Автор: Мурзина Лилия Варисовна
Должность: студент
Учебное заведение: Башкирский Государственный Педагогический Университет им.М.Акмуллы
Населённый пункт: Республики Башкортостан г.Уфы
Наименование материала: статья
Тема: " ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 4 КЛАССЕ"
Раздел: начальное образование
УДК:372.4
Савельева Е.А, доцент, к.п.н, БГПУ им. М. Акмуллы, Уфа
Мурзина Л.В., студент 3 курса БГПУ им. М. Акмуллы
Институт педагогики, Уфа
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА В 4 КЛАССЕ
Современная
система
образования
меняется
и
основное
направление
-
это
повышение
качества
обучения. В нормативном документе «Концепции модернизации российского образования на период до 2010
года» отмечено, что «… школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений,
навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть
ключевые
компетенции,
определяющее
современное
качество
образования»
[2].
Данная
проблема
на
сегодняшний
день
актуальна,
т.к. в
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
также
отмечается, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, который дает «гарантированность
достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, что и создает основу для самостоятельного
успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности»
[6], поэтому ценно обогатить учащегося не только знаниями, умениями, а развивать его все способности и
создавать условия для применения их в любых ситуациях.
Компетенция
-
область
вопросов,
которыми
школьник
прекрасно
владеет,
знает,
осведомлен,
а
компетентность - это способность успешно и использовать свои знания в разных, определенных ситуацией.
Выделяют
несколько
компетенций
-
это ключевые, относящиеся
к
общему
содержанию
образования,
общепредметные, относящиеся к определенному кругу учебных предметов
и предметные компетенции,
имеющие конкретность, формирующиеся в рамках отдельных учебных предметов.
Предметные компетенции - это способности, которые необходимы в конкретной предметной области,
требующие специальные знания, предметные умения, навыки, способы мышления.
Предметная компетенция одна из основных для определения качества обучения ученика. Успешное
формирование
предметных
компетенций
зависит
от
того,
как
реализуется
взаимодействие
учебной
и
практической
деятельности.
Компетенция
учащихся
достигает
высокого
уровня,
когда
педагог
сам
компетентен. Сам же процесс формирования предметной компетенции предполагает, что ребёнок хочет и
готов учиться, а педагог знает, как организовать обучение, владеет различными методиками, приемами,
способами и формами обучения для успешного обучения.
Формирование предметных компетенциях на уроках связано с результаты освоения программы с учетом
специфики содержания предмета. Так на примере изобразительного искусства формирование предметных
компетенций
направлены
на познавательную,
ценностно-эстетическую,
коммуникативную
и
трудовую
сферы, поэтому учителю необходимо организовать так деятельность детей, чтобы появилось основное
представление
о
роли
искусства
в
развитии
и
жизни
человечества,
также
сформировать
базовые
представления художественной культуры, культуры родной земли, народа, а так же сформировать понимание
красоты,
эстетическую
сторону,
красоты
как
ценность.
Особое
значение
необходимо
уделить
в
формировании
потребности
в
творчестве,
в
самостоятельном,
художественном,
а
также
овладение
практическими навыками и умениями в разных видах художественной деятельности (рисунке, живописи и
др.), а также в специфических формах художественной деятельности, строящаяся на основе ИКТ.
Один из путей для формирования предметных компетенций является - компетентностный подход. Суть
данного
подхода
заключается
в
том,
что
данный
метод
способствует
развитию
необходимых
качеств,
способствующих
формированию
компетенций,
а
именно
в
возможности
развития
способностей,
способности менять вид деятельности, способы действий, способности усваивать и применять знания в
незнакомых ситуациях, выстраивать коммуникации с другими людьми, а также обладать совокупностью
личностных качеств: мобильности, инициативности, решительности, ответственности, предприимчивости,
творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения [5, с. 128]. Поэтому важным
условием повышения качества обучения на уроках ИЗО является реализация компетентностного подхода,
т.е.
формирование
знаний,
умений,
навыков
у
учащихся,
а
также
применять
практико-прикладное
направление в деятельности, когда ученик должен знать, как выполнить работу и как в дальнейшем на
практике, в жизни использовать это знание или результат.
Целью уроков изобразительного искусства является развитие творческих способностей учащихся путем
системно-деятельностного,
целенаправленного
и
организованного
обучения. Направленность
на
деятельностный
и
проблемный
подходы
в
обучении
подразумевает
что,
обучающиеся
будут
экспериментировать с разными художественными материалами, понимать их свойства, а также возможность
для
создания
своего
собственного
изделия.
Многообразие
художественных
материалов
и
техник,
разнообразных методов, видов деятельности, форм работы, в том числе и игровых, чередование уроков
индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности, использование
информационных
технологий
на
уроках
ИЗО,
способствует
сохранению
интереса
учеников
к
художественному творчеству и к предмету в целом.
Формированию
предметных
компетенций
способствует
проектная
форма
обучения, выполнение
творческих проектов и компьютерных презентаций. В проектной работе целью обучения становится, прежде
всего, развитие у школьников творческой активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в
творческих
проектах,
дети
учатся
проводить
исследование,
производить
анализ
и
синтез
различной
информацию и выдвигать новые идеи. Метод проектного обучения помогает задействовать всех и исключить
пассивность учащихся. Метод проектов помогает созданию условий для самореализации учеников, так как
он
позволяет
реализовать
разностороннее
развитие
детей,
их
творческих
интересов,
творческих
способностей, навыков самообразования.
Игра – это еще одна форма обучения, способствующая сохранить заинтересованность ребенка.
