Автор: Скрипка Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск.
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Социальное развитие"
Раздел: дошкольное образование
2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОКОЛЬЧИК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»)
«Принято»
на заседании
Педагогического совета
МБДОУ «Колокольчик»
Протокол
№ 5 от 15 мая 2019 г.
«Согласовано»
Заместитель заведующего
________ Н.Ю.Семенова
от «15» мая 2019 г.
«Утверждено»
Заведующий МБДОУ «Колокольчик»
___________ Н.В. Крутова
Приказ № 239-од
от «30» августа 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по непрерывной образовательной деятельности
«Социальное развитие»
образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
в подготовительной группе компенсирующей направленности
детей с задержкой психического развития
№6
1 непрерывная образовательная деятельность в неделю
(всего 31 непрерывная образовательная деятельность в год)
Составители:
воспитатель
Скрипка Н.И.
2019 – 2020 учебный год
3
Пояснительная записка.
Рабочая
программа
по
разделу:
«Социальное
р а з в и т и е »
образовательной
области «Социально
-
коммуникативное
развитие»
разработана в соответствии с:
Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-фз "Об образовании
в Российской федерации"
Приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской
федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального
Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Санитарно-эпидемиологическими
правилами
и
нормативами
СанПин
2.4.1.3049-13
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных
организаций",
утвержденными
постановлением
главного
государственного санитарного врача от 15 мая 2013 года № 26 (с изменениями).
Новизна
и
отличительная
особенность
программы: обеспечение
эмоционального благополучия и положительного отношения к себе, к другим
людям, к миру, их полноценное развитие во всех видах деятельности; развитие
у
детей
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование
познавательных
действий,
становление
сознания;
развитие
воображения
и
творческой активности.
Интеграция
отдельных
образовательных
областей. Программа
предполагает
всестороннее
социально-коммуникативное,
познавательное,
речевое,
художественно-эстетическое
и
физическое
развитие
детей
посредством
различных
видов
детской
активности.
Между
отдельными
разделами
программы
существуют
многообразные
в з аимо связ и,
художественно-
эстетическое
связано
с
познавательным
и
речевым.
Содержание образовательной деятельности в области тесно связано с другими
областями.
Такая
организация
образовательного
процесса
соответствует
особенностям
развития
детей
дошкольного
возраста.
Использование
интеграции
детских
видов
деятельности
делает
образовательный
процесс
интересным и содержательным.
При
составлении
рабочей
программы
по
разделу
«Социальное
развитие», учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объѐме
целей
и
задач
образовательной
области
Адаптированной
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования
детей
с
задержкой
психического развития
Рабочая
программа
ориентирована
на
использование
учебно-
методического комплекта и дополнительной литературы:
Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. «Социально-коммуникативное развитие
дошкольников», изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017– 96с.
В соответствии с учебным планом образовательной деятельности образовательной
области
«Социально
-
коммуникативное
развитие»
раздел
«Социальное
развитие»»
реализуется через НОД 1 раз в неделю длительностью 25 минут. Всего 31
период.
Содержание
социально-коммуникативного
развития
направлено
на
поддержку
спонтанной
игры
детей,
ее
обогащение,
обеспечение
игрового
времени и пространства; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания;
развитие
общения
и
адекватного взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие
умения
детей
работать
в
группе
сверстников,
развитие
готовности
и
способности к совместным играм со сверстниками; формирование культуры
4
межличностных
отношений;
формирование
основ
нравственной
культуры,
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные; формирование представлений о малой родине и Отечестве, о
социо - культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее
природы, многообразии стран и народов мира, через решение следующих
задач:
Социализация, развитие общения, нравственное и патриотическое воспитание
1. Развитие общения и игровой деятельности.
Развивать умение детей активно общаться с о взрослыми н а уровне вне ситуативно-
познавательного общения, способность к вне ситуативно - личностному общению.
Продолжать формировать умение самостоятельно придумывать новые и оригинальные
сюжеты игр, творчески интерпретируя прошлый опыт игровой деятельности и содержание
литературных произведений (рассказ, сказка, мультфильм), отражать в игре широкий круг
событий.
Расширять осведомленность и представления о б окружающем мире, умение объяснять
товарищам содержание новых для них игровых действий.
Формировать умение регулировать игровые отношения, аргументируя свою позицию
взаимодействуя с товарищами п о игре; умение договориться о распределении ролей, ис-
пользуя ролевую речь, добиваясь выразительности, устойчивости роли.
Развивать умение выполнять правила в игре и контролировать соблюдение правил дру-
гими детьми (может возмутиться несправедливостью, нарушением правил, пожаловаться
воспитателю).
2.
Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми (в т. ч. моральным).
Расширять знания правил поведения и морально-этические нормы в соответствии с воз-
растными возможностями, в основном руководствуется ими.
Развивать умения взаимодействовать с товарищами по группе, стремясь удержать их от
«плохих» поступков, объяснять возможные негативные последствия.
Развивать умения чутко реагировать на оценки взрослых и других детей.
3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
Формировать умения подробно рассказывать о себе (события биографии, увлечения) и
своей семье, называть н е только имена родителей, но и рассказывать о б и х профессио-
нальных обязанностях.
Вызывать желание ребѐнка рассказывать о том, в какую школу пойдет, о какой профес-
сии мечтает.
Подводить детей к умению демонстрировать знания о достопримечательностях родного
города, родной страны, о некоторых зарубежных странах.
Расширять знания детей о родном городе, родной стране, о гимне, флаге России; ощу-
щать свою гражданскую принадлежность, проявлять чувство гордости за своих предков
(участников ВОВ). Развивать умения проявлять патриотические чувства.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
1. Формирование первичных трудовых умений и навыков.
Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать одежду, без
напоминания, по мере необходимости, сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью;
устранять непорядок в своем внешнем виде, бережно относится к личным и чужим ве-
щам.
Продолжать развивать умения самостоятельно ставит цель, планировать все этапы
труда, контролировать промежуточные и конечные результаты, стремится их улучшать.
Формировать умение организовывать других детей при выполнении трудовых поруче-
ний, планировать свою и коллективную работу в знакомых видах труда, отбирать более
эффективные способы действий.
Развивать способность к коллективной трудовой деятельности, самостоятельно поддер-
живать порядок в группе и на участке, выполнять обязанности дежурного по столовой,
по занятиям, по уголку природы.
Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материал к занятию, без
напоминания убирать своѐ рабочее место.
2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других лю-
дей и его результатам.
Воспитывать уважительное отношение к собственному труду, его результату и труду
других людей как к ценности, любит трудиться самостоятельно и участвовать в труде
взрослых; получать удовольствие от процесса и результата индивидуальной и коллек-
тивной трудовой деятельности, гордится собой и другими.
Развивать сообразительность и творчество в конкретных ситуациях, связанных с тру-
дом; осознавать некоторые собственные черты и качества (положительные и отрица-
тельные), проявляющиеся в труде и влияющие на его процесс и результат; ценить в
сверстниках и взрослых такое качество, как трудолюбие и добросовестное отношение к
труду.
Пробуждать детей к рассказу о своей будущей жизни, связывая ее с выбором профес-
сии.
3. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе
и жизни каждого человека.
Формировать умение вычленять труд как особую человеческую деятельность; пони-
мать различия между детским и взрослым трудом.
Продолжать закреплять все виды детского труда; подводить к пониманию их различия
и сходства в ситуациях семейного и общественного воспитания.
Воспитывать желание сознательно ухаживать за растениями в уголке природы, осо-
знавая зависимость цели и содержания трудовых действий от потребностей объекта.
Закреплять понятия значимости и обусловленности сезонных видов работ в природе
(на участке, в уголке природы) соответствующими природными закономерностями, по-
требностями растений.
Развивать умение называть и дифференцировать орудия труда, атрибуты профессий, их
общественную значимость; отражать их в самостоятельных играх.
Расширять представление о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетво-
рением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание видов труда,
некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государ-
ственную значимость, некоторые представления о труде как экономической категории).
Продолжать систематизировать представление о культурных традициях труда и отды-
ха.
Воспитывать трудолюбие, желание участвовать совместной трудовой деятельности на
ровне со всеми, радоваться результатам коллективного труда
Формирование навыков безопасного поведения
1.
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы
ситуациях и способах поведения в них.
