Автор: Мустакаева Эльмира Инсановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад № 50" ГБОУ ООШ № 34 г. Сызрани
Населённый пункт: город Сызрань, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка родительского собрания в подготовительной к школе группе
Тема: "Готовимся к школе"
Раздел: дошкольное образование
Мустакаева Эльмира Инсановна,
воспитатель СП «Детский сад № 50»
ГБОУ ООШ № 34 г. Сызрани
Родительское собрание в подготовительной к школе группы
«Готовимся к школе»
Тема собрания: «Готовимся к школе»
Форма проведения: тематическое родительское собрание
Продолжительность:1,5 часа
Время и место проведения: сентябрь; групповая комната.
Участники: воспитатели,
родители
воспитанников,
учитель
начальных
классов.
Оборудование:
памятка
для
родителей,
выставка
методической
литературы
по
теме
собрания,
рабочих
тетрадей,
творческих
работ
воспитанников,
карточки
с
упражнением
«Что
д олже н
у м е т ь
первоклассник?».
Для
упражнений
на
развитие
мелкой
моторики
руки:
пинцет, чашка с бусинами, пустая чашка.
Цель:
Повышение
компетентности
родителей
по
вопро сам
психологической,
педагогической
и
социальной
подготовки
ребенка
к
обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности
семьи
и
дошкольного
учреждения,
направленной
на
подготовку
детей
к
школьному обучению.
Задачи:
1.
Повышение грамотности родителей в вопросах подготовки детей
к школьному обучению.
2.
Повышение воспитательного потенциала родителей.
3.
Формирование позитивных установок в родительстве.
4.
Оптимизация
усилий
семьи
и
структурного
подразделения
по
подготовке ребенка к обучению в школе.
Предварительная работа
1.
Подготовка
пригласительных
для
родителей
воспитанников
подготовительной к школе группы.
2. Подготовка памяток для родителей воспитанников.
3. Подготовка и оформление помещения для проведения родительского
собрания: расставить столы и стулья по кругу, подготовить ручки и листы
бумаги для записей, карточки с упражнением, творческие работы детей по
лепке,
рисованию,
аппликации
и
т.д.,
предметы
для
развития
мелкой
моторики руки.
4. Оформление папки-раскладушки " В семье первоклассник".
1
План проведения родительского собрания
1.
Приветственное слово воспитателя группы. Актуальность темы
собрания.
2.
Упражнение «Что должен уметь первоклассник?» - мотивация
родителей к обсуждению темы.
3.
Слово воспитателя «Что такое готовность к школьному
обучению?».
4.
Анализ достижений воспитанников группы.
5.
Слово учителя начальных классов «Практические приемы по
формированию готовности воспитанников к школьному обучению».
Практическое выполнение упражнений на развитие моторики руки
родителями.
6.
Слово родителя «Как воспитать в семье усидчивость и другие
важные для школы качества?» - делимся опытом.
7.
«ЧАВО» - часто задаваемые вопросы родителей.
8.
Раздача
памяток для родителей «Скоро в школу».
9.
Индивидуальная работа с родителями.
10.
Обсуждение организационных вопросов.
Ход родительского собрания
Приветственное слово воспитателя группы. Актуальность темы
собрания.
Педагог приветствует собравшихся родителей, благодарит их. Отмечает,
что
возраст
6-7
лет
самоценен,
но
одной
из
важных
задач,
которые
необходимо решить в это время, – это формирование базовых знаний и
умений,
необходимых
для
успешного
обучения
в
школе.
Представляет
программу родительского собрания и выступающих.
Упражнение «Что должен уметь первоклассник»
Воспитатель дает инструкцию: предлагаю вам рассмотреть и
расположить в порядке важности знания, умения и навыки, необходимые
будущему первокласснику. Самостоятельная работа родителей с карточками.
При подведении итогов: все эти характеристики важны для дошкольного
возраста. Однако в приоритете будут те, которые создают предпосылки для
развития способностей и творческих задатков учащихся в процессе обучения.
