Автор: Шилоносова Наталья Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 393
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Картотека речевых игр для детей раннего возраста
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Картотека речевых игр,
направленных на
развитие словаря
у детей раннего
возраста
Игра: «Шарики и кубики».
Цель:
Учить
ребенка
выбирать
предметы,
ориентируясь
на
их
форму,
действовать
с
п р ед м е т а м и
в
з а в и с и м о с т и
от
с в о й с т в .
Формировать
активные
поисковые
действия,
элементы экспериментирования и прогнозирования
результата,
используя
объемные
геометрические
фигуры.
Оборудование:
четыре
кор зинки:
д в е
красных и две желтых, мячи и кубики красного и
желтого цвета.
Ход игры: Предлагается соотнести по цвету
мячи и положить их в соответствующие корзины.
Аналогично
с
кубиками.
Перед
ребенком
лежат
мячи
и
кубики.
Предлагается
разложить
их
по
корзинам
(подумай
как?),
по
подражанию
действиям педагога).
Игра: «Большой – маленький»
Цель:
Формировать
понятия
о
величине:
большой,
маленький.
Фиксировать
внимание
ребенка
на
различии
и
тождестве
однотипных
предметов по величине. Пополнять его пассивный
словарь словами: большой, маленький.
Оборудование: большие и маленькие мячи и
кубики.
Ход игры: Предлагается положить большие
кубики и большие мячики в большую корзинку, а
маленькие - в маленькую. Педагог демонстрирует
действия.
Игра: «Ориентировка в форме и цвете».
Цель:
Учить
ребенка
выбирать
предметы,
ориентируясь на их форму и цвет, действовать с
предметами в зависимости от поставленной задачи.
Добиваться
понимания
инструкции: «Дай
такой
же
Шарик
(кубик,
кирпичик,
крышу)», а
затем:
«Дай
красный
(зеленый,
желтый,
синий)
шарик
(кубик, кирпичик, крышу)». Активизировать словарь
прилагательных.
Оборудование:
разные
по
форме
и
цвету
кубики,
шарики,
кирпичики,
крыши.
Варианты
заданий:
Сделать
постройку.
Выполнить
игровое
действие
с
шариками
(е сли
ребенок
н е
затрудняется в строительстве простых построек).
Дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик,
кубик, крышу.
Ход игры:
Предлагаются различные
действия по инструкции: «Дай красный (зеленый,
желтый,
синий)
шарик.
Выполнить
игровое
действие с шариками, кубиками. «Строим дом для
куклы».
Сделать
постройку
(если
ребенок
не
затрудняется в строительстве простых построек).
Педагог
просит
ребенка
дать
по
словесной
инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу. «Дай
такой
же
Шарик
(кубик,
кирпичик,
крышу)», а
затем: «Дай
красный
(зеленый,
желтый,
синий)
шарик (кубик, кирпичик, крышу)». «Что ты дал?»
Игра: «Чудесный мешочек».
Цель: Определять на ощупь форму (круглая,
к в а д р а т н а я ) .
А к т и в и з и р о в а т ь
в
р е ч и
прилагательные: круглый, квадратный.
Оборудование: мешочек, шары, кубики.
Ход игры: Рассмотреть с ребенком шарики,
кубики, обговорить форму предметов, спрятать их
в
мешочек.
Предлагается
ребенку
на
ощупь
определить форму предмета, назвать ее, достать
предмет и проверить.
Игра: «Большие и маленькие».
Цель:
Фиксировать
внимание
ребенка
на
величине предметов и ее словесном обозначении.
Ход
игры:
Логопед
просит
выполнить
игровые действия с игрушками. Варианты заданий:
1
)
Маленьких
матрешек
посади
за
маленький стол, больших за большой стол.
2)
Катание
разных
матрешек
в
разных
машинах. Большая матрёшка катается в большой
машине, маленькая в маленькой.
Вопросы
ребенку:
« Гд е
б о л ь ш а я
(маленькая)? Какая это матрешка?».
Игра «Дом большой, дом маленький»
Цель:
Развитие
атрибутивного
словаря,
координация речи и движения.
Оборудование:
Большой
и
м а л е н ь к и й
игрушечные дома, игрушечные заяц и медведь.
Ход
игры:
Рассматривают
большой
и
маленький
дом.
Педагог
рассказывает,
что
в
большом доме живёт медведь, а в маленьком доме
живёт
заяц.
Просит
поселить
их
в
дома
и
спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В
каком
доме
живёт
заяц?»
Проводит
подвижную
игру: «У медведя дом большой".
У медведя дом большой", ой, ой, ой (разводят руки
в стороны),
А
у
зайца
–
маленький,
ай,
ай,
ай
(садятся,
обхватывают руками колени).
Игра: «Какой?».
Цель:
У ч и т ь
р е б е н к а
н а х о д и т ь
разнообразные
предметы
заданного
цвет а.
Называть их.
