Авторы: Богайцева Марина Викторовна, Короваева Лариса Евгеньевна
Должность: учитель русского языка, учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ средняя школа № 511 Пушкинского района
Населённый пункт: Пушкин
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность: всерьез, надолго, серьезно и не очень. Опыт формирования проектных навыков и курс "Индивидуальный проект"
Раздел: полное образование
Авторы-разрабочики:
Богайцева М.В. Короваева Л.Е.
Проектная деятельность: всерьез, надолго, серьезно и не очень.
В связи с введением в России в действие федерального государственного стандарта
среднего общего образования актуальной становится работа с учебным предметом
«Индивидуальный проект», которые пока методически слабо обеспечен
рабочими
материалами для учителя и ученика. Отсутствие четких ориентиров в ведении данного
курса, с одно стороны, дает возможность творческой свободы учителю, с другой,
вводит его в состояние фрустрации. Содержание данного курса строится во многом с
оглядкой на подобные курсы в высших учебных заведениях или методические пособия
по подготовке исследовательских и проектных работ для студентов.
Работа в 10-11 классах должна проводиться в ряде направлений: формирование
индивидуальных интересов ребенка, развитие его творческого потенциала, развитие
осознанности исследовательской деятельности. И эта работа даже сложнее и шире,
чем
работа
по
непосредственно
формированию
навыков
проектно
исследовательской деятельности.
В ГБОУ 511 разработан свой комплект для методического обеспечения данного
курса.
Комплект
адресован
учителям
основной
и
старшей
школы
и
ученикам,
овладевающим навыками проектной деятельности. Задачи комплекта - дать образцы
данной работы и ориентировать учителей на сотворчество, так как многие задания
могут быть переформулированы с учетом уровня конкретной ученической аудитории
или другого предмета, обеспечение преемственности в проектно-исследовательской
работе между основным общим и средним общим образованием. Цель комплекта –
обогащение методического багажа учителей в области проектно-исследовательской
деятельности.
Проект
создавался
усилиями
педагогов
школы
и
апробировался
в
течение
2
лет.
Задания
проходили
экспертизу
педагогического
сообщества,
обсуждались
на
методических
совещаниях
и
педагогических
советах.
Задания
предполагают вариативность и возможность модификации. Использование комплекта
позволит
повысить
качество
и
однородность
образования
в
части
проектной
деятельности.
Задания рассчитаны на разный уровень познавательного интереса у
учеников
от
высокого
до
сниженного.
Для
учеников
со
слабо
сформированным
интересом представлены модули «Аналоговый анализ» и «Несерьезные практические
работы»,
которые
позволяют
реализовывать
проектные
навыки
на
условно
репродуктивном
уровне
(уровне
оценивания
чужой
работы)
или
на
заданиях
юмористического характера. Комплект завершает рабочая программа по предмету и
набор рабочих листов для формирования проектных навыков в 5-7 классе, которые,
однако, можно использовать и для формирования устойчивого навыка у учеников со
сниженным интересом к проектной деятельности в старших классах.
«Несерьезные практические работы»
Задание 1. Рассмотрите верхнюю строку таблицы. Сформулируйте, в чем разница между
констатирующим экспериментом и формирующим. Изучите предложенные иллюстрации.
Предположите, что можно наблюдать в ходе констатирующего эксперимента и каким
можно сделать формирующий эксперимент.
Констатирующий эксперимент
Формирующий эксперимент
Цель: зафиксировать факт
Цель: зафиксировать факт после
воздействия. Проанализировать степень
влияния с помощью воздействия
Задание 2. Посмотрите несколько первых эпизодов фильма «Республика ШКИД» (1966).
Приведите приметы констатирующего и формирующего педагогического эксперимента.
Констатирующий эксперимент:
Формирующий эксперимент:
Задание3. Овладеваем научным стилем в названии работы
Сопоставьте:
Русская пословица
Перевод пословицы на научный язык
Носить воду решетом
«Дуалистический принцип использования
сельскохозяйственных орудий
на гидроповерхности»
Уговор дороже денег
«Проблемы транспортировки жидкостей
в сосудах с переменной структурой
плотности»
За одного битого двух небитых дают
«Влияние сезонно-погодных условий
на процесс бухгалтерского учета пернатых»
Вилами по воде писано
«Закономерность возрастания личностной
ценности субъекта после получения
травматического опыта»
Цыплят по осени считают
«Разновидность юридического акта,
превалирующего над валютными
средствами»
Переведите:
«Амбивалентная природа нейронных
импульсов, испускаемых корой головного
мозга»
Волос долог, да ум короток
«Место насекомого в иерархических
системах пирамидального типа»
Горбатого могила исправит
Ответы:
«Нестандартные методы лечения сколиоза путем отправления ритуальных услуг»
Всяк сверчок знай свой шесток
И хочется, и колется
«Закономерности соотношения длины ороговевшего эпидермиса с количеством серого
вещества в черепной коробке»
Задание 4. Восстановим гипотезу:
Продукт, получений в результате
эксперимента
Гипотеза
Задание 5. Опровергнем гипотезу: в чем не прав профессор?