Напоминание

Технологии реализации компетентностного подхода в дошкольном образовании


Автор: Богданова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с № 123 города Тюмени
Населённый пункт: г. Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологии реализации компетентностного подхода в дошкольном образовании
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технологии реализации

компетентностного подхода в дошкольном

образовании

Дошкольное образование направлено на:

формирование общей культуры,

развитие физических,

интеллектуальных, нравственных,

эстетических и личностных качеств,

формирование предпосылок

учебной деятельности, сохранение и

укрепление здоровья детей

дошкольного возраста

● поддержки разнообразия детства;

● сохранения уникальности и самоценности дошкольного

детства как важного этапа в общем развитии человека;

● полноценного проживания ребёнком всех этапов

дошкольного детства, амплификации (обогащения)

детского развития;

● создания благоприятной социальной ситуации развития

каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями;

● содействия и сотрудничества детей и взрослых в

процессе развития детей и их взаимодействия с людьми,

культурой и окружающим миром;

● приобщения детей к социокультурным нормам,

традициям семьи, общества и государства;

● ориентации на познавательные интересы ребёнка при

включении его в различные виды деятельности;

● учёта этнокультурной и социальной ситуации развития

детей.

Стандарт дошкольного образования

утверждает

основные принципы:

Стандарт преследует следующие цели

обеспечение государством равенства возможностей для

каждого ребёнка в получении качественного дошкольного

образования;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества

образования на основе единства обязательных требований

к условиям реализации основных образовательных

программ, их структуре и результатам их освоения;

Сохранение единства образовательного пространства РФ

относительно уровня дошкольного образования

Компетентностный подход

компетентностный подход – проявляется как обновление содержания образования в ответ на

изменяющуюся социально-экономическую реальность (И. Д. Фрумин);

компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно

действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В. А. Болотов);

компетентность представляется радикальным средством модернизации (Б. Д. Эльконин);

компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от

тех, в которых эта компетентность изначально возникла (В. В. Башев);

И. А. Зимняя определяет компетентность как актуальное, формируемое личностное качество,

основывающееся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-

профессиональная характеристика человека.

компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования:

обучаемость, самоопределение (самодетерминацию), самоактуализацию, социализацию и

развитие индивидуальности .

компетентность определяется, как «готовность специалиста включиться в определенную

деятельность» (А. М. Аронов) или как атрибут подготовки к будущей профессиональной

деятельности (П. Г. Щедровицкий)

«Компетенция» и

«компетентность»

Компетенция - совокупность взаимосвязанных

качеств личности, задаваемых по отношению к

определенному кругу предметов и процессов;

Компетентность - возможность установления

субъектом деятельности связи между знанием и

ситуацией или, в более широком смысле, способность

найти, обнаружить ориентировочную основу действий,

процедуру (знание + действие), необходимую для

решения проблемы в конкретной ситуации.

Аспекты реализации компетентностного

подхода по И.Д. Фрумину

ключевые компетенции;

обобщенные предметные умения;

прикладные предметные умения;

жизненные навыки.

Психолого-педагогические условия

реализации компетентностно-

ориентированного образования в ДОУ

субъектно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. обеспечение таких

ситуаций, когда возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.

предоставляется каждому ребенку, обеспечение опоры на личный опыт ребенка при

освоении им новых знаний;

ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской

успешности, т. е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными

вчерашними достижениями, стимулирование самооценки ребенка;

формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка,

создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному,

социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и

сохранению его индивидуальности; к образовательной среде относится социальная среда

в группе, методы мониторинга, развивающая предметная среда;

сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной

деятельности (производящей субъективно новый продукт), т. е. исследовательской,

творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм

активности;

вовлечение семьи

Современный педагог дошкольного и начального

образования должен обладать:

1) навыками продуктивного мышления: анализ, синтез, оценка и др., с

помощью которых педагог может сформулировать умозаключение и

правильно высказать его, построить логику доказательства того или иного

положения, спроектировать решение проблемы, адекватно оценивая

результаты работы, таким образом, эффективно решать реальные

жизненные задачи;

