Автор: Братчикова Елена Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОБУ ДО ЦДТ кружок «Рукотворное чудо»
Населённый пункт: Приморский край город Лесозаводск
Наименование материала: Общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности
Тема: «Волшебный мир творчества»
Раздел: дополнительное образование
Содержание
№
название
страница
Раздел№1« Комплекс основных характеристик программы.
1.1
.
Пояснительная записка.
1
1.2
Цель и задачи программы.
2
1.3
Содержание программы.
3-7
1.4
Планируемые результаты.
8
Раздел №2 «Комплекс организационно- педагогических условий программы».
2.1
Календарный учебный график.
9-12
2.2
Условия реализации программы.
13
2.3
Формы аттестации.
14
2.4
Оценочные материалы.
14-15
2.5
Методические материалы.
15
2.6
Список литературы.
17-18
Приложения.
19
1
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы».
1.1.Пояснительная записка
Общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Волшебный
мир
творчества»
имеет художественно-эстетическую
направленность.
Она
д а е т
возможность каждому воспитаннику открыть для себя волшебный мир декоративно-
прикладному
творчества,
проявить
и
реализовать
свои
творческие
способности.
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство благотворно
влияет
на
формирование
будущего
человека.
Программа
вводит
ребенка
в
удивительный
мир
творчества,
способствует
развитию
у
обучающихся
изобразительных,
художественно-конструкторских
способностей,
нестандартного
мышления. Творческой индивидуальности, коммуникативных способностей и служит
средством его социализации и самореализации.
Актуальность
образовательной
программы
«Волшебный
мир
творчества»,
проявляется
в
том,
что
она
ориентирует
обучающихся
на
творче ство,
самостоятельность
в
поисках
композиционных
решений,
в
выборе
способов
изготовления
творческих
работ.
Креативность.
Способствует
выявлению
индивидуальности каждого. Является комплексной и вариативной.
Отличительные особенности программы заключаются в использовании новых
образовательных технологий, которые позволяют работать с различными материалами;
в тесном переплетении содержания элементов народного прикладного искусства
с тенденциями современного дизайна;
в
знакомстве
с
новыми
материалами,
которые
упрощают
технологию
изготовления изделий и выигрывают в декоративности.
Программа «Волшебный мир творчества» рассчитана на детей в возрасте от
7
до
9
лет.
В
объединение
принимаются
дети
по
желанию,
в
том
числе
и
без
подготовки.
Срок освоения программы 1 год.
Программа включает в себя один уровень образования:
-ознакомительный уровень 1-й год обучения - 72ч (2 занятия в неделю по 1 часу);
Форма обучения – очная.
Обучающиеся делятся на постоянные группы, которые отличаются по уровню
подготовки.
Режим и периодичность занятий:
1-й год обучения – 2 занятия в неделю по 1 часу;
В процессе реализации программы используются следующие формы занятий.
Основной
формой
обучения
являются
групповые
занятия.
А
также
по
подгруппам и индивидуальные;
занятия проводятся в форме: игры, викторины, путешествия, интегрированные
занятия, посещение выставок, мастер-классы, участие в конкурсах разного уровня;
особое
внимание
уделяется
общественно-полезному
труду:
обучающиеся
выполняют задания для нужд кабинета, для подготовки выставочных экспонатов,
коллективных работ, сувениров для проведения мероприятий МОБУ ДО ЦДТ ЛГО.
1.2.
Цель
программы
–
знакомство
с
основами
теоретических
знаний
и
практических
умений
в
таких
видах
декоративно-прикладного
творчества
как:
вышивка,
мягкая
игрушка,
аппликация,
бисероплетение,
бумагопластика,
лепка.
Создание условий для социализации и творческой самореализации ребенка.
2
Задачи программы.
Личностные (воспитательные):
- приобщить детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство
общечеловеческой
культуры,
формировать
потребность
к
развитию
внутренней
свободы
ребенка,
способности
к
объективной
самооценке
и
самореализации
поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
-
воспитывать
уважительное
отношение
между
членами
коллектива
в
совместной творческой деятельности.
Метапредметные(развивающие):
-
развивать
индивидуальные
способности
учащихся,
и
потребность
в
их
реализации, способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках
решений и генерирования идей;
- развивать художественные навыки и умения, коммуникативные способности
детей в процессе обучения.
