Автор: Драт Владислав Генрихович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОБУ ДО ЦДТ кружок «Авиамоделирование»
Населённый пункт: Приморский край город Лесозаводск
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-технической направленности
Тема: «Авиамоделирование»
Раздел: дополнительное образование
МКУ «Управление образования Лесозаводского городского округа»
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Центр детского творчества Лесозаводского городского округа»
Принята на заседании Педагогического совета
МОБУ ДО ЦДТ ЛГО
от «___»______________________20 г.
протокол № ________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ ДО ЦДТ ЛГО
_______________Н.В. Евтушенко
«___»__________________20 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
спортивно-технической направленности
«Авиамоделирование»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Драт Владислав Генрихович,
педагог дополнительного образования
г. Лесозаводск
2018 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
№
Название
Страница
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.1
Пояснительная записка
2-3
1.2.
Цель и задачи программы
3-4
1.3.
Содержание программы.
5-10
1.4.
Планируемые результаты.
11-12
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.
Календарный учебный график.
13-17
2.2.
Условия реализации программы.
18
2.3.
Формы аттестации.
18
2.4.
Оценочные материалы.
18
2.5.
Методические материалы.
19
2.6.
Список литературы.
20
Приложения.
21
1.
История развития авиации.
2.
Комплекс фигур высшего пилотажа для начинающих моделистов.
2
1.
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы».
1.1.Пояснительная записка.
Назначение, содержание, роль, и условия реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Авиамоделирование» закреплены в следующих нормативных
документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение
Правительства
Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
04.07.2014
№
41
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Авиамоделирование»
(далее - программа) имеет спортивно-техническую направленность, предполагает развитие интереса
к науке и технике, формирование у обучающихся технологической, технической культуры, обучение
основам
конструирования
различных
летающих
моделей
планеров
и
самолетов
в области
авиамодельного спорта. Программа модульная.
Предусматривает возможность:
творческого самовыражения;
творческой импровизации;
изучения традиций авиамодельного спорта.
Развивает:
личностные и психологические качества;
эмоционально-ценностные отношения.
Формирует:
познавательные способности;
творческую самостоятельность детей.
Авиамоделизм – один из видов технического творчества. Моделируя летательные аппараты,
знакомясь
с
историей
их
создания,
конструкцией
и
технологиями
изготовления,
обучающиеся
познают
самые
современные
передовые
технические
решения.
Развитие
у
детей
мотивации
к
творчеству,
воплощенному
в
деятельности
и
осознании
себя
как
человека
творца,
привитие
коммуникативных
способностей
служит
средством
его
социализации
и
самореализации.
Общеобразовательная
общеразвивающая программа
обладает
целым рядом возможностей для
распознания,
развития
общих
и
творческих
способностей,
для
обогащения
внутреннего
мира
обучающихся.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества и государства в творчески
активных
и
технически
грамотных
людях,
в
возрождении
интереса
к
технике.
Обучение
авиамоделизму способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение
выделять
признаки
и
свойства
объектов
окружающего
мира,
высказывать
суждения
на
основе
сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять
поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать
измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 17 лет,
без особых требований к
подготовке. Срок освоения программы 3 года. Программа включает в себя три уровня обучения:
ознакомительный, базовый, углубленный.
3
1-й год обучения (ознакомительный уровень) 144 часа, 2-й год обучения (базовый уровень) –
216 часов, 3-й год обучения (углубленный уровень) - 216 часов. Форма обучения – очная.
Режим и периодичность занятий:
1-й год обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа
2-й год обучения – 3 занятия в неделю по 2 часа
3-й год обучения - 3 занятия в неделю по 2 часа.
Учащиеся приходят на занятия согласно расписания, учебный процесс организован в рамках
одного учебного занятия (со всей группой, по группам, индивидуально).
Состав
группы
разновозрастной,
поэтому
акцент
делается
на
создание
творческой,
доверительной атмосферы, учебный материал подбирается с учетом индивидуальных особенностей
детей и темой занятий.
Продолжительность учебного часа 45 минут (15 минут динамическая пауза).
По окончанию курса обучающиеся
получают удостоверение выпускника образовательного
учреждения по направлению выбранной деятельности.
В процессе реализации программы используются следующие формы занятий:
1. Теоретические занятия по ознакомлению с теорией авиамоделизма, правилами техники
безопасности во время практической деятельности.
2.
Практические
занятия,
включающие
в
себя
работу
с
дидактическими
материалами,
выполнение проектов, отработка элементов теории.
3. Посещение и участие в авиамодельных соревнованиях муниципального, регионального
уровня.
4. Проведение мастер – классов; проектная, исследовательская деятельность.
В программе учтены следующие особенности организации учебно–воспитательного процесса:
1.Учебный план распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного
расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
2.Представленные в содержании программы темы создают целостную систему подготовки
юных авиамоделистов.
