Напоминание

ТЕМА: «Цветовая гармония. Полярная гармония»


Автор: Олеся Викторовна Ваганова
Должность: Преподаватель изобразительных дисциплин
Учебное заведение: МБУДО «Новгородская детская художественная школа»
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»
Тема: ТЕМА: «Цветовая гармония. Полярная гармония»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования «Новгородская

детская художественная школа»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в

области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 5(6)лет),

учебного предмета «Живопись», 1 класс, II полугодие

ТЕМА: «Цветовая гармония. Полярная гармония»

Преподаватель МБУ ДО «НДХШ»

Ваганова Олеся Викторовна

Введение.

В задачу курса живописи входит развитие у учащихся способности видеть и

изображать окружающий мир во всем многообразии цветосветовых отношений.

Пользуясь живописными средствами, научить лепить форму цветом, овладеть

техническими приемами акварельной живописи, гуашью.

В результате работы учащиеся должны научиться последовательно вести этюд, брать

цветовые отношения, передавать световоздушную среду и материальность

предметов. Программа предполагает последовательность в обучении живописи.

В процессе обучения важным моментом является воспитание у детей

эмоционального восприятия цвета и понимание его выразительного образного

содержания.

Большую часть работы по живописи представляет натюрморт. Все задания тесно

связаны между собой и чередуются в логической последовательности. Натюрморт в

учебной практике способствует росту творческого потенциала учащихся,

совершенству вкуса, мастерства, композиционного мышления, техники, способности

передавать свет, объем формы, материал.

Акварель незаменима в преподавании изобразительного искусства, ибо среди

художественных материалов для школьников выделяется своей доступностью, не

требует сложных специальных приспособлений, обладает живописной

выразительностью.

Представленный урок учебного предмета «Живопись» по дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программе в области

изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 5(6) лет), разработан для

учащихся 1 класса художественного отделения. Согласно календарно-тематический

плану занятий, выбранная тема урока №6 «Цветовая гармония. Полярная гармония»,

является началом изучения цветовых гармоний. Тема предыдущего урока №5

Световой контраст (ахроматический контраст). На занятиях обучающиеся пишут

этюды фруктов или овощей в технике акварели (a la prima) используя

дополнительные цвета красный-зеленый, желтый-фиолетовый. Урок рассчитан на 6-

часов в аудитории по тематическому плану занятий.

Основу программы ДПОП «Живопись» составляют цветовые отношения,

строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе

отводится цветовым гармониям. Важным условием является закрепление базовых

правил и основ, на которых держится все изобразительное искусство. Основой

такого предмета как живопись является понятие гармоничные сочетания цветов.

Ключевым для понятия гармония является определение, которое в сжатой форме

полностью передает весь смысл. Существует много описаний, версий, известных

еще из древнегреческих источников, начиная с V века до н.э.,

где гармония описывалась как — согласование противоположных элементов, нечто

цельное, образующиеся от сочетания разнородных сущностей. Не даром это понятие

(до закрепления за ним слова «гармония») описывалось как concordia discors, что

переводится с латинского как «разногласное согласие».

Вопросы, связанные с гармонией цвета, основанной на согласованности цветов

между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их

равновесия и созвучия, являются одними из главных в художественном творчестве.

Теория цветовой гармонии базируется на научных основах, разработанных

Р.Адамсом, А.Менселлом, В.Отсвальдом, Е.Брюкке, Ф.Бецольдом, В.М.Шугаевым,

Б.М.Тепловым, П.А.Шеваровым и др.

На примерах произведений А. Матисса, П. Кузнецова, В. Попкова, К. Петрова-

Водкина, В. Сурикова, М. Сарьяна и др. обучающиеся рассматривают

гармонические сочетания дополнительных цветов. В процессе знакомства с

данными гармониями обучающиеся понимают, что дополнительные цвета обладают

наибольшей цветовой контрастностью, поэтому их хорошо использовать для

активной, напряженной и динамичной живописи.

С

первого

класса

обучающиеся

получают

знания

и

навыки

ведения

последовательной

работы

над

натюрмортом,

начиная

с

композиции,

конструктивного

построения

предметов,

поиска

цветовых

отношений

между

предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой

гармонии.

НАТЮРМОРТ. ИСТОРИЯ ЖАНРА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Натюрморт - в творчестве всегда является любимым жанром. Детям интересно что

через неодушевленные предметы можно рассказать об их обладателях, о характере

изображаемых

предметов.

Самостоятельно

задумать

натюрморт,

скомпоновать

и

поставить его без помощи руководителя обучающиеся ещё не могут. Грамотно и

интересно

поставленный

педагогом

натюрморт,

заинтересовывает

обучающихся,

позволяет

им

создать

интересные

работы.

