Автор: Гришина Зоя Евгеньевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с №114
Населённый пункт: город Калининград, Калининградская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Развитие логического мышления"
Раздел: дошкольное образование
Развитие логического мышления.
Что же необходимо понимать под логическим мышлением?
Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос — Что такое логика? Логика,
если дословно переводить с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение. Логическое
мышление
—
это
вид
мыслительного
процесса,
при
котором
человек
использует
логические конструкции и готовые понятия.
Логика – это наука о законах мышления и его формах. Развитие логического
мышления происходит ещё в раннем детстве через игровую деятельность: формируются
способности различать разные свойства и особенности предметов.
Все
игры
на развитие
логического
мышления
направлены
на
то,
чтобы
сформировать
у
ребенка
основные
элементы
мыслительных процессов:
сравнение,
обобщение, классификация, синтез, анализ, умозаключение.
В основу развивающих игр положены два принципа обучения – это «от простого к
сложному» и «самостоятельно по способностям».
Логические игры математического содержания воспитывают у детей:
- познавательный интерес,
- способность к творческому поиску,
- желание и умение учиться.
В
условиях
МАДОУ
ЦРР
д/с
№114
г.
Калининграда
существует
множество
настольно-печатных,
дидактических
игр
и
дидактических
пособий,
направленных
на
развитие логического мышления. Игра - это практически единственный инструмент, при
помощи которого можно обучать и развивать дошкольника. Дети учатся планировать свои
действия,
обдумывать
их,
догадываться
в
поиске
результата,
проявляя
при
этом
творчество.
Занятия
по
развитию
элементарному
логическому
мышлению
для
дошкольников составляются, используя дидактические игры.
В педагогике дидактические игры применяются уже давно. Дидактические игры учат
детей сравнивать предметы, находить их связи, анализировать, наблюдать и узнавать о
внешнем мире. К тому же ребенок, усталости от занятий чувствовать не будет, наоборот
они
принесут
ему
радость.
Дидактические
игры
для
ребенка
дошкольного
возраста
периодически нужно повторять. Ведь суть таких игр заключается не только в простом
веселом времяпровождении, но и в учебе. И полученные знания нужно закреплять и
постоянно повторять. Чтобы начать обучение ребенка таким способом, нужно знать, какие
существуют дидактические игры для детей разного возраста.
Например, в младшем дошкольном возрасте используются такие игры как:
«Кто где спрятался?»
Цель: Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.
Оборудование: любая игрушка.
Описание игры. Взрослый прячет игрушку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и
т.д. После того, как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: "Куда спряталась
игрушка?
(под
стол).
Правильно.
Игрушка
под
столом".
Взрослый
выделяет
предлог
голосом, затем предлагает малышу спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизируя речь
ребенка вопросом: "Куда ты спрятал игрушку?"
«Подбери крышку»
Цель: Развивать мышление, мелкую моторику рук, зрительное восприятие и глазомер.
Описание
игры: Посадите ребенка за стол. Поставьте перед ним баночки и отдельно
разложите
крышки.
Попросите
ребенка
подобрать
крышки
для
каждой
баночки
и
закрутить. Затем предложите ему открутить крышки. Если у малыша что-то не получатся,
обязательно
помогайте
ему.
Примечание:
рекомендуется
использовать
небьющуюся
посуду и т.д.
В старшем возрасте можно использовать игры Воскобовича такие игры как:
«ИГРОВИЗОР»
«Игровизор» – это интеллектуальный тренажёр. Прекрасное дополнительное средство на
занятиях по математике (используется при закреплении состава числа, при написании
цифр, графических диктантов). Как правило, игра не оставляет равнодушными ни детей,
ни взрослого и даёт толчок к творческим проявлениям.
Отметим явные плюсы пособия:
- обучение происходит в игровой форме; задания увлекают ребёнка;
- эмоциональная окраска заданий: ребёнку не надо беспокоиться, что он сделает что-то
неправильно, так как можно тут же всё исправить, это даёт уверенность в своих силах,
формирует положительную самооценку;
- задания можно использовать многократно, ещё раз упражняясь, закрепляя пройденный
материал;
-
«Игровизор»
м о ж н о использовать
с
младшей
группы
детского
сада
и
до
подготовительной к школе группе;
«ПРОЗРАЧНЫЙ КВАДРАТ»
Это 30 прозрачных пластин с нанесенными на них изображениями квадратов, ромбов,
трапеций и треугольников.
Есть сказка о том, что мальчик Гео решил навестить свою бабушку, а ворон Метр,
провожая его в дорогу, дал на память нетающие льдинки Айс. Мальчик удивился такому
подарку, но ворон сложил из льдинок фигуру коня и Гео смог часть пути проскакать на
волшебном скакуне. Далее деткам предлагается сложить такие же фигуры, чтобы мальчик
мог скакать без длительных остановок, меняя иногда лошадей.
Логические задачи.
1.
Саша
ел
яблоко
большое
и
кислое.
Коля
—
большое
и
сладкое.
Что
в
яблоках
одинаковое, что разное?
2.
Маша
и
Нина
рассматривали
картинки.
Одна
в
журнале,
другая
в
книге.
Где
рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя,
если Игорь не рисовал дом?
4. Под елкой цветок не растет, под березой не растет грибок. Что растет под елкой?
5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в
футбол – мальчики?
Обычные
загадки,
созданные
народной
мудростью,
также
способствуют
развитию
логического мышления ребенка:
∙Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
∙Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
∙Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
∙Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).
Логические игры,
Назови одним словом,
Классификация,
Чередование,
Сравнение предметов (понятий),
Отгадывание небылиц.
На
сегодняшний
день
существует
огромное
количество
печатных
изданий
с
упражнениями на развитие логического мышления, где приводятся всевозможные задания
для развития детей. Не забываем о классике логических игр: крестиках-ноликах, морском
бое, шахматах, шашках и нардах. Однако в стремлении к изучению основ математики
важно
не
переусердствовать.
Самое
главное
—
это
привить
дошкольнику
интерес
к
познанию. Для этого занятия по математике должны проходить в увлекательной игровой
форме и не занимать много времени. Таким образом, за два года до школы можно оказать
значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если
ребенок
не
станет
непременным
победителем
математических
олимпиад,
проблем
с
математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то
есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.
Ирга
способствует
успешному
усвоению
эталонных
форм,
помогает
понять
соотнесению
целого
и
части.
Совершенствование
интеллекта (внимание, мышление,
память, воображение).
Все эти знания и умения –та база, на которой можно построить
процесс начального обучения шахматной игре.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и
действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в
формировании внутреннего плана действий- способности действовать «в уме».
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры
и
упражнения
будет
проходить
эффективно,
если
работа
будет
строиться
с
учетом
следующих педагогических условий:
- учет индивидуально – возрастных характеристик каждого ребенка при организации
игровой деятельности;
-
активизация
каждого
ребенка
во
время
игр
для
развития
и
совершенствования
мыслительных операций;
- организация игр с использованием поисковых, занимательных вопросов.
Педагог — психолог З.Е.Гришина