Автор: Щеголева Евгения Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4 "Калинка"
Населённый пункт: г.Аксай Ростовская область
Наименование материала: Модифицированная программа "Подготовка к школе" детей среднего и старшего дошкольного возраста
Тема: "По дороге в школу"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 4 «КАЛИНКА»
Программа развитие и обучение
«По дороге в школу »
Программа разработана для дополнительного дошкольного развития и образования
детей. Программа рассчитана на средний дошкольный возраст
(5-6 лет) и старший (6-7лет).
Срок реализации 2017- 2018г.
Пояснительная записка
Модифицированная программа «Подготовка к школе» детей старшего дошкольного возраста представлена 2-мя
направлениями: первое направление - «Подготовка к обучению грамоте», составленное и разработанное на основе
программ и пособий: Колесниковой Е.В. «От звука к букве», Журовой Е.Н., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской
Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте», Филичевой Л.Н. «Развитие графических навыков» и второе направление -
«Математическое развитие», составленное на основе программ и пособий: Л.Г.Петерсон, Н.П. Холиной «Раз –
ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для дошкольников».
Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы. Созданием данной
образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка
(наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе,
успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Даная образовательная программа «Подготовка к школе» отличается от других программ тем, что основной задачей
ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного
развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Включение в программу игр по
укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов
совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных
образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.
Новизна
Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако исследования
психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают те
дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой
социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в
коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. В связи с этим в данной
программе работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов: - создается
образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессо - образующих факторов учебного процесса (принцип
психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом
(принципминимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира
(принципцелостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип
вариативности).
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип
творчества).
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко-
буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное
усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у
ребенка осознание речи,
ее произвольности.
Ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного интереса к математике через
ознакомление детей с различными областями математической действительности.
Цель:
Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; подготовка к
умению читать и писать, развитие речи и произвольности психических процессов; развитие интереса детей к
математике в процессе ознакомления с количеством и счетом, изменением и сравнением величин, пространственными
и временными ориентировками
Общие задачи программы:
1. Обучающие задачи:
1.1. Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и
согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный
слог; составлять предложение из двух, трех, четырех слов.
1.2. Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами,
разнообразными интонациями; выработка дикции.
1.3. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
1.4. Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
1.5. Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.
1.6. Развитие мотивации учения.
1.7. Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и
алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.
2. Развивающие задачи:
2.1. Развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать звуки; развитие умений слышать
отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и
произносить их изолированно.
2.3. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
2.4. Развитие произвольности психических процессов.
2.5. Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.
2.6. Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.
2.7. Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
аналогии) в
процессе решения математических задач.
3. Воспитательные задачи:
3.1. Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа, с постоянным составом, составленная
повозрастному принципу (дети от 5 до 7 лет).
Набор детей в группы по программе «Подготовка к школе» свободный, единственным условием является
соответствующий возраст воспитанников.
Основание для отчисления – неспособность выполнять программу учебного года.
Продолжительность
ООД
Периодичность в
неделю
Количество часов в
Неделю
Количество занятий в
год
Подготовка к обучению
грамоте
30 мин.
1 раз
30 мин.
32
Математическое развитие
30 мин
1 раза
30 мин.
32
Итого часов в год: 64 ч.
64
Этапы реализации программы
Модифицированная программа «Подготовка к школе» реализуется в четыре этапа:
1 этап: диагностический.
Цель: набор детей в группы, мониторинг проведения ООД ДПО на начало учебного года.
2 этап: адаптационный.
Цель: окончательное формирование состава групп, адаптация детей.
3 этап: развивающий.
Цель: проведение развивающей ООД с детьми.
4 этап: итоговый
Цель: мониторинг проведения ООД ДПО на конец учебного года.
Предполагаемые результаты
По направлению «Подготовка к обучению грамоте» к концу учебного года ребенок должен:
- Знать буквы русского алфавита- Писать буквы русского алфавита в клетке
- Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»
- Определять место звука в слове в начале, в середине и в конце
- Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки
- Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат
,мягкие согласные – зеленый квадрат)
- Соотносить звук и букву
- Определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком
- Проводить звуковой анализ слов
- Читать слова, слоги, предложения
- Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»
По направлению «Математическое развитие» к концу учебного года ребенок должен уметь:
- Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
- Объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
- Находить части целого и целое по известным частям.
- Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
- Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными
числительными.
- Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
- Называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
- Определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
- Соотносить цифру с количеством предметов.
- Измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в
порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
- Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, пирамиду и находить в окружающей
обстановке предметы, сходные по форме.
- В простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из этих частей.
- Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа,
слева, посередине).
- Называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы
Цель диагностики: выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений
ребенка(начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-
социального поведения.
Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет с использованием индивидуальной
рабочей тетради, диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с
использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка
дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения (модификация варианта Е.Г.Юдиной,
Г.Б.Степановой, Е.Н.Денисовой) с использованием метода наблюдения; диагностика сформированности мотивации
учения Л.А.Венгера.
Параметры оценки:
По направлению «Подготовка к обучению грамоте»:
1. Звуковая сторона и выразительность речи
2. Фонематический слух
3. Уровень развития моторики, графических навыков
4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)
5. Чтение
По направлению «Математическое развитие»:
1. Общие понятия (свойства предметов, группы (совокупности))
2. Числа и операции над ними
3. Пространственно-временные представления
4. Геометрические фигуры и величины
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
№4 «Калинка»
_______________ Уфимцева Е.В.
«____»__________2017 г
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ГРУППЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»
На 2017 - 2018 учебный год
Направления
Работы
Разделы программы
Количест
во
занятий
Время
Проведения
Используемые
программы
Используемые
технологии
Формирование
элементарных
математических
представлений
Свойства предметов
4
Понедель
ник
Четверг
15.30 –
16.00 ч.
по 30
мин.
Л.Г.Петерсон
«Ступеньки» -М.; УМЦ
«Школа2100…», 2011 г.
Л.Г.Петерсон,
Н.П.Холин «Раз-
ступенька, два –
ступенька…»
Практический курс математики
для дошкольников.
Метод. рекомендации
Пространственно – временные
представления
10
Числа и операции над ними
11
Геометрические фигуры и
величины
2
Развитие графических навыков
3
Логические упражнения и
Задачи
2
Обучение
Грамоте
Развитие звуковой культуры
речи
4
Вторник
Пятница
16.10 –
16.40 ч.
по 30
мин.
Е.В.Колесникова
«От звука к
букве.
Формирование
аналитико-
синтетической
активности как
предпосылки
обучения
грамоте», 2014 г.
Е.В.Колесникова
«От звука к букве. Обучение
грамоте детей
дошкольного возраста»
Развитие фонематического
Слуха
4
Развитие графических навыков
и моторики
5
Развитие звуко-буквенного
анализа
9
Чтение
10
Итого
64
№
Тема
Программное содержание
Материал
Дата
1
Звук и буква
«А».