В

особенности

удаются

постановки

декоративного характера за счёт изменения формы, яркие по цвету, обогащенные

узором. Неумение точно воспроизводить натуру компенсируется у детей эмоциями и

чувством, дети легко переделывают отдельные части натюрморта. Удачны бывают

сочиненные постановки, особенно если перед глазами стоят знакомые предметы,

которые дети свободно компонуют в своих рисунках.

Натюрморт (фр. Nature morte-мертвая натура; англ. still life, нем. Stilleben) - жанр

изобразительного

искусства,

показывающий

неодушевленные

предметы,

организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода,

труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, объединённые

единой темой.

Мастер натюрмортного жанра Илья Машков отмечал, что «толково поставить перед

собой натуру - это почти сделать картину». При организации натюрморта и в

процессе работы художник должен, как отмечал В.А. Фаворский, «слышать тихую

жизнь» предметов постановки - как они «разговаривают» друг с другом, относятся

друг к другу, оказывают влияние друг на друга. Натюрморт - это не случайный набор

предметов,

которые

оказались

под

рукой.

Выразительность

постановке

придает

разнообразие предметов по материалу, величине, тону, фактуре, цвету и контрасту.

Изображение предметов известно ещё в искусстве античности и средних веков. В 17

веке

жанр

натюрморта

переживает

расцвет:

фламандские

мастера

-

с

монументальным

размахом

и

мощью,

с

глубиной

и

тонкостью

колорита

-

запечатлевали пышное изобилие даров природы; испанские мастера предпочитали

простоту

и

величие

композиций

из

немногих

предметов;

особенно

богат

голландский

натюрморт,

то

скромный

по

выбору

вещей

и

по

колориту,

то

изысканный тонкий, по цвету и свету, но всегда окутанный воздухом. Во Франции

18

века

лаконичность,

построенных

натюрмортов

утверждалась

ценность

и

достоинство,

обыденной

жизни.

В

19

веке

натюрморт

приобрел

новый

смысл,

натюрморт перестаёт быть просто украшением интерьеров. Франция внесла новый

смысл

в

жанр

натюрморта,

Эдуард

Мане

придал

натюрморту

прозрачность,

воздушность, ощущение изменчивой красоты мира; натюрморты Поля Сезанна,

замечательны

монументальностью,

конструктивностью,

точной

лепкой

формы

цветом; в натюрмортах Винсента Ван Гога экспрессия мазка, символичность ярких

цветовых пятен делают предельно красноречивыми говорящие, кричащие вещи. В

20 веке открылись новые возможности натюрморта - Пабло Пикассо, Анри Матисс

во Франции, В.Е. Татлин П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Куприн, Р.Р. Фальк,

М.С.

Сарьян,

К.

Петров

-

Водкин

в

России

сделали

натюрморты

очень

праздничными

по

колориту,

простыми

по

форме

и

краскам.

Натюрморт

стал

привлекать к себе большое внимание, как художников, так и зрителей. В советском

искусстве 1930-1950-х гг. натюрморт был отодвинут в тень, но с 1960-х гг. вновь

привлек к себе внимание.

1.

Анализ рабочей программы предмета ДПОП «Живопись».

Подготовка обучающихся ведётся Муниципальным бюджетным учреждением

дополнительного образования детей «Новгородская детская художественная школа.

Обучение проводится по дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программе в области изобразительного искусства

«Живопись».

2.

Место темы: «Цветовая гармония», «Полярная гармония» в программе

учебного предмета «Живопись». Программа учебного предмета «Живопись»

разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в

области изобразительного искусства. Содержание программы отвечает целям

и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.

Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем

постепенно усложняется с каждым годом обучения. Основу программы ДПОП

«Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой

гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится

цветовым гармониям. Программа «Живопись» тесно связана с программами

по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ

присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому

рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному

решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся

задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов,

выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи

световоздушной среды.

Степень

изученности

и

история

изучения

проблемы. Методика

работы

над

натюрмортом достаточно изучена, и данный вид работы включен в содержание

программ под редакцией таких авторов, как Б.М. Неменский, С.П. Ломов, Т.Я.

Шпикалова, Н.М. Сокольникова и других.

Цель: формирование

знаний

и

умений

в

акварельной

технике а-ля

прима

выполнение этюдов овощей и фруктов с натуры обучающимися МБУДО «НДХШ»

Задачи:

Учебная:

научить

обучающихся

новой

акварельной

технике

приемом

а-ля

прима, закрепление уже имеющихся знания.

Развивающая: развитие

внимания,

чёткую

организацию

мыслительного

анализирования

последовательности

выполнения

этапов

работы,

чувство

гармонии, равновесия и умение анализировать увиденное;

Воспитательная -

воспитание

аккуратности

в

исполнении

работы,

умение

видеть прекрасное в окружающей жизни, чувство меры и утонченного вкуса в

выборе цветовых сочетаний;

Материалы: акварель, кисти, бумага

Зрительный ряд: репродукции натюрмортов с ярко выраженным настроением (К.

