Напоминание

"Экология здорового образа жизни"


Авторы: Бычкова Светлана Дмитриевна, Золина Наталья Ивановна
Должность: учитель: физической культуры, педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ 31им.В.В.Толкуновой
Населённый пункт: пос.Родники, Белореченский район, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Экология здорового образа жизни"
Раздел: среднее образование





Назад




Экология здорового образа жизни

В жизни следует ставить перед собой две цели. Первая – осуществление

того, к чему вы стремитесь. Вторая – умение радоваться достигнутому.

Только самые мудрые представители человечества способны к достижению

второй цели.

Логан Пирсалл Смит

В океане литературных пособий, рекомендаций и советов вам дадут массу указаний, средств

методов - как стать брокером и менеджером, богатым и красивым, Но нам не удалось обнаружить

рекомендаций, как стать умным и счастливым. Знающие врачи давно пришли к выводу, что лечить

надо не болезнь, а больного. И поддается более успешному лечению и реабилитации тот, кто

обладает достаточной разумностью. Хотя ум и соображение не в меньшей, если, не в большей мере

необходимы красивому и счастливому, здоровому и богатому на протяжении всей их осознанной

жизни. И чем достаточнее и рационально будет работать разум каждого, тем ярче фон и генофонд

развития личности, ее вклад в национальную и общую культуру, в увеличение своих и

общечеловеческих ценностей. Однако, большая часть родителей, работников дошкольных и

школьных звеньев образования, сузов и вузов считают, что это качество само собой развивается и

функционирует по мере освоения учебных программ и воспитательных планов. С какого же

периода эти документы должны полномасштабно работать, каждый мыслит по-своему. Насколько

нам известно ни одного Маугли - человека до сих пор не удалось сделать достаточно разумным,

чтобы он стал полноценным членом общества и не погиб бы рано в человеческой неволи.

Одни думают, что умными рождаются. Другие - рекомендуют тренировать мозг, решая разные

задачки, начиная с 5-6 лет и до 20. Третьи - надо больше читать, заучивать стихи наизусть, но в

данном случае смешивается ум и память. Четвертые считают, что совсем умных людей в природе

просто не существует. Пятые определяют детей как самых умных.

Каждый нормально выношенный ребенок действительно не только умный, но и гениально одарен

природой. Поэтому наши деды и прадеды говорили, что воспитывать ребенка надо, пока он лежит

поперек скамейки, как только лег вдоль, уже поздно. Да, в простоте и мудрости их ума, им не

откажешь. Но оставив нам на долгую память мысли и крылатые слова, они унесли с собой

практику дела, многие средства и методы, надеясь на нас и наш ум. Многое зависит оттого, с какой

нервной системой родился ребенок. Но еще больше, как ввели его в жизнь и насколько грамотно

его родители. Как научили его с первого вдоха и первого шага ею распорядится. Насколько

научили разумной достаточности в делах и огромной фантазии в мыслях, баланс которых и

рождает отдельных гениев добра и зла, отсталость и гениальность целых народов. Интеллект

закладывается и развивается в сути развития самого эмбриона. До рождения, находясь в лоне

матери, дитя слышит и заказывает музыку, видит сны, выверяет свои физические кондиции,

постоянно совершенствуясь.

Свежий воздух, даже из форточки, а не пеленка как усмирительная

рубашка в доме, должен встретить нового гражданина. На помощь приходит массаж. Гимнастика

позволяет перейти к жестам и имитации, опорным сигналам и речи пониманию тембра голоса,

соизмеримости и экономичности, точности и действий.

Не обладая способностью сразу встать на ноги и пойти, дитя полно энергии и двигательной

активности. От рождения нет лентяев и нигилистов, преступников и рецидивистов. Каждый

тянется к добру и ласке, к цветку и солнышку, любит игру и бег. Главная задача родителей от

рождения дитя и до первого его округления (т. е. до 4 лет), не спеша поторопится побольше

вызвать интереса к красоте жизни. Пробудить гамму богатств его природных задатков. Успеть

качнуть мозаику его биологических маятников одаренности, талантливости от природы и

гениальности от поколений. Но так как вакуума в природе нет все это заменится жестокой

непредсказуемостью.

