Автор: Сафонова Ольга Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Поспелихинская СОШ №1"
Населённый пункт: с. Поспелиха
Наименование материала: Математика
Тема: Анализ задач на комбинации фигур в школьном курсе планиметрии (по материалам ЕГЭ по математике)
Раздел: полное образование
Анализ
задач
на
комбинации
фигур
в
школьном
курсе
планиметрии (по материалам ЕГЭ по математике)
Задание С(4) включает в себя решение задач на комбинацию фигур:
Окружности и треугольники
Окружности и четырехугольники.
Данные задачи опираются на знание следующих теорем, свойств:
Теорема Пифагора
Теорема синусов
Теорема косинусов
Свойства биссектрисы и медианы треугольника и т. д
Весь это материал изучается в курсе геометрии 7-9 классов.
Основной задачей курса геометрии является необходимость обеспечить прочное и сознательное
овладение
учащимися
системой
математических
знаний
и
умений,
необходимых
в
повседневной жизни в современном обществе, достаточных для изучения смежных дисциплин
и продолжения образования.
Обучение математике направлено на достижение следующих целей:
- овладение учениками системой математических знаний, умений и навыков;
-
вооружение
учеников
математическими
методами
познания
действительности,
умение
использовать знания при решении практических задач;
- развитие математической интуиции, логического мышления;
- обогащение пространственных представлений учащихся и развитие их пространственного
воображения;
- развитие таких черт личности как настойчивость, целенаправленность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, критичность мышления;
- развитие познавательных интересов учащихся;
-
развитие
таких
способностей,
как
наблюдательность,
представление,
память,
мышление,
владение математической речью;
-
формирование
и
развитие
метапредметных
универсальных
учебных
действий
(умения
учиться), умение выделять существенное, мыслить абстрактно, умение анализировать.
Решение основных типов задач на комбинации плоских фигур
Задача 1.
B остроугольном треугольнике KMN проведены высоты KB и NA.
а) Докажите, что угол ABK равен углу ANK.
б)
Найдите
радиус
окружности,
описанной
около
треугольника
ABM,
если
известно,
что
и
Решение:
а) Докажем, что
( п о
д ву м
у гл а м ) .
З а п и ш е м
о т н о ш е н и е
с х о д с т в е н н ы х
сторон:
Н о
э т о
з н а ч и т ,
ч т о
( п о
у г л у
и
д в у м
с т о р о н а м ) ,
причем
— смежный с углом
,
, четырехугольник ABNK можно вписать в окружность.
(опираются на одну дугу).
б) Найдем
, если
и
По теореме синусов,
Задача 2.
Две окружности касаются внешним образом в точке K. Прямая AB касается первой окружности
в точке A, а второй — в точке B. Прямая BK пересекает первую окружность в точке D, прямая
AK пересекает вторую окружность в точке C
а) Докажите, что прямые AD и BC параллельны.
б) Найдите площадь треугольника AKB, если известно, что радиусы окружностей равны 4 и 1.
Решение:
а) Другими словами, в пункте (а) надо доказать, что точка D лежит на прямой
, а точка C
— на прямой
.
—
прямоугольная
трапеция,
поскольку
(как
радиусы,
проведенные в точку касания),
.
Если
, то
(как односторонние углы),
тогда
и
.
— прямоугольный,
.
Тогда
— диаметр первой окружности;
—
диаметр второй окружности, так как вписанный угол, опирающийся на диаметр, — прямой.
Значит,
б)
Найдем
AK — высота в
, где
Рассмотрев прямоугольную трапецию
,
где
, найдем, что
.
Из
по теореме Пифагора
.
Задача 3.
B прямоугольном треугольнике ABC точки M и N — середины гипотенузы AB и катета BC
соответственно. Биссектриса угла BAC пересекает прямую MN в точке L.
а) Докажите, что треугольники AML и BLC подобны.
б) Найдите отношение площадей этих треугольников, если
Решение:
а) AL — биссектриса
,
(так как MN — средняя линия треугольника ABC),
Докажем, что
и
подобны.
Пусть
, тогда
, поскольку соответственные углы равны,
,
Значит,
— равнобедренный,
.
Так как LN — медиана и высота в треугольнике CLB,
- равнобедренный.
