Автор: Родина Елена Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№ 75
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционные методы и приёмы в развитие связной речи с детьми ОВЗ.
Раздел: дошкольное образование
Родина Елена Ивановна
учитель-логопед МБДОУ детского сада № 75 «Солнышко» г. Ульяновска
Коррекционные методы и приёмы в развитие связной речи с детьми ОВЗ.
Проблема развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
(ОНР)
—
одна
из
важнейших
проблем
современной
педагогики.
Основная
задача
педагогов
заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность, познавательную и
творческую активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять
потребность в познании, самовыражении, творческой конструктивной деятельности. Современные
условия
диктуют
новые
требования
к
человеку:
сегодня
востребованы
активные,
коммуникабельные,
творческие
личности,
способные
масштабно
мыслить
и
действовать.
Искусство
анимации
представляет
собой
совокупность
различных
видов
деятельности,
формирующих гармонично развитую личность. Этим объясняется высокая актуальность данной
темы.
Детям с общим недоразвитием речи трудно строить взаимоотношения с окружающими.
Часто
у
них
нет
желания
вступать
в
контакт,
они
безынициативны,
замкнуты.
Важно
организовывать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы дети смогли проявить
познавательную и речевую активность. К числу важнейших задач коррекционной работы с
дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи, относится формирование у них связной
речи.
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены
недоразвитием
основных
компонентов
языковой
системы:
фонетико-фонематического,
грамматического,
лексического,
недостаточной
сформированностью
произносительной
(звуковой) и семантической (смысловой) стороны речи. Наличие у детей вторичных отклонений
в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения и др.) создаёт
дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Развитие связной речи у детей ОНР является трудным процессом, требующим использования
особых методических приемов. Дети должны научиться не только пользоваться определенными
словами
и
выражениями,
но
они
должны
вооружиться
средствами,
позволяющими
самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей
опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и
обобщать явления окружающей жизни.
Одной
из
главных
задач
в
работе
по
развитию
связной
речи
у
детей
является
необходимость правильного выбора методов и приемов обучения.
1)
Наглядный
метод -
является
источником
информации
для
высказывания,
средством
накопления знаний, подсказывает ход изложения мыслей, структуру текста. С этой целью
детям
предлагаются
в
начале
обучения
картинки,
серии
сюжетных
картинок,
позже
схематичные картинки, условно-наглядные схемы.
2) К основным методам обучения детей связной речи относится словесный метод – обучение
пересказу,
рассказыванию
(о
предметах,
по
картинам
и
т.д.)
и
устному
сочинению
по
воображению. В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы,
как:
изложение
информации,
активизация
внимания,
приемы
ускорения
запоминания
(мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения
главного.
2)
Основным и самым важным видом деятельности, присущим ребенку, является игра, поэтому
игровой
метод в
развитии
связной
речи
занимает
большое
место.
К
ним
относится
дидактические, развивающие, пальчиковые игры, а также игровые упражнения.
Таким образом, в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи,
используя метод наглядного моделирования применяются следующие методические приемы:
схемы рассказов; вопросы к детям; игровые упражнения; договаривание фразы, предложения и
т.п.
Наглядное
моделирование –
это
воспроизведение
существенных
свойств
изучаемого
объекта, создание его заместителя и работа с ним. Схемы служат своеобразным зрительным
планом
для
создания
монологов,
помогают
детям
выстраивать:
строение
рассказа,
последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Одновременно
решают следующие задачи: развитие основных психических процессов – памяти, внимания,
восприятия, мышления, особенно, образного.
Большую роль в развитии ребенка-дошкольника с ОНР играют мультфильмы.
Мультипликация,
или
анимация,
-
это
вид
современного
искусства,
который
обладает
чрезвычайно
высоким
потенциалом
познавательного,
художественно-эстетического,
нравственно-эмоционального воздействия на детей старшего дошкольного возраста, а также
широкими
образовательно-воспитательными
возможностями. Метод
мульттерапии
является
основой для работы многих мультстудий по всей России. В рамках деятельности по созданию
мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности:
игровая,
познавательно-исследовательская,
коммуникативная,
продуктивная.
Он
хорошо
зарекомендовал себя в работе с детьми: ОВЗ (тяжёлые нарушения речи, умственная отсталость,
РДА, нарушения слуха, заболевания ОДА и др.); нарушения эмоционально-волевой сферы;
нарушения когнитивной сферы; нарушения поведенческой сферы; дети из неблагополучных
детей; а так же здоровые дети, в качестве универсального развивающего метода.
