Автор: Буравлёва Наталья Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 4
Населённый пункт: город Мирный Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Раздел: начальное образование
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
В течение нескольких лет школа жила в условиях модернизации
образования, которая, в сущности, является инновационным процессом.
Особый статус приобретает инновационный процесс в связи с новыми
государственными образовательными стандартами.
Введение
новых
образовательных
стандартов
требует
от
преподавателя
улучшения
качества
образования,
внедрения
новых
методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Изменение
роли образования спровоцировало развитие инновационного процесса.
До сих пор ориентиром образования являлось развитие знаний, умений,
навыков,
информации
и социальных
навыков.
Теперь
образование
ориентировано
на
развитие
технологий
и методов
воздействия
на
личность,
готовую
и способную
к саморазвитию
и самоопределению.
Таким
образом,
в деятельность
образовательных
учреждений
начали
вводиться новые элементы, но на практике возникают противоречия
между имеющийся потребностью к внедрению инноваций и неумением
учителей осуществлять инновационную деятельность. Для того чтобы
правильно
развивать
свою
деятельность,
педагог
должен
свободно
ориентироваться в понятиях «инновация», «новшество», «инноватика»
« п е д а г о г и ч е с к а я
и н н о в а ц и я » .
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает
«обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится
с
латинского
как
«в
направление»,
если
переводить
дословно
«Innovatio» — «в направлении изменений».
Инновация —
это
не
всякое
новшество
или
нововведение,
а
только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей
системы.
Нововведение (инновация)
—
это
реализованное
изменение,
ставшее из возможного действительным.
Педагогическая инновация - это внесение изменений в процесс
образования человека. Они направлены на улучшение и развитие всей
системы воспитания и образования.
Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как
учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели учёных и
практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс и в связи с
этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.
Педагогическая
технологияесть
продуманная
во
всех
деталях
м од ел ь современной
учебной
и
педагогической
деятельности
по
проектированию,
организации
и
проведению
учебного
процесса
с
безусловным
обеспечением
комфортных
условий
для
учащихся
и
учителей. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи
полной управляемости учебным процессом.
Анализируя результативные исследования в области
образовательных технологий, В. Гузеев, докт. пед. наук,
выделяет четыре основные идеи, вокруг которых они
концентрируются:
укрупнение дидактических единиц;
планирование результатов обучения и дифференциация
образования;
психологизация образовательного процесса;
компьютеризация.
К инновационным технологиям необходимо отнести технологию
развивающего обучения, проектную технологию, научно-
исследовательскую деятельность, личностно-ориентированный подход,
ИКТ – технологии, мониторинг.
Технологии развивающего обучения: проблемное изложение
учебного материала; частично поисковая деятельность;
самостоятельная проектная исследовательская деятельность.
В своей практике я использую следующие современные
образовательные технологии или их элементы:
Технология укрупнения дидактических единиц
Информационно-коммуникационные технологии
Технологии уровневой дифференциации и индивидуализации
Игровые технологии
Тестовые технологии
Групповая работа
Технология укрупнения дидактических единиц
Ключевым элементом технологии является упражнение – триада,
элементы которого рассматриваются на одном занятии: исходная задача
(ее решение) – проверка ответа (контроль) – переход к родственной
задаче, но более сложной.
Технология
направлена
на
формирование
общих
подходов
к
организации усвоения вычислительных правил через алгоритмизацию
учебных
действий, реализует теорию
поэтапного
формирования
умственных
действий. Обучение
осуществляется
циклами,
которые
видоизменяются от класса к классу.
Информационно-коммуникационные технологии
Применение
информационно
–
коммуникационных
технологий
объясняется
необходимостью
решения
проблемы
поиска
путей
и
средств активизации познавательного интереса обучающихся, развития
их творческих способностей. Особенностью такого учебного процесса
является то, что центром деятельности является ученик, который исходя
из своих индивидуальных способностей выстраивает процесс познания.
Между
учителем
и
учеником
складываются
«субъект
–
субъектное»
отношение.
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть
услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и
услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные
действия в процессе обучения.
Презентация
–
мощное
средство
наглядности,
развитие
познавательного интереса. Я использую презентацию при организации
учащихся на работу, при проведении устного счета, при актуализации
знаний, постановке проблемы на уроке, при изучении нового материала,
на заключительном этапе, подводя обучающихся к самостоятельным
умозаключениям
и
рефлексии,
при
решении
задач
обучающего
характера,
при
проверке
фронтальных
самостоятельных
работ,
при
коррекции усвоенных знаний.
