Напоминание

Развитие познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста


Автор: Фомина Валентина Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО д/с №11
Населённый пункт: ХМАО - Югра, г. Нягань
Наименование материала: методический материал
Тема: Развитие познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как проявляется познавательная деятельность в дошкольном возрасте

Детский

организм

по

своей

природе

стремится

к

активности

и

действиям.

Уже

в

ранние

годы

проявляется

ориентировочный

рефлекс,

который заключается в стремлении узнать «Что это такое?». Формируется

потребность понять и «присвоить знание» (как формулирует психологическая

наука)

Познаем мир

В дальнейшем развивается познавательное отношение к окружающему

миру. Дошкольника интересуют причинно-следственные связи. Появляются

многочисленные

вопросы

о

закономерностях

природных

явлений,

об

окружающих предметах, о технических устройствах, об отношениях людей.

Главным

механизмом

развития

познавательной

деятельности

дошкольников

выступает

восприятие.

Этот

процесс

становится

осмысленным,

интеллектуальным.

Восприятие

превращается

в

познавательную деятельность с конкретными целями и способами получения

результата.

Дошкольник

хочет

разобраться,

как

действует

механическая

игрушка.

Его

интересует,

как

из

семечка

появляется

росток.

Ребенок

стремится

самостоятельно

проверить,

сколько

апельсинов

требуется

для

одного стакана сока. Чтобы получить ответы на подобные вопросы, дети

действуют.

Познавательно

исследовательская

деятельность

ра з ви вае т

интеллектуальные чувства. Ребенок испытывает радость от того, что удалось

разобраться в так озадачивающем его вопросе, удивление при узнавании

нового, изумление от неожиданного открытия, азарт в стремлении решить

задачу.

Методы и приемы познания

Тяга

к

познанию

организует

ребенка.

Познавательный

интерес,

необходимость что-то узнать требуют поставить цель и подчинить ей свои

действия.

Нужно

проявлять

организованность,

н астой чи во сть ,

самостоятельность

и

инициативность.

Деятельность,

направленная

на

открытия

и

получение

знаний,

связана

с

произвольностью

психических

процессов.

Многое

дает

дошкольнику

познавательное

общение

с

взрослыми.

Любознательные малыши сыплют вопросами. Это самый простой способ

расширить

свою

осведомленность.

В

общении

со

взрослым

решаются

познавательные задачи, но этот прием получить готовые знания не дает того

осознания, в котором нуждается ребенок. Поэтому дошкольники ищут другие

методы почерпнуть информацию.

Экспериментирование

Эта

форма

познавательной

активности

направлена

на

получение

недоступных

непосредственному

восприятию

характеристик

и

качеств

предмета

или

явления.

Идея

в

буквальном

смысле

«добыть»

знания

принадлежит самому ребенку. Он самостоятельно, без участия взрослого,

ставит перед собой задачу и находит средства для ее решения.

Детское

экспериментирование

необычайно

гибкое.

Дошкольник

проверяет самые невероятные предположения и применяет в своем опыте

необычные способы. Может ли плавать ботинок, получится ли есть суп

вилкой, как рисует мамина помада – подобные вопросы не терпят сухих

ответов. Дети предпочитают самостоятельно получать ответы на подобные

вопросы с помощью эксперимента.

В экспериментировании неизбежны пробы. Не получилось так, нужно

проверить

иначе.

Дошкольник

в

этом

отношении

поступает

гораздо

правильнее, чем взрослый. Он не боится делать ошибки, а повторяет свой

эксперимент, сделав выводы и изменив условия. «Ботинок утонул, листочек

плавает. А как тапки?».

При

проведении

самостоятельных

экспериментов

дети

учатся

высказывать предположения и оригинальные суждения, анализировать связь

между причиной и следствием, развивают логическое мышление.

Поисково исследовательская деятельность

Когда

вопрос

становится

средством

самостоятельного

познания,

включается исследовательская активность дошкольников. Шестилетние дети,

читая и рассматривая всевозможные детские энциклопедии или наблюдая за

различными явлениями жизни, формулируют поисковые вопросы. И активно

включаются в поиск ответов.

Поисково исследовательская деятельность хорошо структурирована и

состоит из нескольких шагов:

Формулировка гипотезы

Выбор средств получения ответа

Собственно действия

Соотнесение результата с гипотетическим предположением

Заключительный вывод

Озадачившись вопросом, могли бы в настоящее время существовать

динозавры, дошкольник начинает выяснять, в какое время они жили на нашей

планете,

чем

питались,

почему

исчезли.

Выдвигает

свои

гипотезы

относительно существования в современных условиях, ищет аргументы за и

против.



В раздел образования