Оборудование:
Различные
предметы
из
окружения ребенка; сюжетная картинка.
Ход
игры:
педагог
просит
показать
на
картинке все красные (затем отрабатывается синий,
зеленый желтый, белый, черный цвета) предметы и
назвать их.
Игра: «Собери букет».
Цель: Учить
ребенка
выбирать
предметы,
о р и е н т и р у я с ь
н а
и х
ц в е т
Активизация
атрибутивного словаря.
Оборудование:
карточки
разного
цвета,
картинки с изображением цветов.
Ход
игры:
Детям
раздаются
карточки
разного
цвета.
Перед
детьми
раскладываются
картинки с изображением цветов. Ребенок должен
собрать букет, выбирая только те цветы, которые
подходят к цвету его карточки.
После
выполнения
задания
ре бе нок
объясняет свой выбор (например: « У меня красная
карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).
Игра «Чудесная корзинка»
Цель:
Выделять
характерные
признаки
предметов,
находить
фрукты
(овощи)
по
характерным
им
признакам
(форма,
цвет,
тактильные ощущения, вкус). Активизация словаря
прилагательных.
Оборудование:
корзинка,
фрукты,
овощи
(помидор, огурец, яблоко, киви).
Ход
игры:
Педагог
достаёт
из
корзинки
овощ, дети отвечают на его вопросы: что это? (Это
помидор)
Какой
помидор?
(Помидор
красный,
круглый). Аналогично с другими овощами.
Игра: «Что сделал зайчик».
Цель:
Упражнять
ребенка
в
практическом
использовании
глаголов
при
обыгрывании
игрушки.
Следить
за
правильным
построением
предложений.
Ход
игры:
Педагог
рассказывает
сказку,
показывает действия с игрушкой и просит ответить
на вопросы.
Вопросы: «Куда зашел зайчик? Что сделал
зайчик? Почему зайчик сказал: «До свидания»? Кто
пришел?
Что
сделал
зайчик?
Через
что
он
перепрыгнул? До чего он допрыгнул?».
Игра: «Одень куклу».
Цель: Развивать представления об основных
действиях
с
предметами
одежды
и
обуви.
Активизировать глаголы: надевать, обувать.
Оборудование:
кукла,
кукольная
одежда
(юбка, кофта, носки, туфли, шапка).
Ход
игры:
Педагог
вовлекает
детей
в
игровую
ситуацию:
«кукла
собирается
на
прогулку». Одевают куклу и комментируют свои
действия. Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы
ей наденем?
Игра: «Веселый кубик»
Цель:
Учить
соотносить,
узнавать
и
называть
движения,
производимые
одним
объектом.
Оборудование:
кубик
с
наклеенными
на
к а ж д о й
г р а н и
с юж е т н ы м и
к а р т и н к а м и ,
изображающими
действие
(мальчик
сидит,
ест,
идет, лежит, прыгает, спит).
Ход игры: дети бросают кубик по очереди,
называют
действие,
которое
выпало
на
грани
кубика, имитирует это действие.
«Крутись, вертись,
На бочок ложись!»
Игра: «Кто больше?».
Цель: Расширение предикативного словаря.
Ход
игры:
Взрослый
называет
слово,
обозначающее действие. Дети должны назвать как
можно
больше
слов,
относящихся
к
этому
действию
и
обозначающих
предметы
(при
за-
труднениях предъявляются игрушки и предметные
картинки).
Речевой материал:
Летит... (самолет, пух,
бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).
Плывет... (пароход,
лодка,
рыба,
бревно,
утка).
Растет... (трава,
ребенок,
цветок,
дерево,
капуста).
Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница,
муравей) и т.д.
Летит ... (самолет,
пух,
бабочка,
жук,
стрекоза, пчела, воздушный змей).
Плывет... (пароход,
лодка,
рыба,
бревно,
утка).
Растет... (трава,
ребенок,
цветок,
дерево,
капуста).
Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница,
муравей) и т.д.
Игра: «Летает — ползает — прыгает».
Цель: Расширение предикативного словаря.
Оборудование: к а р т и н к и : змея,
к и т ,
бабочка, улитка, окунь, лягушка, кузнечик, муравей,
гусеница, жук, пчела, комар, стрекоза, гусь, белка,
ворона, заяц, жаба, утка.
Ход игры: Каждому ребенку дается картинка
с
изображением
какого-либо
животного,
птицы,
насекомого, рыбы. Детям предлагается подобрать к
э т о й
к а р т и н к е
и з
м н о ж ес т ва
д р у г и х ,
расположенных на наборном полотне, картинки с
изображением животных, передвигающихся так же.
Выбирая картинку, ребенок называет способ пере-
движения: летает, ползает, прыгает, плавает.
Игра: «Кто что может делать?»
Цель: Расширение предикативного словаря.
Ход игры: Детям демонстрируются картинки
с
изображением
лиц
разных
профессий.
Они
рассматривают картинки и рассказывают кто? что?
может делать.
