Напоминание

"Использование ИКТ на уроках русского языка"


Автор: Мулюкина Тамара Фанисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБУ"Школа№5"
Населённый пункт: Тольятти,Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ на уроках русского языка"
Раздел: полное образование





Назад




Формирование

коммуникативных

УУД

на

примере

рассказа

А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

Мулюкина Тамамра Фанисовна

МБУ «Школа №5»

Аннотация

В своей работе хочу показать, как можно формировать у учащихся на

уроках

литературы

разные

виды

деятельности.

В

частности

через

ассоциации, словарную работу, заполнение таблицы, работы с текстом.

Цель: развить у обучающихся следующие универсальные учебные

действия

через

систему

продуктивных

заданий

для

исследования

художественного текста,

Задачи:

1) Научить владеть различными видами пересказа,

2)составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;

3)использовать

речевые

средства

в

соответствии

с

задачей

коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать

и

отстаивать

свое

мнение;

проявлять

уважительное

отношение

к

другому человеку, его мнению.

Оборудование:

мультимедийная

презентация,

оценочные

листы,

памятки по составлению синквейна,

Ход урока

- Здравствуйте, ребята!

Я предлагаю вам поразмышлять над рассказом А.П.Чехова «Толстый и тонкий», постара-

емся дать оценку героям и понять выразительность чеховской детали.

1. Сначала прочитаем текст.

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый,

другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые

маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем.

Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и

картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала

худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с

прищуренным глазом — его сын.— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев

тонкого.— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!— Батюшки! —

изумился тонкий.— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? Приятели троекратно

облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно

ошеломлены.— Милый мой! — начал тонкий после лобызания.— Вот не ожидал! Вот

сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой

же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как

видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын

мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе

учились! Нафанаил немного подумал и снял шапку.— В гимназии вместе учились! —

продолжал тонкий.— Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то,

что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать

любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя

жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.Нафанаил немного подумал и спрятался за

спину отца.— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга.

— Служишь где? Дослужился?— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже

второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки

музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По

рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь,

уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда

переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как?

Небось, уже статский? А?— Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.—

Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.Тонкий вдруг побледнел, окаменел,

но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от

лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его

чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены

стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего

мундира...— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать,

детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.— Ну, полно! — поморщился

толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это

чинопочитание!— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.

— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной

влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза,

лютеранка, некоторым образом...Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у

тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что

тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье

руку.Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец:

«хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое

были приятно ошеломлены.

2.Затем поработаем над ассоциациями, для этого заполним кластер.

3. работа с таблицей.

Линии сравнения

«Толстый» во 2-

ой части расска-

за

«Тонкий» во 2-ой

части рассказа

1.Глаголы внутреннего со-

стояния героев

2. Мимика, жесты, поза.

3. Знаки препинания в кон-

це предложений

4. Обращение героев друг к

другу.

4.Работа с текстом, ответы на вопросы, составление синквейна.

Как же ведет себя Тонкий после недолгого разговора?

составление синквейна

Толстый и тонкий

.1 сущ.

2 прилаг.

3 глагола

Короткое предложение (ваше отношение)

Вывод (оценка)

5. Заключительный этап:

Итак, УУД заставляет учащихся задуматься, поразмыслить, сделать самостоятельные

выводы.

Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделали вывод, над чем заставляет смеяться

и грустить А.П.Чехов.

В завершение урока хочется вспомнить слова А.П.Чехова: « При любых

обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство».

Использованная литература :

Литература. 6 класс. Учебник. 1 часть. М.: «Просвещение», 2018г.

Толковый словарь Ожегова



В раздел образования