Авторы: Бычкова Светлана Дмитриевна, Золина Наталья Ивановна
Должность: учитель: физической культуры, педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ 31им.В.В.Толкуновой
Населённый пункт: пос.Родники, Белореченский район, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Экология здорового образа жизни"
Раздел: среднее образование
Экология здорового образа жизни
В жизни следует ставить перед собой две цели. Первая – осуществление
того, к чему вы стремитесь. Вторая – умение радоваться достигнутому.
Только самые мудрые представители человечества способны к достижению
второй цели.
Логан Пирсалл Смит
В океане литературных пособий, рекомендаций и советов вам дадут массу указаний, средств
методов - как стать брокером и менеджером, богатым и красивым, Но нам не удалось обнаружить
рекомендаций, как стать умным и счастливым. Знающие врачи давно пришли к выводу, что лечить
надо не болезнь, а больного. И поддается более успешному лечению и реабилитации тот, кто
обладает достаточной разумностью. Хотя ум и соображение не в меньшей, если, не в большей мере
необходимы красивому и счастливому, здоровому и богатому на протяжении всей их осознанной
жизни. И чем достаточнее и рационально будет работать разум каждого, тем ярче фон и генофонд
развития личности, ее вклад в национальную и общую культуру, в увеличение своих и
общечеловеческих ценностей. Однако, большая часть родителей, работников дошкольных и
школьных звеньев образования, сузов и вузов считают, что это качество само собой развивается и
функционирует по мере освоения учебных программ и воспитательных планов. С какого же
периода эти документы должны полномасштабно работать, каждый мыслит по-своему. Насколько
нам известно ни одного Маугли - человека до сих пор не удалось сделать достаточно разумным,
чтобы он стал полноценным членом общества и не погиб бы рано в человеческой неволи.
Одни думают, что умными рождаются. Другие - рекомендуют тренировать мозг, решая разные
задачки, начиная с 5-6 лет и до 20. Третьи - надо больше читать, заучивать стихи наизусть, но в
данном случае смешивается ум и память. Четвертые считают, что совсем умных людей в природе
просто не существует. Пятые определяют детей как самых умных.
Каждый нормально выношенный ребенок действительно не только умный, но и гениально одарен
природой. Поэтому наши деды и прадеды говорили, что воспитывать ребенка надо, пока он лежит
поперек скамейки, как только лег вдоль, уже поздно. Да, в простоте и мудрости их ума, им не
откажешь. Но оставив нам на долгую память мысли и крылатые слова, они унесли с собой
практику дела, многие средства и методы, надеясь на нас и наш ум. Многое зависит оттого, с какой
нервной системой родился ребенок. Но еще больше, как ввели его в жизнь и насколько грамотно
его родители. Как научили его с первого вдоха и первого шага ею распорядится. Насколько
научили разумной достаточности в делах и огромной фантазии в мыслях, баланс которых и
рождает отдельных гениев добра и зла, отсталость и гениальность целых народов. Интеллект
закладывается и развивается в сути развития самого эмбриона. До рождения, находясь в лоне
матери, дитя слышит и заказывает музыку, видит сны, выверяет свои физические кондиции,
постоянно совершенствуясь.
Свежий воздух, даже из форточки, а не пеленка как усмирительная
рубашка в доме, должен встретить нового гражданина. На помощь приходит массаж. Гимнастика
позволяет перейти к жестам и имитации, опорным сигналам и речи пониманию тембра голоса,
соизмеримости и экономичности, точности и действий.
Не обладая способностью сразу встать на ноги и пойти, дитя полно энергии и двигательной
активности. От рождения нет лентяев и нигилистов, преступников и рецидивистов. Каждый
тянется к добру и ласке, к цветку и солнышку, любит игру и бег. Главная задача родителей от
рождения дитя и до первого его округления (т. е. до 4 лет), не спеша поторопится побольше
вызвать интереса к красоте жизни. Пробудить гамму богатств его природных задатков. Успеть
качнуть мозаику его биологических маятников одаренности, талантливости от природы и
гениальности от поколений. Но так как вакуума в природе нет все это заменится жестокой
непредсказуемостью.