Предметные (обучающие):
-
обучить
технологиям
разных
видов
рукоделия,
основам
знаний
в
области
композиции,
формообразования,
цветоведения
декоративно-прикладного
искусства,
навыкам учебно-исследовательской работы;
- формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями
при обработке различных материалов и умения выполнять задуманные изделия в
материале по собственным проектам.
3
1.3.Содержание программы
Учебный план
Ознакомительный уровень
Цель: Создание условий для творческого и нравственного развития детей,
ориентирование в предметно-практической деятельности, изучение элементарных
основ в таких видах декоративно-прикладного творчества, как аппликация, оригами,
лепка, бумагопластика, мягкая игрушка, плетение из бисера.
Специфика реализации программы: массовая.
Категория обучающихся: обучающиеся 1 года обучения
Количество обучающихся: от 15 до 25 человек
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Особенности организации образовательного процесса: на основе сетевого
взаимодействия с общеобразовательными организациями Лесозаводского городского
округа
Объем часов (трудоемкость): 72 часа.
Форма обучения: очная.
Режим обучения: 2 занятия в неделю по 1 часу (36 учебных недель)
Место обучения: МОБУ ДО ЦДТ ЛГО
№
пп
Название модуля/раздела
Количество часов
Всего
Теория
Практика
I.
Работа с бумагой и картоном.
16
3
13
1
Введение. Виды бумаги и картона.
0.5
0.5
2
Аппликация. Основы композиции.
4
1
3
3
Конструирование игрушек из бумаги.
4.5
0.5
4
4
Торцевание.
3.5
0.5
3
5
Квиллинг.
3.5
0.5
3
II.
Лепка.
16
2
14
1
Введение. Основы цветоведения, композиции.
1.5
0.5
1
2
Аппликация из пластилиновых шариков.
5.5
0.5
5
3
Лепка из пластилина объемных форм.
4.5
0.5
4
4
Обратная аппликация.
4.5
0.5
4
III
.
Вышивка.
12
2
10
1
Введение. Простые швы.
2.5
0.5
2
2
Контурное вышивание (шов «вперед иголкой»).
4.5
0.5
4
3
Контурные композиции.
5
01
4
IV.
Мягкая игрушка.
18
2
16
1
Введение. Игрушки простого кроя.
1.5
0.5
1
2
Приёмы раскроя, соединения, набивки деталей.
1.5
0.5
1
3
Игрушки из кругов.
10.5
0.5
10
4
Оформление игрушки.
4.5
0.5
4
V
Работа с бисером.
10
2
8
1
Введение.
Материалы,
приспособления
и
0.5
0.5
4
приемы работы с бисером.
2
Параллельное низание.
4.5
0.5
4
3
Составление бисерных композиций.
5
1
4
Всего часов:
72
11
61
Содержание программы модуля.
Модуль «Работа с бумагой и картоном»
Раздел 1. Введение. Виды бумаги и картона.
Знакомство с Центром детского творчества, с условиями занятий, с правилами
внутреннего распорядка. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной
защите. Организация рабочего места. Бумага, ее виды. Природные свойства бумаги.
Знакомство с инструментами и материалами: ножницами, клеем, кисточкой. Отработка
навыка аккуратного и экономного отрезания: полоска, квадрат, треугольник.
Практическая
работа: отработка
приемов:
надрезание,
вырезание
путем
складывания, вырезание путем сложения. Умение планировать работу, организовывать
ее последовательное исполнение.
Раздел 2. Аппликация. Основы композиции.
Знакомство
с
разными
техниками
аппликации,
а
также
с
различными
материалами,
используемыми
в
данном
виде
прикладного
искусства.
Основы
композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов;
работа с шаблонами. Создание простых композиций.
Раздел 3. Конструирование игрушек из бумаги.
Игрушки из полосок. Формообразование бумажных полосок в геометрические
фигуры, из которых создаются игрушки.
Практическая работа: изготовление зайца, кота, рыбки, птицы.
Раздел 4. Торцевание.
Способность
бумаги
сохранять
придаваемую
ей
форму,
известный
запас
прочности. Торцевание. Приемы работы. Знакомство с инструментами и материалами.