3.При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются
следующие принципы:
-структурирование учебного материала с учетом объективно существующих связей между его
темами;
-актуальность;
-практическая значимость учебного материала для воспитанников.
В программу заложен индивидуальный подход, имеющий два главных аспекта:
1.Во-первых, воспитательное взаимодействие планируется на каждого юного авиамоделиста
с учетом личностных особенностей.
2. Во-вторых, учитываются знание индивидуальных особенностей каждого воспитанника, что
важно в процессе обучения.
Такой
подход
предполагает
дифференцированное
образование,
с
включением
сюда
природных, физических, и психических свойств личности.
Программой предусмотрено обучение по индивидуальному учебному плану одарённых детей.
Учебный
план
утверждается
руководителем
учреждения
и
может
корректироваться
в
ходе
деятельности обучающегося, который оказывается субъектом, конструктором своего образования,
полноправным источником и организатором своих знаний.
1.2.Цель программы:
Развитие творческого потенциала обучающихся через занятия авиамоделированием путем
формирования первоначальных
представлений
о
мире
профессий;
приобретения
начальных
4
технологических знаний; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков;
основ графической деятельности, конструирования, проектирования авиамодельных продуктов.
Задачи:
Обучающие (предметные):
- обучение умению планировать свою деятельность;
- обучение приемам работы с различными материалами, способам разработки чертежей;
- обучение технологии изготовления, регулировки и запуска авиамоделей.
Развивающие (метапредметные):
- развитие технического, творческого мышления;
- формирование универсальных учебных действий.
Воспитательные (личностные):
- формирование гуманистического стиля взаимодействия с товарищами;
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- воспитание воли и стремления к победе.
5
1.3.Содержание программы
Учебный план
Ознакомительный уровень
Цель: Знакомство с теоретическими знаниями в области техники и авиации, формирование умений
и навыков работы с простейшими и общедоступными материалами и инструментами.
Задачи:
1. Воспитательные (личностные):
-создавать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченным одним делом;
-прививать устойчивый интерес детей к занятиям авиамоделированием .
2.Развивающие (метапредметные):
-формировать теоретические знания в области авиации и авиамоделизма, навыки безопасной и
рациональной работы с применяемыми материалами и используемыми инструментами, опыт
участия в соревнованиях не только в рамках своего кружка, но и более высокого уровня (городских,
районных, краевых);
-развивать индивидуальные способности учащихся.
3.Обучающие (предметные):
- обучение детей использованию в речи правильной технической терминологии, технических
понятий и сведений;
- формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных
материалов;
- формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления
авиамоделей.
Категория обучающихся: обучающиеся 1-го года обучения.
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Количество обучающихся: 9-10 человек; состав - смешанный
Объем часов (трудоемкость ): 144 часа в год
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса: на основе реализации модульного подхода
Режим обучения: 2 занятия в неделю по 2 часа (36 учебных недель)
Место обучения: МОБУ ДО ЦДТ ЛГО.
№
Модули
первого года обучения
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Охрана труда и техника
безопасности.
2
1
1
Устный опрос.
2.
Простейшие авиамодели
12
2
10
Практическая работа
3.
Воздушные змеи
10
2
8
Практическая работа
4.
Воздушные шары
6
2
4
Практическая работа
5.
Модели планеров
48
4
44
Соревнования
6.
Модели самолетов
54
6
48
Соревнования
7.
Модели вертолетов
10
2
8
Выставка
8.
Итоговая аттестация
2
2
Итого:
144
19
125
6
Содержание программы модулей.
1. Охрана труда и техника безопасности (2ч).
Техника безопасности и охрана труда при работе в авиамодельной мастерской. Правила
техники безопасности при работе со столярным и слесарным инструментом.
2. Простейшие авиамодели (12ч).
Простейшие авиамодели из бумаги, картона и потолочной плитки.
Практическая работа : изготовление моделей планеров и самолетов по заранее изготовленным
щаблонам. Тренировочные запуски моделей
3. Воздушные змеи (10ч).
Плоский (русский) змей, коробчатый змей. Воздушные змеи более сложных конструкций.
Практическая работа: изготовление и запуск плоского воздушного змея.
4. Воздушные шары (6ч).
Краткая историческая справка об истории воздухоплавания. Конструкции воздушных шаров.
Практическая работа: изготовление и запуск простейшего воздушного шара из бумаги.
5. Модели планеров (48ч).
Схематические
модели
планеров.
Метательные
модели
планеров.
Конструкция
планера:
фюзеляж, крыло, грузик, хвостовое оперение.
Практическая работа: изготовление метательного планера. Участие в краевых соревнованиях.
6. Модели самолетов (54ч).
Схематическая модель самолета. Устройство и конструкция модели. Резиномотор, бобышка,
воздушный винт модели.
Практическая работа: изготовление схематической модели самолета с резиновым двигателем.
Регулировка и запуск модели. Участие в краевых соревнованиях.