Контент - анализ здорового образа жизни выявляет более двадцати специфических характеристик

совокупности, которые определяют биолого-социальный фундамент здоровья и здорового образа

жизнедеятельности человека, его физическое, психическое и социальное благополучие. В порядке

познанной необходимости мы рассматриваем врачебный и педагогический контроль,

самоконтроль и технику безопасности; санитарно-гигиеническое обеспечение; экологическое

образование и воспитание; правовую защищенность и юридическую грамотность; рациональное

питание; мотивации - закаливание как интегрированное самообразование и самовоспитание;

физический и умственный труд; пороговый оптимум психофизических качеств и двигательных

возможностей индивида; физическую культуру и спорт; естественные факторы природы и

рекреацию; материально-экономическую основу; педагогическое сотрудничество и человеческий

фактор общения.

Великий педагог нашего столетия А. С. Макаренко писал: «Воспитание детей - самая важная

область нашей жизни. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать своих

детей. Но и это не все: наши дети — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это

-наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми». Отношение к детям

является важнейшим мерилом благополучия цивилизованного общества, а главные основы

воспитания закладываются уже в раннем возрасте и составляют 90% всего воспитательного

процесса.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ.

Внутренние органы и их системы находятся в замкнутых границах костного и мышечного корсета.

Природа не предусмотрела гипертрофию ни одного органа, без ущерба для другого. Поэтому

здоровые органы и их системы обязаны справляться с заданными физическими нагрузками,

включая интеллектуальный труд. Перекос, невыполнение своих функций одним звеном, отягощает

нагрузку другого отдела. Например: почки и печень, не справляясь вполне со своими

обязанностями, могут годами не подавать сигналов «внутриэкологического» бедствия, болевых

синдромов, но беспощадно угнетать и нервные, и кроветворные органы, когда вклад усилий в

физический труд или нагрузка оценивается настолько, сколько потеет человек. Мы считаем, что

кожа, как глобальный орган спасения, вынуждена подключаться к выведению продуктов

аутоинтоксикации уже в экстремальных условиях, когда кишечник, почки, печень, легкие не

справляются со своими очистительными нагрузками. Чем сильнее зашлакован организм, тем

быстрее и обильнее включается потоотделение.

Экологическое и «внутриэкологическое» обучение, приучение, образование и воспитание, должно

начинаться, в первую очередь, с грамотности в этих вопросах отца и матери и, чем раньше, тем

лучше. Только они и они, через разумную бережливость к окружающей природе и здоровью своего

настоящего и будущего потомства в силах пробудить в себе и своем ребенке доброе и трепетное

уважение к флоре и фауне, к национальным традициям и ценностям всего народа и к

общечеловеческому наследию общей культуры.

При систематическом повышении своих теоретических и практических знаний

природопользования, глобальной катастрофической экологии на ответственности родителей лежит

социальная экология здорового образа жизни семьи и «внутренняя» экология здорового состояния

- а также физического, психического и социального благополучия, каждого ее члена. Ученые

подсчитали, что за последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше

кислорода, чем его взято человечеством за весь исторический период существования цивилизации.

Однако, за те же 25-30 лет в атмосферу были выброшены миллиарды тонн углекислого и угарного

газа, золы, сернистого газа и других веществ-отходов производства., Эти яды и их производные

концентрируются в различных частях организма, поражают центральную и периферическую

нервную систему, костно-связочный аппарат, разрушает межпозвоночные диски, вызывают

болевую «окрошку». Исследователи определили болезнь как экстренный сигнал природы о том,

что ваши очистительные системы не справляются с внешнеэкологическими и

«внутриэкологическими» бомбардировками вашего организма ядовитым продуктами распада

экзогенного и эндогенного происхождения. И, что для сохранения видов живой материи на земле

существует два принципа. Первый - размножение, второй -циклический переход в состояние

анабиоза, гипобиоза, мезобиоза или менее длительное полное воздержание от пищевого

энергоснабжения в бодрствующем состоянии. При пищевом энергоснабжении генетический

аппарат разрушается, при эндогенном сохраняется и частично восстанавливается.

Человек склонен восставать против природы, и жить по иным законам. Взять к примеру отказ

больного животного от еды. Люди привыкли считать, что, если они в день не поедят, с ними

произойдет что-то ужасное. Они забывают, что в организме имеются запасы, за счет которых он

может существовать в случае вынужденного отказа от пищи в период болезни средней

продолжительности. Они не знают, что в течение первых 20 лет жизни пища используется

главным образом в качестве строительного материала. К 25 годам у человека уже сформировались

скелет, мускулатура, сердце, сосудистая, дыхательная и пищеварительные системы - потребляемая

в этот период пища идет на поддержание различных систем организма. Мы можем восстановить

человеческий организм подобно тому, как мы восстанавливаем дом, принимая во время болезни

кислое питье: виноградный или клюквенный сок, включая весьма ценный свежий яблочный сок.

