Напоминание

"Готовимся к школе"


Автор: Мустакаева Эльмира Инсановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад № 50" ГБОУ ООШ № 34 г. Сызрани
Населённый пункт: город Сызрань, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка родительского собрания в подготовительной к школе группе
Тема: "Готовимся к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мустакаева Эльмира Инсановна,

воспитатель СП «Детский сад № 50»

ГБОУ ООШ № 34 г. Сызрани

Родительское собрание в подготовительной к школе группы

«Готовимся к школе»

Тема собрания: «Готовимся к школе»

Форма проведения: тематическое родительское собрание

Продолжительность:1,5 часа

Время и место проведения: сентябрь; групповая комната.

Участники: воспитатели,

родители

воспитанников,

учитель

начальных

классов.

Оборудование:

памятка

для

родителей,

выставка

методической

литературы

по

теме

собрания,

рабочих

тетрадей,

творческих

работ

воспитанников,

карточки

с

упражнением

«Что

д олже н

у м е т ь

первоклассник?».

Для

упражнений

на

развитие

мелкой

моторики

руки:

пинцет, чашка с бусинами, пустая чашка.

Цель:

Повышение

компетентности

родителей

по

вопро сам

психологической,

педагогической

и

социальной

подготовки

ребенка

к

обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности

семьи

и

дошкольного

учреждения,

направленной

на

подготовку

детей

к

школьному обучению.

Задачи:

1.

Повышение грамотности родителей в вопросах подготовки детей

к школьному обучению.

2.

Повышение воспитательного потенциала родителей.

3.

Формирование позитивных установок в родительстве.

4.

Оптимизация

усилий

семьи

и

структурного

подразделения

по

подготовке ребенка к обучению в школе.

Предварительная работа

1.

Подготовка

пригласительных

для

родителей

воспитанников

подготовительной к школе группы.

2. Подготовка памяток для родителей воспитанников.

3. Подготовка и оформление помещения для проведения родительского

собрания: расставить столы и стулья по кругу, подготовить ручки и листы

бумаги для записей, карточки с упражнением, творческие работы детей по

лепке,

рисованию,

аппликации

и

т.д.,

предметы

для

развития

мелкой

моторики руки.

4. Оформление папки-раскладушки " В семье первоклассник".

1

План проведения родительского собрания

1.

Приветственное слово воспитателя группы. Актуальность темы

собрания.

2.

Упражнение «Что должен уметь первоклассник?» - мотивация

родителей к обсуждению темы.

3.

Слово воспитателя «Что такое готовность к школьному

обучению?».

4.

Анализ достижений воспитанников группы.

5.

Слово учителя начальных классов «Практические приемы по

формированию готовности воспитанников к школьному обучению».

Практическое выполнение упражнений на развитие моторики руки

родителями.

6.

Слово родителя «Как воспитать в семье усидчивость и другие

важные для школы качества?» - делимся опытом.

7.

«ЧАВО» - часто задаваемые вопросы родителей.

8.

Раздача

памяток для родителей «Скоро в школу».

9.

Индивидуальная работа с родителями.

10.

Обсуждение организационных вопросов.

Ход родительского собрания

Приветственное слово воспитателя группы. Актуальность темы

собрания.

Педагог приветствует собравшихся родителей, благодарит их. Отмечает,

что

возраст

6-7

лет

самоценен,

но

одной

из

важных

задач,

которые

необходимо решить в это время, – это формирование базовых знаний и

умений,

необходимых

для

успешного

обучения

в

школе.

Представляет

программу родительского собрания и выступающих.

Упражнение «Что должен уметь первоклассник»

Воспитатель дает инструкцию: предлагаю вам рассмотреть и

расположить в порядке важности знания, умения и навыки, необходимые

будущему первокласснику. Самостоятельная работа родителей с карточками.

При подведении итогов: все эти характеристики важны для дошкольного

возраста. Однако в приоритете будут те, которые создают предпосылки для

развития способностей и творческих задатков учащихся в процессе обучения.

