Авторы: Ситникова Елена Николаевна, Дурышева Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №72"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Экономическое воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №72"
Программа внеурочной деятельности
"Экономическое воспитание младших школьников"
Ситникова Е.Н.,
учитель начальных классов
Дурышева Т.Г.,
учитель начальных классов
г. Пермь
2016г.
1
Содержание
1. Пояснительная записка
3
2. Планируемые результаты
5
3. Содержание программы
6
4. Календарно - тематический план
9
5. Список информационных источников
11
7. Приложение
13
2
Пояснительная записка
В
связи
с
возникновением
в
нашей
стране
особой
социально
–
экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования,
экономическое
воспитание
и
образование
приобретает
особое
значение,
появляется
необходимость
в
формировании
нового
экономического
мышления, соответствующего измененным условиям жизни.
Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как
предмета
специального
изучения.
Решение
проблемы
экономического
воспитания
в
начальной
школе
видится,
прежде
всего,
в
русле
совершенствования
нравственного
воспитания
в
целом,
в
знакомстве
с
нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей
природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Актуальность
рассмотрения
данной
темы
обусловлена
значимостью
подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих
экономических
явлениях,
а
также
необходимостью
преемственности
в
изучении
экономики
на
начальном
этапе
образования.
Изучение
данного
курса
актуально
еще
и
тем,
что
знания
простейших
явлений
и
законов
экономики необходимы любому человеку, независимо от возраста. Изучение
экономики
в
школьном
возрасте
помогает
сформировать
начальное
представление
об
экономике
как
целостной
системе
хозяйственной
деятельности человека, осуществляемой в основных экономических сферах:
потреблении, производстве, обмене, а также о роли государства в экономике.
Курс "Экономическое воспитание младших школьников" разработан в
соответствии
с
федеральным
образовательным
стандартом
начального
общего
образования
и
направлен
на
формирование
общей
культуры
обучающихся,
личностное
и
интеллектуальное
развитие
младших
школьников.
Обеспечивает
развитие
экономического
мышления
ребёнка,
3
учит
вместе
с
семьёй
планировать,
расходовать
и
экономить
семейный
бюджет.
Цель
программы:
развитие
экономического
образа
мышления,
воспитание
ответственности
и
нравственного
поведения
в
области
экономических
отношений
в
семье,
формирование
опыта
применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи.
Задачи:
ознакомление
с
понятием
«экономика»
как
способом
рационального
ведения хозяйства.
развивать экономическое мышление младших школьников;
усвоение экономических понятий и терминов через игру, занимательные
задачи, кроссворды;
формирование определенных установок грамотного поведения учащихся в
различных рыночных ситуациях;
создание
целостной
системы
представлений
о
личной,
семейной,
государственной экономике, многообразии форм организации труда
воспитывать уважительное отношение к потребностям всех членов семьи и
распределению расходов на их удовлетворение;
Содержание программы опирается на межпредметные связи с курсом
математики, окружающего мира, литературного чтения. Учебный материал и
задания
подобраны
в
соответствии
с
возрастными
особенностями
детей
младшего
школьного
возраста
и
включают
практические
задания,
экономические задачи, ролевые игры, проекты. В процессе изучения курса
формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами.
Экономическое воспитание младших школьников является интегративным
процессом, включающим также профориентацию, социализацию, трудовое,
нравственное воспитание детей.
4
Курс рассчитан на 32 часа внеурочной деятельности для учащихся 1-х
или 2-х классов. К данному курсу разработана рабочая тетрадь и электронное
приложение
для SMART NOTEBOOK. Все занятия построены на сюжете
мультипликационного фильма "Дядя Фёдор, пёс и кот".
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса являются:
- осознание себя членом семьи, общества, государства;
-
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
мире
финансовых
отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и
реальных ситуациях;
Метапредметными результатами изучения курса являются:
познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установление
аналогий
и
причинно
-
следственных
связей,
построения
рассуждений;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- составление простого плана с помощью учителя;
- проявление творческой и познавательной инициативы;
- оценка правильности выполнения действий;
- адекватное отношение к мнению одноклассников и взрослых;
5
коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной форме;
- умение слушать и вести диалог с собеседником;
- умение принять точку зрения собеседника;
- умение излагать своё мнение, аргументировать и давать адекватную оценку
событий;
-
умение
договариваться,
осуществлять
взаимный
контроль
совместных
действий;
Предметными результатами изучения курса являются:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- знание источников доходов и расходов в семье;
- умение составлять простой семейный бюджет;
- определение простейших финансовых проблем в семье и пути их решения;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Диагностика детей. Знакомство с наукой экономикой. Понятия и категории:
экономика, экономия, бережливость, хозяйство.
2-4. Моя семья. Проект "Моя семья».
Способствовать
активному
вовлечению
родителей
в
совместную
деятельность
с
ребенком
в
условиях
семьи
и
школы.
Воспитание
уважительного
отношения
к
истории
своей
семьи.
Развитие
творческих
способностей и коммуникативных навыков.
5-6. Путешествие рубля. Происхождение денег. Валюта.