Значит, A, C, L, B — лежат на окружности с центром M;
ACLB — вписан в окружность,
,
по 2 углам.
б) Найдем
, если
;
(как накрест лежащий с углом ACM),
Из
по теореме синусов
Методические
рекомендации
по
использованию
задач
на
комбинации
плоских
фигур
в
индивидуальной работе
Итак, из приведенных задач, видно, что для решения задач С(4) необходимы знания за курс
геометрии 7-9 классов:
Теорема Пифагора
Теорема синусов
Теорема косинусов
Свойства биссектрисы и медианы треугольника и т. д
Поэтому, приступая к решению задач на комбинации плоских фигур необходимо повторить курс
геометрии 7-9.
Анализ задач на отыскание углов между прямыми и плоскостями
(по материалам ЕГЭ по математике)
Задание 14 Профильного ЕГЭ по математике состоит из двух пунктов.
Пункт (а) – доказательство какого-либо утверждения.
Пункт (б) – вычисление какой-либо величины.
Задачи на отыскание углов между прямыми и плоскостями модно разделить на отыскание:
- угла между прямыми;
- угла между прямой и плоскостью;
- угла между плоскостями.
Основной задачей курса геометрии является необходимость обеспечить прочное и сознательное
овладение
учащимися
системой
математических
знаний
и
умений,
необходимых
в
повседневной жизни в современном обществе, достаточных для изучения смежных дисциплин
и продолжения образования.
Обучение математике направлено на достижение следующих целей:
- овладение учениками системой математических знаний, умений и навыков;
-
вооружение
учеников
математическими
методами
познания
действительности,
умение
использовать знания при решении практических задач;
- развитие математической интуиции, логического мышления;
- обогащение пространственных представлений учащихся и развитие их пространственного
воображения;
- развитие таких черт личности как настойчивость, целенаправленность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, критичность мышления;
- развитие познавательных интересов учащихся;
-
развитие
таких
способностей,
как
наблюдательность,
представление,
память,
мышление,
владение математической речью;
-
формирование
и
развитие
метапредметных
универсальных
учебных
действий
(умения
учиться), умение выделять существенное, мыслить абстрактно, умение анализировать.
В разделе «Прямые и плоскости в пространстве» изучаются темы:
Угол между прямой и плоскостью
Угол между скрещивающимися прямыми
Угол между плоскостями.
Рассмотрим
решение
основных
типов
задач
на
отыскание
углов
между
прямыми
и
плоскостями:
1) Задача на нахождение угла между двумя скрещивающимися прямыми.
•
Углом
между
двумя
пересекающимися
прямыми называется
наименьший из углов, образованных при пересечении прямых.
•
0˚ <
∠
(a;b)≤ 90˚ .
•
Углом
между
скрещивающимися
прямыми называется
угол
между
пересекающимися
прямыми,
соответ ственно
параллельными данным скрещивающимся.
•
Две прямые называются перпендикулярными,
если угол между ними равен 90˚ .
•
Угол между параллельными прямыми считается равным нулю.
•
При нахождении угла между прямыми используют:
1)
формулу
cosφ=
|
b
2
+
c
2
−
a
2
|
2 bc
для
нахождения
углаφмежду
прямыми m и l
,
если
стороны а и b треугольника АВС
соответственно параллельны этим прямым;
2) Формулу cosφ=
|
´
p ∙
´
q
|
|
´
p
|
·
|
´
q
|
или в координатной форме
cosφ =
|
x
1
∙ x
2
+
y
1
∙ y
2
+
z
1
∙ z
2
|
√
x
1
2
+
y
1
2
+
z
1
2
·
√
x
2
2
+
y
2
2
+
z
2
2
для
нахождения
угла φ между
прямыми m и l
,
если
векторы
´
p
(х
1
;у
1
;z
1
)
и
´
q
(х
2
;у
2
;z
2
)
параллельны соответственно этим прямым; в частности, для того чтобы прямые m и l
были
перпендикулярны, необходимо и достаточно, чтобы
´
p ∙
´
q
= 0 или x
1
·x
2
+ y
1
·y
2
+z
1
·z
2
= 0.
Пример.
В кубе ABCDA
1
B
1
C
1
D
1
найдите угол между прямыми A
1
D и D
1
E, где Е – середина ребра CC
1
.
