Напоминание

Одаренные дети и их социализация


Авторы: Астафьева Татьяна Михайловна, Константинова Екатерина Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 14
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Одаренные дети и их социализация
Раздел: начальное образование





Назад




ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ И ИХ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

(на примере МБОУ города Иркутска СОШ

с углубленным изучением отдельных предметов № 14)

Т. М. Астафьева, педагог - психолог

Е. А. Константинова, педагог – психолог

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В.А.Сухомлинский

Одарённость как феномен по-прежнему остается загадкой для большинства членов

общества.

Для

широкой

общественности

наиболее

важными

проблемами

являются

не

столько научные основания одарённости, сколько, прежде всего, их реальные жизненные

проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одарённых

детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Вопросами одарённости детей занимались зарубежные и отечественные психологи.

Известны крупные исследования в области психологии творческой одарённости американцев

Д. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Д. Кэррола и

Б.

Блума

их

последователями

была

разработана

методика

обучения

одарённых

детей.

Изучением особо одарённых детей занимался Ж. Брюно.

Проблемы

одарённости

изучали

и

отечественные

психологи:

Ларионова

Л.И.,

Матюшкин

А.М.,

Шумакова

Н.Б.,

Чистякова

Г.Д.

в

статье

«Творческая

одарённость

в

развитии познавательных структур», Юркевич В.С.

Отдельным аспектом изучения личности является рассмотрение различных отклонений

от

нормы

развития.

К

одним

из

таких

отклонений

можно

отнести

одарённость.

Исследователи

высших

способностей

отмечают,

что

одарённость

может

существенно

повлиять

на

становление

личности.

Поэтому

изучение

социализации

одарённых

детей

является актуальным направлением психологических исследований. Изучение этих данных и

применение

на

практике

путей

социализации

одарённых

детей

одно

из

важнейших

направлений деятельности педагогов. Одарённость подразделяется на виды:

Интеллектуальная

одарённость:

повышенная

любознательность

р ебенка,

исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и т.д.

Творческая

одарённость:

легкость

генерирования

идей,

способность

предлагать

качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д.

Академическая одарённость (избирательности интересов ребенка):

успешное обучение отдельным учебным предметам,

Художественно-эстетическая одарённость:

л и т е р а т у р н о - п о э т и ч е с к а я ,

изобразительная, музыкальная, хореографическая, актерская (сценическая);

Социальная или лидерская одарённость: легкость установления контактов и высокое

качество межличностных отношений;

Психомоторная

(т.е.

спортивная)

одарённость:

контроль

своих

движений

и

управление ими (моторные, сенсорные и когнитивные способности).

По форме проявления одарённость может быть явной, проявляющейся в деятельности

ребенка ярко и отчетливо, и скрытой, то есть одарённость есть, но остается незамеченной

окружающими.

Одарённых

детей

необходимо

выявлять

в

начальных

классах.

В

начальной

школе

учитель видит ребенка с различных сторон, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг, для того, чтобы

одарённость, прежде всего, увидеть. А, увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять

в нужное русло. Самое главное определиться в том, что это, прежде всего, необходимо

самому

ребенку,

его

родителям,

и

оказывать

всяческую

в

этом

помощь.

В

выявлении

одарённости у детей большую роль должны играть родители.

Педагогический коллектив МБОУ города Иркутска СОШ

с углубленным изучением

отдельных предметов № 14 работает над этой проблемой третий год.

Целью нашей

работы:

создание

условий

для

выявления,

поддержки,

обучения,

воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

изучение

научно-методической

и психолого-педагогической литературы по

данной проблеме;

создание

системы

целенаправленного

выявления

одарённых

и

способных

детей;

развитие

способностей

одарённых

детей

в

урочной

и

внеурочной

и

внеклассной деятельности.

Всего продиагностировано 142 учащихся четвертых классов

1.

Опрос родителей и учителей

2.

Исследование логического аспекта математического мышления.

3.

Определить

уровень

мыслительных

операций

(обобщение,

сравнение,

анализ,

выделение существенных признаков, исключение лишнего и аналогии).

4.

Тест на выявления тревожности.

5.

Социометрия.

Рис. 1 Результаты исследования логического аспекта математического мышления

Из рисунка видно, что высокий уровень логического мышления присутствует у 19%

детей. Эти дети выстраивают логические цепочки, выделяют закономерность.

Рис. 2 Результаты исследования мыслительных операций

Из рисунка 2 можно увидеть, что 34% четвероклассников обладают высоким уровнем

мыслительных

операций. Мышление

является

процессом

познавательной

деятельности

человека,

представляющим

собой

обобщенное

и

опосредствованное

отражение

деятельности.

Наиболее

существенные

изменения

в

младшем

школьном

возрасте

наблюдаются именно в области мышления, которое начинает приобретать абстрактный и

обобщенный характер.

Рис. 3 Результаты исследования тревожности у детей

Нередко среди одарённых встречаются дети с заниженной самооценкой; школьники,

отрицающие авторитеты и не умеющие прислушиваться к чужому мнению; застенчивые,

молчаливые, тревожные дети. Ученые отмечают, что проявление тех или иных черт личности

может

быть

обусловлено

типом

одарённости.

Наибольшее

влияние

на

формирование

одарённости

оказывают

Я-концепция,

самооценка,

мотивация

деятельности,

чье

формирование призвана осуществить современная школа.

В ходе проведения социометрии, выявлены звезды (лидеры) в классе, принимаемые

и изолированные. Настораживают изолированные дети:

Итого: из числа опрошенных - 9 человек в классах одиноки, что непременно может

сказываться, в том числе и на успеваемость учеников.

Рекомендации:

1.

Отсутствие

сравнений

ребенка

с

другими

учащимися,

акцент

делается

на

сравнение

с

самим

собою

(как

пример:

сравнение

выступлений

ученика

на

репетиции и на концерте, сравнение его собственных достижений за определенный

временной период);

2.

Повышение

самооценки

способствуют

снижению

тревожности

и

более

эффективной деятельности, поддержка и одобрение не могут быть чрезмерными,

если они заслужены;

3.

Целенаправленно создание «Ситуации успеха» - предоставление ребенку заданий,

которые ему по силам, акцент на успешности результата.

Литература:

1.

Матюшкин А.М. Загадки одарённости. - М.: Школа-пресс, 1998.

2.

Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. -

2010. - № 6. - с.29-33.

3.

Одарённые дети / Под ред. М. Карне. - М., 2009.

4.

Одарённые дети: выявление, развитие, поддержка. - Челябинск, 2001.

5.

Одарённые

дети:

проблемы

и

перспективы

/

Под

ред.

А.З.

Иоглевич.

-

Челябинск, 2013.



В раздел образования