Автор: Афанасьева Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Алиса в стране математических представлений"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД
по математическому и сенсорному развитию для
дошкольников старшей группы
Образовательная область: Познавательное развитие
Тема: «Алиса в стране математических чудес»
Цель: Создать условия для закрепления у детей сформированных
представлений о количественном и порядковом счете в пределах пяти.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к математическим занятиям, умение слушать
внимательно друг друга и взрослого, терпимость, сдержанность
- Воспитывать умение слушать указания педагога, действовать в
соответствии с ними.
- Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.
- Поддерживать интерес и внимание.
Образовательные задачи:
- Учить устанавливать последовательность чисел в пределах 5, порядковый
счет в пределах пяти
- Продолжать учить ориентироваться в пространстве и
определять
направление движения, используя знаки -указатели направления движения.
- Закрепить представления детей о геометрических фигурах (круг,
прямоугольник, овал, треугольник) ;
названий дней недели, времени года,
месяцев и их последовательность.
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
Развивающие задачи:
-Развивать чувство времени.
- Развивать у детей внимание, логическое мышление посредством логических
блоков Дьенеша, счетных палочек Кюизенера
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация занятия, в
которой картинками обозначены все действия детей, счетные палочки
Кюизенера, логические блоки Дьенеша, мультимедийный экран, карта
1
страны чудес на экране, посудка кукольная (9 кружек, 9 тарелок, 9 ложек),
гусеница и 9 пар сапожек,
Раздаточный материал: палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша и
карточки к ним, листы в клетку, простой карандаш,
Предварительная работа: чтение отрывков из сказки Льюиса Кэрролла
"Алиса в стране Чудес", прослушивание аудиосказки и просмотр
мультфильма «Алиса в стране Чудес»
Ход занятия:
Мотивационный этап.
Дети заходят в зал на музыкальное занятие и вдруг у воспитателя звонит
телефон
Воспитатель: Ребята, одну минутку, мне кто-то звонит. Я поставлю громкую
связь
(голос) Здравствуйте! Я Алиса из страны математических чудес, мне очень
нужна ваша помощь. Дело в том, что Шляпник пригласил друзей на чаепитие
к пяти часам. Но друзья Шляпника заблудились в математической стране и не
могут решить математические задания. Вы можете им помочь?
Обсуждение с детьми как и чем они могут помочь Алисе и ее друзьям
Воспитатель: Ребята, как можно помочь Алисе и ее друзьям?
Дети:
помочь
преодолеть
препятствия
друзьям
Алисы,
решить
математические задачки, найти друзей и т.д.
Воспитатель: Итак, проблема такая: надо найти друзей Шляпника и помочь
им добраться на чаепитие к пяти часам.
Основной этап.
I часть. Игровая ситуация «Волшебная лесенка» ( величина, работа со
счетными палочками Кюизенера)
Воспитатель: А как мы попадем в страну математических чудес?
Ответы детей
Воспитатель:
Правильно,
надо
сначала
попасть
в
нору
Кролика.
Но
смотрите, что это на экране?
2
Дети: дверь
Воспитатель:
Чтобы
открыть
дверь,
нам
понадобится
ключ.
Надо
осмотреться и найти глазками ключ.
Гимнастика для глаз. (дети ищут ключ только глазами на потолке, на полу,
на окне, на зеркале, затем зажмуривают глаза, часто моргают и расслабляют
их, открывают глаза)
На экране изображена таблица. Надо подобрать правильный ключ, а точнее
найти недостающую геометрическую фигуру
круг
треугольник
овал
(прямоугольник)
треугольник
круг
прямоугольник
(Овал)
квадрат
прямоугольник
овал
(треугольник)
прямоугольник
овал
треугольник
(круг)
Справились с заданием?
Воспитатель: Молодцы! Ключ подобрали, дверь открылась, смотрите, вход в
нору Кролика! Но чтобы попасть туда, нам необходимо построить лесенку.
Займите свои места за столами и мы строим свои волшебные лесенки из
палочек Кюизенера.
1 задание: построить по величине от большей к меньшей.
Первая снизу какая будет? Правильно, самая длинная.
Мы же с вами в стране Чудес, поэтому здесь лесенка выглядит наоборот.
2 задание: догадайтесь сами и постройте лесенку наоборот.
(Дети помогают Алисе собрать лесенку в нору Кролика, для того, чтобы
попасть в страну чудес )
Звучит
волшебная
музыка
и
на
экране
появляется
нора
Кролика
и
Кролик с часами
II часть. (ориентировка в пространстве и ориентировка во времени)
Игровое упражнение «Кролик запутался во времени».
3
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в нору кролика. Он запутался во
времени. Не знает какое время года сейчас. Какой месяц? Какой день недели?
Какое время суток?
Дети называют время года - Зима, день недели - вторник, а вчера?
–
(понедельник), а завтра какой день недели будет? – (пятница) , число 13, а
месяц? - (Декабрь).
Воспитатель:
Ну
и
самое
главное,
он
запутался
во
времени.
Нам
надо
разбиться на две подгруппы, одна - девочки, другая - мальчики.
На столе 2 часов.
1 задание:
мальчики – покажите Кролику 3 часа, девочки – покажите 2 часа;
мальчики – покажите Кролику 1 час, девочки – покажите 4 часа;
а сейчас кто быстрее покажет Кролику 5 часов?
Звучит волшебная музыка
Появляется картинка Кролика за столом у Шляпника
III часть. Работа с раздаточным материалом. (порядковый счет,
соотнесение количества предметов с цифрой ) Игровая ситуация «Синяя
гусеница»
Звучит волшебная музыка и плач Синей гусеницы
На столе и на экране появляется синяя гусеница.
