Напоминание

"Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников"


Автор: Михайлова Татьяна Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Ярковская СОШ№3 с кадетскими классами (дошкольные группы)
Населённый пункт: Новосибирской области Новосибирского района
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ –

ЯРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

С КАДЕТСКИМИ КЛАССАМИ

(МБОУ – ЯРКОВСКАЯ СОШ № 3 С КАДЕТСКИМИ КЛАССАМИ)

Исследовательская деятельность как

средство развития интереса к познанию истории

и культуры родного края у старших дошкольников

Разработала:

Старший воспитатель:

Михайлова Т.А.

Ярково2019г.

Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию

истории и культуры родного края у старших дошкольников

Познавательно-исследовательский проект

«Русская изба» (старшая группа)

Историю своей страны,

Конечно, дети знать должны!

А здесь начало и основа,

Ведь все всегда идет из дома.

Изба! В ней все так интересно.

Мы побывали там. чудесно!

1.

Паспорт проекта

Тип проекта: познавтельно-исследовательский;

Вид проекта: групповой;

Продолжительность: долгосрочный

Участники: дети старшей группы воспитатель, музыкальный руководитель,

родители.

Условия реализации: детский сад, семья.

Актуальность проекта

Дошкольным

учреждениям

отведена

основная

роль

в

воспитании

патриотизма,

так

как

именно

в

детских

садах

происходит

духовно

нравственное

становление

детей.

Одной

из

задач

по

нравственно

патриотическому

воспитанию

является

развитие

интереса

к

русской

старине. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре,

быте.

С

первых

лет

жизни

ребенка

приобщение

его

к

культуре,

общечеловеческим

ценностям

помогают

заложить

в

нем

фундамент

нравственности,

патриотизма,

формируют

основы

самосознания

и

индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия,

так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию

верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась

над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

«Знать – значит любить» говорится в русской пословице. Поэтому с детства

мы начинаем знакомить детей с бытом и традициями русского народа. Эти

знания,

а

значит

и

чувство

гордости

за

свой

народ

помогут

ребёнку

правильно

распоряжаться,

владеть,

сохранить

и

преумножить

наследие,

полученное от предшествующих поколений.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий,

создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности

обеспечивала

бы

детям

особый

комплекс

ощущений

и

эмоциональных

переживаний.

Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Самый близкий и

понятный вид деятельности для ребенка — это игра. Создание интерьера

«Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в

исторической обстановке.

Создавая

атмосферу

национального

быта

в

группе,

используя

фольклор,

знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского

народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к

духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания,

национальной принадлежности, приобщим к истокам народной культуры.

Цель проекта:

1.

Познакомить

детей

с

устройством,

особенностями

и

внутренним

убранством русской

избы;

создать

условия

для

формирования

у

дошкольников образных представлений об организации, мудрости устроения

ч е л о в е ко м

в н у т р е н н е г о

п р о с т р а н с т в а

и з б ы .

З н а ко м и т ь

с

понятием «интерьер», его особенностями в крестьянском жилище.

2. Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре;

воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к

народным традициям.

3.

Развитие

представлений

детей

о

русской

культуре,

воспитание

патриотических чувств.

Задачи проекта:

1.

Познакомить

детей

с

избой

жилищем

крестьянской

семьи,

с

ее

устройством. Изготовить макет русской избы. Познакомить с многообразием

предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь,

прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька,

лавка, сруб.)Привить интерес к предметам старины. Расширить словарный

запас детей.

2.

Обогатить

словарь

детей

народными

пословицами,

поговорками,

загадками, частушками.

3. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при

помощи игровых подходов и народных игр.

4. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в

театрализованной

деятельности

(игры

драматизации,

игры

с

куклами,

постановка художественных произведений, сказок.)

5. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

6.

Воспитывать

бережное

отношение

к

старинным

вещам,

народным

традициям, обычаям гостеприимства.

7.

Формировать

художественно

эстетическую

культуру

во

всех

видах

деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.

Гипотеза

Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В

предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье,

одежду,

раскрывается

мудрость

народа,

его

характер,

склад

ума,

представления о мире, красоте.

Предполагаемый результат:

Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет

прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным

видам

национального

искусства

(архитектура,

музыка,

песня,

танец,

прикладное искусство).

Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о

ее устройстве; познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

обогатится

словарный

запас

названиями

предметов

русского

быта;

дошкольники

приобщатся

к

истокам

традиционной

культуры,

поймут

и

примут народные игры, обычаи, традиции.

Вместе с родителями будет изготовлен макет русской избы.

Этапы реализации проекта:

1этап. Подготовительный:

1.

Изучение литературы, информации интернет-ресурсов.

2.

Диагностика знаний детей о русской избе.

3.

