Автор: Макеева Любовь Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Гороховская СОШ
Населённый пункт: село Горохово , Курганская область
Наименование материала: конспект урока по русскому языку
Тема: 3 класс русский язык "Изложение текста по самостоятельно составленному плану"
Раздел: начальное образование
Русский язык 3 класс
Тема урока: «Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану по рассказу»
Цель: Совершенствовать умения составлять текст из деформированных частей; организовать работу по осмысленному чтению текста, восстановлению
последовательности событий в нём, изложению содержания текста по самостоятельно составленному плану. Создать условия для определения темы и основной
мысли текста повествования с помощью ключевых слов и подбора заголовка к тексту. Организовать работу учащихся в малых группах (в парах). Активизировать
детей на творческую работу на всех этапах урока. Провести орфографическую подготовку, опираясь на знания учащихся, посредством мыслительных операций –
анализа и синтеза. Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения. Дать возможность оценить свою
деятельность на уроке в устной форме.
Тип урока: Развитие речи.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять тему и главную мысль текста; развивать умения передавать
содержание текста по коллективно составленному плану; выбирать опорные слова для восстановления по ним содержания микротем, записывать текст;
развивать умениеписать правильно писать слова на изученные орфограммы; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых
знаний.
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока
и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать
свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учится):
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий, прогнозируют
результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с
усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения. умеют обмениваться мнениями,
слушать другого ученика — партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество,
принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения
Частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная и работа в парах.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Самоопределение
к деятельности
(орг.момент)
Настрой на работу
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Подготовка класса к
работе.
Л: положительное отношение к учению, к
познавательной деятельности; Р: понимать и
сохранять учебную задачу. К: планирование
учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками
2.Актуализация
знаний и фиксация
затруднения в
деятельности
Активизация знаний учащихся и создание
проблемной ситуации
Сегодня мы в течение урока должны будем
вспомнить следующие термины
Текст
Основная мысль
Заголовок
Давайте рассмотрим первый термин.
-Что такое текст?
-Можно ли запись на доске назвать текстом?
Текст-это несколько
предложений связанных
одной темой.
Коммуникативные :вступать в учебный диалог с
учителем и
сверстниками. Познавательные: осознать
познавательную задачу, читать и слушать
3.Построение
выхода из
затруднения
Организация учащихся на исследование
проблемной ситуации
-Что же делать, чтобы запись стала текстом?
-давайте посмотрим что у нас получится?
(учебник стр. 6 упр. 6)
Поменять части местами.
П: самостоятельно находить нужную информацию
в материалах учебника. Л- решение проблемы,
выдвижение гипотез и их
обоснование; К- участвовать в общей беседе,
соблюдать правила речевого поведения,
высказывать и обосновывать свою точку зрения
4. Постановка
учебной задачи
-Что можно сделать с этим текстом?
Я предлагаю его написать по памяти.
Кто может сформулировать тему урока?
Списать, написать под
диктовку, написать по
памяти.
Тема: «Изложение»
Регулятивные: планирование , прогнозирование;
Логические- решение проблемы
Коммуникативные- инициативное сотрудничество
в поиске и выборе информации Личностные:
5. Оформление
работы
Запишите число. Тему урока
6. Первичная
проверка
понимания
Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное обобщение
1.
Работа над заголовком.
-Чего у нас не хватает в тексте (заголовка)
-Что такое заголовок?
-Что такое основная мысль?
-Послушайте еще раз текст и скажите о чём нам
хотел рассказать автор?
Подберите заголовок из предложенных.
Грачиное гнездо.
Берёза
Заголовок – о чём
говорится в тексте.
Основная мысль- то, что
хотел сказать автор.
Чтение текста хорошо
читающим ребёнком.
Работа в паре.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: умение осознанно и
произвольно строить речевое высказывание,
рефлексия способов и условий действия;
Коммуникативные: управление поведением
партнёра- контроль, коррекция.
Буря.
На краю обрыва.
- Где росла берёза?
Что было на берёзе?
-Что началось ночью?
-Какая опасность надвигалась?
-Что сделала берёза?
-Какой литературный приём использует автор?
(олицетворение)
-При помощи каких глаголов он это делает
( держаться, не сдаваться, боролась, устала)
2. Работа по составлению плана.
Чтобы точно передать содержание текста нужно
составить план. Работу проведём в группах.
Посмотрим чей план совпадёт с моим.
План
1.
Берёза на обрыве реки.
2.
Сильная буря.
3.
Борьба берёзы за жизнь грачат.
4.
Всё кончилось хорошо.
Проверка.
А сейчас попробуйте в паре рассказать друг
другу текст.
Прослушивание одного человека у доски.
Памятка
1.
Нельзя искажать факты.
Пересказ.
2.
Записывать события последовательно,
по лану.
3.
В предложении заключается
законченная мысль.
4.
Не допускается повтор слов.
5.
Каждая часть пишется с большой буквы.
6.Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону
Организация деятельности по применению
новых знаний
1.
Орфографическая подготовка.
- Работаем по карточке в паре. Вставить
пропущенные буквы и приготовиться объяснить.
Кто готов писать изложение может приступать.
Остальные ещё раз прочитали и приступаем к
самостоятельной работе.
2.Запись изложения
(с опорой на план и слова)
Работа в паре с
карточками. Объяснение у
доски вставленных букв.
ст…яла д…
ржаться гр…чиное
не сд…валась мал…н…кие
б…ролась гр…чата
ж…знь ноч…ю
х…рошо из стор…ны
Самостоятельная работа.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция,
выделение и осознание того. что уж усвоено и что
ещё подлежит усвоению;
Личностные :самоопределение
7. Рефлексия
деятельности
(итог урока)
Организация рефлексии
- Чему мы учились на уроке?
-Поднимите руку кто считает , что у него всё
получилось.
-Кто затруднился в работе над изложением.
Д.з. стр. 6 упр. 7
К: умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли;
П: рефлексия; Л: смыслообразование