Автор: Царегородцева Ираида Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10 г.Йошкар - Олы"
Населённый пункт: г. Йошкар - Ола, Республика Марий Эл
Наименование материала: конспект урока окружающего мира
Тема: 3 класс Моё Отечество "Москва златоглавая"
Раздел: начальное образование
Конспект открытого урока окружающего мира в 3 классе
по теме "Москва златоглавая"
1.
Цели урока:
•
Образовательные: сформировать представление о Москве как столице
России, об исторической и культурной ценности Московского Кремля и
Красной площади как уникального комплекса архитектурных и
исторических памятников времён Московского государства, показать
взаимосвязь Москвы древней и современной.
•
Развивающие: развивать речь, мышление, умение работать с книгой,
коммуникативных умений.
•
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за принадлежность к
своему народу, его славному историческому прошлому.
Ход урока:
1. Оргмомент, присоединение.
Долгожданный дан звонок , начинается урок.
Если много знать хотите, в страну знаний поспешите.
Проверьте, всё ли готово к уроку "Моё Отечество".
Чем отличается урок "Моё Отечество" от других? (Мы путешествуем по реке
времени)
2. Повторение изученного, актуализация знаний.
А) Как обычно, в начале урока вспомним то, что уже изучили.
Два ученика поработают на реке времени, расставив даты и события в
хронологическом порядке.
Два ученика разгадают кроссворд, посвященный жизни Руси в XV веке.
А мы с вами поиграем в игру "Узнай портрет"
Б) А теперь давайте оценим проведенную работу. Работу первой группы
оценивает по критериям ______________
Работу второй группы оценивает ______________.
Коллективную работу оценит _____________________.
В)
В
очередной
раз
мы
с
вами
совершаем
путешествие
по
реке
времени
Российской
истории.
Наш
корабль,
миновав
пороги
после
скалы
Батыева
нашествия, вышел и остановился на широкой воде. На каком участке Российской
истории мы находимся? Как называется изучаемый раздел?
Итак, начались новые времена. Внук Дмитрия Донского под властью Москвы
объединил русские земли и избавил от ордынской зависимости.
3. Введение в тему урока.
А вот тему сегодняшнего урока я вам говорить не буду. Попробуйте догадаться,
составив пословицы из слов у вас на столах. Работаем в группах.
- Какие получились пословицы? (Ребята зачитывают пословицы, каждая группа
свою пословицу)
Что объединяет все эти пословицы? (Тема Москвы) Значит, тема урока "Москва".
Откройте
учебник
и
прочитайте
название
темы
параграфа
11.
"Москва
златоглавая" Что это за слово такое "златоглавая"? (это сложное слово из двух
корней "Злато" и "глава") Что бы это значило?
(Если ребята затрудняются ответить, отложим вопрос на финал урока)
Мы
будем
говорить
не
только
о
Москве
-
центре
страны.
Мы
совершим
увлекательное путешествие в далёкие и близкие пласты истории. Вы слышали
выражение "Москва - сердце России" Москва - часть души русского человека.
Поэты посвящают ей стихи.
Москва, Москва...Ах, сколько в этом звуке
для сердца русского слилось,
как много в нём отозвалось!
Композиторы посвящают ей музыку, художники пишут картины. А что расскажет
о Москве история?
4.Путешествие в историю Москвы
Кто помнит, с чьим именем связано основание Москвы? (Юрий Долгорукий) Что
означает эта дата? (1147г - считается годом основания Москвы, так как в
летописи впервые упоминается град Москов)
Может быть вы догадаетесь, какое самое красивое сооружение было построено
уже через 9 лет после основания Москвы? (Кремль)
А почему и его называют сердцем Москвы?
Но не сразу Москва строилась. Слайд 5
- Вообразил художник Аполлинарий Васнецов себя путешественником по древней
Москве и написал картину. Отправимся и мы с ним в путешествие по времени.
- Каким был Кремль в XII веке? (Деревянный. Сосновый. Потому что вокруг
леса.)
Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка,
На пригорке – церковушка,
Кучка княжьих теремов,
Да десятка два домов.
- Его обнесли даже рвом и земляным валом, но от дождя и снега он долго
продержаться не мог.
-Как изменился Кремль вначале XIV века? Почему? (Дуб – самое прочное
дерево.)
Вот прошло немало лет
И на старом пепелище,
На Кремлёвском городище
Вырастают снова срубы
С крепостной стеной из дуба.
За стеною - терема,
И амбары и дома.
-Закладка дубового Кремля произошла 23 ноября 1339 года.
- Как изменился Кремль в конце XIV века? (Кремль стал белокаменным.)
-И прошло 130 лет, Для Кремля с каменоломни
Прежде чем увидел свет Возят камни целый год.
Кремль московский, только новый – И былой стене на смену
Не дубовый, не сосновый. Строят каменную стену.
Дмитрий – князь, Ивана – внук,
Переделал всё вокруг.
-Почему каменный Кремль надёжнее деревянного?
Когда же в XV веке Москва стала столицей русского государства, государь
всея Руси Иван III хотел, чтобы Москва была самым неприступным городом. -
Иван III пригласил итальянских мастеров, под их руководством более 10 лет
строился новый Кремль. В это время и были возведены красные зубчатые
стены (ласточкин хвост), стройные башни и знаменитые кремлёвские соборы,
которые дошли до наших дней.
- Башни кремля делали крепость особенно надёжной, с них издалека был
виден неприятель. Первоначально было построено более 20 башен, сейчас
остались 7 основных. В башнях хранились запасы продовольствия и оружия, в
них же размещались и защитники Кремля. Не случайно за многовековую
историю Кремль ни разу не был взят штурмом.
-Как вы думаете, почему Кремль столько раз перестраивали и украшали?
5. Физминутка.
6
.
Расширение нового знания. Групповая работа.
- Давайте же с вами войдём на территорию Кремля. Слайд 7
-
Мы
оказались
с
вами
на
соборной
площади.
Почему
она
так
называется? (Предположения детей).
У вас на столах конверты с пазлами. каждая группа соберёт свой пазл с
историческим
памятником
Кремля.
Вы
должны
догадаться,
что
это
за
памятник истории и культуры. Можно использовать картинки учебника для
опознания объекта. Затем вы находите о нём информацию в учебнике и
записываете
самое
главное
в
карту
знаний,
также
имеющуюся
на
ваших
столах в таблицу напротив названия доставшегося вам объекта. На работу
отводим семь минут.
По
окончании
групповой
работы
слово
предоставляется
заранее
подготовленным
экскурсоводам.
Ребята
в
группах
должны
внимательно
выслушать
гида
и
записать
в
табличку(карту
знаний)
самое
главное
о
представляемом
объекте.
При
чём,
после
выступления
экскурсовода,
выясняем, какой группе достался этот объект и выслушивается вывод группы ,
записанный в таблицу. Обсуждаем достоверность записанного, соглашаемся
или
не
соглашаемся
с
выводами
группы,
общий
итог
записывают
все
остальные . Так мы рассматриваем шесть объектов.
Про седьмой объект рассказывает учитель. Это Покровский собор на Красной
площади.
7. Первичное закрепление материала.
- Мы с вами совершили маленькое путешествие в московский Кремль, чтобы
узнать и полюбить его навсегда. Насколько вы были внимательны и всё
запомнили, покажет следующее задание.
Если остаётся достаточно времени, то выполняем задание в печатной тетради
с.23 №2.
8. Итог урока. Так отчего же Москву называют златоглавою?
Подведём итоги нашей работы. У каждого ученика есть листок самооценки.
Ребята
самостоятельно
оценивают
свою
работу.
Затем
оценивают
свою
эмоциональную
удовлетворённость
работой
на
уроке
с
помощью
дерева
успеха ("Яблоня")
Поблагодарим друг друга за работу в группе и в классе.
Домашнее задание: выполнить остальные задания в рабочей тетради по этой
теме