Напоминание

"Социальное развитие"


Автор: Скрипка Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск.
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Социальное развитие"
Раздел: дошкольное образование





Назад




2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОКОЛЬЧИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

(МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»)

«Принято»

на заседании

Педагогического совета

МБДОУ «Колокольчик»

Протокол

№ 5 от 15 мая 2019 г.

«Согласовано»

Заместитель заведующего

________ Н.Ю.Семенова

от «15» мая 2019 г.

«Утверждено»

Заведующий МБДОУ «Колокольчик»

___________ Н.В. Крутова

Приказ № 239-од

от «30» августа 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по непрерывной образовательной деятельности

«Социальное развитие»

образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

в подготовительной группе компенсирующей направленности

детей с задержкой психического развития

№6

1 непрерывная образовательная деятельность в неделю

(всего 31 непрерывная образовательная деятельность в год)

Составители:

воспитатель

Скрипка Н.И.

2019 – 2020 учебный год

3

Пояснительная записка.

Рабочая

программа

по

разделу:

«Социальное

р а з в и т и е »

образовательной

области «Социально

-

коммуникативное

развитие»

разработана в соответствии с:

Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-фз "Об образовании

в Российской федерации"

Приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской

федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального

Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Санитарно-эпидемиологическими

правилами

и

нормативами

СанПин

2.4.1.3049-13

"Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

дошкольных

образовательных

организаций",

утвержденными

постановлением

главного

государственного санитарного врача от 15 мая 2013 года № 26 (с изменениями).

Новизна

и

отличительная

особенность

программы: обеспечение

эмоционального благополучия и положительного отношения к себе, к другим

людям, к миру, их полноценное развитие во всех видах деятельности; развитие

у

детей

любознательности

и

познавательной

мотивации;

формирование

познавательных

действий,

становление

сознания;

развитие

воображения

и

творческой активности.

Интеграция

отдельных

образовательных

областей. Программа

предполагает

всестороннее

социально-коммуникативное,

познавательное,

речевое,

художественно-эстетическое

и

физическое

развитие

детей

посредством

различных

видов

детской

активности.

Между

отдельными

разделами

программы

существуют

многообразные

в з аимо связ и,

художественно-

эстетическое

связано

с

познавательным

и

речевым.

Содержание образовательной деятельности в области тесно связано с другими

областями.

Такая

организация

образовательного

процесса

соответствует

особенностям

развития

детей

дошкольного

возраста.

Использование

интеграции

детских

видов

деятельности

делает

образовательный

процесс

интересным и содержательным.

При

составлении

рабочей

программы

по

разделу

«Социальное

развитие», учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объѐме

целей

и

задач

образовательной

области

Адаптированной

основной

образовательной

программы

дошкольного

образования

детей

с

задержкой

психического развития

Рабочая

программа

ориентирована

на

использование

учебно-

методического комплекта и дополнительной литературы:

Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. «Социально-коммуникативное развитие

дошкольников», изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017– 96с.

В соответствии с учебным планом образовательной деятельности образовательной

области

«Социально

-

коммуникативное

развитие»

раздел

«Социальное

развитие»»

реализуется через НОД 1 раз в неделю длительностью 25 минут. Всего 31

период.

Содержание

социально-коммуникативного

развития

направлено

на

поддержку

спонтанной

игры

детей,

ее

обогащение,

обеспечение

игрового

времени и пространства; развитие социального и эмоционального интеллекта,

эмоциональной

отзывчивости,

сопереживания;

развитие

общения

и

адекватного взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие

умения

детей

работать

в

группе

сверстников,

развитие

готовности

и

способности к совместным играм со сверстниками; формирование культуры

4

межличностных

отношений;

формирование

основ

нравственной

культуры,

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и

нравственные; формирование представлений о малой родине и Отечестве, о

социо - культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и

праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее

природы, многообразии стран и народов мира, через решение следующих

задач:

Социализация, развитие общения, нравственное и патриотическое воспитание

1. Развитие общения и игровой деятельности.

Развивать умение детей активно общаться с о взрослыми н а уровне вне ситуативно-

познавательного общения, способность к вне ситуативно - личностному общению.

Продолжать формировать умение самостоятельно придумывать новые и оригинальные

сюжеты игр, творчески интерпретируя прошлый опыт игровой деятельности и содержание

литературных произведений (рассказ, сказка, мультфильм), отражать в игре широкий круг

событий.

Расширять осведомленность и представления о б окружающем мире, умение объяснять

товарищам содержание новых для них игровых действий.

Формировать умение регулировать игровые отношения, аргументируя свою позицию

взаимодействуя с товарищами п о игре; умение договориться о распределении ролей, ис-

пользуя ролевую речь, добиваясь выразительности, устойчивости роли.

Развивать умение выполнять правила в игре и контролировать соблюдение правил дру-

гими детьми (может возмутиться несправедливостью, нарушением правил, пожаловаться

воспитателю).

2.

Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и

взрослыми (в т. ч. моральным).

Расширять знания правил поведения и морально-этические нормы в соответствии с воз-

растными возможностями, в основном руководствуется ими.

Развивать умения взаимодействовать с товарищами по группе, стремясь удержать их от

«плохих» поступков, объяснять возможные негативные последствия.

Развивать умения чутко реагировать на оценки взрослых и других детей.

3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Формировать умения подробно рассказывать о себе (события биографии, увлечения) и

своей семье, называть н е только имена родителей, но и рассказывать о б и х профессио-

нальных обязанностях.

Вызывать желание ребѐнка рассказывать о том, в какую школу пойдет, о какой профес-

сии мечтает.

Подводить детей к умению демонстрировать знания о достопримечательностях родного

города, родной страны, о некоторых зарубежных странах.

Расширять знания детей о родном городе, родной стране, о гимне, флаге России; ощу-

щать свою гражданскую принадлежность, проявлять чувство гордости за своих предков

(участников ВОВ). Развивать умения проявлять патриотические чувства.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

1. Формирование первичных трудовых умений и навыков.

Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать одежду, без

напоминания, по мере необходимости, сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью;

устранять непорядок в своем внешнем виде, бережно относится к личным и чужим ве-

щам.

Продолжать развивать умения самостоятельно ставит цель, планировать все этапы

труда, контролировать промежуточные и конечные результаты, стремится их улучшать.

Формировать умение организовывать других детей при выполнении трудовых поруче-

ний, планировать свою и коллективную работу в знакомых видах труда, отбирать более

эффективные способы действий.

Развивать способность к коллективной трудовой деятельности, самостоятельно поддер-

живать порядок в группе и на участке, выполнять обязанности дежурного по столовой,

по занятиям, по уголку природы.

Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материал к занятию, без

напоминания убирать своѐ рабочее место.

2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других лю-

дей и его результатам.

Воспитывать уважительное отношение к собственному труду, его результату и труду

других людей как к ценности, любит трудиться самостоятельно и участвовать в труде

взрослых; получать удовольствие от процесса и результата индивидуальной и коллек-

тивной трудовой деятельности, гордится собой и другими.

Развивать сообразительность и творчество в конкретных ситуациях, связанных с тру-

дом; осознавать некоторые собственные черты и качества (положительные и отрица-

тельные), проявляющиеся в труде и влияющие на его процесс и результат; ценить в

сверстниках и взрослых такое качество, как трудолюбие и добросовестное отношение к

труду.

Пробуждать детей к рассказу о своей будущей жизни, связывая ее с выбором профес-

сии.

3. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе

и жизни каждого человека.

Формировать умение вычленять труд как особую человеческую деятельность; пони-

мать различия между детским и взрослым трудом.

Продолжать закреплять все виды детского труда; подводить к пониманию их различия

и сходства в ситуациях семейного и общественного воспитания.

Воспитывать желание сознательно ухаживать за растениями в уголке природы, осо-

знавая зависимость цели и содержания трудовых действий от потребностей объекта.

Закреплять понятия значимости и обусловленности сезонных видов работ в природе

(на участке, в уголке природы) соответствующими природными закономерностями, по-

требностями растений.

Развивать умение называть и дифференцировать орудия труда, атрибуты профессий, их

общественную значимость; отражать их в самостоятельных играх.

Расширять представление о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетво-

рением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание видов труда,

некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государ-

ственную значимость, некоторые представления о труде как экономической категории).

Продолжать систематизировать представление о культурных традициях труда и отды-

ха.

