Автор: Динаева Мариям Магомедовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 9"
Населённый пункт: города Нальчик Кабардино-Балкарской республики
Наименование материала: разработка урока по географии с использованием методики "Карта понятий"
Тема: "Природные ресурсы земной коры"
Раздел: среднее образование
Тема урока: Природные ресурсы земной коры
Цель и задачи урока:
-
сформировать
знания
о
природных
ре сурсах
земной
ко р ы ;
-
продолжить
формирование
знаний
о
горных
породах,
их
видах
и
особенностях происхождения;
- сформировать представление о закономерностях размещения полезных
ископаемых.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
формирование
представлений
и
теоретических
знаний
о
природных ресурсах земной коры, о видах горных пород; о закономерностях
размещения
полезных
ископаемых;
формирование
умений
и
навыков
использования знаний для объяснения процесса образования горных пород.
Метапредметные: формирование умений определять понятия; применять
схемы для объяснения последовательности процессов и явлений; создавать
схемы для решения учебных задач; владеть устной и письменной речью.
Личностные: развитие познавательного интереса к природным богатствам
земли
на
основе
изучения
материала
параграфа;
формирование
научного
мировоззрения
на
основе
установления
закономерностей
размещения
полезных ископаемых.
УМК:
учебник
«География 7 класс» под ред А.И. Алексеева, ФГОС
В о з р а с т
у ч а щ и х с я:
7
к л а с с .
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
1.
Организационный
этап.
Взаимное
приветствие,
проверка
наличия
необходимых принадлежностей, фиксация в журнале отсутствующих.
2.
Для
постановки
цели
и
задач
урока
самими
учащимися,
задаются
наводящие вопросы: Из чего древние люди изготавливали орудия труда и
охоты?
Где человек берёт материалы для изготовления необходимых для
жизни предметов? Что люди называют полезными ископаемыми? Где их
человек берёт? Какая часть земли содержит полезные для человека вещества?
Делается
вывод:
на
уроке
будем
рассматривать
богатства
земной
коры,
которые
человек называет ресурсами. Без этих ресурсов жизнь человека
немыслима. На основе полученных данных составляется Карта понятий:
земная кора - горные породы – минералы
Земная кора
Горные породы
Минералы
3. Актуализация знаний.
Учитель просит учащихся , используя словарь
иностранных
слов
,
определить
значение
слова
«ресурс».
В
переводе
с
французского это слово означает «запасы, источники чего-либо». А какие
ресурсы
знаете
вы?
Отвечая
на
этот
вопрос,
дети
активизируются
и
мотивируются на познание.
4. Для первичного усвоения новых знаний, учащиеся на основе текста «Какие
природные ресурсы земной коры использует человек?»
выявляют: самый
первый ресурс, используемый человеком (каково значение этого ресурса); что
такое
земельные
ресурсы;
что
такое
минеральные
ресурсы.
Выводы
формулируют в виде простых предложений и составляют Карту понятий.
5.
Для
первичной
проверки
понимания
изучаемого
материала,
учитель
предлагает ученикам разобраться с тем, что происходит с горными породами
в природе на основе анализа схемы «Образование горных пород» (рис 24 стр.
37) и текста параграфа. В форме кратких предложений учащиеся делают
выводы
о
том,
как
формируются
магматические,
метаморфические
и
осадочные горные породы.
Приводят примеры горных пород различного
происхождения и находят их образцы в школьной коллекции.
Природные ресурсы
Лесные
Земельные
Водные
М
инеральные
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
ОСАДОЧНЫЕ
МАГМАТИЧЕСКИЕ
ОБЛОМОЧНЫЕ (гравий)
ГЛУБИННЫЕ (гранит)
ХИМИЧЕСКИЕ (гипс, соль)
ОРГАНИЧЕСКИЕ (мел, нефть)
СМЕШАННЫЕ (мергель)
ИЗЛИВШИЕСЯ (базальт)
МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ
(мрамор, сланцы, гнейсы)
Таким образом, составляется Карта понятий: горные породы-магматические-
глубинные-излившиеся-метаморфические-осадочные-обломочные-
химические-органические-смешанные.
В Карту понятий также заносятся
примеры горных пород.
6. Первичное закрепление материала проводится в форме работы с картой
«Строение земной карты», в результате которой учащиеся получают ответ на
вопрос «Где искать полезные ископаемые?» Эта работа позволяет ученикам
выявить
закономерности
размещения
полезных
ископаемых.
Выводы
формулируются в виде простых предложений и фиксируются в тетради. На
основе полученных данных составляется Карта понятий: строение земной
коры - полезные ископаемые (образец)
Осадочные горные породы – топливные полезные ископаемые
М а г м а т и ч е с к и е
и
м е т а м о р ф и ч е с к и е
г о р н ы е
п о р о д ы
-
рудные и нерудные полезные ископаемые
Критерии оценивания
1. Использованы все термины и понятия (один термин – 1балл)
2. Установлены взаимосвязи (одна взаимосвязь - 1балл)
3. Точно указана взаимосвязь, то есть стрелка подписана (одно указание
- 1 балл)
4. Указаны конкретные примеры (один пример- 1 балл)
5. Указаны типы горных пород (один тип -1 балл)
6. Горизонтальные взаимосвязи между терминами и понятиями (одна
взаимосвязь – 2 балла)
7. Домашнее задание : параграф 10 изучить; выполнить задания рубрик ЭЯЗ,
ЭЯМ; из рубрики ЭМИ задание на выбор; задание №9 стр. 12 по тренажёру
ПЛИТЫ ДРЕВНИХ И МОЛОДЫХ ПЛАТФОРМ
ЩИТЫ ДРЕВНИХ ПЛАТФОРМ И СКЛАДЧАТЫЕ ОБЛАСТИ
8. Рефлексия. Подводя итоги занятия, учитель предлагает своим ученикам
ответить на вопрос:
Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях
1. Я могу определить, где искать полезные ископаемые по строению земной
коры.
2.
Я
могу
отличить
магматическую
горную
породу
от
осадочной.
3. Я могу связать образование горных пород с различными
процессами и
явлениями.
4. Я могу охарактеризовать роль и значение ресурсов земной коры в жизни
человека.
5. Я могу назвать горные породы по их внешнему виду.
Д л я
с а м о о ц е н к и
у ч е н и к а м
п р е д л а г а ю т с я
в а р и а н т ы :
1. Очень уверенно
2. Уверенно
3. Довольно уверенно
4. Неуверенно.
При проведении урока используется методика «Карта понятий». Карты
понятий
позволяют
оценить,
как
хорошо
ученики
могут
видеть
общую
картину предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить
связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный
материал. «Карта понятий» – это диаграмма, состоящая из узловых точек
(каждая из которых помечена определённым понятием), связанных прямыми
линиями, которые также помечены. Узловые точки-понятия расположены на
разных иерархических уровнях, соответствующих движению от наиболее
общих к конкретным, специальным понятиям.
Карта состоит из названий
понятий,
помещённых
в
рамки;
они
связаны
линиями,
фиксирующими
соотношения
этих
понятий
в
направлении
от
общего
к
частному.
Карту может составлять ученик самостоятельно или в паре. Карта также
может
быть
результатом
общей
работы
группы
учеников.
Карта
может
составляться вместе со всем классом в ходе одного или нескольких уроков.
Постепенно расширяется круг входящих в карту понятий и пристраиваются
новые связи между понятиями. Можно обозначать следующие основные цели
использования данной методики в целях обучения:
изучение терминов,
фактов и понятий конкретного предмета; организация информации в точные
категории;
синтез
и
интеграция
информации,
понятий,
идей.
Учитель
предлагает
учащимся
следующую
инструкцию:
надо
нанести
на
Карту
наиболее
важные
и
наиболее
общие
понятия
по
изучаемой
теме.
Затем,
стрелками
показать,
какие
понятия
связаны
между
собой.
Следует
специально
подчеркнуть,
что
нужно
построить
связи
между
понятиями,
находящимися в одной части карты, и понятиями, расположенными в других
ее частях.
Нужно предложить ученикам внести в карту как можно больше
дополнительных
понятий,
которые
сделают
ее
уникальной,
значимой
и
полезной лично для них. Необходимо напомнить им, что в рамке желательно
писать не более двух слов, и подчеркнуть, что помарки не имеют значения,
карту можно дорисовывать столько, сколько каждый хочет. В то время как
ученики работают, учитель должен ходить по классу, помогая им, но, не давая
указаний.
Надо
напомнить
ученикам,
что
карта
понятий
–
это
самостоятельная
форма
представления
собственных
знаний
и
понимания
предмета. Необходимо сообщить ученикам, что карты могут весьма помочь
им в учебе. Они позволяют кратко и концентрированно представить основное
содержание многих страниц учебника.
Иногда
у
учеников
возникают
серьезные
затруднения
и
чувство
растерянности,
когда
они
впервые
сталкиваются
с
таким
заданием,
как
составление карты понятий. Чтобы справиться с этим, поддержать учеников и
придать им смелости в рефлексии собственных знаний, надо предложить им
выполнять картирование в группах по 3–4 человека. Это упражнение обычно
дает детям весьма богатый и полезный опыт обсуждения, аргументирования
и защиты своей позиции. Результат этого процесса – обмен и взаимное
обогащение идеями, которые к тому же становятся очевидными для учителя.
При использовании этого метода происходит осмысленное усвоение нового
материала.
В результате осмысленного усвоения меняется сам способ получения
индивидуального
жизненного
опыта.
Методику
можно
использовать
на
практике
для
выявления
и
оценивания
структуры
знаний
учеников,
сформированных при изучении естественных наук, в частности географии.