Речевой материал:
повар... (варить, жарить,
резать, солить);
уборщица... (подметать,
вытирать,
мыть,
убирать);
продавец... (продавать, взвешивать, считать,
заворачивать) и т.д.
Игра: «Где же наши ручки?»
Цель:
У ч и т ь
п о н и м ат ь
и
н а з ы в а т ь
существительные,
обозначающие
части
тела
во
множественном
числе,
выполнять
движения
в
соответствии с текстом.
Оборудование:
к у к л а ,
з а п и с ь
н а
магнитофоне песенки «Где же наши ручки?».
Ход игры: Предлагается поиграть с куклой и
повторить
движения
самим
в
соответствии
с
текстом песенки.
Игра: «Маша-растеряша»
Цель:
А к т и в и з и р о в а т ь
с л о в а р ь
суще ствительных,
формировать
п о н я т и е
«игрушки».
Оборудование: кукла, мяч, мишка, грузовая
машина, корзинка, стул, коробка.
Ход
игры:
Детям
предлагается
убрать
игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла
сидела
на
стуле.
Грузовая
машина
лежала
в
коробке».
Ответить
на
вопросы:
Что
лежит
в
корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина?
Была у мамы Маша,
Дочка-растеряша.
Хочет
с
куклой
поиграть
–
Не
найти
ее
опять.
Мяч куда-то закатился,
Мишка с полочки свалился.
С
тобой
мы
к
Машеньке
пойдем
и
все
игрушки соберем.
Варианты:
игра
с
предметами
других
лексических групп.
Игра: «Компот для Белки».
Цель:
Закрепить
знание
о
ф р у к т а х .
Активизировать
в
речи
суще ствительные,
обозначающие фрукты. Понимать и использовать в
активной
речи
обобщающие
слова
«фрукты».
Развивать мыслительные операции.
Оборудование: натуральные фрукты, муляжи
фруктов, картинки фруктов (яблоко, груша, банан,
слива), две кастрюли.
Инструкция: Детям предлагается разложить
два
вида
фруктов
(яблоки
и
сливы).
В
одну
кастрюлю сложить яблоки, в другую - сливы.
Варианты:
увеличить
количе ство
и
а с с орт и ме н т
ф руктов .
П рове с т и
и г ру
с
предметными картинками.
Игра: «Кому что?»
Цель: Активизация номинативного словаря,
развитие мыслительных операций.
Оборудование: куклы, кукольная одежда и
посуда.
Ход игры: Взрослый рассказывает детям о
двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и
сделали
покупки.
Катя
купила
новую
одежду,
а
Таня купила посуду. Продавец сложил покупки в
одну
коробку.
Теперь
Катя
и
Таня
не
могут
поделить их и просят вас помочь им». Дети по
очереди достают из коробки предметы, показывают
всем, называют их и передают хозяйке (Кате или
Тане), объясняя свой выбор.
В а р и а н т ы :
А н а л о г и ч н о
с
д р у г и м и
тематическими
группами
существительных.
Провести игру с предметными картинками.
Игра: «Соберем урожай» .
Цель:
Развитие
номинативного
словаря.
Развитие операций анализа и синтеза.
Оборудование:
Разре зные
картинки
с
изображением
частей
овощей
и
фруктов,
две
корзинки.
Ход
игры:
Детям
предлагается
сложить
разрезную картинку, называть ее, определить, овощ
это или фрукт, и положить в соответствующую кор-
зинку.
В а р и а н т ы :
А н а л о г и ч н о
с
д р у г и м и
тематическими группами существительных.
Игра: «Ощупай, угадай, назови».
Цель:
Развитие
сенсомоторики.
Развитие
умения
выделять
существенные
признаки.
Активизация словаря существительных
Оборудование:
н е б о л ь ш о г о
р а з м е р а
игрушки
животных
(свинья,
кошка),
красивая
коробка.
Ход
игры:
Рассмотреть
с
ребенком
игрушечных свинку и кошку, обговорить их форму,
отличительные признаки, спрятать их в коробку.
Предлагается
ребенку
на
ощупь
определить
предмет,
назвать
его,
достать
и
проверить.
В
помощь детям читают описательную загадку.
Хвост крючком,
Нос пяточком,
Им землю копает,
Хрюкает, не лает.
У нее четыре лапки,
На
лапках
–
коготки-
царапки.
Мышей ловит, Молочко
лакает,
Песни распевает:
- Мяу-мяу!
Варианты: Увеличить количество игрушек.
Найти определенную игрушку.
Игра:
«Ориентировка
в
величине»
( 2
контрастные величины).
Цель: Учить ребенка вкладывать меньший
предмет в больший. (Меньшую по размеру чашку
располагать слева и справа от ребенка.)
Оборудование:
в к л а д ы ш и ,
н а б о р
стаканчиков.
Ход
игры:
Предлагается
ребенку
вложить
меньший предмет в больший (подумай как?) по
подражанию действиям педагога).