Воспитывать трудолюбие, желание участвовать совместной трудовой деятельности на

ровне со всеми, радоваться результатам коллективного труда

Формирование навыков безопасного поведения

1.

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы

ситуациях и способах поведения в них.

Формировать и систематизировать представления об опасных для человека и окружа-

ющего мира ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи, на основании ко-

торых определяет ситуацию как опасную или неопасную.

Расширять знания о способах безопасного поведения в некоторых стандартных ситуа-

циях, демонстрируя их без напоминания взрослых на проезжей части дороги, при пере-

ходе улицы, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле.

Закреплять представления о способах обращения к взрослому за помощью в стандарт-

ных и нестандартных опасных ситуациях.

Закреплять знания номеров телефонов, по которым можно сообщить о возникновении

опасной ситуации; знать о последствиях в случае неосторожного обращения с огнем или

электроприборами.

Уточнять и расширять знания о некоторых способах безопасного поведения в инфор-

мационной среде: включать телевизор для просмотра конкретной программы, включать

компьютер для определенной задачи.

Формировать умение демонстрировать осторожное и осмотрительное отношение к

стандартным опасным ситуациям; проявлять самостоятельность, ответственность и по-

нимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.

2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведе-

ния.

Закреплять способности оберегать себя от возможных травм, ушибов, падений.

Развивать желание рассказывать другим детям о соблюдения правил безопасного по-

ведения в стандартных опасных ситуациях, демонстрируя знания различных способов

укрепления здоровья:

Учить соблюдать правила личной гигиены и режим дня; знает, но не всегда соблюдает

необходимость ежедневной зарядки, закаливания; владеть разными видами движений;

участвовать в подвижных играх; при небольшой помощи взрослого контролировать со-

стояние своего организма, избегать физических и эмоциональных перегрузок.

Формировать умение называть способы самостраховки при выполнении сложных фи-

зических упражнений, контролируя качество выполнения движений, показывая другим

детям, как нужно вести себя в стандартных опасных ситуациях и соблюдать правила

безопасного поведения.

Развивать умение описывать и дать оценку некоторым способам оказания помощи и

самопомощи в опасных ситуациях.

Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни: желание заниматься

физкультурой и спортом, закаляться, есть полезную пищу, прислушиваться к своему

организму: избегать физических и эмоциональных перегрузок; при утомлении и пере-

утомлении сообщает воспитателю.

Закреплять элементарные представления о строении человеческого тела, о правилах

оказания первой помощи.

3. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведе-

ния.

Закреплять знания о правилах дорожного движения и поведения на улице и причинах

опасных ситуаций.

Формировать умение понимать значение дорожной обстановки (большое количество

транспорта на дорогах; скользкая дорога во время дождя, оттепели, снегопада; слякоть;

снижение видимости); отрицательные факторы (снижение видимости окружающей об-

становки во время непогоды из-за зонта, капюшона; плохое знание правил поведения на

дороге в летний период; плохое состояние дороги); возможные опасные ситуации (по-

движные игры во дворах, у дорог; катание в зависимости от сезона на велосипедах, ро-

ликах, самокатах, коньках, санках, лыжах; игры вечером).

Продолжать формировать представление о возможных транспортных ситуациях: зано-

сы машин на скользких участках; неумение водителей быстро ориентироваться в меня-

ющейся обстановке дороги.

Развивать знания и способы соблюдения системы правил поведения в определенном

общественном месте, понимать и объяснять необходимость им следовать, а также нега-

тивные последствия их нарушения.

Закреплять представления о действиях инспектора ГИБДД в некоторых ситуациях.

Закреплять знания и способы соблюдения правил поведения в общественном транс-

порте, в метро.

4.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным

для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Продолжать формировать знания основ безопасности окружающего мира природы,

бережного и экономного отношения к природным ресурсам.

Формировать основы экологической культуры.

Продолжать

формировать

правила

поведения

и

выполнения

их

без

напоминания

взрослых в реальных жизненных ситуациях - (не ходить по клумбам, газонам, не рвать

растения, не ломать ветки деревьев, кустарников, не распугивать птиц, не засорять во-

доемы, выбрасывать мусор только в специально отведенных местах; правила пользова-

ния огнем (в специально оборудованном месте, тщательно заливая место костра водой

перед уходом) выключать свет, если выходишь, закрывать кран с водой, дверь для со-

хранения в помещении тепла).

Воспитывать умение проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально

опасной ситуации.

Закреплять навыки культуры поведения в природе, бережное отношение к растениям и

животным.

Задачи

национально

регионального

компонента

включены

в

непрерывную

образовательную деятельность.

При проведении непрерывной образовательной деятельности используются следующие

формы работы: игра, рассматривание, наблюдение, рассказ, беседа, проблемная ситуация,

моделирование, изготовление продуктов детской деятельности.

Содержание работы по освоению раздела «Социальное развитие» образовательной обла-

сти

«Социально

-

коммуникативное

развитие»

в

программе

представлена

календарно-

тематическим планированием, в котором указаны разделы и темы в соответствии с учебно-

тематическим планом программы и календарем праздников. В данном плане тезисно представ-

лено содержание изучаемого материала, требования к овладению необходимыми умениями и

навыками (программное содержание), включен национально-региональный компонент и ком-

понент ДОУ, раскрыты формы и методические приемы, используемые в ходе непрерывной об-

разовательной деятельности.

Содержание программы направлено на достижение планируемых результатов:

Социализация, развитие общения, нравственное и патриотическое воспитание

1. Развитие общения и игровой деятельности.

У

ребѐнка развито

умение общаться

со

взрослыми н а уровне

внеситуативно-

познавательного общения, способен к внеситуативно-личностному общению.

Сформированы умения самостоятельно придумывать новые и оригинальные сюжеты игр,

творчески интерпретирует

прошлый опыт игровой деятельности и содержание литера-

турных произведений (рассказ, сказка, мультфильм), отражает в игре широкий круг собы-

тий.

Сформированы знания и представления об окружающем мире, умеет объяснять товари-

щам содержание новых для них игровых действий.

Ребѐнок умеет регулировать игровые отношения, способен

аргументировать свою пози-

цию взаимодействуя с товарищами п о игре; умеет договориться о распределении ролей,

использует ролевую речь, добиваясь выразительности, устойчивости роли.

Знает и выполняет правила в игре, способен контролировать соблюдение правил другими

детьми (может возмутиться несправедливостью, нарушением правил, пожаловаться вос-

питателю).

2.

Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и

взрослыми (в т. ч. моральным).

Ребѐнок знает и выполняет правила поведения, и морально-этические нормы в соответ-

ствии с возрастными возможностями, руководствуется ими.

Умеет взаимодействовать с товарищами по группе, способен удерживать их от «плохих»

поступков, объяснять возможные негативные последствия.

Ребѐнок адекватно реагирует на оценки взрослых и других детей.

3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Ребенок умеет подробно рассказывать о себе (события биографии, увлечения) и своей

семье, называть не только имена родителей, но и рассказывать об их профессиональных

обязанностях.

Ребѐнок может самостоятельно рассказывать о том, в какую школу пойдет, о какой про-

фессии мечтает.

Способен демонстрировать знания о достопримечательностях родного города, родной

страны, о некоторых зарубежных странах.

Способен рассказать о родном городе, родной стране, о гимне, флаге России; проявляет

свою гражданскую принадлежность, чувство

гордости з а своих предков (участников

ВОВ), патриотические чувства.

Проявляет интерес к какой-либо сфере знаний или деятельности, в рассказе о них, умеет

пользуется сложными речевыми конструкциями и некоторыми научными терминами.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

1. Формирование первичных трудовых умений и навыков.

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать одежду, без напоминания, по

мере

необходимости,

сушить

мокрые

вещи,

ухаживать

за

обувью;

самостоятельно

устраняет непорядок в своем внешнем виде, бережно относится к личным и чужим ве-

щам.

Умеет самостоятельно ставить цель, планировать все этапы труда, контролирует про-

межуточные и конечные результаты, стремится их улучшать.

Ребѐнок способен организовать других детей при выполнении трудовых поручений,

планировать свою и коллективную работу в знакомых видах труда, умеет отбирать бо-

лее эффективные способы действий.

Развито умение к коллективной трудовой деятельности, может самостоятельно поддер-

живать порядок в группе и на участке, выполняет обязанности дежурного по столовой,

по занятиям, по уголку природы.