Петров - Водкин, П. Кончаловский, М. Сарьян, А. Матисс).

Техника работы:

Обучающиеся пишут этюды приемом а-ля прима акварелью. Дается определение ,

что такое этюд – (франц. etude, буквально – изучение), произведение, выполненное с

натуры с целью ее изучения. Живописный, графический, скульптурный этюд часто

служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой,

законченным произведением графики. Особенность технического приема a la prim

состоит в том, что этюд или эскиз выполняется по влажной бумаге в полную силу

света и цвета, без предварительных прописок, без перерыва, по частям и в один

сеанс. Прием а-ля прима незаменим в работе с натуры над небольшими этюдами

кратковременного характера, который позволяет передать тонкость и мягкость

цветовых отношений.

Ход работы:

Преподаватель показывает иллюстрации с акварельными этюдами, репродукции

натюрмортов и рассматривает их с обучающимися. Далее идет обсуждение, как же

цвет помогает понять настроение картины. В творчестве любого художника есть

периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Одни

художники пишут красками теплого оттенка, другие холодного оттенка, некоторые в

яркой или пастельной цветовой гамме. И все они передают разное настроение,

состояние (веселое, солнечное, праздничное, грустное, мрачное и др.). Разные

ощущения (прохлады, свежести, нежности, мягкости, звонкости и др.).

Проведение мастер-класса преподавателем:

Нам сегодня предстоит выполнить натюрморт в технике Аля-прима.

Преподаватель демонстрируются основные этапы выполнения работы:

1. Преподаватель раскладывает художественные принадлежности, комментируя, что

ему пригодится в работе. Далее следует рассказ о выборе и расположении формата,

цвета и качества бумаги. Учащиеся располагаются вокруг преподавателя.

2. Преподаватель начинает работу, смачивает бумагу, крепит к пластиковой основе,

подробно рассказывая о своих действиях.

3. Далее ведется работа цветом в акварельной технике. Живопись по предварительно

увлажненному листу выполняется широко, большими цветовыми заливками. Цвет

нужно брать сразу по возможности в полную силу искомого оттенка и тона. Борис

Владимирович Иогансон - советский художник и педагог, образно сравнил этот

процесс с раскладкой сначала крупных камней цветной мозаики, а затем все более и

более мелких камешков различных оттенков по всему листу сразу. Живопись этюда

целесообразно начинать сверху, постепенно набирая нужное цветовое решение

этюда, учитывая свойства акварели течь сверху вниз. Для этого можно использовать

небольшой наклон.

4. После того как набрана основная цветовая гамма этюда, преподаватель

рассказывает и показывает, как выделить главное, как ведется работа над деталями,

как акцентируется передний план, как исправляются ошибки.

5. Завершение работы.

Практическая работа:

Далее обучающиеся должны выполнить этюд натюрморта, самостоятельно.

Рисунок карандашом наносится до смачивания бумаги. Некоторые художники

предпочитают наносить рисунок цветными, не смываемыми карандашами, которые

в завершенной работе менее заметны. По мокрой бумаге рисунок можно быстро

нанести тонкой кистью с небольшим количеством густой краски.

Во время самостоятельной работы учащихся преподаватель следит за

выполнением задания, проявляет индивидуальный подход к обучающимся,

комментирует их действия. Преподаватель подходит к каждому и в процессе работы

указывает на ошибки, подсказывает возможные пути решения задания. По

окончании ученики выставляют готовые работы.

Примерный ход работы:

1.Выполнение эскизов – поиск удачной композиции натюрморта.

Практическая работа над учебным натюрмортом начинается с выполнения

предварительных эскизов В них заключен поиск лучшего композиционного

решения, тональных отношений. Вот что высказывал о роли предварительных

эскизов в живописи А. Матисс: «По состоянию вдохновенного творчества мы

приходим только через сознательную работу». Выбрав наиболее удачный из эскизов,

можно приступить непосредственно к рисованию.

2. Композиционное размещение предметов на плоскости листа.

Если вопросы композиции предварительно уже были решены в эскизах, то наиболее

удачная найденная композиция может быть повторена и перенесена на выбранный

формат листа. При этом определяют наибольшую ширину и высоту всей

изображаемой постановки, а также приблизительную глубину, т. е. заход предметов

одного за другой. Затем определяют большие пропорциональные соотношения

найдя каждому их место на плоскости стола и одновременно наметив их общую

форму.

3. Определение основных пропорций и конструктивное построение с

предварительным уточнением расположения предметов.

Все построения ведут линиями без нажима, овощи и фрукты рисуют как бы

прозрачными («сквозными»), уточняя их конструктивные особенности.