- умение ставить вопросы;
- умение составлять рассказ по картинке;
- умение находить информацию;
- умение читать;
2
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение делать выводы;
- большой словарный запас;
- умение обобщать;
- умение решать арифметические задачи;
- самостоятельно одеваться, умываться;
- внимательно слушать и слышать;
- правильно говорить и понимать то, что ему говорят;
- спокойно сидеть в течение 45 минут.
Слово воспитателя «Что такое готовность к школьному
обучению?».
Готовность к обучению в школе – это сложный процесс и понятие. Ученые
выделяют следующие аспекты: интеллектуальная готовность, личностная и
социальная,
эмоционально-волевая,
познавательная
готовность,
развитие
памяти, мышления, мелкой моторики руки.
Интеллектуальная готовность к школе означает:
- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;
- он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в
школу и обратно, до магазина и так далее;
- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он
должен быть любознателен;
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со
сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а
при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из
проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет
взрослых;
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно
выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен
адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые
имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе,
но этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определенного времени
внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на
посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка к школе.
3
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать
определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для
успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в
шесть-семь лет?
Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-
тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью
воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и
так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.
Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила:
если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши,
если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказ текста из 4-5 предложений.
Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп
горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать,
сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку,
кораблик.
Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их
нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор,
идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
Окружающий мир.
4
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья,
грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих
птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих
родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Анализ достижений воспитанников группы.
В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с
общими результатами деятельности детей, результатами освоения основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования.
Воспитатель
предупреждает
родителей, что ответы на частные вопросы они получат
только в ходе личной беседы.
Слово учителя начальных классов «Практические приемы по
формированию готовности воспитанников к школьному обучению».
Практическое выполнение упражнений на развитие моторики руки
родителями.
Учитель начальных классов предлагает упражнения для развития речи и
занятия для развития мелкой моторики руки, которые необходимо проводить
в семье.
1.Рассказ по картинке. Ребенку показывается картинка, он четко должен
назвать все, что на ней изображено, ответить на вопросы взрослого, а потом
составить по картинке небольшой рассказ. Картинка должна быть сюжетной
и нравиться ребенку. Чем больше вы сумеете задать вопросов, тем лучше.
Начиная с трех лет ребенок, должен постепенно усваивать сложные союзы,
наречия и вопросительные слова ("если то", "потому что", "из-за", "который",
"оттого", "куда", "кому", "кого", "сколько", "зачем", "почему", "как", "чтобы",
"в чем", "хотя" и т.п. ).
2.
Разучивание
стихов
способствует
развитию
интонационной
выразительности. Вначале текст несколько раз читает взрослый, стараясь как
можно правильнее расставить интонационные оттенки, чтобы стихотворение
понравилось ребенку и он мог похоже воспроизвести его. Можно попросить
ребенка
воспроизвести
стихотворение
немного
громче,
тише,
быстрее,
медленнее.
3. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он
усваивает новые слова, обороты, развивает речевой слух. Помните, чтобы
ваше
произношение
было
четким,
ясным
и
выразительным.
Обогащают
словарный
запас
ребенка
также
колыбельные
и
потешки,
они
легче
запоминаются.
5
4.
Поговорки
и
скороговорки
способствуют
улучшению
дикции
и
развитию речевого аппарата. Даже ребенку с развитой речью повторение
скороговорок пойдет только на пользу.
5.
Отгадывание
загадок
формирует
способность
к
анализу
и
обобщению, учит детей делать выводы, развивает образное мышление. Не
забывайте
пояснять
ребенку
загадки,
объясняя,
что,
например,
«тысяча
одежек» — это капустные листы. Если ребенок отгадывает загадки с трудом,
то
помогите
ему.
Например,
загадайте
загадку
и
покажите
несколько
картинок,
среди
которых
он
сможет
выбрать
загаданный
предмет.
Как
вариант
игры
в
загадки
—
загадывание
литературных
персонажей:
описываете героя сказки, раскладываете книжки и ребенок выбирает нужную.