2) сформированной базой знаний, которая предполагает оперативность,

мобильность, то есть постоянную возможность их обновления и успешного

применения в конкретных условиях;

3) рефлексией, то есть умение строить свою работу, осознавать

собственные достоинства и недостатки при ее выполнении и управлять ею

(развитие рефлексии предполагает построение целостной системы, в

которой в единстве представлены как предметные знания, так и знания об

организации собственной познавательной деятельности);

4) коммуникативной компетентностью, то есть умением строить диалог с

детьми, работать в группе и т. д.

10

10

10

З

А

П

Р

О

С

Ы

И

О

Ж

И

Д

А

Н

И

Я

З

А

П

Р

О

С

Ы

И

О

Ж

И

Д

А

Н

И

Я

Требования к

структуре

ООП

Требования к

структуре

ООП

Требования к

результатам

освоения ООП

Требования к

результатам

освоения ООП

Требования к

условиям

реализации ООП

Требования к

условиям

реализации ООП

Ожидаемые достижения

системы образования

Ожидаемые достижения

системы образования

Организационные

и педагогические

условия деятельности

системы образования

Организационные

и педагогические

условия деятельности

системы образования

Ресурсы: кадры,

материальная база,

информация,

финансы

Ресурсы: кадры,

материальная база,

информация,

финансы

О

Б

Щ

И

Е

Р

А

М

К

И

Д

Л

Я

С

И

С

Т

Е

М

Ы

Н

О

Р

М

А

Т

И

В

О

В

О

Б

Щ

И

Е

Р

А

М

К

И

Д

Л

Я

С

И

С

Т

Е

М

Ы

Н

О

Р

М

А

Т

И

В

О

В

Стандарт как

Стандарт как совокупность

трех систем требований

трех систем требований

Стандарт как

Стандарт как совокупность

трех систем требований

трех систем требований

Основные принципы организации образования

детей в дошкольный период детства

1.

Комплексно-деятельностный подход

2.

Психологизация дошкольного образования

3.

Индивидуально-развивающий

характер

образования

4.

Диалоговый характер взаимодействия

5.

Событийный характер образования

6.

Культуронасыщенность среды и общения

7.

Гендерный подход

Стандарт решает задачи

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том

числе их эмоционального благополучия);

сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития

индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка

как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных,

интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности,

самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок

учебной деятельности;

обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных

программ и организационных форм уровня дошкольного образования,

возможности формирования образовательных программ различных

уровней сложности и направленности с учётом образовательных

потребностей и способностей воспитанников;

Стандарт решает задачи

Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и

индивидуальным особенностям детей;

Обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого

ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания,

пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических

особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

Обеспечения преемственности основных образовательных программ

дошкольного и начального общего образования;

Определения направлений для систематического межведомственного

взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных

объединений (в том числе сетевого).

Программные документы

ДОУ

ДОУ

Федеральные государственные

требования к общеобразовательной

программе (ФГТОП)

(

Приказ Министерства образования и

науки Российской Федерации от 23

ноября 2009г. № 655)

Федеральный государственный

образовательный стандарт

дошкольного образования (ФГОС)

(проект, 2013 г.)

Примерная основная

общеобразовательная

программа дошкольного

образования «УСПЕХ»

(проект)

Региональная комплексная

программа дошкольного

образования Тюменской области

«Мозаика»

Примерная основная

общеобразовательная

программа дошкольного

образования

Методологическая основа требований стандарта

ДОУ

Начальная школа

Деятельностный подход

Системно-

деятельностный подход

Предпосылки

учебной

деятельности

Универсальные

учебные действия

Целевые ориентиры дошкольного образования

(социальные и психологические характеристики

личности ребёнка)

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах

деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать

род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает

способность к воплощению разнообразных замыслов;

Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно

относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства.