Формировать и систематизировать представления об опасных для человека и окружа-
ющего мира ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи, на основании ко-
торых определяет ситуацию как опасную или неопасную.
Расширять знания о способах безопасного поведения в некоторых стандартных ситуа-
циях, демонстрируя их без напоминания взрослых на проезжей части дороги, при пере-
ходе улицы, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле.
Закреплять представления о способах обращения к взрослому за помощью в стандарт-
ных и нестандартных опасных ситуациях.
Закреплять знания номеров телефонов, по которым можно сообщить о возникновении
опасной ситуации; знать о последствиях в случае неосторожного обращения с огнем или
электроприборами.
Уточнять и расширять знания о некоторых способах безопасного поведения в инфор-
мационной среде: включать телевизор для просмотра конкретной программы, включать
компьютер для определенной задачи.
Формировать умение демонстрировать осторожное и осмотрительное отношение к
стандартным опасным ситуациям; проявлять самостоятельность, ответственность и по-
нимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.
2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведе-
ния.
Закреплять способности оберегать себя от возможных травм, ушибов, падений.
Развивать желание рассказывать другим детям о соблюдения правил безопасного по-
ведения в стандартных опасных ситуациях, демонстрируя знания различных способов
укрепления здоровья:
Учить соблюдать правила личной гигиены и режим дня; знает, но не всегда соблюдает
необходимость ежедневной зарядки, закаливания; владеть разными видами движений;
участвовать в подвижных играх; при небольшой помощи взрослого контролировать со-
стояние своего организма, избегать физических и эмоциональных перегрузок.
Формировать умение называть способы самостраховки при выполнении сложных фи-
зических упражнений, контролируя качество выполнения движений, показывая другим
детям, как нужно вести себя в стандартных опасных ситуациях и соблюдать правила
безопасного поведения.
Развивать умение описывать и дать оценку некоторым способам оказания помощи и
самопомощи в опасных ситуациях.
Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни: желание заниматься
физкультурой и спортом, закаляться, есть полезную пищу, прислушиваться к своему
организму: избегать физических и эмоциональных перегрузок; при утомлении и пере-
утомлении сообщает воспитателю.
Закреплять элементарные представления о строении человеческого тела, о правилах
оказания первой помощи.
3. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведе-
ния.
Закреплять знания о правилах дорожного движения и поведения на улице и причинах
опасных ситуаций.
Формировать умение понимать значение дорожной обстановки (большое количество
транспорта на дорогах; скользкая дорога во время дождя, оттепели, снегопада; слякоть;
снижение видимости); отрицательные факторы (снижение видимости окружающей об-
становки во время непогоды из-за зонта, капюшона; плохое знание правил поведения на
дороге в летний период; плохое состояние дороги); возможные опасные ситуации (по-
движные игры во дворах, у дорог; катание в зависимости от сезона на велосипедах, ро-
ликах, самокатах, коньках, санках, лыжах; игры вечером).
Продолжать формировать представление о возможных транспортных ситуациях: зано-
сы машин на скользких участках; неумение водителей быстро ориентироваться в меня-
ющейся обстановке дороги.
Развивать знания и способы соблюдения системы правил поведения в определенном
общественном месте, понимать и объяснять необходимость им следовать, а также нега-
тивные последствия их нарушения.
Закреплять представления о действиях инспектора ГИБДД в некоторых ситуациях.
Закреплять знания и способы соблюдения правил поведения в общественном транс-
порте, в метро.
4.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным
для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Продолжать формировать знания основ безопасности окружающего мира природы,
бережного и экономного отношения к природным ресурсам.
Формировать основы экологической культуры.
Продолжать
формировать
правила
поведения
и
выполнения
их
без
напоминания
взрослых в реальных жизненных ситуациях - (не ходить по клумбам, газонам, не рвать
растения, не ломать ветки деревьев, кустарников, не распугивать птиц, не засорять во-
доемы, выбрасывать мусор только в специально отведенных местах; правила пользова-
ния огнем (в специально оборудованном месте, тщательно заливая место костра водой
перед уходом) выключать свет, если выходишь, закрывать кран с водой, дверь для со-
хранения в помещении тепла).
Воспитывать умение проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально
опасной ситуации.
Закреплять навыки культуры поведения в природе, бережное отношение к растениям и
животным.
Задачи
национально
–
регионального
компонента
включены
в
непрерывную
образовательную деятельность.
При проведении непрерывной образовательной деятельности используются следующие
формы работы: игра, рассматривание, наблюдение, рассказ, беседа, проблемная ситуация,
моделирование, изготовление продуктов детской деятельности.
Содержание работы по освоению раздела «Социальное развитие» образовательной обла-
сти
«Социально
-
коммуникативное
развитие»
в
программе
представлена
календарно-
тематическим планированием, в котором указаны разделы и темы в соответствии с учебно-
тематическим планом программы и календарем праздников. В данном плане тезисно представ-
лено содержание изучаемого материала, требования к овладению необходимыми умениями и
навыками (программное содержание), включен национально-региональный компонент и ком-
понент ДОУ, раскрыты формы и методические приемы, используемые в ходе непрерывной об-
разовательной деятельности.
Содержание программы направлено на достижение планируемых результатов:
Социализация, развитие общения, нравственное и патриотическое воспитание
1. Развитие общения и игровой деятельности.
У
ребѐнка развито
умение общаться
со
взрослыми н а уровне
внеситуативно-
познавательного общения, способен к внеситуативно-личностному общению.
Сформированы умения самостоятельно придумывать новые и оригинальные сюжеты игр,
творчески интерпретирует
прошлый опыт игровой деятельности и содержание литера-
турных произведений (рассказ, сказка, мультфильм), отражает в игре широкий круг собы-
тий.
Сформированы знания и представления об окружающем мире, умеет объяснять товари-
щам содержание новых для них игровых действий.
Ребѐнок умеет регулировать игровые отношения, способен
аргументировать свою пози-
цию взаимодействуя с товарищами п о игре; умеет договориться о распределении ролей,
использует ролевую речь, добиваясь выразительности, устойчивости роли.
Знает и выполняет правила в игре, способен контролировать соблюдение правил другими
детьми (может возмутиться несправедливостью, нарушением правил, пожаловаться вос-
питателю).
2.
Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми (в т. ч. моральным).
Ребѐнок знает и выполняет правила поведения, и морально-этические нормы в соответ-
ствии с возрастными возможностями, руководствуется ими.
Умеет взаимодействовать с товарищами по группе, способен удерживать их от «плохих»
поступков, объяснять возможные негативные последствия.
Ребѐнок адекватно реагирует на оценки взрослых и других детей.
3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
Ребенок умеет подробно рассказывать о себе (события биографии, увлечения) и своей
семье, называть не только имена родителей, но и рассказывать об их профессиональных
обязанностях.
Ребѐнок может самостоятельно рассказывать о том, в какую школу пойдет, о какой про-
фессии мечтает.
Способен демонстрировать знания о достопримечательностях родного города, родной
страны, о некоторых зарубежных странах.
Способен рассказать о родном городе, родной стране, о гимне, флаге России; проявляет
свою гражданскую принадлежность, чувство
гордости з а своих предков (участников
ВОВ), патриотические чувства.
Проявляет интерес к какой-либо сфере знаний или деятельности, в рассказе о них, умеет
пользуется сложными речевыми конструкциями и некоторыми научными терминами.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
1. Формирование первичных трудовых умений и навыков.
Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать одежду, без напоминания, по
мере
необходимости,
сушить
мокрые
вещи,
ухаживать
за
обувью;
самостоятельно
устраняет непорядок в своем внешнем виде, бережно относится к личным и чужим ве-
щам.
Умеет самостоятельно ставить цель, планировать все этапы труда, контролирует про-
межуточные и конечные результаты, стремится их улучшать.
Ребѐнок способен организовать других детей при выполнении трудовых поручений,
планировать свою и коллективную работу в знакомых видах труда, умеет отбирать бо-
лее эффективные способы действий.
Развито умение к коллективной трудовой деятельности, может самостоятельно поддер-
живать порядок в группе и на участке, выполняет обязанности дежурного по столовой,
по занятиям, по уголку природы.
Умеет самостоятельно и своевременно готовить материал к занятию, без напоминания
убирает своѐ рабочее место.
2.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его
результатам.
