Автор: Никифорова Анна Семеновна
Должность: воспитатель средней группы туллукчаан
Учебное заведение: МБДОУ №70 Детский сад Кэрэчээнэ
Населённый пункт: г. Якутск, с. Хатассы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Заучивание стихотворений для детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Заучивание стихотворений для дошкольников.
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на
воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими
произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно
воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений -одно из средств умственного, нравственного и
эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений
должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии,
художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей
воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать
художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают
эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием
ритма, мелодии; детей привлекает к себе мир звуков.
Начинать знакомство детей с поэтическими произведениями необходимо с
раннего возраста. Кроха еще лежит в коляске, а мама уже декламирует ему
ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет», народные
потешки, прибаутки, мелодичные колыбельные напевы. Когда чадо подрастает,
этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему сознательный
подход к процессу заучивания. Поэтому, можно сказать, что материнское
(семейное) общение играет большую роль в подготовке ребенка к восприятию и
воспроизведению художественных произведений.
Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу:
расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю
гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького
человека. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка,
обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь.
Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание;
овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения,
развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов;
упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения
определять смысл логических ударений и др.
Наиболее благоприятным периодом для заучивания стихотворений является
возраст 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро
развиваться память малыша. И, если до четырех лет мы не ставим перед
ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их
количество- что запомнит, то запомнит, то после четырех лет необходимо уже
целеноправлено учить малыша запоминать текст наизусть. И, чем больше
ребенок будет учить наизусть – тем больший объем памяти сформируется у
него для дальнейшего обучения.
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов,
существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старших
группах дети запоминают значительно большие по объему стихи.
Как учить стихи?
Если ребенок не хочет учить стихи, заставлять и настаивать, конечно же,
не следует. Вообще не нужно относиться к заучиванию стихотворения как к
сложной и серьезной работе. Предложите малышу приготовить стихотворный
сюрприз для папы (бабушки, дедушки). Расскажите ему, как они обрадуются и
удивятся новому стишку. Перед новогодним утренником расскажите. Что все
детки будут рассказывать новогодние четверостишие Деду морозу.
Прочитай ребенку стихотворение несколько раз подряд, при этом не
требуйте от малыша, чтобы он сидел и внимательно слушал вас- наоборот,
пусть он играет или рисует. Потом попросите малыша повторять за вами.
Лучше всего учить стихи в виде игры. Небольшие четверостишия могут стать
волшебным заклинанием или паролем для входа в замок. Можно поиграть в
концерт, с ребенком в роли главного артиста. Многие дети любят, когда их
фотографируют и снимают на камеру- предложите малышу снять фильм о том,
как он рассказывает стих. Это не только развлечет ребенка, но и поможет ему
понять свои ошибки – например, если малыш читает стих слишком тихо.
Еще одна игра для легкого запоминания стишков – читать их по 2 строчки
с разной интонацией: с радостью, с удивлением, с осуждением и т.д.
Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что
художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и
фольклорная) является важным источником средства обогащения образной
речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных
понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром
художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед
воспитателем при развитии речи ребенка. Это таки задачи как: расширение
кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение
словарного запаса, развитие техники речи.
Существование различных методик заучивания стихотворений в детском саду,
не дезориентирует воспитателя, а наоборот, при выявлении общих, главных
позиций позволяет придерживаться главных правил и рекомендаций для
достижения наилучшего результата.