Анкетирование родителей с целью восстребованности и аккуратности

данного проекта.

4.

Определение целей и задач исследовательской работы

5.

Сбор материала для макета.

6.

Сбор информации, подготовка наглядного материала;

7.

Подбор дидактических игр.

8.

Оформление наглядного материала для родителей.

Консультации для родителей:

«Как люди на Руси жили?»

«Предметы быта дедушек и бабушек»

9. Подбор познавательной литературы на тему «Русская изба.»

10. Беседы с детьми о русском народном творчестве.

2 этап. Реализация проекта:

1.

Совместная познавательно-исследовательская и творческая

деятельность.

2.

Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен,

русских народных игр.

3.

Организация предметно – развивающей среды. Изготовление макета

русской избы в группе.

4.работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед,

чтение художественной литературы;

4.

Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей

и детей)

«В гостях у Марьюшки и Иванушки»

Цель: Знакомство с устройством русской избы, с русским национальным

костюмом, с русским фольклором (потешки, загадки, заклички), с русской

национальной кухней, с русской народной игрушкой (Матрешка, Дымковская

игрушка. Филимоновская), Богородская, свистульки).

Планирование работы.

Познавательно – речевое развитие.

Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой

наших предков, развивать словарь детей, воспитывать интерес к прошлому

своего народа. Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со

сверстниками, быть доброжелательным с собеседником, воспитывать

культуру речевого общения. Знакомство с пословицами и поговорками:

« Без печи хата – не хата».

« Когда в печи жарко – тогда и варко».

« Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Знакомство с художественной литературой. Чтение и заучивание: потешки,

загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки,

скороговорки, сказки

НОД «Русская изба. Посиделки»

Цель. Познакомить с избой - жилищем крестьянской семьи, с

предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.);

воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям,

обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь

народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват,

чугун, прялка и т. д.). формировать образную речь, употребляя в разговорной

речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки.

- расширять и активизировать словарь детей по теме;

развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую

форму речи;

Конспект занятия по развитию речи

Тема: « В тереме расписном я живу.

К себе в избу всех гостей приглашу»

Цель:

знакомство детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском

народном быте, загадками о предметах крестьянского труда и быта,

воспитание у детей уважения к национальным обычаям, сознания того, что

они являются носителями русской народной культуры.

Досуг: загадки о предметах быта.

Беседы:

«Русский народный костюм»

«Гости в горнице»

«Русская изба»

Познавательное развитие

Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям

(гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Воспитывать чувство

патриотизма и любви к Родине

Рассматривание альбома «Старинные предметы домашнего быта»

Беседы:

- о русской печи (Почему печь занимала так много места? А для чего она

нужна?

Каким цветом была печь? О печи в народе придумывали пословицы и

поговорки. Почему к печи относились уважительно?) ;

- «Мебель и утварь деревенского дома»

-о традициях русского чаепития;

-о деревянных ложках.

Беседы с детьми по теме проекта: «Что такое русская изба?» «Русские

народные игры для детей» «Русские народные музыкальные инструменты»

Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных

костюмов.

НОД «Русская изба».

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской

избой — жилищем крестьянской семьи. Развивать умение рассматривать

предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту. Воспитывать

интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик. Развить интерес к

русскому фольклору, народным традициям. Вызвать желание лепить посуду

домашнего обихода ( миски, ложки, чугунок).

НОД «История жилища» с презентацией.

Цель: Познакомить детей с видами жилища разных времен и народов.

«Знакомство с русской избой»

Цель: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с

предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.); познакомить с

«бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились:

кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар; обогатить словарь

детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего

народа, расширять кругозор детей;

«В гостях у русской избы»

Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом,

гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве.

Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать возможность детям

видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни

на Руси.

Чтение художественной литературы

Развивать литературную речь детей, интерес к русским народным сказкам.

Развивать

способность

слушать

литературные

произведения

в

виде

стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание.

Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:

«Заюшкина избушка», «Маша и медведь», « Три медведя», «Зимовье зверей»,

«Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка»

Чтение стихотворений: А.Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я» ,

Л.Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»

чтение шуток-прибауток:

Собака на кухне

Пироги печет,

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Коза-хлопота День-деньской занята

Социально – личностное развитие.

Развивать игровую деятельность детей, умение действовать в соответствии с

выбранной ролью, приобщить к элементарным общепринятым нормам и

правилам. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую

ситуацию,

воспитывать

самостоятельность,

активность,

аккуратность,

желание и умение работать в коллективе.

Сюжетно

ролевая

игра:

«Встречаем

гостей»

«Дом»,

«В

гостях

у

Марьюшки

и

Иванушки»

«Крестьянская

семья»,

«Встречаем

гостей»,

«Горница» Цель:

Дидактическая игра «Предметное лото. Предметы быта русского народа»

Цель

игры:

закреплять

знания

детей предметов

быта

русского

народа,

развивать память, внимание, речь. Воспитывать любовь к родному краю.

