Автор: Петрова Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческой личности дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Развитие творческой личности обучающегося как следствие грамотного
педагогического общения
Личность, как известно, есть результат саморазвития. Но
саморазвитие
не
происходит
само
собой.
Ученику
предстоит
проделать трудный, но увлекательный путь из страны Детства в
новую и неизвестную, полную парадоксов и противоречий страну
Взрослых.
И
от
того,
как
будет
чувствовать
себя
ребёнок,
поднимаясь
на
первую
ступеньку
лестницы
познания,
что
он
будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
Сухомлинский В.А
Формирование личности человека – это последовательное изменение и
усложнение
системы
отношений
к
окружающему
миру,
природе,
труду,
другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни.
Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.
Развитие человека как личности и осуществляется всесторонне и
целостно в единстве его физических и духовных сил. Психологи и педагоги
утверждают,
что
человеческая
личность
формируется
и
развивается
в
результате внешнего влияния на личность, её внутренний мир.
Развитие человека – это процесс количественного и качественного
изменения,
исчезновения
старого
и
возникновения
нового,
источник
и
движущие
силы
которого
скрыты
в
противоречивом
взаимодействии
как
природных, так и социальных сторон личности.
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как
это специально организованная система воздействия
на подрастающего
человека для передачи накопленного общественного опыта.
Социальная
среда
имеет преимущественное
значение в развитии
личности
:
уровень
развития
производства
и
характер
общественных
отношений
определяет
характер
деятельности
и
мировоззрение
людей.
Анализ
психолого-педагогической
литературы
позволяет
определить
творчество как процесс перманентного совершенствования своей личности,
мышления, сознания, интеллекта; постоянного стремления создавать нечто
новое, делать больше и лучше, чем прежде.
Творчество
– это высшая и наиболее сложная форма человеческой
деятельности,
способ
его
самоутверждения,
процесс
самореализации
человеческой
индивидуализации
и
непременное
условие
его
самосовершенствования.
Творчество предполагает у личности способностей, мотивов, знаний и
умений, благодаря
которым
создаётся
продукт,
отличающийся
новизной,
оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило
ва ж н у ю
р ол ь воображения,
интуиции,
неосознаваемых
компонентов
умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации
в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Однако, важнейшим фактором, влияющим на творческое
развитие,
столь важное на любом этапе, является творческий подход самого педагога, в
том числе и к процессу общения и контакта с учащимися, для чего педагог
должен иметь немалые знания и обладать приёмами общения.
Можно
ли
научить
человека
творчески
мыслить
и
развить
у
него
способности творческому мышлению, до сих пор окончательно не решено.
Некоторые
учёные
утверждают,
что
интеллектуальные
творческие
способности человека врождённые, и если у человека их нет, то научить его
этому невозможно. Исследования некоторых учёных показывают, что можно
научить всех творчески мыслить, особенно эта
работа начата в младшем
возрасте.
Педагогическое
общение
–
система
ограниченного
социально-
психологического
взаимодействия
педагога
и
воспитуемых,
содержанием
которого
является
обмен
информацией,
оказание
воспитательного
воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных
средств.
Педагог
является
инициатором
этого
процесса,
организуя
его
и
управляя им. Педагогическое
общение
должно
быть эмоционально
комфортным
и
личностью
развивающим.
Профессионализм
общения
педагога состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения
из-за различий в уровне подготовки, способности помогать обучающимся
обрести
уверенность
в
общении
в
качестве
полноправных
партнёров
учителя.
Для педагога важно помнить, что оптимальное
общение – не
умение
держать
дисциплину,
а
обмен
с
обучающимся
духовными
ценностями. Общий язык с обучающимися – это не язык команд, а язык
доверия.
Устная речь является основным средством педагогического общения.
Слово
педагога должно воздействовать на
чувства и сознание, должно
стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой
деятельности.
В
системе
профе ссионального
педагогиче ского
общ ения
взаимодействует
вербальные
(речь)
и
невербальные
средства
общения
(жесты, мимика).
