Напоминание

"Ситуация успеха на занятиях по классу фортепиано как средство творческого развития детей"


Автор: Грицаева Татьяна Павловна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО " ДШИ № 1 им.Г.В.Свиридова
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Ситуация успеха на занятиях по классу фортепиано как средство творческого развития детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств №1 им.Г.В.Свиридова города Курска

Методический

доклад

«Ситуация

успеха

на

занятиях

по

классу

фортепиано

как

средство

творческого развития детей»

подготовила

преподаватель фортепиано

Грицаева Татьяна Павловна

г. Курск, 2017

Проанализировав свой многолетний опыт работы, опираясь на исследования

выдающихся психологов и педагогов, мною был сделан методический

доклад на актуальную тему: « Ситуация успеха на занятиях в ДШИ как

средство творческого развития детей». Данная проблема глубоко изучалась

такими выдающимися педагогами как Константином Дмитриевичем

Ушинским, Василием Александровичем Сухомлинский, Августом

Соломоновичем Белкины. Август Соломонович Белкин был твердо убежден,

если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”.

Ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении,

когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом .Мне

захотелось понять , а что же я могу сделать, чтобы воспитать и

сформировать успешного, творческого человека. Изучив основные аспекты

данного вопроса с педагогической и психологической точки зрения, мною

был сделан вывод , что основная задача каждого преподавателя прежде всего

создать ситуацию успеха на уроке, дать возможность почувствовать ученику

свою состоятельность и успешность . Необходимо разделять понятия

«успех» и «ситуация успеха» .

С психологической точки зрения успех – это переживание состояния

радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась

личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами,

либо превзошел их. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это

такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых

создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как

отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Главный смысл в моей работе состоит в том, чтобы создать каждому

воспитаннику ситуацию успеха, ведь в каждом ребенке есть задатки,

которые могут развиться в способность. Надо их увидеть , уловить, развить .

Ситуации успеха повышает мотивацию учения и развивает

познавательные интересы, позволяет почувствовать удовлетворение от

учебной деятельности, стимулирует к высокой результативности труда,

развивает инициативность, креативность, активность. Поэтому своей

задачей считаю создание максимально комфортной психологической

атмосферы доверия и сотрудничества в классе, чтобы творческие задатки

каждого ученика могли реализоваться в полной мере. Мною используются

различные технологические операции для создания ситуации успеха.

На пример , снятие страха помогает преодолеть неуверенность в

собственных силах, боязнь оценки окружающих.

При выборе нового произведения я часто говорю ученикам «Мы пробуем ,

мы же вместе, мы справимся».

– Авансирование успешного результата – помогает мне выразить свою

твердую убежденность в том, что ученик обязательно справится с

поставленной задачей.

– Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения

деятельности – помогает нам избежать поражения. На уроке дается

пожелание, рекомендация “Выполняя работу, не забудь об аппликатуре».

– Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в

предстоящей деятельности. Часто при подборе репертуара я говорю ученику:

« Это твоя пьеса, только ты можешь хорошо исполнить ее.»

– Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не

результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Необходимо хвалить

ребенка “Тебе особенно удались арпеджио”. “Больше всего мне в твоей

работе понравился звук…”.

Таковы мои правила создания ситуации успеха.

Систематизируя приемы и методы создания ситуации успеха на занятиях, я

создала банк педагогических данных, куда вошли методы, приемы, правила.

Методы:

Изменяя содержание учебного процесса, регулируя трудность и

длительность выполнения заданий в соответствии с возможностями

учеников, я реализую метод дифференцированного обучения.

Привить детям интерес, любовь к музыке, обогатить их внутренний мир,

сформировать нравственные качества мне помогает словесный метод .

Установить связи между учебными предметами, углубить определенные

наблюдения, выводы учащихся в различных предметах, эффективно

применить знания на практике мне дает возможность метод межпредметной

интеграции.

Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, почувствовав в себе

уверенность, учащийся более комфортно ощущает себя в качестве

исполнителя – солиста, и все это благодаря систематически используемому

методу коллективного музицирования.

Развивать и совершенствовать навыки игры на инструмент мне помогает

практический метод обучения, который реализуется на академических и

открытых концертах, конкурсах и фестивалях различного уровня.

Формирование индивидуальных творческих планов , оформление

индивидуальное портфолио помогает отслеживать продвижение учащегося

в учебной деятельности, акцентирует его успехи..

Подбирая содержание учебного материала, всегда учитываю, что оно должно

будить интерес, фантазию, возможность развить у ребенка потребность в

знаниях, сформировать стремление к самообучению, саморазвитию. При

выборе репертуара реализовываю самый главный метод от простого к

сложному.

Обучение ребёнка игре на инструменте процесс достаточно сложный и

поэтому важно создать ситуацию успеха дома.

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха дома, вошли в памятку для

родителей, которую они получили на родительском собрании.

- играем и учимся вместе. Совместные занятия родителей и детей – это

положительный пример взаимного сотрудничества для подготовки

концертов « Папа, мама и я - музыкальная семья», а так же формирования

творческой домашней обстановки;

- интересуемся успехами ребёнка. Когда взрослые поддерживают, хвалят

ребёнка, он понимает, что он сделал что-то стоящее;

- применяем полученные навыки на практике. Ценность любого

обучения заключается в возможности применить на практике полученные

знания и навыки. И поэтому особую актуальность приобретают семейные

музыкальные вечера;

- помогаем проявить творческую активность ребенка в

общеобразовательной школе. Значительно повышает самооценку и

уверенность в собственных силах, участие детей в мероприятиях

общеобразовательных школ « Шаг к успеху», « Стань звездой».

Определенные правила, обеспечивающие ситуацию успеха в классе , я

определила и для себя:

Не наказывать отрицательной отметкой.

Подбадривать за малейший успех.

Своевременно отмечать достижения во всех видах деятельности,

делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного

ученика.

Использовать на определенном этапе обучения более

дифференцированную систему оценок.

Применять на уроках задания, предполагающие творческие элементы,

позволяющие проявить инициативу и нестандартное мышление.

Успех - это своего рода пусковой механизм самосовершенствования,

саморазвития, а значит и завтрашний успех в жизни!

Используемая литература

Актуальные проблемы дифференцированного обучения. Минск, 1992.

Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.,

1982.

Белобородова В. К. Музыкальное восприятие школьников. М., 1975

Брунер. Дж. Психология познания. М., 1973 .

Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1973

Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.,1979

Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1, М., 1979

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967

Гройсман А. П. Психология. Личность. Творчество. Регуляция состояний.

М., 1992

Ион Э. Проблема культуры и культурная деятельность. М., 1969.

Кларин М. В. Педагогические технологии в учебном процессе. М., 1989.

Комаровский В. Отношение к телевизионным передачам различных групп

зрителей (опыт социологического исследования).

Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000

Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

Петрушин В. И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности

школьника. Вопросы психологии.1986, №1

Петрушин В. И. Музыкальная психология. М.,1996.

Психология и педагогика. М., «Центр», 1996. Под ред. Радугина А. А.

Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного восприятия.

«Известия АПН РСФСР». Вып. II., М., 1947

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.

Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.

Ярославль «Академия развития», 1996.



В раздел образования