Отработка навыка аккуратного и экономного вклеивания заготовки.
Практическая
работа: отработка
приемов
торцевания.
Умение
планировать
работу, организовывать ее последовательное исполнение.
Раздел 5. Квиллинг.
Знакомство
с
историей
возникновения
квиллинга
(бумажная
филигрань).
Техника скручивания бумажной ленты. Формы элементов: петля, капля, круг, спираль,
перо, треугольная, квадратная.
Практическая работа: изготовление панно по нарисованным эскизам.
Модуль «Лепка».
Раздел 1. Введение. Основы цветоведения, композиции.
Инструктаж
по
технике
безопасности
при
работе
с
инструментами
и
материалами. Организация рабочего места. Правила работы с пластилином. Способы
лепки (конструктивный, пластический, комбинированный). Цветовой круг. Теплые и
холодные цвета. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в
определенной системе.
5
Практическая работа: отработка приемов лепки выполнение упражнений на
гармоничное
сочетание
цветов,
подбор
цветов
по
колориту.
Выполнение
композиционных схем.
Раздел 2.Аппликация из пластилиновых шариков.
Пластилиновые шарики. Подготовка эскиза, основы, фона. Заполнение рисунка
пластилиновыми шариками.
Практическая работа: изготовление панно «Аквариум».
Раздел 3.Лепка из пластилина объемных форм.
Лепка из пластилина конструктивным способом: техника шара, жгута, листа.
Отминка, формовка по модели, резьба по шаблону и т.д..
Практическая
работа:
лепка
из
пластилина
фруктов,
овощей,
грибов
и
растений. Объемная композиция «Фрукты на блюде».
Раздел 4.Обратная аппликация.
Цветовое решение работы. Техника нанесения пластилина на контур работы.
Следить за целостностью контура.
Практическая работа: подготовка эскиза, основы, фона. Заполнение контура
рисунка пластилином.
Модуль «Вышивка».
Раздел 1. Введение. Простые швы.
Инструктаж
по
технике
безопасности
при
работе
с
инструментами
и
материалами.
Организация
рабочего
места История
возникновения
вышивки.
Операционные средства: дидактический материал, образцы швов, карточки задания.
Практическая
работа: освоение
простых
вышивальных
швов
(«вперед
иголкой», «строчка»).
Раздел 2. Контурное вышивание.
Выполнять строчку по размеченному контуру швом «вперед иголкой».
Практическая работа: изготовление панно «Грибок».
Раздел 3. Контурные композиции.
Пропорциональность
и
ритм,
масштабность,
цвет
и
цветовые
сочетания
в
простых композициях.
Практическая
работа: вышивание композиции «Морское дно» швом «вперед
иголкой».
Модуль «Мягкая игрушка».
Раздел 1. Введение. Игрушки простого кроя.
Инструктаж
по
технике
безопасности
при
работе
с
инструментами
и
материалами.
Организация
рабочего
места.
Разнообразие
игрушек.
История
возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки. Перечень необходимых
материалов и инструментов для работы. Правила работы с острыми, режущими и
колющими предметами (ножницы, шило, игла). Порядок расположения инструментов
на рабочем столе.
Практическая работа: знакомство с основными видами ручных швов. Выбор
ткани для пошива игрушек.
Раздел 2. Приёмы раскроя, соединения, набивки деталей.
6
Организация
рабочего
места.
Последовательность
выполнения
работы.
Материал для набивки.
Практическая
работа: изготовление
шаблона,
крой,
сшивание,
набивка,
игрушки.
Раздел 3. Игрушки из кругов.
Теория: показ образцов, из каких деталей состоит (круг), подбор материала,
последовательность выполнения работы. Потайной шов (применяется для соединения
деталей игрушки между собой).
Практическая
работа: изготовление
шаблона,
крой,
сшивание,
набивка,
оформление игрушки «Кролик».
Раздел 4. Оформление игрушки.
Проектирование
игрушки:
выбор
материала,
составление
эскиза,
раскрой
деталей, варианты оформления игрушки.
Практическая работа: оформление игрушки по собственному эскизу (колобок,
смайлик, смешарик и др.).
Модуль «Работа с бисером».
