Напоминание

Технологическая карта уроков литературы в 10 классе


Автор: Игнатьева Екатерина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ-лицей № 13
Населённый пункт: п.Краснообск Новосибирской области
Наименование материала: Технологическая карта к КТП
Тема: Технологическая карта уроков литературы в 10 классе
Раздел: полное образование





Назад




Игнатьева Е. В

Технологическая карта к изучению творчества Л. Н. Толстого в 10 классе

Технологическая карта – интересный опыт планирования занятия по литературе. У неё

несколько особенностей.

Во-первых, технологическая карта в отличие от поурочного планирования позволяет

более чётко спланировать работу на уроке, акцентируя внимание учащихся на самых

важных историко - и теоретико-литературных понятиях.

Во-вторых, определяя, какие умения необходимо сформировать у учащихся,

технологическая карта способствует рациональному формулированию заданий для

учащихся.

В-третьих, технологическая карта позволяет увидеть систему работы по подготовке

учащихся к экзамену: от поурочных заданий и формируемых с их помощью умений к

темам сочинений.

И, наконец, технологическая карта может быть полезна не только учителю, но и

учащемуся, так как предоставляет ему возможность осознанно участвовать в

образовательном процессе, демонстрируя его основные этапы и конечные цели, позволяет

осуществлять самоконтроль и видеть перспективы учебной деятельности, что в конечном

итоге формирует навыки самообразования и чувство ответственности. Таким образом, для

учащихся использование технологической карты имеет не только образовательное, но и

воспитательное значение.

При построении предлагаемой технологической карты учитывалась лекционно-

семинарская система занятий со спаренными уроками.

Виды

урока

Тема урока

Литературные

произведения

Историко-литературные знания

Лекция 1

2-я половина

XIX века –

время

“большой”

прозы в

русской

литературе

Характерист

ика

литературног

о процесса 2-

й половины

XIX века

Теоретико-

литературные

знания

Эпический род

литературы. Роман и

его жанровые

разновидности.

Своеобразие русского

романа

Формируемые

умения

Характеризовать

литературную эпоху.

Называть

особенности романа

как эпического

произведения

Семинар 1

Л.Н. Толстой.

Ранние

рассказы как

пролог к

«Войне» и

миру»

«Набег» или

«Севастопольски

е рассказы».

Творческая

биография:

история

создания

произведения,

история

публикации

Рассказ (очерк) как

эпическое

произведение. Тема,

проблема. Персонаж,

пейзаж. Автор и

рассказчик

Соотносить

биографию писателя

и художественное

произведение.

Различать понятия

“автор” и

“рассказчик”.

Определять функцию

пейзажа

Лекция 2

Л.Н. Толстой

Трилогия,

Автобиографический

Понимать природу

на пути к

«Войне и

миру».

Духовные и

творческие

искания

«Казаки»,

«Люцерн», «Три

смерти», «Утро

помещика»

аспект произведений.

Исторический

контекст

Трилогия. Смысл

названия. Тема.

Нравственная,

проблематика.

Психологизм

повествования. Автор

и герои. Пейзаж.

Композиция.

Антитеза

психологизма.

Воспринимать

произведения в

историческом

контексте. Видеть

автобиографический

аспект произведений,

единство их

нравственной

проблематики

Семинар 2

Подготовка к

сочинению.

Анализ

рассказа Л.Н.

Толстого

«Набег»,

«Люцерн»,

«Утро

помещика»,

«Три смерти»

Автобиографический

аспект произведений.

Исторический

контекст

Смысл

названия. Тема.

Нравственная,

философская,

социальная

проблематика. Автор

и герои. Пейзаж.

Композиция.

Антитеза

Понимать тему

сочинения. Отбирать

материал для

сочинения.

Составлять план

сочинения. Строить

рассуждение

логически. Соблюдать

трёхчастную

композицию.

Лекция 3

Классное

сочинение по

рассказам

Л.Н.

Толстого

1. Смысл

названия

рассказа «Три

смерти».

2. Своеобразие

конфликта в

рассказе «Утро

помещика».

3. Авторская

позиция и

средства её

выражения в

рассказе

«Люцерн».

4. Идейно-

композиционная

роль пейзажа в

рассказе

«Набег»

Семинар 3

Смысл

названия,

история

создания,

своеобразие

жанра

произведения

Л.Н. Толстой.

«Война и мир»

Взаимосвязь

исторических

событий,

составляющих

основу сюжета

Роман и эпопея как

эпические жанры.