Таким образом, реализуется один из дидактических принципов -
наглядность
представляемого
материала.
Кроме
того,
реализуются
учебные задачи:
1. Повышение мотивации к обучению школьников.
2. Повышение внимания учеников к изучаемому материалу.
3. Формирование ярких представлений об изучаемой теме.
4. Разнообразие форм представления учебного материала.
5.
Развитие
творческих
способностей,
активизация
процессов
восприятия, мышления, воображения и памяти.
Благодаря
всему
перечисленному, происходит повышение
качества обучения за счет повышения интереса к изученному предмету.
Я
превращаю презентацию
в
увлекательный
способ
вовлечения
обучающихся
в
образовательную
деятельность.
Причём
презентация
может стать своеобразным планом урока, его логической структурой.
Презентация
даёт
мне
возможность
проявить
творчество,
индивидуальность,
избежать
формального
подхода
к
проведению
уроков. Она обеспечивает мне как учителю возможность для:
- информационной поддержки;
- иллюстрирования;
- использования разнообразных упражнений;
- экономии времени и материальных средств;
- расширения образовательного пространства урока.
Фрагменты уроков, на которых я использую презентации, отражают
один из главных принципов создания современного урока – принцип
фасциации (принцип привлекательности). Я убедилась, что благодаря
использованию презентаций у школьников наблюдается концентрация
внимания;
включение
всех
видов
памяти:
зрительной,
слуховой,
моторной, ассоциативной; повышение интереса к изучению предмета;
возрастание мотивации к учёбе. Благодаря презентациям, дети, которые
обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно
высказывать свое мнение, рассуждать.
Необходимо всё же заметить, что яркая картинка на экране - всего
лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое
же важное на уроке - это живое взаимодействие учителя и ученика,
постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый
атрибут любого учебного класса - школьная доска. Доска - это не просто
кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а
поле информационного обмена между учителем и учеником. Конечно,
нельзя
сказать
наверняка,
что
результаты
учащихся
повысятся
благодаря работе с интерактивной доской, но мои наблюдения показали,
что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке.
Они
активно
обсуждают
новые
темы,
стремятся
принять
участие
в
работе, быстрее запоминают материал. Таким образом, использование
интерактивной
доски
помогает
обеспечить
устойчивую
мотивацию
у
учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность.
Эти наблюдения относятся и к новым компьютерным технологиям в
целом.
Таким образом, использование информационных технологий
помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и
приводит к целому ряду положительных следствий:
психологически
облегчает
процесс
усвоения
материала
учащимися;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор детей;
возрастает уровень использования наглядности на уроке;
идет более полное усвоение теоретического материала;
идет
овладение
учащимися
умения
добывать
информацию
из
разнообразных
источников,
обрабатывать
ее
с
помощью
компьютерных технологий;
формируется умение кратко и четко формулировать свою точку
зрения;
повышается
производительность
труда
учителя
и
учащихся
на
уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех
проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим
средством обучения. Не менее важны и современные педагогические
технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не
просто "вложить" в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую
очередь, создать условия для проявления познавательной активности
учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно
подобранными
(или
спроектированными)
технологиями
обучения,
с оздают
необходимый
уровень
к ачества,
в а р и а т и в н о с т и ,
дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
При использовании информационно-коммуникационных
технологий очень важно учитывать требование санпина, где указано
продолжительность использования компьютера на уроке.
Технологии уровневой дифференциации и индивидуализации
Цель
дифференцированного
обучения:
организовать
учебный
процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на
уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить
ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное
развитие.
Уровневая
дифференциация
позволяет
мне
работать
как
с
отдельными учениками, так и с группами. Ее характерными чертами
являются:
открытость
требований,
предоставление
учениками
возможности
самим
выбирать
усвоения
материала
и
переходить
с
одного
уровня
на
другой.
Уровневая
дифференциация
позволяет
выявлять
отставания
в
ЗУН,
ликвидировать
их
пробелы,
устранять
причины неуспеваемости, формировать интерес и мотивацию к учебе,
дифференцировать (по степени трудности) учебные задачи, оценивать
деятельность ученика.