Познакомить с гласным звуком (А) и его
цветовым обозначением. Учить
определять место звука (А) в словах и на
схеме (прямоугольнике) обозначать место
звука в слове. Познакомить с буковой А
как в письменном обозначении звука (А)
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал: плакат с
изображением буквы
А, карточки с
изображениями
Сентябрь
и писать на схеме букву А в месте, где
лышится звук (А) (в начале, середине,
конце слова). Формировать навыки
самоконтроля и самооценки
предметов на букву
А.
2
Звук и буква
«О».
Познакомить с гласным звуком (О) и его
условным
обозначением. Учить определять место
звука (О) в
словах и обозначать на схеме красным
квадратом.
Познакомить с буквой (О) как
письменным
обозначением звука (О). Учить писать
букву О,
используя образец.
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал: плакат с
изображением буквы
О, картинки с
изображением
предметов на букву
О
Сентябрь
3
Звук и буква
«У».
Познакомить с гласным звуком (У) его
условным
обозначением. Учить определять место
звука (У) в
словах, интонационно выделять звук (У)
в словах и
обозначать на схеме красным квадратом.
Учить
внимательно слушать стихотворение и на
слух выделять
слова со звуком (У).
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал: плакат с
изображением букву
У, картинки с
изображением
предметов на буку У.
Сентябрь
4
Звук и буква
«Ы».
Способствовать развитию звуко-
буквенного анализа. Познакомить с
гласным звуком (Ы) и его условным
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал: плакат с
Сентябрь
обозначением. Учить определять место
звука, интонационно выделять звук в
славах и обозначать место звука в слове
на схеме. Познакомить с буквой (Ы).
Учить писать букву (Ы) сначала по
точкам, затем самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и
Самооценки
изображением буквы
Ы, картинки с
предметами , в которых
встречается
буква Ы.
5
Звук и буква
«Э».
Познакомить с гласным звуком (Э) и его
условным обозначением. Учить
определять место звука (Э) в словах, и
интонационно выделять звук в словах и
обозначать на схеме красным квадратом.
Познакомить с буквой (Э) и ее
письменным обозначением. Учить
писать букву Э, используя образец.
Закрепить умение соотносить звук и
букву А, О, У, Ы. Формировать навык
самоконтроля
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал: плакат с
изображением буквы
Э, картинки с
изображение
предметов на букву
Э.
Октябрь
6
Чтение слов
АУ, УА.
Закрепление
пройденного
материала.
Способствовать развитию
звукобуквенного анализа.
Формировать умение читать слова из
пройденных букв
УА, АУ. Закрепить знания о гласных
звуках и буквах А,
О, У, Ы, Э. Закрепить умение определять
первый звук в
названиях предметов и находить
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал : плакат с
правильно
выполненным
заданием на букву
А, О, У, Э, Ы.
Октябрь
соответствующую
букву. Закрепить умение писать печатные
гласные
буквы. Учить понимать учебную задачу и
выполнять ее
самостоятельно. Формировать навыки
самоконтроля и
самооценки.
7
Звук и буква
«Л».
Чтение слогов
ЛА,
ЛО, ЛУ, ЛЫ,
ЛЭ.
Познакомить с согласным звуком (Л) и
его условным обозначением – синим
квадратом. Учить определять
место звука, интонационно выделять звук
в словах и обозначать на схеме - синим
квадратом. Познакомить с
буквой Л и ее письменным обозначением.
Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЭ, ЛЫ.
Учить писать букву сначала
по точкам, затем самостоятельно. Учить
делить слова на
слоги. Учить понимать учебную задачу.
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал: плакат с
изображением буквы
Л, картинки с
изображением
предметов на эту
букву.
Октябрь
8
Звук и буква
«М».
Чтение слогов,
слов.
Ударение.
Познакомить с согласным звуком (М) и
его условным
обозначением – синим квадратом, учить
определять
место звука в словах. Учить писать букву
М, используя
образец. Учить читать слоги МА, МО,
МУ, МЭ, МЫ.
Учить определять первый слог в словах и
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал: плакат с
изображением буквы
М, картинки с
предметами на букву М
Октябрь
соединять
предмет со слогом. Учить писать слова из
пройденных букв – МАМА, МЫЛО.
Учить проводить звуковой
анализ слов разделяя на гласные и
согласные. Учить
понимать учебную задачу.
9
Звук и буква
«Н».
Чтение слогов.
Написание и
чтение
Слогов
Познакомить с согласным звуком (Н) и
его условным
обозначением – синим квадратом. Учить
определять
место звука в словах, интонационно
выделять звук в
словах и обозначать на схеме красным
квадратом. Учить
писать букву Н используя образец. Учить
читать слоги
НА, НО, НУ, НЭ, НЫ. Учить читать слова
– ЛУНА,
МЫЛО.
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал: плакат с
изображением буквы
Н, картинки с
изображением
предметов на букву
Н.
Ноябрь
10
Звук и буква
«Р».
Чтение слогов.
Знакомство с
предложением
чтение
предложений.
Познакомить с согласным звуком (Р) и его
условным
обозначением – синим квадратом. Учить
определять
место звука (Р) в словах. Учить писать
букву Р, сначала
по точкам, а затем самостоятельно. Учить
читать слоги
РА, РО, РУ, РЭ, РЫ. Учить определять
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал: плакат с
изображением буквы
Р, картинки с
изображением
предметов на букву
Р.
Ноябрь
первый слог в
названиях нарисованных предметов и
соединять с
соответствующим шариком, в котором
написан слог.
Познакомить со словесным составом
предложения.
Познакомить с условным обозначением
предложения.
Учить понимать учебную задачу.
11
Закрепление
пройденного
материала.
Гласные и
согласные
звуки и
буквы. Чтение
слов и
слогов.
Продолжать соотносить звук и букву.
Учить читать
написанное слово РАМА. Закреплять
умение различать
гласные и согласные. Способствовать
развитию
фонематического слуха. Закреплять
умение определять
место звука в слове. Формировать навыки
самоконтроля
Рабочие тетради,
демонстрационный:
плакат с буквами,
карточки с буквами
на каждого ребенка
Ноябрь
Ноябрь
12
Звук и буква
«Я».
Чтение слогов,
слов и
предложений.
Познакомить с гласным звуком (Я) и его
условным
обозначением – красным квадратом.
Учить определять
место звука в словах. Учить писать букву
Я, используя
образец. Учить читать слоги МА-МЯ,
ЛА-ЛЯ, НА-НЯ,
РА-РЯ. Познакомить детей с мягкими
Рабочие тетради,
демонстрационный:
плакат с
изображением буквы
Я, картинки с
изображение
предметов на букву
Я, зеленые кружочки
по количеству детей.
Декабрь
согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их
условным обозначением – зеленым
квадратом. Учить читать слова и
предложения,
схематически их записывать.
13
Звук и буква
«Ю».
Чтение слогов,
слов.
Познакомить с согласным звуком (Ю) и
его условным
обозначением – красным квадратом.