Воспитатель: Кто это? (ответы детей) Правильно, Синяя Гусеница, а плачет
она потому, что потеряла сапожки. Значит это подсказка, но какая?
Дети: Надо ей помочь расставить ножки на места
Дети подбирают сапожки для гусеницы, подбирая пары (первая пара,
вторая пара и т.д.)
Воспитатель: Справились с заданием? Молодцы, ребята, справились и с
этим задание легко и быстро!
Гусеница в сапожках, приглашает вас с ней потанцевать немножко
Звучит волшебная музыка Гусеница появляется за столом у Шляпника
ФИЗМИНУТКА «Танец с гусеницей»
4
IV часть. Чеширский кот (геометрические фигуры, цвет)
На экране проецируется картинка «Улыбка Чеширского кота»
Воспитатель: Ребята, смотрите кто это на экране?
Дети: Чеширский кот.
Воспитатель: А точнее его улыбка. (слушает) Послушаем, что он говорит.
Он рассказывает, что испек для Шляпника печенье, но к сожалению, пришли
Тру-ля-ля и Тра-ля-ля и съели все печенье, остались одни обломки. Кот
обиделся и исчез. Что нужно сделать, чтобы Чеширский кот появился
полностью?
Дети: постряпать новое печенье.
Воспитатель: Хорошо, ребята, каждый возьмите обломки печенья и найдите
второй обломок, чтобы получилась геометрическая фигура, (синий круг,
красный квадрат, желтый овал и зеленый треугольник разрезанные
попоплам), найдите себе пару. Видите, здесь есть волшебная пекарня, и здесь
есть рецепты печенья, попробуем испечь печенье для Чеширского кота.
(на полу лежит ткань с 4-мя сегментами разных цветов: желтый, красный,
синий, зеленый. На каждом сегменте «рецепт печенья» - карточка с
заданием. Дети раскладывают блоки Дьеныша в соответствии с
карточками)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Расскажите свои рецепты?
Дети: рассказывают свою карточку и показывают фигуру. (например, «Не
синий, не красный, значит желтый; не большой, тонкий треугольник)
Здорово! Теперь Чеширский кот тоже попадет в гости к Шляпнику
Звучит волшебная музыка, Чеширский кот появляется полностью и
затем проецируется картинка Чеширский кот за столом у Шляпника
V часть. Игровое упражнение Шляпник «Собираем гостей на чаепитие».
(количество и счет)
Воспитатель: Наконец - то Алиса и ее друзья попали на чаепитие к
Шляпнику. Только вот Шляпник рассеянный, совсем забыл, сколько гостей
он пригласил. Может, вы, ребята, поможете Шляпнику посчитать гостей?
5
Дети называют гостей по порядку
Итак, самым первым в гости к Шляпнику пришла Алиса, затем вторым
пришел Кролик, потом третьей пришла Синяя Гусеница и четвертый был
Чеширский кот. Сколько всего гостей сидит за столом?
Дети: Всего 5 гостей сидят за столом
Воспитатель: А что там на столе у Шляпника? Нам на экране не видно, а вот
смотрите накрытый стол. Рассмотрите его внимательно.
Дети: Шляпник все напутал
Воспитатель: сколько чашек стоит на столе?
Дети: Всего 4 чашки стоят на столе
Воспитатель: Всем хватает чашек?
Дети: Нет, одной чашки не хватает
Воспитатель:
Правильно, надо добавить еще одну чашку, чтобы получилось 5.
Воспитатель: А сколько тарелочек на столе?
Дети: 3 тарелочки на столе
Воспитатель: Всем хватает тарелочек?
Дети: Нет надо добавить еще 2 тарелочки, чтобы получилось пять
Воспитатель: Смотрите-ка, а ложечек всем хватит?
Дети: На столе 2 ложечки, чтобы всем хватило, надо добавить еще 3 ложечки
Воспитатель: Правильно, какие мы молодцы, мы помогли Шляпнику
накрыть на стол
VI часть. Дидактическая игра «Поможем Алисе вернуться домой».
Воспитатель: Как здорово, что вы помогли Друзьям Шляпника попасть на
чаепитие! Но Алисе уже надо спешить домой, а нам с вами – в наш детский
сад. Только как вернуться Алиса не знает.
Посмотрим на карту Страны Чудес и поможем Алисе вернуться домой.
Дети рассматривают план, на котором обозначены ориентиры и направление
движения. Затем рассказывают Алисе, как пройти к выходу, называя
ориентиры и направление движения.
Но прежде, чем приступить к работе, надо размять пальчики
6
Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких горошин»
Я приглашаю вас за столы и предлагаю помочь Алисе нарисовать карту. Я
буду диктовать, а вы внимательно слушаете и рисуете, договорились?
Итак, от красной точки 2 клеточки вверх, затем 3 клеточки вправо, три
клеточки вверх, две вправо, 5 клеточек вниз, 5 клеточек влево, вот и весь
путь.
(воспитатель помогает ребятам, кто с трудом выполняет диктант)
Заключительный этап.
Воспитатель: Вот Алиса и вернулась обратно на полянку. Она навсегда
запомнит свое удивительное приключение и добрых друзей, которые ей
помогали. А мы с вами вернулись в наш детский сад.
Мы решили проблему Алисы? Какая была проблема?
А кто сегодня молодец? Почему?
Что вызвало затруднение?
Какое задание было самым легким?
Я уверена, что Шляпник и Алиса отблагодарили вас и в группе вас ждут
сюрпризы
МБДОУ
«
Детский
сад
№
73»
7
Конспект
НОД
по
математическому
и
сенсорному
развитию
для
дошкольников
старшей
группы
«
Алиса
в
стране
математических
чудес
»
8
Подготовила
:
Воспитатель
Т
.
А
.
Афанасьева
Чита
, 2019
г
9