Напоминание

Анализ задач на комбинации фигур в школьном курсе планиметрии (по материалам ЕГЭ по математике)


Автор: Сафонова Ольга Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Поспелихинская СОШ №1"
Населённый пункт: с. Поспелиха
Наименование материала: Математика
Тема: Анализ задач на комбинации фигур в школьном курсе планиметрии (по материалам ЕГЭ по математике)
Раздел: полное образование





Назад




Анализ

задач

на

комбинации

фигур

в

школьном

курсе

планиметрии (по материалам ЕГЭ по математике)

Задание С(4) включает в себя решение задач на комбинацию фигур:

Окружности и треугольники

Окружности и четырехугольники.

Данные задачи опираются на знание следующих теорем, свойств:

Теорема Пифагора

Теорема синусов

Теорема косинусов

Свойства биссектрисы и медианы треугольника и т. д

Весь это материал изучается в курсе геометрии 7-9 классов.

Основной задачей курса геометрии является необходимость обеспечить прочное и сознательное

овладение

учащимися

системой

математических

знаний

и

умений,

необходимых

в

повседневной жизни в современном обществе, достаточных для изучения смежных дисциплин

и продолжения образования.

Обучение математике направлено на достижение следующих целей:

- овладение учениками системой математических знаний, умений и навыков;

-

вооружение

учеников

математическими

методами

познания

действительности,

умение

использовать знания при решении практических задач;

- развитие математической интуиции, логического мышления;

- обогащение пространственных представлений учащихся и развитие их пространственного

воображения;

- развитие таких черт личности как настойчивость, целенаправленность, самостоятельность,

ответственность, трудолюбие, критичность мышления;

- развитие познавательных интересов учащихся;

-

развитие

таких

способностей,

как

наблюдательность,

представление,

память,

мышление,

владение математической речью;

-

формирование

и

развитие

метапредметных

универсальных

учебных

действий

(умения

учиться), умение выделять существенное, мыслить абстрактно, умение анализировать.

Решение основных типов задач на комбинации плоских фигур

Задача 1.

B остроугольном треугольнике KMN проведены высоты KB и NA.

а) Докажите, что угол ABK равен углу ANK.

б)

Найдите

радиус

окружности,

описанной

около

треугольника

ABM,

если

известно,

что

и

Решение:

а) Докажем, что

( п о

д ву м

у гл а м ) .

З а п и ш е м

о т н о ш е н и е

с х о д с т в е н н ы х

сторон:

Н о

э т о

з н а ч и т ,

ч т о

( п о

у г л у

и

д в у м

с т о р о н а м ) ,

причем

— смежный с углом

,

, четырехугольник ABNK можно вписать в окружность.

(опираются на одну дугу).

б) Найдем

, если

и

По теореме синусов,

Задача 2.

Две окружности касаются внешним образом в точке K. Прямая AB касается первой окружности

в точке A, а второй — в точке B. Прямая BK пересекает первую окружность в точке D, прямая

AK пересекает вторую окружность в точке C

а) Докажите, что прямые AD и BC параллельны.

б) Найдите площадь треугольника AKB, если известно, что радиусы окружностей равны 4 и 1.

Решение:

а) Другими словами, в пункте (а) надо доказать, что точка D лежит на прямой

, а точка C

— на прямой

.

прямоугольная

трапеция,

поскольку

(как

радиусы,

проведенные в точку касания),

.

Если

, то

(как односторонние углы),

тогда

и

.

— прямоугольный,

.

Тогда

— диаметр первой окружности;

диаметр второй окружности, так как вписанный угол, опирающийся на диаметр, — прямой.

Значит,

б)

Найдем

AK — высота в

, где

Рассмотрев прямоугольную трапецию

,

где

, найдем, что

.

Из

по теореме Пифагора

.

Задача 3.

B прямоугольном треугольнике ABC точки M и N — середины гипотенузы AB и катета BC

соответственно. Биссектриса угла BAC пересекает прямую MN в точке L.

а) Докажите, что треугольники AML и BLC подобны.

б) Найдите отношение площадей этих треугольников, если

Решение:

а) AL — биссектриса

,

(так как MN — средняя линия треугольника ABC),

Докажем, что

и

подобны.

