Автор: Глухова Диана Левоновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад №17"
Населённый пункт: города Краснодара
Наименование материала: Конспект НОД для старшей группы по окружающему миру
Тема: "Путешествие в осенний лес. Съедобные и несъедобные грибы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по окружающему миру
Тема: «Путешествие в осенний лес. Съедобные и несъедобные грибы».
Интеграция образовательных областей:
« Социально - коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
« Художественно - эстетическое»
Оборудование: грамзапись « Звуки дождя»; слайды по теме « Животные леса»;
картинки грибов разрезанные на несколько частей ( подосиновик, опята,
подберезовик, лисички), деревья и пенек, вырезанные из плотного картона ( береза,
осина), записка ( лист с загадками), иллюстрации с несъедобными и съедобными
грибами; зонтик; картинки, где изображены части гриба : грибница, шляпка гриба и
споры
Методические приемы: чтение загадок, физкультминутка, игровое упражнение
«Сложи картинку из частей», просмотр слайдов «Животные в лесу осенью»,
Цели: систематизировать знания и представления детей о многообразии грибов;
расширять представления и знания детей о съедобных и ядовитых грибах
Программные задачи:
образовательные: познакомить с особенностями внешнего вида, размножение
спорами;
научить называть и различать съедобные и несъедобные грибы
развивающие: обогащать и развивать словарный запас и речь детей ( в названии
грибов, прилагательных, обозначающих форму, цвет и т.д.);
развивать внимание, наблюдательность, мышление;
упражнять в навыках количественного счета в пределах 10.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, коммуникативные
качества: отзывчивость, доброту, дружелюбие, готовность оказать помощь
Дети сидят полукругом на стульчиках. На проекторе картинка по теме « Осень»
В.: Ребята, какое сейчас время года?
Д.: Осень!
В.: Правильно, а какая бывает осень?
Д.: Ранняя и поздняя
В.: Да, а какая погода бывает осенью?
Д.: ответы детей ( дождливая, пасмурная, прохладная и т.д.)
В.: Верно, поэтому необходимо одеваться…..
Д.: Теплее.
В.: Да. А еще осенью люди готовятся к зиме. А как? Давайте вспомним….
Д.: Закрывают банки с компотом, варят варенье и т. д.
В.: Правильно, но ведь не только люди готовятся к зиме, но и животные. Давайте
вспомним, как запасаются животные леса.
Показ слайдов по теме « Животные леса осенью» и беседа по ним
Например, медведь готовит себе берлогу, потому что он зимой спит, а кто не спит,
нужна еда, а иначе они погибнут от голода. Мыши тащат себе в норы зернышки,
семечки.
А белочки что делают?
Д.: ответы детей по слайдам
В.: Молодцы! Правильно!
Грамзапись « Звуки дождя»
Стук в дверь. Входит грустный бельчонок с зонтом
В.: Ой, бельчонок, почему ты такой грустный и как попал к нам?
Б.: Здравствуйте, ребята! Меня мама послала за грибами на полянку, но пошел
сильный дождь, я побежал, чтобы укрыться от дождя и заблудился. Хорошо, что
записку не потерял, которую дала мне мама
В.: Не переживай, бельчонок, мы тебе обязательно поможем, вот только дождь
закончиться , а чтобы он поскорее закончился нужно ему спеть
Физкультминутка « Дождик»
Капля раз, капля два
Капля медленно сперва
Стали капли поспевать
И друг друга догонять
Мы зонты свои откроем
От дождя себя укроем!
В.: Вот и дождь закончился! А нам пора отправляться в осенний лес, чтобы помочь
бельчонку собрать грибы на зиму.
Дети строятся за воспитателем, повторят слова и выполняют движения:
Заходи в осенний лес!
Много здесь вокруг чудес!
Вот березки золотые стоят,
Под березками грибочки
На нас глядят-
В корзинку прыгнуть хотят.
В.: По извилистой тропинке мы пришли в осенний лес
Посмотрите, посмотрите, сколько же вокруг чудес.
Б.: Вот мы и пришли. А как нужно себя вести в лесу, ребята?
Д.: ответы детей (нельзя шуметь, пугать и обижать животных, рвать растения,
ломать ветки, собирать грибы и ягоды без взрослых)
Б.: Правильно, молодцы!
В.: Ну, бельчонок, доставай свою записку будем собирать грибы
(Бельчонок достает записку от мамы)
Б.: Ну, чтобы собрать грибы, необходимо сначала отгадать загадку
Бельчонок читает загадку, а дети отгадывают
Б.: Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я …..(подосиновик)
Ответ детей
В.: Пойдемте к дереву осине и посмотрим
(под небольшим деревом лежит картинка с грибом, разрезанная на части)
Игра « Сложи картинку из частей»
Первый из детей, кто заметил, собирает из частей картинку и называет гриб,
остальные помогают. Если ребенок затрудняется, то воспитатель и бельчонок
помогают наводящими вопросами: «Как называется это дерево? А гриб, который
растет под ним?»
В.: Вот 1 гриб нашли, как он называется?
Дети: Подосиновик
В.: Правильно, а ты, бельчонок запоминай!
Б.: Хорошо, а сумеете следующую загадку отгадать? Читает загадку:
«На пеньках растут в лесу
Как веснушки на носу» (опята)
Воспитатель предлагает пройти к пеньку, стоящему в групповой комнате. Под
пеньком лежит еще одна разрезная картинка. Дети собирают ее и отгадывают
загадку.
Бельчонок повторяет названия грибов, радуется, читает дальше свою записку с
загадками
Б.: Слушайте, тогда 3 загадку:
Не спорю - не белый
Я, братцы попроще
Расту я обычно
В березовой роще ( подберезовик)
Дети с воспитателем направляются к березе, находят там разрезную картинку,
собирают ее и отгадывают загадку
Б.: Молодцы! А вот и последняя загадка! Послушайте!
Ходят в рыженьких беретах-
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются…. (Лисички)
В.: Пойдем те ка, поищем. Подходят на полянку и находят еще одну разрезную
картинку, собирают и отгадывают загадку.
Б.: Вот спасибо, ребята! Мама будет довольна ,когда я принесу столько грибов.
В.: Давайте, еще раз посмотрим на эти грибы, назовем их и посчитаем, сколько
грибов нашли ребята для бельчонка
Дети повторят названия грибов, уточняют форму, цвета и считают их.
В.: А где растут грибы?
Д.: В лесу
В.: Да, грибы бывают съедобные и несъедобные. Как вы думаете, какие грибы
съедобные?
Д.: Те, которые можно употреблять в пищу, есть.
В.: А несъедобные?
Д.: Они ядовитые, их есть нельзя
В.: Что означает слово ядовитые?
Если дети затрудняются ответить , помогает бельчонок
Б.: Опасные для здоровья, ими можно отравиться и умереть
В.: Обратите внимание, из каких частей состоит гриб?
Педагог называет части, дети повторяют
В.: Корень - грибница, ножка, шляпка. А размножаются они спорами. (Показывает
соответствующие картинки)
Молодцы, ребята, вы сегодня помогли бельчонку собрать грибы и даже помогли ему
запомнить их названия. Ну, а теперь пора нам возвращаться в группу, до свидания,
бельчонок, до скорой встречи!!!
Б.: Спасибо! До скорой встречи, ребята!!!