Умеет самостоятельно и своевременно готовить материал к занятию, без напоминания

убирает своѐ рабочее место.

2.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его

результатам.

Сформировано уважительное отношение к собственному труду, его результату и труду

других людей как к ценности, любит трудиться самостоятельно, активно участвует в

труде взрослых; получает удовольствие от процесса и результата индивидуальной и в

коллективной трудовой деятельности, гордится собой и другими.

Ребенок проявляет сообразительность и творчество в конкретных ситуациях, связанных

с трудом; осознает некоторые собственные черты и качества (положительные и отрица-

тельные), проявляющиеся в труде и влияющие на его процесс и результат; умеет це-

нить в сверстниках и взрослых такое качество, как трудолюбие и добросовестное отно-

шение к труду.

Может рассказать о своей будущей жизни, связывая ее с выбором профессии.

3.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жиз-

ни каждого человека.

Сформировано умение вычленять труд как особую человеческую деятельность; понима-

ет различия между детским и взрослым трудом.

Знает и называет все виды детского труда; знает их различия и сходства в ситуациях

семейного и общественного воспитания.

Ребѐнок умеет ухаживать за растениями в уголке природы, осознавая зависимость цели

и содержания трудовых действий от потребностей объекта.

Сформировано понятия значимости и обусловленности сезонных видов работ в приро-

де (на участке, в уголке природы) соответствующими природными закономерностями,

потребностями растений.

Способен назвать и дифференцировать орудия труда, атрибуты профессий, их обще-

ственную значимость; отражает их в самостоятельных играх.

Сформировано представление о различных видах труда взрослых, связанных с удовле-

творением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание видов тру-

да, называет некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и

государственную значимость, некоторые представления о труде как экономической ка-

тегории).

У ребѐнка систематизированы представление о культурных традициях труда и отдыха.

Развито трудолюбие, с желанием участвует в совместной трудовой деятельности на

ровне со всеми, радуется результатам коллективного труда.

Формирование навыков безопасного поведения

1.

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы

ситуациях и способах поведения в них.

У ребѐнка сформированы и систематизированы представления об опасных для челове-

ка и окружающего мира ситуациях, знает и называет причинно-следственные связи, на

основании которых можно определить ситуацию как опасную или неопасную.

Знает о способах безопасного поведения в некоторых стандартных ситуациях, приме-

няет их без напоминания взрослых на проезжей части дороги, при переходе улицы, пе-

рекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле.

Сформированы представления о способах обращения к взрослому за помощью в стан-

дартных и нестандартных опасных ситуациях.

Знает и называет номера телефонов, по которым можно сообщить о возникновении

опасной ситуации; знать о последствиях в случае неосторожного обращения с огнем или

электроприборами.

Систематизированы знания о некоторых способах безопасного поведения в информа-

ционной среде: включать телевизор для просмотра конкретной программы, включать

компьютер для определенной задачи.

Способен демонстрировать осторожное и осмотрительное отношение к стандартным

опасным ситуациям; проявляет самостоятельность, ответственность и понимает значе-

ние правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.

2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведе-

ния.

Ребѐнок способен оберегать себя от возможных травм, ушибов, падений.

Развито желание рассказывать другим детям о соблюдения правил безопасного пове-

дения в стандартных опасных ситуациях, демонстрируя знания различных способов

укрепления здоровья:

Знает и соблюдает правила личной гигиены и режим дня; знает, но не всегда соблюда-

ет необходимость ежедневной зарядки, закаливания; владеет разными видами движе-

ний; активно участвует в подвижных играх; при небольшой помощи взрослого контро-

лирует состояние своего организма, способен избегать физических и эмоциональных

перегрузок.

Способен назвать способы само страховки при выполнении сложных физических

упражнений, контролирует качество выполнения движений, может показать другим де-

тям, как нужно вести себя в стандартных опасных ситуациях и соблюдать правила без-

опасного поведения.

Умеет описывать и давать оценку некоторым способам оказания помощи и самопомо-

щи в опасных ситуациях.

Сформировано ценностное отношение к здоровому образу жизни: ребѐнок с желанием

занимается физкультурой и спортом, закаляется, ест полезную пищу, прислушивается к

своему организму: избегает физических и эмоциональных перегрузок;

при утомлении и

переутомлении сообщает воспитателю.

Имеет элементарные представления о строении человеческого тела, знает о правилах

оказания первой помощи.

3. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведе-

ния.

Знает и выполняет правила дорожного движения и поведения на улице, называет при-

чины опасных ситуаций.

Способен понимать значение дорожной обстановки (большое количество транспорта

на дорогах; скользкая дорога во время дождя, оттепели, снегопада; слякоть; снижение

видимости); называет отрицательные факторы снижение видимости окружающей об-

становки во время непогоды из-за зонта, капюшона; плохое знание правил поведения на

дороге в летний период; плохое состояние дороги; возможные опасные ситуации; по-

движные игры во дворах, у дорог; катание в зависимости от сезона на велосипедах,

ро-

ликах, самокатах, коньках, санках, лыжах; игры вечером.

Имеет представление о возможных транспортных ситуациях: заносы машин на скольз-

ких участках; неумение водителей быстро ориентироваться в меняющейся обстановке

дороги.

Знает и называет способы соблюдения системы правил поведения в определенном

общественном месте, понимает и способен объяснить необходимость следовать прави-

лам поведения, а также способен назвать негативные последствия их нарушения.

У ребѐнка развиты представления о действиях инспектора ГИБДД в некоторых ситуа-

циях.

Сформированы знания, и способы соблюдения правил поведения в общественном

транспорте, в метро.

4.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным

для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Знает, и способен применить знания основ безопасности окружающего мира природы,

бережного и экономного отношения к природным ресурсам.

У ребѐнка сформированы основы экологической культуры.

Развито умение выполнять правила поведения без напоминания взрослых в реальных

жизненных ситуациях - (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, не ломать

ветки деревьев, кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, выбрасывать

мусор только в специально отведенных местах; правила пользования огнем (в специ-

ально оборудованном месте, тщательно заливая место костра водой перед уходом) вы-

ключать свет, если выходишь, закрывать кран с водой, дверь для сохранения в помеще-

нии тепла).

Сформировано умение проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциаль-

но опасной ситуации.

Развиты навыки культуры поведения в природе, бережного отношения к растениям и

животным.

Программа состоит из следующих разделов:

пояснительная записка

тематическое планирование

календарно-тематическое планирование

перечень методической литературы.

Тематическое планирование НОД по разделу «Социальное развитие»

образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Ме

сяц

Н

е

-

д

е

-

л

я

Тема

праздников.

Тема недели

Тема непрерывной образовательной

деятельности

Ко

л-

во

ча

со

в

Н

О

Д

Кол-

во

прак

ти-

чески

х

мероп

ри-

я

т

ий

Сентябрь

1

-

4

Адаптационный,

диагностический период

«Золотая осень »

4

1

1

Едет с поля урожай (Транспорт,

труд людей осенью)

1

Труд людей осенью

1

2

Осень-художница (Лес, грибы, яго-

ды, деревья и кустарники)

2

Деревья и кустарники

(экскурсия)

1

1

3

Во саду ли в огороде

(овощи,

фрукты, ягоды)

3

Фрукты, ягоды сада

1

4

Во саду ли в огороде

(овощи,

фрукты, ягоды)

4

Овощи, фрукты

1

5

В гости к пернатым (перелетные,

зимующие птицы)

5

Зимующие птицы

1

«Природа – мой дом»

1

2

1

Каникулярная «Неделя игры и иг-

рушки»

2

У бабушки в деревне (домашние

животные, птицы.)

6

К дедушке на ферму

1

3

Животные (дикие животные сред-

ней полосы России)

7

Игра «Ковер-самолет»

(условия

жизни диких животных и птиц)

1

4

Дикие животные жарких и холод-

ных стран

8

Умники и умницы.

1

Декабрь

«Новогодние кружева»

2

2

1

Здравствуй, зимушка-зима!

9

Зимняя прогулка

1

2

Семь – Я, моя семья (моя семья,

профессии)

1

0

Дружная семья

1

3

Хвойные и лиственные деревья.