Контент - анализ здорового образа жизни выявляет более двадцати специфических характеристик
совокупности, которые определяют биолого-социальный фундамент здоровья и здорового образа
жизнедеятельности человека, его физическое, психическое и социальное благополучие. В порядке
познанной необходимости мы рассматриваем врачебный и педагогический контроль,
самоконтроль и технику безопасности; санитарно-гигиеническое обеспечение; экологическое
образование и воспитание; правовую защищенность и юридическую грамотность; рациональное
питание; мотивации - закаливание как интегрированное самообразование и самовоспитание;
физический и умственный труд; пороговый оптимум психофизических качеств и двигательных
возможностей индивида; физическую культуру и спорт; естественные факторы природы и
рекреацию; материально-экономическую основу; педагогическое сотрудничество и человеческий
фактор общения.
Великий педагог нашего столетия А. С. Макаренко писал: «Воспитание детей - самая важная
область нашей жизни. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать своих
детей. Но и это не все: наши дети — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это
-наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми». Отношение к детям
является важнейшим мерилом благополучия цивилизованного общества, а главные основы
воспитания закладываются уже в раннем возрасте и составляют 90% всего воспитательного
процесса.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ.
Внутренние органы и их системы находятся в замкнутых границах костного и мышечного корсета.
Природа не предусмотрела гипертрофию ни одного органа, без ущерба для другого. Поэтому
здоровые органы и их системы обязаны справляться с заданными физическими нагрузками,
включая интеллектуальный труд. Перекос, невыполнение своих функций одним звеном, отягощает
нагрузку другого отдела. Например: почки и печень, не справляясь вполне со своими
обязанностями, могут годами не подавать сигналов «внутриэкологического» бедствия, болевых
синдромов, но беспощадно угнетать и нервные, и кроветворные органы, когда вклад усилий в
физический труд или нагрузка оценивается настолько, сколько потеет человек. Мы считаем, что
кожа, как глобальный орган спасения, вынуждена подключаться к выведению продуктов
аутоинтоксикации уже в экстремальных условиях, когда кишечник, почки, печень, легкие не
справляются со своими очистительными нагрузками. Чем сильнее зашлакован организм, тем
быстрее и обильнее включается потоотделение.
Экологическое и «внутриэкологическое» обучение, приучение, образование и воспитание, должно
начинаться, в первую очередь, с грамотности в этих вопросах отца и матери и, чем раньше, тем
лучше. Только они и они, через разумную бережливость к окружающей природе и здоровью своего
настоящего и будущего потомства в силах пробудить в себе и своем ребенке доброе и трепетное
уважение к флоре и фауне, к национальным традициям и ценностям всего народа и к
общечеловеческому наследию общей культуры.
При систематическом повышении своих теоретических и практических знаний
природопользования, глобальной катастрофической экологии на ответственности родителей лежит
социальная экология здорового образа жизни семьи и «внутренняя» экология здорового состояния
- а также физического, психического и социального благополучия, каждого ее члена. Ученые
подсчитали, что за последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше
кислорода, чем его взято человечеством за весь исторический период существования цивилизации.
Однако, за те же 25-30 лет в атмосферу были выброшены миллиарды тонн углекислого и угарного
газа, золы, сернистого газа и других веществ-отходов производства., Эти яды и их производные
концентрируются в различных частях организма, поражают центральную и периферическую
нервную систему, костно-связочный аппарат, разрушает межпозвоночные диски, вызывают
болевую «окрошку». Исследователи определили болезнь как экстренный сигнал природы о том,
что ваши очистительные системы не справляются с внешнеэкологическими и
«внутриэкологическими» бомбардировками вашего организма ядовитым продуктами распада
экзогенного и эндогенного происхождения. И, что для сохранения видов живой материи на земле
существует два принципа. Первый - размножение, второй -циклический переход в состояние
анабиоза, гипобиоза, мезобиоза или менее длительное полное воздержание от пищевого
энергоснабжения в бодрствующем состоянии. При пищевом энергоснабжении генетический
аппарат разрушается, при эндогенном сохраняется и частично восстанавливается.
Человек склонен восставать против природы, и жить по иным законам. Взять к примеру отказ
больного животного от еды. Люди привыкли считать, что, если они в день не поедят, с ними
произойдет что-то ужасное. Они забывают, что в организме имеются запасы, за счет которых он
может существовать в случае вынужденного отказа от пищи в период болезни средней
продолжительности. Они не знают, что в течение первых 20 лет жизни пища используется
главным образом в качестве строительного материала. К 25 годам у человека уже сформировались
скелет, мускулатура, сердце, сосудистая, дыхательная и пищеварительные системы - потребляемая
в этот период пища идет на поддержание различных систем организма. Мы можем восстановить
человеческий организм подобно тому, как мы восстанавливаем дом, принимая во время болезни
кислое питье: виноградный или клюквенный сок, включая весьма ценный свежий яблочный сок.