Пусть

, тогда

, поскольку соответственные углы равны,

,

Значит,

— равнобедренный,

.

Так как LN — медиана и высота в треугольнике CLB,

- равнобедренный.

Значит, A, C, L, B — лежат на окружности с центром M;

ACLB — вписан в окружность,

,

по 2 углам.

б) Найдем

, если

;

(как накрест лежащий с углом ACM),

Из

по теореме синусов

Методические

рекомендации

по

использованию

задач

на

комбинации

плоских

фигур

в

индивидуальной работе

Итак, из приведенных задач, видно, что для решения задач С(4) необходимы знания за курс

геометрии 7-9 классов:

Теорема Пифагора

Теорема синусов

Теорема косинусов

Свойства биссектрисы и медианы треугольника и т. д

Поэтому, приступая к решению задач на комбинации плоских фигур необходимо повторить курс

геометрии 7-9.

Анализ задач на отыскание углов между прямыми и плоскостями

(по материалам ЕГЭ по математике)

Задание 14 Профильного ЕГЭ по математике состоит из двух пунктов.

Пункт (а) – доказательство какого-либо утверждения.

Пункт (б) – вычисление какой-либо величины.

Задачи на отыскание углов между прямыми и плоскостями модно разделить на отыскание:

- угла между прямыми;

- угла между прямой и плоскостью;

- угла между плоскостями.

Основной задачей курса геометрии является необходимость обеспечить прочное и сознательное

овладение

учащимися

системой

математических

знаний

и

умений,

необходимых

в

повседневной жизни в современном обществе, достаточных для изучения смежных дисциплин

и продолжения образования.

Обучение математике направлено на достижение следующих целей:

- овладение учениками системой математических знаний, умений и навыков;

-

вооружение

учеников

математическими

методами

познания

действительности,

умение

использовать знания при решении практических задач;

- развитие математической интуиции, логического мышления;

- обогащение пространственных представлений учащихся и развитие их пространственного

воображения;

- развитие таких черт личности как настойчивость, целенаправленность, самостоятельность,

ответственность, трудолюбие, критичность мышления;

- развитие познавательных интересов учащихся;

-

развитие

таких

способностей,

как

наблюдательность,

представление,

память,

мышление,

владение математической речью;

-

формирование

и

развитие

метапредметных

универсальных

учебных

действий

(умения

учиться), умение выделять существенное, мыслить абстрактно, умение анализировать.

В разделе «Прямые и плоскости в пространстве» изучаются темы:

Угол между прямой и плоскостью

Угол между скрещивающимися прямыми

Угол между плоскостями.

Рассмотрим

решение

основных

типов

задач

на

отыскание

углов

между

прямыми

и

плоскостями:

1) Задача на нахождение угла между двумя скрещивающимися прямыми.

Углом

между

двумя

пересекающимися

прямыми называется

наименьший из углов, образованных при пересечении прямых.

0˚ <

(a;b)≤ 90˚ .

Углом

между

скрещивающимися

прямыми называется

угол

между

пересекающимися

прямыми,

соответ ственно

параллельными данным скрещивающимся.

Две прямые называются перпендикулярными,

если угол между ними равен 90˚ .

Угол между параллельными прямыми считается равным нулю.

При нахождении угла между прямыми используют:

1)

формулу

cosφ=

|

b

2

+

c

2

a

2

|

2 bc

для

нахождения

углаφмежду

прямыми m и l

,

если

стороны а и b треугольника АВС

соответственно параллельны этим прямым;

2) Формулу cosφ=

|

´

p ∙

´

q

|

|

´

p

|

·

|

´

q

|

или в координатной форме

cosφ =

|

x

1

∙ x

2

+

y

1

∙ y

2

+

z

1

∙ z

2

|

x

1

2

+

y

1

2

+

z

1

2

·

x

2

2

+

y

2

2

+

z

2

2

для

нахождения

угла φ между

прямыми m и l

,

если

векторы

´

p

1

1

;z

1

)

и

´

q

2

2

;z

2

)

параллельны соответственно этим прямым; в частности, для того чтобы прямые m и l

были

перпендикулярны, необходимо и достаточно, чтобы

´

p ∙

´

q

= 0 или x

1

·x

2

+ y

1

·y

2

+z

1

·z

2

= 0.