Учить читать слоги
и слова. Продолжать учить знакомить с
согласными МЬ,
ЛЬ, РЬ, НЬ и их условным обозначением-
зеленым
квадратом. Продолжать знакомить с
ударными
гласными, обозначением ударения.
Рабочие тетради,
демонстрационный:
плакат с
изображением буквы
Ю, картинки с
изображение
предметов на букву
Ю, зеленые кружки
Декабрь
14
Звук и буква
«Е».
Чтение слогов,
слов.
Составление
предложений.
Познакомить с гласным звуком (Е) и его
условным обозначением – красным
квадратом. Учить писать букву Е,
используя образец. Учить читать слоги
слова. Продолжать учить знакомить с
согласными МЬ, ЛЬ, РЬ, НЬ и их
условным обозначением- зеленым
квадратом. Учить читать слова и слоги.
Составлять предложения из трех слов по
картинке и записывать его условным
обозначением.
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал :плакат с
изображением буквы
Е, картинки с
изображением
предметов на букву
Е, зеленые кружочки
по количеству детей.
Декабрь
15
Звук и буква
«Ё».
Познакомить с согласным звуком (Ё) и ее
условным обозначением – красным
Рабочие тетради,
демонстрационный
Декабрь
Чтение слогов,
слов.
квадратом. Учить писать печатную букву
Ё. Учить читать слоги и слова.
Продолжать учить знакомить с
согласными МЬ,ЛЬ,РЬ,НЬ и их условным
обозначением- зеленым квадратом.
Продолжать соотносить звук и букву.
Формировать навыки самоконтроля.
материал: плакат с
изображением буквы
Ё, картинки с
изображением
предметов на букву
Ё, зеленые кружочки
по количеству детей.
16
Звук и буква
«И».
Чтение слогов,
слов.
Познакомить с гласным звуком (И) и его
условным обозначением – красным
квадратом. Учить писать букву
И, используя образец. Закреплять умение
определять место звука в слове и
обозначать на схеме, используя
условные обозначения. Продолжать учить
знакомить с согласными МЬ,ЛЬ,РЬ,НЬ и
их условным обозначением- зеленым
квадратом . Формировать навыки
самоконтроля
и самооценки.
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал :плакат с
изображением буквы
И, картинки с
изображением
предметов на букву
И. Зеленые кружочки
по количеству детей.
Январь
17
Повторение и
закрепление
пройденного
материала.
Закреплять умения писать гласные
Я,Е,Ё,Ю,И.
Продолжать учить слоги, различать
твердость и мягкость согласных. Учить
писать слова мяу, юла, лимон. Учить
читать предложение , определять
первое, второе, третье слово в нем.
Закреплять умение определять ударные
гласные звуки в прочитанных
словах .Учить понимать учебную задачу.
Рабочие тетради.
Красные, синие,
зеленые кружки по
количеству детей
Январь
18
Звуки Г-К, К-
КЬ, Г-
ГЬ. Буквы Г,К.
Чтение
слогов,
составление и
условная
запись
предложения.
Познакомить с согласными звуками (Г,К)
и их написанием. Познакомить за
звонкостью и глухостью этих звуков.
Познакомить со звуками Г-ГЬ,К-КЬ.
Закреплять умения использовать
условные обозначения согласных звуков :
синий квадрат- твердые звуки,
зеленый квадрат – мягкие согласные
звуки. Учить читать слоги с Г +10
гласных, с К + 10 гласных. Учить писать
печатные буквы сначала по точкам, а
потом самостоятельно. Продолжать учить
составлять предложение из трех слов по
картинке.
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал: плакат с
изображением буквы
Г,К, картинки с
изображением
предметов на эту
букву. Синие и
зеленые кружки по
количеству детей.
Январь
19
Звуки Д-Т,Д-
ДЬ, К-
КЬ.
Буквы Д,Т.
Чтение слогов
и
предложений.
Познакомить с согласными звуками (Д,Т)
как звонкими и глухими согласными.
Познакомить с буквами Д,Т, как
письменными знаками звуков Д, Т и ДЬ,
ТЬ. Учить писать печатные буквы Д, Т,
сначала по точкам, а затем
самостоятельно. Учить читать слоги с Д
+10 гласных, с Т + 10 гласных.
Познакомить с мягкими звуками ДЬ,ТЬ.
Совершенствовать навыки чтения.
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал: плакат с
изображением букв
Д,Т, картинки с
изображением
предметов на эти буквы.
Синие и зеленые кружки
по количеству детей.
Слоговые карточки.
Январь
20
Звуки В-Ф, В-
ВЬ, Ф-
ФЬ.
Буквы В,Ф.
Чтение слогов,
Познакомить с согласными звуками (В-Ф)
как звонкими и глухими согласными.
Познакомить с буквами В, Ф как
письменными знаками звуков В,Ф и
ВЬ,ФЬ. Учить писать печатные буквы
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал: плакат с
изображением буквы
В,Ф. Картинки с
Февраль
предложений.
В,Ф сначала по точкам, а затем
самостоятельно. Учить читать слоги с
В+10 гласных, с Ф+10 гласных.
Познакомить с мягкими звуками ВЬ,ФЬ.
Учить писать слова, проводить
фонематический разбор
изображением
предметов на эти
буквы. Синие и
зеленые кружки по
количеству детей.
Слоговые карточки.
21
Звуки З-С, З-
ЗЬ, С-СЬ.
Буквы З,С,
Чтение слогов,
слов.
Познакомить с согласными звуками (З,С)
как звонкими и глухими согласными.
Познакомить с буквами З,С как
письменными знаками звуков З,С и
ЗЬ,СЬ. Учить писать печатные буквы З,С
сначала по точкам, а затем
самостоятельно. Учить читать слоги с
З+10 гласных, с С+10 гласных. Учить
писать слова. Развивать внимание,
память, логическое мышление
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал: плакат с
изображением букв З,С.
Картинки с изображением
предметов на эти буквы.
Синие и зеленые кружки
по количеству детей.
Слоговые карточки.
Февраль
22
Звуки Б-П, Б-
БЬ, П-
ПЬ.
Буквы Б-П.
Чтение слогов,
слов и
предложений.
Познакомить с согласными звуками (Б,П)
как звонкими и глухими согласными.
Познакомить с буквой Б, П, как
письменными знаками букв Б,БЬ и П,ПЬ.
Учить писать печатные буквы Б,П,
сначала по точкам, потом
самостоятельно. Учить читать слоги с
Б+10 гласных, П+10 гласных.
Совершенствовать навыки чтения слов и
предложений.
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал : плакат с
изображением букв Б,П,
картинки с изображением
предметов на эти буквы.
Синие и зеленые кружки
по количеству детей.
Слоговые карточки
Февраль
23
Буква Х. Звуки
Х-ХЬ.
Чтение слогов,
Познакомить с согласными звуками (Х) и
(ХЬ) как глухим согласным. Познакомить
с письменным обозначением звуков Х и
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал: плакат с
Февраль
слов и
предложений.