Особенности романа-

эпопеи

Отбирать и

излагать материал

учебной и справочной

. Понимать

многозначность слов,

входящих в название.

Различать жанровые

разновидности

романа.

литературы.

Лекция 4

“Сцепления”

эпизодов как

основа

композиции

романа-

эпопеи.

Проблема

истинного и

ложного как

одна из

центральных

в

произведени

и.

Исторически

й аспект

деятельности

Наполеона

Л.Н. Толстой.

«Война и мир».

Т. 1. «Салон

Шерер»,

«Именины

Ростовых»,

«Сватовство

Анатоля

Курагина» и

другие эпизоды

Эпизод как фрагмент

произведения и как

часть целого.

Антитеза как один из

способов

“сцепления”.

Противопоставление

истинного и ложного

Определять границы

эпизода.

Формулировать тезис

о роли эпизода в

произведении.

Находить в эпизоде

отдельные сцены и

основные сюжетно-

композиционные узлы

(завязку,

кульминацию,

развязку). Соотносить

отдельные эпизоды с

целью обнаружить

“сцепление”

Семинар 4

Война 1805–

1807 гг. –

эпоха

“неудач” и

“срама” в

изображении

Толстого.

Проблема

истинного и

ложного

героизма и

величия

Л.Н. Толстой.

«Война и мир».

Т. 1. «Первый

бой Н.Ростова»,

«Тушин в

Шенграбенском

сражении»,

«Князь Андрей

на поле

Аустерлица»

Исторический аспект

военных событий

Главный,

второстепенный,

эпизодический

персонаж.

Литературный

характер и средства го

изображения

(портрет, речь,

внутренний мир,

поведение, отзывы

других персонажей,

прямая авторская

характеристика)

Называть главных,

второстепенных и

эпизодических

персонажей и

характеризовать их в

совокупности

внешнего и

внутреннего.

Сравнивать поведение

персонажей в рамках

эпизода. Понимать

проблему и выявлять

авторское отношение

к ней.

Лекция 5

Мастерство

Толстого-

художника.

Психологизм

в

изображении

характеров,

внутреннего

мира,

духовных

исканий

героев

Л.Н. Толстой.

«Война и мир»

Идеалы

прогрессивной

дворянской

интеллигенции

преддекабристской

эпохи Психологизм

как особенность

поэтики Толстого.

Приёмы и способы

психологического

изображения:

“диалектика души”,

психологический

анализ, внутренний

монолог (поток

сознания), пейзаж,

портрет, деталь

Видеть богатство и

разносторонность

внутреннего мира

героев. Осмыслять

характеры героев в их

эволюции. Понимать

роль психологизма в

изображении

процесса

нравственногосоверш

енствования

личности. Видеть и

характеризовать

основные приёмы

психологического

изображения

Семинар 5

“Настоящая

Л.Н. Толстой.

Масонство как

Понимать проблему и

жизнь” в

понимании

Толстого

«Война и мир».

Т. 2. «Разговор

Пьера и Андрея

на пароме»,

«Поездка князя

Андрея в

Отрадное»,

«Первый бал

Наташи

Ростовой»,

«Ростовы в

гостях у

дядюшки»

религиозно-этическое

движение.

Крестьянский вопрос

в России начала XIX

века. Реформаторская

деятельность

Сперанского Диалог

как средство создания

художественного

образа и выражения

авторской позиции.

Приёмы и способы

психологического

изображения:

“диалектика души”,

психологический

анализ, внутренний

монолог (поток

сознания), пейзаж,

портрет, деталь

выявлять авторское

отношение к ней.

Видеть конкретно-

исторический и

нравственно-

философский аспекты

проблемы.

Характеризовать,

сравнивать и

оценивать героев

эпизода. Соотносить

отдельные эпизоды с

целью углубления

характеристики

персонажей.

Выстраивать

сравнительную

характеристику

персонажей.

Лекция 6

“Мысль

народная” в

романе-

эпопее.

Пацифизм и

патриотизм

писателя.

Философия

истории и

взгляд

Толстого на

роль

личности в

истории

Л.Н. Толстой.

«Война и мир».

Т. III–IV

Россия в

наполеоновских

войнах 1805–1807 гг.

Отечественная война

1812 г. Наполеон и

Кутузов как

исторические

личности и герои

романа

Роль

авторского вымысла в

создании образов

исторических

деятелей.

Художественное

воплощение идей

автора в изображении

исторических

событий и личностей.

Антитеза как один из

художественных

приёмов: две войны,

два полководца

Различать

литературного героя и

его прототип.