Сформировано уважительное отношение к собственному труду, его результату и труду
других людей как к ценности, любит трудиться самостоятельно, активно участвует в
труде взрослых; получает удовольствие от процесса и результата индивидуальной и в
коллективной трудовой деятельности, гордится собой и другими.
Ребенок проявляет сообразительность и творчество в конкретных ситуациях, связанных
с трудом; осознает некоторые собственные черты и качества (положительные и отрица-
тельные), проявляющиеся в труде и влияющие на его процесс и результат; умеет це-
нить в сверстниках и взрослых такое качество, как трудолюбие и добросовестное отно-
шение к труду.
Может рассказать о своей будущей жизни, связывая ее с выбором профессии.
3.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жиз-
ни каждого человека.
Сформировано умение вычленять труд как особую человеческую деятельность; понима-
ет различия между детским и взрослым трудом.
Знает и называет все виды детского труда; знает их различия и сходства в ситуациях
семейного и общественного воспитания.
Ребѐнок умеет ухаживать за растениями в уголке природы, осознавая зависимость цели
и содержания трудовых действий от потребностей объекта.
Сформировано понятия значимости и обусловленности сезонных видов работ в приро-
де (на участке, в уголке природы) соответствующими природными закономерностями,
потребностями растений.
Способен назвать и дифференцировать орудия труда, атрибуты профессий, их обще-
ственную значимость; отражает их в самостоятельных играх.
Сформировано представление о различных видах труда взрослых, связанных с удовле-
творением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание видов тру-
да, называет некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и
государственную значимость, некоторые представления о труде как экономической ка-
тегории).
У ребѐнка систематизированы представление о культурных традициях труда и отдыха.
Развито трудолюбие, с желанием участвует в совместной трудовой деятельности на
ровне со всеми, радуется результатам коллективного труда.
Формирование навыков безопасного поведения
1.
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы
ситуациях и способах поведения в них.
У ребѐнка сформированы и систематизированы представления об опасных для челове-
ка и окружающего мира ситуациях, знает и называет причинно-следственные связи, на
основании которых можно определить ситуацию как опасную или неопасную.
Знает о способах безопасного поведения в некоторых стандартных ситуациях, приме-
няет их без напоминания взрослых на проезжей части дороги, при переходе улицы, пе-
рекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле.
Сформированы представления о способах обращения к взрослому за помощью в стан-
дартных и нестандартных опасных ситуациях.
Знает и называет номера телефонов, по которым можно сообщить о возникновении
опасной ситуации; знать о последствиях в случае неосторожного обращения с огнем или
электроприборами.
Систематизированы знания о некоторых способах безопасного поведения в информа-
ционной среде: включать телевизор для просмотра конкретной программы, включать
компьютер для определенной задачи.
Способен демонстрировать осторожное и осмотрительное отношение к стандартным
опасным ситуациям; проявляет самостоятельность, ответственность и понимает значе-
ние правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.
2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведе-
ния.
Ребѐнок способен оберегать себя от возможных травм, ушибов, падений.
Развито желание рассказывать другим детям о соблюдения правил безопасного пове-
дения в стандартных опасных ситуациях, демонстрируя знания различных способов
укрепления здоровья:
Знает и соблюдает правила личной гигиены и режим дня; знает, но не всегда соблюда-
ет необходимость ежедневной зарядки, закаливания; владеет разными видами движе-
ний; активно участвует в подвижных играх; при небольшой помощи взрослого контро-
лирует состояние своего организма, способен избегать физических и эмоциональных
перегрузок.
Способен назвать способы само страховки при выполнении сложных физических
упражнений, контролирует качество выполнения движений, может показать другим де-
тям, как нужно вести себя в стандартных опасных ситуациях и соблюдать правила без-
опасного поведения.
Умеет описывать и давать оценку некоторым способам оказания помощи и самопомо-
щи в опасных ситуациях.
Сформировано ценностное отношение к здоровому образу жизни: ребѐнок с желанием
занимается физкультурой и спортом, закаляется, ест полезную пищу, прислушивается к
своему организму: избегает физических и эмоциональных перегрузок;
при утомлении и
переутомлении сообщает воспитателю.
Имеет элементарные представления о строении человеческого тела, знает о правилах
оказания первой помощи.
3. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведе-
ния.
Знает и выполняет правила дорожного движения и поведения на улице, называет при-
чины опасных ситуаций.
Способен понимать значение дорожной обстановки (большое количество транспорта
на дорогах; скользкая дорога во время дождя, оттепели, снегопада; слякоть; снижение
видимости); называет отрицательные факторы снижение видимости окружающей об-
становки во время непогоды из-за зонта, капюшона; плохое знание правил поведения на
дороге в летний период; плохое состояние дороги; возможные опасные ситуации; по-
движные игры во дворах, у дорог; катание в зависимости от сезона на велосипедах,
ро-
ликах, самокатах, коньках, санках, лыжах; игры вечером.
Имеет представление о возможных транспортных ситуациях: заносы машин на скольз-
ких участках; неумение водителей быстро ориентироваться в меняющейся обстановке
дороги.
Знает и называет способы соблюдения системы правил поведения в определенном
общественном месте, понимает и способен объяснить необходимость следовать прави-
лам поведения, а также способен назвать негативные последствия их нарушения.
У ребѐнка развиты представления о действиях инспектора ГИБДД в некоторых ситуа-
циях.
Сформированы знания, и способы соблюдения правил поведения в общественном
транспорте, в метро.
4.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным
для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Знает, и способен применить знания основ безопасности окружающего мира природы,
бережного и экономного отношения к природным ресурсам.
У ребѐнка сформированы основы экологической культуры.
Развито умение выполнять правила поведения без напоминания взрослых в реальных
жизненных ситуациях - (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, не ломать
ветки деревьев, кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, выбрасывать
мусор только в специально отведенных местах; правила пользования огнем (в специ-
ально оборудованном месте, тщательно заливая место костра водой перед уходом) вы-
ключать свет, если выходишь, закрывать кран с водой, дверь для сохранения в помеще-
нии тепла).
Сформировано умение проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциаль-
но опасной ситуации.
Развиты навыки культуры поведения в природе, бережного отношения к растениям и
животным.
Программа состоит из следующих разделов:
пояснительная записка
тематическое планирование
календарно-тематическое планирование
перечень методической литературы.
Тематическое планирование НОД по разделу «Социальное развитие»
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Ме
сяц
Н
е
-
д
е
-
л
я
Тема
праздников.
Тема недели
№
Тема непрерывной образовательной
деятельности
Ко
л-
во
ча
со
в
Н
О
Д
Кол-
во
прак
ти-
чески
х
мероп
ри-
я
т
ий
Сентябрь
1
-
4
Адаптационный,
диагностический период
«Золотая осень »
4
1
1
Едет с поля урожай (Транспорт,
труд людей осенью)
1
Труд людей осенью
1
2
Осень-художница (Лес, грибы, яго-
ды, деревья и кустарники)
2
Деревья и кустарники
(экскурсия)
1
1
3
Во саду ли в огороде
(овощи,
фрукты, ягоды)
3
Фрукты, ягоды сада
1
4
Во саду ли в огороде
(овощи,
фрукты, ягоды)
4
Овощи, фрукты
1
5
В гости к пернатым (перелетные,
зимующие птицы)
5
Зимующие птицы
1
«Природа – мой дом»
1
2
1
Каникулярная «Неделя игры и иг-
рушки»
2
У бабушки в деревне (домашние
животные, птицы.)
6
К дедушке на ферму
1
3
Животные (дикие животные сред-
ней полосы России)
7
Игра «Ковер-самолет»
(условия
жизни диких животных и птиц)
1
4
Дикие животные жарких и холод-
ных стран
8
Умники и умницы.
1
Декабрь
«Новогодние кружева»
2
2
1
Здравствуй, зимушка-зима!
9
Зимняя прогулка
1
2
Семь – Я, моя семья (моя семья,
профессии)
1
0
Дружная семья
1
3
Хвойные и лиственные деревья.
