Напоминание

"Что может герб нам рассказать"


Автор: Иванова Светлана Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Мало-Вяземская СОШ Одинцовского района Московской области
Населённый пункт: Большие Вяземы
Наименование материала: Классный час
Тема: "Что может герб нам рассказать"
Раздел: начальное образование





Назад




Классный час. 3 класс.

Что может герб нам рассказать…

Иванова С.Б.

Цель: познакомить с разнообразием гербов, с правилами их

составления, научить детей читать и понимать символику

гербов.

Ход занятия:

1.

Орг. момент.

На

доске:

Память

о

наших

предках

живет

в

нашей

памяти

и

в

наших

символах.

- Что вы видите на доске? Как вы понимаете слово «герб»? Что вы знаете о

гербах? Хотелось бы вам узнать побольше?

2.

Сценка «В старом замке»

- Сейчас давайте перенесемся на несколько веков назад в старый замок, где

происходит

разговор

старого

французского

графа

с

сыном.

Слушайте

внимательно и запоминайте то, о чем они говорят.

СЫН.

- Отец, на прошлом турнире граф де Ори, когда я спросил его о том, как

должен вести себя настоящий рыцарь, сказал, что Вы, сеньор, его друг и мой

отец

лучше

других

можете

рассказать

мне,

каких

правил

следует

придерживаться

и

чего

следует

избегать,

так

как

наш

род

обладает

наидостойнейшим из гербов в королевстве. Тогда я решил спросить Вас,

отец: разве гербы не равно достойны? И кто их придумывает?

ОТЕЦ.

- Да, сын мой, ты уже вырос. И нужно рассказать тебе о гербах. Все правила

составления знают только герольды. Но разбираться в гербах должен каждый

человек. Без этого он глуп и слеп.

Герб – это язык, на котором говорят государства и города, рыцари, короли и

епископы.

Вспомни наш семейный герб. Какого он цвета?

СЫН.

- Он золотой.

ОТЕЦ.

- Верно, по цвету можно судить о древности рода. Никогда старинный герб не

бывает

сиреневого

или

оранжевого

цвета.

Только

молодой,

неопытный

рыцарь может позволить себе такие яркие цвета. Чем изображение древнее,

тем проще.

1

СЫН.

- Отец! Но на гербе нашей семьи есть ещё и красные полосы. О чём они

говорят?

ОТЕЦ.

- Издревле считалось, что твой прадед имел в гербе только золотой цвет. В

жарком сражении он был тяжело ранен, но не отступил. И тогда король после

битвы смочил в его крови пальцы и провёл по золотому щиту 4 полосы в знак

признания его доблести.

СЫН.

- Отец! Я знаю, что на гербах бывают изображения животных. Что они

означают?

ОТЕЦ.

-

Лев

отвага,

сила,

гнев.

Журавль

осторожность.

Единорог

непобедимость. Гриф – свирепость.

Но помни, сын, кто бы ни был изображён на твоём гербе, опозоривший себя

дворянин может утратить свой герб. За проступок рыцаря против чести его

герб будет наказан: он будет перевёрнут или ему отрубят угол. Тогда все

будут знать, кто перед ними.

3.

Беседа.

- Когда-то герб был обязательной принадлежностью знатной семьи. Первыми

гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях. (показ монет, медалей)

- Что же такое «герб»? Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе» -

наследство. Их появление связано с эпохой крестовых походов.

Конечно,

гербы

имели

только

знатные

аристократические

семьи.

Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались

в силе и ловкости. На турнире они появлялись в рыцарских доспехах и шлемах,

скрывающих

лицо.

Опознать

рыцаря,

закованного

в

броню

целиком,

было

невозможно. И герб стал использоваться как опознавательный знак.

Герб - это композиция из различных символов, которая отражала степень

знатности

рода,

основные

занятия

и

заслуги

представителей

рода

перед

государством.

Первые гербы появились примерно в X веке.

Вскоре появляется и особая наука – геральдика, которая занимается

сбором

информации

о

различных

гербах,

их

описанием

и

правилами

составления новых.

Этой наукой занимались специальные люди – герольды. ( с нем. Герольд-

«глашатай») Стать герольдом было очень не просто. Долгих 7 лет надо было

прослужить

помощником

и

заслужить

право

стать

герольдом.

Во

время

церемонии на голову «кандидата» выливали кубок вина, он приносил присягу

и становился герольдом. Особа герольда считалась неприкосновенной.

2

4.

Самостоятельная работа в группах.

- Предлагаю поработать в группах по трём направлениям. (пакет с заданиями

для каждой группы)

1) Проработать материал и выполнить задание.

- Определите, какие формы гербов вам предложены. Каким государствам они

принадлежат.

Норманнский – треугольный;

Итальянский – овальный;

Испанский – квадратный с округлениями внизу;

Французский – четырёхугольный с заострением внизу;

Немецкий – фигурный, вырезной формы;

Английский - с удлинением верхнего края и небольшим выступом.

2)

Проработать материал и выполнить задание.

- Определите, какие цвета применялись согласно правилам геральдики.

Раскрасьте гербы в соответствии со штриховкой.

Алый - вертикальные линии (любовь, мужество, смелость).

Голубой – горизонтальные линии (целомудрие, верность).

Пурпурный – диагональные слева (благочестие, щедрость, господство).

Зеленый – диагональные справа (надежда, изобилие, свобода).

3

Чёрный

горизонтальные

и

диагональные

крест-накрест

(осторожность,

мудрость)

Золотой – чёрные точки на белом фоне (вера, справедливость, милосердие,

смирение)

Серебряный – белое поле без штриховки (чистота, надежда, благородство)

3) Проработать материал и выполнить задание.

-

Определить

значение

символов,

занести

в

таблицу.

Из

нарисованных

элементов составь различные гербы.

Свирепость – гриф;

Великодушие, отвага – лев;

Расцвет, успех – лилия;

Бдительность, осторожность – журавль;

Непобедимость – единорог,

Любовь, мужество, великодушие – роза.

(После каждого выступления вывешивается на доске плакат- обобщение)

5.

Творческая работа.

- Расшифруйте предложенный герб. (форма, цвет, символ)

-

Вы

знаете

основные

законы

и

правила

составления

герба.

Предлагаю

создать герб своей команды. (демонстрация эскиза)

6.

Итог.

- Что вы теперь знаете о гербах?

- Что ещё хотите узнать?

4



В раздел образования