ХЬ. Учить писать печатную букву Х,
сначала по точкам, потом
самостоятельно. Учить читать слоги с Х+
10 гласных. Совершенствовать навыки
чтения слогов , слов и предложений.
Учить подбирать к картинке
соответствующий текст (предложение).
Учить понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно.
изображением буквы Х,
картинки с изображением
предметов на букву Х.
Синие и зеленые кружки
по количеству детей.
Слоговые карточки
24
Звуки и буквы
Ж-Ш.
Чтение слогов.
Приучать внимательно слушать
стихотворения, подбирать слова не
просто близкие по звучанию, но и
подходящие по смыслу. Познакомить со
звуками (Ж,Ш) как звонкими и глухими
согласными. Познакомить с буквами
Ж,Ш, как письменными знаками всегда
твердых звуков. Учить писать печатные
буквы Ж,Ш сначала по точкам, затем
самостоятельно. Совершенствовать
навыки чтения слов и предложений.
Развивать внимание, память, логическое
мышление.
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал : плакат с
изображением букв
Ж,Ш, картинки с
изображением
предметов на эти
буквы. Синие и
зеленые кружки по
количеству детей.
Слоговые карточки.
Март
25
Звуки и буквы
Ч и Щ.
Чтение слогов,
слов.
Познакомить с согласными звуками ( Ч) и
(Щ) как глухими согласными .
Познакомить с письменным
обозначением звуков Ч и Щ - зеленым
квадратом ( как звуками всегда мягкими и
глухими.) Учить писать печатные буквы
Ч и Щ , сначала по точка, затем
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал : плакат с
изображением буквыЧ и
Щ, картинки с
изображением предметов
на эти буквы. Синие и
Март
самостоятельно. Закреплять умение
проводить фонетический разбор слов (
бычок, бочок ).Формировать навыки
самоконтроля и самооценки
зеленые кружки по
количеству детей.
Слоговые карточки
26
Звук и буквы
Ц.
Чтение слогов
и
стихотворных
текстов
Познакомить с согласным звуком ( Ц) как
глухим согласным. Познакомить с буквой
Ц, как письменным знаком всегда
твердого звука (Ц). Учить писать букву Ц
сначала по точкам, затем самостоятельно.
Совершенствовать навыки чтения слов и
предложений. Учить отгадывать загадки.
Развивать память, внимание,
логическое мышление
Рабочие тетради,
Демонстрационный
материал : плакат с
изображением букву Ц ,
картинки с изображением
предметов на эту букву.
Синие и зеленые кружки
по количеству детей.
Слоговые карточки.
Март
27
Буква и звук Й.
Чтение слогов
и
стихотворных
текстов
Познакомить с согласным звуком (Й) как
всегда звонким и мягким согласным.
Познакомить с письменным
обозначением звука (Й).Учить писать
печатную букву Й, сначала по точкам,
затем самостоятельно. Закреплять
умение записывать слово знаками и
буквами. Учить понимать учебную задачу
и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навыки самоконтроля и
самооценки.
Рабочие тетради,
демонстрационным
материал: плакат с
изображением буквы Й,
карточки с изображением
предметов имеющих в
составе слова букву Й.
Синие и зеленые кружки
по количеству детей.
Слоговые карточки
Апрель
28
Буква Ь.
Чтение слов и
стихотворных
текстов.
Способствовать развитию
звукобуквенного анализа и
фонематического слуха. Познакомить с
печатной буквой Ь и его смягчающей
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал: плакат с
изображением буквы Ь,
Апрель
функцией. Учить писать печатную
букву Ь. Совершенствовать навыки
чтения. Учить писать слова. Продолжать
соотносить слово с его графическим
изображением. Учить понимать учебную
задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
плакат с правильным
выполненным заданием
на эту букву. Черные
кружки по количеству
детей
29
Буква Ъ.
Чтение
слогов,
стихотворных
текстов.
Способствовать развитию
звукобуквенного анализа и
фонематического слуха. Познакомить с
печатной буквой Ъ и его функцией как
буквы, способной превратить согласный
звук впереди стоящей буквы в
твердый звук. Учить писать букву Ъ ,
сначала по точкам, затем самостоятельно.
Совершенствовать навыки чтения. Учить
понимать учебную задачу и выполнять ее
Рабочие тетради,
демонстрационный
материал : плакат с
изображением буквы Ъ,
плакат с правильно
выполненным заданием
на эту букву. Черные
кружки по количеству
детей.
Апрель
30
Чтение слов и
предложений.
Способствовать развитию
звукобуквенного анализа и
фонематического слуха. Продолжать
учить писать названия предметов. Учить
писать слова и совершенствовать навыки
чтения, дописывать подходящее по
смыслу слово. Закреплять умение
находить в предложение 1 – ое, 2- ое, 3- е
слово. Учить разгадывать ребусы.
Формировать навык самоконтроля
и самооценки.
Рабочие тетради и
цветные карандаши.
Апрель
31
32
Чтение слов,
составление
предложений
по сюжетным
картинкам.
Алфавит,
чтение
стихотворения.
Способствовать развитию
звукобуквенного анализа и
фонематического слуха. Продолжить
учить писать печатные буквы, различать
гласные и согласные звуки и
буквы. Учить составлять и записывать
предложения по сюжетным картинкам.
Проводить фонетический разбор
слов. Познакомить с алфавитом.
Закреплять написание пройденных букв.
Совершенствовать навыки чтения.
Закреплять умение понимать учебную
задачу и выполнять ее.
Рабочие тетради,
цветные карандаши
Март
Март
Март
Содержание программы по направлению «Подготовка к обучению грамоте»
В рамках реализации первого направления программы «Подготовка к обучению грамоте» используются основные
методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно-поисковый.
Данная программа предусматривает использование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте,
разработанного Д.Б.Элькониным и доработанного Л.Е.Журовой применительно к обучению детей дошкольного
возраста.
Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с моделированием слова, потому
что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание
объекта в другом,не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые
становятся предметом специального рассмотрения, изучения. С этой целью дети знакомятся с простейшим
моделированием – слово можно обозначить в виде
прямоугольника. Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные,
согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).
Каждая НОД начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение,
определяют место звука в слове. Звук представляется ребенку во всем многообразии (одновременно дети знакомятся с
графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий
согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Детям демонстрируется образное
изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше
запомнить букву. Буква представлена разными
изображениями предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находятся не только в начале слова, но и в
середине и в конце. Это необходимо для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) могут
встречаться только водном слове и в одном месте. Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия «звук» (его
слышим и произносим) и«буква» (ее видим и пишем).
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э, потому что они хорошо
слышны вначале слова, в середине и конце, что уже на следующем этапе – ознакомления с сонорными согласными –
позволяет детям читать слоги, слова, предложения из пройденных букв.
Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат.
