Автор: Новикова Полинария Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад комбинированного вида №14
Населённый пункт: Московская область, г.о. Химки
Наименование материала: Конспекта занятия с дошкольниками подготовительной группы
Тема: Зимующие птицы
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия «Зимующие птицы»
для детей подготовительной группы
Новикова Полинария Андреевна
Воспитатель
МБДОУ Детский сад №14
г.о. Химки
Программное
содержание: закрепить
знания
детей
об
известных
им
зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее
время, развивать у детей наблюдательность, воспитывать чувство любви ко
всему живому, обогащать словарь детей (зимующие птицы, кормушка и др.),
воспитывать чувство коллективизма.
В иды
деятельности: игровая,
познавательно-исследовательская,
коммуникативная, двигательная.
Предварительная
работа: беседы
с
детьми
о
зимующих
птицах,
рассматривание картинок, отгадывание загадок.
Материалы
к
НОД: фонограмма
с
голосами
птиц,
магнитофон,
макет
дерева,
картинки
птиц,
мешочек
с
семенами
подсолнуха,
тыквы,
зёрнами
пшеницы, ягодами рябины, круги из картона, различные зёрна, верёвочки для
«пряников», мячик из мишуры («снежок»), клей ПВА.
Ход НОД:
Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
(Зима.)
Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
Затем звучит фонограмма с голосами птиц.
Воспитатель: Дети, чьи голоса вы слышите? (Птичьи.)
Правильно, это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в
тёплые края? (Перелётные.)
А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, всё
под снегом и др.)
А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие
птицы.)
А вот необычное дерево, на котором поселилась целая стайка, и птички в
этой стайке разные. Они собрались стайкой ещё осенью. Так вместе им легче
прокормиться. Найдёт одна птичка корм и на её голос спешат другие.
А сейчас угадайте, какие птицы сидят на дереве?
Игра «Угадай птицу»
1. Всё время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья – белобока, а зовут её ….. (Сорока.)
4. Птичка-невеличка, ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается прыжок. (Воробей.)
5. Кто там прыгает, шуршит?
Клювом шишки потрошит?
Голосом речистым, чистым,
«Клё-клё-клё» - поёт со свистом? (Клёст.)
Воспитатель: Весь зимний день птицы проводят либо отыскивая пищу,
либо поедая её. А про какую птицу мы забыли? (Синица.)
Физкультминутка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем),
Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку (дети показывают движение),
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень (прыжки).
Игра «Верю – не верю».
Если
утверждение
правильно,
то
дети
отвечают:
«Верю»,
а
если
утверждение неправильно, то отвечают: «Не верю».
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У сороки длинный чёрный хвост.
- Для птиц самое страшное зимой – это голод.
- Дети как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.) Почему? Зимой всё под
снегом, а когда после оттепели наступают морозы, ветки деревьев обледеневают
и птицам трудно добывать пищу и т.п.
А
как
мы
можем
им
помочь
в
это
нелёгкое
время?
(Нужно
птиц
подкармливать, для этого нужно мастерить кормушки.
Птиц
можно
подкармливать
различными
семенами:
подсолнуха,
тыквы,
пшена и др.)
Игра «Определи на ощупь» (В мешочках лежат семена подсолнечника,
тыквы, зёрна пшеницы, ягоды рябины, шишки.)
Отгадайте загадку:
Что за стол среди берёз под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка.)
Воспитатель: У кого дома есть кормушки? Какие птицы прилетают к ним?
Из чего можно сделать кормушки? (Показ всевозможных вариантов кормушек.)
- Кормушки должны быть удобными. Кормить птиц надо регулярно. Корма
должно быть немного.
- Мы тоже с вами можем помочь зимующим птицам, сделать для них
угощение – пряники из различных семян.
Но сначала подготовим наши руки.
Пальчиковая гимнастика:
Птичка прилетела (машем кистями рук),
Головкой повертела (пальцы собраны в щепотку, а на другой руке ладонь
раскрыта),
Из моей ладошки поклевала крошки (изображают, как клюёт крошки).
Дети готовят «пряники для птиц», наклеивая на круг из картона, к которому
приделаны верёвочки, различные зёрнышки.
Воспитатель: а теперь мы эти пряники возьмём с собой на прогулку и
развесим их на деревьях.
Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о
наших садах, лесах и парках.
В конце подводится итог.
Литература:
Никитина Анжелика Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
с детьми 5-6 лет; КАРО - , 2011. - 176 c.