1
1
Новый год в семье
1
4
Новогодний карнавал
1
2
Экскурсия по улице, на которой
находится детский сад
1
«Зимние забавы»
2
2
Каникулярная «Неделя игр и
забав»
3
Школа, детский сад
13
Школа. Учитель
1
4
Ателье (одежда, обувь, головные
уборы)
1
4
Головные уборы
1
Февраль
«Защитники Отечества»
2
2
1
Мы новый дом построим (стройка
и
профессии строителя)
1
5
Общественные здания
1
2
Едем…, летим…, плывем…
(транс-
порт, виды транспорта,
профессии
1
6
Путешествие в прошлое свето-
фора
1
3
на транспорте)
1
7
Занимательное путешествие
Мячика Непоседы
1
4
Буду в Армии служить (профессии
военные)
1
8
В здоровом теле здоровый дух
1
«Весна – красна»
4
1
Мамы всякие нужны (весенний
праздник, признаки весны, труд
мам
и бабушек)
1
9
Секреты бабушкина сундука
1
2
Комфорт человека (мебель, быто-
вые приборы)
2
0
Бытовые приборы в нашем
доме
1
3
Посуда. Продукты питания.
2
1
Продукты питания
1
4
Наш город. Наш дом. Родной край.
2
2
Ямал – мой край родной.
1
Апрель
«Земля – наш общий дом»
5
1
Моя Родина. Москва – столица
Рос-
сии.
2
3
Мое отечество - Россия
1
2
Космос.
2
4
Космос. Наша планета Земля
1
3
День цветов (комнатные растения,
цветы луга, сада)
2
5
Растения в групповой комнате
1
4
Весна. Насекомые.
2
6
Весна
1
5
.
Как выращивают. Хлебобулочные
изделия.
2
7
Откуда хлеб пришел.
1
Май
«Я помню, я горжусь»
3
1
1
Мониторинг
2
На параде с дедушкой.
2
8
«Они сражались за Родину»
1
3
Рыбы
2
9
Рыбы
1
4
На пороге лета.
3
0
Признаки лета
1
5
3
1
В мире насекомых.
1
Всег
о:
2
2
9
3
1
Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности
по разделу: «Социальное развитие»
в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития
Месяц: сентябрь, адаптационный, диагностический период.
Месяц: октябрь «Золотая осень»
Дата
проведе
-
ния
Те
м
а
не
де
-
ли
№
и
те
ма
Н
О
Д
Программные задачи
Националь
но-
региональн
ый
компонент
Компонент
ДОУ
Словарная
ра-
бота
Материал, обо-
рудование
Методические приемы
Оснащение
Запланированная
Фактическая
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
01.1
0.20
19
Едет с поля урожай
1.Труд людей осенью.
-Дать представления детям о различ-
Развивать
Тракторист,
Иллюстрации,
Загадывание загадок.
Рассматривание
и л л ю с т р а ц и й ,
с ю ж е т н о й
картинки «Труд людей осенью».
Беседа по картине.
«Назови профессии крестьян,
работающих на земле»
«Назови
действия
крестьян-
земледельцев».
Заключительная беседа.
Подбор признаков к земле.
конспект № 1
ных видах труда взрослых связанных с
мышление
комбайнер,
серия сюжетных
удовлетворением потребностей людей,
об-
через
отгады-
хлебороб.
картин «Труд
людей осенью»
щества и государства.
вание
загадок,
-Формировать умение вычленять труд
как
развивать
особую человеческую деятельность;
пони-
познаватель-
мать различия между детским и
взрослым
ные интере-
трудом.
сы.
- Воспитывать уважительное отношение
к
собственному труду, его результату и
тру-
ду других людей как к ценности;
желание
трудиться сообща получая
удовольствие.
08.1
0.20
19
Осень-художница
2. Деревья и
кустарники
(экскурсия).
- Формировать любознательность
детей.-
Расширять
Развивать
не-
Листопад,
лист-
Д.м: предметные
«Назови дерево по листу»
Аналогичная работа с кустар-
никами.
Игра «Сколько и какие?»
«Какое дерево я загадала?»
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика
«Листья».
Игра «Опасно- безопасно»
- Развивать умение проявлять интерес к
представл
е-
произвольну
ю
венница,
ствол,
картинки с изоб-
окружающему миру.
ния о
расти-
память,
мыш-
корень, кора,
ражением
деревь-
- Закреплять умение с помощью
взрослого
тельности
ление,
мелкую
хвоя, лапы,
пло-
ев, кустарников:
делать умозаключения; устанавливать
про-
родного
и общую
мото-
ды, семена.
нат. листья,
плоды;
стейшие зависимости между объектами.
края;
рику;
гербарии с
листья-
Составление
рассказа- сравнения
Итог.
- Продолжать формировать знания основ
ми и плодами
ука-
безопасности окружающего мира
природы,
занных деревьев
и
бережного и экономного отношения к
при-
кустарников.
Р.м:
родным ресурсам.
несколько одина-
ковых листьев (5
березовых, 3
кле-
новых. 6
липовых
или 7
рябиновых).
15.1
0.20
19
Во саду ли в огороде
3.Фрукты , ягоды сада.
- Закреплять знания детей о фруктах и
яго-
Развивать
не-
Вишня,
яболоко,
Предметные кар-
Узнай по описанию
Четвертый лишний
Польза и витамины.
Что с чем рядом?
Магазин
(Что можно
приго- товить?)
Чего растет много в саду?
«Собери картинку»
конспект № 3
дах сада, умение с помощью взрослого де-
произвольну
ю
груша,
крыжов-
тинки с изобра-
лать умозаключения; устанавливать про-
память,
мыш-
ник,
голубика,
жением фруктов
и
стейшие зависимости между объектами.
ление,
мелкую
костяника.
ягод, схема для
- Подводить детей к умению
демонстриро-
и общую
мото-
составления
опи-
вать свои знания во время занятий и во
рику;
сательного
рас-
время игровой деятельности.
сказа,
муляжи
- Воспитывать ценностное отношение к
фруктов и ягод в
здоровому образу жизни: желание зани-
вазе.
маться физкультурой и спортом, закалять-
ся, есть полезную пищу, прислушиваться
к
своему организму.
22.1
0.20
19
Во саду ли в огороде
4. Овощи, фрукты.
-Закреплять умение детей различать
овощи
Развивать
общую
и
мелкую
мо-
торику, па-
мять,
мышле-
ние,
внима-
ние. Воспи-
тывать
Д.м: картинки с
Орг. момент «Повтори, найди
картинку и поставь на доску».
Работа с дем. материалом
«Назови, не ошибись»
«Большой — маленький»
Физминутка «Овощи. фрукты»
«Угадай на ощупь»
«Четвертый лишний»
«Разрезные картинки»
«Угадай»
«Кто больше назовет»
Сост. рассказа-сравнения по
и фрукты.
овощами и фрук-
-
Развитие
познавательных
интересов
детей, расширение опыта ориентировки
в окру- жающем.
- Воспитывать ценностное отношение к
здоровому образу жизни: желание зани-
маться физкультурой и спортом,
закалять- ся, есть полезную пищу,
прислушиваться к своему организму.
тами (помидор,
огурец,
морковь,
картофель,
с
в
е
к
- ла,
яблоко,
груша,
слива,
лимон,
апельсин);
нату-
ральные
овощи и
устойчивое
внимание,
наблюдате
ль- ность.
фрукты
( м ул я ж и ) . Р.м:
конверт с 2
пла- ну
картинками
(овощ
и фрукт), разре-
занными на 5 ч.
(черно-белые
изображения).
29.1
0.20
19
В гости к пернатым
5. Зимующие птицы
Учить
де-
Развивать
Зимующие
пти-
Демонстрацион-
Беседа:
почему
зимующие
пти-
цы
так
называются;
чем
они пита- ются; где живут, в чем
их польза; как люди помогают
птицам в зим- нее время.
«Четвертый лишний»
«Каких птиц много зимой в
го- роде?»
«Назови ласково»
«Какая?»
«Для чего?»
Составление
рассказа- сравнения по плану
-Закреплять знания детей об отличитель-
тей
распо-
внимание,
цы.
ный
материал:
ных признаках птиц.
знавать
мышление,
предметные кар-
- Способствовать расширению опыта ори-
зимующих
память.
тинки с птицами
ентировки в окружающем, сенсорики, раз-
птиц
(с
(воробей,
синица,
вития любознательности и
познавательной
учетом
ворона,
галка,
мотивации
местных
сорока,
снегирь,
- Воспитывать желание заботится о
птицах.
условий)
по
кормушка).