Основная
цель
использования
мною
технологии
уровневой
дифференциации
–
обучение
каждого
ученика
на
уровне
его
возможностей
и
способностей,
что
дает
каждому
учащемуся
возможность получить максимальные по его способностям знания и
реализовать
свой
личностный
потенциал.
Прежняя
психологическая
установка учителя: «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель»;
новая
психологическая
установка
для
учащегося:
«возьми
столько,
сколько сможешь, но не меньше обязательного». Данная технология
позволяет мне сделать учебный процесс более эффективным.
При
использовании
технологии
уровневой
дифференциации
и
индивидуализации
необходим
особый
педагогический
та к т
преподавателя, чтобы ни в коем случае не унизить учащегося перед его
ровесниками давая ему облегчённое задание, а дать ему возможность
вместе
со
всеми
переживать
радость
от
правильно
выполненного
задания, тем самым «окрылить» его для дальнейшей работы над более
сложным заданием.
Игровые технологии
«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать
случаев делать его более занимательным»
Блез Паскаль
Я
считаю,
что
использование
на
уроках
игровых
технологий
обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в
обучении.
Так
включение
в
урок
игровых
моментов
делает
процесс
обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение,
облегчает
преодолевать
трудности
в
обучении.
Я
использую
их
на
разных
этапах
урока.
Так
в
начале
урока
включаю
игровой
момент
«Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди
ошибку», кодированные упражнения. Так же я разрабатываю викторины,
часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение
кругозора
учащихся,
развитие
их
познавательной
деятельности,
формирование
определенных
умений
и
навыков,
необходимых
в
практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Тестовые технологии
Задания на тестовой основе получили широкое распространение в
практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при
проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и
фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами
обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. На мой
взгляд,
тесты,
созданные
самим
учителем,
позволяют
наиболее
эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания,
учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с
учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных
возможностей, уровня готовности учащихся. Поэтому мною для каждой
группы составлены тесты, направленные на формирование умений и
навыков
учащихся,
на
закрепление
знаний.
Тестовая
технология
помогает
при
контроле
знаний
учащихся.
Тест
обеспечивает
субъективный фактор при проверке результатов, а также развивает у
ребят
логическое
мышление
и
внимательность.
Тестовые
задания
различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов.
Групповая работа
на
уроках
весьма
привлекает
младших
школьников.
Однако,
как
показывает
практика,
первый
опыт
её
организации
может
быть
неудачным
(излишний
шум,
медленный
темп
работы,
их
неумение
действовать
совместно
и
др.),
что
отталкивает
от
дальнейшего
использования этой формы обучения. Между тем групповая работа – это
полноценная
самостоятельная
форма
организации
обучения.
Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта
технология
несёт
в
себе
черты
инновационного
обучения:
самостоятельное
добывание
знаний
в
результате
поисковой
деятельности, следовательно:
– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная
активность и творческая самостоятельность учащихся;
– меняется характер взаимоотношений между детьми;
– укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
– сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг
друга и самих себя;
– растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше
себя контролируют;
– учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе:
откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции
других людей.
В конце групповой работы, выработанные каждой группой решения,
обсуждаются
всем
классом.
Таким
образом,
оценивается
не
только
результат решения задачи, но и работа группы. Начальная школа
является составной частью всей системы непрерывного образования.
Одна из главных задач – заложить потенциал обогащенного развития
личности ребенка.
Использование
современных
обучающих
технологий
может
преобразовать
преподавание
традиционных
учебных
предметов,
рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и
запоминания
учебного
материала,
а
главное,
подняв
на
неизменно
более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно,
без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует
инновационные технологии.
“Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что
предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой
высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе
с вечным движением жизни” (Е.И.Рерих).
Апробировав образовательные технологии, учитель сам не захочет
работать по – старому, а его уроки превратятся в творческое общение с
учениками и учеников между собой.
Список литературы:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.
- М., 1994.
2. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации /
Материалы
XIV
Международной
конференции
«Применение
новых
технологий
в
образовании».
–
Троицк:
Фонд
новых
технологий
в
образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.
3. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный
процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
4.
Молоков
Ю.
Г.
Информационные
технологии
в
традиционной
начальной школе // Начальное образование. 2002. — № 2.
5. Аналупо Н. Н. Дифференцированный подход к учащимся в процессе
обучении // Начальная школа, 2013. № 3.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии