Напоминание

Использование ИКТ в соответствии с ФГОС


Автор: Шилоносова Наталья Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 393
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Картотека речевых игр для детей раннего возраста
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека речевых игр,

направленных на

развитие словаря

у детей раннего

возраста

Игра: «Шарики и кубики».

Цель:

Учить

ребенка

выбирать

предметы,

ориентируясь

на

их

форму,

действовать

с

п р ед м е т а м и

в

з а в и с и м о с т и

от

с в о й с т в .

Формировать

активные

поисковые

действия,

элементы экспериментирования и прогнозирования

результата,

используя

объемные

геометрические

фигуры.

Оборудование:

четыре

кор зинки:

д в е

красных и две желтых, мячи и кубики красного и

желтого цвета.

Ход игры: Предлагается соотнести по цвету

мячи и положить их в соответствующие корзины.

Аналогично

с

кубиками.

Перед

ребенком

лежат

мячи

и

кубики.

Предлагается

разложить

их

по

корзинам

(подумай

как?),

по

подражанию

действиям педагога).

Игра: «Большой – маленький»

Цель:

Формировать

понятия

о

величине:

большой,

маленький.

Фиксировать

внимание

ребенка

на

различии

и

тождестве

однотипных

предметов по величине. Пополнять его пассивный

словарь словами: большой, маленький.

Оборудование: большие и маленькие мячи и

кубики.

Ход игры: Предлагается положить большие

кубики и большие мячики в большую корзинку, а

маленькие - в маленькую. Педагог демонстрирует

действия.

Игра: «Ориентировка в форме и цвете».

Цель:

Учить

ребенка

выбирать

предметы,

ориентируясь на их форму и цвет, действовать с

предметами в зависимости от поставленной задачи.

Добиваться

понимания

инструкции: «Дай

такой

же

Шарик

(кубик,

кирпичик,

крышу)», а

затем:

«Дай

красный

(зеленый,

желтый,

синий)

шарик

(кубик, кирпичик, крышу)». Активизировать словарь

прилагательных.

Оборудование:

разные

по

форме

и

цвету

кубики,

шарики,

кирпичики,

крыши.

Варианты

заданий:

Сделать

постройку.

Выполнить

игровое

действие

с

шариками

(е сли

ребенок

н е

затрудняется в строительстве простых построек).

Дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик,

кубик, крышу.

Ход игры:

Предлагаются различные

действия по инструкции: «Дай красный (зеленый,

желтый,

синий)

шарик.

Выполнить

игровое

действие с шариками, кубиками. «Строим дом для

куклы».

Сделать

постройку

(если

ребенок

не

затрудняется в строительстве простых построек).

Педагог

просит

ребенка

дать

по

словесной

инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу. «Дай

такой

же

Шарик

(кубик,

кирпичик,

крышу)», а

затем: «Дай

красный

(зеленый,

желтый,

синий)

шарик (кубик, кирпичик, крышу)». «Что ты дал?»

Игра: «Чудесный мешочек».

Цель: Определять на ощупь форму (круглая,

к в а д р а т н а я ) .

А к т и в и з и р о в а т ь

в

р е ч и

прилагательные: круглый, квадратный.

Оборудование: мешочек, шары, кубики.

Ход игры: Рассмотреть с ребенком шарики,

кубики, обговорить форму предметов, спрятать их

в

мешочек.

Предлагается

ребенку

на

ощупь

определить форму предмета, назвать ее, достать

предмет и проверить.

Игра: «Большие и маленькие».

Цель:

Фиксировать

внимание

ребенка

на

величине предметов и ее словесном обозначении.

Ход

игры:

Логопед

просит

выполнить

игровые действия с игрушками. Варианты заданий:

1

)

Маленьких

матрешек

посади

за

маленький стол, больших за большой стол.

2)

Катание

разных

матрешек

в

разных

машинах. Большая матрёшка катается в большой

машине, маленькая в маленькой.

Вопросы

ребенку:

« Гд е

б о л ь ш а я

(маленькая)? Какая это матрешка?».

Игра «Дом большой, дом маленький»

Цель:

Развитие

атрибутивного

словаря,

координация речи и движения.

Оборудование:

Большой

и

м а л е н ь к и й

игрушечные дома, игрушечные заяц и медведь.

Ход

игры:

Рассматривают

большой

и

маленький

дом.

Педагог

рассказывает,

что

в

большом доме живёт медведь, а в маленьком доме

живёт

заяц.

Просит

поселить

их

в

дома

и

спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В

каком

доме

живёт

заяц?»

Проводит

подвижную

игру: «У медведя дом большой".

У медведя дом большой", ой, ой, ой (разводят руки

в стороны),

А

у

зайца

маленький,

ай,

ай,

ай

(садятся,

обхватывают руками колени).

Игра: «Какой?».

Цель:

У ч и т ь

р е б е н к а

н а х о д и т ь

разнообразные

предметы

заданного

цвет а.

Называть их.

