Автор: Жмурова Татьяна Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: п.Новая Игирма, Нижнеилимский район, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-обзор «Этих дней не смолкнет слово» (по повести В. Быкова) 11 класс
Раздел: среднее образование
Тема: Урок-обзор «Этих дней не смолкнет слово» (по повести В. Быкова) 11 класс
Цель: 1. Дать обзор повестей В. Быкова
2. отработать навыки пересказа, находить сюжет произведения
3. Воспитывать у учащихся любовь к чтению произведений о войне.
Оборудование: 1. Портрет писателя
2. Выставка книг произведений о войне В. Быкова
Ход урока
1.
Объявление цели урока. Эпиграф к уроку (стр.8)
2.
Слово учителя о начале войны
На следующий день после начала войны в Москве собрался внеочередной съезд
писателей, выступил с речью А. Фадеев и сказал: «Писатели Советской страны
знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас ведут сражение
пером, многие – с оружием в руках»
Перо было приравнено к штыку.
А.В.Быкову было всего 18 лет, когда он был призван в армию, Он закончил
пехотное училище и младшим лейтенантом попал на фронт, где служил сначала в
пехоте, а потом в артиллерии. Трудной была его судьба. Был бой, ранение. В полку
его посчитали погибшим и отправили домой похоронку. Но молодой лейтенант
чудом остался жив.
После войны В. Быков стал писателем. Его книги- книги о войне.
Что привело В. Быкова и других писателей-фронтовиков к военной теме?
Каких военных писателей, пишущих о войне вы знаете?
Слова Адамовича.
Слова Ч. Айтматова
Главный источник книг В. Быкова о войне – его собственный опыт.
3.
Обзор повестей В. Быкова (работа по группам, домашнее задание) Выступление
групп
1-ая группа - «Альпийская баллада»
2 –ая группа «Сотников»
3 – я группа «Знак беды»
4 –ая «Обелиск»
Вопросы к повести В. Быкова «Дожить до рассвета»
1.
С какими событиями на фронте связаны события повести?
2.
Характеристикам лейтенанта Ивановского
3.
По каким художественным деталям можно судить о лейтенанте Ивановском?
4.
Как изображён в повести Петр Пивоваров?
5.
Чем объяснить его поведение?
6.
С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ АВТОР ВВЕЛ ЭТОТ ПЕРСОНАЖ?
4.
Домашнее задание: Написать небольшое сочинение на тему: «В чем вы
видите мужество лейтенанта Ивановского?»