- умение ставить вопросы;

- умение составлять рассказ по картинке;

- умение находить информацию;

- умение читать;

2

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение делать выводы;

- большой словарный запас;

- умение обобщать;

- умение решать арифметические задачи;

- самостоятельно одеваться, умываться;

- внимательно слушать и слышать;

- правильно говорить и понимать то, что ему говорят;

- спокойно сидеть в течение 45 минут.

Слово воспитателя «Что такое готовность к школьному

обучению?».

Готовность к обучению в школе – это сложный процесс и понятие. Ученые

выделяют следующие аспекты: интеллектуальная готовность, личностная и

социальная,

эмоционально-волевая,

познавательная

готовность,

развитие

памяти, мышления, мелкой моторики руки.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;

- он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в

школу и обратно, до магазина и так далее;

- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он

должен быть любознателен;

- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со

сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а

при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из

проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет

взрослых;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно

выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен

адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые

имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

- наличие интереса к учению и получению новых знаний;

- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе,

но этого требует учебная программа;

- усидчивость – способность в течение определенного времени

внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на

посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе.

3

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать

определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для

успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в

шесть-семь лет?

Внимание.

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-

тридцати минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью

воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и

так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.

Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила:

если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши,

если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказ текста из 4-5 предложений.

Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп

горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать,

сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку,

кораблик.

Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их

нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

Речь.

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор,

идти, солнечный зайчик, играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

Окружающий мир.

4

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья,

грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих

птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих

родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Анализ достижений воспитанников группы.

В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с

общими результатами деятельности детей, результатами освоения основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования.

Воспитатель

предупреждает

родителей, что ответы на частные вопросы они получат

только в ходе личной беседы.

Слово учителя начальных классов «Практические приемы по

формированию готовности воспитанников к школьному обучению».

Практическое выполнение упражнений на развитие моторики руки

родителями.

Учитель начальных классов предлагает упражнения для развития речи и

занятия для развития мелкой моторики руки, которые необходимо проводить

в семье.

1.Рассказ по картинке. Ребенку показывается картинка, он четко должен

назвать все, что на ней изображено, ответить на вопросы взрослого, а потом

составить по картинке небольшой рассказ. Картинка должна быть сюжетной

и нравиться ребенку. Чем больше вы сумеете задать вопросов, тем лучше.

Начиная с трех лет ребенок, должен постепенно усваивать сложные союзы,

наречия и вопросительные слова ("если то", "потому что", "из-за", "который",

"оттого", "куда", "кому", "кого", "сколько", "зачем", "почему", "как", "чтобы",

"в чем", "хотя" и т.п. ).

2.

Разучивание

стихов

способствует

развитию

интонационной

выразительности. Вначале текст несколько раз читает взрослый, стараясь как

можно правильнее расставить интонационные оттенки, чтобы стихотворение

понравилось ребенку и он мог похоже воспроизвести его. Можно попросить

ребенка

воспроизвести

стихотворение

немного

громче,

тише,

быстрее,

медленнее.

3. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он

усваивает новые слова, обороты, развивает речевой слух. Помните, чтобы

ваше

произношение

было

четким,

ясным

и

выразительным.

Обогащают

словарный

запас

ребенка

также

колыбельные

и

потешки,

они

легче

запоминаются.

5

4.

Поговорки

и

скороговорки

способствуют

улучшению

дикции

и

развитию речевого аппарата. Даже ребенку с развитой речью повторение

скороговорок пойдет только на пользу.

5.

Отгадывание

загадок

формирует

способность

к

анализу

и

обобщению, учит детей делать выводы, развивает образное мышление. Не

забывайте

пояснять

ребенку

загадки,

объясняя,

что,

например,

«тысяча

одежек» — это капустные листы. Если ребенок отгадывает загадки с трудом,

то

помогите

ему.

Например,

загадайте

загадку

и

покажите

несколько

картинок,

среди

которых

он

сможет

выбрать

загаданный

предмет.

Как

вариант

игры

в

загадки

загадывание

литературных

персонажей:

описываете героя сказки, раскладываете книжки и ребенок выбирает нужную.