История происхождения денег и их функции. Творческое задание «Закончи
рисунок» (о древних деньгах). Беседа о необычных видах денег разных
6
народов. Решение задач, кроссвордов. Практическая работа – исследование
купюр. Экоигра «Покупки гнома Эконома».
7-8. Доходы семьи.
Понятия:
зарплата,
пенсия,
пособие,
доходы
от
подсобного
хозяйства,
потребительские расходы. Беседа о доходах и расходах в семье. Решение
экономических задач. Рассказ-сочинение «Если бы я был миллионером».
12-13.
История
развития
торговли.
Что
такое
товар?
Услуги.
Реклама.
Познакомить детей с экономическим понятием – товар ( что изготавливает
мастер
для
продажи).
Сюжетно-ролевая
игра
«Ярмарка».
Изготовление
поделок собственными руками для ярмарки. Познакомить детей с понятием
реклама как расхваливание товара. Заучивание стихотворения из книг Э.
Успенского и И. Агрона «О рекламе».
14-15. Доходы и расходы.
Что такое бюджет? Как рассчитывать семейный бюджет? Дать представление
о
доходе,
его
динамике
(увеличение/уменьшение);
о
сущности
расходов,
показать их многообразие. Практическое занятие «Считаем деньги».
16-17. Электричество.
Откуда
берется
электричество,
его
польза
в
быту.
Правила
безопасного
п о в ед е н и я
в
о б р а щ е н и и
с
электроприборами.
Минисц енки
«Электричество – друг и враг»
18-19. Вода в нашем доме.
Дать представление о том, откуда в дом приходит вода. Приемы экономного
использования воды. Практическая работа « процессы загрязнения и очистки
воды». Мини плакаты в защиту воды.
20-21. Телефон - не игрушка.
Познакомить с историей возникновения телефона. Телефонный этикет.
Сотовый телефон и здоровье людей. Памятка - рекомендации учащимся по
использованию телефона.
7
22-26. Проект "Экономика должна быть экономной". Экономим на
вредных привычках.
Природные богатства и труд людей - основа экономики. Задача - повторить
отрасли
экономики
с
помощью
викторины;
проанализировать
развитие
отраслей в своём регионе и выбрать те отрасли, которые являются основными
для хорошего развития экономики региона. Познакомить детей со значением
слов:
«экономика»,
«экономный»,
«бережливый»,
« с к у п о й » ,
«расточительный», «предприимчивый".
27. Мы идем в банк.
Познакомить
детей
с
новым
экономическим
понятием
«банк»,
«вклад»,
«вкладчики банка». Экскурсия в банк или приглашение родителей с беседой
«В мире экономических профессий».
28. Путешествие товара. Понятия: «производство», «товар», «брак»
Понятия: товар, производство, торговля, бартер, производитель, потребитель.
Игра-лото «Производство и производители».
29. Услуги.
Познакомить с понятиями: услуги коммунальные, бытовые, транспортные,
образовательные, медицинские.
30-32. Акция: "Старым вещам новую жизнь"
Привлечение
внимания
окружающих
к
проблеме
ресурсосбережения
и
практическое
участие
в
их
решении,
утилизации
отходов,
улучшение
экологической ситуации в городе Перми и в своем районе. Формирование
основ
экологической
культуры
(мировоззрения).Участие
школьников
в
практическом решении проблемы ресурсосбережения.
По окончанию обучения учащиеся должны иметь представления о
понятиях:
труд,
продукция,
товары,
услуги,
собственность,
имущество,
богатство,
культура,
экономика,
хозяйство,
оборудование,
коммунальные
услуги,
бережливость,
экономность,
домашнее
хозяйство,
школьное
8
хозяйство,
потребности
семьи,
выбор
приоритетов
в
удовлетворении
потребностей, бюджет семьи, благосостояние.
Учащиеся должны уметь приводить примеры: необходимости труда
для
удовлетворения
потребностей;
товаров
первой
необходимости;
услуг,
которыми
пользуется
семья;
личной,
семейной,
общественной
и
государственной
собственности;
личного
участия
в
ведении
домашнего
хозяйства.
Учащиеся должны уметь провести выбор: товара или услуги (из
предложенного перечня); личной, семейной, общественной, государственной
собственности (из предложенного перечня); личного и школьного имущества.
Учащиеся должны продемонстрировать умения:
решать простейшие экономические задачи;
делиться своими идеями и мнениями;
задавать вопросы по существу дела и просить объяснять ответы;
контролировать выполнение коллективного задания и направлять работу в
соответствии с поставленными задачами;
адекватно оценивать работу своих товарищей и вести диалог;
обращаться за помощью и разъяснением к товарищам или взрослым;
выражать свое мнение о ходе совместной работы;
экономного и бережного отношения к школьному имуществу.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
"Экономическое воспитание младших школьников"
№
занятия
Тема
Количество
часов
1-4 ч
Моя семья. Проект "Моя семья"
4ч
5-6 ч
Путешествие рубля. Происхождение денег. Валюта.
2ч
9
7-8 ч
Доходы семьи
2ч
9-11 ч
Потребности семьи. Источники удовлетворения
потребностей.