Дидактическая игра "В русской избе"

Цель: Приобщать детей к истории нашего народа, закреплять знания о том,

как он жил и обустраивал свой быт.

Игры — драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка».

Развлечение «Без хозяйки дом – сирота»

Цель: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с

предметами старинного русского быта(печь, прялка, посуда, коромысло,

зыбка, ухват и т.д.)

2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами(ухват,

чугун, прялка и т.д.)мощи народных игр.

3. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при

помощи народных игр.

4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным

традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фолклору.

Участие в итоговом мероприятии: развлечение «Посиделки».

Игра: «Найди предметы, сделанные на посиделках?»

Подвижные игры: русская народная игра «Ворота», «Заплетись плетень»,

«Огуречик», «Репка», «Горшки», «Барашеньки».

Дидактические игры: «Подбери мебель для избы», «Собери посуду»,

«Построй избу», «Составь узор», «Выложи деревянные ложки от большой к

маленькой».

Труд

Развивать умения детей лепить изделия из теста, изготовлять посуду из

бумаги и клейстера, изготовлять кукол из ниток, воспитывать ценностное

отношение к собственному труду, труду окружающих людей и его

результатам. Привлечь родителей к изготовлению кукол.

Ручной труд:

Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-

закрутки)

Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек — тестушек».

Изготовление посуды из папье-маше.

Ручной труд:

Создание бревенчатой избы (сруб). Заготовка трубочек из бумаги. Цель: разви

тие образного восприятия, сооружение. Коллективные постройки.

Безопасность

Формировать представления детей об опасных для человека и окружающего

мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Беседы: «Огонь-друг, огонь-враг».

Художественно – эстетическое развитие

Музыкальная деятельность: слушание народных песен (аудиозапись). Пение

знакомых колыбельных песен, «Матрешкин хоровод», «Быстро – медленно»

(бег Дымковской лошадки)

Развивать продуктивную деятельность детей, закрепить методы и приемы

лепки из глины, аппликации из бумаги, росписи объемных изделий по

дымковским, гжельским, городецким мотивам. Воспитывать интерес к

народному творчеству.

НОД «Глиняная посуда»

Цель: Познакомить детей с процессом изготовления глиняной посуды;

Развивать познавательный интерес к истории своего народа; развивать

художественно-творческие способности детей.

Лепка: «Посуда», «Дымковские игрушки из глины»

Аппликация: «Русская изба»

Рисование: Роспись дымковских игрушек, матрешек, гжельской посуды,

городецких подносов.

Аппликация: «Русская матрешка», «Дом моей мечты»,

Рисование «Сказочный дворец»,

Лепка «Чайная посуда».

«Русская изба»

«Музыка»: Приобщить детей к музыкальному искусству, умению обыгрывать

песни, в игре на ложках.

Разучивание частушек.

Слушание песни «Русская изба» Е.Птичкина, М.Пляцковского в исполнении

М.Пахоменко.

Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»

Разучивание танцев: «Кадриль», « Танец с ложками».

Хороводная игра. «Вышел Ваня погулять».

Оркестр «Игра на ложках».

3 этап. Заключительный.

1. Диагностика полученных знаний детей о русской избе.

2. Анализ полученных данных.

3. Презентация макета «Русская изба», созданного детьми, воспитателями и

родителями.

4. Итоговое мероприятие: развлечение «Посиделки»

5. Систематизация материалов;

6. Оформление фотоальбома на тему; «Русская изба.»

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Изготовление макета «Русская изба».

Книжный центр:

Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»,

«Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль»,

«Теремок»

Музыкальный уголок:

деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно — развивающей среды и

совместное изготовление атрибутов: чайная посуда, самовар, изделия из

соленого теста: баранки, сушки, крендели.

Центр продуктивной деятельности:

Материалы для рисования, лепки, художественного труда.

Взаимодействие с семьей:

Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».

Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста».

Изготовление макета «Русская изба».

Сбор предметов для музея «Русская изба».

Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы)

6.

Результат проекта

1.Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.

2.Сплотился коллектив родителей и воспитателей.

3.Изготовлен макет русской избы (коллективная работа).

4. Развлечение «Посиделки».

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его

традициях.

1.

Подготовить презентации для детей и взрослых.

Используемая литература:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С

Комаровой, М. А Васильевой. М. Мозайка- синтез 2010

7.О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-

Пресс», 1998 – 24 с.

8.М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа»,

2003 – 256 с.

13.М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей

дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. :

Айрис-пресс, 2003.

14.2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. :

Детство-Пресс,2010.



В раздел образования