1

1

Новый год в семье

1

4

Новогодний карнавал

1

2

Экскурсия по улице, на которой

находится детский сад

1

«Зимние забавы»

2

2

Каникулярная «Неделя игр и

забав»

3

Школа, детский сад

13

Школа. Учитель

1

4

Ателье (одежда, обувь, головные

уборы)

1

4

Головные уборы

1

Февраль

«Защитники Отечества»

2

2

1

Мы новый дом построим (стройка

и

профессии строителя)

1

5

Общественные здания

1

2

Едем…, летим…, плывем…

(транс-

порт, виды транспорта,

профессии

1

6

Путешествие в прошлое свето-

фора

1

3

на транспорте)

1

7

Занимательное путешествие

Мячика Непоседы

1

4

Буду в Армии служить (профессии

военные)

1

8

В здоровом теле здоровый дух

1

«Весна – красна»

4

1

Мамы всякие нужны (весенний

праздник, признаки весны, труд

мам

и бабушек)

1

9

Секреты бабушкина сундука

1

2

Комфорт человека (мебель, быто-

вые приборы)

2

0

Бытовые приборы в нашем

доме

1

3

Посуда. Продукты питания.

2

1

Продукты питания

1

4

Наш город. Наш дом. Родной край.

2

2

Ямал – мой край родной.

1

Апрель

«Земля – наш общий дом»

5

1

Моя Родина. Москва – столица

Рос-

сии.

2

3

Мое отечество - Россия

1

2

Космос.

2

4

Космос. Наша планета Земля

1

3

День цветов (комнатные растения,

цветы луга, сада)

2

5

Растения в групповой комнате

1

4

Весна. Насекомые.

2

6

Весна

1

5

.

Как выращивают. Хлебобулочные

изделия.

2

7

Откуда хлеб пришел.

1

Май

«Я помню, я горжусь»

3

1

1

Мониторинг

2

На параде с дедушкой.

2

8

«Они сражались за Родину»

1

3

Рыбы

2

9

Рыбы

1

4

На пороге лета.

3

0

Признаки лета

1

5

3

1

В мире насекомых.

1

Всег

о:

2

2

9

3

1

Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности

по разделу: «Социальное развитие»

в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Месяц: сентябрь, адаптационный, диагностический период.

Месяц: октябрь «Золотая осень»

Дата

проведе

-

ния

Те

м

а

не

де

-

ли

и

те

ма

Н

О

Д

Программные задачи

Националь

но-

региональн

ый

компонент

Компонент

ДОУ

Словарная

ра-

бота

Материал, обо-

рудование

Методические приемы

Оснащение

Запланированная

Фактическая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

0

1

1

01.1

0.20

19

Едет с поля урожай

1.Труд людей осенью.

-Дать представления детям о различ-

Развивать

Тракторист,

Иллюстрации,

Загадывание загадок.

Рассматривание

и л л ю с т р а ц и й ,

с ю ж е т н о й

картинки «Труд людей осенью».

Беседа по картине.

«Назови профессии крестьян,

работающих на земле»

«Назови

действия

крестьян-

земледельцев».

Заключительная беседа.

Подбор признаков к земле.

конспект № 1

ных видах труда взрослых связанных с

мышление

комбайнер,

серия сюжетных

удовлетворением потребностей людей,

об-

через

отгады-

хлебороб.

картин «Труд

людей осенью»

щества и государства.

вание

загадок,

-Формировать умение вычленять труд

как

развивать

особую человеческую деятельность;

пони-

познаватель-

мать различия между детским и

взрослым

ные интере-

трудом.

сы.

- Воспитывать уважительное отношение

к

собственному труду, его результату и

тру-

ду других людей как к ценности;

желание

трудиться сообща получая

удовольствие.

08.1

0.20

19

Осень-художница

2. Деревья и

кустарники

(экскурсия).

- Формировать любознательность

детей.-

Расширять

Развивать

не-

Листопад,

лист-

Д.м: предметные

«Назови дерево по листу»

Аналогичная работа с кустар-

никами.

Игра «Сколько и какие?»

«Какое дерево я загадала?»

Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика

«Листья».

Игра «Опасно- безопасно»

- Развивать умение проявлять интерес к

представл

е-

произвольну

ю

венница,

ствол,

картинки с изоб-

окружающему миру.

ния о

расти-

память,

мыш-

корень, кора,

ражением

деревь-

- Закреплять умение с помощью

взрослого

тельности

ление,

мелкую

хвоя, лапы,

пло-

ев, кустарников:

делать умозаключения; устанавливать

про-

родного

и общую

мото-

ды, семена.

нат. листья,

плоды;

стейшие зависимости между объектами.

края;

рику;

гербарии с

листья-

Составление

рассказа- сравнения

Итог.

- Продолжать формировать знания основ

ми и плодами

ука-

безопасности окружающего мира

природы,

занных деревьев

и

бережного и экономного отношения к

при-

кустарников.

Р.м:

родным ресурсам.

несколько одина-

ковых листьев (5

березовых, 3

кле-

новых. 6

липовых

или 7

рябиновых).

15.1

0.20

19

Во саду ли в огороде

3.Фрукты , ягоды сада.

- Закреплять знания детей о фруктах и

яго-

Развивать

не-

Вишня,

яболоко,

Предметные кар-

Узнай по описанию

Четвертый лишний

Польза и витамины.

Что с чем рядом?

Магазин

(Что можно

приго- товить?)

Чего растет много в саду?

«Собери картинку»

конспект № 3

дах сада, умение с помощью взрослого де-

произвольну

ю

груша,

крыжов-

тинки с изобра-

лать умозаключения; устанавливать про-

память,

мыш-

ник,

голубика,

жением фруктов

и

стейшие зависимости между объектами.

ление,

мелкую

костяника.

ягод, схема для

- Подводить детей к умению

демонстриро-

и общую

мото-

составления

опи-

вать свои знания во время занятий и во

рику;

сательного

рас-

время игровой деятельности.

сказа,

муляжи

- Воспитывать ценностное отношение к

фруктов и ягод в

здоровому образу жизни: желание зани-

вазе.

маться физкультурой и спортом, закалять-

ся, есть полезную пищу, прислушиваться

к

своему организму.

22.1

0.20

19

Во саду ли в огороде

4. Овощи, фрукты.

-Закреплять умение детей различать

овощи

Развивать

общую

и

мелкую

мо-

торику, па-

мять,

мышле-

ние,

внима-

ние. Воспи-

тывать

Д.м: картинки с

Орг. момент «Повтори, найди

картинку и поставь на доску».

Работа с дем. материалом

«Назови, не ошибись»

«Большой — маленький»

Физминутка «Овощи. фрукты»

«Угадай на ощупь»

«Четвертый лишний»

«Разрезные картинки»

«Угадай»

«Кто больше назовет»

Сост. рассказа-сравнения по

и фрукты.

овощами и фрук-

-

Развитие

познавательных

интересов

детей, расширение опыта ориентировки

в окру- жающем.

- Воспитывать ценностное отношение к

здоровому образу жизни: желание зани-

маться физкультурой и спортом,

закалять- ся, есть полезную пищу,

прислушиваться к своему организму.

тами (помидор,

огурец,

морковь,

картофель,

с

в

е

к

- ла,

яблоко,

груша,

слива,

лимон,

апельсин);

нату-

ральные

овощи и

устойчивое

внимание,

наблюдате

ль- ность.

фрукты

( м ул я ж и ) . Р.м:

конверт с 2

пла- ну

картинками

(овощ

и фрукт), разре-

занными на 5 ч.

(черно-белые

изображения).

29.1

0.20

19

В гости к пернатым

5. Зимующие птицы

Учить

де-

Развивать

Зимующие

пти-

Демонстрацион-

Беседа:

почему

зимующие

пти-

цы

так

называются;

чем

они пита- ются; где живут, в чем

их польза; как люди помогают

птицам в зим- нее время.

«Четвертый лишний»

«Каких птиц много зимой в

го- роде?»

«Назови ласково»

«Какая?»

«Для чего?»

Составление

рассказа- сравнения по плану

-Закреплять знания детей об отличитель-

тей

распо-

внимание,

цы.

ный

материал:

ных признаках птиц.

знавать

мышление,

предметные кар-

- Способствовать расширению опыта ори-

зимующих

память.

тинки с птицами

ентировки в окружающем, сенсорики, раз-

птиц

(воробей,

синица,

вития любознательности и

познавательной

учетом

ворона,

галка,

мотивации

местных

сорока,

снегирь,

- Воспитывать желание заботится о

птицах.