6. Уровень развития речи и развитие мышц пальцев руки тесно связаны

друг с другом. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и

речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев

отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием

элементов,

а

с

неподготовленностью

детей

к

этой

деятельности.

При

обучении

письму

большую

роль

играет

развитие

тонкой

моторики.

Чем

лучше ребенок умеет мастерить, рисовать, вырезать, тем легче он овладевает

навыками

письма.

Поэтому

необходимо

начинать

с

развития

моторных

навыков: научить малыша лепить из пластилина фигурки, нанизать бусинки

на

ниточку,

делать

аппликации,

собирать

мозаику.

Полезны

и

занятия

рисованием,

особенно

раскрашиванием.

Начальные

навыки

письма

освоение направлений движения ручки: рисование линий вверх, вниз, вправо,

влево.

Дети

рисуют

узоры

по

клеткам

и

закрашивают

их

цветными

карандашами. Простой и эффективный способ подготовки руки к письму –

обведение картинок по пунктирным линиям. Эти задания очень нравятся

детям, т.к. тренируют мелкие мышцы руки, делают ее движения сильными и

координированными.

Вот несколько упражнений для развития мелкой моторики руки:

1.Упражнения с карандашом

Положите карандаш на стол. Ребёнок большим и указательным пальцем

плавно вращает карандаш каждой рукой отдельно.

Одной рукой ребёнок держит карандаш, а указательным и средним

пальцами другой руки «идёт по карандашу».

Катание карандаша. Карандаш зажимается ладошками обеих рук и

катается между ними. Вспомните, как катают всем известную «колбаску» из

теста.

2. Упражнения с бусами

6

Очень хорошо развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать

можно всё: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. При выполнении

такого задания важно, чтобы ребёнок не только правильно продевал нитку в

отверстия бусинок, но и соблюдал определённую последовательность

нанизывания бусинок.

Перекладывание бусинок пинцетом.

Вам потребуется: пинцет, чашка с бусинами, пустая чашка.

Ребёнок берёт пинцет и, аккуратно захватывая бусы из чашки, переносит

их в другую посуду.

Кроме тренировки координации пальцев руки, это упражнение развивает

концентрацию внимания и тренирует внутренний контроль.

3. Упражнения с пластилином

Пластилин – прекрасный материал для занятий. Лепка очень хорошо

способствует развитию мелкой моторики.

Слово родителя «Как воспитать в семье усидчивость ребенка и

другие важные для школы качества?»- делимся опытом.

Чтобы воспитать послушание у ребенка, надо систематически изо дня в

день, не повышая тона, не теряя терпения добиваться от ребенка выполнения

всех требований взрослых. Если не получается у ребенка надо показать ему,

научить, но не ругать и не кричать. Если поручаем какое-нибудь дело надо,

чтоб ребенок доводил его до конца. Хочу привести слова Ушинского: «Не

думайте,

что

вы

воспитываете

ребенка

только

тогда,

когда

с

ним

разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его

в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с

другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы

обращаетесь с друзьями и с врагами, как смеетесь, читаете газету – все это

имеет для ребенка большое значение. Малейшие, изменения ребенок видит и

чувствует.

Новые условия, в которые попадает первоклассник, требуют от него

ответной реакции – новых форм поведения, определённых усилий и умений.

От того, насколько ребёнок будет готов к обучению в школе, зависит течение

адаптационного периода и последующее развитие школьника.

Понятно, что ребёнок, который пришёл в школу, научившись читать, со

сформированными

навыками

вежливого

поведения,

достаточно

развитым

физически,

гораздо

легче

перенесёт

нагрузки

адаптационного

периода

первых учебных дней. Поэтому важно организовать подготовку и воспитание

детей

в

семье

таким

образом,

чтобы

свести

к

минимуму

осложнения

7

физического

и

психического

характера

в

состоянии

здоровья

ребёнка,

которые могут возникнуть в период адаптации к школе.

Изменение образа жизни ребёнка при поступлении в первый класс ведёт

к новым нагрузкам на его физическое и эмоциональное состояние.

