Автор: Легостина Елена Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СШ № 2 р.п.Тумботино
Населённый пункт: р.п.Тумботино,Павловский район, Нижегородская обл.
Наименование материала: Занятия по адаптации пятиклассников с элементами АРТ-терапии
Тема: Методический материал
Раздел: среднее образование
Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы.
. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как прой -
дет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
Пятиклассники переживают эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности
представлений о требованиях новых учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и
нормах поведения в коллективе класса и т.д. Возникает состояние внутренней напряженности, насто -
роженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к
школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответ -
ственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Наиболее подвержен-
ными дезадаптации становятся ослабленные дети ( а их, к сожалению, из года в год становится все
больше и больше). Собственная тревожность мешает ребенку адекватно воспринимать школьную
жизнь, строить отношения с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс,
ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Поэтому необходимо сделать есте -
ственный процесс адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене менее болезненным и бо -
лее интенсивным.
В связи с этим возникла необходимость разработки программы занятий по адаптации пятиклассни -
ков к обучению в среднем звене школы.
Программа коррекционных занятий по адаптации
пятиклассников к средней школе
с элементами АРТ терапии
Обоснование программы: по итогам первичной диагностики в начале учебного года по методикам:
1.Тест школьной тревожности
2.Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
3.«Цветные письма» - определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.
4. Методика С.В. Левченко «Чувства в школе».
5. Работа на световом песочном столе
6.Сказки Песочной Феи.
Были выделены учащиеся с дезадаптацией и частичной адаптацией.
Цель программы: способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней
школы.
Задачи программы:
формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школь-
ной тревожности;
формирование устойчивой учебной мотивации детей;
создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы
единых обоснованных требований;
повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;
освоение детьми школьных правил;
выработка норм и правил жизни класса;
формирование адекватных форм поведения в новых
школьных ситуациях;
развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных
отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности; повы-
шение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характери -
зующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооцен-
ка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отно-
шения к школе, к учителям и одноклассникам.
Методы и техники, используемые в программе:
1. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды.(сказка, работа с песком)
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Рисуночная арт-терапия.
4. Моделирование образцов поведения.
5. Метафорические истории и притчи.
Организация занятий:
В данной программе представлены 10 тем, по одному занятию в неделю. Организационные момен-
ты:
· на занятии дети сидят за столами (кабинет психолога №303)
· занятие длится столько же, сколько урок;
· форма занятий соответствует основным этапам урока: вводная часть; основная тема урока; заключи-
тельная часть (обратная связь).
На занятиях не ограничивается самостоятельность и активное участие детей в решении задач. Ис-
пользование детской гипотезы позволяет раскрыть возможности и способности ребенка через творче-
скую деятельность в учебном процессе.
Тематический план:
№
занятия
Название занятия
Кол-во
(акад.)
часов
Занятие 1.
Создание группы, принятие правил группы.
Цели:
– сформировать группу участников;
– способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы
поддержки в группе;
– выяснить ожидания детей;
– развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитив-
ные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные
проблемы.
1
Занятие 2.
Здравствуй, пятый класс!
Цели:
– способствовать формированию групповой сплоченности;
1
– помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе;
-сказки Песочной Феи.
Занятие 3.
Находим друзей
Цели:
– способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;
– помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;
– повысить самооценку детей;
-упражнения с песком.
1
Занятие 4.
Узнай свою школу
Цели:
– помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать
особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.
1
Занятие 5.
Что поможет мне учиться?
Цели:
– помочь участникам группы осознать правила работы на уроке;
– способствовать формированию учебных навыков;
– способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.
1
Занятие 6.
Легко ли быть учеником?
Цель:
– помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику;
– способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельно-
сти.
1
Занятие 7.
Чего я боюсь?
Цели:
– научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти спосо-
бы их преодоления;
– снизить школьную тревожность
1
Занятие 8.
Трудно ли быть настоящим учителем?
Цели:
– расширение и обогащение навыков общения с учителями;
– формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осо-
знании критериев оценки;
– коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях.
1
Занятие 9.
Работа с негативными переживаниями
Цели:
– повышение эмоциональной устойчивости детей;
– формирование навыков принятия собственных негативных эмоций;
– формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания.
1
Занятие 10.
Диагностика:
1.
Тест школьной тревожности Филлипса.
2.
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации
1
Н.Г. Лускановой.
3.«Цветные письма» - определение психологической комфортности
учащихся на разных уроках.
Литература:
1.
Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику?// Школьный психолог, 2003.-№.31
2.
Битиянова М.Р. Адаптация ребенка к школе:диагностика, коррекция, педагогическая
поддержка.-М.: Генезис,1998
3.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные
программы.-М.: Новая школа,1993
4.
Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе.
5.
К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?» (М.: Генезис, 2001)