Автор: Крижевская Анна Михайловна
Должность: воспиттель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г.
Наименование материала: статья
Тема: ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Основные понятия ФГОС
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
Амплификация - обогащение детского развития.
Вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного
образования - это часть основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к
инвариантной, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп ), наличие
приоритетных направлений деятельности; 2) специфику социально-экономических,
национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
Вариативность среды - наличие в Организации или Группе различных пространств (для
игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая
сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую,
двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Возрастная адекватность дошкольного образования - соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития детей.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-
нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства;
Воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного
образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с
одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.
Доступность среды - доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность
материалов и оборудования.
Дошкольная образовательная организация - образовательная организация,
осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную
деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и
уход за детьми.
Индивидуализация образования - поддержка ребенка, построение его образовательной
траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.
Индивидуализация дошкольного образования - построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам
ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Инновационная деятельность- деятельность, ориентированная на совершенствование
научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового,
финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы
образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными
действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями .
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и
подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным
государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам,
федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или
юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность,
в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
Коммуникативная деятельность - общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование - обеспечение коррекции
нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями
здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; освоение
детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее
развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных
потребностей, социальной адаптации.
Материально-техническое обеспечение программы - учебно-методический комплект,
оборудование, оснащение (предметы).
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся
общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества
и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков,
ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и
сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического
и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов.
Образовательная область – структурно-смысловая единица содержания дошкольного
образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной
деятельности детей. Образовательные области дошкольного образования: социально-
коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-
эстетическое развитие; физическое развитие.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в
случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который
представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) , иных компонентов, а также оценочных
и методических материалов;
Сюда входят программы дошкольного образования, начального общего образования,
основного общего образования, среднего (полного) общего образования – документы
государственного образца, характеризующие содержания образования и направленные на
достижение определенных государством образовательных уровней.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на
разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста
уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального
подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста
видов деятельности .
Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных
программ.
Образовательная среда - совокупность образовательного процесса, особенностей его
организации, а также его программно-методического, учебно-материального,
материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения
(предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания ).
Образовательная среда для ребенка дошкольного возраста - предметно-
пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со
взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к
миру, к другим людям, к себе самому.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по
овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта
деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в
повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования
в течение всей жизни .
Парциальная образовательная программа – программа, направленная на развитие
детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах
деятельности и/или культурных практиках.
Педагогическая диагностика - оценка индивидуального развития детей дошкольного
возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в
основе их дальнейшего планирования.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление
сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе , части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др. ), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и
народов мира.
Полифункциональность материалов - разнообразное использование различных
составляющих предметной среды, например , детской мебели, матов, мягких модулей,
ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих
жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных
материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том
числе в качестве предметов-заместителей в детской игре ).
Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая
документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график,
примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования
определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты
освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности,
включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по
реализации образовательной программы ;
Присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-
бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима
дня.
Продуктивная деятельность–форма активности ребенка, в результате которой создается
некий материальный или идеальный продукт (в отличие от процессуальной деятельности,
в частности игровой). Может быть: 1) репродуктивной (например, рисование предмета
так, как ранее научили); 2) по образцу (например , складывание конструктора по образцу);
3) творческой (например, рисунок на свободную тему, сочинение сказки, складывание
конструктора по собственному замыслу и др. ). Присутствует в таких образовательных
областях, как познание,труд, физическая культура, художественное творчество.
Психологическая диагностика развития детей - выявление и изучение индивидуально-
психологических особенностей детей.
Развивающая образовательная среда - система условий социализации и
индивидуализации детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды,
представленная специально организованным пространством (помещением, участком и
т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного
возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой
и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте .
Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого
самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а
не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей
и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации
образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более
участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению
образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается
наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой
организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в
процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую
и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:
непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной
деятельности взрослого и детей;
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов
и направленную на решение образовательных задач;
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов
и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
Средства обучения и воспитания - это объекты, созданные человеком, а также предметы
естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей
учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для
достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
(приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в
том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-
телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства,
печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные
материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности).
Трансформируемость пространства - изменения предметно-пространственной среды в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся
определенной единой совокупностью требований.
Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их
представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не
установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации
обучающихся;
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность
обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии,
специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба,
бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о
некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами ; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-
смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему
миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-
нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе
завершения уровня дошкольного образования. Они не являются основой объективной
оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки детей.