Напоминание

Методический материал


Автор: Легостина Елена Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СШ № 2 р.п.Тумботино
Населённый пункт: р.п.Тумботино,Павловский район, Нижегородская обл.
Наименование материала: Занятия по адаптации пятиклассников с элементами АРТ-терапии
Тема: Методический материал
Раздел: среднее образование





Назад




Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы.

. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как прой -

дет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.

Пятиклассники переживают эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности

представлений о требованиях новых учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и

нормах поведения в коллективе класса и т.д. Возникает состояние внутренней напряженности, насто -

роженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к

школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответ -

ственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Наиболее подвержен-

ными дезадаптации становятся ослабленные дети ( а их, к сожалению, из года в год становится все

больше и больше). Собственная тревожность мешает ребенку адекватно воспринимать школьную

жизнь, строить отношения с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс,

ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Поэтому необходимо сделать есте -

ственный процесс адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене менее болезненным и бо -

лее интенсивным.

В связи с этим возникла необходимость разработки программы занятий по адаптации пятиклассни -

ков к обучению в среднем звене школы.

Программа коррекционных занятий по адаптации

пятиклассников к средней школе

с элементами АРТ терапии

Обоснование программы: по итогам первичной диагностики в начале учебного года по методикам:

1.Тест школьной тревожности

2.Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

3.«Цветные письма» - определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.

4. Методика С.В. Левченко «Чувства в школе».

5. Работа на световом песочном столе

6.Сказки Песочной Феи.

Были выделены учащиеся с дезадаптацией и частичной адаптацией.

Цель программы: способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней

школы.

Задачи программы:

формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школь-

ной тревожности;

формирование устойчивой учебной мотивации детей;

создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы

единых обоснованных требований;

повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;

освоение детьми школьных правил;

выработка норм и правил жизни класса;

формирование адекватных форм поведения в новых

школьных ситуациях;

развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных

отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности; повы-

шение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характери -

зующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооцен-

ка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отно-

шения к школе, к учителям и одноклассникам.

Методы и техники, используемые в программе:

1. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды.(сказка, работа с песком)

2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

3. Рисуночная арт-терапия.

4. Моделирование образцов поведения.

5. Метафорические истории и притчи.

Организация занятий:

В данной программе представлены 10 тем, по одному занятию в неделю. Организационные момен-

ты:

· на занятии дети сидят за столами (кабинет психолога №303)

· занятие длится столько же, сколько урок;

· форма занятий соответствует основным этапам урока: вводная часть; основная тема урока; заключи-

тельная часть (обратная связь).

На занятиях не ограничивается самостоятельность и активное участие детей в решении задач. Ис-

пользование детской гипотезы позволяет раскрыть возможности и способности ребенка через творче-

скую деятельность в учебном процессе.

Тематический план:

занятия

Название занятия

Кол-во

(акад.)

часов

Занятие 1.

Создание группы, принятие правил группы.

Цели:

– сформировать группу участников;

– способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы

поддержки в группе;

– выяснить ожидания детей;

– развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитив-

ные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные

проблемы.

1

Занятие 2.

Здравствуй, пятый класс!

Цели:

– способствовать формированию групповой сплоченности;

1

– помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе;

-сказки Песочной Феи.

Занятие 3.

Находим друзей

Цели:

– способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;

– помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;

– повысить самооценку детей;

-упражнения с песком.

1

Занятие 4.

Узнай свою школу

Цели:

– помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать

особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.

1

Занятие 5.

Что поможет мне учиться?

Цели:

– помочь участникам группы осознать правила работы на уроке;

– способствовать формированию учебных навыков;

– способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.

1

Занятие 6.

Легко ли быть учеником?

Цель:

– помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику;

– способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельно-

сти.

1

Занятие 7.

Чего я боюсь?

Цели:

– научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти спосо-

бы их преодоления;

– снизить школьную тревожность

1

Занятие 8.

Трудно ли быть настоящим учителем?

Цели:

– расширение и обогащение навыков общения с учителями;

– формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осо-

знании критериев оценки;

– коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях.

1

Занятие 9.

Работа с негативными переживаниями

Цели:

– повышение эмоциональной устойчивости детей;

– формирование навыков принятия собственных негативных эмоций;

– формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания.

1

Занятие 10.

Диагностика:

1.

Тест школьной тревожности Филлипса.

2.

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации

1

Н.Г. Лускановой.

3.«Цветные письма» - определение психологической комфортности

учащихся на разных уроках.

Литература:

1.

Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику?// Школьный психолог, 2003.-№.31

2.

Битиянова М.Р. Адаптация ребенка к школе:диагностика, коррекция, педагогическая

поддержка.-М.: Генезис,1998

3.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные

программы.-М.: Новая школа,1993

4.

Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе.

5.

К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?» (М.: Генезис, 2001)



В раздел образования