Напоминание

Классическая музыка в жизни ребёнка


Автор: Корнева Наталья Львовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №14
Населённый пункт: Калининградская обл. г. Балтийск
Наименование материала: Методические рекомендации по художественно-эстетическому развитию
Тема: Классическая музыка в жизни ребёнка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Классическая музыка в жизни ребёнка

Мало какие семьи дома слушают классическую музыку, как

правило дети слушают лишь современную, эстрадную музыку. Вот

почему уже в дошкольномвозрасте детей необходимо приобщать к

шедеврам музыкального искусства. Давая слушать

детям классическую музыку мы формируем основымузыкальной

культуры. Все это имеет важное значение не только

длямузыкального, но и для общего развития ребенка,

нравственно-эстетического становления личности.

Дошкольный возраст очень важен для дальнейшего

овладения музыкальной культурой. Чем раньше ребенок получит

возможность познакомиться склассической музыкой, тем более

успешным станет его общее развитие нравственно-эстетическое

развитие.

Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека,

проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму

чувств, расширяет эти представления. Слушая классическую

музыку ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.

Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать

такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать

другому человеку, сопереживать. Развитие у детей эмоциональной

отзывчивости и осознанности восприятия ведет к желанию

слушать классические музыкальные произведения, рождает

творческую активность.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы

ребенка мы формируем основы его музыкально-эстетического

сознания и музыкальной культуры в целом.

Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности

привлекательна для ребенка. Именно музыка помогает

формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов

искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и

воображение. Поэтому формирование основ музыкальной

культуры, а через нее и художественной и эстетической культуры

ребенка – актуальная задача сегодняшнего дня.

Из всего выше сказанного следует, что классическая

музыка оказывает большое влияние на развитие ребенка как

личности. Поэтому необходимо давать слушать классическую

музыку не только на музыкальных занятиях, но и во время других

видов деятельности ребенка.

Давая слушать детям музыку, необходимо помнить, что дети могут

внимательно слушать музыку в течение небольшого отрезка

времени, поэтому на слушание необходимо отбирать небольшие

произведения или яркие фрагменты. Очень важно соблюдать

чувство меры. Многие зарубежные и советские композиторы-

классики сочиняли музыку специально для детей. В своей работе с

детьми я использую музыкальные пьесы для детей таких

композиторов как Чайковский, Гречанинов, Шуман, Майкапар,

Шостакович, Кабалевский, Прокофьев.

Кроме этого О. П. Радынова рекомендует

слушать классическиепроизведения разного времени –

старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения

Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки и

других композиторов – классиков, тем самым формировать у детей

эталоны красоты.

Хочу привести слова великого советского музыканта и педагога Д.

Б.Кабалевского: «Музыка является могучим и ничем не заменимым

средством в формировании духовного мира ребёнка».

Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребёнка, но

и направляет его на добрые поступки, или, как говорил Д.

Кабалевский,«прекрасное пробуждает доброе».

Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать,

воспитывать. И во многом этому помогает музыка. И классическая

музыка в частности.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста я поставила

Цель: формирование начал музыкально-художественного вкуса и

культурыдошкольников. Формирование творческой личности

ребенка через развитие егомузыкальных способностей

посредством слушания и исполнения классической музыки.

Задачи:

• развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение

проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать

творчество и креативность.

• побуждать выражать свои впечатления от

прослушивания классическихпроизведении в творческой

деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности

• познакомить детей с исполнением классической музыки на

различных музыкальных инструментах

• создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с

использованием классической музыки.

Знакомство с классической музыкой происходило в

несколько этапов:

Первый этап - это знакомство с музыкальными инструментами, их

названиями и звучанием.

Чтобы почувствовать произведение, «войти в него»,нужно

вслушаться вмузыку, услышать каждый инструмент в оркестре.

Знакомила детей смузыкальными инструментами на занятиях, на

развлечениях. Традиционным стала у нас игра «Музыкальное

лото». Варианты этой игры различны. Здесь и узнавание

инструментов по картинке, по звучанию, прохлопывание ритма

названия инструмента и определение материала, из которого

сделан инструмент. Игра была принята к использованию на

Экспертном совете Московского района.