6. Уровень развития речи и развитие мышц пальцев руки тесно связаны
друг с другом. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и
речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев
отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием
элементов,
а
с
неподготовленностью
детей
к
этой
деятельности.
При
обучении
письму
большую
роль
играет
развитие
тонкой
моторики.
Чем
лучше ребенок умеет мастерить, рисовать, вырезать, тем легче он овладевает
навыками
письма.
Поэтому
необходимо
начинать
с
развития
моторных
навыков: научить малыша лепить из пластилина фигурки, нанизать бусинки
на
ниточку,
делать
аппликации,
собирать
мозаику.
Полезны
и
занятия
рисованием,
особенно
раскрашиванием.
Начальные
навыки
письма
—
освоение направлений движения ручки: рисование линий вверх, вниз, вправо,
влево.
Дети
рисуют
узоры
по
клеткам
и
закрашивают
их
цветными
карандашами. Простой и эффективный способ подготовки руки к письму –
обведение картинок по пунктирным линиям. Эти задания очень нравятся
детям, т.к. тренируют мелкие мышцы руки, делают ее движения сильными и
координированными.
Вот несколько упражнений для развития мелкой моторики руки:
1.Упражнения с карандашом
Положите карандаш на стол. Ребёнок большим и указательным пальцем
плавно вращает карандаш каждой рукой отдельно.
Одной рукой ребёнок держит карандаш, а указательным и средним
пальцами другой руки «идёт по карандашу».
Катание карандаша. Карандаш зажимается ладошками обеих рук и
катается между ними. Вспомните, как катают всем известную «колбаску» из
теста.
2. Упражнения с бусами
6
Очень хорошо развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать
можно всё: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. При выполнении
такого задания важно, чтобы ребёнок не только правильно продевал нитку в
отверстия бусинок, но и соблюдал определённую последовательность
нанизывания бусинок.
Перекладывание бусинок пинцетом.
Вам потребуется: пинцет, чашка с бусинами, пустая чашка.
Ребёнок берёт пинцет и, аккуратно захватывая бусы из чашки, переносит
их в другую посуду.
Кроме тренировки координации пальцев руки, это упражнение развивает
концентрацию внимания и тренирует внутренний контроль.
3. Упражнения с пластилином
Пластилин – прекрасный материал для занятий. Лепка очень хорошо
способствует развитию мелкой моторики.
Слово родителя «Как воспитать в семье усидчивость ребенка и
другие важные для школы качества?»- делимся опытом.
Чтобы воспитать послушание у ребенка, надо систематически изо дня в
день, не повышая тона, не теряя терпения добиваться от ребенка выполнения
всех требований взрослых. Если не получается у ребенка надо показать ему,
научить, но не ругать и не кричать. Если поручаем какое-нибудь дело надо,
чтоб ребенок доводил его до конца. Хочу привести слова Ушинского: «Не
думайте,
что
вы
воспитываете
ребенка
только
тогда,
когда
с
ним
разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его
в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с
другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы
обращаетесь с друзьями и с врагами, как смеетесь, читаете газету – все это
имеет для ребенка большое значение. Малейшие, изменения ребенок видит и
чувствует.
Новые условия, в которые попадает первоклассник, требуют от него
ответной реакции – новых форм поведения, определённых усилий и умений.
От того, насколько ребёнок будет готов к обучению в школе, зависит течение
адаптационного периода и последующее развитие школьника.
Понятно, что ребёнок, который пришёл в школу, научившись читать, со
сформированными
навыками
вежливого
поведения,
достаточно
развитым
физически,
гораздо
легче
перенесёт
нагрузки
адаптационного
периода
первых учебных дней. Поэтому важно организовать подготовку и воспитание
детей
в
семье
таким
образом,
чтобы
свести
к
минимуму
осложнения
7
физического
и
психического
характера
в
состоянии
здоровья
ребёнка,
которые могут возникнуть в период адаптации к школе.
Изменение образа жизни ребёнка при поступлении в первый класс ведёт
к новым нагрузкам на его физическое и эмоциональное состояние.