7.Модели вертолетов (10ч).
Основы
конструкции
вертолетов.
Несущий
винт,
хвостовой
винт.
Почему
и
как
летает
вертолет.
Практическая работа: изготовление и запуск простейших моделей - игрушек на резиномоторе.
8.Итоговая аттестация (2ч).
7
Учебный план
Базовый уровень
Цель: Формирование теоретических и практических знаний в области авиации и авиамоделизма,
навыков безопасной и рациональной работы с применяемыми
материалами и используемыми
инструментами, опыт участия в соревнованиях не только в рамках детского объединения, но и более
высокого уровня (городских, районных, краевых).
Задачи программы:
1. Воспитательные (личностные):
-создавать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченным одним делом;
-прививать устойчивый интерес детей к занятиям по авиамоделированию.
2.Развивающие (метапредметные):
-формировать теоретические знания в области авиации и авиамоделизма, навыки безопасной и
рациональной
работы
с
применяемыми
материалами
и
используемыми
инструментами,
опыт
участия в соревнованиях не только в рамках своего кружка, но и более высокого уровня (городских,
районных, краевых);
-развивать индивидуальные способности учащихся.
3.Обучающие (предметные):
-
обучение
детей
использованию
в
речи
правильной
технической
терминологии,
технических
понятий и сведений;
- формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных
материалов;
-
формирование
умения
самостоятельно
решать
вопросы
конструирования
и
изготовления
авиамоделей.
Категория обучающихся: обучающиеся 2-го года обучения
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Количество обучающихся: 8 человек; состав - смешанный
Объем часов (трудоемкость): 216 часов в год
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса: на основе реализации модульного подхода
Режим обучения: 3 занятия в неделю по 2 часа (36 учебных недель)
Место обучения: МОБУ ДО ЦДТ ЛГО
№
Модули
первого года обучения
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Охрана труда и техника
безопасности.
2
2
_____
Устный опрос.
2.
Единая спортивная
классификация
2
2
_____
Устный опрос
3.
Аэродинамика малых
скоростей
2
2
_____
Практическая работа
4.
Модели планеров типа А-1
46
6
40
Практическая работа
5.
Основы авиационной
метеорологии
2
2
_____
Устный опрос
6.
Двигатели летающих моделей
16
4
12
Практическая работа
7.
Свободнолетающие модели
52
4
48
Практическая работа
8.
Кордовые модели самолетов
92
12
80
Соревнования
9.
Итоговая аттестация
2
_____
2
Итого:
216
34
182
Содержание программы модулей.
8
1. Охрана труда и техника безопасности (2ч).
Вводный
инструктаж
по
технике
безопасности
при
работе
в
авиамодельной
мастерской.
Основные
правила
техники
безопасности
при
работе
со
столярным,
слесарным
и
электроинструментом в мастерской.
2. Единая спортивная классификация (2ч).
Единая
спортивная
классификация
авиамоделей.
Технические
требования
к
летающим
моделям.
Правила
проведения
соревнований
по
авиамодельному
спорту.
Условия
присвоения
спортивных званий и разрядов.
3. Аэродинамика малых скоростей (2ч).
Понятие о сопротивлении воздуха. Подъемная сила. Профиль крыла. Виды полета. Подготовка
и проведение опытов.
4. Модели планеров типа А - 1 (46ч).
Технические требования к моделям планеров типа А-1. Понятие о парящем полете. Влияние
геометрических форм модели на качество полета. Шаблоны и стапели.
Способы изготовления,
обтяжки и отделки моделей. Правила регулировки и запуска моделей планеров.
Практическая работа: вычерчивание рабочего чертежа модели. Изготовление деталей и узлов.
Сборка
частей
модели.
Обтяжка
поверхностей.
Отделка
модели.
Регулировка
и
тренировочные
запуски моделей.
5.Основы авиационной метеорологии (2ч).
Воздушная оболочка Земли. Слои воздушной атмосферы. Ветер. Восходящие потоки воздуха.
6. Двигатели летающих моделей (16ч).
Классификация
модельных
двигателей.
Резиновый
двигатель.
Приемы
изготовления
резиномотора. Двигатели внутреннего сгорания: устройство, запуск и регулировка мотора.
Практическая работа: освоение навыков запуска и регулировки двигателя МК-17.
7. Свободнолетающие модели (52ч).
Технические
требования
к
свободнолетающим
моделям
самолетов
с
резиновыми
и
поршневыми двигателями. Диаметр и шаг винта. Принцип работы лопастей винта.
Практическая
работа:
вычерчивание
рабочих
чертежей
моделей.
Изготовление
моделей.
Испытания. Устранение недостатков. Тренировочные запуски.
8.Кордовые модели самолетов (92ч).
Классы
и
назначение
кордовых
моделей.
Технические
требования
к
кордовым
моделям.
Приемы управления полетом кордовой модели.
Практическая работа: выполнение рабочих чертежей моделей. Изготовление деталей модели и
сборка.