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в

совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства

других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться

разрешать конфликты;

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных

видах деятельности. Способности ребёнка к фантазии, воображению,

творчеству, интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет

разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и

социальным нормам, различать условную и реальные ситуации, в том числе

игровую и учебную.

Целевые ориентиры дошкольного образования

(социальные и психологические характеристики

личности ребёнка)

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных

видах деятельности. Способности ребёнка к фантазии, воображению,

творчеству, интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет

разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и

социальным нормам, различать условную и реальные ситуации, в том числе

игровую и учебную.

Творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании,

придумывании сказок, танцах, пении и т.п. Ребёнок может фантазировать вслух,

играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь, может выражать свои

мысли и желания.

Развита крупная и мелкая моторика. Может контролировать свои движения и

управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить

поделки из различных материалов.

Способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать

сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело Может следовать

социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во

взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного

поведения и личной гигиены;

Целевые ориентиры дошкольного образования

(социальные и психологические характеристики

личности ребёнка)

Способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать

сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело Может

следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах

деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,

правилам безопасного поведения и личной гигиены;

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся

близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-

следственными связями (как? Почему? Зачем?), пытается самостоятельно

придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен

наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о

предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он

живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает

элементарными представлениями из области живой природы,

естествознания, математики, истории, у ребёнка складываются

предпосылки грамотности. Способен к принятию собственных решений,

опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

ДОУ

Начальная школа

Предпосылки для формирования

учебной деятельности

Универсальные учебные действия

Умение работать по правилу и

по образцу

Умение слушать взрослого и

выполнять его инструкции

Умение сосредоточиться на

поставленной взрослым задаче

Высокий уровень

произвольности (поведения,

внимания)

Умение планировать и

контролировать собственные

действия

Высокий уровень активности и

инициативности,

самостоятельность в

деятельности

Личностные-система ценностных

ориентаций

Регулятивные -способность

строить учебно-познавательную

деятельность

Познавательные-система

способов познания окружающего

мира, построение самостоятельного

процесса поиска

Коммуникативные – речевая

деятельность, навыки

сотрудничества

20

Планируемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

Самоопределение:

внутренняя позиция школьника;

Самоидентификация;

самоуважение и самооценка

Самоопределение:

внутренняя позиция школьника;

Самоидентификация;

самоуважение и самооценка

Смыслообразование:

мотивация (учебная,

социальная); границы

собственного

знания и «незнания»

Смыслообразование:

мотивация (учебная,

социальная); границы

собственного

знания и «незнания»

Ценностная и

морально-этическая

ориентация:

ориентация на выполнение

морально-нравственных норм;

способность к решению моральных

проблем на основе децентрации;

оценка своих поступков

Ценностная и

морально-этическая

ориентация:

ориентация на выполнение

морально-нравственных норм;

способность к решению моральных

проблем на основе децентрации;

оценка своих поступков

Регулятивные:

управление своей

деятельностью;

контроль и коррекция;

инициативность и

самостоятельность

Регулятивные:

управление своей

деятельностью;

контроль и коррекция;

инициативность и

самостоятельность

Коммуникативные:

речевая деятельность;

навыки сотрудничества

Коммуникативные:

речевая деятельность;

навыки сотрудничества

Познавательные:

работа с информацией;

работа с учебными моделями;

использование знако-

символических средств,

общих схем решения;

выполнение логических

операций сравнения, анализа,

обобщения, классификации,

Установления аналогий,

подведения под понятие

Познавательные:

работа с информацией;

работа с учебными моделями;

использование знако-

символических средств,

общих схем решения;

выполнение логических

операций сравнения, анализа,

обобщения, классификации,

Установления аналогий,

подведения под понятие

Основы системы

научных знаний

Основы системы

научных знаний

Опыт «предметной»

деятельности по

получению,

преобразованию

и применению

нового знания

Опыт «предметной»

деятельности по

получению,

преобразованию

и применению

нового знания

Предметные и

метапредметные

действия с учебным

материалом

Личностные УУД

внутренняя позиция школьника на уровне положительного

отношения к школе;