Упражнения нужны молодым людям , чем большее время дети, юноши просто двигаются на
свежем воздухе: бегая кроссы, играя в волейбол, баскетбол, футбол. Тем меньше больничных коек
замято нетрудоспособными индивидами.
«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие»
эти слова принадлежат великому древнегреческому философу Аристотелю и они так же верны, так
же современны, как и тысячелетие назад. Важнейшей особенностью физической культуры
является ее влияние на эмоциональное состояние человека, которое выражается в проявлении
чувства бодрости, радости, удовлетворенности, оптимистического настроения. Важнейшей
особенностью физического воспитания и спорта, как глобальных средств развития воли,
настойчивости, смелости, решительности, выносливости, дисциплины является единение
благотворного влияния и на развитие высших функций центральной нервной системы
-восприятия, памяти, внимания, мышления.
КОРРЕКЦИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ.
Мы считаем, что от рождения нет бездарей ,а есть либо здоровые, либо больные дети. Кислотные
дожди и нитраты, тяжелые металлы и ядохимикаты не только уничтожают леса и реки, флору и
фауну. Они напрямую бомбят генный аппарат эмбриона, увеличивая до бесконечности «букеты»
«врожденно» - приобретенных болезней.
Современная цивилизация предлагает человеку для здоровья и долгой жизни гораздо больше
возможностей, чем ограничений. Нужно уметь ими пользоваться: отвергать излишки пищи и
тепла, восполнять недостатки физических нагрузок и гасить чрезмерные психические
раздражители, всякого рода стрессы, точнее, дистрессы, отрицательные эмоции.
Культ здоровья и красоты должен войти в наш образ жизни, войти смолоду, принимая и понимая
гармонию мира, его музыкальность. Умея корректировать свою этику, нравственность и мораль во
благо природы и человека, благодарить хорошее прошлое и вчерашний день, быть счастливым
сегодня, ждать с радостью завтрашний день; уметь отдыхать в работе и, отдыхая, работать.
Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений
продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании
современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности
обучающихся, развития их физических качеств и главная задача, пробудить в детях желание
заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в предмете. Насыщенный,
интересный и увлекательный урок физкультуры должен стать важнейшим условием сохранения и
укрепления их здоровья.
КЛУБ -СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА СПОРТИВНОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА В АНИИ И ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
Опыт работы в средней и высшей школе дал нам возможность апробировать организации занятий
физическими упражнениями спортом с широким активом, как в организации учебно-
тренировочного процесса, так и в проведении спортивно-массовых мероприятий.
Исходя из вышесказанного можно заключить в период реформирования средней и высшей школы
учебные формы организации физической культуры и спорта оставляют за собой ведущее право на
дальнейшее развитие имея большое экономическое, социальное, национальное и
интернациональное значение по воспитанию и образованию учащейся молодежи.
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И СПОРТА
Ритм — форма движения живой материи. Иными словами материя существует в движении, а
движение ритмично. Организм человека находится в плену суточного, недельного и годового
ритмов. Ритмично работают наше сердце, легкие, мышцы и ЦНС. Ритм температуры тела
повторяет такие физиологические функции организма, как сердцебиение, дыхание и артериальное
давление. На протяжении суток работоспособность человека также ритмически изменяется:
постепенно повышаясь в утренние часы, она достигает максимального уровня в 10-13 часов, а
затем к 14 часам обычно снижается. Далее происходит новое повышение работоспособности,
которое после 20 часов постепенно снижается.
Вес тела здорового человека находится в определенной зависимости от его роста, телосложения и
других показателей физического развития. Народная мудрость гласит: «Чем тоньше талия, тело
дольше живет, чем толще талия, тем короче жизнь».