Пробные
полеты.
Обучение
кружковцев
управлению
полетом
кордовых
моделей.
Тренировочные запуски моделей, развитие мастерства в управлении моделью.
9.Итоговая аттестация (2ч).
9
Учебный план
Углублённый уровень
Цель: Формирование теоретических и практических знаний в области авиации и авиамоделизма,
навыков безопасной и рациональной работы с применяемыми
материалами и используемыми
инструментами, опыт участия в соревнованиях не только в рамках детского объединения, но и более
высокого уровня (городских, районных, краевых).
Задачи программы:
1. Воспитательные ( личностные):
-создавать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченным одним делом;
-прививать устойчивый интерес детей к занятию авиамоделированием.
2.Развивающие(метапредметные):
-формировать
теоретические знания в области авиации и авиамоделизма, навыки безопасной и
рациональной
работы
с
применяемыми
материалами
и
используемыми
инструментами,
опыт
участия в соревнованиях не только в рамках своего кружка, но и более высокого уровня (городских,
районных, областных);
-развивать индивидуальные способности учащихся.
3.Обучающие (предметные):
-
обучение
детей
использованию
в
речи
правильной
технической
терминологии,
технических
понятий и сведений;
- формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных
материалов;
-
формирование
умения
самостоятельно
решать
вопросы
конструирования
и
изготовления
авиамоделей.
Категория обучающихся: обучающиеся 3-го года обучения
Количество обучающихся: 7 человек; состав – смешанный
Возраст обучающихся: 13-17 лет
Объем часов (трудоемкость): 216 часов в год
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса: на основе реализации модульного подхода
Режим обучения: 3 занятия в неделю по 2 часа (36 учебных недель)
Место обучения: МОБУ ДО ЦДТ ЛГО.
№
Модули
первого года обучения
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Охрана труда и техника
безопасности.
2
2
____
Устный опрос.
2.
Модели планеров типа А-1
14
2
12
Практическая работа
3.
Резиномоторные модели
класса Б - 1
18
3
15
Практическая работа
4.
Таймерные модели класса
С-1
16
3
13
Практическая работа
5.
Кордовые пилотажные
модели
40
4
36
Практическая работа
6.
Модели «Воздушного боя»
30
3
27
Соревнования
7.
Радиоуправляемые модели
92
84
Соревнования
8.
Итоговая аттестация
4
____
4
Итого:
216
25
191
10
Содержание программы модулей
1. Охрана труда и техника безопасности (2ч).
Вводный
инструктаж
по
технике
безопасности
при
работе
в
авиамодельной
мастерской.
Основные
правила
техники
безопасности
при
работе
со
столярным,
слесарным
и
электроинструментом в мастерской. Правила техники безопасности при работе с лакокрасочными и
горючесмазочными материалами.
2. Модели планеров типа А-1 (14ч).
Технические требования к моделям планеров типа А-1. Понятие о парящем полете. Влияние
геометрических форм модели на качество полета. Шаблоны и стапели. Способы изготовления,
обтяжки и отделки моделей. Правила регулировки и запуска моделей планеров.
Практическая работа: вычерчивание рабочего чертежа модели. Изготовление деталей и узлов.
Сборка
частей
модели.
Обтяжка
поверхностей.
Отделка
модели.
Регулировка
и
тренировочные
запуски.
3.Резиномоторные модели класса В-1 (18ч).
Технические требования к резиномоторным моделям класса В-1. Два вида полета модели:
моторный и планирование. Способы изготовления, обтяжки и отделки моделей. Резиномотор и
воздушный винт модели.
Практическая работа: изготовление модели самолета на резиномоторе. Регулировка модели на
планирование и в моторном режиме. Тренировочные запуски моделей.
4. Таймерные модели класса С-1 (16ч).
Технические требования к таймерным моделям класса С-1. Два вида полета модели: моторный
полет и планирование. Двигатель внутреннего сгорания и воздушный винт. Часовой механизм –
таймер. Способы изготовления, обтяжки и отделки, регулировки и запуска моделей.
Практическая работа: изготовление схематической модели класса С-1. Регулировка модели на
планирование и в моторном режиме. Тренировочные запуски моделей.
5. Кордовые пилотажные модели (40ч).
Классы
и
назначение
кордовых
моделей.
Технические
требования
к
кордовым
моделям.
Приемы управления полетом кордовой модели.
Практическая работа: выполнение рабочих чертежей моделей. Изготовление деталей модели и
сборка.
Пробные
полеты.
Обучение
кружковцев
управлению
полетом
кордовых
моделей.
Тренировочные запуски моделей, развитие мастерства в управлении моделью.
6. Модели «Воздушного боя» (30ч).
Технические
требования
к
моделям
воздушного
боя.
Техника
безопасности
при
запуске
моделей.
Правила
проведения
соревнований.
Что
такое
автомат
принудительной
остановки
двигателя.