Особенностью
речи
педагога
является
её
направленно сть,
обращённость к обучающимся. Наблюдательный педагог всегда строит свою
речь на предвидении возможной реакции на неё своих воспитанников. Он
может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой
мере затронет речь легко ранимого ребёнка, какую оценку она
найдёт во
взгляде
–
такое
предвидение
помогает
педагогу
более
рационально
организовать
свою
речь
скорректировать
её
при
общении.
Владение
технологией общения помогает педагогу организовать правильное поведение
в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная
форма
общения,
выбранная
для
взаимодействия,
может
привести
к
конфликту между педагогом и обучающимся. Педагогу важно
правильно
использовать
приспособление
в
общении,
т.е
систему
приёмов
(психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и.
т. д).
Одним
из
средств,
подкрепляющих
воздействие
общения,
можно
назвать
инициативность,
которая
требует
определённого
поведения
и
звучания
речи.
В
системе
педагогического
общения
инициативность
выступает как важнейшая коммуникативная задача педагога.
Одним
из
средств,
подкрепляющих
воздействие
общения,
можно
назвать
инициативность,
которая
требует
определённого
поведения
и
звучания
речи.
В
системе
педагогического
общения
инициативность
выступает как важнейшая коммуникативная
задача педагога. Естественно,
что формы выражения инициативности
разнообразны. Инициативность
может быть двух видов:
1)
Педагог открыто выступает как инициатор общения;
2)
Он выступает как скрытый инициатор деятельности, причём в этом
случае у обучающихся
создаётся впечатление, что инициаторами
этой деятельности являются они сами.
Следующей важной задачей является удержание инициативы в общении и
придании ей необходимых ситуативных форм.
Для педагога важны следующие коммуникативные умения:
1)
Владеть «чтением по лицу» (социальной перцепцией);
2)
Понимать личность обучающегося, его психическое состояние;
3)
Уметь «подавать себя» в общении с обучающимися;
4)
Оптимально строить свою речь в психологическом плане, т.е умение
речевого общения, речевого и неречевого контакта с обучающимся.
В
самостоятельной
работе
педагога
по
повышению
коммуникативных
способностей можно
выделить несколько
направлений: самоконтроль и
развитие умений выразительной речи; развитие общих психофизических
особенностей личности, создающих предпосылки для успешного владения
речевыми навыками и умениями.
В
результате
психолого–педагогических
исследований
и
экспериментов
можно
выделить
следующие
условия
для
развития
коммуникативных способностей педагога:
1)
Нужно
сознавать, что
любое образовательное учреждение – часть
общества, а отношение педагога к детям – выражение общественных
требований.
2)
Педагог не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию.
Для
детей слова и поступки педагога должны
восприниматься как
проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение
долга.
Искренность
педагога
–
залог
прочных
контактов
в
обучающимися.
3)
Адекватная оценка собственной личности. Познания себя, управление
собой должно стать постоянной заботой каждого педагога. Особого
внимания
требует
умение
управлять
своим
эмоциональным
состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон,
преобладание отрицательных эмоций, крик.
4)
Педагогически
целесообразные
отношения
строятся
на
взаимоуважении
обучающегося
и
педагога.
Надо
уважать
индивидуальность
каждого
ребёнка,
создавать
условия
для
его
самоутверждения
в
глазах
сверстников,
поддерживать
развитие
положительных черт личности .
5)
Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации:
показать детям силу
своей
личности, увлечения, умелость, широту
эрудиции, но не назойливо.
6)
Развитие
наблюдательности,
педагогического
воображения,
умения
понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение.
Творческий
подход
к
анализу
ситуации
и
принятию
решений
основывается
на
умении
педагога
принимать
роль
другого
–
обучающегося, родителей, коллег – становиться на их точку зрения.
7)
Увеличение речевой деятельности обучающихся за счёт уменьшения
речевой
деятельности
педагога
–
важный
показатель
мастерства
общения педагога.
