Авторы: Самуйлик Ольга Андреевна, Самойлова Марина Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Медвежонок"
Населённый пункт: Тамбов ул. Селезневская д.2 д
Наименование материала: Статья
Тема: Точечный массаж для детей
Раздел: дошкольное образование
Точечный самомассаж - это надавливание подушечками пальцев на
кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и
проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Подобный
массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при
комплексном воздействии дает хорошие результаты, особенно в
тех случаях, когда сочетается с "общением" со своим телом в
игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов
(милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент
психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и
снятию нервно-эмоционального напряжения.
Ребенок здесь не просто "работает" - он играет, лепит, мнет,
разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.
Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в
голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом.
Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то
прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное
отношению к собственному телу.
Точечный массаж лица
В детском саду детей усаживают на стульчик (можно перед
зеркалом) и учат «лепить красивое лицо»:
1.
Дети выполняют поглаживание лба, щек, крыльев носа от
центра к вискам, мягкое постукивание по коже, как бы уплотняя ее.
2.
Указательными пальчиками делают надавливание на
переносицу и точки над бровями с вращательными движениями по
часовой стрелке, затем против нее по 5 раз.
3.
Затем проводят с усилием по бровям и «лепят» щипками
брови по направлению к вискам. Можно задействовать точку
между бровями «третий глаз».
4.
Затем средними пальчиками поглаживают под глазами (по
глазнице) по направлению от внешнего уголка во внутреннему.
Делают акцент на точку на внешнем уголке и в центре глазницы, и
легко проводят по верхнему веку по направлению к внешнему
уголку глаз (глаза закрыты). Такими способами задействуют
слизистую оболочку полости носа (решетчатых образований) и
пазух лба, лобные отделы головного мозга, активизируя в них
кровообращение, включая также глазное яблоко, для улучшения
зрения и стимулирования умственного развития.
5.
Указательными или средними пальчиками легко надавливают
на крылья носа, проводят их по переносице в сторону носовых
пазух, легко подергивают и пощипывают себя за кончик носа. Этим
задействуют передние и средние доли гипофиза, слизистые
оболочки носа, гайморовых полостей, улучшая в них
кровообращение.
6.
Затем нужно потереть ушную раковину и прижать точку возле
козелка уха для положительного воздействия на орган слуха и
вестибулярный аппарат.
Точечный массаж шеи
1.
Детей обучают выполнять поглаживание шеи по направлению
к области подбородка. При этом они разворачивают плечи и
вытягивают шею, держа голову прямо. Выполняют похлопывание
по подбородку тыльной стороной ладошки. Надавливают на точку в
центре нижней челюсти со стороны подбородка для улучшения
кровообращения, обмена веществ, выработки гормонов, так как
точка задействует особые образования, контролирующие
химический состав крови.
2.
Нажимают точку в центре ключицы над впадинкой для
регуляции иммунной системы организма посредством слизистой
оболочки нижнего отдела глотки, включая гортань и даже тимус
(вилочковую железу).
Точечный массаж рук
Дети должны активно потереть ладошки друг о друга до ощущения
тепла, вытянуть каждый пальчик и надавить на него, ногтями одной
ручки потереть по ногтям другой («стиральная доска») для
оказания благотворного воздействия на внутренние органы. Точки
на ногтях связаны с сердцем, легкими, печенью и кишечником.
Нажимают точку между большим и указательным пальцами (в
конце складочки) для нормализации функций всего организма,
снятия усталости. Следует потереть всю ручку до плеча, нажимая на
мышцы, затем от плеча вниз ладошкой для возбуждения мышц рук
и прочистки энергетических каналов.
При проведении точечного массажа можно использовать
следующее стихотворение:
ВОЛШЕБНЫЕ ТОЧКИ.
Я здоровым стать хочу, сам себя теперь лечу.
Пальчик мой волшебным стал.
Я легонько им прижал
Точку первую, она – в центре грудки у меня.
Покрутил и отпустил, пальчик вверх переместил.
Здесь, в ложбинке притаилась точка два, в нее вместилась
Сила и иммунитет – удивительный дует.
Чтоб головка не болела, точку три найду я смело:
Где затылок, чуть пониже на спине есть бугорок,
Самый круглый позвонок.
Есть еще двойные точки.
Там где бровки, там, где щечки,
За ушами, где духами мама мажет по утрам,
И чуть ниже, с боку шеи, я найти ее сумею,
Если пальчик опущу и легонько покручу.
На руках их тоже две.
Ты найдешь их в глубине между пальчиком большим
И стоящим рядом с ним.
Я закончил процедуру, посмотрите на меня,
Как я весел и здоров, мне не нужно докторов!
«Дождик»
Массаж спины под песню Е. Поплянской (сб. «А мы на уроке – играем»)
Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом «паровозиком»
Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине.
По веселой звонкой крыше-
Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите- Постукивание пальчиками.
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите-
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте- Поколачивание кулачками.
Бом! Бом! Бом!
А уйду-тогда гуляйте-
Бом! Бом! Бом!
Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками.
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше-
Бом! Бом! Бом!
«Летели утки»
Дети садятся на ковер, где проводится массаж лица.
Летели утки Слегка касаясь пальцами,
Над лесной опушкой, провести по лбу 6 раз
Задели ели Слегка касаясь пальцами,
Самую макушку, провести по щекам 6 раз
И долго елка Указательными пальцами
Ветками качала… массировать крылья носа
по кругу от себя