Адаптация ребёнка к новым условиям жизни неизбежна. Но родители в

силах сделать этот процесс максимально безболезненным.

Поэтому родителям можно дать совет: не ставьте во главу угла только

чисто практическую подготовку ребенка. Помните о важности социальных

навыков: умения общаться, заводить друзей, отстаивать свои интересы.

«ЧАВО»: часто задаваемые вопросы родителей

1.Как часто и сколько времени нужно уделять подготовке к школе дома?

Не больше 30 минут, с небольшими перерывами, 2-3 раза в неделю. Занятия

желательно проводить в одно и то же время. Можно 10-15 минут заниматься

за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает

мышечное напряжение.

2.Нужно ли учить ребенка читать?

Если у ребенка есть желание складывать по слогам, не запрещайте. Акцент

желательно сделать на следующие задания: определения позиция звука в

слове, деление слов на слоги, определение мягкости, звонкости звуков и.т. д.

3.Ребенок

не

проявляет

инициативы

заниматься

дома,

что

делать?

Предлагайте ребёнку небольшой объём занятий – не более 5 минут. Все

занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон,

считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы,

фрукты

и

овощи,

пишите

письма

сказочным

героям.

Поощряйте

самостоятельность, нестандартное мышление ребёнка. Помогайте правильно

держать карандаш, ручку. Поощряйте ребенка, хвалите.

4 . К а к и е

п о с о б и я

л у ч ш е

в ы б и р а т ь

д л я

з а н я т и й

д о м а ?

Лучше выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным

шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания,

мышления, речи, с весёлыми задачами, головоломками, прописи.

5. Что должен знать ребенок по математике перед школой?

Цифры от 0 до 10.

Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

Арифметические знаки: « », «», «=».

Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху,

внизу, над, под, за и т. п.

8

6.

Что

делать,

если

ребенок

не

понимает

объяснений,

все

делает

неправильно?

Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка.

Не

заставляйте

ребенка

многократно

повторять

те

задания,

которые

не

получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более

простым заданиям. Не ругайте, не стыдите ребенка. Попробуйте объяснить

другими словами. Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается.

Терпеливо

разъясняйте

все,

что

непонятно.

Обязательно

найдите,

за

что

похвалить ребенка во время каждого занятия.

Памятка для родителей «Скоро в школу»

Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого

школьного дня.

В

последний

год

перед

школой

обратите

внимание,

как

ведет

себя

ребенок

в

обществе

сверстников,

соблюдает

ли

правила

игры;

умеет

ли

внимательно слушать как сверстников, так и взрослых, может ли подчиняться

требованиям старших; всегда ли доброжелательно относится к окружающим.

Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие

ребенка

должно

стать

содержание

умственной

подготовки

будущих

первоклассников к обучению к школе.

Индивидуальная работа с родителями

Личные беседы с родителями. На этом этапе особым объектом внимания

должны стать родители детей, имеющих проблемы в воспитании и развитии.

Воспитатель должен обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что

их

здесь

не

судят,

а

стремятся

помочь.

Очень

эффективна

тактика

присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласна!".

Обсуждение организационных вопросов

Список используемой литературы

Багдасарова С.К. Психология и педагогика / С.К. Багдасарова, С.И.

Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: ИКЦ "МарТ", 2006.

Виноградова Н.Ф. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и

психолога. Книга для родителей / Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова; Под

редакцией А.Г. Хрипковой. - М.: Просвещение, 1992. - 16 с.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. -

СПб.: Издательство "Питер", 2007.

9

Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-

методическое пособие / Т.Н. Зенина. - М.: Педагогическое общество России,

2007. - 96 с.

Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе: Книга для учителя / В.С.

Мухина. - М.: Просвещение, 2004.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В.

Овчарова. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

Терлеева А.М. Новые родительские собрания: 1-4 классы / А.М.

Терлеева. - М.: ВАКО, 2005.

Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Средняя группа /

С.В. Чиркова. - М.: Вако, 2009. - 256 с.

10



В раздел образования