Напоминание

"Песочная терапия, как средство развития речи у дошкольников."


Авторы: Самуйлик Ольга Андреевна, Самойлова Мария Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад" Медвежонок"
Населённый пункт: г. Тамбов ул. Селезневская 2д
Наименование материала: " Песочная терапия".
Тема: "Песочная терапия, как средство развития речи у дошкольников."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Песочная терапия как средство речевого развития речи

дошкольников

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как в это время

происходят существенные физиологические,

психологические и социальные изменения.

Это

возрастной

период,

который

рассматривается

в

педагогике

и

психологии

как

самоценное

явление

со

своими

законами,

субъективно

переживается

в

большинстве

случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное

детство играет решающую роль в становлении личности,

определяя ход и результаты её

развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Речь —

важнейшая

функция

психики.

От

того,

насколько

развита,

богата

и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать

свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.

Нарушение

речи

в

той

или

иной

степени

всегда

отражается

на

поведении

и

деятельности

ребенка.

Дети,

страдающие

задержкой

речевого

развития,

начиная

осознавать

недостатки

своей

речи,

нередко

становятся

замкнутыми,

молчаливыми,

нерешительными.

Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует

развитию речи у ребенка.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее

время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи

ребенка.

Работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту,

оказывает

положительное

воздействие

на

весь

организм

в целом,

готовит

непослушную

ручку

к письму.

В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике

речевых нарушений у дошкольников.

Принцип

«терапии

песком»

был

предложен

еще

Карлом

Густавом

Юнгом,

замечательным

психотерапевтом,

о снователем

аналитиче ской

т е р а п и и .

Основная деятельность дошкольника — игра. В ней он познает себя и окружающий

мир, а игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Цель такой

терапии —

не

менять

и переделывать

ребенка,

не

учить

каким-то

специальным

поведенческим

навыкам,

а дать

возможность

ребенку

быть

самим

собой.

Её

можно

использовать в работе с детьми не только логопеду, но и воспитателю. Замечено, что игры

с песком

стабилизируют

эмоциональное

состояние

ребенка.

Играя

с песком,

ребенок

может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует

избавлению от психологического напряжения. Малыш с интересом рисует на песке —

животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки

можно

легко

и многократно

исправлять.

Песочная

терапия

в

детском

саду

позволит

приготовить самый первый обед, построить свой первый дом. Создать естественную

комфортную

среду

для

творчества

ребёнка,

которая

стимулирует

его

созидательную

деятельность.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно

решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи

самовыражения,

самосознания

и развивает

самооценку,

учится

работать

в коллективе.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не

могут выразить свои переживания. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве

ведущего

метода

коррекционного

воздействия. В других

случаях —

в качестве

вспомогательного

средства,

позволяющего

стимулировать

ребенка,

развивать

его

сенсомоторные навыки. Игры с песком можно использовать, как на индивидуальную

работу, так и подгрупповую.

Развитие речи детей в процессе работы с песком осуществляется в нескольких

направлениях:

во-первых,

происходит

обогащение

словаря,

которые

первоначально

используются ими на занятиях, а затем постепенно входят в активный словарный запас;

во-вторых,

осуществляется

становление

и

развитие

речи

как

средства

общения;

в-третьих,

совершенствуется

регулирующая

функция

речи,

содержащая

большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной

деятельности детей.

Песок — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если

ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в

играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие

задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться.

Игра с песком развивает у детей тактильно-кинетическую чувствительность и

мелкую моторику рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого

общения; способствует расширению словарного запаса.

Используемая литература:

1.

Кудрина Л. В., Кислинская Н. П., Панфиленко Г. И., Лагоша Г. Е. Песочная

игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников // Молодой

ученый. — 2014. — №17. — С. 501-503



В раздел образования