Автор: Нечаева Ксения Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Лента букв и звуков"
Раздел: дошкольное образование
Автор статьи: Нечаева К.Ю. Учитель-логопед, ГБОУ «Школа №1561»
Методическая разработка: «Лента букв и звуков»
Для развития ребенка важное значение имеет правильная речь. При поступлении в
школу необходимо правильное звукопроизношение и фонетическое восприятие звуков.
Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку и
чтению называют наличие у детей недостатков в развитии фонетического слуха и
фонематического восприятия. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух,
затрудняются в овладении грамотой.
Значит, важнейшей предпосылкой успешного обучения грамоте, является умение
слышать отдельные звуки в слове, отделять от рядом стоящих, отличать один звук от
другого по акустическим признакам и анализировать весь звуковой состав слова.
Формирование речевого слуха у детей происходит еще в дошкольном возрасте. Этот
период характеризуется активным усвоением разговорного языка, формированием и
всесторонним развитием речи.
Специалисты считают, что фонематический слух — это способность человека к
различению отдельных фонем, т. е. звуков. Это умение представляет собой навыки:
узнавания, сравнения, повторения элементов, из которых состоят слова. Оно является
уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.
Фонетическое восприятие — это одна из составляющих фонематического слуха,
которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова. Этот
навык необходим ребенку для возможности анализировать собственную речь. Это процесс
сложный, проходящий в несколько этапов:
1.
Ребенок учится определять наличие того или иного звука в слове. Если попросить
выделить голосом первый звук, то он сможет это сделать. Ему также становится
под силу назвать несколько слов, начинающихся на определенную гласную.
2.
Затем ему удается узнавать крайние звуки в слове. Проще определить последний,
но постепенно и первый тоже поддается анализу.
3.
После происходит формирование способности произнести слово по звукам.
Сначала это упражнение получается выполнить только с короткими словами, но с
возрастом навык совершенствуется.
4.
В последнюю очередь появляется умение находить место звука среди соседних. Это
говорит о том, что фонетическое восприятие сформировалось.
Первые две стадии малыш может освоить сам, а вот последующие — только с
помощью педагогов, в ходе специальных упражнений. Если не проводить
целенаправленных обучающих занятий по тренировке фонематического восприятия и
фонематического слуха, то ребенок будет испытывать сложности с освоением разговорной
и письменной речи.
Обучение грамоте основано на звуковом анализе, поэтому фонематическое
восприятие играет в процессе освоения чтения тоже большое значение. Его
совершенствованием занимаются педагоги, логопеды, родители, но основы этой
способности закладываются с первых дней жизни малыша.
Развитие речевого фонематического слуха у дошкольников осуществляют
посредством дидактических игр, различных упражнений, занятий. Конечно, лучше, если
этим будут заниматься педагоги. Но и родительская работа будет кстати. Но главное, если
есть проблема с речевым слухом ребенка, не стоит пускать ее на самотек – серьезно
займитесь ее решением самостоятельно или с помощью педагогов.
Лента букв — это пособие, которое активно используется при изучении букв, обучении
чтению, грамоте, курсах по повышению скорости и техники чтения.
Лента букв по содержанию дублирует алфавит, но буквы, расположенные в
определенной системе, позволяют наглядно продемонстрировать основные
закономерности, существующие как для гласных, так и для согласных букв и звуков.
Правильная систематизация — залог эффективности. Лента букв таит в себе множество
закономерностей, которые ученик раскрывает на каждом новом витке освоения языка.
Моя дидактическая разработка - это лента букв, соответствующая классической
системе фонетической характеристике звуков, но не плоскостная, как было принято
всегда, а объёмная. Каждая буква сшита из фетра, её можно взять в руки, обвести пальцем,
помять, погладить. Внутрь «звонких согласных» вшит колокольчик, так детям легче
воспринять понятие «звонкий» звук. Так же все буквы распределены по цветам: гласные -
красные, согласные - сине-зелёные, твердый и мягкий знаки – белые.
Для детей, особенно с речевыми нарушениями, важны тактильные ощущения. Моя
«лента букв» помогает при работе над формированием фонетического слуха, позволяет не
только слушать звуки, но и осязать букву, соответствующую этому звуку.
Нейропсихологии утверждают: ощущения помогают постичь целостность
представления. Наш мозг устроен так, чтобы лучше усвоить или понять что-то помогают
ощущения. Испытывая ощущения, кожа, мышцы, органы чувств, посылают в мозг
сенсорные сигналы. Мозг воспринимает ощущения, перерабатывает их, помогает усвоить.
Для полного восприятия важны: зрительный образ (зрение), звук (слух), прикосновение
(осязание). Когда вы видите апельсин, что вы можете о нем сказать? Он круглый и
оранжевый. Возьмите его в руки, погладьте, надавите: теперь вы скажете – шершавый,
упругий, шарообразный, тяжелый, ароматный. Вот почему я решила, что буквы тоже
должны давать мозгу дополнительные сигналы через кончики пальцев, через тактильные
ощущения. Ребенок берёт букву в руки и может почувствовать её объём, размер, цвет, звук,
текстуру, вес.
Ребятам очень нравится заниматься с «лентой букв», на уроках они ведут себя
активнее, с удовольствием выполняют задания, зная, что сейчас буквы «придут» к ним в
ладошки. Каждый педагог знает, как трудны для детей занятия по развитию фонетического
слуха и фонематического восприятия. Объёмная «лента букв» изменила это мнение.
Ребята, заходя в кабинет, сразу спрашивают: «А сегодня будем в буковки играть?»
Первые 7 лет жизни называют периодом сенсомоторного развития: «движение,
говорение, игра – фундамент для чтения, письма и адекватного поведения», говорит
нейропсихолог Э.Джин Айрес в своей книге «Ребёнок и сенсорная интеграция».
Игра, по определению Л.С. Выготского, «ведущая деятельность для дошкольника».
Игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста. Игра
вызывает интерес, а если ребёнку интересно, то лучше усваивается новая информация.
Именно поэтому ребятам так нравится играть с буквами, именно поэтому объёмная лента
букв так помогает с легкостью преодолеть все трудности, связанные с фонематическим
восприятием звуков речи.