Решение.
1-й способ.
Пусть F – середина ребра ВВ
1
, а –ребро куба, φ- искомый угол.
Так как A
1
F ǁD
1
E , то φ- угол при вершине A
1
в треугольнике A
1
FD.
Из треугольника BFD имеем
FD
2
= BD
2
+ BF
2
= 2a
2
+
а
2
4
=
9 а
2
4
,
а из треугольника A
1
B
1
F получаем
A
1
F
2
= A
1
B
1
2
+ B
1
F
2
= a
2
+
а
2
4
=
5 а
2
4
, откуда
A
1
F =
а
√
5
2
.
Далее в треугольнике A
1
FD используем теорему косинусов
FD
2
= A
1
D
2
+ A
1
F
2
–2A
1
D·A
1
F
∙
cosφ,
9 а
2
4
=2а
2
+
5 а
2
4
- 2
а
√
2
·
а
√
5
2
·cosφ, откуда
cosφ =
1
√
10
иφ = arccos
1
√
10
.
Ответ: arccos
1
√
10
.
2-й способ.
Введем прямоугольную систему координат, как указано на рисунке.
Не нарушая общности задачи, обозначим длину ребра куба а.
Тогда А
1
(0; а; а), D(а; а; 0), D
1
(а; а; а),
Е(а; 0;
а
2
).
Найдём координаты направляющих векторов прямых A
1
D и D
1
E
´
A
1
D
=
{
а ; 0 ;
−
а
}
,
´
D
1
E
=
{
0;
−
а ;
−
а
2
}
.
Тогда
сosφ =
а· 0
+
0·
(
−
а
)
+
(
−
а
)
·
(
−
а
2
)
√
а
2
+
0
2
+(−
а
)
2
·
√
0
2
+(−
а
)
2
+(
−
а
2
)
2
=
а
2
2
а
√
2 ·
а
√
5
2
=
1
√
10
.
cosφ =
1
√
10
и φ = arccos
1
√
10
.
Ответ: arccos
1
√
10
.
2) Задача на нахождение угла между прямой и плоскостью.
•
Углом между плоскостью и не перпендикулярной ей
прямой называется
угол
между
этой
прямой
и
ее
проекцией на данную плоскость.
• 0˚ <
∠
(a;α ) < 90˚ .
•
Угол
между
взаимно
перпендикулярными
прямой
и
плоскостью равен 90˚ .
• Если прямая параллельна плоскости (или лежит в ней),
то угол между ними считается равным 0˚ .
Угол
между
прямой l
и
плоскостью
α
можно
вычислить:
1) если этот угол удается включить в прямоугольный
треугольник в качестве одного из острых углов;
2) по формуле sinφ =
|
´
n ∙
´
p
|
|
´
n
|
·
|
´
p
|
или в координатной форме
sinφ =
|
x
1
∙ x
2
+
y
1
∙ y
2
+
z
1
∙ z
2
|
√
x
1
2
+
y
1
2
+
z
1
2
·
√
x
2
2
+
y
2
2
+
z
2
2
, где
´
n
(x
1
; y
1
; z
1
)- вектор нормали плоскости α,
´
p
(x
2
;y
2
; z
2
)- направляющий вектор прямой l;
• прямая l и плоскость α параллельны тогда и только тогда, когда
x
1
x
2
+ y
1
y
2
+ z
1
z
2
= 0.
Пример.
В
кубе ABCDA
1
B
1
C
1
D
1
точка Е – середина ребра
A
1
В
1
.
Найдите синус угла между прямой А Е и плоскостью
ВDD
1
.
Решение.
1-й
способ.
Угол
между
прямой
АЕ
и
плоскостью ВDD
1
будем
искать как угол между данной плоскостью и прямой
DЕ
1
,
параллельной прямой АЕ.
Из точки Е
1
опустим перпендикуляр Е
1
Е
2
на прямую В
1
D
1
.
Искомый угол – это угол между прямыми DE
2
и DE
1
.
Пусть сторона куба равна а.
А
1
С
1
=
√
а
2
+
а
2
=¿
а
√
2
.
Е
1
Е
2
=
1
4
· А
1
С
1
=
1
4
·а
√
2
=
а
√
2
4
.