условий)

по

кормушка).

Раз-

внешнему

даточный

матери-

облику

ал: две картинки

с

(окраске,

зимующими

пти-

размеру),

цами

(например:

поведени

ю,

воробей и

синица,

издаваемы

м

синица

сне-

звукам.

гирь, ворона —

сорока, галка —

снегирь).

Месяц: ноябрь «Природа - мой дом»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

0

1

1

Каникулярная «Неделя игры и игрушки»

12.

11.

201

9

У бабушки в деревне (до- машние животные, птицы.)

6. К дедушке на ферму

-Познакомить детей с

новой профессией –

фермер. Дать

представление о трудовых

действиях и результатах труда

фермера.

- Подвести к пониманию

целостного облика человека-

труженика в

фермерском хозяйстве: тяжелый

труд, любовь ко всему живому,

забота о людях.

- Воспитывать чувство

признательности и

уважения к

работникам сельского хозяйства.

Развивать

непроизвольн

у ю

память,

мышление,

мелкую

и общую

моторику;

Фермер.

Аудиозапись

"Зву- ки

деревни". Четы-

ре фотографии с

последовательно

развивающимся

сюжетом.

Набор игрушек

"Домаш- ние

животные".

Схема-

алгоритм для

описания до-

машних

животных.

Дидактическая

игра

"Звуки

де- ревни

Рассматривание

наборов

и г р у -

ш е ч н ы х

д о м а ш н и х

животных.

Рассматривание

фотографии

с

п о с л е д о в а т е л ь н о

развивающимся сюжетом

Интерактивная игра "Кого не

стало?"

Подвижная

игра

"Стадо

и

пас- тушок".

Чтение стихотворений.

19.

11.

201

9

Животные(дикиеживотные средней

7

. Игра «Ковер-самолет» (условия

- З а к р е п и т ь

и

у г л у б и т ь

представле-

ния

детей

о

диких

животных:

внеш-

ний

в и д ,

повадки, пища, жилище.

-Формировать навыки культуры

поведения в природе, бережное

от- ношение к растениям и

животным.

-Расширять осведомленность и

пред-

ставления о б окружающем

мире, умение объяснять товарищам

содер-

жание

новых

для них

игровых дей- ствий.

- В о с п и т ы в а т ь

и н т е р е с

к

животному миру родного края.

Закрепля

ть знания

о

животно

м и

растител

ь- ном

мире

Севера.

Развивать

долговрем

ен- ную

память.

Охотиться,

грызть,

убивать,

жевать,

нападать,

спасаться,

убе-

гать,

догонять,

скакать,

прыгать, бегать,

защищать-

ся,

п л а в ат ь ,

л а -

зать,

загонять,

подстерегать,

мышковать и т.д.

Предметные

кар-

тинки

с

дикими

животными

( в о л к ,

л и с а ,

медведь,

заяц,

б е л к а ,

е ж ,

лось);

предметные

картинки-

фрагменты:

м о р -

д ы

и

х в о с т ы

л е с -

ных зверей.

Загадки детей.

«Чей? Чья? Чьѐ? Чьи?»

«Телефон»

Образование

родственных

слов по модели (плану).

Коллективное

составление

пла- на описания.

Краткие

самостоятельные

о п и -

с а н и я

з в е р е й

п о

индивидуальным

картинкам

по

плану.

конспект № 7

полосы России)

жизни диких животных и птиц)

26.

11.

201

9

Дикие животные жарких и хо- лодных стран

8. Умники и умницы.

- Продолжать формировать

знания основ безопасности

окружающего мира природы,

бережного и эконом- ного

отношения к природным ре-

сурсам.

- Развивать

стремления

детей

выра-

жать

своѐ

отношение

к

окружающе- му, самостоятельно

находить для

этого различные речевые средства.

- Во с питы вать

инте р е с

к

познава- тельной деятельности.

Способство

- вать

разви- тию

познава-

тельной

ак-

тивности,

логическог

о

мышления,

внимания

у

детей;

выяв-

лению

интел-

лектуально

й

одаренност

и

воспитан

ни- ков.

Цифры,

схемы,

картинки с ово-

щами,

ф р у к т а м и

и

ягодами;

лаби-

ринты,

схема

ко -

р а б л и к а ,

геомет-

рические

фигуры,

к а р т и н к и

к

сказ- кам.

Орг. Момент.

Дорисуй справа так, как

слева.

Продолжи ряд.

«Четвертый лишний»

Отгадай загадку.

Скажи коротко.

Назови слова наоборот.

Лабиринт.

Так

бывает

или

нет?

«Построй кораблик»

Итог

конспект № 8

Месяц: декабрь «Новогодние кружева»

03.1

2.20

19

Здравствуй, зимушка-зима!

9. Зимняя прогулка

- З а к р е п л я т ь

у м е н и я

о б о б щ а т ь

представле- ния о временах года (зима),

анализировать объекты живой природы,

выделять суще- ственные признаки.

-Продолжать формировать знания

основ безопасности окружающего

мира природы, бережного и

эконом- ного отношения к

природным ресур- сам.

-Воспитывать

доброжелательное

от- ношение друг к другу, умение

спра-

ведливо

оценивать

работу

товарища.

Развивать

зрительную

память

и

внимание.

лететь,

покрывать, таять,

замерзать,

выпадать, виться,

кружиться, обме-

тать, стыть, леде-

неть, лепить,

сколь- зить,

заливать, ка-

тать, сгребать,

ру-

бить (лед),

призем- ляться;

стылый,

ледовый,

мороз- ный,

искристый,

жесткий,

прозрач- ный,

резкий,

трескучий,

жесто- кий,

суровый, сту-

деный,

искристый,

липкий, рожде-

ственский,

крещен- ские

(морозы)

Карточки с

ребусами.

коллективная

работа детей

«Зимняя про-

гулка». Карточки

со словами. Мяч.

Схемы на каждого

ребѐнка

моделирования

слов.

Организационный

м ом е н т

«Ребу- сы»

Игра «Наша прогулка»

Превращение,

с о с т а вл е н и е

мини- рассказов: от своего лица –

уточняя

одежду

и

действия

на

прогулке.

Физкультминутка «Мы во

двор пошли гулять»),

«Прятки со словами»

«Какая была наша прогулка?

(при- лагательные)

«Зима и Снег»

Итог

10.1

2.20

19

Семь – Я, моя семья (моя

10. Дружная семья

-Формировать умения подробно рас-

сказывать о себе (события

биографии, увлечения) и своей

семье, называть не только имена

родителей, но и расска- зывать об их

профессиональных обя- занностях.

-Закреплять навыки общения

со взрослыми.

-Воспитывать желание заботиться о

бл изк их ,

р а зв иват ь

ч у в с т в о

гордости за свою семью.

Развивать

внимание,

мышление,

память.

Кукла

Незнайка;

выставка

"Моя

с е -

м ь я "

фотографии

ч ле нов

с е м е й

вос- питанников,

и х

л ю б и м ы е

п р е д м е -

т ы ;

м ат е р и а л

д л я

поделок (цветная

бумага,

ножницы,

клей,

природный

-

Беседы: "Профессии моих

ро- дителей", "Как мы

отдыхаем", "Мне хорошо,

когда…", "Наши домашние

любимцы" и др

- Изготовление поделок.

конспект № 10

семья, профессии)

материал и т. д.).

17.1

2.20

19

Хвойные и лиственны

деревья.

11. Новый год в семье

-Уточнить

значение

Нового

года,

празднование Нового года в семье;

его персонажи.

-Поощрять

посильное

участие

детей

в

подготовке

к

празднику.

П р и у ч а т ь

к

в ы п о л н е н и ю

посильных обязанностей по дому,

р а с с к а з ы в а т ь

о

с е м е й н ы х

традициях.

Учить

ус-

танавливат

ь

причинно-

следственн

ые

с в я з и ;

делать

обобщения;

Новогодний,

рож- дественский

Демонстрационны

й материал:

елочные игрушки.

Игра «Добавь слово,

подхо- дящее по смыслу».

Беседа.

Рассматривание

елочных игрушек (шар и

сосулька)

Игра «Что из чего

сделано?»

Игра «Узнай игрушку по

описанию»

Составление рассказа

конспект № 11

24.1

2.20

19

Новогодний карнавал

12 Экскурсия по улице, на кото

-Закреплять

знания

детей

о

названиях

зданий

на

ул и ц е ,

проезжей

части,

тро-

т у а р е ,

обочине, перекрестке.