Раздел
1.
Введение.
Материалы,
приспособления
и
приемы
работы
с
бисером.
Инструктаж
по
технике
безопасности
при
работе
с
инструментами
и
материалами. Организация рабочего места. История бисерных украшений. Язык и
символика цвета. Все, что нужно для работы. Техники бисероплетения. Низание на
капроновые нити. Знакомство с орнаментом.
Практическая
работа: нарабатывание
навыков
низания.
Построение
и
зарисовка
орнамента.
Выполнение
орнаментов
на
капроновой
нити.
Плетение
браслетов, «фенечек», кулонов, брошек.
Раздел 2. Параллельное низание.
Основное применение параллельного низания. Особенности метода.
Практическая работа: низание браслета простой формы.
Раздел 3. Составление бисерных композиций.
Основные
приёмы
бисероплетения,
используемые
для
изготовления
цветов:
параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов.
Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: ромашка, тюльпан,
корзина с цветами.
Практическая
работа: выполнение
отдельных
элементов
цветов.
Сборка
изделий: ромашка, корзина с цветами.
7
1.4.Планируемые результаты.
В результате ознакомительного уровня (1 год обучения) учащиеся будут
знать:
-
правила безопасной работы в кабинете;
-
правила техники безопасности с колюще-режущими инструментами;
-
выразительные средства и художественно-композиционные приемы;
-
технологию выполнения аппликации;
-
разные способы и приемы работы с пластилином, бумагой, тканью;
-
технологию плетения из бисера.
-
В результате ознакомительного уровня (1 год обучения) учащиеся будут
уметь:
- пользоваться инструментами: ножницы, стеками, иглы, наперстком, пяльцами,
карандашами, кистью, палитрой;
-
подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
-
резать бумагу и картон по шаблону и без него;
-
составлять композиции, комбинировать детали;
-
применять основные приемы шитья и плетения;
-
применять различные способы лепки.
Будут иметь представление о многообразии видов Декоративно прикладного
искусства.
У
них
будут
развиты
образное
мышление
при
создании
ярких
образов,
воображение, творческая активность, фантазия,
Будут обладать следующими качествами:
-самостоятельно мышление, умение отстаивать своё мнение;
-ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду.
В
процессе
реализации
данной
программы
разовьются
способности
к
самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к
самостоятельной
и
ответственной
деятельности
в
различных
сферах,
произойдет
знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга.
Чередование
занятий
разных
видов
творческой
деятельности
дает
обучающемуся
возможность найти себя в одной из разновидностей творчества.
8
Раздел № 2.Комплекс организационно-педагогических условий программы.
2.1. Календарный учебный график.
Ознакомительный уровень
Модуль/разд
ел
Тема занятия
Форма
занятий
Кол
-во
час
ов
Дата
проведен
ия
(группы)
Форма контроля
№1
№2
Работа с бумагой и картоном.
Введение.
Виды бумаги
и картона.
1. Техника
безопасности.
Знакомство с
разными
техниками
бумагопластики.
Беседа.
0.5
Педагогическое
наблюдение.
Собеседование.
2. Виды бумаги
и картона.
Аппликация.
Основы
композиции.
1. Техника
безопасности.
Знакомство с
разными
техниками
аппликации.
Репродукти
вная форма
занятия.
Творческое
задание.
1
2. Объемная
аппликация.
1
3. Обрывная
аппликация.
1
4. Простая
композиция.
1
Конструиров
ание
игрушек из
бумаги.
5.Техника
безопасности.
И г р у ш к и
и з
полосок.
Беседа.
1
Практическое
самостоятельное
задание.
Педагогическое
наблюдение.
2.Формообразов
ание бумажных
полосок в
геометрические
фигуры.
Репродукти
вная форма
занятия.
1
3.Практическая
работа:
изготовление
з а й ц а ,
к о т а ,
рыбки, птицы.
Репродукти
вная форма
занятия.
Творческое
2
9
задание.
Торцевание.
1. Техника
безопасности.
Инструменты и
приспособления.
Беседа.
0.5
Педагогическое
наблюдение.
Выполнение
практического
задания.
2. Приемы
торцевания.
Репродукти
вная форма
занятия.
0.5
3. Изделия в
технике
торцевания.
