Напоминание

Использование приемов мнемотехники для развития речи детей младшего дошкольного возраста


Авторы: Медведева Валентина Викторовна, Молоканова Людмила Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ НШ
Населённый пункт: п.г.т. Безенчук Самарской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование приемов мнемотехники для развития речи детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

начальная школа «Гармония» п.г.т. Безенчук

муниципального района Безенчукский Самарской области

Проект

«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей

младшего дошкольного возраста»

Воспитатели:

Молоканова Л. П.

Медведева В.В.

Безенчук 2018-2019 уч. г.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов

и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение

информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире,

эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое

словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст

зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит

текстовую информацию.

Кто это? Что ест? Детеныш

мнемоквадрат

Мнемодорожка

Мнемотаблица

Структура мнемотехники

мнемотехника

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам – он будет долго и

напрасно мучиться, но свяжите двадцать

таких слов с картинками, и он их усвоит на

лету.»

К.Д.Ушинский.

Цель проекта:

Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего

дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Обогащать словарный запас детей, используя в речи прилагательные и глаголы.

Формировать умение составлять короткий, связанный рассказ, используя мнемоквадраты, мнемодорожки и

мнемотаблицы.

Способствовать развитию связной речи.

Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы.

Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения.

Беседа «Фрукты», «Овощи» (мнемоквадраты)

Цель: формирование умения описывать фрукты и овощи. Обогащение словарного запаса детей, используя в речи

прилагательные и глаголы через мнемоквадраты.

Материал: предметные картинки (фрукты, овощи)

Педагог предлагает рассмотреть предметную картинку и ответить на вопросы:

Что это? Яблоко

Какого цвета? Оно красное (желтое, зеленое) цвета.

Какой формы? Яблоко круглое.

Какая (какой) на ощупь? Яблоко на ощупь твердое, гладкое.

Какая (какой) на вкус? Оно сладкое, сочное.

Где растет? Яблоко растет в саду.

Беседа «Домашние и дикие животные»

Цель: совершенствование умения правильно называть животных, их отдельные части. Умение составлять предложения

используя мнемодорожки.

Материал: мнемодорожки домашние и дикие животные.

Нужно закрыть несколько карточек, чтобы дети догадались, что на них изображено. Например: На картинке изображена

кошка. Педагог закрывает следующую картинку и спрашивает, чем питается кошка? (молоком). Части тела кошки (голова,

хвост, лапы), где живет кошка (в доме). Как называется детеныш кошки (котенок). После того как дети ответили на вопрос

картинку нужно открыть. Если дети затрудняются ответить, педагог дает подсказки или отвечает сам.

Что ест?

Части тела

Где живет?

Детеныш

Кто это?

Кто это?

Части тела

Где живет?

Что ест?

Кого боится?

Кто это?

Кто это?

Кто это?

Части тела? Где живет? Что ест? Детеныш

Перессказ русской народной сказки «Курочка ряба»

Цель: формирование способности воспроизводить текст с помощью мнемодорожки, составлять предложения из 2-3 слов.

Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.

Снесла курочка яичко, да не простое - золотое.

Дед бил - не разбил.

Баба била - не разбила.

А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба:

- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!

Рассказывание «Елочка»

Цель: формирование умения детей составлять описательный рассказ. Активизировать в речи детей прилагательные

(мнемодорожка)

Цель:

Это ёлочка.

Она растет в лесу.

Ёлочка большая, она зеленого цвета.

У ёлочки иголки колючие.

Рассказывание сказки «Рукавичка»

Что это? Где растет? Какого размера? Какого цвета? Какие иголки у елки?

Цель: упражнение детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием «волшебных колечек».

Материал: «колечки» с героями сказки «Рукавичка»

Методические приемы: Выразительное чтение сказки. Далее на столе разложены колечки с героями сказки, дети

рассказывают сказку совместно с педагогом и одновременно надевают «колечки» на пальцы руки.

Пересказ сказки «Заюшкина избушка» (мнемотаблица)

Цель: упражнение детей в умении составлять сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас. Формировать

умение составлять знакомые символы с образом.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с

опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания).

Составление рассказа по произведению К.И. Чуковского «Цыпленок»

Цель: формирование способности эмоционально воспринимать содержание. Упражнение в подборе определений к

заданному слову. Учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях (мнемотаблица).

Составление рассказа о весне

Цель: формирование умения детей, составлять короткие описательные рассказы о времени года с использованием

мнемотаблиц. Расширение словарного запаса, развитие памяти, внимания, мышления.

Заучивание стихотворения «Кисонька - мурысенька»

Цель: формирование умения запомнить текст с помощью мнемотаблиц. Соотносить слова и значок его изображающий.

Тренировать память детей.



В раздел образования