широкая мотивационная основа учебной деятельности;

ориентация на понимание причин успеха деятельности;

учебно-познавательный интерес к учебному материалу, к

способам решения учебной задачи;

способность к самооценке;

основы гражданской идентичности личности в форме

осознания «Я» как гражданина России, чувства гордости за

свою Родину;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;

знание основных моральных норм;

установка на ЗОЖ;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание

Регулятивные –

управление своей деятельностью, контроль, коррекция,

инициативность, самостоятельность

принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

Планировать своё действие в соответствии с

поставленной задачей;

учитывать правило в планировании и контроле способа

решения;

Адекватно воспринимать оценку учителя;

Различать способ и результат действия;

Оценивать правильность выполнения действия;

Вносить необходимые коррективы в действие после его

завершения на основе его оценки и учёта характера

сделанных ошибок;

Выполнять учебные действия

Мотивационный

1) Актуализация знаний

2) Мотивация

3) Целеполагание

Личностные

Регулятивные:

Коммуникативные:

Открытие

нового знания

1)Технология проблемного

обучения, учебный диалог,

работа в парах, группах.

2) сюжетно-ролевая игра

3)самостоятельная(дифференци

рованная) работа

Личностные:

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Рефлексия

1) Фиксация степени

соответствия поставленным

целям и результатам

деятельности,

2)Оценивание собственной

деятельности.

Личностные:

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Этапы процесса познания

окружающего мира

1. Побуждение ребёнка к активности (момент удивления,

постановка проблемной задачи, которая должна быть понятной,

вызывать интерес, содержать новизну, быть трудной, но доступной

и посильной, мотивирующей ребёнка на поиск)

2. Поиск смысла происходящих изменений через диалог,

дискуссию: «Подумаем вместе», «Чем похожи и чем отличаются»,

«У меня есть такое предположение о причинах изменения …»,

«Думаю так, как ты», «Я с тобой согласна», «Я думаю иначе»,

«Меня волнует такая мысль» и т.д. Воспитатель даёт возможность

высказаться каждому, не оценивает ответы детей: «Какая у Саши

интересная мысль», «Послушайте , что сказал Ваня», «Объясни,

почему ты так думаешь?», «Правильно ли я тебя поняла?» и т.д.

Использование метода прогнозирования: «Что стало бы с

деревьями зимой, если бы они не сбросили листву?»

Фиксация степени соответствия поставленной цели результатам

деятельности: «Хотели узнать и узнали …»

3. Проживание отношения к познаваемому объекту в

продуктивной деятельности (перевоплощение в игровой

персонаж по выбору, создание положительной репутации ребёнку)

Виды мышления

Наглядно-действенное – решение учебной

задачи возможно только в ситуации

непосредственных действий с предметами

Наглядно-образное – учебная задача требует

прослеживание пути решения в плане наглядных

представлений, сохранившихся в памяти;

Словесно-образное (рассуждающее) строится на

основе предположений, гипотез;

Словесно-логическое (теоретическое)

характеризуется использованием понятий,

терминов.

Младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготов

ительная

С-Л

С-О

Н-О

Н-Д

Рассказы-загадки о природе

Н.Ф. Виноградова

уточнение и углубление знаний о

природе, развитие умения детей

применять полученные знания;

развитие умения дошкольников

устанавливать связи, соотносить

явления;

обучение умению выделять

характерные признаки объектов

окружающей природы, находить

ошибки в представленных

примерах рассуждения и

исправлять их;

формирование у дошкольников

умения завершать связное

высказывание, составлять его

продолжение, соответствующее

логике повествования, рассуждать,

объяснять и аргументировать свое

решение.

Сезонные изменения в

природе

Разноцветные кораблики

Конструкции развивающих

вопросов и заданий

Кто, где, когда, что?

Кто, где, когда, что?

Какое …? Вспомните …

Какое …? Вспомните …

Дайте определение ...

Дайте определение ...

Прочитайте …, Повторите…

Прочитайте …, Повторите…

Какова главная идея?

Какова главная идея?