Пример.

В кубе ABCDA

1

B

1

C

1

D

1

найдите угол между прямыми A

1

D и D

1

E, где Е – середина ребра CC

1

.

Решение.

1-й способ.

Пусть F – середина ребра ВВ

1

, а –ребро куба, φ- искомый угол.

Так как A

1

F ǁD

1

E , то φ- угол при вершине A

1

в треугольнике A

1

FD.

Из треугольника BFD имеем

FD

2

= BD

2

+ BF

2

= 2a

2

+

а

2

4

=

9 а

2

4

,

а из треугольника A

1

B

1

F получаем

A

1

F

2

= A

1

B

1

2

+ B

1

F

2

= a

2

+

а

2

4

=

5 а

2

4

, откуда

A

1

F =

а

5

2

.

Далее в треугольнике A

1

FD используем теорему косинусов

FD

2

= A

1

D

2

+ A

1

F

2

–2A

1

D·A

1

F

cosφ,

9 а

2

4

=2а

2

+

5 а

2

4

- 2

а

2

·

а

5

2

·cosφ, откуда

cosφ =

1

10

иφ = arccos

1

10

.

Ответ: arccos

1

10

.

2-й способ.

Введем прямоугольную систему координат, как указано на рисунке.

Не нарушая общности задачи, обозначим длину ребра куба а.

Тогда А

1

(0; а; а), D(а; а; 0), D

1

(а; а; а),

Е(а; 0;

а

2

).

Найдём координаты направляющих векторов прямых A

1

D и D

1

E

´

A

1

D

=

{

а ; 0 ;

а

}

,

´

D

1

E

=

{

0;

а ;

а

2

}

.

Тогда

сosφ =

а· 0

+

(

а

)

+

(

а

)

·

(

а

2

)

а

2

+

0

2

+(−

а

)

2

·

0

2

+(−

а

)

2

+(

а

2

)

2

=

а

2

2

а

2 ·

а

5

2

=

1

10

.

cosφ =

1

10

и φ = arccos

1

10

.

Ответ: arccos

1

10

.

2) Задача на нахождение угла между прямой и плоскостью.

Углом между плоскостью и не перпендикулярной ей

прямой называется

угол

между

этой

прямой

и

ее

проекцией на данную плоскость.

• 0˚ <

(a;α ) < 90˚ .

Угол

между

взаимно

перпендикулярными

прямой

и

плоскостью равен 90˚ .

• Если прямая параллельна плоскости (или лежит в ней),

то угол между ними считается равным 0˚ .

Угол

между

прямой l

и

плоскостью

α

можно

вычислить:

1) если этот угол удается включить в прямоугольный

треугольник в качестве одного из острых углов;

2) по формуле sinφ =

|

´

n ∙

´

p

|

|

´

n

|

·

|

´

p

|

или в координатной форме

sinφ =

|

x

1

∙ x

2

+

y

1

∙ y

2

+

z

1

∙ z

2

|

x

1

2

+

y

1

2

+

z

1

2

·

x

2

2

+

y

2

2

+

z

2

2

, где

´

n

(x

1

; y

1

; z

1

)- вектор нормали плоскости α,

´

p

(x

2

;y

2

; z

2

)- направляющий вектор прямой l;

• прямая l и плоскость α параллельны тогда и только тогда, когда

x

1

x

2

+ y

1

y

2

+ z

1

z

2

= 0.

Пример.

В

кубе ABCDA

1

B

1

C

1

D

1

точка Е – середина ребра

A

1

В

1

.

Найдите синус угла между прямой А Е и плоскостью

ВDD

1

.

Решение.

1-й

способ.

Угол

между

прямой

АЕ

и

плоскостью ВDD

1

будем

искать как угол между данной плоскостью и прямой

1

,

параллельной прямой АЕ.

Из точки Е

1

опустим перпендикуляр Е

1

Е

2

на прямую В

1

D

1

.

Искомый угол – это угол между прямыми DE

2

и DE

1

.

Пусть сторона куба равна а.

А

1

С

1

=

а

2

+

а

2

=¿

а

2

.