-Закреплять знания о правилах до-

рожного движения и поведения на

улице и причинах опасных ситуаций.

-Подводить

детей

к

умению

демон- стрировать свои знания о

до стопри-

м еч ат е л ь н о с т я х

родного города.

Развивать

зрительную

память

и

внимание.

Светофор

Демонстрацион-

ный материал:

ма- кет

(карта)

ми-

крорайона.

Б е с е д а

о

п р а в и л а х

п о в е д е н и я

н а

у л и ц е ,

правилах перехода улицы,

сигналах светофора.

Обсуждение маршрута экс-

курсии.

Проведение экскурсии.

конспект № 12

рой находится детский сад

Месяц: январь «Зимние забавы»

Каникулярная «Неделя игр и забав»

21.0

1.20

20

Школа, детский сад

13. Школа. Учитель

-Закреплять знания детей о зданиях и

их

разнообразных

назначениях

(детский

сад,

школа).

Закреплять

знания

о

назва-

ниях

и

назначении

комнат в детском саду.

-

Вызывать

желание

ре бѐ нка

рассказы- вать о том, в какую школу

пойдет, о ка- кой профессии мечтает

Развивать

непроизвол

ь- ную

память,

мышление

Групповая, музы-

к а л ь н ы й

з а л ,

спор- тивный зал,

к а б и н е -

т ы

заведующей,

врача,

кла с с ы ,

учи-

т е л ь с ка я ,

кабинет

директора,

актовый зал

Набор картинок

с изображением

профессиональ-

ных

действий

учителя.

Карта

"Школьная

стра- на".

Ручка, каран-

даш, книга, тет-

радь, мел,

ранец

Игра «Как называется

помеще- ние Школы?»

«Что для чего»

Заучивание

стихотворения

«Как хорошо уметь читать»

конспект № 13

28.0

1.20

20

Ателье (одежда, обувь, головные уборы)

14. Головные уборы

-Закрепление

представлений

о

п р о ф е с -

с и я х ,

с в я з а н н ы х

с

производством

одеж-

ды,

обуви,

головных уборов.

- Формировать умение вычленять

труд как особую человеческую

деятельность; понимать различия

между детским и взрослым трудом.

- В о с п и т ы в а т ь

у в а ж и т е л ь н о е

отношение к собственному труду, его

результату и труду других людей как

к ценности; желание трудиться

Развивать

внимание,

мышление,

память.

Меховая,

вязанная,

шерстяная,

с и т ц е -

в ы й ,

шелковый.

Предметные

к а р - тинки

с

изображе-

нием

одежды, обу- ви,

г о л о в н ы х убо-

ров.

Сюжетные

картинки с изоб-

ражением

профес-

сий

по

данной

те-

ме.

Предметы

одежды,

головные уборы,

обувь из разных

материалов

(ситца,

шелка,

шерсти,

кожи,

сук-

н а

и

т. д . )

в

« ч у д е с -

н о м

мешочке»

Чтение стихотворения «Для

чего людям нужны шапки»

Игра «Три рейки»

Игра «Что из чего и какое?»

Игра «Что как делали

(сделали) и какое?»

Игра «Кто что делает?»

Итог. Игра «Чудесный

мешочек»

конспект №14

Месяц: февраль «Защитники Отечества»

04.0

2.20

20

Мы новый дом построим (стройка и

профессии строителя)

15. Общественные здания

З а к р е п л я т ь

з н а н и я

д е т е й

о б

обществен-

ных

зданиях (магазин,

почта,

аптека,

школа,

библиотека,

кинотеатр).

- Развивать умение называть и

диффе- ренцировать орудия труда,

атрибуты профессий, их

общественную значи- мость;

отражать их в самостоятельных

играх.

-Подводить детей к умению

демонстри- ровать знания о

достопримечательно-

стях родного города, родной

страны, о некоторых зарубежных

странах.

Познакоми

ть детей с

обще-

ственными

зданиями

города, ос-

новными

профессия

ми

жителей

Но-

ябрьска.

Учить

выделять в

предметах их

существенны

е признаки и

де- лать на

этой

основе

необ-

ходимые

обоб-

щения;

разви- вать

уровень

категориально

го

мышления.

Библиотека,

ки- нотеатр

Демонстрационн

ый материал:

картинки с

изображением

представителей

разных

профессий

(продавец,

поч-

тальон,

провизор,

учитель,

библиоте- карь,

билетер)

«Узнай и назови

общественное здание»

Назови профессию»

«Кто что делает?»

«Что мы делаем не

скажем, а что видели

покажем»

Кому что нужно для работы?

«Четвертый лишний»

конспект № 16

11.0

2.20

20

Едем…, летим…, плывем… (транс-

16. Путешествие в прошлое светофора

-Познакомить детей с историей свето-

фора,

с

процессом

преобразования

этого устройства человеком.

-Формировать

представления

о

действи- ях инспектора ГИБДД

-

Закреплять

знания

о

правилах

дорож- ного движения и поведения

на

улице

и

причинах

опасных

ситуаций.

Развивать

непроизвол

ь- ную

память,

мышление

Регулировщик,

шлагбаум.

Предметные

к а р -

т и н к и :

светофор,

семафор,

регули-

ровщик,

шлаг-

баум; карта "Го-

род

оживших

предметов".

Беседа.

Игра "Ищу своих друзей".

Игра "Хорошая дорога".

конспект №17

18.0

2.20

20

17. Занимательное путешествие Мячика Непосе- ды

-

С и с т е м ат и з и р о в ат ь

у

д е т е й

представ- ления о различных видах

т р а н с п о р т а

( н а з е м н о м ,

железнодорожном,

подзем-

ном,

водном, воздушном);

- Расширять знания о способах без-

опасного поведения в некоторых

стан- дартных ситуациях,

демонстрируя их

без напоминания взрослых на

проезжей части дороги, при переходе

улицы, пе- рекрестков, при

перемещении в лифте, автомобиле.

-Воспитывать

у

детей

выдержку

и

само-

обладание,

уважительное

отношение

друг

к

другу.

Умение

выслушивать от- веты товарищей.

Развивать у

детей

отдель- ные

психиче-

ские

функции

и

операции:

мелкую мо-

торику,

вни- мание,

па -

м я т ь ,

мышле-

ние.

Путешествие,

тепловоз,

паровоз,

ледоход,

ледокол,

Большой мяч, на

котором

нарисована

весѐлая

рожица;

Плоскостное

изоб-

ражение

Мудрой

Сов ы ;

М а ке т ы

э л е к -

трички, парохода;

К а р т и н к и

с

изобра-

жением

транспорта;

Картина

«Ледоход»

Половинки

а л ь б о м -

н о г о

лист а

с

с и л у -

этами

различных

видов

транспорта;

Разрезанное

изоб-

ражение

самолета;

Схематичное

изоб-

ражение

предложе-

ния;

Магнитофон- ная

запись

со

зву-

ками

движения

по-

езда, самолета.

Пальчиковая игра «Транспорт»

Появление Мячика Непоседы;

Вопросы индивидуальные

и к группе; Элементы

беседы;

Художественный аспект

(стихи, загадки).

Физкультминутка

«Самолет – лодочка,

паровоз»

Появление Мудрой Совы;

Разрезанный силуэт самолета

«Заколдованные картинки»

Макет электрички

Схематическое

изображение предложения

«Заколдованные картинки»

25.0

2.20

20

Буду в Армии служить (профессии во- енные)

18. «В здоровом теле здоровый дух»

-Расширять

представления

детей

о

Рос-

сийской

армии,

о

важности

физической

подготовки

в

воинской

службе;

способ-

ствовать

развитию

познавательного

ин-

тере с а

к

защитникам Отечества

- Ф о р м и р о в а т ь

у м е н и е

демонстрировать

осторожное

и

осмотрительное

отноше-

ние

к

стандартным

опасным

ситуациям;

проявлять

самостоятельность,

ответ-

ственность

и

понимание

значения

пра- вильного поведения для охраны

своей жизни и здоровья

-

Ощущать

свою

гражданскую

принад- лежность, проявлять чувство

гордости

Развивать

непроизвол

ь- ную

память,

мышление

Защитники

Оте- чества,

рядовой.

