Автор: Михайлова Татьяна Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Ярковская СОШ№3 с кадетскими классами (дошкольные группы)
Населённый пункт: Новосибирской области Новосибирского района
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ –
ЯРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
С КАДЕТСКИМИ КЛАССАМИ
(МБОУ – ЯРКОВСКАЯ СОШ № 3 С КАДЕТСКИМИ КЛАССАМИ)
Исследовательская деятельность как
средство развития интереса к познанию истории
и культуры родного края у старших дошкольников
Разработала:
Старший воспитатель:
Михайлова Т.А.
Ярково2019г.
Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию
истории и культуры родного края у старших дошкольников
Познавательно-исследовательский проект
«Русская изба» (старшая группа)
Историю своей страны,
Конечно, дети знать должны!
А здесь начало и основа,
Ведь все всегда идет из дома.
Изба! В ней все так интересно.
Мы побывали там. чудесно!
1.
Паспорт проекта
Тип проекта: познавтельно-исследовательский;
Вид проекта: групповой;
Продолжительность: долгосрочный
Участники: дети старшей группы воспитатель, музыкальный руководитель,
родители.
Условия реализации: детский сад, семья.
Актуальность проекта
Дошкольным
учреждениям
отведена
основная
роль
в
воспитании
патриотизма,
так
как
именно
в
детских
садах
происходит
духовно
—
нравственное
становление
детей.
Одной
из
задач
по
нравственно
–
патриотическому
воспитанию
является
–
развитие
интереса
к
русской
старине. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре,
быте.
С
первых
лет
жизни
ребенка
приобщение
его
к
культуре,
общечеловеческим
ценностям
помогают
заложить
в
нем
фундамент
нравственности,
патриотизма,
формируют
основы
самосознания
и
индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия,
так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась
над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
«Знать – значит любить» говорится в русской пословице. Поэтому с детства
мы начинаем знакомить детей с бытом и традициями русского народа. Эти
знания,
а
значит
и
чувство
гордости
за
свой
народ
помогут
ребёнку
правильно
распоряжаться,
владеть,
сохранить
и
преумножить
наследие,
полученное от предшествующих поколений.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий,
создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности
обеспечивала
бы
детям
особый
комплекс
ощущений
и
эмоциональных
переживаний.
Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Самый близкий и
понятный вид деятельности для ребенка — это игра. Создание интерьера
«Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в
исторической обстановке.
Создавая
атмосферу
национального
быта
в
группе,
используя
фольклор,
знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского
народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к
духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания,
национальной принадлежности, приобщим к истокам народной культуры.
Цель проекта:
1.
Познакомить
детей
с
устройством,
особенностями
и
внутренним
убранством русской
избы;
создать
условия
для
формирования
у
дошкольников образных представлений об организации, мудрости устроения
ч е л о в е ко м
в н у т р е н н е г о
п р о с т р а н с т в а
и з б ы .
З н а ко м и т ь
с
понятием «интерьер», его особенностями в крестьянском жилище.
2. Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре;
воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к
народным традициям.
3.
Развитие
представлений
детей
о
русской
культуре,
воспитание
патриотических чувств.
Задачи проекта:
1.
Познакомить
детей
с
избой
—
жилищем
крестьянской
семьи,
с
ее
устройством. Изготовить макет русской избы. Познакомить с многообразием
предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь,
прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька,
лавка, сруб.)Привить интерес к предметам старины. Расширить словарный
запас детей.
2.
Обогатить
словарь
детей
народными
пословицами,
поговорками,
загадками, частушками.
3. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при
помощи игровых подходов и народных игр.
4. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в
театрализованной
деятельности
(игры
—
драматизации,
игры
с
куклами,
постановка художественных произведений, сказок.)
5. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
6.
Воспитывать
бережное
отношение
к
старинным
вещам,
народным
традициям, обычаям гостеприимства.
7.
Формировать
художественно
—
эстетическую
культуру
во
всех
видах
деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.
Гипотеза
Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В
предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье,
одежду,
раскрывается
мудрость
народа,
его
характер,
склад
ума,
представления о мире, красоте.
Предполагаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет
прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным
видам
национального
искусства
(архитектура,
музыка,
песня,
танец,
прикладное искусство).
Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о
ее устройстве; познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
обогатится
словарный
запас
названиями
предметов
русского
быта;
дошкольники
приобщатся
к
истокам
традиционной
культуры,
поймут
и
примут народные игры, обычаи, традиции.
Вместе с родителями будет изготовлен макет русской избы.
Этапы реализации проекта:
1этап. Подготовительный:
1.
Изучение литературы, информации интернет-ресурсов.
2.
Диагностика знаний детей о русской избе.
3.
Анкетирование родителей с целью восстребованности и аккуратности
данного проекта.