Упражнения нужны молодым людям , чем большее время дети, юноши просто двигаются на

свежем воздухе: бегая кроссы, играя в волейбол, баскетбол, футбол. Тем меньше больничных коек

замято нетрудоспособными индивидами.

«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие»

эти слова принадлежат великому древнегреческому философу Аристотелю и они так же верны, так

же современны, как и тысячелетие назад. Важнейшей особенностью физической культуры

является ее влияние на эмоциональное состояние человека, которое выражается в проявлении

чувства бодрости, радости, удовлетворенности, оптимистического настроения. Важнейшей

особенностью физического воспитания и спорта, как глобальных средств развития воли,

настойчивости, смелости, решительности, выносливости, дисциплины является единение

благотворного влияния и на развитие высших функций центральной нервной системы

-восприятия, памяти, внимания, мышления.

КОРРЕКЦИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ.

Мы считаем, что от рождения нет бездарей ,а есть либо здоровые, либо больные дети. Кислотные

дожди и нитраты, тяжелые металлы и ядохимикаты не только уничтожают леса и реки, флору и

фауну. Они напрямую бомбят генный аппарат эмбриона, увеличивая до бесконечности «букеты»

«врожденно» - приобретенных болезней.

Современная цивилизация предлагает человеку для здоровья и долгой жизни гораздо больше

возможностей, чем ограничений. Нужно уметь ими пользоваться: отвергать излишки пищи и

тепла, восполнять недостатки физических нагрузок и гасить чрезмерные психические

раздражители, всякого рода стрессы, точнее, дистрессы, отрицательные эмоции.

Культ здоровья и красоты должен войти в наш образ жизни, войти смолоду, принимая и понимая

гармонию мира, его музыкальность. Умея корректировать свою этику, нравственность и мораль во

благо природы и человека, благодарить хорошее прошлое и вчерашний день, быть счастливым

сегодня, ждать с радостью завтрашний день; уметь отдыхать в работе и, отдыхая, работать.

Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений

продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании

современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности

обучающихся, развития их физических качеств и главная задача, пробудить в детях желание

заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в предмете. Насыщенный,

интересный и увлекательный урок физкультуры должен стать важнейшим условием сохранения и

укрепления их здоровья.

КЛУБ -СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА СПОРТИВНОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА В АНИИ И ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Опыт работы в средней и высшей школе дал нам возможность апробировать организации занятий

физическими упражнениями спортом с широким активом, как в организации учебно-

тренировочного процесса, так и в проведении спортивно-массовых мероприятий.

Исходя из вышесказанного можно заключить в период реформирования средней и высшей школы

учебные формы организации физической культуры и спорта оставляют за собой ведущее право на

дальнейшее развитие имея большое экономическое, социальное, национальное и

интернациональное значение по воспитанию и образованию учащейся молодежи.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И СПОРТА

Ритм — форма движения живой материи. Иными словами материя существует в движении, а

движение ритмично. Организм человека находится в плену суточного, недельного и годового

ритмов. Ритмично работают наше сердце, легкие, мышцы и ЦНС. Ритм температуры тела

повторяет такие физиологические функции организма, как сердцебиение, дыхание и артериальное

давление. На протяжении суток работоспособность человека также ритмически изменяется:

постепенно повышаясь в утренние часы, она достигает максимального уровня в 10-13 часов, а

затем к 14 часам обычно снижается. Далее происходит новое повышение работоспособности,

которое после 20 часов постепенно снижается.

Вес тела здорового человека находится в определенной зависимости от его роста, телосложения и

других показателей физического развития. Народная мудрость гласит: «Чем тоньше талия, тело

дольше живет, чем толще талия, тем короче жизнь».

