Автор: Запорожец Людмила Юрьевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: ГКОУ " Кадетская школа №1785 "Таганский кадетский корпус"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Уроки доброты"
Раздел: среднее образование
Уроки доброты
«Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что
можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот,
кто жесток с животными.»
Артур Шопенгауэр
В последние десятилетия наш мир и отношения в нём очень сильно изменились по
сравнению с тем, как было раньше. Изменилось отношение ко всему живому на планете
Земля, изменилось восприятие всего этого, ответственность за это и ценность живых
существ. Сейчас отношение к живой природе складывается на потребительских аспектах.
Живые организмы для большинства людей – это то, от чего мы получаем какую-то пользу.
От чего-то продукты питания, от чего-то одежду, от чего-то развлечение. У современных
детей часто отсутствует понятие о том, как прекрасно и важно каждое живое существо в
нашем мире. Всё чаще и чаще у детей с самого раннего возраста отсутствуют чувства
нежности и доброты к животным, отсутствует понимание того, как важно заботиться и
беречь то, что подарила нам природа.
Я считаю, что ребёнок вырастает добрее и ответственнее, когда учится ценить и
заботиться о тех, кто слабее тебя, кто нуждается в помощи. Сейчас далеко не у всех детей
есть домашние питомцы, потому что родители и общество закладывают в них мнение о
том, что животное – это игрушка, что от животного шерсть, грязь, слюни и так далее. В то
же время мы забываем о том, что животное и правильное взаимодействие с ним развивает
адекватную эмоциональную сферу ребёнка, воспитывает в нём чувство ответственности,
доброты, приучает к режиму и порядку.
На своих уроках биологии я затрагиваю подобные темы, проводя «уроки доброты». Эти
уроки строятся на предоставлении детям информации о животном и растительном мире, о
той пользе, которую они нам дают. При этом я стараюсь акцентировать внимание не на
материальной ценности всего живого, а на том, как живая природа влияет на нас, какими
нас делает забота и уход о живых существах. Я привожу детям примеры сотрудничества
человека и животного, рассказываю о пользе растений. Для того, чтобы настроить детей на
интересную волну, я рассказываю им об интересных фактах из существования живых
организмов, как растений, так и животных (например, что вороны, живущие на юге, поют
с диалектом, отличающимся от ворон на севере), рассказываю о сходствах и различиях
человека и животного (например, что у человека и дельфина самый высокоразвитый мозг),
растения и человека (например,
если взглянуть на корень женьшеня, то он отчетливо
напомнит нам человеческую фигуру), демонстрирую фильмы и фотографии, которые
показывают, насколько счастлив человек во взаимодействии с живой природой, привожу
личные примеры. Для закрепления и понимания материала я провожу уроки-презентации
и задаю детям задания сделать доклады о своих питомцах или же о том, о каком питомце
или живом существе они бы мечтали заботиться.
Благодаря тому, что уроки проходят в интерактивной форме, у нас есть возможность
воздействовать на все каналы восприятия ребёнка, тем самым улучшить качество
доносимой информации. Я очень надеюсь, что вклад такого рода в воспитание детей,
действительно не пройдёт даром и станет хотя бы для кого-то из них стимулом к тому,
чтобы становиться добрее и ценить то, чем наградила нас природа.