На первых ООД по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено множество заданий на различение
звуков и букв, количество таких заданий от занятия к занятию будет уменьшаться.
Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце
слова (стол, шар), в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). При изолированном произношении
согласных надо научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук, который они обозначают в слове
(лампа – не Ль, а Л, лев –Ль), что будет способствовать хорошему различению твердых и мягких согласных, а в
последующем поможет писать без ошибок.
По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с
условным обозначением твердых согласных – синий квадрат.
На последующей НОД дети уже начинают читать слова из знакомых букв (мама, мыло), что делает процесс обучения
чтению более осмысленным.
Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное
ударение при чтении позволит детям преодолеть послоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами.
Считаем необходимым в данной программе использование методики ознакомления детей с ударением Журовой Е.Н.,
Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н., которая предлагает начинать обучение вычленению ударного слога с
двухсложных слов с ударением на первом слоге (мама, мыло), потом переходить к словам с ударением на втором слоге.
Причем при выделении ударного слога необходимо произносить слово целиком, т.к, произнося слово по слогам,
получится столько ударений, сколько слогов в слове. Педагог дает образец правильного произнесения слова с
подчеркнутым ударением, помогает детям выделить
ударный слог. Затем дети учатся самостоятельно выделять ударный гласный звук в слове.
Также дети знакомятся со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного слога, ударного
гласного будет включаться в фонетический разбор слов.
Знакомство со следующей группой гласных (Я, Е, Ё, Ю – йотированные гласные) вызывает у детей определенные
трудности, если вводить существующее правило, которое говорит о том, что эти буквы обозначают два звука – ЙА, ЙУ,
ЙЭ, ЙО.
Поэтому детям (Колесникова Е.В.) представляют йотированные буквы как буквы, придающие мягкость согласным,
после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки А, Э, О, У, но если согласный перед ним звучит
мягко, то пишутся буквы Я,Е, Ё, Ю.
На последующей НОД дети уже читают предложение из трех слов и тут же знакомятся с графическим изображением
предложения. Слова обозначаются прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что
символизирует начало предложения.
Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо усвоить понятие парности по
звонкости /глухости.
Перспективно-тематическое планирование по направлению «Математическое развитие»
№ Тема
Программное содержание
Материал
Дата
Проведения
1
Свойства
предметов.
Формировать умение выявлять и сравнивать свойства
предметов, находить общее свойство группы
предметов.
Закрепить представления детей о свойствах
предметов. Уточнить представления о формах
геометрических фигур.
Формировать представления о признаках
сходства и различия между предметами.
Объединять предметы в группы и выделять из
группы отдельные предметы, отличающиеся
каким-либо признаком.
Демонстрационный –
картинки с изобра-жением
Карандаша, альбомный лист
бумаги, картинки – овощи.
Раздаточный – цветные
карандаши, бумага, наборы
фигур разных цветов и форм.
Демонстрационный – модели
геометрических фигур.
Раздаточный геометрическое лото.
Демонстрационный –
игрушки, муляжи овощей и
фруктов, цветы, корзинка,
шапочки зайчиков и лисы.
Раздаточный – кубики
различных цветов, мешочки.
Сентябрь
2
Свойства
предметов.
Закрепить знания о свойствах предметов, умение
находить признаки их сходства и различия,
объединять предметы в группы по общему
признаку. Познакомить с понятиями таблицы,
строки и столбца таблицы.
Демонстрационный –5
корзинок – картинок, модели или
картинки фруктов. Раздаточный -
круги, квадраты, треугольники
одинакового размера четырех
цветов.
Сентябрь
3
Свойства
предметов.
Закрепить представления о различных свойствах
предметов. Формировать умение сравнивать
предметы по размеру и устанавливать порядок
уменьшения и увеличения размера.
Демонстрационный – три
собачки: большая, средняя,
маленькая; три мяча разных
размеров и трое ворот разных
размеров. Раздаточный – геом-ие
Сентябрь
фигуры, цветные карандаши
4
Сравнение групп
предметов.
Сформировать представление о сравнение и
классификации предметов. Научить выделять
общие и различные признаки предметов, часть из
множества предметов по характеристическому
признаку. Формировать умение сравнивать
предметы по размеру и устанавливать порядок
уменьшения и увеличения размера.
Формировать умение сравнивать группы
предметов путем составления пар. Закрепить
понятия равенство – неравенство и умение
правильно использовать знаки «=» и «=/=».
Демонстрационный –
картинки с изображением
большой и маленькой елочек,
большого и маленького
пеньков, счетные палочки.
Раздаточный –
геометрические фигуры
разного цвета, счетные
палочки.
Демонстрационный –
Различные игрушки (5 пар).
Раздаточный – 5 кон-вертов и
5 пар одинаковых картинок.
Сентябрь
5
Отношение:
часть –
целое.
Представление о
действиях
сложения(на
наглядном
материале).
Познакомить с понятиями «целое», «часть»,
соотношениями между ними. Сформировать
представление о сложении как объединении
групп предметов. Познакомить со знаком «+».
Закрепить знание свойств предметов.
Демонстрационный –
картинки грибов и овощей,
геометричес кие фигуры,
карточки со знаками «+» и
«=».
Раздаточный – наборы
картинок для игры –
драматизации, геомет
рические фигуры.
Октябрь
6
Пространственн
ые отношения:
на, над, под.
Развивать пространственные представления,
уточнить отношения: на, над, под. Закрепить
понимание смысла действия сложения.
Демонстрационный –
картинки с изображением
овощей, Крота. .
Раздаточный – цветные
карандаши.
Октябрь
7
Пространственн
ые
отношения:
слева,
справа.
Уточнить пространственные отношения слева,
справа. Закрепить представление о сложении как
объединение предметов.
Демонстрационный –
картинки: березка, елка,
кустик, гриб, заяц, белка, ворона,
лиса, еж, домик.
Раздаточный –
геометрические фигуры и
цветные карандаши.
Октябрь
8
Представления о
действии
вычитания (на
наглядном
материале).
Формировать представление о вычитании, как
удалении из целого одной части. Познакомить с
понятием «вычитание» и знаком «-« для записи
вычитания. Закреплять знание свойств
предметов, пространственные отношения.
Демонстрационный –
геометрические фигуры,
знаки «-« и «=» 5 машинок,
отличающихся цветом, либо
размером, либо назначением.
Раздаточный – два набора
одинаковых фигур, знаки «-«и
«=».
Октябрь
9
Пространственн
ые отношения:
между,
посередине.
Внутри снаружи
Уточнить пространственные отношения: между,
посередине. Закрепить название и обозначение
операции вычитания.
Уточнить пространственные отношения: внутри,
снаружи. Закрепить понимание смысла сложения
и вычитания, взаимосвязь целого и частей
Демонстрационный – 3
картинки с изображением
яблока: с одной стороны –
белые, а с другой цветные; кубик
и пластинка из набора
строительного конструктора; 5
игрушек зверей. Раздаточный
-кубик и пластилин.