Раз-
внешнему
даточный
матери-
облику
ал: две картинки
с
(окраске,
зимующими
пти-
размеру),
цами
(например:
поведени
ю,
воробей и
синица,
издаваемы
м
синица
—
сне-
звукам.
гирь, ворона —
сорока, галка —
снегирь).
Месяц: ноябрь «Природа - мой дом»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
Каникулярная «Неделя игры и игрушки»
12.
11.
201
9
У бабушки в деревне (до- машние животные, птицы.)
6. К дедушке на ферму
-Познакомить детей с
новой профессией –
фермер. Дать
представление о трудовых
действиях и результатах труда
фермера.
- Подвести к пониманию
целостного облика человека-
труженика в
фермерском хозяйстве: тяжелый
труд, любовь ко всему живому,
забота о людях.
- Воспитывать чувство
признательности и
уважения к
работникам сельского хозяйства.
Развивать
непроизвольн
у ю
память,
мышление,
мелкую
и общую
моторику;
Фермер.
Аудиозапись
"Зву- ки
деревни". Четы-
ре фотографии с
последовательно
развивающимся
сюжетом.
Набор игрушек
"Домаш- ние
животные".
Схема-
алгоритм для
описания до-
машних
животных.
Дидактическая
игра
"Звуки
де- ревни
Рассматривание
наборов
и г р у -
ш е ч н ы х
д о м а ш н и х
животных.
Рассматривание
фотографии
с
п о с л е д о в а т е л ь н о
развивающимся сюжетом
Интерактивная игра "Кого не
стало?"
Подвижная
игра
"Стадо
и
пас- тушок".
Чтение стихотворений.
19.
11.
201
9
Животные(дикиеживотные средней
7
. Игра «Ковер-самолет» (условия
- З а к р е п и т ь
и
у г л у б и т ь
представле-
ния
детей
о
диких
животных:
внеш-
ний
в и д ,
повадки, пища, жилище.
-Формировать навыки культуры
поведения в природе, бережное
от- ношение к растениям и
животным.
-Расширять осведомленность и
пред-
ставления о б окружающем
мире, умение объяснять товарищам
содер-
жание
новых
для них
игровых дей- ствий.
- В о с п и т ы в а т ь
и н т е р е с
к
животному миру родного края.
Закрепля
ть знания
о
животно
м и
растител
ь- ном
мире
Севера.
Развивать
долговрем
ен- ную
память.
Охотиться,
грызть,
убивать,
жевать,
нападать,
спасаться,
убе-
гать,
догонять,
скакать,
прыгать, бегать,
защищать-
ся,
п л а в ат ь ,
л а -
зать,
загонять,
подстерегать,
мышковать и т.д.
Предметные
кар-
тинки
с
дикими
животными
( в о л к ,
л и с а ,
медведь,
заяц,
б е л к а ,
е ж ,
лось);
предметные
картинки-
фрагменты:
м о р -
д ы
и
х в о с т ы
л е с -
ных зверей.
Загадки детей.
«Чей? Чья? Чьѐ? Чьи?»
«Телефон»
Образование
родственных
слов по модели (плану).
Коллективное
составление
пла- на описания.
Краткие
самостоятельные
о п и -
с а н и я
з в е р е й
п о
индивидуальным
картинкам
по
плану.
конспект № 7
полосы России)
жизни диких животных и птиц)
26.
11.
201
9
Дикие животные жарких и хо- лодных стран
8. Умники и умницы.
- Продолжать формировать
знания основ безопасности
окружающего мира природы,
бережного и эконом- ного
отношения к природным ре-
сурсам.
- Развивать
стремления
детей
выра-
жать
своѐ
отношение
к
окружающе- му, самостоятельно
находить для
этого различные речевые средства.
- Во с питы вать
инте р е с
к
познава- тельной деятельности.
Способство
- вать
разви- тию
познава-
тельной
ак-
тивности,
логическог
о
мышления,
внимания
у
детей;
выяв-
лению
интел-
лектуально
й
одаренност
и
воспитан
ни- ков.
Цифры,
схемы,
картинки с ово-
щами,
ф р у к т а м и
и
ягодами;
лаби-
ринты,
схема
ко -
р а б л и к а ,
геомет-
рические
фигуры,
к а р т и н к и
к
сказ- кам.
Орг. Момент.
Дорисуй справа так, как
слева.
Продолжи ряд.
«Четвертый лишний»
Отгадай загадку.
Скажи коротко.
Назови слова наоборот.
Лабиринт.
―
Так
бывает
или
нет?
‖
«Построй кораблик»
Итог
конспект № 8
Месяц: декабрь «Новогодние кружева»
03.1
2.20
19
Здравствуй, зимушка-зима!
9. Зимняя прогулка
- З а к р е п л я т ь
у м е н и я
о б о б щ а т ь
представле- ния о временах года (зима),
анализировать объекты живой природы,
выделять суще- ственные признаки.
-Продолжать формировать знания
основ безопасности окружающего
мира природы, бережного и
эконом- ного отношения к
природным ресур- сам.
-Воспитывать
доброжелательное
от- ношение друг к другу, умение
спра-
ведливо
оценивать
работу
товарища.
Развивать
зрительную
память
и
внимание.
лететь,
покрывать, таять,
замерзать,
выпадать, виться,
кружиться, обме-
тать, стыть, леде-
неть, лепить,
сколь- зить,
заливать, ка-
тать, сгребать,
ру-
бить (лед),
призем- ляться;
стылый,
ледовый,
мороз- ный,
искристый,
жесткий,
прозрач- ный,
резкий,
трескучий,
жесто- кий,
суровый, сту-
деный,
искристый,
липкий, рожде-
ственский,
крещен- ские
(морозы)
Карточки с
ребусами.
коллективная
работа детей
«Зимняя про-
гулка». Карточки
со словами. Мяч.
Схемы на каждого
ребѐнка
моделирования
слов.
Организационный
м ом е н т
«Ребу- сы»
Игра «Наша прогулка»
Превращение,
с о с т а вл е н и е
мини- рассказов: от своего лица –
уточняя
одежду
и
действия
на
прогулке.
Физкультминутка «Мы во
двор пошли гулять»),
«Прятки со словами»
«Какая была наша прогулка?
(при- лагательные)
«Зима и Снег»
Итог
10.1
2.20
19
Семь – Я, моя семья (моя
10. Дружная семья
-Формировать умения подробно рас-
сказывать о себе (события
биографии, увлечения) и своей
семье, называть не только имена
родителей, но и расска- зывать об их
профессиональных обя- занностях.
-Закреплять навыки общения
со взрослыми.
-Воспитывать желание заботиться о
бл изк их ,
р а зв иват ь
ч у в с т в о
гордости за свою семью.
Развивать
внимание,
мышление,
память.
Кукла
Незнайка;
выставка
"Моя
с е -
м ь я "
–
фотографии
ч ле нов
с е м е й
вос- питанников,
и х
л ю б и м ы е
п р е д м е -
т ы ;
м ат е р и а л
д л я
поделок (цветная
бумага,
ножницы,
клей,
природный
-
Беседы: "Профессии моих
ро- дителей", "Как мы
отдыхаем", "Мне хорошо,
когда…", "Наши домашние
любимцы" и др
- Изготовление поделок.
конспект № 10
семья, профессии)
материал и т. д.).
17.1
2.20
19
Хвойные и лиственны
деревья.
11. Новый год в семье
-Уточнить
значение
Нового
года,
празднование Нового года в семье;
его персонажи.
-Поощрять
посильное
участие
детей
в
подготовке
к
празднику.
П р и у ч а т ь
к
в ы п о л н е н и ю
посильных обязанностей по дому,
р а с с к а з ы в а т ь
о
с е м е й н ы х
традициях.
Учить
ус-
танавливат
ь
причинно-
следственн
ые
с в я з и ;
делать
обобщения;
Новогодний,
рож- дественский
Демонстрационны
й материал:
елочные игрушки.
Игра «Добавь слово,
подхо- дящее по смыслу».
Беседа.
Рассматривание
елочных игрушек (шар и
сосулька)
Игра «Что из чего
сделано?»
Игра «Узнай игрушку по
описанию»
Составление рассказа
конспект № 11
24.1
2.20
19
Новогодний карнавал
12 Экскурсия по улице, на кото
-Закреплять
знания
детей
о
названиях
зданий
на
ул и ц е ,
проезжей
части,
тро-
т у а р е ,
обочине, перекрестке.