Осознавать

своеобразие и роль

авторского вымысла.

Строить рассуждение

на проблемную тему,

отбирая необходимый

материал. Понимать

идейно-

композиционную роль

антитезы

Семинар 6

Изображение

народной

войны в

романе-

эпопее.

Бородинское

сражение как

идейно-

композицион

ный центр

Л.Н. Толстой.

«Война и мир».

Т. III. Ч. 3-я,

главы 19–39.

«Разговор Пьера

и Андрея

накануне

сражения»,

«Пьер на батарее

Раевского»,

Роль Бородинского

сражения в

Отечественной войне

1812 г.

Роль

авторских

отступлений, их связь

с повествованием.

Диалог персонажей

как средство

художественного

Видеть взаимосвязь

авторских

отступлений и

основного

повествования.

Выявлять средства

художественного

воплощения

авторской позиции.

Характеризовать

романа

«Ранение князя

Андрея»,

массовые сцены

воплощения

авторской позиции.

Показ cобытия

глазами героя как

один из приёмов

выражения авторской

позиции.

Коллективный

персонаж – народ в

массовых сценах

коллективный

персонаж, отбирая

необходимый

материал. Определять

роль эпизода в

произведении.

Лекция 7

Толстой –

учитель и

проповедник

«Война и мир».

Т. IV,

«Исповедь», «В

чём моя вера»,

«Чем люди

живы»,

«Воскресение»,

«Отец Сергий»

Перелом

вмировоззрении

ибогоискательство

Толстого

Публицистика

в творчестве Толстого

(тематика, идейная

направленность,

язык). Своеобразие

“народных рассказов”

Толстого. Идейно-

художественное

своеобразие

произведений

позднего Толстого

Осознавать идею

нравственного

совершенствования

как основную в

творчестве писателя,

видеть её эволюцию.

Знать основные

положения

христианской этики

Толстого и называть

произведения, в

которых они

воплощаются.

Отличать

публицистику от

художественной

прозы

Семинар 7

Изображение

народной

войны в

романе-

эпопее.

Партизанское

движение

Л.Н. Толстой.

«Война и мир».

Т. IV. «Встреча

Пьера с

Платоном

Каратаевым»,

«Петя Ростов в

отряде

Денисова»

Роль партизанского

движения в победе

над Наполеоном

Значение

публицистических

глав в романе.

Художественный

смысл метафоры

“дубина народной

войны”. Своеобразие

и художественная

роль портретной

детали (Платон

Каратаев). Символика

снов героев

Осознавать сочетание

эпического и

публицистического

как элемент

своеобразия

толстовского стиля.

Строить рассуждение

на проблемную тему

отбирая необходимый

материал. Определять

роль эпизода в

произведении.

Лекция 8

Не

относится к

разделам

карты. Все

– к теме

Подготовка к

домашнему

сочинению

по роману

Л.Н.

Толстого

«Война и

мир»

I. Роль эпизода в

романе Л.Н.

Толстого «Война

и мир».

Например:

1. «Капитан

Тушин в

Шенграбенском

сражении».

II. Сравнение и

сопоставление

персонажей романа

Л.Н. Толстого «Война

и мир». Например:

1. Наташа Ростова и...

(Элен, княжна Марья,

Соня).

2. Князь Андрей и...

III. Мастерство

писателя.

1. Мастерство

писателя в создании

образов

второстепенных

персонажей (на

примере одного

персонажа на выбор).

2. «Ростовы в

гостях у

дядюшки».

3. «Встреча

Пьера Безухова с

Платоном

Каратаевым».

(Пьер Безухов,

Николай Ростов,

Борис Друбецкой).

3. Наполеон и

Кутузов.

2. Психологизм

Толстого.

3. Пейзаж в романе

Семинар 8

Итоги

нравственно-

философских

исканий

героев

романа

"Мысль

семейная

Л.Н. Толстой.

«Война и мир».

Т. I–IV. Эпилог

Л.Н.

Толстой. «Война

и мир». Т. I—IV.

Эпилог

Идеи передовой

дворянской

интеллигенции 20-х

гг. Декабристы.

Женский вопрос в

России времён

Толстого

Место и

роль эпилога в

художественном

произведении. Образ

художественный как

конкретная и в то же

время обобщённая

картина человеческой

жизни

Отбирать, и

систематизировать и

обобщать

необходимый

материал для

рассуждения об

образе героя

произведения,

учитывая его

эволюцию. Строить

рассуждение на

проблемную тему,

отбирая необходимый

материал.



В раздел образования