3ч
12-13 ч
История развития торговли. Что такое товар? Услуги.
2ч
14-15 ч
Доходы и расходы.
2ч
16-17 ч
Электричество
2ч
18-19 ч
Вода в нашем доме
2ч
20-21 ч
Телефон - не игрушка.
2ч
22 ч
Что такое собственность. Виды собственности.
1ч
23- 26 ч
Проект "Экономика должна быть экономной". Экономим на
вредных привычках
4ч
27 ч
Мы идем в банк. Знакомство с современными профессиями
в мире бизнеса и экономики.
2ч
28 -29 ч
Путешествие товара. Понятия: «производство», «товар»,
«брак»
2ч
30-32 ч
Акция: "Старым вещам новую жизнь"
2ч
ИТОГО:
32ч
10
Список использованных источников
1.
Асадова
Р.
А.,
Игланова
И.
В.
Воспитание
бережливости
у
детей.
//
Начальная школа, 10.10.1986, с. 29-32
2.
Ахметшина Г. К., Воробьев И. В, Щукин А. С. Экономическое воспитание
учащихся: формы и методы. . - Казань, 1987
3.
Глебова Г. Д. Экономическое воспитание школьников. - Минск, 1988.
4.
Евсеенко Ф. П. Экономическое воспитание как средство формирования у
школьников
потребности
в
труде.
//
Экономическое
воспитание
и
профориентация в школе. - Смоленск, 1987, с. 21 - 28.
5.
Землянская
Е.
Н.
Критерии
и
конкретизирующие
показатели
оценки
экономических знаний младших школьников. – М., 2000
6.
Крылова И., Федоров А. Учитель и экономическое воспитание школьников.
// Воспитание школьников - 1988 г. - № 1, с. 41 - 42.
7.
Крючкова В. А. Экономические беседы со второклассниками. - Самара,
1994.
8.
Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. - М., "Вита-
пресс", 1993.
9.
М.
И.
Взаимосвязь
экономического
и
эстетического
воспитания
школьников. // Формирование современного экономического мышления у
студентов и школьников. Владимир, 1988, с. 107 - 112.
10.Попова Т. Т., Меньшикова О. И. Сказка о царевне Экономике, злодейке
Инфляции,
волшебном
компьютере
и
верных
друзьях.
-
М.,
"Просвещение", 1993.
11
11.Сасова И. А., Землянская Е. Н., Нагуманова И. И. Экономика для младших
классов: пособие для учителей начальной школы. - М., 1999.
12.Сергеева
Т.
Е.
Педагогические
основы
экономического
воспитания
младших школьников. - М., 1990.
13.Середа
В.
С.
Экономическое
воспитание
школьников.
//
Педагогика
-
Минск - 1992 г. - выпуск 32, с. 103 - 112.
14.Смирнова Т. В., Проснякова Т. Н. Методические рекомендации в помощь
учителю экономики 2-3 (2-4) классы. – М.: ФНМЦ им. Л. В. Закнова, 1998
12
Приложение № 1
Анкета
Выявление сформированности экономических представлений, в том числе и
категории «бережливость» у детей младшего школьного возраста.
Поставь знак"+" или " -"
Начало изучения курса
Конец изучения курса
№
Понятие
Это
слово
мне не
знакомо
Я
слышал
такое
слово
Я знаю и
использую
в речи
Это
слово
мне не
знаком
Я
слышал
такое
слово
Я знаю и
использую
в речи
1
Экономика
2
Потребность
3
Нужда
4
Желание
5
Рынок
6
Деньги
7
Банк
8
Конкуренция
9
Акция
10
Фирма
11
Доход
12
Бережливость
13
2. Выбери один из предложенных вариантов ответа, обведи.
Начало изучения курса
Конец изучения курса
Когда ты приходишь домой из школы,
как ты поступаешь?
а) бросаю портфель в прихожей и бегу
гулять с друзьями;
б) переодеваюсь, форму вешает мама;
в) переодеваюсь, вешаю форму сам;
Когда ты приходишь домой из школы,
как ты поступаешь?
а) бросаю портфель в прихожей и бегу
гулять с друзьями;
б) переодеваюсь, форму вешает мама;
в) переодеваюсь, вешаю форму сам;
Что находится дома на твоем рабочем
Что находится дома на твоем рабочем
13
столе?
а) все вперемешку, не могу объяснить;
б) только самое необходимое;
в) не помню.
столе?
а) все вперемешку, не могу объяснить;
б) только самое необходимое;
в) не помню.
От целого листа цветной бумаги ты
истратил половину.
Что ты сделаешь?
а) выброшу;
б) спрошу у старших, что делать с ним;
в) положу в папку;
От целого листа цветной бумаги ты
истратил половину.
Что ты сделаешь?
а) выброшу;
б) спрошу у старших, что делать с ним;
в) положу в папку;
Младший брат порвал твою книжку.
Что ты сделаешь?
а) выброшу;
б) спрошу у старших, что с ней делать;
в) заклею;
Младший брат порвал твою книжку.
Что ты сделаешь?
а) выброшу;
б) спрошу у старших, что с ней делать;
в) заклею;
14