Мульттерапия, как часть арт-терапии, основывается на том, что реализация творческого
потенциала
личности
дает
мощный
ресурс,
который
помогает
справиться
с
речевыми
проблемами у детей с ОНР. В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние
на становление личности дошкольника, его познавательную и речевую активность является
развитие информационно-коммуникационных технологий.
Анимация – технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных
объектов
создавать
иллюзию
движения;
наиболее
популярная
форма
–
мультипликация,
представляющая собой серию рисованных изображений. Мультипликация представляет собой
сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, является сложным
процессом воздействия на личность ребенка, с особой силой воздействует на его воображение.
При
грамотном
педагогическом
подходе,
интерес
ребенка
к
мультфильмам,
стремление
к
созданию
собственного
мультипликационного
продукта
можно
использовать
в
качестве
средства
развития
познавательной,
творческой,
речевой
активности
детей
дошкольного
возраста.
Кроме того, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного
образования,
который
предписывает
развитие
дошкольника
в
пяти
образовательных
областях,
данная
деятельно сть
позволяет
решать
з а д ач и :
– речевого развития детей (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание
на
слух
текстов
различных
жанров
детской
литературы,
обогащение
словаря;
в
ходе
озвучивания мультфильма - развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха);
–
познавательного
развития (деятельность
по
созданию
мультфильмов
вызывает
у
дошкольников устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации,
обеспечивает
решение
дошкольниками
проблемно-поисковых
ситуаций,
способствует
формированию
у
старших
дошкольников
произвольного
внимания,
развитию
слуховой
и
зрительной памяти, развитию воображения и мышления дошкольников);
–
художественно-эстетического
развития (восприятие
художественных
произведений,
стимулирование сопереживания персонажам произведений, самостоятельная художественная и
конструктивная
деятельность
детей
в
процессе
изготовления
персонажей
и
декораций
мультфильма);
– социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника
со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе
работы над созданием общего продукта – мультфильма, развитие готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);
– физического развитие (развитие мелкой моторики рук)
Создание анимационного фильма предполагает наличие следующих этапов:
1. Определение общей идеи мультфильма.
2. Написание сценария мультфильма или знакомство с готовым художественным
произведением.
3. Изготовление героев и декораций для всех сцен фильма.
4. Покадровая съёмка мультфильма.
5. Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы.
6. Озвучивание фильма.
7. Совместный просмотр.
Цель нашего проекта – развитие творческой личности воспитанника, через эстетическую,
нравственную и духовную силу изобразительного искусства посредством анимационной и
мультипликационной деятельности, развитие диалогической и монологической речи у детей с
ОНР.
Задачи:
- познакомить детей с основными видами мультипликации, освоить перекладную рисованную,
пластилиновую, создать в этих техниках и озвучить мультфильмы;
- научить различным видам анимационной деятельности с применением различных
художественных материалов;
- познакомить детей с основными технологиями создания мультфильмов – планированию
общей работы, разработке и изготовлению марионеток, фонов и декораций, установке
освещения, съёмке кадров, озвучиванию и сведению видео- и звукорядов.
- развивать интерес к мультипликации и желание к самостоятельному творчеству;
- развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое
мышление и пространственное воображение, связную речь.
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- провести мастер-класс для педагогов на тему «Создание мультфильмов своими руками».
Постановка приоритетных целей и задач является основополагающим условием
деятельности
по
созданию
мультфильмов,
определяющим
направление
работы
педагога
и
детей, выбор художественного произведения, технику исполнения. После определения цели и
задач мультипликационной деятельности с детьми, встает проблема выбора художественного
произведения, соответствующего по содержанию поставленной цели. Произведение должно
соответствовать
следующим
требованиям:
простота
и
четкость
ритма
(если
оно
имеет
стихотворную
форму), небольшой
объем, п р о с тот а
и
я с н о с т ь
з н а ком ы х
д е т я м
образов, отсутствие
описательного
и
созерцательного
моментов
при
ярко
выраженной
действенности.
Создание мультфильма предполагает комплексную организацию разнообразных видов
детской деятельности (оговоренных в ФГОС ДО): восприятие художественной литературы,
коммуникативной
деятельности,
познавательно-исследовательской
деятельности
и
экспериментирования,
продуктивной,
изобразительной
и
конструкторской
деятельности.
Организация
наблюдения
и
экспериментирования
в
процессе
создания
мультфильма
заключается в побуждении дошкольников к активному предварительному исследованию и
изучению
изображаемых
объектов
и
явлений
с
целью
правдоподобной
их
передачи.
