Автор: Мулюкина Тамара Фанисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБУ"Школа№5"
Населённый пункт: Тольятти,Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ на уроках русского языка"
Раздел: полное образование
Формирование
коммуникативных
УУД
на
примере
рассказа
А.П.Чехова «Толстый и тонкий».
Мулюкина Тамамра Фанисовна
МБУ «Школа №5»
Аннотация
В своей работе хочу показать, как можно формировать у учащихся на
уроках
литературы
разные
виды
деятельности.
В
частности
через
ассоциации, словарную работу, заполнение таблицы, работы с текстом.
Цель: развить у обучающихся следующие универсальные учебные
действия
через
систему
продуктивных
заданий
для
исследования
художественного текста,
Задачи:
1) Научить владеть различными видами пересказа,
2)составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;
3)использовать
речевые
средства
в
соответствии
с
задачей
коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать
и
отстаивать
свое
мнение;
проявлять
уважительное
отношение
к
другому человеку, его мнению.
Оборудование:
мультимедийная
презентация,
оценочные
листы,
памятки по составлению синквейна,
Ход урока
- Здравствуйте, ребята!
Я предлагаю вам поразмышлять над рассказом А.П.Чехова «Толстый и тонкий», постара-
емся дать оценку героям и понять выразительность чеховской детали.
1. Сначала прочитаем текст.
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый,
другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые
маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем.
Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и
картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала
худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с
прищуренным глазом — его сын.— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев
тонкого.— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!— Батюшки! —
изумился тонкий.— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? Приятели троекратно
облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно
ошеломлены.— Милый мой! — начал тонкий после лобызания.— Вот не ожидал! Вот
сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой
же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как
видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын
мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе
учились! Нафанаил немного подумал и снял шапку.— В гимназии вместе учились! —
продолжал тонкий.— Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то,
что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать
любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя
жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.Нафанаил немного подумал и спрятался за
спину отца.— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга.
— Служишь где? Дослужился?— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже
второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки
музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По
рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь,
уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда
переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как?
Небось, уже статский? А?— Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый.—
Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.Тонкий вдруг побледнел, окаменел,
но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от
лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его
чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены
стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего
мундира...— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать,
детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.— Ну, полно! — поморщился
толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это
чинопочитание!— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.
— Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной
влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза,
лютеранка, некоторым образом...Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у
тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что
тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье
руку.Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец:
«хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое
были приятно ошеломлены.
2.Затем поработаем над ассоциациями, для этого заполним кластер.
3. работа с таблицей.
Линии сравнения
«Толстый» во 2-
ой части расска-
за
«Тонкий» во 2-ой
части рассказа
1.Глаголы внутреннего со-
стояния героев
2. Мимика, жесты, поза.
3. Знаки препинания в кон-
це предложений
4. Обращение героев друг к
другу.
4.Работа с текстом, ответы на вопросы, составление синквейна.
Как же ведет себя Тонкий после недолгого разговора?
составление синквейна
Толстый и тонкий
.1 сущ.
2 прилаг.
3 глагола
Короткое предложение (ваше отношение)
Вывод (оценка)
5. Заключительный этап:
Итак, УУД заставляет учащихся задуматься, поразмыслить, сделать самостоятельные
выводы.
Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделали вывод, над чем заставляет смеяться
и грустить А.П.Чехов.
В завершение урока хочется вспомнить слова А.П.Чехова: « При любых
обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство».
Использованная литература :
Литература. 6 класс. Учебник. 1 часть. М.: «Просвещение», 2018г.
Толковый словарь Ожегова