4.
Определение целей и задач исследовательской работы
5.
Сбор материала для макета.
6.
Сбор информации, подготовка наглядного материала;
7.
Подбор дидактических игр.
8.
Оформление наглядного материала для родителей.
Консультации для родителей:
«Как люди на Руси жили?»
«Предметы быта дедушек и бабушек»
9. Подбор познавательной литературы на тему «Русская изба.»
10. Беседы с детьми о русском народном творчестве.
2 этап. Реализация проекта:
1.
Совместная познавательно-исследовательская и творческая
деятельность.
2.
Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен,
русских народных игр.
3.
Организация предметно – развивающей среды. Изготовление макета
русской избы в группе.
4.работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед,
чтение художественной литературы;
4.
Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей
и детей)
«В гостях у Марьюшки и Иванушки»
Цель: Знакомство с устройством русской избы, с русским национальным
костюмом, с русским фольклором (потешки, загадки, заклички), с русской
национальной кухней, с русской народной игрушкой (Матрешка, Дымковская
игрушка. Филимоновская), Богородская, свистульки).
Планирование работы.
Познавательно – речевое развитие.
Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой
наших предков, развивать словарь детей, воспитывать интерес к прошлому
своего народа. Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со
сверстниками, быть доброжелательным с собеседником, воспитывать
культуру речевого общения. Знакомство с пословицами и поговорками:
« Без печи хата – не хата».
« Когда в печи жарко – тогда и варко».
« Что есть в печи – все на стол мечи».
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
Знакомство с художественной литературой. Чтение и заучивание: потешки,
загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки,
скороговорки, сказки
НОД «Русская изба. Посиделки»
Цель. Познакомить с избой - жилищем крестьянской семьи, с
предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.);
воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям,
обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь
народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват,
чугун, прялка и т. д.). формировать образную речь, употребляя в разговорной
речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки.
- расширять и активизировать словарь детей по теме;
развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую
форму речи;
Конспект занятия по развитию речи
Тема: « В тереме расписном я живу.
К себе в избу всех гостей приглашу»
Цель:
знакомство детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском
народном быте, загадками о предметах крестьянского труда и быта,
воспитание у детей уважения к национальным обычаям, сознания того, что
они являются носителями русской народной культуры.
Досуг: загадки о предметах быта.
Беседы:
«Русский народный костюм»
«Гости в горнице»
«Русская изба»
Познавательное развитие
Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям
(гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Воспитывать чувство
патриотизма и любви к Родине
Рассматривание альбома «Старинные предметы домашнего быта»
Беседы:
- о русской печи (Почему печь занимала так много места? А для чего она
нужна?
Каким цветом была печь? О печи в народе придумывали пословицы и
поговорки. Почему к печи относились уважительно?) ;
- «Мебель и утварь деревенского дома»
-о традициях русского чаепития;
-о деревянных ложках.
Беседы с детьми по теме проекта: «Что такое русская изба?» «Русские
народные игры для детей» «Русские народные музыкальные инструменты»
Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных
костюмов.
НОД «Русская изба».
Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской
избой — жилищем крестьянской семьи. Развивать умение рассматривать
предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту. Воспитывать
интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик. Развить интерес к
русскому фольклору, народным традициям. Вызвать желание лепить посуду
домашнего обихода ( миски, ложки, чугунок).
НОД «История жилища» с презентацией.
Цель: Познакомить детей с видами жилища разных времен и народов.
«Знакомство с русской избой»
Цель: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с
предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.); познакомить с
«бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились:
кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар; обогатить словарь
детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего
народа, расширять кругозор детей;
«В гостях у русской избы»
Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом,
гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве.
Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать возможность детям
видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни
на Руси.
Чтение художественной литературы
Развивать литературную речь детей, интерес к русским народным сказкам.
Развивать
способность
слушать
литературные
произведения
в
виде
стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание.
Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:
«Заюшкина избушка», «Маша и медведь», « Три медведя», «Зимовье зверей»,
«Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка»
Чтение стихотворений: А.Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я» ,
Л.Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»
чтение шуток-прибауток:
Собака на кухне
Пироги печет,
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Коза-хлопота День-деньской занята
Социально – личностное развитие.
Развивать игровую деятельность детей, умение действовать в соответствии с
выбранной ролью, приобщить к элементарным общепринятым нормам и
правилам. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую
ситуацию,
воспитывать
самостоятельность,
активность,
аккуратность,
желание и умение работать в коллективе.
Сюжетно
–
ролевая
игра:
«Встречаем
гостей»
«Дом»,
«В
гостях
у
Марьюшки
и
Иванушки»
«Крестьянская
семья»,
«Встречаем
гостей»,
«Горница» Цель:
Дидактическая игра «Предметное лото. Предметы быта русского народа»
Цель
игры:
закреплять
знания
детей предметов
быта
русского
народа,
развивать память, внимание, речь. Воспитывать любовь к родному краю.