Демонстрационный – 3
обруча, набор кубиков,
картинка с прорезями, гнездо с
птенчиками од ним на ветке.
Раздаточный – обручи, кубики,
счет. палочки.
Ноябрь
10
Взаимосвязь
между
целым и частью.
Понятия: один –
много,
количество и
порядковое
место.
Сформировать представление о по-нятиях: один,
много, умение устанавливать соответствие между
порядковыми и количественными
числительными. Закрепить пространственные
отношения, знания о сложении и вычитании.
Демонстрационный –
картинки с изображением
звездного неба и Луны;
полянки с множеством цветов и 1
деревом; набор
геометрических фигур.
Раздаточный – наборы
игрушек: много кубиков и 1мячик,
много солдатиков и 1конь
Ноябрь
11
Число 1. Цифра
1.
Знакомство с понятием «число», «цифра»;
числом 1 и графическим рисунком цифры 1.
Закрепить представления о взаимосвязи целого и
частей, действиях сложения и
вычитания
Демонстрационный –
картинки с изображением
единичных предметов и тех,
которые трудно сосчитать,
напр. много цветов и 1
дерево, два одинаковых
цветка и две вазы.
Раздаточный – монеты,
шнурочки, палочки, полоски
бумаги, пластилин.
Ноябрь
12
Точка. Линия.
Прямая и
кривая линии
Формировать представления о точке, линии,
прямой и кривой линиях. Закрепить смысл
сложения и вычитания, отношения – справа,
слева.
Демонстрационный –
картинки с изображением
птиц, клюющих зерна,
звездного неба, луга с
цветами, реки, дороги.
Раздаточный – лист бумаги,
цветные карандаши, нитки,
веревки, палочки, полоски
бумаги, пластилин, линейка,
крупа.
Ноябрь
13
Число 2. Цифра
2.
Познакомить с цифрой 2, составом числа 2,
получением числа 2 путем присчитывания 1 к
числу 1. Рассмотреть случаи сложения и
соответствующие случаи вычитания, связанные с
составом числа 2. Научить строить натуральный
ряд чисел. Упражняться в чтении и письме чисел.
Демонстрационный –
картинки: 1 солнышко, 1
девочка, 2 тучки, 2 птички, 2
гриба; парные картинки:
лыжи, коньки, сапожки,
носки, варежки и т.д.
Раздаточный – домино,
монеты достоинством 1 руб.,
2 руб.
Декабрь
14
Число 3. Цифра
3.
Познакомить с составом числа 3. . Рассмотреть
случаи сложения и соответствующие случаи
вычитания, связанные с составом числа 3.
Закрепить умение строить натуральный ряд чисел
в пределах трех. Упражнять в чтении, письме и
сравнении чисел.
Демонстрационный –
картинки: светофор, 3
грибочка (по одному), 3
поросенка, иллюстрация к
сказке «Три медведя»;
домино, монеты.
Раздаточный –
геометрические фигуры,
грибы по 3 шт., монеты.
Декабрь
15
Представление о
ломаной линии,
много
угольнике.
Познакомить с понятиями ломаная,
многоугольник. Упражняться в распознавании
уже известных геометрических фигур.
Продолжить формировать представления о
свойствах предметов, взаимосвязь целого и
частей. Составе числа 3.
Демонстрационный –
складной метр, палоч-ки,
рисунки ломаных линий и
фигур, ограниченных
ломаными линиями, игра
«Железная дорога».
Раздаточный – палочки,
цв.карандаши, бумага, линейка,
пластилин.
Декабрь
16
Число 4. Цифра
4.
Познакомить с составом числа 4. . Рассмотреть
случаи сложения и соответствующие случаи
Демонстрационный –
изображения 4 грибов и 4
Декабрь
вычитания, связанные с составом числа 4.
Закрепить умение соотносить число 4 с
количеством предметов. Закрепить умение
строить натуральный ряд чисел, разбивать группу
фигур на части по различным признакам.
ежат, жука, помидора,
огурца, кресла; геомтр.
фигуры.
Раздаточный – домино,
геметр. фигуры, монеты.
17
Число 5. Цифра
5.
Познакомить с цифрой 5, с составом числа 5,
получением числа 5 путем присчитывания 1 к 4.
Рассмотреть случаи сложения и соответствующие
случаи вычитания, связанные с составом числа 5.
Закрепить умение называть и записывать числа 1
– 4, строить натуральный ряд чисел, понятия
многоугольника, числового отрезка.
Демонстрационный –
геометрические фигуры,
карточки с цифрами 1 – 5,
модели углов, модель
числового отрезка,
изображение белки, зайки,
волчонка, 5 морковок.
Раздаточный – набор монет:
9монет по 1 руб., 3 монеты по 2
руб., палочки, полоски бумаги,
геометрическое лото, модели
углов,
цв. карандаши,
линейка.
Январь
18
Пространственн
ые
отношения:
впереди,
сзади.
Уточнить пространственные отношения: впереди,
сзади. Закрепить взаимосвязь целого и частей,
присчитывание и отсчитывание единицы с
помощью числового отрезка.
Демонстрационный – цветок
с 5 лепестками разного цвета,
числовой отрезок, геометр.
Фигуры по 3 одинаковы
Раздаточный – линейки,
фигуры геомет. лото,
цвет.карандаши.
Январь
19
Сравнение групп
предметов по
количеству
Формировать представления о сравнении групп
по количеству с помощью составления пар.
Закрепить взаимосвязь целого и частей,
Демонстрационный –
картинки или игрушки: 3
зайчика, 2 белочки, 5 чашек,
Январь
на наглядной
основе.
Обозначение
отношений
«столько же»
количественный и порядковый счет в пределах
пяти.
5 блюдец, 5 пи рожков,
карандаши, модель числового
отрезка, карточки с цифрами
1-5, знаки «=», и «=/=».
Раздаточный – линейки, 2
полоски бумаги, наборы
геометрических фигур, 5
квадратов, 5 треугольников,
знаки «=»,«=/=».
20
Больше.
Меньше. Знаки
«>» и «<».
Научить использовать знаки «>», «<» для записи
результатов при сравнении групп предметов.
Формировать умение читать, записывать и
сравнивать числа. Закрепить понимание
взаимосвязи целого и частей, счетные умения.
Демон-ый – картинки: 5
цветов, 5 пчелок, 3 птич ки, 5
гусениц; карточки с цифрами
от 1 до 5, зна ки >,< и =.
Раздаточный – геометр.
фигуры, знаки >,< и =; цифры
карточки.
Февраль
21
Временные
отношения:
раньше, позже.
Расширить временные представления детей,
уточнить отношения «раньше», «позже».
Закрепить представления о сравнении, сложении
и вычитании групп предметов, числовом отрезке,
количественном и порядковом счете предметов.
Демон-ый – картинки для
развития времен-ных
представлений, числовой
отрезок, циф-ра-картоточки,
знаки >,<. Раздаточный –
геомет.фигуры, знаки >,<,=;
цифры-карточки; картинки
для групповой работы на
развитие временных
представлений
Февраль
22
Число 6. Цифра
6.