Е

1

Е

2

=

1

4

· А

1

С

1

=

1

4

·а

2

=

а

2

4

.

DE

1

=

а

2

+

а

2

4

=

а

5

2

.

sin φ

=

Е

1

Е

2

D E

1

=

а

2

4

:

а

5

2

=

а

2

4

·

2

а

5

=

1

10

=

10

10

.

Ответ:

10

10

.

2-й способ.

Введем прямоугольную систему координат, как указано на рисунке.

Не нарушая общности задачи, обозначим длину ребра куба а.

За вектор нормали плоскости ВDD

1

возьмем вектор

´

AC .

Найдём координаты нужных точек.

А(0; 0; 0), Е(0;

а

2

; а), С(а; а; 0).

Тогда

´

AE

=

{

0;

а

2

; а

}

,

´

AC

=

{

а ; а ; 0

}

.

sin φ =

0 · а

+

а

2

· а

+

а · 0

а

2

4

+

а

2

·

а

2

+

а

2

=

1

10

=

10

10

.

Ответ:

10

10

.

3) Задача на нахождение угла между двумя плоскостями.

Двугранный угол, образованный полуплоскостями измеряется величиной его линейного угла,

получаемого

при

пересечении

двугранного

угла

плоскостью, перпендикулярной его ребру.

Величина двугранного угла принадлежит промежутку (0˚

;

180˚ ).

•В

еличина

угла

между

пересекающимися

плоскостями

принадлежит промежутку (0˚ ;90˚ ].

Угол

между

двумя

параллельными

плоскостями

считается равным 0˚ .

Угол

между

пересекающимися

плоскостями можно

вычислить:

1)

как угол между прямыми, лежащими в этих плоскостях и

перпендикулярными к линии их пересечения;

2)

как угол треугольника, если удается включить линейный

угол в некоторый треугольник;

3) как угол между перпендикулярными им прямыми;

4) по формуле

cos

(

α ; β

)

=

|

´

n

1

´

n

2

|

|

´

n

1

|

|

´

n

2

|

или в координатной форме

cos

(

α ; β

)

=

|

А А

1

+

В В

1

+

СС

1

|

А

1

2

+

В

1

2

+

С

1

2

А

2

2

+

В

2

2

+

С

2

2

,

где

´

n

1

(

А

1

; В

1

1

¿−

вектор нормали плоскости A

1

x

+

B

1

y

+

C

1

z

+

D

1

=

0,

Пример.

Основание

прямой

четырехугольной

призмы ABCDA

1

B

1

C

1

D

1

-

прямоугольник ABCD, в котором АВ = 12, AD =

31

. Найдите

косинус угла между плоскостью основания призмы и плоскостью,

проходящей

через

середину

ребра A D перпендикулярно прямой

BD

1

, если расстояние между прямыми AC и B

1

D

1

равно 5.

Решение.

1-й способ.

Решение этой задачи вычислительно-аналитическим методом очень громоздкое и сложное, даже

выполнить чертеж к этой задаче крайне сложно, поэтому я его не привела, а методом координат эта

задача решается легко и просто.

2-й способ.

Легко видеть, что этот угол равен углу между нормалями к этим плоскостям.

Вектор

´

A A

1

– вектор нормали плоскости основания.

А вектором нормали плоскости, проходящей через середину ребра АD перпендикулярно прямой

ВD

1

будет вектор

´

B D

1

.

Введем прямоугольную систему координат, как указано на рисунке.

Найдём координаты нужных точек, т.е. точек А, А

1

, В, D

1

.

А (0; 0; 0), А

1

(0; 0; 5), В(0; 12; 0),

D

1

(

31

; 0; 5).

Тогда

´

A A

1

=

{

0 ; 0 ; 5

}

,

´

B D

1

=

{

31;

12; 5

}

.

cosφ

=

0 ·

31

+

0 ·

(−

12

)+

5 · 5

0

2

+

0

2

+

5

2

·

31

2

+

(

12

)

2

+

5

2

=

25

200

=

25

50

2

=

=

1

2

2

=

2

4

.

Ответ:

2

4

.