-Закреплять знания о правилах до-
рожного движения и поведения на
улице и причинах опасных ситуаций.
-Подводить
детей
к
умению
демон- стрировать свои знания о
до стопри-
м еч ат е л ь н о с т я х
родного города.
Развивать
зрительную
память
и
внимание.
Светофор
Демонстрацион-
ный материал:
ма- кет
(карта)
ми-
крорайона.
Б е с е д а
о
п р а в и л а х
п о в е д е н и я
н а
у л и ц е ,
правилах перехода улицы,
сигналах светофора.
Обсуждение маршрута экс-
курсии.
Проведение экскурсии.
конспект № 12
рой находится детский сад
Месяц: январь «Зимние забавы»
Каникулярная «Неделя игр и забав»
21.0
1.20
20
Школа, детский сад
13. Школа. Учитель
-Закреплять знания детей о зданиях и
их
разнообразных
назначениях
(детский
сад,
школа).
Закреплять
знания
о
назва-
ниях
и
назначении
комнат в детском саду.
-
Вызывать
желание
ре бѐ нка
рассказы- вать о том, в какую школу
пойдет, о ка- кой профессии мечтает
Развивать
непроизвол
ь- ную
память,
мышление
Групповая, музы-
к а л ь н ы й
з а л ,
спор- тивный зал,
к а б и н е -
т ы
заведующей,
врача,
кла с с ы ,
учи-
т е л ь с ка я ,
кабинет
директора,
актовый зал
Набор картинок
с изображением
профессиональ-
ных
действий
учителя.
Карта
"Школьная
стра- на".
Ручка, каран-
даш, книга, тет-
радь, мел,
ранец
Игра «Как называется
помеще- ние Школы?»
«Что для чего»
Заучивание
стихотворения
«Как хорошо уметь читать»
конспект № 13
28.0
1.20
20
Ателье (одежда, обувь, головные уборы)
14. Головные уборы
-Закрепление
представлений
о
п р о ф е с -
с и я х ,
с в я з а н н ы х
с
производством
одеж-
ды,
обуви,
головных уборов.
- Формировать умение вычленять
труд как особую человеческую
деятельность; понимать различия
между детским и взрослым трудом.
- В о с п и т ы в а т ь
у в а ж и т е л ь н о е
отношение к собственному труду, его
результату и труду других людей как
к ценности; желание трудиться
Развивать
внимание,
мышление,
память.
Меховая,
вязанная,
шерстяная,
с и т ц е -
в ы й ,
шелковый.
Предметные
к а р - тинки
с
изображе-
нием
одежды, обу- ви,
г о л о в н ы х убо-
ров.
Сюжетные
картинки с изоб-
ражением
профес-
сий
по
данной
те-
ме.
Предметы
одежды,
головные уборы,
обувь из разных
материалов
(ситца,
шелка,
шерсти,
кожи,
сук-
н а
и
т. д . )
в
« ч у д е с -
н о м
мешочке»
Чтение стихотворения «Для
чего людям нужны шапки»
Игра «Три рейки»
Игра «Что из чего и какое?»
Игра «Что как делали
(сделали) и какое?»
Игра «Кто что делает?»
Итог. Игра «Чудесный
мешочек»
конспект №14
Месяц: февраль «Защитники Отечества»
04.0
2.20
20
Мы новый дом построим (стройка и
профессии строителя)
15. Общественные здания
З а к р е п л я т ь
з н а н и я
д е т е й
о б
обществен-
ных
зданиях (магазин,
почта,
аптека,
школа,
библиотека,
кинотеатр).
- Развивать умение называть и
диффе- ренцировать орудия труда,
атрибуты профессий, их
общественную значи- мость;
отражать их в самостоятельных
играх.
-Подводить детей к умению
демонстри- ровать знания о
достопримечательно-
стях родного города, родной
страны, о некоторых зарубежных
странах.
Познакоми
ть детей с
обще-
ственными
зданиями
города, ос-
новными
профессия
ми
жителей
Но-
ябрьска.
Учить
выделять в
предметах их
существенны
е признаки и
де- лать на
этой
основе
необ-
ходимые
обоб-
щения;
разви- вать
уровень
категориально
го
мышления.
Библиотека,
ки- нотеатр
Демонстрационн
ый материал:
картинки с
изображением
представителей
разных
профессий
(продавец,
поч-
тальон,
провизор,
учитель,
библиоте- карь,
билетер)
«Узнай и назови
общественное здание»
Назови профессию»
«Кто что делает?»
«Что мы делаем не
скажем, а что видели
покажем»
Кому что нужно для работы?
«Четвертый лишний»
конспект № 16
11.0
2.20
20
Едем…, летим…, плывем… (транс-
16. Путешествие в прошлое светофора
-Познакомить детей с историей свето-
фора,
с
процессом
преобразования
этого устройства человеком.
-Формировать
представления
о
действи- ях инспектора ГИБДД
-
Закреплять
знания
о
правилах
дорож- ного движения и поведения
на
улице
и
причинах
опасных
ситуаций.
Развивать
непроизвол
ь- ную
память,
мышление
Регулировщик,
шлагбаум.
Предметные
к а р -
т и н к и :
светофор,
семафор,
регули-
ровщик,
шлаг-
баум; карта "Го-
род
оживших
предметов".
Беседа.
Игра "Ищу своих друзей".
Игра "Хорошая дорога".
конспект №17
18.0
2.20
20
17. Занимательное путешествие Мячика Непосе- ды
-
С и с т е м ат и з и р о в ат ь
у
д е т е й
представ- ления о различных видах
т р а н с п о р т а
( н а з е м н о м ,
железнодорожном,
подзем-
ном,
водном, воздушном);
- Расширять знания о способах без-
опасного поведения в некоторых
стан- дартных ситуациях,
демонстрируя их
без напоминания взрослых на
проезжей части дороги, при переходе
улицы, пе- рекрестков, при
перемещении в лифте, автомобиле.
-Воспитывать
у
детей
выдержку
и
само-
обладание,
уважительное
отношение
друг
к
другу.
Умение
выслушивать от- веты товарищей.
Развивать у
детей
отдель- ные
психиче-
ские
функции
и
операции:
мелкую мо-
торику,
вни- мание,
па -
м я т ь ,
мышле-
ние.
Путешествие,
тепловоз,
паровоз,
ледоход,
ледокол,
Большой мяч, на
котором
нарисована
весѐлая
рожица;
Плоскостное
изоб-
ражение
Мудрой
Сов ы ;
М а ке т ы
э л е к -
трички, парохода;
К а р т и н к и
с
изобра-
жением
транспорта;
Картина
«Ледоход»
Половинки
а л ь б о м -
н о г о
лист а
с
с и л у -
этами
различных
видов
транспорта;
Разрезанное
изоб-
ражение
самолета;
Схематичное
изоб-
ражение
предложе-
ния;
Магнитофон- ная
запись
со
зву-
ками
движения
по-
езда, самолета.
Пальчиковая игра «Транспорт»
Появление Мячика Непоседы;
Вопросы индивидуальные
и к группе; Элементы
беседы;
Художественный аспект
(стихи, загадки).
Физкультминутка
«Самолет – лодочка,
паровоз»
Появление Мудрой Совы;
Разрезанный силуэт самолета
«Заколдованные картинки»
Макет электрички
Схематическое
изображение предложения
«Заколдованные картинки»
25.0
2.20
20
Буду в Армии служить (профессии во- енные)
18. «В здоровом теле здоровый дух»
-Расширять
представления
детей
о
Рос-
сийской
армии,
о
важности
физической
подготовки
в
воинской
службе;
способ-
ствовать
развитию
познавательного
ин-
тере с а
к
защитникам Отечества
- Ф о р м и р о в а т ь
у м е н и е
демонстрировать
осторожное
и
осмотрительное
отноше-
ние
к
стандартным
опасным
ситуациям;
проявлять
самостоятельность,
ответ-
ственность
и
понимание
значения
пра- вильного поведения для охраны
своей жизни и здоровья
-
Ощущать
свою
гражданскую
принад- лежность, проявлять чувство
гордости
Развивать
непроизвол
ь- ную
память,
мышление
Защитники
Оте- чества,
рядовой.
Налядно-
дидактическое
пособие "Защит-
ники Отечества",
настольный
набор
"Строитель".
