Автор: Сергушкина Александра Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУДСN11
Населённый пункт: город Сасово, Рязанская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "По страницам войны"
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД
Тема:
«Я помню! Я горжусь»
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация»,
«Познание».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская, восприятие художественной литературы.
Использованы технологии:
• информационно-коммуникативные
• игровые технологии
• здоровьесберегающие технологии
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук,
интерактивное сопровождение к занятию, презентация к занятию «Священная
война и День Победы», на каждого ребенка конверт с буквами слова «победа»,
искусственные гвоздики, фонограммы песен «День Победы», «О героях былых
времен…», «Поклонимся великим тем годам»; «Журавли» слайды с плакатом
М. И. Тоидзе «Родина – мать зовёт», портреты героев – сасовцев, карта города
Сасово, фотографии школ №106 и №1.
Цель: : Расширять знания детей о мужестве советских солдат в годы Великой
Отечественной войны. Приучать чтить память павших бойцов.
Задачи:
Образовательные:
Обобщать знания детей об исторических событиях и конкретных личностях
времён Великой Отечественной войны.
Закрепить знания детей о том, как живущие помнят об участниках В.О.В
Активизировать речевую деятельность детей.
Закрепить умения детей анализировать слова по звуковому составу.
Закрепить умение составлять слова по схемам.
Развивающие:
Способствовать формированию гражданской позиции,
собственного отношения к войне как негативному явлению.
Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать
больше нового, полезного, интересного об истории родного края.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, гордость за подвиги героев войны,
чувства любви к Родине и гуманизма.
Учить быть достойными наследниками своих великих предшественников.
Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и
героям, павшим за нашу Родину.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы:
Л. Кассиль «Главное войско», «Памятник советскому солдату»;
С. Баруздин «Шёл по улице солдат» с иллюстрациями А. Иткина;
С. Михалков «Быль для детей», «День победы»;
К. Селихов, Ю. Дерюгин «На красной площади парад»;
М. Исаковский «Навек запомни».
Разучивание стихов о В.О.В., о Дне Победы.
Экскурсия в краеведческий музей на выставку, посвящённую Великой
Отечественной войне.
Слушание песен военных лет
Содержание организованной деятельности детей.
Воспитатель: Каждый день солнышко выходит, чтобы обогреть всю землю
лаской и теплом. Все радуются солнышку! Давайте и мы порадуемся ему.
Улыбнитесь! Если все люди на земле будут радоваться друг другу, улыбаться, то
у нас на Земле всегда будет мир, согласие и порядок. И никогда не будет войны!
(Звучит песня «День Победы»)
Воспитатель: О каком празднике говорится я в этой песне?
Дети: О празднике Дня Победы.
Воспитатель: А кто помнит, какая это победа? Над кем? (над фашистами)
- Фашисты считали немцев особенным народом – самым лучшим и
талантливым, самым сильным и умным. Остальных фашисты считали глупыми и
дикими. Фашистская Германия поставила себе задачу – военным путём
подчинить себе весь мир и заставить все народы служить немцам.
- В этом году мы будем отмечать 70 лет со Дня Победы. Это светлый и скорбный
праздник. Почему?
(Светлый, потому что радуемся, что защитили свою Родину и победили
фашистов. А скорбный, потому что вспоминаем о погибших людях.)
(Когда началась война, в какое время, кто на нас напал, кто был во главе.)
- А сейчас мы ещё раз вспомним о том, как началась война.
(просмотр слайдов в сопровождении песни «Священная война»)
Уже в первые дни войны зазвучала песня «Вставай страна огромная» и
нарисован плакат «Родина – мать зовет», которые призывали всех людей на
борьбу с фашистскими захватчиками, под эту песню уходили солдаты на войну.
Воспитатель: Что такое война?
Дети: Это горе, слёзы, страдание, разруха, голод…
Воспитатель: какого цвета война? А мир?
Поиграем в слова. 2 коробочки ; светлая и темная, дети читают слова и кладут в
нужную коробочку(мир, мама, друг, солнце, дом……. Рана, пуля, граната,
бомба, пожар, горе…)
Бесстрашно сражались наши солдаты, терпели изнуряющую летнюю жару,
зимние метели и морозы, осеннюю слякоть и дождь. Вперед, только вперед!
Ведь солдаты защищали свои дома, своих матерей, сестер, детей, жен,
любимых, которые верили в них, в их храбрость, смелость. Верили в то, что
пролетит вражеская пуля мимо солдата и вернется он домой. А в тылу
трудились старики, женщины и дети. Они работали на заводах, делали снаряды
для фронта. Делали все для победы. Во многих городах появились госпитали.
Ребята, а что такое госпиталь?