Продолжительность жизни любого существа может превышать период времени, за которое оно
достигает зрелости, в 14 раз. Доктор Христофорсон из Лондона, например, убежден, что человек
может прожить 300,400 или даже 1000 лет, если организм обеспечивается всеми необходимыми
веществами жизнедеятельности. Наш алгоритм, контролирующий оздоровительный эффект
учебно-тренировочного процесса есть ни что иное как формула теоретического бессмертия
человека. И насколько высока будет мудрость познания человека самим себя, настолько он
приблизит продолжительность практики своей жизни к теоретической бесконечности.
По данным Лондонского общества, у людей, вес которых превышает свою норму для их возраста и
роста на 35 и более процентов, смертность в полтора раза больше средней. Когда же окружность
живота превышает окружность груди при полном вдохе чем на 5 см. смертность повышается еще
на 50 процентов. Росто-весовой пропорциональности не выдумка, а закон природы, как гарантия
оптимальности психического благополучия человека. То есть, коэффициент утилизации пищевого
энергоснабжения равен нулю или идет с минусовой отметкой, не обеспечивая рентабельности
жизнедеятельности организма, накапливает усталость, которая в свою очередь переходит в
хроническую, поражая все большую массу людей, невзирая на возраст и социальное положен.
Физические упражнения, бег, закаливание могут до определенного периода или возраста их
приглушить. Но наступит день когда вы не сможете утром надеть носки, заправить кровать,
«болевой окрошки» появится гипертония с ее кризисами, холодный и горячий пот по ночам и
особенно под утро, хоть выжимай простыню. Значит, вы вошли в зону экстремальности.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПРИРОДЫ, КАК СРЕДСТВО МОБИЛИЗАЦИИ ЗАЩИТНЫХ
СИЛ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Два величайших жизненных подвига совершено во имя здоровья и здорового образа жизни с
использованием естественных факторов природы, как основополагающих средств воздействия и
механизмов регуляции мобильного состояния защитных сил организма и его физического,
психического и социального благополучия. Мы имеем ввиду интегрированную практику
медицинской науки и культуры специалиста по продлению жизни, американца Поля Брэгга,
который делил людей на два сорта; настоящие - они сами заботятся о себе и не настоящие -заботу о
себе они взваливают на плечи окружающих и врачей.
Деятельность П. Брэгга явилась как бы научно обоснованной предтечей уникальной культуре
фундаментального базиса, самобытной народной мудрости естественного образа жизни,
собранного по крупицам и проверенного монолитом собственного автоэксперимента на
протяжении нескольких десятилетий жизни в природе П.К. Иванова, дают в руки всего
человечества бесценный материал торжества личности над фатальностью своей судьбы. Как ни
парадоксально, они оба практикой своей жизни доказали, что простудных заболеваний в природе
нет. Но раз нет простудных заболеваний, тогда и нет закаливания в том общепринятом понимании.
Но как система достаточно осторожного П. Брэгга, так и более близкая нашему образу жизни и
экономическим возможностям практика великого опыта П.К. Иванова, проверенные
экспериментально, более чем на 99 процентов, подтверждают их правоту и величие их подвига. С
глубокой печалью говорит П. К. Иванов о том, что все мы в мыслях богатые, но в делах бедные,
все мы хотим жить, а фактически умираем .
Список используемой литературы:
1. С. Г. Макевнин, А. А. Вакулин. Охрана природы. – М.: изд.
Агропромиздат, 1991.
2. А. И. Воронцов, Е. А. Щетинский, И. Д. Никодимов. Охрана природы. –
М.: изд. Агропромиздат, 1989.
3. Г. Н. Шейко, Л.А. Черномор. Задачи санитарной общественности в охране
окружающей среды. – М.: изд. Медицина, 1986.
4. Ю. А. Банникова. Радиация. – М.: изд. Мир, 1988.
5. Ю. В. Новиков. Вода как фактор здоровья. – М.: изд. Знание, 1989.
6. Г. Б. Миринов. Заболевания органов дыхания: профилактика. – М.: изд.
Знание, 1990.
7.Зверев. И. Д. Человек. Организм и здоровье. -М., Вента-Граф, 2000 г.
8.Рохлов В. С. и др. Биология. Человек. Институт непрерывного образования. -М., 2000 г
9.Маш Р. Д. Человек и его здоровье. Мнемозина. -М., 2000 г.
10.Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. -М.: Просвещение, 1992.
11.Шелтон Г. Естественное сочетание пищи. - Киев, 1993 г.
12.Батуев А. С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и
гигиене. -М.: Просвещение, 1996 г.