Автор: Иванова Светлана Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Мало-Вяземская СОШ Одинцовского района Московской области
Населённый пункт: Большие Вяземы
Наименование материала: Классный час
Тема: "Что может герб нам рассказать"
Раздел: начальное образование
Классный час. 3 класс.
Что может герб нам рассказать…
Иванова С.Б.
Цель: познакомить с разнообразием гербов, с правилами их
составления, научить детей читать и понимать символику
гербов.
Ход занятия:
1.
Орг. момент.
На
доске:
Память
о
наших
предках
живет
в
нашей
памяти
и
в
наших
символах.
- Что вы видите на доске? Как вы понимаете слово «герб»? Что вы знаете о
гербах? Хотелось бы вам узнать побольше?
2.
Сценка «В старом замке»
- Сейчас давайте перенесемся на несколько веков назад в старый замок, где
происходит
разговор
старого
французского
графа
с
сыном.
Слушайте
внимательно и запоминайте то, о чем они говорят.
СЫН.
- Отец, на прошлом турнире граф де Ори, когда я спросил его о том, как
должен вести себя настоящий рыцарь, сказал, что Вы, сеньор, его друг и мой
отец
лучше
других
можете
рассказать
мне,
каких
правил
следует
придерживаться
и
чего
следует
избегать,
так
как
наш
род
обладает
наидостойнейшим из гербов в королевстве. Тогда я решил спросить Вас,
отец: разве гербы не равно достойны? И кто их придумывает?
ОТЕЦ.
- Да, сын мой, ты уже вырос. И нужно рассказать тебе о гербах. Все правила
составления знают только герольды. Но разбираться в гербах должен каждый
человек. Без этого он глуп и слеп.
Герб – это язык, на котором говорят государства и города, рыцари, короли и
епископы.
Вспомни наш семейный герб. Какого он цвета?
СЫН.
- Он золотой.
ОТЕЦ.
- Верно, по цвету можно судить о древности рода. Никогда старинный герб не
бывает
сиреневого
или
оранжевого
цвета.
Только
молодой,
неопытный
рыцарь может позволить себе такие яркие цвета. Чем изображение древнее,
тем проще.
1
СЫН.
- Отец! Но на гербе нашей семьи есть ещё и красные полосы. О чём они
говорят?
ОТЕЦ.
- Издревле считалось, что твой прадед имел в гербе только золотой цвет. В
жарком сражении он был тяжело ранен, но не отступил. И тогда король после
битвы смочил в его крови пальцы и провёл по золотому щиту 4 полосы в знак
признания его доблести.
СЫН.
- Отец! Я знаю, что на гербах бывают изображения животных. Что они
означают?
ОТЕЦ.
-
Лев
–
отвага,
сила,
гнев.
Журавль
–
осторожность.
Единорог
–
непобедимость. Гриф – свирепость.
Но помни, сын, кто бы ни был изображён на твоём гербе, опозоривший себя
дворянин может утратить свой герб. За проступок рыцаря против чести его
герб будет наказан: он будет перевёрнут или ему отрубят угол. Тогда все
будут знать, кто перед ними.
3.
Беседа.
- Когда-то герб был обязательной принадлежностью знатной семьи. Первыми
гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях. (показ монет, медалей)
- Что же такое «герб»? Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе» -
наследство. Их появление связано с эпохой крестовых походов.
Конечно,
гербы
имели
только
знатные
аристократические
семьи.
Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались
в силе и ловкости. На турнире они появлялись в рыцарских доспехах и шлемах,
скрывающих
лицо.
Опознать
рыцаря,
закованного
в
броню
целиком,
было
невозможно. И герб стал использоваться как опознавательный знак.
Герб - это композиция из различных символов, которая отражала степень
знатности
рода,
основные
занятия
и
заслуги
представителей
рода
перед
государством.
Первые гербы появились примерно в X веке.
Вскоре появляется и особая наука – геральдика, которая занимается
сбором
информации
о
различных
гербах,
их
описанием
и
правилами
составления новых.
Этой наукой занимались специальные люди – герольды. ( с нем. Герольд-
«глашатай») Стать герольдом было очень не просто. Долгих 7 лет надо было
прослужить
помощником
и
заслужить
право
стать
герольдом.
Во
время
церемонии на голову «кандидата» выливали кубок вина, он приносил присягу
и становился герольдом. Особа герольда считалась неприкосновенной.
2
4.
Самостоятельная работа в группах.
- Предлагаю поработать в группах по трём направлениям. (пакет с заданиями
для каждой группы)
1) Проработать материал и выполнить задание.
- Определите, какие формы гербов вам предложены. Каким государствам они
принадлежат.
Норманнский – треугольный;
Итальянский – овальный;
Испанский – квадратный с округлениями внизу;
Французский – четырёхугольный с заострением внизу;
Немецкий – фигурный, вырезной формы;
Английский - с удлинением верхнего края и небольшим выступом.
2)
Проработать материал и выполнить задание.
- Определите, какие цвета применялись согласно правилам геральдики.
Раскрасьте гербы в соответствии со штриховкой.
Алый - вертикальные линии (любовь, мужество, смелость).
Голубой – горизонтальные линии (целомудрие, верность).
Пурпурный – диагональные слева (благочестие, щедрость, господство).
Зеленый – диагональные справа (надежда, изобилие, свобода).
3
Чёрный
–
горизонтальные
и
диагональные
крест-накрест
(осторожность,
мудрость)
Золотой – чёрные точки на белом фоне (вера, справедливость, милосердие,
смирение)
Серебряный – белое поле без штриховки (чистота, надежда, благородство)
3) Проработать материал и выполнить задание.
-
Определить
значение
символов,
занести
в
таблицу.
Из
нарисованных
элементов составь различные гербы.
Свирепость – гриф;
Великодушие, отвага – лев;
Расцвет, успех – лилия;
Бдительность, осторожность – журавль;
Непобедимость – единорог,
Любовь, мужество, великодушие – роза.
(После каждого выступления вывешивается на доске плакат- обобщение)
5.
Творческая работа.
- Расшифруйте предложенный герб. (форма, цвет, символ)
-
Вы
знаете
основные
законы
и
правила
составления
герба.
Предлагаю
создать герб своей команды. (демонстрация эскиза)
6.
Итог.
- Что вы теперь знаете о гербах?
- Что ещё хотите узнать?
4