Оборудование:

Различные

предметы

из

окружения ребенка; сюжетная картинка.

Ход

игры:

педагог

просит

показать

на

картинке все красные (затем отрабатывается синий,

зеленый желтый, белый, черный цвета) предметы и

назвать их.

Игра: «Собери букет».

Цель: Учить

ребенка

выбирать

предметы,

о р и е н т и р у я с ь

н а

и х

ц в е т

Активизация

атрибутивного словаря.

Оборудование:

карточки

разного

цвета,

картинки с изображением цветов.

Ход

игры:

Детям

раздаются

карточки

разного

цвета.

Перед

детьми

раскладываются

картинки с изображением цветов. Ребенок должен

собрать букет, выбирая только те цветы, которые

подходят к цвету его карточки.

После

выполнения

задания

ре бе нок

объясняет свой выбор (например: « У меня красная

карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).

Игра «Чудесная корзинка»

Цель:

Выделять

характерные

признаки

предметов,

находить

фрукты

(овощи)

по

характерным

им

признакам

(форма,

цвет,

тактильные ощущения, вкус). Активизация словаря

прилагательных.

Оборудование:

корзинка,

фрукты,

овощи

(помидор, огурец, яблоко, киви).

Ход

игры:

Педагог

достаёт

из

корзинки

овощ, дети отвечают на его вопросы: что это? (Это

помидор)

Какой

помидор?

(Помидор

красный,

круглый). Аналогично с другими овощами.

Игра: «Что сделал зайчик».

Цель:

Упражнять

ребенка

в

практическом

использовании

глаголов

при

обыгрывании

игрушки.

Следить

за

правильным

построением

предложений.

Ход

игры:

Педагог

рассказывает

сказку,

показывает действия с игрушкой и просит ответить

на вопросы.

Вопросы: «Куда зашел зайчик? Что сделал

зайчик? Почему зайчик сказал: «До свидания»? Кто

пришел?

Что

сделал

зайчик?

Через

что

он

перепрыгнул? До чего он допрыгнул?».

Игра: «Одень куклу».

Цель: Развивать представления об основных

действиях

с

предметами

одежды

и

обуви.

Активизировать глаголы: надевать, обувать.

Оборудование:

кукла,

кукольная

одежда

(юбка, кофта, носки, туфли, шапка).

Ход

игры:

Педагог

вовлекает

детей

в

игровую

ситуацию:

«кукла

собирается

на

прогулку». Одевают куклу и комментируют свои

действия. Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы

ей наденем?

Игра: «Веселый кубик»

Цель:

Учить

соотносить,

узнавать

и

называть

движения,

производимые

одним

объектом.

Оборудование:

кубик

с

наклеенными

на

к а ж д о й

г р а н и

с юж е т н ы м и

к а р т и н к а м и ,

изображающими

действие

(мальчик

сидит,

ест,

идет, лежит, прыгает, спит).

Ход игры: дети бросают кубик по очереди,

называют

действие,

которое

выпало

на

грани

кубика, имитирует это действие.

«Крутись, вертись,

На бочок ложись!»

Игра: «Кто больше?».

Цель: Расширение предикативного словаря.

Ход

игры:

Взрослый

называет

слово,

обозначающее действие. Дети должны назвать как

можно

больше

слов,

относящихся

к

этому

действию

и

обозначающих

предметы

(при

за-

труднениях предъявляются игрушки и предметные

картинки).

Речевой материал:

Летит... (самолет, пух,

бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).

Плывет... (пароход,

лодка,

рыба,

бревно,

утка).

Растет... (трава,

ребенок,

цветок,

дерево,

капуста).

Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница,

муравей) и т.д.

Летит ... (самолет,

пух,

бабочка,

жук,

стрекоза, пчела, воздушный змей).

Плывет... (пароход,

лодка,

рыба,

бревно,

утка).

Растет... (трава,

ребенок,

цветок,

дерево,

капуста).

Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница,

муравей) и т.д.

Игра: «Летает — ползает — прыгает».

Цель: Расширение предикативного словаря.

Оборудование: к а р т и н к и : змея,

к и т ,

бабочка, улитка, окунь, лягушка, кузнечик, муравей,

гусеница, жук, пчела, комар, стрекоза, гусь, белка,

ворона, заяц, жаба, утка.

Ход игры: Каждому ребенку дается картинка

с

изображением

какого-либо

животного,

птицы,

насекомого, рыбы. Детям предлагается подобрать к

э т о й

к а р т и н к е

и з

м н о ж ес т ва

д р у г и х ,

расположенных на наборном полотне, картинки с

изображением животных, передвигающихся так же.

Выбирая картинку, ребенок называет способ пере-

движения: летает, ползает, прыгает, плавает.

Игра: «Кто что может делать?»

Цель: Расширение предикативного словаря.

Ход игры: Детям демонстрируются картинки

с

изображением

лиц

разных

профессий.

Они

рассматривают картинки и рассказывают кто? что?

может делать.