Практическая работа: изготовление модели для воздушного боя. Приготовление топливной
смеси. Изготовление топливного бака модели. Тренировочные запуски моделей, развитие мастерства
в управлении моделью.
7. Радиоуправляемые модели (92ч).
Классификация
радиоуправляемых
моделей.
Аппаратура
управления
моделью,
бортовое
радиоэлектронное оборудование модели. Техника безопасности при работе с литийполимерными
аккумуляторами. Техника безопасности и правила полетов
с самолетами на радиоуправлении.
Модели из потолочной плитки: «летающее крыло», Миг-29, Су-37, Цессна. Правила проведения
соревнований.
Комплекс
фигур
высшего
пилотажа
«начальники».
Авиасимулятор
управления
моделью на компьютере. Участие в соревнованиях по радиоуправляемым моделям.
Практическая работа: обучение кружковцев правилам управления моделью и выполнение
фигур высшего пилотажа
на авиасимуляторе. Способы, приемы и методы работы с потолочной
11
плиткой. Изготовление моделей на радиоуправлении. Настройка модели и аппаратуры управления.
Тренировочные, показательные запуски моделей. Участие в соревнованиях.
8.Итоговая аттестация (4ч).
1.4.Планируемые результаты.
В результате освоения программы, у учащихся сформируются предметные общеразвивающие
компетенции:
Теоретические компетенции:
• ориентироваться (в пределах программы) в содержании теоретических понятий;
• знать основы электротехники, радиотехники, механики;
• знать разновидности трасс радиоуправляемых моделей;
• знать основы управления и эксплуатации радиоуправляемых моделей;
• знать основные приемы подготовки к соревнованиям, циклы подготовительного этапа.
Технологические компетенции:
• выполнять задания по инструкции педагога;
• выполнять мелкий ремонт моделей;
• проводить качественное техническое обслуживание модели;
• использовать различные приемы управления радиоуправляемой моделью на разных трассах.
Коммуникативные компетенции:
• слушать и слышать, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание;
•
задавать
вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности
и
сотрудничества с партнерами;
• осуществлять самоконтроль, взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
помощь;
• участвовать в групповой работе в качестве руководителя и исполнителя,
в обсуждении
учебных, творческих проблем, обосновывать собственную позицию и представлять аргументы в ее
защиту;
• выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих товарищей.
Ознакомительный уровень
Обучающиеся будут знать/понимать:
1.Технику безопасности при работе с инструментами.
2.Название основных частей планера и их назначение.
3.Основные элементы простейших конструкций моделей.
4.Основы моделирования.
5. Виды материалов , применяемых в моделировании.
Обучающиеся будут уметь:
1.Изготавливать разные виды простых моделей из бумаги, пенопласта и дерева.
2.Запускать и регулировать модели.
3.Пользоваться инструментами и материалами, применяемыми в моделировании.
4.Производить математические расчеты.
Базовый уровень
Обучающиеся будут знать / понимать :
1.Представление по основам аэродинамики.
2. Классификацию моделей самолетов.
12
3.Конструкцию самолетов и авиадвигателей.
4.Представление о теоретическом чертеже.
5.Авиационную терминологию.
Обучающиеся будут уметь:
1.Строить модели самолетов несложных конструкций.
2.Удовлетворительно пользоваться столярным и слесарным инструментом.
3.Различать разнообразие лаков и красок.
4.Проводить отделочные работы с моделью.
5.Удовлетворительно запускать модели разных классов.
Углубленный уровень
Обучающиеся будут знать / понимать :
1.Единую спортивную классификацию авиамоделей.
2.Нормативы спортивных разрядов в авиамодельном спорте.
3.Конструкции авиамодельных двигателей.
4.Технологию покраски и отделки моделей.
5.Основы электротехники, электроники и радиодела.
6.Основы авиационного материаловедения.
Обучающиеся будут уметь:
1.Самостоятельно изготавливать чертежи моделей.
2. Строить модели самолетов различных конструкций.
3.В совершенстве владеть столярным и слесарным инструментом.
4.В
совершенстве
владеть
техникой
пилотирования
кордовыми
и
радиоуправляемыми
моделями.
5. Выступать в роли наставника для начинающих авиамоделистов.
6.Принимать активное участие в показательных выступлениях, соревнованиях разного ранга.
13
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Календарный учебный график
Ознакомительный уровень
Наименование
модуля
Дата
проведения
Кол-
во
часов
Тема занятия
Форма
занятия
Форма
контроля
Охрана труда и
техника
безопасности
03.09
2
Вводный инструктаж по технике
безопасности.
Теория
Устный опрос
Простейшие
авиамодели
06.09; 10.09;
13.09; 17.09;
20.09; 24.09
12
Простейшие модели из бумаги,
картона и потолочной плитки.
Изготовление простейших моделей
из бумаги, картона и потолочной
плитки – серия моделей из
нескольких наименований.