2.5
Квиллинг.
1. Техника
безопасности.
Техника
скручивания
ролов.
Беседа.
0.5
Педагогическое
наблюдение.
Собеседование.
Отбор работы на
выставку.
2. Простые
элементы: петля,
капля, круг.
Репродукти
вная форма
занятия.
0.5
3. Поделки в
технике
квиллинг.
Творческое
задание.
2.5
Лепка
Введение.
Основы
цветоведения
, композиции
1. Техника
безопасности.
Знакомство с
приемами лепки.
Цветовой круг.
Беседа.
0.5
Педагогическое
наблюдение.
2.Основы
композиции.
1
Аппликация
из
пластилинов
ых шариков.
1. Техника
безопасности.
Приемы
изготовления
шариков из
пластилина.
Беседа.
Репродукти
вная форма
занятия.
0.5
Педагогическое
наблюдение.
2. Заполнение
форм шариками.
1
3. Изготовление
аппликации.
Творческое
задание.
4
Лепка из
пластилина
объемных
форм.
1 .
Т е х н и к а
безопасности.
Л е п к а
и з
пластилина
конструктивным
способом:
Беседа.
0.5
Тестирование.
10
техника
шара,
жгута, листа.
Репродукти
вное
занятие.
Педагогическое
наблюдение.
Отбор работы на
выставку.
2. Отминка,
формовка по
модели, резьба
по шаблону и
т.д.
1
3.
Изготовление
композиции
« Ф р у к т ы
н а
блюде».
3
Обратная
аппликация.
1.Техника
безопасности.
Техника
нанесения
пластилина
на
контур работы.
Беседа.
0.5
Тестирование.
2.Подготовка
эскиза
панно.
Заполнение
контура
панно
пластилином.
Творческое
задание.
4
Вышивка
Введение.
Простые
швы.
1.Техника
безопасности.
История
возникновения
вышивки.
Беседа.
1
Педагогическое
наблюдение.
Тестирование.
2.Простые швы.
Репродукти
вное
занятие.
1.5
Контурное
вышивание.
1.Приемы и
правила
контурного
вышивания.
(Шов «вперед
иголкой»)
0.5
2.Отработка
приемов.
4
Контурные
композиции.
1.Вышивание
композиций на
выбор.
Творческое
задание.
5
Отбор работы на
выставку.
Мягкая игрушка
Введение.
Игрушки
простого
кроя.
1. Техника
безопасности.
История и
назначение
Беседа.
0.5
Педагогическое
11
мягкой игрушки.
Перечень
необходимых
материалов и
инструментов
для работы.
Виды швов.
Выставка
изделий.
наблюдение.
Собеседование.
2. Игрушки
простого кроя.
Выставка-
презентация
.
1
Приёмы
раскроя,
соединения,
набивки
деталей
1.Изготовление
шаблона, крой.
Репродукти
вное
занятие.
0.5
Тестирование
2. Сшивание,
набивка,
игрушки.
1
Игрушки из
кругов
1.Последователь
ность
выполнения
работы.
Творческое
задание.
0.5
Педагогическое
наблюдение.
2.Потайной шов
(применяется
для соединения
деталей
игрушки между
собой).
1
3.Пошив
игрушек.
9
Выполнение
практического
задания.
Оформление
игрушки.
1.Составление
эскиза
оформления
игрушки.
Творческое
задание.
0.5
Педагогическое
наблюдение.
2. Изготовление
аксессуаров для
оформления
игрушки.
4
Работа с бисером.
Введение.
Материалы,
приспособле
н и я
и
приемы
р а б о т ы
с
бисером.
1.История
бисерных
украшений. Все,
что
нужно
для
работы.
Беседа.
Выставка-
презентация
.
0.5
Собеседование.
2.Техники
бисероплетения.
1.Техника
0.5
12
Параллельно
е низание.
параллельного
низания.
Репродукти
вное
занятие.
Педагогическоенабл
юдение.
2.Практическое
освоение
параллельного
низания
4
Составление
бисерных
композиций.
1.Основные
п р и ё м ы
в
составлении
композиций.
Беседа.
0.5
Тестирование.
2.Выполнение
отдельных
элементов
цветов.
Творческое
задание.