Налядно-

дидактическое

пособие "Защит-

ники Отечества",

настольный

набор

"Строитель".

Беседа

с

детьми

о

роли

з а н я т и й

ф и з и ч е с к и м и

упражнениями в жизни человека

Ч т е н и е

р а с с к а з а

Б .

Н и к о л ь с к о г о

" К л и м а т

климатом…"

Постройка

"Спортивный

горо- док"

конспект № 19

за своих предков. Развивать умения

проявлять патриотические чувства.

Месяц: март «Весна – красна»

03.0

3.20

20

Мамы всякие нужны (весенний праздник, признаки весны, труд

19. Секреты бабушкина сундука

-Формировать умения подробно

расска- зывать о себе (события

биографии,

увлечения) и своей семье, называть

не только имена родителей, но и

рассказы- вать об их

профессиональных обязанно- стях.

-Пробудить

интерес

к

народным

тради- циям и духовным ценностям

русского народа, прививать интерес к

русскому народному творчеству.

-Воспитывать любовь и уважение к

культуре народа, развивать у детей

национальное самосознание

.

Развивать у

детей

отдель- ные

психиче-

ские

функции

и

операции:

мелкую мо-

торику,

вни- мание,

па -

м я т ь ,

мышле-

ние.

Сарафан, кокош-

ник, кукла-

оберег

Народные

костю- мы

(сарафан, ко-

кошник).-

Лоску- ты

ткани для из-

готовления

кукол, нитки.

- Аудиозаписи

русских

народных

мелодий,

магни- тофон.

Знакомство с предметами

ста- ринного русского быта.

Знакомство

с

куклами- оберегами.

Пальчиковая

гимнасти- ка «Вдоль по

бережку».

Изготовление простейшей

кук- лы-оберега

конспект № 20

10.0

3.20

20

Комфорт человека (мебель, бытовые

приборы)

20. Бытовые приборы в нашем доме

-Закреплять знания детей о названиях

и

назначении

бытовых

приборов;

о

пра -

вила х

бе зопа с но с ти

п р и

пользовании бытовыми приборами.

-Уточнять и расширять знания о

неко- торых способах безопасного

поведения в информационной среде:

включать те- левизор для просмотра

конкретной про- граммы, включать

компьютер для опре- деленной

задачи.

-

В о с п и т ы ват ь

у в а ж и т е л ь н о е

отношение к собственному труду, его

результату и труду других людей как

к ценности; желание трудиться

Развивать

непроизвол

ь- ную

память,

мышление

Стиральная, элек-

трическая,

швейная.

Кофемолка,

п ы л е -

с о с ,

мясорубка,

тостер,

электрочай- ник.

Д .

м . :

предметные

картинки

(утюг,

пылесос, телеви-

зор, плита, холо-

дильник,

с

т

и - ральная

машина).

Разд.

м . :

д в е

к а р -

т и н ки

с

и з о -

бражением

б

ы т

о

- вых

приборов,

раз-

резанные

на 4-5

частей.

«Четвертый лишний»

«Что с чем?»

«Что для чего?»

«Наши помощники»-

отгадай загадку – покажи

отгадку

«Узнай по описанию»,

конспект № 21

17.0

3.20

20

Посуда. Продукты питания.

21. Продукты питания

- У т оч н е н и е

п р е д с т а в л е н и я

о

продуктах питания, их значении для

здоровья че- ловека.

-Формировать умение называть

способы самостраховки во время

приема пищи,

соблюдать правила безопасного

поведе- ния за столом.

-Воспитывать ценностное отношение

к здоровому образу жизни: желание

зани- маться физкультурой и

спортом, зака- ляться, есть полезную

пищу, прислуши- ваться к своему

организму.

Развитие

зри-

тельного

вос-

приятия,

про-

извольного

внимания,

логического

мышления

Молочный,

мясной,

хлебобулочный,

сливочный,

расти- тельный,

копченый,

подсоленный,

льня- ной,

соевый, куку-

рузный,

хлопковый,

оливковый.

Прозрачные

п а к е - т и к и

с

крупами.

Предметные

и

с

ю

- жетные

картинки,

силуэтные

и з о б р а - жения

о в

о щ е

й и

ф р у к т о в . Плос-

костные

игрушки

Машенька,

Не знайка. Мяч,

пакет сока.

Орг.момент «Пекарь»

Беседа о значении продуктов

питания для человека

Игра «Что приготовить?»

Игра с мячом «Думай и отве-

чай».

Физкультминутка.

«Маша

и медведь».

Игровой

прием

«Поможем Незнайке

исправить ошибки»

Игра «Отгадай, какой сок у

Незнайки»

Итог.

конспект № 22

24.0

3.20

20

Наш город. Наш дом. Родной край.

22. Ямал – мой край родной.

-Расширять знания детей о родном

го- роде, родной стране, о гимне,

флаге; ощущать свою гражданскую

принад- лежность.

- Развивать умения проявлять

патриоти- ческие чувства.

-Воспитывать уважение к людям, к их

т руду,

в ы звать

же ла ние

б ы т ь

похожими

на

них;

во спитывать

уважение

к

жите-

лям

коренных

национальностей Севера.

Воспиты-

вать

лю-

бовь к

род-

ному

краю,

любовь

и

бережное

отношен

ие к

природе

родного

края;

Развитие

зри-

тельного

вос-

приятия,

про-

извольного

внимания,

ло-

гического

мышления.

Ягель, жгучие

морозы,

орна-

мент,

затяжная

з и м а ,

м ы с ,

д и ко -

р о с ы ,

кисы, ягуш- ка,

малица

Карта Ямала,

Тюмен- ской

области, глобус,

макет чума и народ-

ные игрушки

ненцев,

иллюстрации с

изоб- ражением

животных и

растений Севера,

ма- кеты ремесел

ненцев:

рыболовство,

олене-

водство,

звероводство,

народно-

прикладное

искусство

ненцев,

предметные

картинки хвойных

и лиственных

деревьев, ягод

(север- ных и

растущих на юге),

слайды: север- ной

природы, нефтя-

ных и газовых

вышек, праздники

ненцев,

солѐное тесто

разного цвета,

природный

материал, макет.

Организационный момент.

Беседа по теме у глобуса.

«Чем богат наш край?»

Игра «Что, где растѐт»,

«Скажи наоборот»

Продолжение беседы у Чума.

Подвижная игра «Хэйро»

Итог.

Месяц: апрель «Земля – наш общий дом»

31.0

3.20

20

Моя Родина. Москва – столица России.

23Мое отечество - Россия

-Расширять знания детей о родном

го- роде, родной стране, о гимне,

флаге России; ощущать свою

гражданскую принадлежность,

проявлять чувство гордости за своих

предков (участников ВОВ).

Развивать умения проявлять пат-

риотические чувства.

-Расширять представления детей о

Москве – главном городе, столице

Рос- сии, основанной в 1147 году.

Познако-

мить с достопримечательностями:

глав- ная площадь Москвы, улицы,

памятни- ки, музеи и т.д.

Воспитывать чувство гордости за

свою страну.

Расширят

ь

представ-

ления

о родном

го- роде.

Учить

ус-

танавлива

ть

причинн

о-

следственн

ы

е

связи;

делать

обобщения

.

Гимн, герб, флаг,

родина, Москва.

Демонстрацион-

ный материал:

кар- та России,

картин- ки с

изображением

Красной

площади,

достопримеча-

тельностей

М о с к -

в ы ;

гл а в н о й

п л о -

щади

и

улицы

го- рода (села), в

ко- тором живут

дети.,

видеоролик.

Беседа:

название

Родины,

глав-

ного

города

столицы

России, достопримечательности

Москвы.

С о с т а в л е н и е

р а с с к а з а

о

Москве.

Беседа о родном городе.

Просмотр видеоролика.

конспект № 24

07.0

4.20

20

Космос.

24. Космос. Наша планета Земля

-Уточнить знания о героях космоса, о

Развивать

Спутник, комета,

созвездие,

станция,

скафандр, отсек,

не- весомость.

Телескоп

астроном,

затмение, орбита.

Солнечный,

лунный, земной,

звездный,

космический,

меж- звездный,

межпла- нетный.

Глобус, макет с

Рассмотреть картинки с изоб-

ражением космоса, космонавтов

и космической техники; рассказ

о

п е р в о м

к о с м о н а в т е

Ю.Гагарине

«Найди две одинаковых раке-

ты»

«Найди отличия»

Под/игра «Ждут нас быстрые

ракеты.»