Теория и
практика
Практическая
работа
Воздушные змеи
27.09; 01.10;
04.10; 08.10;
11.10
10
Изготовление плоского змея,
коробчатого змея. Запуски
воздушных змеев. Определение
высоты полета.
Теория и
практика
Практическая
работа
Воздушные шары
15.10; 18.10;
22.10
6
Аэростаты, дирижабли, история
воздухоплавания. Изготовление и
запуск воздушных шаров из бумаги.
Теория и
практика
Практическая
работа
Модели планеров
25.10; 29.10;
01.11; 08.11;
12.11; 15.11;
19.11; 22.11;
26.11; 29.11;
03.12; 06.12;
10.12; 13.12;
17.12; 20.12;
24.12; 27.12;
31.12; 10.01;
14.01; 17.01;
21.01; 24.01
48
Определение планера, как он летает
и из каких частей состоит.
Демонстрация готовых моделей
планеров. Изготовление
метательных моделей планеров
различных конструкций. Грузик,
хвостовое оперение, фюзеляж и
крыло модели. Тренировочные
запуски моделей. Участие в
соревнованиях.
Теория и
практика
Соревнования
Модели самолетов
28.01; 31.01;
04.02; 07.02;
11.02; 14.02;
18.02; 21.02;
28.02; 04.03;
07.03; 11.03;
14.03; 18.03;
21.03; 25.03;
28.03; 01.04;
04.04; 08.04;
11.04; 15.04;
18.04; 22.04;
25.04; 29.04;
02.05
54
Определение самолета, как он
летает и из каких частей состоит.
Демонстрация готовых моделей
самолетов. Изготовление
схематических моделей самолетов
на резиномоторе. Изготовление
фюзеляжа модели и бобышки.
Изготовление крыла и хвостового
оперения модели. Изготовление
винтомоторной группы.
Резиномотор модели. Регулировка и
тренировочные запуски моделей.
Участие в соревнованиях.
Теория и
практика
Соревнования
Модели
вертолетов
06.05; 13.05;
16.05; 20.05;
23.05
10
История создания вертолетов.
Принцип работы несущего винта.
Основные элементы вертолета.
Изготовление простейших моделей
вертолетов: «Муха», «Белка»,
«Бабочка».
Теория и
практика
Выставка
Итоговая
аттестация
27.05
2
Итого:
144
14
Базовый уровень
Наименование
модуля
Дата
проведения
Кол-во
часов
Тема занятия
Форма
занятия
Форма
контроля
Охрана труда и
техника
безопасности
04.09
2
Охрана труда и техника
безопасности.
Вводный инструктаж по технике
безопасности при работе в
авиамодельной мастерской.
Основные правила техники
безопасности при работе со
столярным , слесарным и
электроинструментом в
мастерской.
Теория и
практика
Устный
опрос
Единая спортивная
классификация
05.09
2
Единая спортивная
классификация авиамоделей .
Технические требования к
летающим моделям. Правила
проведения соревнований по
авиамодельному спорту. Условия
присвоения спортивных званий и
разрядов.
Теория
Устный
опрос
Аэродинамика
малых скоростей
07.09
2
Понятие о сопротивлении
воздуха. Подъемная сила.
Профиль крыла. Виды полета.
Подготовка и проведение
опытов.
Теория и
практика
Практическ
ая работа
Модели планеров
типа А-1
11.09; 12.09;
14.09; 18.09;
19.09; 21.09;
25.09; 26.09;
28.09; 02.10;
03.10; 05.10;
09.10; 10.10;
12.10; 16.10;
17.10; 19.10;
23.10; 24.10;
26.10; 30.10;
31.10
46
Понятие о парящем полете.
Влияние геометрических форм
модели на качество полета.
Шаблоны и стапели. Способы
изготовления, обтяжки и
отделки моделей. Правила
регулировки и запуска моделей
планеров. Практическая работа:
вычерчивание рабочего чертежа
модели. Изготовление деталей и
узлов. Сборка частей модели.
Обтяжка поверхностей. Отделка
модели. Регулировка и
тренировочные запуски моделей.
Теория и
практика
Практическ
ая работа
Основы
авиационной
метеорологии
02.11
2
Воздушная оболочка Земли.
Слои воздушной атмосферы.
Ветер. Восходящие потоки
воздуха.
Теория
Устный
опрос
Двигатели
летающих моделей
07.11; 09.11;
13.11; 14.11;
16.11; 20.11;
21.11; 23.11
16
Классификация модельных
двигателей. Резиновый
двигатель. Приемы изготовления
резиномотора. Двигатели
внутреннего сгорания:
устройство, запуск и
регулировка мотора.
Практическая работа: освоение
навыков запуска и регулировки
двигателя МК-17.
Теория и
практика
Практическ
ая работа
Свободнолетающие
модели
27.11; 28.11;
30.11; 04.12;
05.12; 07.12;
11.12; 12.12;
14.12; 18.12;
19.12; 21.12;
52
Технические требования к
свободнолетающим моделям
самолетов с резиновыми и
поршневыми двигателями.
