Напоминание

ФГОС


Автор: Крижевская Анна Михайловна
Должность: воспиттель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г.
Наименование материала: статья
Тема: ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные понятия ФГОС

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа,

адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом

особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при

необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную

адаптацию указанных лиц.

Амплификация - обогащение детского развития.

Вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного

образования - это часть основной общеобразовательной программы дошкольного

образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к

инвариантной, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп ), наличие

приоритетных направлений деятельности; 2) специфику социально-экономических,

национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых

осуществляется образовательный процесс.

Вариативность среды - наличие в Организации или Группе различных пространств (для

игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,

игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая

сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую,

двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Возрастная адекватность дошкольного образования - соответствие условий,

требований, методов возрасту и особенностям развития детей.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для

самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-

нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах

человека, семьи, общества и государства;

Воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного

образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с

одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.

Доступность среды - доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными

возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется

образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с

ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,

обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность

материалов и оборудования.

Дошкольная образовательная организация - образовательная организация,

осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную

деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и

уход за детьми.

Индивидуализация образования - поддержка ребенка, построение его образовательной

траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.

Индивидуализация дошкольного образования - построение образовательной

деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам

ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится

субъектом образования.

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение

образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом

особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Инновационная деятельность- деятельность, ориентированная на совершенствование

научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового,

финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы

образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ

организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными

действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями .

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и

подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным

государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам,

федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или

юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность,

в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

Коммуникативная деятельность - общение и взаимодействие со взрослыми и

сверстниками.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование - обеспечение коррекции

нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями

здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; освоение

детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее

развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных

потребностей, социальной адаптации.

Материально-техническое обеспечение программы - учебно-методический комплект,

оборудование, оснащение (предметы).

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся

общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества

и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков,

ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и

сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического

и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных

потребностей и интересов.

Образовательная область – структурно-смысловая единица содержания дошкольного

образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной

деятельности детей. Образовательные области дошкольного образования: социально-

коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-

эстетическое развитие; физическое развитие.

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем,

содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в

случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который

представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ

учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) , иных компонентов, а также оценочных

и методических материалов;

Сюда входят программы дошкольного образования, начального общего образования,

основного общего образования, среднего (полного) общего образования – документы

государственного образца, характеризующие содержания образования и направленные на

достижение определенных государством образовательных уровней.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на

разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и

индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста

уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими

образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального

подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста

видов деятельности .

Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных

программ.

Образовательная среда - совокупность образовательного процесса, особенностей его

организации, а также его программно-методического, учебно-материального,

материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения

(предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания ).

Образовательная среда для ребенка дошкольного возраста - предметно-

пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со

взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к

миру, к другим людям, к себе самому.

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по

овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта

деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в

повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования

в течение всей жизни .

Парциальная образовательная программа – программа, направленная на развитие

детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах

деятельности и/или культурных практиках.

Педагогическая диагностика - оценка индивидуального развития детей дошкольного

возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в

основе их дальнейшего планирования.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и

познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление

сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных

представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и

отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,

ритме, темпе, количестве, числе , части и целом, пространстве и времени, движении и

покое, причинах и следствиях и др. ), о малой родине и Отечестве, представлений о

социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о

планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и

народов мира.

Полифункциональность материалов - разнообразное использование различных

составляющих предметной среды, например , детской мебели, матов, мягких модулей,

ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих

жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных

материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том

числе в качестве предметов-заместителей в детской игре ).

Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая

документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график,

примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных

компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования

определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты

освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности,

включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по

реализации образовательной программы ;

Присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-

бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима

дня.

Продуктивная деятельность–форма активности ребенка, в результате которой создается

некий материальный или идеальный продукт (в отличие от процессуальной деятельности,

в частности игровой). Может быть: 1) репродуктивной (например, рисование предмета

так, как ранее научили); 2) по образцу (например , складывание конструктора по образцу);

3) творческой (например, рисунок на свободную тему, сочинение сказки, складывание

конструктора по собственному замыслу и др. ). Присутствует в таких образовательных

областях, как познание,труд, физическая культура, художественное творчество.

Психологическая диагностика развития детей - выявление и изучение индивидуально-

психологических особенностей детей.

Развивающая образовательная среда - система условий социализации и

индивидуализации детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды,

представленная специально организованным пространством (помещением, участком и

т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного

возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и

укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной

диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой

и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной

культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской

литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте .

Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого

самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а

не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,

принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и

взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,

целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и

эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование

уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей

и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам

труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,

природе.

Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации

образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более

участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению

образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается

наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой

организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в

процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую

и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:

непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной

деятельности взрослого и детей;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов

и направленную на решение образовательных задач;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов

и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

Средства обучения и воспитания - это объекты, созданные человеком, а также предметы

естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей

учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для

достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

(приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в

том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-

телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства,

печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные

материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности).

Трансформируемость пространства - изменения предметно-пространственной среды в

зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и

возможностей детей.

Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся

определенной единой совокупностью требований.

Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные

представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их

представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость,

последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,

дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не

установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации

обучающихся;

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность

обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии,

специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом

исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной

политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности

детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на

развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих

правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию

равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с

правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба,

бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о

некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами ; становление

целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей

здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании,

двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-

смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,

изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему

миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,

художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам

художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности

детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-

нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе

завершения уровня дошкольного образования. Они не являются основой объективной

оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и

подготовки детей.



В раздел образования