Познакомить с цифрой 6, составом числа 6 путем
присчитывания 1 к числу 5. Рассмотреть случаи
сложения и соответствующие случаи вычитания,
Демон-ый – изображения
вагончиков поезда,
животных: мишки, зайца,
Февраль
связанные с составом числа 6. Закрепить умение
сравнивать числа с помощью составления пар и
числового отрезка, геометрические
представления.
белки; цифры 1-6, модель
числового отрез ка, домик с
замком, на- поминающим
цифру 6.
Разд-ый-кубики,игруш-ки,
геомет.фигуры
23
Многоугольник,
шестиугольник.
Пространственн
ые
отношения:
длиннее,
короче.
Познакомить с новым видом многоугольников –
шестиугольником. Формировать умение выделять
многоугольники из ряда геометрических фигур,
используя накопленные знания, называть эти
фигуры. Закрепить взаимосвязь целого и частей,
знание состава чисел 1-6.
Формировать умение сравнивать длины
предметов с помощью наложения. Ввести в
речевую практику слова «длиннее», «короче».
Демон-ый – полоски цветной
бумаги, веревки с узелками,
складной метр; модель
числового отрезка.
Раздаточный – полоски
цв.бумаги-6 отрезков;
геометрическое лото; 6
кружков.
Демон-ый – набор полосок;
изображение зайчихи в
фартуке и набор теремок.
Раздаточный – набор
полосок.
Февраль
24
Измерение
длины.
Формировать представление об измерении длины
с помощью мерки. Познакомить с такими единицами
измерения длины как шаг, пядь,
локоть, сажень.
Демон-ый-изображения 4
домиков от высокого к низкому,
полоски бумаги,
тесьма, модель числового
отрезка.
Март
25
Измерение
длины с
помощью мерки.
Закрепить представления об измерении длины с
помощью мерки и умение практически имерять
длину отрезка заданной меркой. Познакомить с
Демонс-ый – белая полоска
бумаги длиной 40 см,
полоски мери, иллюстрации:
Март
сантиметром и метром. Формировать умение
использовать линейку. Закрепить умение
практически измерять длину отрезка с помощью
линейки.
попугай, удав; метр,
сантиметр. Раздаточный -
белая полоска бумаги 20см и
полоски мерки.
Демон-ый – изобр-ие
сороконожки; цветы:3
ромашки,2 колокольчика,
полоски бумаги: бе лая-
30см,красная-20см, синяя –10 см
26
Число 7.
Цифра 7.
Количественный
и порядковый
счет в пределах
7.
Познакомить с образованием и составом числа 7,
цифрой 7. Закрепить представления о составе
числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие
многоугольника.
Закрепить количественный и порядковый счет в
пределах 7, знание состава числа 7. Повторить
сравнение групп предметов с помощью
составления пар.
Демон-ый- числовой отрезок;
опорные таблицы для закрепления
состава чисел. Раз-ый- кружки из
цветной бумаги, цветные
карандаши.
Демон-ый- числовой отрезок;
опорные таблицы для закрепления
состава числа 7;ри-сунки-
конструкции из кубиков. Раз-ый –
кубики двух цветов, фломастеры.
Март
27
Представление о
составе
числа 7.
Закрепить представление о составе числа 7,
взаимосвязи целого и частей, умение изображать эти
взаимосвязи с помощью отрезка. Закрепить
пространственные отношения.
Демон-ый – картинка с
изображением козы и 7
козлят, волка; домик;
числовой отрезок.
Раздаточный – линейка,
фломастеры.
28
Число 8. Цифра
8.
Познакомить с образованием и составом числа 8,
цифрой 8. Закрепить представления о составе
числа 7, навыки счета в пределах семи,
взаимосвязь целого и частей.
Демон-ый- таблички с семью
квадратами красного и синего
цвета, числовой отрезок,
набор цифр 1-8. Раз- ый-
красные и синие квадраты по 5
штук на каждого,
фломастеры.
Апрель
29
Объем.
Сравнение по
объему.
Измерение
объема.
Сформировать представления об объеме
(вместимости), сравнении сосудов с помощью
переливания. Закрепить счетные умения в
пределах 8, взаимосвязь целого и частей.
Сформировать представления об измерении
объемов с помощью мерки, зависимости
результата измерения от выбора мерки.
Закрепить понимание смысла сложения и
вычитания.
Демон-ый- стаканы разной
высоты с разным диаметром дна и
прозрачные кружки.
Подкрашенная вода.
Раз- ый игрушечная посуда
разного объема.
Демон-ый - короб с
кубиками, игрушечная
посуда, посуда с водой для демон-
ых опытов.
Раз-ый – на каждом столе по
игрушке ведерку и посуда разного
объема с водой.
Апрель
30
Число 9. Цифра
9.
Представление о
Познакомить с образованием и составом числа 9,
цифрой 9. Закрепить умение находить признаки
сходства и различия фигур по признакам,
сложение и вычитание на числовом отрезке.
Закрепить количественный и порядковый счет в
пределах 9; представления об измерении объема.
Демон-ый- картинка наседки с
цыплятами, числовой отрезок, по
8 кружков красного и синего
цвета. Раз-ый – карточки с
цифрами от 1
до 9, фломастеры, линейка.
Апрель
составе
числа 9.
Демон-ый – числовой
отрезок, таблицы для
закрепления знания состава числа
9. Раз-ый
разноцветные листья по 9
шт., фломастеры.
Знакомство с
циферблатом
часов.
Закрепление
представления о
составе
числа 9.
Познакомить с циферблатом часов.
Сформировать представления об определении
времени по часам. Закрепить счет в пределах 9.
Закрепление представления о составе числа 9,
взаимосвязи целого и частей, их схематическом
изображении с помощью отрезка. Повторить
прием сравнения чисел на предметной основе
(составление пар), сложение и вычитание чисел
на цифровом отрезке.
Демон-ый - модель
циферблата часов с
подвижными стрелками, карточки
с цифрами 1-9. Раз-ый – модель
циферблата часов, фломастеры.
Демон-ый – числовой
отрезок, цифры от 1 до 9,
знаки + и -, =, рисунки для
игры «Что изменилось?»,
схемы карточки. Раз-ый –
схемы карточки, цифры 1-9,
фломастеры
31
Число 0. Цифра
0.
Сформировать представления о числе 0 и его
свойствах. Закрепить понимание взаимосвязи
целого и частей.
Демон-ый- числовой от
резок, цифры 0-9, корзиночка
с грибами, картинки с изоб - ем
лесных обитателей.
Раз-ый- модель мешочков и
счетный материал (грибочки,
шарики).
Апрель
32
Число 10. Цифра
10.
Сформировать представления о числе 10, его
образовании, составе, записи. Закрепить
Демон-ый -картинки с
изображением птиц и зверей,
Май
понимание взаимосвязи целого и частей. Умение
распознавать многоугольники.