Организация продуктивной деятельности дошкольников в процессе создания мультфильма
заключается в совместной с педагогом работе над изготовлением персонажей, декораций из
р а з л и ч н ы х
м а т е р и а л о в .
В ы б о р
м а т е р и а л а
п р е д о с т а в л я е т с я
д е т я м .
Для
создания
мультфильмов
традиционно
мы
использовали
несколько
техник:
1. Перекладка –
создание
детьми
плоских
персонажей
(нарисованных,
вылепленных,
вырезанных из бумаги и т.д.), плоского фона и декораций. Передвижение происходит путем
перемещения объектов по фону. В этой технике мы создали мультфильм «Осень». Презентация
мультфильма «Осень» прошла для детей и родителей воспитанников группы на тематическом
празднике
«Золотая
осень»,
на
методическом
объединении
для
педагогов
групп
компенсирующей направленности детских садов города Ульяновска на базе МБДОУ детского
сада
№75
«Солнышко»;
на
совместном
мероприятии
«Рисуем,
слушаем,
творим»,
организованным
Областной
библиотекой
им.
Аксакова
и
Ульяновской
филармонии.
(см.
мультфильм «Осень» в презентации, слайд 10)
2. Сыпучая анимация предполагает использование в работе сыпучих материалов (манка, сахар,
гречка, горох, песок и др.), движение происходит с помощью рисования руками по сыпучему фону,
находящемуся на прозрачной подсвеченной поверхности. Для создания мультфильма из песка. Мы
провели мастер-класс для родителей и детей. Так как в создании мультфильма «Зима» приняли
участие семьи воспитанников группы №3 «Золотая рыбка». Презентация мультфильма «Зима»
прошла в День Открытых дверей для родителей и педагогов образовательных учреждений г.
Ульяновска.(см. мультфильм «Зима» в презентации, слайд 11)
3. Объемная анимация - изготовление объемных персонажей и декораций, их перемещение в
трехмерном пространстве. Дает возможность использования в работе природных материалов,
сюжетных игрушек, поделок из бросового материала, пластилина, глины. Является наиболее
трудоемкой и сложной в исполнении техникой создания мультфильма. В этой технике мы
создали мультфильм «Весна» и продемонстрировали его на празднике «До свиданья, детский
сад!».(см. мультфильм «Весна» в презентации, слайд 12)
Организация деятельности по озвучиванию мультфильма заключается в распределении
ролей между дошкольниками, (необходимым условием является участие в постановке каждого
ребенка),
разучивании
текста
произведения,
диалогов
и
монологов.
В
озвучивании
мультфильмов
«Времена
года»
мы
использовали
описательные
рассказы
по
схеме.
Организация съемки мультфильма предполагает выставление дошкольниками каждого
кадра мультфильма, отражающих движение персонажей, их мимику, жесты и прочее. Педагог,
используя
штатив
и
неподвижные
источники
света,
фотографирует
каждый
кадр.
Монтаж мультфильма в компьютерной программе производил педагог: выставлял кадры
в
строгой
последовательности,
накладывал
звукозапись
текста,
музыку,
титры.
Заключительная часть деятельности по созданию мультфильма - это совместный
просмотр готового мультипликационного продукта и приглашение на презентацию мультфильм
родителей.
Организованная деятельность по созданию мультфильмов старшими дошкольниками
позволяет
решать
образовательные
задачи,
формировать
навыки
работы
в
коллективе,
сотрудничества и взаимопомощи, развивать творческие способности старших дошкольников,
активизировать
познавательные
процессы
и
предполагает
комплексную
организацию
разнообразных видов детской деятельности.
Все дети любят смотреть мультфильмы. Мультфильмы помогают им узнавать мир,
развивают воображение, пространственное мышление, логику, расширяют кругозор. Но дети не
задумываются об этом. Они просто очень любят мультфильмы! Сделать мультфильм самому –
это невероятно интересно!
На этапе завершения нашей работы дети овладели основами мультипликации; стали
проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности и др.; умение слышать других и стремление
быть
понятым
другими;
проявлять
ответственность
за
начатое
дело;
проявлять
любознательность,
самостоятельно
придумывать
объяснение
явлениям
природы;
проявлять
способность принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности; проявлять стремление к получению знаний, положительной мотивации к
дальнейшему
обучению;
эмоционально
отзываться
на
красоту
окружающего
мира,
произведения народного и профессионального искусства.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что деятельность по созданию
мультфильмов
может
выступать
эффективным
средством
комплексного
развития
детей
старшего дошкольного возраста с ОНР.