Автор: Татьяна Ивановна Сидорова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Заларинская СОШ №2
Населённый пункт: п. Залари, Иркутская область
Наименование материала: программа факультатива в 9 классе
Тема: Квадратный трёхчлен
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заларинская средняя общеобразовательная школа №2
Рассмотрено на заседании
МО точных наук №1
«31»августа 2015 года
_____________________
Квадратный трёхчлен
Возраст: учащиеся 9 класса
Срок реализации:
01.09.2015 – 30.05.2016 гг.
Автор программы:
Сидорова Татьяна Ивановна,
учитель математики высшей
квалификационной категории
п. Залари, 2015 год.
Пояснительная записка.
Основная задача обучения математике – обеспечить прочное и
сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений,
необходимых
в
жизни
и
для
изучения
смежных
дисциплин.
Изучение
математики завершается итоговой аттестацией. В девятом классе на алгебру
отводится 3 часа. За это время нет возможности ознакомить учащихся
с большим объёмом материала, добиться более высокого уровня его усвоения.
Недостаточно времени для сообщения дополнительного материала, повторения
курса алгебры, изученного в седьмом
и восьмом классах, для подготовки
учащихся к итоговой аттестации. Для этого разработан этот курс: в нём есть
дополнительный
материал,
а
также
отведено
время
для
решения
тренировочных заданий к экзаменам.
Курс составлен для учащихся девятого класса и рассчитан на 34 часа,
по
1
часу
в
неделю.
Программа
факультатива
составлена
на
основании
государственной Программы общеобразовательной школы.
В результате обучающиеся должны знать и уметь:
определение квадратного трёхчлена, квадратичной функции;
уметь исследовать корни квадратного трёхчлена;
уметь находить наибольшее (наименьшее) значения квадратного
трёхчлена;
уметь решать квадратные уравнения с параметрами;
Содержание программы.
Квадратный трёхчлен
Квадратный
трёхчлен.
Исследование
корней
квадратного
трёхчлена. Решение разнообразных задач.
Квадратичная функция
График квадратичной функции. Квадратичная функция при а > 0.
Квадратичная
функция
при
а
<
0.
Нахождение
наибольшего
(наименьшего)
значения
квадратного
трёхчлена.
Исследование
квадратного
трёхчлена
и
решение
квадратных
уравнений.
Приложение теоремы Виета.
Квадратные уравнения с параметрами.
Квадратные уравнения с параметрами.
Расположение корней
квадратного трёхчлена в зависимости от параметра. Знаки корней
квадратного уравнения.
Учебно – тематический план
Дата
Содержание материала
Количество
теоретических
занятий
Количество
практических
занятий
Квадратный трёхчлен
13
Квадратный трёхчлен.
1
Квадратный трёхчлен.
1
Квадратный трёхчлен.
1
Исследование корней квадратного трёхчлена.
1
Исследование корней квадратного трёхчлена.
1
Исследование корней квадратного уравнения.
1
Исследование корней квадратного уравнения.
1
Исследование корней квадратного уравнения.
1
Решение разнообразных задач.
1
Решение разнообразных задач
1
Решение разнообразных задач
1
Решение разнообразных задач
1
Решение разнообразных задач
1
Квадратичная функция
12
1
График квадратичной функции.
1
Квадратичная функция при а > 0
1
Квадратичная функция при а < 0
1
Нахождение наибольшего (наименьшего)
значения квадратного трёхчлена.
1
Нахождение наибольшего (наименьшего)
значения квадратного трёхчлена
1
Нахождение наибольшего (наименьшего)
значения квадратного трёхчлена
1
Нахождение наибольшего (наименьшего)
значения квадратного трёхчлена
1
Исследование квадратного трёхчлена и решение
квадратных уравнений.
1
Исследование квадратного трёхчлена и решение
квадратных уравнений.
1
Исследование квадратного трёхчлена и решение
квадратных уравнений.
1
Приложение теоремы Виета.
1
Приложение теоремы Виета.
1
Приложение теоремы Виета.
1
Квадратные уравнения с параметрами.
7
1
Квадратные уравнения с параметрами.
1
Квадратные уравнения с параметрами.
1
Квадратные уравнения с параметрами.
1
Расположение корней квадратного трёхчлена в
зависимости от параметра.
1
Расположение корней квадратного трёхчлена в
зависимости от параметра.
1
Знаки корней квадратного уравнения.
1
Знаки корней квадратного уравнения.
1
Итоговое занятие.
1
Методическое обеспечение:
а) Видео-урок «Квадратные уравнения с параметрами»
б) Разработка беседы «Теорема Виета»
в) Задания по теме «Действительные числа»
г) Тесты по теме «Нахождение наибольшего (наименьшего) значения
квадратного трёхчлена», « График квадратичной функции».
д) Набор нестандартных задач.
е) Методическая литература.
ж) Интернет-ресурсы.
Список литературы
а) Список литературы, необходимой для учителя и учащихся:
1.
И.Л. Никольская «Факультативный курс по математике», Москва,
Просвещение, 2012
б) Список литературы, используемый для составления программы курса:
1. А.Г. Цыпкин «Справочник по математике»,
Москва, «Наука», 2004
2.
А.Х. Шахмейстер «Уравнения», Москва, 2003
3.
Е.В.Филимонова «Математика», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003
4.
И.Л. Никольская «Факультативный курс по математике», Москва,
Просвещение, 2012
5.
И.Я.
Депман,
Н.Я.
Виленкин
«За
страницами
учебника
математики», Москва, «Просвещение», 1989
6.
И.В.Ященко и др. «Математика. ГИА-9 типовые тестовые задания»
Рецензия на адаптированную программу факультативного курса
«Квадратный трёхчлен»
Автор программы Сидорова Татьяна Ивановна,
учитель математики высшей квалификационной категории.
Предмет: математика. Класс: 9.
Программа состоит из:
- пояснительной записки;
- содержания программы;
- учебно-тематического плана;
- методического обеспечения;
- списка литературы.
Программа факультативного курса разработана в соответствии
с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе
Программы основного общего образования.
Программа рассчитана на 34 часа, соответствует возрасту учащихся девятого
класса. Программа данного курса относится к предметно-ориентированному,
развивающему
виду
программ.
Имеет
практическую
направленность,
расширяет понятие квадратного трёхчлена, его корней, квадратных уравнений с
параметрами.
В пояснительной записке прослеживается уровень подготовки учащихся по
окончании
изучения
данного
курса,
указаны
знания
и
умения,
которые
пригодятся им при изучении других предметов, а также в дальнейшей жизни,
что
является
важным
фактором
обучения
в
школе.
Учитель
обосновывает
актуальность данной программы, указывает основные направления работы
на
факультативе.
Рассматриваемые
темы
позволят
учащимся
легко
адаптироваться при изучении математики старших классах.
Оформление данной программы соответствует требованиям. Данная
программа рекомендуется к реализации.
Составил
рецензию
учитель
математики
высшей
квалификационной
категории Ничипорук Людмила Викторовна___________________