Адаптация ребёнка к новым условиям жизни неизбежна. Но родители в
силах сделать этот процесс максимально безболезненным.
Поэтому родителям можно дать совет: не ставьте во главу угла только
чисто практическую подготовку ребенка. Помните о важности социальных
навыков: умения общаться, заводить друзей, отстаивать свои интересы.
«ЧАВО»: часто задаваемые вопросы родителей
1.Как часто и сколько времени нужно уделять подготовке к школе дома?
Не больше 30 минут, с небольшими перерывами, 2-3 раза в неделю. Занятия
желательно проводить в одно и то же время. Можно 10-15 минут заниматься
за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает
мышечное напряжение.
2.Нужно ли учить ребенка читать?
Если у ребенка есть желание складывать по слогам, не запрещайте. Акцент
желательно сделать на следующие задания: определения позиция звука в
слове, деление слов на слоги, определение мягкости, звонкости звуков и.т. д.
3.Ребенок
не
проявляет
инициативы
заниматься
дома,
что
делать?
Предлагайте ребёнку небольшой объём занятий – не более 5 минут. Все
занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон,
считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы,
фрукты
и
овощи,
пишите
письма
сказочным
героям.
Поощряйте
самостоятельность, нестандартное мышление ребёнка. Помогайте правильно
держать карандаш, ручку. Поощряйте ребенка, хвалите.
4 . К а к и е
п о с о б и я
л у ч ш е
в ы б и р а т ь
д л я
з а н я т и й
д о м а ?
Лучше выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным
шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания,
мышления, речи, с весёлыми задачами, головоломками, прописи.
5. Что должен знать ребенок по математике перед школой?
Цифры от 0 до 10.
Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
Арифметические знаки: « », «», «=».
Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху,
внизу, над, под, за и т. п.
8
6.
Что
делать,
если
ребенок
не
понимает
объяснений,
все
делает
неправильно?
Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка.
Не
заставляйте
ребенка
многократно
повторять
те
задания,
которые
не
получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более
простым заданиям. Не ругайте, не стыдите ребенка. Попробуйте объяснить
другими словами. Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается.
Терпеливо
разъясняйте
все,
что
непонятно.
Обязательно
найдите,
за
что
похвалить ребенка во время каждого занятия.
Памятка для родителей «Скоро в школу»
Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого
школьного дня.
В
последний
год
перед
школой
обратите
внимание,
как
ведет
себя
ребенок
в
обществе
сверстников,
соблюдает
ли
правила
игры;
умеет
ли
внимательно слушать как сверстников, так и взрослых, может ли подчиняться
требованиям старших; всегда ли доброжелательно относится к окружающим.
Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие
ребенка
должно
стать
содержание
умственной
подготовки
будущих
первоклассников к обучению к школе.
Индивидуальная работа с родителями
Личные беседы с родителями. На этом этапе особым объектом внимания
должны стать родители детей, имеющих проблемы в воспитании и развитии.
Воспитатель должен обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что
их
здесь
не
судят,
а
стремятся
помочь.
Очень
эффективна
тактика
присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласна!".
Обсуждение организационных вопросов
Список используемой литературы
Багдасарова С.К. Психология и педагогика / С.К. Багдасарова, С.И.
Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: ИКЦ "МарТ", 2006.
Виноградова Н.Ф. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и
психолога. Книга для родителей / Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова; Под
редакцией А.Г. Хрипковой. - М.: Просвещение, 1992. - 16 с.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. -
СПб.: Издательство "Питер", 2007.
9
Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-
методическое пособие / Т.Н. Зенина. - М.: Педагогическое общество России,
2007. - 96 с.
Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе: Книга для учителя / В.С.
Мухина. - М.: Просвещение, 2004.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В.
Овчарова. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.
Терлеева А.М. Новые родительские собрания: 1-4 классы / А.М.
Терлеева. - М.: ВАКО, 2005.
Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Средняя группа /
С.В. Чиркова. - М.: Вако, 2009. - 256 с.
10