4. Нахождение отношений основных цветовых пятен.

Нахождение отношений основных цветовых пятен с учетом общего тонового и

цветового состояния освещенности очень важно. Цвет необходимо стараться

подбирать предельно близко к натуре. Замеченные недостатки тут же необходимо

корректировать.

5. Выявление объёмной формы предметов и полная цветовая проработка

формы.

Для выявления объёмных форм предметов тоном необходимо определить самые

светлые и самые тёмные места на изображаемых фруктах и овощах. Затем

обозначить границы света и теней на формах предмета, найти положение

собственных и падающих теней. Накладывая полутона, усиливать тон в теневых

участках: собственные и падающее тени, а также их границы с учетом окраски

предметов. Таким образом, постепенно усиливая тона, переходить к детальной

проработке форм.

Проработка деталей — наиболее ответственный этап в работе с натуры. Занимаясь

подробной проработкой формы не надо забывать об общем тоне и каждый цвет,

каждый мазок надо подчинять большой форме. Моделируя форму предметов, очень

важно правильно работать тоновыми отношениями, начиная от самого светлого до

самого темного. Самым светлым местом на предмете будет блик и его окружение, а

самым темным — собственная и падающая тень.

6. Обобщающий этап работы над натюрмортом.

Выявление главного и второстепенного в цветовом строе; подчинение всех частей

изображения целому. Установление целостности изображения, которое достигается,

с одной стороны, обобщением как второстепенных деталей, так и предметов,

находящихся на заднем плане, с другой — конкретизацией предметов первого плана.

Если отдельные красочные пятна выпадают из цветового строя, «вырываются»

вперед или «проваливаются» в глубину, то их слегка перекрывают недостающим по

силе цветом. Усиление или ослабление общего цветового тона в акварельной

живописи требует особой осторожности в прокладке завершающих красочных

слоев.

Заключение

Натюрморт акварелью развивает у учащихся колористическое восприятие

окружающего мира. Цветом можно выразить определенное настроение и передать

его зрителю. Постепенно на уроках живописи идет совершенствование цветового и

тонального ощущения. Важно научить ребенка грамотно передавать свое виденье

постановки

на бумаге.

РЕФЛЕКСИЯ

В

результате

работы

над

заданием

поставленные

цели

и

задачи

должны

быть

достигнуты. Изучены история и особенности акварельной техники а-ля прима. Те

знания,

умения

и

навыки,

которые

были

приобретены

в

процессе

работы,

обязательно, пригодятся в дальнейшем.

Поделитесь своим впечатлением об уроке, нарисовав на своей работе в уголке

смайлик: весёлый, грустный, равнодушный.

Подведение итогов:

Учащиеся выставляют свои работы на планшетах вдоль класса.

Работы оцениваются по следующим критериям:

Композиционное размещение в листе;

Выполнение работы в технике «Аля – прима»;

Завершённость работы.

Вопросы для закрепления темы урока:

Дайте определение слова «композиция»;

Дайте определение понятию цветовая и полярная гармония.

Что в переводе означает термин «Аля – прима» ?

Какая из работ вам больше всего понравилась и почему?

Судя по вашим работам, большинство из вас не плохо справились с заданием,

работы получились с неповторимыми эффектами переливов, разводов, перетеканий

краски, которые живут, дышат, и которые невозможно достичь никаким сколь угодно

усердным прописыванием.

Уборка рабочих мест.

Прощание с классом.

Урок окончен.

Работы преподавателя: Олеси Вагановой в технике a la prima.

Этюд, работа ученика 1 класса МБУДО «НДХШ»

Этюды в технике a la prima «Фрукты и овощи » из методического фонда

МБУДО «НДХШ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С. О цвете и красках. - М.: Искусство, 1964

2. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984. -320 с.

3. Живопись (учебное пособие для ВУЗОВ) гуманитарный издательский центр

«ВЛАДОС» 2001 г.- 223 с.

4.Кузин В.С. Изобразительное искусство- М.: Дрофа, 2004.

5. Левин С. Ваш ребенок рисует - М.: Советский художник, 1979, 270с.

6.Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: пособие для учителей, 3- е

издание - Минск: Беларусь, 2005, -151с.

7. Михайлов А.М. Искусство акварели. М.: Изобразительное искусство, 1995. 11

8. Претте, Капальдо. Творчество и выражение. М.: Искусство, 1989. Т.

9. Пучков А.С., Триселёв А.В. Методика работы над натюрмортом –

Просвещение, 1982

10. Ревякин акварельной живописи. М., 1959.10.Шитов изобразительного

искусства. Живопись. М., 1995.

11. Яшухин А.П. Техника акварельной живописи в наглядных пособиях //

Вопросы теории истории и методики преподавания изобразительного искусства.

Карачаевск: Карачаево-Черкесский пед. ин-т, 1970.



В раздел образования