DE
1
=
√
а
2
+
а
2
4
=
а
√
5
2
.
sin φ
=
Е
1
Е
2
D E
1
=
а
√
2
4
:
а
√
5
2
=
а
√
2
4
·
2
а
√
5
=
1
√
10
=
√
10
10
.
Ответ:
√
10
10
.
2-й способ.
Введем прямоугольную систему координат, как указано на рисунке.
Не нарушая общности задачи, обозначим длину ребра куба а.
За вектор нормали плоскости ВDD
1
возьмем вектор
´
AC .
Найдём координаты нужных точек.
А(0; 0; 0), Е(0;
а
2
; а), С(а; а; 0).
Тогда
´
AE
=
{
0;
а
2
; а
}
,
´
AC
=
{
а ; а ; 0
}
.
sin φ =
0 · а
+
а
2
· а
+
а · 0
√
а
2
4
+
а
2
·
√
а
2
+
а
2
=
1
√
10
=
√
10
10
.
Ответ:
√
10
10
.
3) Задача на нахождение угла между двумя плоскостями.
•
Двугранный угол, образованный полуплоскостями измеряется величиной его линейного угла,
получаемого
при
пересечении
двугранного
угла
плоскостью, перпендикулярной его ребру.
•
Величина двугранного угла принадлежит промежутку (0˚
;
180˚ ).
•В
еличина
угла
между
пересекающимися
плоскостями
принадлежит промежутку (0˚ ;90˚ ].
•
Угол
между
двумя
параллельными
плоскостями
считается равным 0˚ .
Угол
между
пересекающимися
плоскостями можно
вычислить:
1)
как угол между прямыми, лежащими в этих плоскостях и
перпендикулярными к линии их пересечения;
2)
как угол треугольника, если удается включить линейный
угол в некоторый треугольник;
3) как угол между перпендикулярными им прямыми;
4) по формуле
cos
∠
(
α ; β
)
=
|
´
n
1
∙
´
n
2
|
|
´
n
1
|
∙
|
´
n
2
|
или в координатной форме
cos
∠
(
α ; β
)
=
|
А А
1
+
В В
1
+
СС
1
|
√
А
1
2
+
В
1
2
+
С
1
2
∙
√
А
2
2
+
В
2
2
+
С
2
2
,
где
´
n
1
(
А
1
; В
1
;С
1
¿−
вектор нормали плоскости A
1
x
+
B
1
y
+
C
1
z
+
D
1
=
0,
Пример.
Основание
прямой
четырехугольной
призмы ABCDA
1
B
1
C
1
D
1
-
прямоугольник ABCD, в котором АВ = 12, AD =
√
31
. Найдите
косинус угла между плоскостью основания призмы и плоскостью,
проходящей
через
середину
ребра A D перпендикулярно прямой
BD
1
, если расстояние между прямыми AC и B
1
D
1
равно 5.
Решение.
1-й способ.
Решение этой задачи вычислительно-аналитическим методом очень громоздкое и сложное, даже
выполнить чертеж к этой задаче крайне сложно, поэтому я его не привела, а методом координат эта
задача решается легко и просто.
2-й способ.
Легко видеть, что этот угол равен углу между нормалями к этим плоскостям.
Вектор
´
A A
1
– вектор нормали плоскости основания.
А вектором нормали плоскости, проходящей через середину ребра АD перпендикулярно прямой
ВD
1
будет вектор
´
B D
1
.
Введем прямоугольную систему координат, как указано на рисунке.
Найдём координаты нужных точек, т.е. точек А, А
1
, В, D
1
.
А (0; 0; 0), А
1
(0; 0; 5), В(0; 12; 0),
D
1
(
√
31
; 0; 5).
Тогда
´
A A
1
=
{
0 ; 0 ; 5
}
,
´
B D
1
=
{
√
31;
−
12; 5
}
.
cosφ
=
0 ·
√
31
+
0 ·
(−
12
)+
5 · 5
√
0
2
+
0
2
+
5
2
·
√
√
31
2
+
(
−
12
)
2
+
5
2
=
25
5·
√
200
=
25
50
√
2
=
=
1
2
√
2
=
√
2
4
.
Ответ:
√
2
4
.