3.5
3.Сборка
ромашки.
1
Итого:
72
2.2. Условия реализации программы.
Для организации грамотного проведения учебного процесса необходимо иметь
учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и
учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и
наглядных пособий.
В качестве дидактического материала необходимо иметь хорошо оформленные
схемы изделий и образцы этих изделий для показа обучающимся.
Необходимым
условием
реализации
программы
является
также
совместное
посещение
обучающихся
и
родителей
в
свободное
время
-
музеев,
выставок
декоративно-прикладного искусства, выставок-ярмарок народного творчества.
Особое
внимание
уделяется
общественно-полезному
труду:
обучающиеся
выполняют задания для нужд кабинета, для подготовки выставочных экспонатов,
коллективных работ, сувениров для проведения мероприятий МОБУ ДО ЦДТ ЛГО.
В
р а б о т е
у ч т е н ы
с л е д у ю щ и е особенности
организации
учебно-
воспитательного процесса:
-
обучающиеся приходят на занятия, согласно расписанию, в удобное для
них время;
-
обучение организуется на добровольных началах;
-
обучающимся
предоставляется
возможность
сочетать
различные
виды
деятельности и формы занятий;
-
учебный
материал
подбирается
с
учетом
возрастных,
индивидуальных
особенностей детей и темой занятий;
В
ходе
реализации
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
используются различные педагогические методы и приёмы:
Приоритет отдается активным формам преподавания:
Практическим: упражнения, практические работы.
13
Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов.
Нестандартным:
проектная
деятельность,
конкурс,
выставка-презентация,
викторина, аукцион, чаепитие.
Преподавание
материала
по
«восходящей
спирали»,
то
есть
периодическое
возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания
соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические
задания
и
технологические
приемы
подкрепляются
практическим
применением
к
жизни.
Также в работе активно применяются новые педагогические технологии как то:
технология
блочно-модульного
обучения,
технология
проектной
деятельности,
здоровьесберегающая технология.
2.3. Формы аттестации.
В данной программе используются приёмы педагогического контроля, оценки и
стимулирования творческой деятельности ребенка. Контроль позволяет определить
эффективность обучения по каждой теме; обсудить результаты, внести изменения в
учебный процесс. Контроль позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты
своего труда, выявить одарённых детей, что создаёт хороший психологический климат
в коллективе.
Контроль проводится в следующих формах:
-
собеседование;
-
педагогическое наблюдение.
-
Тестирование, анкетирование;
-
участие в выставках, конкурсах;
Образовательные
результаты
по
данной
программе
можно
отследить:
по
аналитическим
справкам,
готовым
работам,
грамотам,
журналам
посещаемости,
материалам
анкетирования
и
тестирования,
методическим
разработкам,
статьям,
отзывам детей и родителей, свидетельствам, сертификатам, дипломам.
Творческие результаты и достижения в течение учебного года воспитанники
представляют
на
различных
выставках,
конкурсах,
фестивалях,
городских,
региональных
и
международных
уровнях.
Итоговый
отчет
работы
объединения
«Волшебный мир творчества» представлен в форме аналитической справки и итоговой
отчетной
выставки. В
течение
всего
обучения
по
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
педагогом
ведётся
самостоятельная
диагностика
результативности по реализации развивающих и воспитательных задач. Показателями
эффективной реализации программы являются устойчивый интерес к декоративно-
прикладному
искусству,
стремление
к
самостоятельной
творческой
деятельности,
эстетическое
восприятие
произведений
искусства,
доведение
ручных
операций
от
простейших до выполнения сложных техник украшений. К программе прилагаются
итоговые таблицы оценки уровня их реализации.
2.4. Оценочные материалы:
В течение всего обучения по дополнительной общеобразовательной программе
педагогом
ведётся
самостоятельная
диагностика
результативности
по
реализации
развивающих и воспитательных задач, для чего используются приёмы педагогического
14
контроля, оценки и стимулирования творческой деятельности ребенка.
Это позволяет
своевременно
корректировать
пробелы
в
знаниях
и
умениях
приобретенных
на
занятиях. Уровень приобретённых детьми умений и навыков оценивается на каждом
этапе выполнения заданий. Основным способом проверки постепенно приобретаемых
в
процессе
обучения
практических
умений
и
навыков,
является
наблюдение
за
деятельностью
детей
во
время
выполнения
заданий.
