Автор: Цветкова Александра Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №12
Населённый пункт: с.Восток Поронайский район Сахалинской области
Наименование материала: Использование русского народного творчества в развитии личности ребенка
Тема: Использование русского народного творчества в развитии личности ребёнка
Раздел: дошкольное образование
«Использование русского народного творчества
в развитии личности дошкольника».
Ни для кого из нас не секрет, что не всегда обучение, развитие
и воспитание детей нам и детям даётся легко и радостно.
Зачастую, довольно сложно объяснить и растолковать
ребёнку, на понятном для него языке, причинно
следственные связи, приучить к трудолюбию и упорству,
воспитать глубоко нравственную, разностороннюю личность.
В такие моменты, как правило, воспитатели начинают поиск
нестандартных подходов в обучении и воспитании детей,
которые помогут ребёнку без напряжения и раздражения
погрузиться в образовательный процесс, сделав его не только
понятным, доступным и радостным для восприятия ребёнка,
но и мотивационным на дальнейшее развитие и познание.
Когда передо мной встал выбор направления, в котором я
буду работать с детьми на протяжении нескольких лет,
практически не раздумывая, я выбрала для нас с детьми и их
родителями тему использования русского народного
творчества в развитии личности ребёнка дошкольного
возраста.
На мой взгляд именно широкая палитра русского народного
творчества, во всех его проявлениях и направлениях
расширяет, обогащает уровень познания детей и даёт ребёнку
первоначальный духовный потенциал, который в дальнейшем
становится фундаментном нравственных приоритетов ребёнка
на протяжении всей жизни, а приобщение к истокам нашей
старины, закладывает основы патриотизма к своей стране,
уважение к прошлому своего народа, мотивирует к изучению
истории российского государства его традиций и обычаев,
воспитывает семейные ценности и моральные качества детей.
Так же один из наиболее важных аспектов, который в большей
мере захватывает и развивает русское народное творчество -
это речь ребёнка.
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего
развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она
становится основным средством общения.
При недостатке общения, речь ребенка не развивается, и он
может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияют на
развитие речи ребенка средства устного народного
творчества.
Произведения устного народного творчества таят в себе
неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков,
позволяют с самого раннего детства побуждать к
познавательной деятельности и речевой активности.
Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей, он
развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное
развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора
учит определённым нравственным нормам.
Так, например, сказка, путём уподобления животных людям,
показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а
волшебные сказки развивают не только фантазию, но и
смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной
мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей
актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает
влияние на воспитание детей.
Таким образом, малый фольклор является уникальным
средством для передачи народной мудрости и воспитании
детей на начальном этапе их развития.
Итак, посредством малых форм фольклора у детей
развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться
различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно
овладевая образной системой языка.
Так же на ряду с перечисленным, при постоянном
использовании русского народного творчества на занятиях по
художественно – эстетическому развитию, детей легко и
непринуждённо можно познакомить с трудом и творчеством
русских мастеров и умельцев, дать основные понятия и
особенности в росписи, изготовлении и изображении
предметов кухонной утвари, деревянных, глиняных и
железных предметов.