Диаметр и шаг винта. Принцип
работы лопастей винта.
Теория и
практика
Практическ
ая работа
15
25.12; 26.12;
28.12; 09.01;
11.01; 15.01;
16.01; 18.01;
22.01; 23.01;
25.01; 29.01;
30.01; 01.02
Практическая работа:
Вычерчивание рабочих чертежей
моделей. Изготовление моделей.
Испытания. Устранение
недостатков. Тренировочные
запуски.
Кордовые модели
самолетов
05.02; 06.02;
08.02; 12.02;
13.02; 15.02;
19.02; 20.02;
22.02; 27.02;
01.03; 05.03;
06.03; 12.03;
13.03; 15.03;
19.03; 20.03;
22.03; 26.03;
27.03; 29.03;
02.04; 03.04;
05.04; 09.04;
10.04; 12.04;
16.04; 17.04;
19.04; 23.04;
24.04; 26.04;
30.04; 03.05;
07.05; 10.05;
14.05; 15.05;
17.05; 21.05;
22.05; 24.05;
28.05; 29.05
92
Классы и назначение кордовых
моделей. Технические
требования к кордовым моделям.
Приемы управления полетом
кордовой модели. Практическая
работа: выполнение рабочих
чертежей моделей. Изготовление
деталей модели и сборка.
Пробные полеты. Обучение
кружковцев управлению полетом
кордовых моделей.
Тренировочные запуски
моделей, развитие мастерства в
управлении моделью.
Теория и
практика
Соревнован
ия
Итоговая
аттестация
31.05
2
Итого:
216
16
Углублённый уровень
Наименование
модуля
Дата
проведения
Кол-во
часов
Тема занятия
Форма
занятия
Форма
контроля
Охрана труда
и техника
безопасности
03.09
2
Вводный инструктаж по технике
безопасности при работе в
авиамодельной мастерской
.Основные правила техники
безопасности при работе со
столярным , слесарным и
электроинструментом в
мастерской . Правила техники
безопасности при работе с
лакокрасочными и
горючесмазочными материалами.
Теория
Устный опрос
Модели
планеров типа
А-1
05.09; 07.09;
10.09; 12.09;
14.09; 17.09;
19.09
14
Способы изготовления, обтяжки
и отделки моделей. Правила
регулировки и запуска моделей
планеров. Практическая работа:
вычерчивание рабочего чертежа
модели. Изготовление деталей и
узлов. Сборка частей модели.
Обтяжка поверхностей. Отделка
модели. Регулировка и
тренировочные запуски.
Теория и
практика
Практическая
работа
Резиномоторн
ые модели
самолетов
класса В-1
21.09; 24.09;
26.09; 28.09;
01.10; 03.10;
05.10; 08.10;
10.10
18
Технические требования к
резиномоторным моделям класса
В-1. Два вида полета модели:
моторный и планирование.
Способы изготовления, обтяжки
и отделки моделей. Резиномотор
и воздушный винт модели.
Практическая работа:
изготовление модели самолета на
резиномоторе. Регулировка
модели на планирование и в
моторном режиме.
Тренировочные запуски моделей.
Теория и
практика
Практическая
работа
Таймерные
модели
самолетов
класса С-1
12.10; 15.10;
17.10; 19.10;
22.10; 24.10;
26.10; 29.10
16
Способы изготовления , обтяжки
и отделки , регулировки и
запуска моделей . Практическая
работа : изготовление
схематической модели класса С-
1. Регулировка модели на
планирование и в моторном
режиме. Тренировочные запуски
моделей.
Теория и
практика
Практическая
работа
Кордовые
пилотажные
модели
самолетов
31.10; 02.11;
07.11; 09.11;
12.11; 14.11;
16.11; 19.11;
21.11; 23.11;
26.11; 28.11;
30.11; 03.12;
05.12; 07.12;
10.12; 12.12;
14.12; 17.12
40
Классы и назначение кордовых
моделей. Технические
требования к кордовым моделям.
Приемы управления полетом
кордовой модели. Практическая
работа: выполнение рабочих
чертежей моделей. Изготовление
деталей модели и сборка.
Пробные полеты. Обучение
кружковцев управлению полетом
кордовых моделей.
Тренировочные запуски моделей,
развитие мастерства в
управлении моделью.
Теория и
практика
Практическая
работа
17
Модели
«воздушного
боя»
19.12; 21.12;
24.12; 26.12;
28.12; 31.12;
09.01; 11.01;
14.01; 16.01;
18.01; 21.01;
23.01; 25.01;
28.01
30
Технические требования к
моделям воздушного боя.
Техника безопасности при
запуске моделей. Правила
проведения соревнований. Что
такое автомат принудительной
остановки двигателя.