8)
Даже при незначительных
успехах обучающихся быть щедрым на
похвалу.
Хвалить
нужно
в
присутствии
других,
а
порицать
лучше
наедине. Педагогическая речь должна быть при этом выразительной. И
если даже у вас не поставлен голос, вас
могут выручить
жесты,
мимика, взгляд.
9)
Сделать родителей
своих обучающихся союзниками педагогических
намерений.
10)Содержание бесед должно быть интересным обеим сторонам.
Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и
трудностей в общении.
Развитие творческих способностей ребёнка в младшем возрасте отводится
важное место. Для нас предельно ясно, что работу по формированию и
развитию творческих способностей обучающегося
отводится на каждом
занятии и во внеурочное время. Опыт
работы по данному
направлению
доказывает, что важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие,
является творческий подход самого педагога, в том
числе и к процессу
общения контакта с обучающимися.
Обучающейся в равноправном диалоге с педагогом учится общим
способам
действия,
осуществляя
пошаговый
контроль
и
самооценку
выполненной
деятельности
с
целью
установления
соответствия
своих
действий намеченному плану.
Проанализировав
основные
факторы,
среди
которых
выделены:
воспитание , социальная среда, уровень развития обучающегося и творческий
подход педагога, мы пришли к единому мнению, что успех в этой области
зависит, главным образом, от коммуникативных способностей
педагога:
владение
«чтением
по
лицу»;
понимания
личности
обучающегося,
его
психологического
состояния;
умения
подавать
себя
а
общении
с
обучающимся и оптимально строит свою речь в психологическом плане.
Работа
осуществляется по 3 основным видам
деятельности: на
занятиях,
во
внеурочной
деятельности
и
декоративно-прикладной.
В
вопросе развития творческих
потенций на занятиях особую роль играют
задания
повышенной
трудности
(олимпиадные
задания),
требующие
от
обучающихся творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение.
Систематическая
работа педагога в режиме творческого обучения,
когда обучающимся на занятиях предлагается выполнить (по желанию на
выбор), нестандартные задачи, способствует формированию положительного
отношения
к
заданиям
проблемно-поискового
характера,
критичности
мышления
и
умению
проводить
мини-исследования;
содействуют
проявлению
более
высокой
степени
самостоятельности
в
постановке
вопросов и поиска решений. Таким образом, на смену известной формуле:
усвоение = понимание + запоминание, по которой частенько выстраивается
процесс
обучения,
должна
прийти
формула
:
овладение
=
усвоение
+
применение
знаний на практике, которая полностью реализуется в процессе
восприятия,
осмысления,
запоминания,
применения,
обобщения
и
систематизации.
Большое внимание уделяется исследовательской работе обучающихся.
Дети принимают активное участие в различных конкурсах, педагогических
чтениях. Также ведётся работа с одарёнными детьми: участие в городских
всероссийских олимпиадах
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразный микроклимат для
развития творческих сторон. Поощряется
инициатива детей, творческий
поиск
и
импровизация.
Традиционно
мы
проводим
такие
коллективные
праздники и мероприятия как «Осенний бал», «Посвящение», новогодний
праздник
«Мы
встречаем
Новый
год»,
конкурсы
«Новогодняя
ёлочка»,
«Цветы – радость жизни», посвящённый Международному женскому дню -
8
марта;
Конкурс
газет
«
Мой
папа
(дедушка,
брат)
самый,
самый….»,
посвящённый ко Дню защитника -23 февраля и «Выпускной бал».
Большую
роль
в
развитии
творческих
способностей
играет
декоративно-
прикладная
деятельность, целью которой является развитие
творческой
деятельности
детей,
формирование
их
нравственных
и
эстетических представлений. Руководствуясь принципом
от
простого к
сложному, мы убедились, что это наиболее эффективный способ развития
творчества.
Дети
не
только
создают,
но
и
сочиняют
сказки
к
своим
творениям,
показывают
мин-сценки.
Ежегодно
проводим
персональные
выставки обучающихся рисунков и поделок на разные темы.
Наблюдая,
как
быстро
развиваются
наши
дети,
насколько
быстро
овладевают
разными
умениями,
мы
ещё
раз
убеждаемся
в
том,
что
систематическая работа педагога в режиме творческого обучения, а также
грамотное
педагогическое
общение
приводит
к
развитию
творческого
потенциала.
Детский возраст имеет богатейшие
возможности для
развития
творческих
способностей.
К
сожалению,
эти
возможности
с
течением
времени
необратимо
утрачиваются,
поэтому
необходимо,
как
можно
эффективнее использовать их в младшем возрасте.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при и
создании
определённых
условий
и
мер
благоприятствующих
их
формированию. Такими условиями являются:
1)
Создание обстановки, определяющей развитие детей.
2)
Систематическое включение творческих нестандартных заданий на
занятиях,
способствующих
формирования
положительного
отношения
к
заданиям
проблемно-поискового
характера,
критичности мышления и умению проводить мини- исследования.
3)
Самостоятельное
решение
обучающимся
задач,
требующих
максимального напряжения, когда ребёнок добирается до «потолка»
своих возможностей.
4)
Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
5)
Введение программу воспитания мероприятий, КТД, специальных
развивающих
игр,
направленных
на
развитие
творческих
способностей.
6)
На занятиях давать обучающимся задания творческого характера,
стимулирующие творческий потенциал.
7)
Создание
благоприятных
условий
для
участия
детей
в
исследовательской деятельности.
8)
Поощрение педагогом стремление ребёнка к творчеству.
9)
Сделать
родителей
обучающихся
союзниками
педагогических
намерений.
Но
создание
благоприятных
условий
недостаточно
для
воспитания
обучающегося с высокоразвитыми творческими способностями, здесь
важен индивидуальный подход и своевременная поддержка педагога.
Важно
активности,
стремиться
помогать
каждому
ребёнку
понять
самого себя, всячески поощрять в детях стремление высказывать и
обсуждать с товарищами свои креативные идеи.
Изучив и проанализировав психолого- педагогическую теорию
развития творческих способностей, мы пришли к выводу, что личность
есть
результат
саморазвития,
но
саморазвитие
не
происходит
само
собой.
Педагоги
призваны
учить
детей
творчеству,
воспитывать
в
каждом
ребёнке
само стоятельную
лично сть,
владеющую
инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую
находить
эффективные
способы
решения
проблемы,
осуществлять
поиск
нужной
информации,
критически
мыслить,
вступать
в
дискуссию, коммуникацию.
Однако, важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие,
столь
важное для каждого обучающего на любом этапе, является
творческий подход самого педагога, в том числе и к процессу общения
и контакта с обучающимися, для чего педагог должен иметь немалые
знания
и
обладать
приёмами
общения.
Учитывая
все
эти
факторы
развития творческого потенциала, в ходе исследования были выявлены
наиболее
благоприятные
условия
для
формирования
и
развития
способностей. Если педагог будет следовать этим советам, то избежит
многих проблем и трудностей в общении с обучающимися.
Опыт
работы
в
группе
раннего
развития
«Осьминожка»
убеждает, что именно грамотное педагогическое общение активизирует
творческую деятельность, которая позволяет каждому ребёнку занять
позицию активного участника процесса обучения и воспитания, даёт
реализовывать
собственные
жизненные
замыслы.
Так
по
всем
направлениям работают творческие, преданные своему делу педагоги.
На
занятиях
у
детей
раскрываются
их
способности,
творчество
и
самостоятельное выполнение заданий. Каждый педагог умеет находить
индивидуальный подход к ребёнку и своевременно поддерживает его
в самостоятельной деятельности.
Осенний праздник « Посвящение»
Конкурс « Новогодняя ёлочка»
Праздник « Новый год»
Конкурс газет «Мой папа (дедушка,брат) самый, самый….»,
посвящённый к Дню защитника Родины
Конкурс цветов «Цветы – радость жизни»
посвящённый Международному женскому дню - 8 марта
Выпускной бал