Методические рекомендации

Задачи 14 по стереометрии из Профильного ЕГЭ по математике обычно относятся к одному из

нескольких типов – в зависимости от того, что нужно найти. И для каждого типа задач – свои

способы решения.

Эта небольшая таблица будет вашим путеводителем. Вы увидите, что делать в той или иной

задаче.

Типы задач

Методы решения

Угол между

прямыми

1) Находим угол между прямыми как угол треугольника

(теорема косинусов). Пользуемся определением угла между

скрещивающимися прямыми.

2) Возможно – применение теоремы о трех перпендикулярах

3) Векторно-координатный способ

Угол между прямой 1) По определению (как угол между прямой и ее проекцией на

и плоскостью

плоскость)

2) Векторно-координатный способ

3) В случае перпендикулярности прямой и плоскости –

доказываем, что прямая перпендикулярна двум

пересекающимся прямым, лежащим в плоскости

Угол между

плоскостями

1) По определению (как угол между перпендикулярами,

проведенными в этих плоскостях к линии их пересечения)

2) С помощью формулы площади прямоугольной проекции

фигуры

3) Векторно-координатный способ – как угол между нормалями

к плоскостям

Анализ

задач

на

отыскание

расстояния

между

фигурами

(по

материалам ЕГЭ по математике)

Задание 14 Профильного ЕГЭ по математике состоит из двух пунктов.

Пункт (а) – доказательство какого-либо утверждения.

Пункт (б) – вычисление какой-либо величины.

Задачи на отыскание расстояния между фигурами делятся на:

Нахождение расстояния от точки до плоскости

Нахождение расстояния между скрещивающимися прямыми

Основной задачей курса геометрии является необходимость обеспечить прочное и сознательное

овладение

учащимися

системой

математических

знаний

и

умений,

необходимых

в

повседневной жизни в современном обществе, достаточных для изучения смежных дисциплин

и продолжения образования.

Обучение математике направлено на достижение следующих целей:

- овладение учениками системой математических знаний, умений и навыков;

-

вооружение

учеников

математическими

методами

познания

действительности,

умение

использовать знания при решении практических задач;

- развитие математической интуиции, логического мышления;

- обогащение пространственных представлений учащихся и развитие их пространственного

воображения;

- развитие таких черт личности как настойчивость, целенаправленность, самостоятельность,

ответственность, трудолюбие, критичность мышления;

- развитие познавательных интересов учащихся;

-

развитие

таких

способностей,

как

наблюдательность,

представление,

память,

мышление,

владение математической речью;

-

формирование

и

развитие

метапредметных

универсальных

учебных

действий

(умения

учиться), умение выделять существенное, мыслить абстрактно, умение анализировать.

В разделе «Прямые и плоскости в пространстве» изучаются темы:

Расстояния от точки до плоскости.

Расстояние от прямой до плоскости.

Расстояние между параллельными плоскостями.

Расстояние между скрещивающимися прямыми.

В разделе «Координаты и векторы» изучаются темы:

Формула расстояния между двумя точками.

Формула расстояния от точки до плоскости.

Рассмотрим решение основных типов задач на отыскание расстояния между

фигурами:

Нахождение расстояния от точки до плоскости

Задача. Дан

прямоугольный

параллелепипед АBСDA

1

B

1

C

1

D

1

со

сторонами AB=2, BC=4, AA

1

=6.

Найдите расстояние от точки D до плоскости АСD

1

.

1 способ. Используя определение. Найти расстояние r(D, АСD

1

) от точки D до плоскости АСD

1

(рис.

1).

Проведем DH

АС,

следовательно, по тереме о трех перпендикулярах D

1

H

АС и (DD

1

H)

АС.

Проведем прямую DT перпендикулярно D

1

H.

Прямая DT лежит в плоскости DD

1

H, следовательно, DT

AC.

Следовательно, DT

АСD

1.

Из п

рямоугольного треугольника АDC найдем гипотенузу АС и высоту DH

Из прямоугольного треугольника D

1

DH найдем гипотенузу D

1

H и высоту DT

Ответ:

.

2 способ. Метод объемов (

Прямоугольный параллелепипед — параллелепипед, все грани которого являются прямоугольниками.

AB=CD=2, BC=AD=4, AA

1

=6.