Методические рекомендации
Задачи 14 по стереометрии из Профильного ЕГЭ по математике обычно относятся к одному из
нескольких типов – в зависимости от того, что нужно найти. И для каждого типа задач – свои
способы решения.
Эта небольшая таблица будет вашим путеводителем. Вы увидите, что делать в той или иной
задаче.
Типы задач
Методы решения
Угол между
прямыми
1) Находим угол между прямыми как угол треугольника
(теорема косинусов). Пользуемся определением угла между
скрещивающимися прямыми.
2) Возможно – применение теоремы о трех перпендикулярах
3) Векторно-координатный способ
Угол между прямой 1) По определению (как угол между прямой и ее проекцией на
и плоскостью
плоскость)
2) Векторно-координатный способ
3) В случае перпендикулярности прямой и плоскости –
доказываем, что прямая перпендикулярна двум
пересекающимся прямым, лежащим в плоскости
Угол между
плоскостями
1) По определению (как угол между перпендикулярами,
проведенными в этих плоскостях к линии их пересечения)
2) С помощью формулы площади прямоугольной проекции
фигуры
3) Векторно-координатный способ – как угол между нормалями
к плоскостям
Анализ
задач
на
отыскание
расстояния
между
фигурами
(по
материалам ЕГЭ по математике)
Задание 14 Профильного ЕГЭ по математике состоит из двух пунктов.
Пункт (а) – доказательство какого-либо утверждения.
Пункт (б) – вычисление какой-либо величины.
Задачи на отыскание расстояния между фигурами делятся на:
Нахождение расстояния от точки до плоскости
Нахождение расстояния между скрещивающимися прямыми
Основной задачей курса геометрии является необходимость обеспечить прочное и сознательное
овладение
учащимися
системой
математических
знаний
и
умений,
необходимых
в
повседневной жизни в современном обществе, достаточных для изучения смежных дисциплин
и продолжения образования.
Обучение математике направлено на достижение следующих целей:
- овладение учениками системой математических знаний, умений и навыков;
-
вооружение
учеников
математическими
методами
познания
действительности,
умение
использовать знания при решении практических задач;
- развитие математической интуиции, логического мышления;
- обогащение пространственных представлений учащихся и развитие их пространственного
воображения;
- развитие таких черт личности как настойчивость, целенаправленность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, критичность мышления;
- развитие познавательных интересов учащихся;
-
развитие
таких
способностей,
как
наблюдательность,
представление,
память,
мышление,
владение математической речью;
-
формирование
и
развитие
метапредметных
универсальных
учебных
действий
(умения
учиться), умение выделять существенное, мыслить абстрактно, умение анализировать.
В разделе «Прямые и плоскости в пространстве» изучаются темы:
Расстояния от точки до плоскости.
Расстояние от прямой до плоскости.
Расстояние между параллельными плоскостями.
Расстояние между скрещивающимися прямыми.
В разделе «Координаты и векторы» изучаются темы:
Формула расстояния между двумя точками.
Формула расстояния от точки до плоскости.
Рассмотрим решение основных типов задач на отыскание расстояния между
фигурами:
Нахождение расстояния от точки до плоскости
Задача. Дан
прямоугольный
параллелепипед АBСDA
1
B
1
C
1
D
1
со
сторонами AB=2, BC=4, AA
1
=6.
Найдите расстояние от точки D до плоскости АСD
1
.
1 способ. Используя определение. Найти расстояние r(D, АСD
1
) от точки D до плоскости АСD
1
(рис.
1).
Проведем DH
⊥
АС,
следовательно, по тереме о трех перпендикулярах D
1
H
⊥
АС и (DD
1
H)
⊥
АС.
Проведем прямую DT перпендикулярно D
1
H.
Прямая DT лежит в плоскости DD
1
H, следовательно, DT
⊥
AC.
Следовательно, DT
⊥
АСD
1.
Из п
рямоугольного треугольника АDC найдем гипотенузу АС и высоту DH
Из прямоугольного треугольника D
1
DH найдем гипотенузу D
1
H и высоту DT
Ответ:
.
2 способ. Метод объемов (
Прямоугольный параллелепипед — параллелепипед, все грани которого являются прямоугольниками.