Беседа
с
детьми
о
роли
з а н я т и й
ф и з и ч е с к и м и
упражнениями в жизни человека
Ч т е н и е
р а с с к а з а
Б .
Н и к о л ь с к о г о
" К л и м а т
климатом…"
Постройка
"Спортивный
горо- док"
конспект № 19
за своих предков. Развивать умения
проявлять патриотические чувства.
Месяц: март «Весна – красна»
03.0
3.20
20
Мамы всякие нужны (весенний праздник, признаки весны, труд
19. Секреты бабушкина сундука
-Формировать умения подробно
расска- зывать о себе (события
биографии,
увлечения) и своей семье, называть
не только имена родителей, но и
рассказы- вать об их
профессиональных обязанно- стях.
-Пробудить
интерес
к
народным
тради- циям и духовным ценностям
русского народа, прививать интерес к
русскому народному творчеству.
-Воспитывать любовь и уважение к
культуре народа, развивать у детей
национальное самосознание
.
Развивать у
детей
отдель- ные
психиче-
ские
функции
и
операции:
мелкую мо-
торику,
вни- мание,
па -
м я т ь ,
мышле-
ние.
Сарафан, кокош-
ник, кукла-
оберег
Народные
костю- мы
(сарафан, ко-
кошник).-
Лоску- ты
ткани для из-
готовления
кукол, нитки.
- Аудиозаписи
русских
народных
мелодий,
магни- тофон.
Знакомство с предметами
ста- ринного русского быта.
Знакомство
с
куклами- оберегами.
Пальчиковая
гимнасти- ка «Вдоль по
бережку».
Изготовление простейшей
кук- лы-оберега
конспект № 20
10.0
3.20
20
Комфорт человека (мебель, бытовые
приборы)
20. Бытовые приборы в нашем доме
-Закреплять знания детей о названиях
и
назначении
бытовых
приборов;
о
пра -
вила х
бе зопа с но с ти
п р и
пользовании бытовыми приборами.
-Уточнять и расширять знания о
неко- торых способах безопасного
поведения в информационной среде:
включать те- левизор для просмотра
конкретной про- граммы, включать
компьютер для опре- деленной
задачи.
-
В о с п и т ы ват ь
у в а ж и т е л ь н о е
отношение к собственному труду, его
результату и труду других людей как
к ценности; желание трудиться
Развивать
непроизвол
ь- ную
память,
мышление
Стиральная, элек-
трическая,
швейная.
Кофемолка,
п ы л е -
с о с ,
мясорубка,
тостер,
электрочай- ник.
Д .
м . :
предметные
картинки
(утюг,
пылесос, телеви-
зор, плита, холо-
дильник,
с
т
и - ральная
машина).
Разд.
м . :
д в е
к а р -
т и н ки
с
и з о -
бражением
б
ы т
о
- вых
приборов,
раз-
резанные
на 4-5
частей.
«Четвертый лишний»
«Что с чем?»
«Что для чего?»
«Наши помощники»-
отгадай загадку – покажи
отгадку
«Узнай по описанию»,
конспект № 21
17.0
3.20
20
Посуда. Продукты питания.
21. Продукты питания
- У т оч н е н и е
п р е д с т а в л е н и я
о
продуктах питания, их значении для
здоровья че- ловека.
-Формировать умение называть
способы самостраховки во время
приема пищи,
соблюдать правила безопасного
поведе- ния за столом.
-Воспитывать ценностное отношение
к здоровому образу жизни: желание
зани- маться физкультурой и
спортом, зака- ляться, есть полезную
пищу, прислуши- ваться к своему
организму.
Развитие
зри-
тельного
вос-
приятия,
про-
извольного
внимания,
логического
мышления
Молочный,
мясной,
хлебобулочный,
сливочный,
расти- тельный,
копченый,
подсоленный,
льня- ной,
соевый, куку-
рузный,
хлопковый,
оливковый.
Прозрачные
п а к е - т и к и
с
крупами.
Предметные
и
с
ю
- жетные
картинки,
силуэтные
и з о б р а - жения
о в
о щ е
й и
ф р у к т о в . Плос-
костные
игрушки
Машенька,
Не знайка. Мяч,
пакет сока.
Орг.момент «Пекарь»
Беседа о значении продуктов
питания для человека
Игра «Что приготовить?»
Игра с мячом «Думай и отве-
чай».
Физкультминутка.
«Маша
и медведь».
Игровой
прием
«Поможем Незнайке
исправить ошибки»
Игра «Отгадай, какой сок у
Незнайки»
Итог.
конспект № 22
24.0
3.20
20
Наш город. Наш дом. Родной край.
22. Ямал – мой край родной.
-Расширять знания детей о родном
го- роде, родной стране, о гимне,
флаге; ощущать свою гражданскую
принад- лежность.
- Развивать умения проявлять
патриоти- ческие чувства.
-Воспитывать уважение к людям, к их
т руду,
в ы звать
же ла ние
б ы т ь
похожими
на
них;
во спитывать
уважение
к
жите-
лям
коренных
национальностей Севера.
Воспиты-
вать
лю-
бовь к
род-
ному
краю,
любовь
и
бережное
отношен
ие к
природе
родного
края;
Развитие
зри-
тельного
вос-
приятия,
про-
извольного
внимания,
ло-
гического
мышления.
Ягель, жгучие
морозы,
орна-
мент,
затяжная
з и м а ,
м ы с ,
д и ко -
р о с ы ,
кисы, ягуш- ка,
малица
Карта Ямала,
Тюмен- ской
области, глобус,
макет чума и народ-
ные игрушки
ненцев,
иллюстрации с
изоб- ражением
животных и
растений Севера,
ма- кеты ремесел
ненцев:
рыболовство,
олене-
водство,
звероводство,
народно-
прикладное
искусство
ненцев,
предметные
картинки хвойных
и лиственных
деревьев, ягод
(север- ных и
растущих на юге),
слайды: север- ной
природы, нефтя-
ных и газовых
вышек, праздники
ненцев,
солѐное тесто
разного цвета,
природный
материал, макет.
Организационный момент.
Беседа по теме у глобуса.
«Чем богат наш край?»
Игра «Что, где растѐт»,
«Скажи наоборот»
Продолжение беседы у Чума.
Подвижная игра «Хэйро»
Итог.
Месяц: апрель «Земля – наш общий дом»
31.0
3.20
20
Моя Родина. Москва – столица России.
23Мое отечество - Россия
-Расширять знания детей о родном
го- роде, родной стране, о гимне,
флаге России; ощущать свою
гражданскую принадлежность,
проявлять чувство гордости за своих
предков (участников ВОВ).
Развивать умения проявлять пат-
риотические чувства.
-Расширять представления детей о
Москве – главном городе, столице
Рос- сии, основанной в 1147 году.
Познако-
мить с достопримечательностями:
глав- ная площадь Москвы, улицы,
памятни- ки, музеи и т.д.
Воспитывать чувство гордости за
свою страну.
Расширят
ь
представ-
ления
о родном
го- роде.
Учить
ус-
танавлива
ть
причинн
о-
следственн
ы
е
связи;
делать
обобщения
.
Гимн, герб, флаг,
родина, Москва.
Демонстрацион-
ный материал:
кар- та России,
картин- ки с
изображением
Красной
площади,
достопримеча-
тельностей
М о с к -
в ы ;
гл а в н о й
п л о -
щади
и
улицы
го- рода (села), в
ко- тором живут
дети.,
видеоролик.
Беседа:
название
Родины,
глав-
ного
города
–
столицы
России, достопримечательности
Москвы.
С о с т а в л е н и е
р а с с к а з а
о
Москве.
Беседа о родном городе.
Просмотр видеоролика.
конспект № 24
07.0
4.20
20
Космос.
24. Космос. Наша планета Земля
-Уточнить знания о героях космоса, о
Развивать
Спутник, комета,
созвездие,
станция,
скафандр, отсек,
не- весомость.
Телескоп
астроном,
затмение, орбита.
Солнечный,
лунный, земной,
звездный,
космический,
меж- звездный,
межпла- нетный.
Глобус, макет с
Рассмотреть картинки с изоб-
ражением космоса, космонавтов
и космической техники; рассказ
о
п е р в о м
к о с м о н а в т е
–
Ю.Гагарине
«Найди две одинаковых раке-
ты»
«Найди отличия»
Под/игра «Ждут нас быстрые
ракеты.»