К
программе
прилагаются
итоговые таблицы оценки уровня их реализации.
Сроки.
Виды деятельности.
Формы контроля и
оценки результатов.
1 - й
г о д
обучения ,
I полугодие
Приемы
аккуратного
нарезания
бумаги.
Основные
приемы
складывания
бумаги.
Понятие
об
орнаменте.
Применение
орнаментов в аппликации.
Практическая
зачетная
работа. Педагогическое
наблюдение.
1 - й
г о д
обучения,
IIполугодие
Основные
приемы
лепки
из
пластилина:
прищипывание, «печатание», копирование с
натуры.
Выполнение
практического
задания,
собеседование.
2.5. Методические материалы.
Методическое сопровождение
учебной работы педагога:
- методика контроля усвоения учащимися учебного материала;
- методика диагностики (стимулирования) творческой активности учащихся;
- авторские методики проведения занятия по конкретной теме;
- методы обновления содержания образовательного процесса;
воспитательной работы педагога:
- методика формирования детского коллектива;
- методика выявления неформального лидера в детском коллективе;
- методика организации воспитательной работы;
работы педагога по организации учебного процесса:
- методика комплектования учебной группы;
- методика анализа результатов деятельности;
массовой работы:
-
методика
организации
и
проведения
массового
мероприятия
(выставки,
конкурса, соревнования, праздника, игровой программы);
- план и методика проведения родительского собрания;
- сценарный план проведения «Дня открытых дверей» и т.п.
Виды методической продукции:
- методические разработки и планы-конспекты занятий;
- методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
-методические
описания
изучаемых
технологий
Декоративно-прикладное
искусство;
-
методические
пособия
по
различным
техникам;
Декоративно-прикладное
искусство;
- рефераты.
Виды дидактических материалов
15
Для
обеспечения
наглядности
и
доступности
изучаемого
материала
педагог
может использовать наглядные пособия следующих видов:
- объёмный (макеты и муляжи растений и их плодов, образцы изделий);
-
схематический
или
символический
(оформленные
стенды
и
планшеты,
таблицы,
схемы,
рисунки,
графики,
плакаты,
диаграммы,
выкройки,
чертежи,
развертки, шаблоны и т.п.);
- картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, фотоматериалы
и др.);
- звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);
- смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
- дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал,
вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания,
упражнения и др.);
- обучающие прикладные программы в электронном виде (CD, дискеты);
- учебники, учебные пособия, журналы, книги;
- тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.
16
2.6. Список литературы.
1.
Антипова М. «Соленое тесто. Красивые вещи своими руками», - М., 2007
2.
Гусева И.В. «Соленое тесто: лепка и роспись», - М., 2005.
3.
Прушковская М. «Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги»,
перевод с польского, - М., 2006
4.
Носова Т. Подарки и игрушки своими руками. - М., 2008г.
5.
Столяров Ю.С. Уроки Творчества.- М.: Педагогика, 1981г.
6.
Литке Н.А., Морозова Ю.Н. Цветные деревья из бисера. – М.: Изд. «Мир
книги», 2010г. (Серия «Мастер класс по бисеру» - 22 книги).
7.
Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. Торцевание – Волгоград:
Изд. «Учитель», 2010г.
8.
Котова И.Н. Бисер. Гармония Цветов. – С-Пб: Изд. «МиМ», 1997г.
9.
Анна Зайцева. Искусство квилинга: Магия бумажных лент. - Издательство
М.: Эксмо, 2010.
10.
Джанет Уилсон. Цветы из бумажных лент: Открытки, сувениры, подарки.
«Издательская группа «Контент», 2008.
11.
Донателла Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. - М.: ООО ТД
«Издательство Мир книги», 2009
12.
Буйлова Л.Н., Филиппова Е.А. Современные педагогические технологии в
дополнительном образовании детей: Учебно-методическое пособие. – МИФИ, 1999.
13.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. -
«Аким»,1997.
14.
Бумажные цветы.Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1996.
15.
Оригами. Искусство складывания из бумаги. - Москва, Японская
Ассоциация
16.