Продолжительность жизни любого существа может превышать период времени, за которое оно

достигает зрелости, в 14 раз. Доктор Христофорсон из Лондона, например, убежден, что человек

может прожить 300,400 или даже 1000 лет, если организм обеспечивается всеми необходимыми

веществами жизнедеятельности. Наш алгоритм, контролирующий оздоровительный эффект

учебно-тренировочного процесса есть ни что иное как формула теоретического бессмертия

человека. И насколько высока будет мудрость познания человека самим себя, настолько он

приблизит продолжительность практики своей жизни к теоретической бесконечности.

По данным Лондонского общества, у людей, вес которых превышает свою норму для их возраста и

роста на 35 и более процентов, смертность в полтора раза больше средней. Когда же окружность

живота превышает окружность груди при полном вдохе чем на 5 см. смертность повышается еще

на 50 процентов. Росто-весовой пропорциональности не выдумка, а закон природы, как гарантия

оптимальности психического благополучия человека. То есть, коэффициент утилизации пищевого

энергоснабжения равен нулю или идет с минусовой отметкой, не обеспечивая рентабельности

жизнедеятельности организма, накапливает усталость, которая в свою очередь переходит в

хроническую, поражая все большую массу людей, невзирая на возраст и социальное положен.

Физические упражнения, бег, закаливание могут до определенного периода или возраста их

приглушить. Но наступит день когда вы не сможете утром надеть носки, заправить кровать,

«болевой окрошки» появится гипертония с ее кризисами, холодный и горячий пот по ночам и

особенно под утро, хоть выжимай простыню. Значит, вы вошли в зону экстремальности.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПРИРОДЫ, КАК СРЕДСТВО МОБИЛИЗАЦИИ ЗАЩИТНЫХ

СИЛ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Два величайших жизненных подвига совершено во имя здоровья и здорового образа жизни с

использованием естественных факторов природы, как основополагающих средств воздействия и

механизмов регуляции мобильного состояния защитных сил организма и его физического,

психического и социального благополучия. Мы имеем ввиду интегрированную практику

медицинской науки и культуры специалиста по продлению жизни, американца Поля Брэгга,

который делил людей на два сорта; настоящие - они сами заботятся о себе и не настоящие -заботу о

себе они взваливают на плечи окружающих и врачей.

Деятельность П. Брэгга явилась как бы научно обоснованной предтечей уникальной культуре

фундаментального базиса, самобытной народной мудрости естественного образа жизни,

собранного по крупицам и проверенного монолитом собственного автоэксперимента на

протяжении нескольких десятилетий жизни в природе П.К. Иванова, дают в руки всего

человечества бесценный материал торжества личности над фатальностью своей судьбы. Как ни

парадоксально, они оба практикой своей жизни доказали, что простудных заболеваний в природе

нет. Но раз нет простудных заболеваний, тогда и нет закаливания в том общепринятом понимании.

Но как система достаточно осторожного П. Брэгга, так и более близкая нашему образу жизни и

экономическим возможностям практика великого опыта П.К. Иванова, проверенные

экспериментально, более чем на 99 процентов, подтверждают их правоту и величие их подвига. С

глубокой печалью говорит П. К. Иванов о том, что все мы в мыслях богатые, но в делах бедные,

все мы хотим жить, а фактически умираем .

Список используемой литературы:

1. С. Г. Макевнин, А. А. Вакулин. Охрана природы. – М.: изд.

Агропромиздат, 1991.

2. А. И. Воронцов, Е. А. Щетинский, И. Д. Никодимов. Охрана природы. –

М.: изд. Агропромиздат, 1989.

3. Г. Н. Шейко, Л.А. Черномор. Задачи санитарной общественности в охране

окружающей среды. – М.: изд. Медицина, 1986.

4. Ю. А. Банникова. Радиация. – М.: изд. Мир, 1988.

5. Ю. В. Новиков. Вода как фактор здоровья. – М.: изд. Знание, 1989.

6. Г. Б. Миринов. Заболевания органов дыхания: профилактика. – М.: изд.

Знание, 1990.

7.Зверев. И. Д. Человек. Организм и здоровье. -М., Вента-Граф, 2000 г.

8.Рохлов В. С. и др. Биология. Человек. Институт непрерывного образования. -М., 2000 г

9.Маш Р. Д. Человек и его здоровье. Мнемозина. -М., 2000 г.

10.Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. -М.: Просвещение, 1992.

11.Шелтон Г. Естественное сочетание пищи. - Киев, 1993 г.

12.Батуев А. С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и

гигиене. -М.: Просвещение, 1996 г.



В раздел образования