 огурца и 5 яблок. Сколько всего овощей в ящике?

- Сколько орехов в пустом стакане?

- По небу летели 2 утки, 1 гусь, 3 щуки и 4 карася. Сколько птиц летело?

- Может ли дождь идти два дня подряд?

- Много рук, а одна нога. Что это? (дерево)

- У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)

- Иду я, вижу: из-под дуба 1 лисий хвост, 1 заячье ухо и 2 волчьих уха. Кто

там и сколько их?

- 4 ноги, а ходить не может. (стол, стул)

- Чтоб не мёрзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят (варежка).

5. «Давайте поиграем».

Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми поиграть в

вышеописанные логоматематические игры («Танграм», «Вьетнамская игра»,

«Колумбово яйцо» и др.) После игры родители высказывают свое

впечатление от игр, что понравилось, что вызвало затруднения.

6.Подведение итогов собрания. Обмен мнениями.

Баранча Т. В.

Воспитатель МБДОУ д/с № 29 с. Киевское.



В раздел образования