AB=CD=2, BC=AD=4, AA
1
=6.
Искомым
расстоянием
будет
высота h
пирамиды ACD
1
D,
опущенной
и з
вершины D
н а
основание ACD
1
(рис. 2).
Вычислим объем пирамиды ACD
1
D двумя способами.
Вычисляя, первым способом за основание примем ∆ ACD
1
, тогда
Вычисляя, вторым способом за основание примем ∆ ACD, тогда
Приравняем правые части последних двух равенств, получим
Из
прямоугольных
треугольников АСD, ADD
1
, CDD
1
найдем
гипотенузы,
используя
теорему
Пифагора
Вычислим площадь треугольника ACD
Вычислим площадь треугольника АСD
1
, используя формулу Герона
Ответ:
.
3 способ. Координатный метод.
Пусть
дана
точка M(x
0
,y
0
,z
0
)
и
плоскость α,
заданная
уравнением ax+by+cz+d=0
в
прямоугольной
декартовой системе координат. Расстояние от точки M до плоскости α можно вычислить по формуле:
Введем систему координат (рис. 3). Начало координат в точке В;
прямая АВ — ось х, прямая ВС — ось y, прямая BB
1
— ось z.
B(0,0,0), А(2,0,0), С(0,4,0), D(2,4,0), D
1
(2,4,6).
Пусть aх+by+cz+d=0 – уравнение плоскости ACD
1
. Подставляя в него координаты точек A, C, D
1
получим:
Уравнение плоскости ACD
1
примет вид
Ответ:
.
4 способ. Векторный метод.
Введем базис (рис. 4)
,
.
Поэтому
Далее имеем:
Так как
то имеем:
Отсюда получаем:
Ответ:
Нахождение расстояния между скрещивающимися прямыми
СПОСОБ I
Задача 1. В прямоугольном параллелепипеде с размерами a, b, h найти расстояние между
боковым ребром и не пересекающейся с ним диагональю основания.
Пусть AH
BD. Так как А
1
А перпендикулярна плоскости АВСD , то А
1
А
AH.
AH перпендикулярна обеим из двух скрещивающихся прямых, следовательно AH?- расстояние
между прямыми А
1
А и BD. В прямоугольном треугольнике ABD, зная длины катетов AB и AD,
находим высоту AH, используя формулы для вычисления площади прямоугольного
треугольника. Ответ:
Задача 2. В правильной 4-угольной пирамиде с боковым ребром L и стороной основания a
найти расстояние между апофемой и стороной основания, пересекающей боковую грань,
содержащую эту апофему.
SH
CD как апофема, AD
CD, так как ABCD - квадрат. Следовательно, DH - расстояние
между прямыми SH и AD. DH равно половине стороны CD. Ответ:
СПОСОБ II
Задача 1.
Плоскость EFM параллельна прямой AD, т. к AD || EF. Прямая MF лежит в этой плоскости,
следовательно, расстояние между прямой AD и плоскостью EFM равно расстоянию между
прямой AD и прямой MF. Проведем OH
AD. OH
EF, OH
MO, следовательно, OH
(EFM),
следовательно, OH - расстояние между прямой AD и плоскостью EFM, а значит, и расстояние
между прямой AD и прямой MF. Находим OH из треугольника AOD.
Ответ:
Задача 2. В прямоугольном параллелепипеде с размерами a,b и h найти расстояние между
боковым ребром и не пересекающейся с ним диагональю параллелепипеда.
Прямая AA
1
параллельна плоскости BB
1
D
1
D, B
1
D принадлежит этой плоскости, следовательно
расстояние от AA
1
до плоскости BB
1
D
1
D равно расстоянию между прямыми AA
1
и B
1
D.
Проведем AH
BD. Также, AH
B
1
B, следовательно AH
(BB
1
D
1
D), следовательно AH
B
1
D,
т. е. AH - искомое расстояние. Находим AH из прямоугольного треугольника ABD.
Ответ:
Задача 3. В правильной шестиугольной призме A:F
1
c высотой h и стороной основания a найти
расстояние между прямыми:
а) AA
1
и ED
1
.
