Напоминание

"Лента букв и звуков"


Автор: Нечаева Ксения Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Лента букв и звуков"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор статьи: Нечаева К.Ю. Учитель-логопед, ГБОУ «Школа №1561»

Методическая разработка: «Лента букв и звуков»

Для развития ребенка важное значение имеет правильная речь. При поступлении в

школу необходимо правильное звукопроизношение и фонетическое восприятие звуков.

Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку и

чтению называют наличие у детей недостатков в развитии фонетического слуха и

фонематического восприятия. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух,

затрудняются в овладении грамотой.

Значит, важнейшей предпосылкой успешного обучения грамоте, является умение

слышать отдельные звуки в слове, отделять от рядом стоящих, отличать один звук от

другого по акустическим признакам и анализировать весь звуковой состав слова.

Формирование речевого слуха у детей происходит еще в дошкольном возрасте. Этот

период характеризуется активным усвоением разговорного языка, формированием и

всесторонним развитием речи.

Специалисты считают, что фонематический слух — это способность человека к

различению отдельных фонем, т. е. звуков. Это умение представляет собой навыки:

узнавания, сравнения, повторения элементов, из которых состоят слова. Оно является

уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.

Фонетическое восприятие — это одна из составляющих фонематического слуха,

которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова. Этот

навык необходим ребенку для возможности анализировать собственную речь. Это процесс

сложный, проходящий в несколько этапов:

1.

Ребенок учится определять наличие того или иного звука в слове. Если попросить

выделить голосом первый звук, то он сможет это сделать. Ему также становится

под силу назвать несколько слов, начинающихся на определенную гласную.

2.

Затем ему удается узнавать крайние звуки в слове. Проще определить последний,

но постепенно и первый тоже поддается анализу.

3.

После происходит формирование способности произнести слово по звукам.

Сначала это упражнение получается выполнить только с короткими словами, но с

возрастом навык совершенствуется.

4.

В последнюю очередь появляется умение находить место звука среди соседних. Это

говорит о том, что фонетическое восприятие сформировалось.

Первые две стадии малыш может освоить сам, а вот последующие — только с

помощью педагогов, в ходе специальных упражнений. Если не проводить

целенаправленных обучающих занятий по тренировке фонематического восприятия и

фонематического слуха, то ребенок будет испытывать сложности с освоением разговорной

и письменной речи.

Обучение грамоте основано на звуковом анализе, поэтому фонематическое

восприятие играет в процессе освоения чтения тоже большое значение. Его

совершенствованием занимаются педагоги, логопеды, родители, но основы этой

способности закладываются с первых дней жизни малыша.

Развитие речевого фонематического слуха у дошкольников осуществляют

посредством дидактических игр, различных упражнений, занятий. Конечно, лучше, если

этим будут заниматься педагоги. Но и родительская работа будет кстати. Но главное, если

есть проблема с речевым слухом ребенка, не стоит пускать ее на самотек – серьезно

займитесь ее решением самостоятельно или с помощью педагогов.

Лента букв — это пособие, которое активно используется при изучении букв, обучении

чтению, грамоте, курсах по повышению скорости и техники чтения.

Лента букв по содержанию дублирует алфавит, но буквы, расположенные в

определенной системе, позволяют наглядно продемонстрировать основные

закономерности, существующие как для гласных, так и для согласных букв и звуков.

Правильная систематизация — залог эффективности. Лента букв таит в себе множество

закономерностей, которые ученик раскрывает на каждом новом витке освоения языка.

Моя дидактическая разработка - это лента букв, соответствующая классической

системе фонетической характеристике звуков, но не плоскостная, как было принято

всегда, а объёмная. Каждая буква сшита из фетра, её можно взять в руки, обвести пальцем,

помять, погладить. Внутрь «звонких согласных» вшит колокольчик, так детям легче

воспринять понятие «звонкий» звук. Так же все буквы распределены по цветам: гласные -

красные, согласные - сине-зелёные, твердый и мягкий знаки – белые.

Для детей, особенно с речевыми нарушениями, важны тактильные ощущения. Моя

«лента букв» помогает при работе над формированием фонетического слуха, позволяет не

только слушать звуки, но и осязать букву, соответствующую этому звуку.

Нейропсихологии утверждают: ощущения помогают постичь целостность

представления. Наш мозг устроен так, чтобы лучше усвоить или понять что-то помогают

ощущения. Испытывая ощущения, кожа, мышцы, органы чувств, посылают в мозг

сенсорные сигналы. Мозг воспринимает ощущения, перерабатывает их, помогает усвоить.

Для полного восприятия важны: зрительный образ (зрение), звук (слух), прикосновение

(осязание). Когда вы видите апельсин, что вы можете о нем сказать? Он круглый и

оранжевый. Возьмите его в руки, погладьте, надавите: теперь вы скажете – шершавый,

упругий, шарообразный, тяжелый, ароматный. Вот почему я решила, что буквы тоже

должны давать мозгу дополнительные сигналы через кончики пальцев, через тактильные

ощущения. Ребенок берёт букву в руки и может почувствовать её объём, размер, цвет, звук,

текстуру, вес.

Ребятам очень нравится заниматься с «лентой букв», на уроках они ведут себя

активнее, с удовольствием выполняют задания, зная, что сейчас буквы «придут» к ним в

ладошки. Каждый педагог знает, как трудны для детей занятия по развитию фонетического

слуха и фонематического восприятия. Объёмная «лента букв» изменила это мнение.

Ребята, заходя в кабинет, сразу спрашивают: «А сегодня будем в буковки играть?»

Первые 7 лет жизни называют периодом сенсомоторного развития: «движение,

говорение, игра – фундамент для чтения, письма и адекватного поведения», говорит

нейропсихолог Э.Джин Айрес в своей книге «Ребёнок и сенсорная интеграция».

Игра, по определению Л.С. Выготского, «ведущая деятельность для дошкольника».

Игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста. Игра

вызывает интерес, а если ребёнку интересно, то лучше усваивается новая информация.

Именно поэтому ребятам так нравится играть с буквами, именно поэтому объёмная лента

букв так помогает с легкостью преодолеть все трудности, связанные с фонематическим

восприятием звуков речи.



В раздел образования