В чём суть явления?

В чём суть явления?

В чём причина? Почему …?

В чём причина? Почему …?

Чем можно объяснить, что…?

Чем можно объяснить, что…?

Как решить другим способом?

Как решить другим способом?

В чём недостатки …? Докажи

В чём недостатки …? Докажи

Сочините, придумайте, ваш прогноз, что изменится,

Сочините, придумайте, ваш прогноз, что изменится,

если…

если…

Принимать и сохранять

учебную задачу

Цель: выявить умение

ориентироваться на

плоскости. Проверяется

умение пересчитывать

клеточки.

Возьмите красный

карандаш, отсчитайте от

чёрной клеточки вправо

четыре клеточки и пятую

закрасьте красным

карандашом.

На первоначальном этапе, стараемся показать,

как делать, как задать алгоритм работы.

Познавательные

Осуществлять поиск необходимой информации для

выполнения заданий;

Использовать знаково-символические средства (схемы,

модели и др.) для решения учебных задач;

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Основам смыслового чтения текстов, выделять существенную

информацию из текстов разных видов;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков;

Осуществлять синтез как составление целого из частей;

Выполнение логических операций: сравнение, анализ,

сериацию, классификацию;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Строить рассуждения, обобщать, устанавливать аналогии и др.

Осознание акта сравнения

Разные способы выполнения

учебной задачи

Найди результат

с помощью фишек;

Найди результат с

помощью линейки;

Найди результат,

складывая

(отнимая) по частям

Коммуникативные –

навыки сотрудничества

допускать возможность существования у людей различных точек

зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных

позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что

партнёр знает и видит, а что нет;

Задавать вопросы;

Контролировать действия партнёра;

Использовать речь для регуляции своего действия;

Адекватно использовать речевые средства для решения

различных коммуникативных задач, строить монологическое

высказывание, владеть диалогической формой речи

Что это?

«Если вы помогаете ребенку

научиться ездить на велосипеде,

вы не можете просто рассказать

ему, как нужно ездить. Он должен

попробовать сделать это лично.

И вы не можете вечно его

поддерживать. Настает момент,

когда вам нужно его отпустить.

Если он падает, то падает, но

если вы продолжаете

поддерживать его и дальше, то

он никогда не научится».

К.Р. Роджерс

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования

ДОУ

Начальная школа

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты

образования

образования

Требования к результатам

Требования к результатам

освоения ООП

освоения ООП

Социальная адаптация ребенка

к современным условиям жизни

Гармоничное развитие,

обеспечивающее успешность

образования на следующей

ступени (в начальной школе)

Достижение психологического

комфорта и эмоционального

благополучия

Обогащение личного опыта

ребенка, устойчивая мотивация к

познанию

Сохранение и развитие

здоровья, мотивация к здоровому

образу жизни

Любознательный, интересующийся,

активно познающий мир

Владеющий основами умения

учиться

Любящий родной край и свою страну,

Уважающий и принимающий ценности

семьи и общества

Готовый самостоятельно действовать

и отвечать за свои поступки перед

семьей и школой

Доброжелательный, умеющий

слушать и слышать партнера,

умеющий высказать свое мнение

Выполняющий правила здорового и

безопасного образа жизни для себя и

окружающих

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

НЕОБХОДИМО

Создавать условия для двигательной деятельности, эмоционального,

интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка и

квалифицированной медицинской помощи по укреплению здоровья детей;

Использовать гибкую, развивающую, не угнетающую ребенка систему,

основу которой составляют эмоционально-комфортная среда пребывания

и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность

детей через театральные игры, упражнения актерского тренинга и игры,

развивающие творческие способности дошкольников.

Создавать условия для воспитания и творческой самореализации

раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом,

слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

Активно использовать развивающие, познавательные игры, дающие

толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и к

самопознанию личности.

Совершенствовать формы взаимодействия с семьей по экологическому

воспитанию.

От стихийности –

к целенаправленному и

планомерному формированию

предпосылок учебной

деятельности



В раздел образования