геом-ие фигуры.
Раз-ый - 10 кружков красного
и синего цвета, карточки с
записью чисел 0-10.
Символы.
Повторение.
Игра
«Путешествие в
страну
Математику».
Познакомить с использованием символов для
обозначения свойств предметов (цвет, форма,
размер). Закрепить представлении о составе
чисел 8,9,10, умение ориентироваться по плану.
Закрепить представления о свойствах предметов,
пространственные отношения, сложении,
вычитании, взаимосвязи целого и частей, о
геометрических фигурах и телах.
Демон-ый – предметы и
геом.фигуры разного цвета,
формы и размера, числовой
отрезок, схемы – таблицы.
Демон-ый – изображение
Феи, картинки отгадки к
загадкам о вида транспорта,
таблицы с геом-ми клумбами
числовой отрезок.
Май
Содержание программы по направлению «Математическое развитие»
Общие понятия
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по
заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – не
равно, больше на… - меньше на…).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование
общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение
величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.)
Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Числа и операции над ними.
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1
до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав числа первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры).
Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Пространственно-временные понятия
Примеры отношений: на-над-под, слева-справа-посередине, спереди-сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже,
длиннее- короче, толще-тоньше, раньше-позже, позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра, вдоль, через и др.
Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с
геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус,
пирамида, параллелепипед (коробка), куб. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование
фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных
фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок).
Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми
общепринятыми единицами
изменения различных величин.
Методическое обеспечение к программе «Подготовка к школе»
№
п/п
Название разделов /
направления
Формы и способы
работы
Дидактические материалы
Подготовка к обучению
грамоте
Групповая
теоретическая и
практическая ООД
- Полоски-схемы звукового состава слов
- Фишки-карточки
- Касса букв
- Демонстрационный и раздаточный материал к
занятиям
- Наглядно-методический материал
- Индивидуальные рабочие тетради для детей
- Индивидуальные тетради в клетку
- Индивидуальные тетради в линейку
- Цветные карандаши
- Простой карандаш
Математическое
развитие
Групповая
теоретическая и
практическая ООД
- Письменные принадлежности по количеству
детей: простой
карандаш, цветные карандаши, линейка, ластик
- Счетные палочки
- Геометрическое лото
- Демонстрационный и раздаточный материал к
занятиям
- Наглядно-методический материал
- Индивидуальные рабочие тетради для детей
- Тетради в клетку
Методы и приемы
Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности, в связи с чем в программе
предложено большое количество игровых упражнений.
Для того, чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной
ситуации, на
НОД проводятся физкультминутки.
Использование тетрадей на печатной основе помогает организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий.
Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов
своих действий.
Также формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов НОД. В течение 2 – 3 минут
внимание детей
акцентируется на основных идеях НОД. Здесь же дети могут высказать свое отношение к НОД, к тому, что им
понравилось, а что
было трудным. Эта обратная связь поможет педагогу впоследствии скорректировать свою работу.
Мониторинг
Сроки проведения диагностики: ноябрь – апрель
Диагностическая карта по подготовке ребенка к школе.
Ф.И. ребенка________________________
Год рождения_______________________
Направление
Тесты
Начало года
Конец года
Формирование
элементарных
математических
представлений
1. Количество и счет
2. Сравнение по форме
3. Ориентировка в пространстве
4. Логическая связь и закономерность
5. Классификация по признакам
6. Решение примеров и задач
7. Развитие мелкой моторики
Обучение
Грамоте
1. Развитие звуковой культуры речи
2. Развитие фонематического слуха
3. Развитие звуко-буквенного анализа
4. Чтение
5. Развитие графических навыков
Приложение
Справочный материал
В русском алфавите 33 буквы.
Гласных букв – 10. Согласных букв – 21.
Гласных звуков – 6. Согласных звуков – 36.
Буквы Ь и Ъ звуков не обозначают.
Гласные звуки и буквы
1. При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.
2. Гласные образуют слог.
3. Гласные А, О, У, Э, Ы обозначают твердость согласных звуков.
4. Гласные Я, Е, Ё, Ю, И обозначают мягкость согласных звуков.
5. Гласные Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ь, Ъ.
Согласные звуки и буквы.
1. При произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ и
преодолевает их.
2. Согласные без гласных не образуют слога.
3. Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими.
4. Непарные звонкие, сонорные Л, М, Н, Р, Й (всегда мягкий).
5. Парные звонкие и глухие согласные Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш (всегда твердые).
6. Непарные глухие согласные Х, Ц (всегда твердая); Ч, Щ (всегда мягкие).
7. Ь, Ъ не относятся ни к гласным, ни к согласным, они звуки не обозначают.
Схема фонетического разбора слова
1. Слоги, ударные.
2. Гласные звуки (ударные, безударные).
3. Согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие).
4. Количество звуков и букв.
Список литературы
Литература для организации педагогического процесса:
1. Азбука-читалочка. Рабочая тетрадь. – М., 2009
2. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.:
Мозаика-Синтез, 2006.
3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждений. – М., 1993
4. Волина В.В. Занимательноеазбуковедение. – М., 1991
5. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 1993.
6. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2003
7. Ерофеева Т.И., Новикова В.П., Павлова Л.Н. Дети у истоков математики. Спецкурс: методика обучения
математике. – М., 1994.
8. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. – М., 1978.
9. Журова Е.Н., Варенцова Н.С., Дурова Н.В. Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа-Пресс,1998
10. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. – М,А 1997.
11. Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2001
12. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. – М.: Акалис, 1996.
13. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий.
М.:Ювента, 2001
14. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – М.:
Ювента,2005. – 48 с.
15. Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый счет. – М., 1959.
16. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1984.
17. Морозова Т.Н. Обучение детей грамоте. – Тула, 1993
18. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. – М., 1993
19. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1981.
20. От А до Я. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2002
21. От звука к букве. Демонстрационный материал. М.: Гном и Д, 2001
22. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька... Практический курс математики для
дошкольников.Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2006
23. Потапова Е.Н. Радость познания. – М., 1990
24. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996.
25. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 5 – 6 лет. Часть 1. – М.: Ювента, 2009
26. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 5 – 7 лет. Часть 2. – М.: Ювента, 2009
27. Рихтерман Т.Д. Формирование представление о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1982.
28. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 1986.
29. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. – М., 1992
30. Ушинский К.Д. Родное слово. – М., 1991
31. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб.: Детство-Пресс, 2001
32. Чеплашкина И.Н., Зуева Л.Ю Математика – это интересно. Комплект игр. М.: Акцидент, 1995.
33. Шибаев А.В. Буква заблудилась. – М., 1986
34. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1992.
Литература для родителей:
1. Волина В.В. Занимательноеазбуковедение. – М., 1991
2. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. – М,А 1997.
3. Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый счет. – М., 1959.
4. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1981.
5. Шибаев А.В. Буква заблудилась. – М., 1986
6. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1992.