Искомым

расстоянием

будет

высота h

пирамиды ACD

1

D,

опущенной

и з

вершины D

н а

основание ACD

1

(рис. 2).

Вычислим объем пирамиды ACD

1

D двумя способами.

Вычисляя, первым способом за основание примем ∆ ACD

1

, тогда

Вычисляя, вторым способом за основание примем ∆ ACD, тогда

Приравняем правые части последних двух равенств, получим

Из

прямоугольных

треугольников АСD, ADD

1

, CDD

1

найдем

гипотенузы,

используя

теорему

Пифагора

Вычислим площадь треугольника ACD

Вычислим площадь треугольника АСD

1

, используя формулу Герона

Ответ:

.

3 способ. Координатный метод.

Пусть

дана

точка M(x

0

,y

0

,z

0

)

и

плоскость α,

заданная

уравнением ax+by+cz+d=0

в

прямоугольной

декартовой системе координат. Расстояние от точки M до плоскости α можно вычислить по формуле:

Введем систему координат (рис. 3). Начало координат в точке В;

прямая АВ — ось х, прямая ВС — ось y, прямая BB

1

— ось z.

B(0,0,0), А(2,0,0), С(0,4,0), D(2,4,0), D

1

(2,4,6).

Пусть aх+by+cz+d=0 – уравнение плоскости ACD

1

. Подставляя в него координаты точек A, C, D

1

получим:

Уравнение плоскости ACD

1

примет вид

Ответ:

.

4 способ. Векторный метод.

Введем базис (рис. 4)

,

.

Поэтому

Далее имеем:

Так как

то имеем:

Отсюда получаем:

Ответ:

Нахождение расстояния между скрещивающимися прямыми

СПОСОБ I

Задача 1. В прямоугольном параллелепипеде с размерами a, b, h найти расстояние между

боковым ребром и не пересекающейся с ним диагональю основания.

Пусть AH

BD. Так как А

1

А перпендикулярна плоскости АВСD , то А

1

А

AH.

AH перпендикулярна обеим из двух скрещивающихся прямых, следовательно AH?- расстояние

между прямыми А

1

А и BD. В прямоугольном треугольнике ABD, зная длины катетов AB и AD,

находим высоту AH, используя формулы для вычисления площади прямоугольного

треугольника. Ответ:

Задача 2. В правильной 4-угольной пирамиде с боковым ребром L и стороной основания a

найти расстояние между апофемой и стороной основания, пересекающей боковую грань,

содержащую эту апофему.

SH

CD как апофема, AD

CD, так как ABCD - квадрат. Следовательно, DH - расстояние

между прямыми SH и AD. DH равно половине стороны CD. Ответ:

СПОСОБ II

Задача 1.

Плоскость EFM параллельна прямой AD, т. к AD || EF. Прямая MF лежит в этой плоскости,

следовательно, расстояние между прямой AD и плоскостью EFM равно расстоянию между

прямой AD и прямой MF. Проведем OH

AD. OH

EF, OH

MO, следовательно, OH

(EFM),

следовательно, OH - расстояние между прямой AD и плоскостью EFM, а значит, и расстояние

между прямой AD и прямой MF. Находим OH из треугольника AOD.

Ответ:

Задача 2. В прямоугольном параллелепипеде с размерами a,b и h найти расстояние между

боковым ребром и не пересекающейся с ним диагональю параллелепипеда.

Прямая AA

1

параллельна плоскости BB

1

D

1

D, B

1

D принадлежит этой плоскости, следовательно

расстояние от AA

1

до плоскости BB

1

D

1

D равно расстоянию между прямыми AA

1

и B

1

D.

Проведем AH

BD. Также, AH

B

1

B, следовательно AH

(BB

1

D

1

D), следовательно AH

B

1

D,

т. е. AH - искомое расстояние. Находим AH из прямоугольного треугольника ABD.

Ответ:

Задача 3. В правильной шестиугольной призме A:F

1

c высотой h и стороной основания a найти

расстояние между прямыми:

а) AA

1

и ED

1

.