конспект № 25

первом космонавте Ю. А.Гагарине.

такие

ка-

изображением

Поддерживать интерес детей к событи-

чества

вни-

солнечной систе-

ям в стране и мире.

мания,

как

мы, фотографии

-Познакомить детей с элементарными

устойчивост

ь,

космонавтов.

устройствами ракеты, с жизнью космо-

переключае-

навтов во время полета (еда, отдых, ра-

мость,

рас-

бота).

пределение,

-Воспитывать чувство гордости за

свою

объем.

страну.

14.0

4.20

20

День цветов (комнат- ные растения, цветы

25. Растения в группо- вой комнате

-Закреплять знания детей о названиях

комнатных

растений,

углублять

знания

об

уходе

за

комнатными

растениями, пересадке растений.

-Воспитывать желание сознательно

ухаживать за растениями в уголке

при- роды, осознавая зависимость

цели и

содержания трудовых действий от

по- требностей объекта.

Развиват

ь

умение

наблюда

ть,

анализи

ро-

вать, делать

выводы,

вы-

ражать

их в речи

Корни, стебель,

листья,

бутон,

лепестки

Демонстрацион

- ный

материал:

комнатные

расте- ния в

группе; но- вый

цветочный

горшок,

земля,

растение для

пе- ресадки,

лейка

- Беседа - игра «Назови

комнат- ные растения».

Игра «Пересадим

комнатное растение»

Игра «День — ночь».

Практическая деятельность

конспект № 26

21.0

4.20

20

Весна. Насекомые.

26. Весна

-Обобщать знания детей о весне на ос-

нове наблюдений за изменениями в

природе (изменения в жизни

животных,

распускание листьев, цветение расте-

ний).

-

Воспитывать уважительное

отношение

к собственному труду, его результату и

труду других людей как к ценности;

желание трудиться

Воспитыват

ь

устойчивое

внимание,

наблюда-

тельность.

Демонстрационн

ы й

м а т е р и а л :

картинки-

опоры

(«Солнце»;

символы

дня

и

но-

чи:

длинная

ж е л т а я

и

короткая

черная

полоски;

птицы,

летящие клином).

Орг. момент. Отгадайте загадку

Беседа по тексту загадки

Работа с демонстрац. материа-

лом

Физминутка «Жуки и

бабочки!».

Работа с раздаточным материа-

лом

Составление рассказа-описания

Итог.

конспект № 27

28.0

4.20

20

Как выращивают хлеб. Хлебобулочные изделия.

27Откуда хлеб пришел.

-Закрепить и систематизировать знания

о хлебе.

-Развитие познавательного интереса.

Обогащение и активизация словаря по

теме.

-Овладение лексико-грамматическими

категориями языка и связной речью.

Развивать

мышление

через

отгадывание

загадок,

развивать

познаватель

ные

интересы.

сорняк, сеялка,

элеватор,

зерноочистительн

ый, жатки, валки,

снегозадержатель

ные валы.

Демонстрационн

ы й

м а т е р и а л :

картинки-

« О т к уд а

х л е б

пришел?»;

презентация «Как

выращивают

хлеб»

Загадывание загадок.

Рассматривание

и л л ю с т р а ц и й ,

с ю ж е т н о й

к а р т и н к и

« О т к уд а

х л е б

пришел?».

Беседа по картине.

«Назови профессии крестьян,

работающих на земле»

«Назови

действия

крестьян-

земледельцев».

Заключительная беседа.

Месяц: май «Я помню, я горжусь»

05.0

5.20

20

На параде с дедуш- кой.

28. «Они сражались за

Родину»

-Закреплять представления детей о

з а щ и т н и к а х

О т е ч е с т в а ,

уважительное отношение к ним;

-Развивать

умения

проявлять

патрио- тические чувства.

-Воспитывать

любовь

к

Родине,

раз-

вивать

стремление

выражать

свое от- ношение к событиям.

Развитие

зри-

тельного

вос-

приятия,

про-

извольного

внимания,

логическог

о

мышления.

Воин,

защитник

-Отечества,

во- ин-

освободитель

, участник

Вели- кой

Отече-

ственной

войны

Р а с с к а з

С .

Барузди- на "Шел

по улице солдат"

("За

Роди-

ну!");

репродукция

к а р т и н ы

Е .

Вучетич "Воин –

освободи-

тель";

конверт, бу- мага,

ручка, цвет-

ные карандаши

Чтение рассказа С. Баруздина

"Шел

по

улице

солдат"

("За

Роди- ну!").

Рассматривание

р е п р од у к ц и ю

ка рт и н ы

Е .

В у ч е т и ч

" В о и н

о с в о -

бодитель".

Рисование рисунка.

конспект № 28

12.0

5.20

20

29. Рыбы

-Расширить представления детей о

рыбах: название, внешний вид, от-

лич ите льны е

призна ки,

ч е м

питаются.

- Продолжать формировать знания

основ безопасности окружающего

мира природы, бережного и

эконом- ного отношения к

природным ресур- сам.

Развивать

умение

наблюда

ть,

анализи

ро-

вать, делать

выводы,

вы-

ражать

их в речи

Рыбак, рыбий.

предметные

кар-

т и н к и

с

изображе-

нием

р ы б (щука,

сом,

окунь,

ка р а с ь),

Схематичное

изоб-

р а же н и е

строения рыбы.

«Отгадай загадку – покажи

отгадку»

«Четвертый лишний»

«Запомни и назови»

«Чем похожи, чем отличают-

ся» (рыбы – звери, птицы)

«Узнай по описанию»

конспект № 29

19.0

5.20

20

На пороге лета.

30. Признаки лета

-Обогащать и уточнять словарь по

Развивать

Гроза.

Д.м.:

картинки

«Повтори, не ошибись»

конспект № 30

теме

(продолжительность

дня,

высо-

кое

голубое

небо,

большие

пушистые

облака,

летние

дожди,

грозы).

-Закреплять названия летних меся-

цев.

Уточнять

названия

летних

работ в саду, на огороде, в поле.

-Воспитывать бережное отношение к

непроизвол

ь- ную

память,

мышление

(«Солнце»;

голубая

ду-

гообразная полоса, на

ней белые, пушистые

об-

лака)

;

символы

д н я

и

н оч и

черная и

желтая

полоски

раз-

ной

длины; дерево с

зелеными

листьями;

Работа

с

демонстрационным

материалом

«Летний дождик»

Работа с раздаточным

материа- лом

Составление рассказа-описания

природе.

картинки с цветами;

голубой

зонтик

и

«изломанная»

стрел-

ка-молния;

картинки

(лопата, грабли, лейка,

тяпка, шланг).

26.0

5.20

20

На

31.В

-Уточнить знания детей о

насекомых,

Развивать

Интерактивная

дос-

Организационный момент.

Отгадывание загадок.

их характерных признаках, приспо-

умение

ка, фигурки

пороге лета.

мире насекомых

насеко-

Беседа о насекомых.

Физминутка. «Стрекоза»

Игра «Запасливый муравей»

конспект № 31

собленности к условиям жизни.

наблюдать,

мых,

предметные

-Продолжать формировать знания

анализиро-

картинки с изобра-

основ безопасности окружающего

вать,

делать

жением

насекомых.

мира природы, бережного и эконом-

выводы,

вы-

ного отношения к природным ресур-

ражать их в

сам.

речи

-Воспитывать бережное отношение к

насекомым, любовь к природе.

23

Использованная литература:

1.

Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»,

изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017– 96с.

2.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.-

СПб.: Детство-Пресс, 2009.

3.

Шевченко С. Г.

«Программа

коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к

школе детей с ЗПР» (2 части) М., 2005.

4.

Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР.

М., Аркти, 2004.

5.

Шевченко С. Г. Природа и мы (пособие для индивидуальных и групповых коррекционных

занятий). Смоленск, 2012.

электронные средств обучения, интернет-ресурсы:

1.

Презентации для детей.

Технические средства обучения, оборудование:

2.

Технические

средства

обучения

интерактивный

стол

(интерактивное

мультимедийное

устройство. Производитель ООО «СТМ» г. Екатеринбург).

3.

Обучающие программы и тренажеры (комплекс интерактивных развивающих и обучающих

игр «Алма», «Волшебный калейдоскоп»).



В раздел образования