конспект № 25
первом космонавте Ю. А.Гагарине.
такие
ка-
изображением
Поддерживать интерес детей к событи-
чества
вни-
солнечной систе-
ям в стране и мире.
мания,
как
мы, фотографии
-Познакомить детей с элементарными
устойчивост
ь,
космонавтов.
устройствами ракеты, с жизнью космо-
переключае-
навтов во время полета (еда, отдых, ра-
мость,
рас-
бота).
пределение,
-Воспитывать чувство гордости за
свою
объем.
страну.
14.0
4.20
20
День цветов (комнат- ные растения, цветы
25. Растения в группо- вой комнате
-Закреплять знания детей о названиях
комнатных
растений,
углублять
знания
об
уходе
за
комнатными
растениями, пересадке растений.
-Воспитывать желание сознательно
ухаживать за растениями в уголке
при- роды, осознавая зависимость
цели и
содержания трудовых действий от
по- требностей объекта.
Развиват
ь
умение
наблюда
ть,
анализи
ро-
вать, делать
выводы,
вы-
ражать
их в речи
Корни, стебель,
листья,
бутон,
лепестки
Демонстрацион
- ный
материал:
комнатные
расте- ния в
группе; но- вый
цветочный
горшок,
земля,
растение для
пе- ресадки,
лейка
- Беседа - игра «Назови
комнат- ные растения».
Игра «Пересадим
комнатное растение»
Игра «День — ночь».
Практическая деятельность
конспект № 26
21.0
4.20
20
Весна. Насекомые.
26. Весна
-Обобщать знания детей о весне на ос-
нове наблюдений за изменениями в
природе (изменения в жизни
животных,
распускание листьев, цветение расте-
ний).
-
Воспитывать уважительное
отношение
к собственному труду, его результату и
труду других людей как к ценности;
желание трудиться
Воспитыват
ь
устойчивое
внимание,
наблюда-
тельность.
Демонстрационн
ы й
м а т е р и а л :
картинки-
опоры
(«Солнце»;
символы
дня
и
но-
чи:
длинная
ж е л т а я
и
короткая
черная
полоски;
птицы,
летящие клином).
Орг. момент. Отгадайте загадку
Беседа по тексту загадки
Работа с демонстрац. материа-
лом
Физминутка «Жуки и
бабочки!».
Работа с раздаточным материа-
лом
Составление рассказа-описания
Итог.
конспект № 27
28.0
4.20
20
Как выращивают хлеб. Хлебобулочные изделия.
27Откуда хлеб пришел.
-Закрепить и систематизировать знания
о хлебе.
-Развитие познавательного интереса.
Обогащение и активизация словаря по
теме.
-Овладение лексико-грамматическими
категориями языка и связной речью.
Развивать
мышление
через
отгадывание
загадок,
развивать
познаватель
ные
интересы.
сорняк, сеялка,
элеватор,
зерноочистительн
ый, жатки, валки,
снегозадержатель
ные валы.
Демонстрационн
ы й
м а т е р и а л :
картинки-
« О т к уд а
х л е б
пришел?»;
презентация «Как
выращивают
хлеб»
Загадывание загадок.
Рассматривание
и л л ю с т р а ц и й ,
с ю ж е т н о й
к а р т и н к и
« О т к уд а
х л е б
пришел?».
Беседа по картине.
«Назови профессии крестьян,
работающих на земле»
«Назови
действия
крестьян-
земледельцев».
Заключительная беседа.
Месяц: май «Я помню, я горжусь»
05.0
5.20
20
На параде с дедуш- кой.
28. «Они сражались за
Родину»
-Закреплять представления детей о
з а щ и т н и к а х
О т е ч е с т в а ,
уважительное отношение к ним;
-Развивать
умения
проявлять
патрио- тические чувства.
-Воспитывать
любовь
к
Родине,
раз-
вивать
стремление
выражать
свое от- ношение к событиям.
Развитие
зри-
тельного
вос-
приятия,
про-
извольного
внимания,
логическог
о
мышления.
Воин,
защитник
-Отечества,
во- ин-
освободитель
, участник
Вели- кой
Отече-
ственной
войны
Р а с с к а з
С .
Барузди- на "Шел
по улице солдат"
("За
Роди-
ну!");
репродукция
к а р т и н ы
Е .
Вучетич "Воин –
освободи-
тель";
конверт, бу- мага,
ручка, цвет-
ные карандаши
Чтение рассказа С. Баруздина
"Шел
по
улице
солдат"
("За
Роди- ну!").
Рассматривание
р е п р од у к ц и ю
ка рт и н ы
Е .
В у ч е т и ч
" В о и н
–
о с в о -
бодитель".
Рисование рисунка.
конспект № 28
12.0
5.20
20
29. Рыбы
-Расширить представления детей о
рыбах: название, внешний вид, от-
лич ите льны е
призна ки,
ч е м
питаются.
- Продолжать формировать знания
основ безопасности окружающего
мира природы, бережного и
эконом- ного отношения к
природным ресур- сам.
Развивать
умение
наблюда
ть,
анализи
ро-
вать, делать
выводы,
вы-
ражать
их в речи
Рыбак, рыбий.
предметные
кар-
т и н к и
с
изображе-
нием
р ы б (щука,
сом,
окунь,
ка р а с ь),
Схематичное
изоб-
р а же н и е
строения рыбы.
«Отгадай загадку – покажи
отгадку»
«Четвертый лишний»
«Запомни и назови»
«Чем похожи, чем отличают-
ся» (рыбы – звери, птицы)
«Узнай по описанию»
конспект № 29
19.0
5.20
20
На пороге лета.
30. Признаки лета
-Обогащать и уточнять словарь по
Развивать
Гроза.
Д.м.:
картинки
«Повтори, не ошибись»
конспект № 30
теме
(продолжительность
дня,
высо-
кое
голубое
небо,
большие
пушистые
облака,
летние
дожди,
грозы).
-Закреплять названия летних меся-
цев.
Уточнять
названия
летних
работ в саду, на огороде, в поле.
-Воспитывать бережное отношение к
непроизвол
ь- ную
память,
мышление
(«Солнце»;
голубая
ду-
гообразная полоса, на
ней белые, пушистые
об-
лака)
;
символы
д н я
и
н оч и
—
черная и
желтая
полоски
раз-
ной
длины; дерево с
зелеными
листьями;
Работа
с
демонстрационным
материалом
«Летний дождик»
Работа с раздаточным
материа- лом
Составление рассказа-описания
природе.
картинки с цветами;
голубой
зонтик
и
«изломанная»
стрел-
ка-молния;
картинки
(лопата, грабли, лейка,
тяпка, шланг).
26.0
5.20
20
На
31.В
-Уточнить знания детей о
насекомых,
Развивать
Интерактивная
дос-
Организационный момент.
Отгадывание загадок.
их характерных признаках, приспо-
умение
ка, фигурки
пороге лета.
мире насекомых
насеко-
Беседа о насекомых.
Физминутка. «Стрекоза»
Игра «Запасливый муравей»
конспект № 31
собленности к условиям жизни.
наблюдать,
мых,
предметные
-Продолжать формировать знания
анализиро-
картинки с изобра-
основ безопасности окружающего
вать,
делать
жением
насекомых.
мира природы, бережного и эконом-
выводы,
вы-
ного отношения к природным ресур-
ражать их в
сам.
речи
-Воспитывать бережное отношение к
насекомым, любовь к природе.
23
Использованная литература:
1.
Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»,
изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017– 96с.
2.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.-
СПб.: Детство-Пресс, 2009.
3.
Шевченко С. Г.
«Программа
коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к
школе детей с ЗПР» (2 части) М., 2005.
4.
Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР.
М., Аркти, 2004.
5.
Шевченко С. Г. Природа и мы (пособие для индивидуальных и групповых коррекционных
занятий). Смоленск, 2012.
электронные средств обучения, интернет-ресурсы:
1.
Презентации для детей.
Технические средства обучения, оборудование:
2.
Технические
средства
обучения
–
интерактивный
стол
(интерактивное
мультимедийное
устройство. Производитель ООО «СТМ» г. Екатеринбург).
3.
Обучающие программы и тренажеры (комплекс интерактивных развивающих и обучающих
игр «Алма», «Волшебный калейдоскоп»).