Дидактическая игра "В русской избе"
Цель: Приобщать детей к истории нашего народа, закреплять знания о том,
как он жил и обустраивал свой быт.
Игры — драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка».
Развлечение «Без хозяйки дом – сирота»
Цель: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с
предметами старинного русского быта(печь, прялка, посуда, коромысло,
зыбка, ухват и т.д.)
2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами(ухват,
чугун, прялка и т.д.)мощи народных игр.
3. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при
помощи народных игр.
4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным
традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фолклору.
Участие в итоговом мероприятии: развлечение «Посиделки».
Игра: «Найди предметы, сделанные на посиделках?»
Подвижные игры: русская народная игра «Ворота», «Заплетись плетень»,
«Огуречик», «Репка», «Горшки», «Барашеньки».
Дидактические игры: «Подбери мебель для избы», «Собери посуду»,
«Построй избу», «Составь узор», «Выложи деревянные ложки от большой к
маленькой».
Труд
Развивать умения детей лепить изделия из теста, изготовлять посуду из
бумаги и клейстера, изготовлять кукол из ниток, воспитывать ценностное
отношение к собственному труду, труду окружающих людей и его
результатам. Привлечь родителей к изготовлению кукол.
Ручной труд:
Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-
закрутки)
Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек — тестушек».
Изготовление посуды из папье-маше.
Ручной труд:
Создание бревенчатой избы (сруб). Заготовка трубочек из бумаги. Цель: разви
тие образного восприятия, сооружение. Коллективные постройки.
Безопасность
Формировать представления детей об опасных для человека и окружающего
мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Беседы: «Огонь-друг, огонь-враг».
Художественно – эстетическое развитие
Музыкальная деятельность: слушание народных песен (аудиозапись). Пение
знакомых колыбельных песен, «Матрешкин хоровод», «Быстро – медленно»
(бег Дымковской лошадки)
Развивать продуктивную деятельность детей, закрепить методы и приемы
лепки из глины, аппликации из бумаги, росписи объемных изделий по
дымковским, гжельским, городецким мотивам. Воспитывать интерес к
народному творчеству.
НОД «Глиняная посуда»
Цель: Познакомить детей с процессом изготовления глиняной посуды;
Развивать познавательный интерес к истории своего народа; развивать
художественно-творческие способности детей.
Лепка: «Посуда», «Дымковские игрушки из глины»
Аппликация: «Русская изба»
Рисование: Роспись дымковских игрушек, матрешек, гжельской посуды,
городецких подносов.
Аппликация: «Русская матрешка», «Дом моей мечты»,
Рисование «Сказочный дворец»,
Лепка «Чайная посуда».
«Русская изба»
«Музыка»: Приобщить детей к музыкальному искусству, умению обыгрывать
песни, в игре на ложках.
Разучивание частушек.
Слушание песни «Русская изба» Е.Птичкина, М.Пляцковского в исполнении
М.Пахоменко.
Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»
Разучивание танцев: «Кадриль», « Танец с ложками».
Хороводная игра. «Вышел Ваня погулять».
Оркестр «Игра на ложках».
3 этап. Заключительный.
1. Диагностика полученных знаний детей о русской избе.
2. Анализ полученных данных.
3. Презентация макета «Русская изба», созданного детьми, воспитателями и
родителями.
4. Итоговое мероприятие: развлечение «Посиделки»
5. Систематизация материалов;
6. Оформление фотоальбома на тему; «Русская изба.»
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Изготовление макета «Русская изба».
Книжный центр:
Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»,
«Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль»,
«Теремок»
Музыкальный уголок:
деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно — развивающей среды и
совместное изготовление атрибутов: чайная посуда, самовар, изделия из
соленого теста: баранки, сушки, крендели.
Центр продуктивной деятельности:
Материалы для рисования, лепки, художественного труда.
Взаимодействие с семьей:
Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».
Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста».
Изготовление макета «Русская изба».
Сбор предметов для музея «Русская изба».
Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы)
6.
Результат проекта
1.Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.
2.Сплотился коллектив родителей и воспитателей.
3.Изготовлен макет русской избы (коллективная работа).
4. Развлечение «Посиделки».
Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его
традициях.
1.
Подготовить презентации для детей и взрослых.
Используемая литература:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С
Комаровой, М. А Васильевой. М. Мозайка- синтез 2010
7.О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-
Пресс», 1998 – 24 с.
8.М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа»,
2003 – 256 с.
13.М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей
дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. :
Айрис-пресс, 2003.
14.2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. :
Детство-Пресс,2010.