Речевой материал:

повар... (варить, жарить,

резать, солить);

уборщица... (подметать,

вытирать,

мыть,

убирать);

продавец... (продавать, взвешивать, считать,

заворачивать) и т.д.

Игра: «Где же наши ручки?»

Цель:

У ч и т ь

п о н и м ат ь

и

н а з ы в а т ь

существительные,

обозначающие

части

тела

во

множественном

числе,

выполнять

движения

в

соответствии с текстом.

Оборудование:

к у к л а ,

з а п и с ь

н а

магнитофоне песенки «Где же наши ручки?».

Ход игры: Предлагается поиграть с куклой и

повторить

движения

самим

в

соответствии

с

текстом песенки.

Игра: «Маша-растеряша»

Цель:

А к т и в и з и р о в а т ь

с л о в а р ь

суще ствительных,

формировать

п о н я т и е

«игрушки».

Оборудование: кукла, мяч, мишка, грузовая

машина, корзинка, стул, коробка.

Ход

игры:

Детям

предлагается

убрать

игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла

сидела

на

стуле.

Грузовая

машина

лежала

в

коробке».

Ответить

на

вопросы:

Что

лежит

в

корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина?

Была у мамы Маша,

Дочка-растеряша.

Хочет

с

куклой

поиграть

Не

найти

ее

опять.

Мяч куда-то закатился,

Мишка с полочки свалился.

С

тобой

мы

к

Машеньке

пойдем

и

все

игрушки соберем.

Варианты:

игра

с

предметами

других

лексических групп.

Игра: «Компот для Белки».

Цель:

Закрепить

знание

о

ф р у к т а х .

Активизировать

в

речи

суще ствительные,

обозначающие фрукты. Понимать и использовать в

активной

речи

обобщающие

слова

«фрукты».

Развивать мыслительные операции.

Оборудование: натуральные фрукты, муляжи

фруктов, картинки фруктов (яблоко, груша, банан,

слива), две кастрюли.

Инструкция: Детям предлагается разложить

два

вида

фруктов

(яблоки

и

сливы).

В

одну

кастрюлю сложить яблоки, в другую - сливы.

Варианты:

увеличить

количе ство

и

а с с орт и ме н т

ф руктов .

П рове с т и

и г ру

с

предметными картинками.

Игра: «Кому что?»

Цель: Активизация номинативного словаря,

развитие мыслительных операций.

Оборудование: куклы, кукольная одежда и

посуда.

Ход игры: Взрослый рассказывает детям о

двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и

сделали

покупки.

Катя

купила

новую

одежду,

а

Таня купила посуду. Продавец сложил покупки в

одну

коробку.

Теперь

Катя

и

Таня

не

могут

поделить их и просят вас помочь им». Дети по

очереди достают из коробки предметы, показывают

всем, называют их и передают хозяйке (Кате или

Тане), объясняя свой выбор.

В а р и а н т ы :

А н а л о г и ч н о

с

д р у г и м и

тематическими

группами

существительных.

Провести игру с предметными картинками.

Игра: «Соберем урожай» .

Цель:

Развитие

номинативного

словаря.

Развитие операций анализа и синтеза.

Оборудование:

Разре зные

картинки

с

изображением

частей

овощей

и

фруктов,

две

корзинки.

Ход

игры:

Детям

предлагается

сложить

разрезную картинку, называть ее, определить, овощ

это или фрукт, и положить в соответствующую кор-

зинку.

В а р и а н т ы :

А н а л о г и ч н о

с

д р у г и м и

тематическими группами существительных.

Игра: «Ощупай, угадай, назови».

Цель:

Развитие

сенсомоторики.

Развитие

умения

выделять

существенные

признаки.

Активизация словаря существительных

Оборудование:

н е б о л ь ш о г о

р а з м е р а

игрушки

животных

(свинья,

кошка),

красивая

коробка.

Ход

игры:

Рассмотреть

с

ребенком

игрушечных свинку и кошку, обговорить их форму,

отличительные признаки, спрятать их в коробку.

Предлагается

ребенку

на

ощупь

определить

предмет,

назвать

его,

достать

и

проверить.

В

помощь детям читают описательную загадку.

Хвост крючком,

Нос пяточком,

Им землю копает,

Хрюкает, не лает.

У нее четыре лапки,

На

лапках

коготки-

царапки.

Мышей ловит, Молочко

лакает,

Песни распевает:

- Мяу-мяу!

Варианты: Увеличить количество игрушек.

Найти определенную игрушку.

Игра:

«Ориентировка

в

величине»

( 2

контрастные величины).

Цель: Учить ребенка вкладывать меньший

предмет в больший. (Меньшую по размеру чашку

располагать слева и справа от ребенка.)

Оборудование:

в к л а д ы ш и ,

н а б о р

стаканчиков.

Ход

игры:

Предлагается

ребенку

вложить

меньший предмет в больший (подумай как?) по

подражанию действиям педагога).



В раздел образования