Рассмотрим плоскость E
1
EDD
1
. A
1
E
1
EE
1
, A
1
E
1
E
1
D
1
, следовательно
A
1
E
1
(E
1
EDD
1
). Также A
1
E
1
AA
1
. Следовательно, A
1
E
1
является расстоянием от прямой AA
1
до плоскости E
1
EDD
1
. ED
1
(E
1
EDD
1
)., следовательно AE
1
- расстояние от прямой AA
1
до
прямой ED
1
. Находим A
1
E
1
из треугольника F
1
A
1
E
1
по теореме косинусов. Ответ:
б) AF и диагональю BE
1
.
Проведем из точки F прямую FH перпендикулярно BE. EE
1
FH, FH
BE, следовательно FH
(BEE
1
B
1
), следовательно FH является расстоянием между прямой AF и (BEE
1
B
1
), а значит и
расстоянием между прямой AF и диагональю BE
1
. Ответ:
СПОСОБ III
Задача 1.
а) Плоскости BAA
1
B
1
и DEE
1
D
1
параллельны, так как AB || ED и AA
1
|| EE
1
. ED
1
DEE
1
D
1
, AA
1
(BAA
1
B
1
), следовательно, расстояние между прямыми AA
1
и ED
1
равно расстоянию между
плоскостями BAA
1
B
1
и DEE
1
D
1
. A
1
E
1
AA
1
, A
1
E
1
A
1
B
1
, следовательно, A
1
E
1
BAA
1
B
1
.
Аналогично доказываем, что A
1
E
1
(DEE
1
D
1
). Т.о., A
1
E
1
является расстоянием между
плоскостями BAA
1
B
1
и DEE
1
D
1
, а значит, и между прямыми AA
1
и ED
1
. Находим A
1
E
1
из
треугольника A
1
F
1
E
1
, который является равнобедренным с углом A
1
F
1
E
1
, равным
. Ответ:
б) Расстояние между AF и диагональю BE
1
находится аналогично.
Ответ:
.
Задача 2. В кубе с ребром а найти расстояние между двумя непересекающимися диагоналями
двух смежных граней.
(AB
1
D
1
|| BC
1
D). B
1
C
BC
1
и BC
1
A
1
B
1
, следовательно, прямая BC
1
перпендикулярна
плоскости A
1
B
1
C, и следовательно, BC
1
A
1
C. Также, A
1
C
BD. Следовательно, прямая A
1
C
перпендикулярна плоскости BC
1
D. Вычислительная же часть задачи особых трудностей не
вызывает, так как h
скр
= EF находится как разность между диагональю куба и высотами двух
одинаковых правильных пирамид A
1
AB
1
D
1
и CC
1
BD.
Ответ:
СПОСОБ IV.
Задача 1.
Рисунок 15
Рассмотрим плоскость A
1
B
1
CD. C
1
F
(A
1
B
1
CD), т. к. C
1
F
B
1
C и C
1
F
A
1
B
1
. Тогда проекцией
C
1
D на "экран" будет являться отрезок DF. Проведем EM DF. Отрезок EM и будет являться
расстоянием между двумя непересекающимися диагоналями двух смежных граней. Находим
EM из прямоугольного треугольника EDF. Ответ:
.
Задача 2. В правильной треугольной пирамиде найти расстояние и угол между
скрещивающимися прямыми: боковым ребром l и стороной основания a.
В данной и аналогичных ей задачах способ IV быстрее других способов приводит к решению,
так как построив сечение, играющее роль "экрана", перпендикулярно AC (треугольник BDM),
видно, что далее нет необходимости строить проекцию другой прямой (BM) на этот экран. DH -
искомое расстояние. DH находим из треугольника MDB, используя формулы площади. Ответ:
.
Методические рекомендации:
Школьный
курс
предполагает
изучение
четырех
способов
решения
задач
на
нахождение
расстояния
фигурами.
Выбор
способа
обусловлен,
в
первую
очередь,
особенностями
конкретной задачи, предоставленными ею возможностями для выбора, и, во вторую очередь,
способностями
и
особенностями
"пространственного
мышления"
конкретного
учащегося.
Каждый
из
этих
способов
позволяет
решить
самую
главную
часть
задачи
–
нахождение
расстояния.
Эти решенные задачи будут вашим путеводителем. Вы увидите, что делать в той или иной
задаче, какой способ лучше применить.