Вышивка лентами / Глав.ред. SueGardner; пер. с англ. – М.: Издательство
Ниола-Пресс, 2008. -128 с.: ил. – (Школа вышивки)
17.
Гаврилова В. Ю. Вышивка лентами. Шаг за шагом. – 2-е изд., стер.
Харьков: Книжный клуб; Белгород: ООО Книжный клуб, 2008. – 64 с.: ил.
18.
Гиб Х. Изысканные цветы из лент. Пер. с англ. – М.: Кристина Новый век,
2007. – 160 с.: ил. – Украшение и аксессуары. Винтаж и современность
19.
Дафтер Х. Фантазии из шелковых ленточек. Пер. с англ. У. Сапциной. – М.:
ЗАО Издательская группа Контэнт, 2007. – 158 с.: ил. (12) л. цв. ил.
20.
Дебора Х. Цветочные фантазии из лент. Пер. с англ. – М.: Мой мир
ГмбХ&Ко. КГ. 2007. - 96 с.: ил.
21.
Диван Никерс. Рельефная вышивка ленточками и нитками. Орнаменты.
Животные. Цветы. Пер. с англ У. Сапциной. – М.: Кристина – Новый век, 2007. – 160
с.: ил. – Возрождение традиций. Уроки мастерства
22.
Элен Кокс. Вышивка шелковыми лентами. Пер. с англ. – М.: Кристина –
Новый век, 2007. – 92 с.: ил. – Возрождение традиций. Уроки мастерства
23.
Лэмп Д. Цветочные фантазии: Вышитые картины и аксессуары. – М.: ЗАО
Издательская группа Контэнт, 2008. – 96 с.: ил. (16) л. цв. ил.
24.
Уильямс М. Шелковая лента. Пер. с англ. Н.Рейн. – М.: Изд-во ЭКСМО-
пресс, 2008. – 128 с.: ил. – ( Школа изящных рукоделий)
17
25.
Фидио Д. К. Вышиваем оригинальные подарки и украшения / Джина
Кристанини Ди Фидио, Вилма Стребелло Беллини; пер. с итал. - М.: ЗАО Издательская
группа Контэнт, 2009. – 63 с.: цв. ил.
26.
Чиотти Д. Украшения из шелковых лент / пер. с итал. Г.В. Кирсановой. –
М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2007. – 96с.: цв. ил.
27.
Чернова А.Г. Искусство вышивки лентами / А.Г. Чернова, Е.В. Чернова. –
Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 157 с.: ил. (8) л. цв. ил. – (Город мастеров)
28.
Шереминская Л.Т. Школа вышивки шелковыми лентами – М.: Эксмо, 2007.
– 224 с.: ил. – (Полный справочник рукодельницы)
29.
Эрикссон Э. Шелковые фантазии. Искусство вышивки лентами / Элен
Эрикссон – М.: Альбом, 2008. – 137 с.: ил.
Список литературы для учащихся.
30.
Вышивка лентами / глав.ред. SueGardner; пер. с англ. – М.: Издательство
Ниола-Пресс, 2008. -128 с.: ил. – (Школа вышивки)
31.
Гиб Х. Изысканные цветы из лент /; пер. с англ. – М.: Кристина – Новый
век, 2007. – 160 с.: ил. – Украшение и аксессуары. Винтаж и современность
32.
Дебора Х Цветочные фантазии из лент. Пер. с англ. – М.: Мой мир
ГмбХ&Ко. КГ. 2007. - 96 с.: ил.
33.
Деньщенкова Л.В. Вышивка ленточками. М.: Эксмо, 2008. – 64 с.: ил. -
(Азбука рукоделия).
34.
Доброва Е.В. Цветочные композиции: Вышиваем лентами. – М.: ООО ТД
Издательство Мир книги, 2006. – 240 с.: цв. вкл. 16 с.
35.
Уильямс М. Шелковая лента. Пер. с англ. Н.Рейн. – М.: Изд-во ЭКСМО-
пресс, 2008. – 128 с.: ил. – ( Школа изящных рукоделий)
36.
Чиотти Д. Украшения из шелковых лент / пер. с итал. Г.В. Кирсановой. –
М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2007. – 96с.: цв.
18
Приложения
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе
«Волшебный мир творчества»
19