Дети: Это больница для раненых солдат.
Воспитатель: В годы войны многие здания в городах и сёлах были отданы под
госпитали, где возвращали к жизни тысячи солдат и офицеров, раненых на
полях сражений.
Давайте мы с вами полетим в один из российских городов и посмотрим, какие
были госпитали.
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.
Берите парашюты и спускаемся на парашютах в город, название города
написано на обратной стороне. Оно зашифровано, чтобы расшифровать, нужно
вместо значков подставить буквы.
Дети: Сасово. Мы в родном городе.
Воспитатель: А вот и карта нашего города. Что вы видите? ( красные кресты)
Красный крест означает место, где можно получить медицинскую помощь. Это
и есть госпитали.
Это школа №106. А на какой улице находится? Название прячется в этих
картинках. По первым звукам картинок прочитать название улицы.
А это школа №1 .Читаем название улицы тоже по картинкам.
Воспитатель: Медсестры днями и ночами ухаживали за раненными.
А кто им еще помогал? (ответы детей)
Ребята, как вы думаете, какую помощь там могли оказать дети? (ответы детей)
Вместе с медсестрами ребята ухаживали за ранеными: кормили
тяжелораненых, писали их родным письма. Но чаще всего выступали перед
ранеными с концертами: читали стихи, пели песни, танцевали, чтобы солдаты
не скучали и быстрее поправлялись.
И Ксюша нам расскажет об этом.
Военный госпиталь, больные
В тоске проводят вечера,
Их далеко края родные,
А рядом только медсестра.
Она на радость грусть меняет,
Подобно солнечным лучам,
Чужие жизни охраняет,
Не спит, дежурит по ночам.
И вновь солдат заснет довольным,
Он знает, что опять с утра,
Разбудит голосом спокойным,
Пусть не родная, но сестра.
Воспитатель: Наш народ - героический, талантливый. Во время войны
появлялось много новых слов, метких выражений, фраз, которые
характеризовали мудрость народа.
Я попрошу вас объяснить смысл некоторых образных выражений, фраз.
Живота не жалея…. (пожертвовать жизнью)
За пояс заткнуть…. (одержать полную победу)
Зарубить на носу (запомнить крепко-накрепко)
Внести лепту (сделать свой, пусть небольшой, посильный вклад в общее дело)
Работать засучив рукава… .(работать горячо, со старанием)
Остаться с носом (потерпеть неудачу) .
Во время войны было совершено много героических подвигов, за которые
награждали орденами, медалями, присваивали звание «Герой Советского
Союза». Среди героев, защищавших Родину, были и наши земляки-сасовцы.
Память о тех, кто подарил нам счастливое детство, всегда рядом с нами. В их
честь названы улицы. Какие улицы в нашем городе названы в честь героев
войны и что вы знаете о них?
Я живу на улице П
у́
ндикова. Василий Петрович П
у́
ндиков во время войны был сапёром.
Участвовал в Сталинградской битве, отличился в боях за реку Одер. Всего за несколько дней
до взятия Берлина ефрейтор В. П. Пундиков погиб. Ему присвоено звание Героя Советского
Союза.
Мы с бабушкой любим гулять по проспекту Молодцова. Молодцов Владимир Александрович
родился в городе Сасово во время войны был командиром партизанского отряда, они
пустили под откос четыре поезда с боеприпасами противника, минировали дороги. Его
фашисты расстреляли. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Воспитатель: Есть еще улица Мишина, Тюрина, Типанова, Савина.
Через тяжёлые испытания за четыре года войны прошёл наш народ, но он
выстоял, победил и заслужил слова благодарности от нас с вами.
9 мая 1945 года люди услышали долгожданное для всех слово…
Дети. Победа.
Воспитатель. Ребята соберите слово «победа».
(все за столами, один ребенок у доски ).
Самое заветное слово на войне было – Победа. Все ждали ее каждый день,
боролись за Победу и дождались Победы в мае 1945 года.
В этот памятный день люди несут к обелискам, памятникам цветы, давайте и
мы возложим к обелиску погибших солдат, свои цветы.
Композиция с цветами под музыку «Журавли».
Помните!
Через век
а́
,
через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придёт
никогда, —
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
В
оспитатель. Скоро великий праздник – День Победы! Кто-то проведёт его в
кругу семьи, вспоминая своих родных и близких, которым довелось встретиться
с Войной. Многие из вас вместе с родителями пойдут на парад. Если вы 9 мая
увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником,
скажите ему «Спасибо!» за то, что он защитил нашу страну, нашу Родину от
врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной
замечательной победе.
А сейчас наше занятие заканчивается. Давайте поблагодарим наших гостей за
то, что они пришли к нам в гости и попрощаемся с ними.