Практическая работа:
изготовление модели для
воздушного боя. Приготовление
топливной смеси. Изготовление
топливного бака модели.
Тренировочные запуски моделей,
развитие мастерства в
управлении моделью.
Теория и
практика
Практическая
работа
Радиоуправляе
мые модели
30.01; 01.02;
04.02; 06.02;
08.02; 11.02;
13.02; 15.02;
18.02; 20.02;
22.02; 27.02;
01.03; 04.03;
06.03; 11.03;
13.03; 15.03;
18.03; 20.03;
22.03; 25.03;
27.03; 29.03;
01.04; 03.04;
05.04; 08.04;
10.04; 12.04;
15.04; 17.04;
19.04; 22.04;
24.04; 26.04;
29.04; 03.05;
06.05; 10.05;
13.05; 15.05;
17.05; 20.05;
22.05; 24.05
92
Модели из потолочной плитки:
«летающее крыло», Миг-29, Су-
37, Цессна. Правила проведения
соревнований. Комплекс фигур
высшего пилотажа «начальники».
Авиасимулятор управления
моделью на компьютере.
Практическая работа: обучение
кружковцев правилам
управления моделью и
выполнение фигур высшего
пилотажа на авиасимуляторе.
Способы, приемы и методы
работы с потолочной плиткой.
Изготовление моделей на
радиоуправлении. Настройка
модели и аппаратуры
управления. Тренировочные ,
показательные запуски моделей.
Участие в соревнованиях.
Теория и
практика
Соревнования
Итоговая
аттестация
27.05; 29.05
4
Итого:
216
18
2.2.Условия реализации программы
2.3.Формы аттестации
- аналитическая справка;
- аналитический материал;
- грамота;
- диплом;
- журнал посещаемости;
- маршрутный лист;
- разработка;
- портфолио,
- протокол соревнований;
- фото;
- отзыв детей и родителей;
- статья.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
:
- аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики;
- аналитическая справка;
- диагностическая карта;
- практическая работа;
- викторина;
- итоговый отчет;
- портфолио;
- соревнования.
2.4. Оценочные материалы.
1.Устный опрос.
2.Письменный опрос:
-тесты;
-проектная деятельность.
3.Практическая работа по изготовлению авиамоделей.
4.Соревнования.
5. Наблюдение.
Этапы педагогического контроля
вид контроля
цели
содержание
формы
сроки
текущий
проверка
теоретических знаний
и практических
навыков
знание программ на
движение,
перемещение по
заданной траектории
практическое
задание
декабрь
текущий
закрепление
пройденного
материала
знание основных
понятий; умение
самостоятельно
проходить трассу
устный опрос,
практические
задания
в течение года
итоговый
проверка уровня
усвоения учащимися
практических умений
и навыков
умение
самостоятельно
изготовить модель и
управлять ею
соревнования
май
19
2.5.Методические материалы
В ходе реализации общеобразовательной общеразвивающей программы используются различные
педагогические методы и приемы:
1.Словесный.
2. Практический.
3.Эвристический.
4. Частично – поисковый.
5. Проблемно-мотивационный.
5.Метод «подмастерья» ( взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
6.Указания.
2.6. Список литературы
Для педагога:
1.
Андриянов
Л.,
Галагузова
М.А.,
Каюкова
Н.А.,
Нестерова
В.В.,
Фетцер
В.В.
Развитие
технического творчества младших школьников –М.: Просвещение, 1990г.
2.
Жуковский Н.Е. Теория винта – Москва, 1937г.
3.
Калина И. Двигатели для спортвных авиамоделей.- М: ДОСААФ СССР , 1988г.
4.
Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990г.
5.
Рожков В.А. Авиамодельный кружок – М.: «Просвещение» , 1978г.
6.
Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели- М.:
«Машиностроение»,1989г.
7.
Мерзликин В.Н. радиоуправляемая модель планера –М.: ДОСААФ СССР, 1982г.
8.
Киселев Б.А. Модели воздушного боя – М.: ДОСААФ СССР, 1981г.
Для детей:
1.
Ермаков А.Е. Простейшие авиамодели – М.: «Просвещение» , 1989г.
2.
Пантюхин С.А. Воздушные змеи – М.: ДОСААФ СССР, 1984г.
3. Смирнов.Э.Я. Как сконструировать и построить летающую модель-М.: ДОСААФ СССР,
1973г.
4. Турьян А.В. Простейшие авиамодели – М.: ДОСААФ СССР, 1982г.
5. Шахат А.М. Резиномоторная модель – М.: ДОСААФ СССР, 1977г.
Для родителей:
1.
Ермаков А.Е. Простейшие авиамодели – М.: «Просвещение», 1989г.
2.
Турьян А.В. Простейшие авиамодели – М.: ДОСААФ СССР, 1982г.
3.
Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. Простейшие летающие модели – М.: «Машиностроение»,
1989г.
20
ПРИЛОЖЕНИЯ
к образовательной программе
21