Игровые ситуации на уроках предстают средством мотивации детей к учебной деятельности. Включение в
урок игр и упражнений, способствуют усвоению новых понятий, значений, что позволяет сформировать
предметные знания, умения, навыки, компетенции. Устойчивый познавательный интерес формируется также
через занимательность. Элементы занимательности вызывают у детей интерес, помогая им усвоить любой,
даже самый трудный материал [6, с. 133].
Для этого на уроках изобразительного искусства используются компьютерные технологии, материал,
который
преподносится
таким
образом,
чтобы
у
учеников
возникла
уверенность,
а
также
появлялось
желание узнать о данной теме больше. Выполняя задания, ученики развивают умения, навыки, фантазию,
воображение,
память.
Учащиеся
могут
осуществлять
творческие
проекты,
создавая
тем
самым
многочисленные
варианты
работы,
которые
помогут
разнообразить
уроки
искусства.
Это
могут
быть
небольшие презентации по творчеству художника.
Формирование компетенции - это освоение культурного опыта. Передача творческого опыта от
учителя к ученику происходит из урока в урок. Педагог знакомит учеников с особенностью колористики,
показывает технику и способы работы с инструментами, материалами, показывает основы построения
композиции, пространственные решения, вариантов творческих изделий других учеников. Это формирует
творческие возможности учащегося, развивает его способности, помогает накопить знания, которые он
сможет применить на практике [3, с. 56].
Так, например, при изучении темы «Пейзаж родной земли» в 4 классе, учитель начинает урок с
создания
художественного
образа
родной
местности,
где
живут
дети, акцентирует внимание детей на
природу за окном: что окружает детей, какие деревья, какого цвета небо, что изменилось в природе. Тем
самым развивая у детей художественное восприятие, наблюдательность, зрительную память, при этом
воспитывая эстетичное отношение, внимательное отношение к родной природе. При изучении этой темы
ученики знакомятся близко с природой в произведениях русской живописи, с великими художниками (И.
Шишкин,
А. Саврасов,
Ф.
Васнецов,
И.
Левитан,
В.
Стожаров),
также
соотносят
с
художественными
произведениями в поэзии и музыке. Учитель беседует с детьми о композиции, о характере пейзажа,
использование наблюдательной перспективы в передаче пространства, (ближе-крупнее и четко, дальше-
мельче) возможности использовании низкого и высокого горизонта, о ритме линий и цвета, закрепляя
предметный материал. При работе над техникой исполнения дети закрепляют умение работой с красками и
кистью (использование многообразие цвета в изображении природы, белил) [4]. Одним из вариантов задания
может
быть:
соотнеси
автора,
название
с
картиной,
которому
оно
принадлежит.
Ученики
должны
к
репродукции с изображением пейзажа подобрать соответствующее название картины, объяснить свой выбор,
при этом на доске расположены репродукции: И. Грабарь «Февральская лазурь», И. Шишкин «На севере
диком…»,
А.
Саврасов
«Зима».
Детям
предлагается
зарисовывают
фрагмент
репродукции
или
самостоятельно придумать сюжет на тему: «Природа родного края». После каждого урока делается выставка
с работами учеников.
На
уроке,
посвященного
пейзажу
родной
земли,
гармония
жилья
и
природы
учащиеся
расширят
представления о культуре родного края, народе. Дети все ближе знакомятся с бытом, национальной одеждой,
обычаями и традициями, праздниками своего народа. Дети из урока в урок знакомятся с культурой других
народов, формируя представления о многообразии и единстве духовной красоты. У них складывается
понимание что каждый народ имеет свою культуру, неповторимый стиль, одежду, традиционные обычаи,
праздники. В качестве задания можно предложить детям создать макет традиционного национального
костюма учитывая символику, орнамент, цвет, украшения, тем самым создавая целостную композицию,
презентуя их на отчетных уроках, выставках. Постепенно через освоения новых терминов в искусстве и
практическую деятельность дети принимают культуру разных народов мира, составляющие культурное
богатство всего человечества. Такие практические задания способствуют пониманию прекрасного, ценить
красоту природы, усваивать материал, а также проводить параллель жизни с искусством.
Современный урок – урок сотворчества ученика и учителя. Активность ребенка будет зависеть от
активности
учителя.
Используя разнообразные формы и методы, виды работы, в том числе и игровые,
чередование
уроков
индивидуальной
и
коллективной
деятельности,
использование
информационных
технологий на уроках изобразительного искусства позволяют преподносить материал интересно и доступно,
а
также
занимательно,
что
способствует
повышению
мотивации
учебной
и
творческой
деятельности
ученика,
лучшему
усвоению
знаний,
формируя
предметные
компетенции
наравне
с
личностными
и
коммуникативными.
© Савельева Е.А., Мурзина Л.В., 2016
ЛИТЕРАТУРА
1.
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. -
М. Норма, 2013.
2.
Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. 2009. – М.: Владос,
С.232.
3.
Политаева Т.И. Формирование инновативности студентов педагогического вуза в контексте нового
педагогического мышления [Текст] // Т.И. Политаева // Педагогический журнал Башкортостана. –
2015. – №5 (60). – С. 126 - 132.
4.
Савельева Е.А. О художественных способностях детей [Текст] / Е.А. Савельева // Управление
современной школой. Завуч. - 2000. - № 6. – С.132-137.
5.
Савельева, Е.А. Актуализация творческих способностей младших школьников в совместной
деятельности со студентами направления «Начальное образование» (краеведческий аспект
предметных областей «Изобразительное искусство» и «Технология») [Текст] / Е.А. Савельева, Е.В.
Гурова, А.Г. Юнусова, Л.К. Фаткуллина Л.К., Н.С. Нестерова, Л.А. Савельева // Мир науки. - 2016.
- Т. 4. № 3.С.8-16.