Рассмотрим плоскость E

1

EDD

1

. A

1

E

1

EE

1

, A

1

E

1

E

1

D

1

, следовательно

A

1

E

1

(E

1

EDD

1

). Также A

1

E

1

AA

1

. Следовательно, A

1

E

1

является расстоянием от прямой AA

1

до плоскости E

1

EDD

1

. ED

1

(E

1

EDD

1

)., следовательно AE

1

- расстояние от прямой AA

1

до

прямой ED

1

. Находим A

1

E

1

из треугольника F

1

A

1

E

1

по теореме косинусов. Ответ:

б) AF и диагональю BE

1

.

Проведем из точки F прямую FH перпендикулярно BE. EE

1

FH, FH

BE, следовательно FH

(BEE

1

B

1

), следовательно FH является расстоянием между прямой AF и (BEE

1

B

1

), а значит и

расстоянием между прямой AF и диагональю BE

1

. Ответ:

СПОСОБ III

Задача 1.

а) Плоскости BAA

1

B

1

и DEE

1

D

1

параллельны, так как AB || ED и AA

1

|| EE

1

. ED

1

DEE

1

D

1

, AA

1

(BAA

1

B

1

), следовательно, расстояние между прямыми AA

1

и ED

1

равно расстоянию между

плоскостями BAA

1

B

1

и DEE

1

D

1

. A

1

E

1

AA

1

, A

1

E

1

A

1

B

1

, следовательно, A

1

E

1

BAA

1

B

1

.

Аналогично доказываем, что A

1

E

1

(DEE

1

D

1

). Т.о., A

1

E

1

является расстоянием между

плоскостями BAA

1

B

1

и DEE

1

D

1

, а значит, и между прямыми AA

1

и ED

1

. Находим A

1

E

1

из

треугольника A

1

F

1

E

1

, который является равнобедренным с углом A

1

F

1

E

1

, равным

. Ответ:

б) Расстояние между AF и диагональю BE

1

находится аналогично.

Ответ:

.

Задача 2. В кубе с ребром а найти расстояние между двумя непересекающимися диагоналями

двух смежных граней.

(AB

1

D

1

|| BC

1

D). B

1

C

BC

1

и BC

1

A

1

B

1

, следовательно, прямая BC

1

перпендикулярна

плоскости A

1

B

1

C, и следовательно, BC

1

A

1

C. Также, A

1

C

BD. Следовательно, прямая A

1

C

перпендикулярна плоскости BC

1

D. Вычислительная же часть задачи особых трудностей не

вызывает, так как h

скр

= EF находится как разность между диагональю куба и высотами двух

одинаковых правильных пирамид A

1

AB

1

D

1

и CC

1

BD.

Ответ:

СПОСОБ IV.

Задача 1.

Рисунок 15

Рассмотрим плоскость A

1

B

1

CD. C

1

F

(A

1

B

1

CD), т. к. C

1

F

B

1

C и C

1

F

A

1

B

1

. Тогда проекцией

C

1

D на "экран" будет являться отрезок DF. Проведем EM DF. Отрезок EM и будет являться

расстоянием между двумя непересекающимися диагоналями двух смежных граней. Находим

EM из прямоугольного треугольника EDF. Ответ:

.

Задача 2. В правильной треугольной пирамиде найти расстояние и угол между

скрещивающимися прямыми: боковым ребром l и стороной основания a.

В данной и аналогичных ей задачах способ IV быстрее других способов приводит к решению,

так как построив сечение, играющее роль "экрана", перпендикулярно AC (треугольник BDM),

видно, что далее нет необходимости строить проекцию другой прямой (BM) на этот экран. DH -

искомое расстояние. DH находим из треугольника MDB, используя формулы площади. Ответ:

.

Методические рекомендации:

Школьный

курс

предполагает

изучение

четырех

способов

решения

задач

на

нахождение

расстояния

фигурами.

Выбор

способа

обусловлен,

в

первую

очередь,

особенностями

конкретной задачи, предоставленными ею возможностями для выбора, и, во вторую очередь,

способностями

и

особенностями

"пространственного

мышления"

конкретного

учащегося.

Каждый

из

этих

способов

позволяет

решить

самую

главную

часть

задачи

нахождение

расстояния.

Эти решенные задачи будут вашим путеводителем. Вы увидите, что делать в той или иной

задаче, какой способ лучше применить.



В раздел образования