Итак, знакомство с музыкальными инструментами состоялось. Что

же дальше?

Второй этап – знакомство с классической музыкой.

Встреча с музыкой должна поразить воображение детей,

запомниться им. Поэтому при подготовке мероприятий стараюсь

так строить беседу, подбиратьмузыкальный материал, чтобы он

был доступен, интересен детям, выбираю самые

яркие музыкальные произведения. Какие же мероприятия у нас

проводились?

Это досуг «Детям о Чайковском». Сколько здесь прозвучало

прекрасной, выразительной музыки! Дошкольники знакомились с

пьесами из «Детского альбома».В нём много близких и понятных

им картинок и образов. С увлечением слушали ребята новые для

них, внепрограммные произведения «Баба Яга»,«Игра в лошадки».

Дети исполняли под звуки «Неаполитанской песенки» танец –

импровизацию с бубном. Пьеса оставила такие яркие впечатления,

что стала любимой у детей. Очаровали детей также «Танец Феи

Драже» и «Танец маленьких лебедей» из балета П. И. Чайковского.

После досуга дети увлечённо передавали свои впечатления в

рисунках. Уверена, что тот музыкальный вечер запомнился.

Дети были очень внимательны: музыка их буквально захватила.

Дети увлечённо обменивались впечатлениями, отразили их в

рисунках. Активны были самые робкие. У каждого появился свой

любимый музыкальный отрывок. Изменился и характер оценки

произведения. Если раньше оценка сводилась лишь к тому,

понравилась музыка или нет, то теперь ребята стали сами искать

объяснение своему отношению, чаще говорить о выразительных

средствахмузыки. Богаче стал словарь детей.

Я говорила о сочетании видов искусств. Примером такой работы

являются интегрированные занятия. Чаще их провидит воспитатель,

но всегда- в контакте смузыкальным руководителем. Умение

слушать, чувствовать мелодию помогает ребятам раскрыть тему в

рисунке. Работы получаются разнообразные, выразительные,

созвучные музыкальному произведению. В такой форме были

проведены занятия, закрепляющие знания детей по теме.

Познакомила детей с балетом Чайковского «Спящая красавица».

Несмотря на то, что «Спящая красавица» — французская

сказка, музыка ее, по стихийной эмоциональности и

проникновенной лиричности, глубоко русская. Ее отличает

одухотворенность, светлая романтика, ясность и праздничность. В

основу музыкилегло противопоставление и симфоническое

развитие тем Сирени и Карабос как антитезы Добра и Зла. Большой

вальс I акта — один из ярчайших номеров балета.

Знаменитая музыкальная Панорама II акта иллюстрирует путь

волшебной ладьи.Музыкальный антракт, соединяющий первую и

вторую картины II акта, — соло скрипки, интонирующей

прекрасные мелодии любви и грез. Нежному звучанию скрипки

отвечают гобой и английский рожок. Дошкольники впервые

услышали их звучание.

И, наконец, ещё один – третий – этап на пути знакомство

с классикой - классическая музыка на праздничном утреннике

-музыка органично «вошла» в сценарий, подчеркнула характер

персонажа, даже подсказала движения. Спящей красавицей у нас

стала Весна, которую пробуждали ото сна. За основу была взята

сказка Перро и частично музыка из балета, в частности лейтмотивы

героев. У каждого ребенка была своя, пусть и небольшая роль.

Большую помощь в формировании образов оказали родители

воспитанников, они заинтересовались сказкой и каждый для своего

ребенка подготовил костюмы или атрибуты, помогающие раскрыть

характер персонажа. Музыка Чайковского помогла нам выразить

ярче и богаче характеры персонажей, помогла донести идею

торжества добра в наш мир.

От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они

унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от

общения с высоким искусством, классической музыкой.

В дальнейшей работе я планирую продолжать знакомство детей

склассической музыкой, с более сложной музыкой. В мои планы

входит создание фонотеки классических произведений, которыми

могли бы пользоваться как воспитатели на своих занятиях, так и

родители дома.

+

В Мои закладки



В раздел образования