Автор: Афанасьева Валентина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №69 имени А.А.Туполева"
Населённый пункт: города Ульяновска
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Окружающий мир, УМК "Планета знаний" 3 класс
Раздел: начальное образование
Рабочая программа по окружающему миру
3 класс
УМК «Планета знаний»
Учитель: Афанасьева Валентина Викторовна
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе:
1.
Федерального
закона
Российской
Федерации
«Об
образовании
в
Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.
2009 г. № 373, ред. от 18.12.2012).
3. Основной образовательной программы начального общего образования 2018 г.
4. Образовательной программы «Окружающий мир» к учебнику И. В. Потапова, Г. Г.
Ивченковой, Е. В. Саплиной,
А. И. Саплина (УМК «Планета знаний»). -
М.: АСТ:
Астрель 2014 г. Предметная линия учебников УМК «Планета знаний». 3 класс, в 2 ч.
Рабочая
программа
является
приложением
к
образовательной
программе
начального
общего
образования
МБОУ
«Средняя
школа
№
69 имени
А.А.Туполева»
г.Ульяновска.
Задачи:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование
элементарных
знаний
о
природе,
человеке
и
обществе
в
их
взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент,
моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие
познавательных
процессов
(ощущение,
восприятие,
осмысление,
запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном
пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование
умений
сравнивать
объекты,
выявлять
их
сходства
и
различия,
существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-
следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и
сменного состава);
формирование
рефлексии
(принятие
плана
предстоящего
обучения,
осознание
своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и
умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя школа № 69 имени А.А.Туполева»
учебный предмет «Окружающий предмет» в 3 классе изучается в объёме 70 часов в год,
2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на
основе понимания особенностей
взаимодействия
человека и природы;
ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об
организме человека;
осознание своей этнической принадлежности;
чувство гордости за свою Родину, Ульяновская область (региональный компонент).
Могут быть сформированы:
осознание себя как гражданина России, ульяновца (региональный компонент);
уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию, Ульяновскую
область (региональный компонент);
понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять
своими эмоциями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать цель познавательной деятельности;
планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Учащиеся могут научиться:
самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения
заданий;
ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках
проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных
опытов;
сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
находить необходимую информацию в учебнике;
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и
рабочих тетрадей;
понимать информацию, представленную на исторической карте.
Учащиеся могут научиться:
получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной
литературой;
самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.
ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды
основных исторических процессов;
устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их
последствиями (под руководством учителя)
сравнивать исторические события.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;
совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.
Учащиеся могут научиться:
распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных
заданий и проектов.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к
природе;
объяснять, что такое экология;
понимать, что такое горизонт, линия горизонта;
называть основные и промежуточные стороны горизонта;
находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
рассказывать
о
трех
состояниях
воды
в
природе
и
переходе
воды
из
одного
состояния в другое, круговороте воды в природе;
устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха,
горных пород и почвы;
характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище,
море, океан);
объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;
рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека,
необходимости их охраны и рационального использования;
характеризовать органы растений и животных и их значение;
характеризовать
особенности
движения,
питания,
дыхания,
размножения
и
развития животных;
различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые)
и
животных
(насекомые,
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы, млекопитающие);
приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;
рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее
охраны;
характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
выполнять основные правила личной гигиены;
проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.
Учащиеся получат возможность научиться:
различать существенные и несущественные признаки;
приводить примеры физических и химических явлений природы;
рассказывать об использовании энергии воды и ветра;
рассказывать о четырех царствах живой природы;
рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;
объяснять особенности питания и дыхания растений;
характеризовать условия прорастания семян;
рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;
приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания
.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе
исторической карты;
рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы
нашей страны, Ульяновской области (региональный компонент);
описывать устройство города, жизнь и быт горожан;
различать символы государства;
показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву;
описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;
характеризовать главный закон страны;
рассказывать об устройстве нашего государства;
раскрывать основные права и обязанности ребенка.
Учащиеся получат возможность научиться:
узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и
обычаев;
устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью
региона;
рассказывать об истории возникновения своего города; рассказывать о памятниках
культуры своего города (региональный компонент);
рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с
хозяйственной, политической и культурной жизнью города;
объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;
приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены
государственными наградами.
Содержание учебного предмета
3 класс (70 ч)
Природа вокруг нас (8 ч)
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других
живых существ с окружающей средой. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по
Солнцу, компасу и местным признакам. Разнообразие явлений природы, физические и
химические явления. Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении
вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет,
запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества. Свойства снега
и льда. Свойства воды в газообразном состоянии. Вода в природе: родники, водоёмы
(озеро,
река,
море,
океан
—
естественные
водоёмы;
пруд,
водохранилище
—
искусственные
водоёмы).
Облака,
роса,
туман,
иней,
изморозь.
Круговорот
воды
в
природе. Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость
рационального использования воды, охрана воды от загрязнения. Воздух — необходимое
условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
Свойства
воздуха:
занимает
место,
не
имеет
цвета
и
запаха,
плохо
проводит
тепло,
сжимаем
и
упруг,
при
нагревании
расширяется,
при
охлаждении
сжимается.
Ветер.
Использование энергии ветра человеком. Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими
газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения. Горные породы, их разнообразие:
твёрдые, жидкие, газообразные. Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые
доступные
для
наблюдения
свойства
полезных
ископаемых:
песка,
глины,
гранита,
известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана
полезных ископаемых Ульяновской
области (региональный компонент).
Почва
и
её
состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы —
плодородие.
Как
образуется
почва.
Значение
и
охрана
почвы.
Почвы
нашего
края
(региональный компонент).
О царствах живой природы (16 ч)
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии. Отличие живых
существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-
воздушная, водная, почвенная, другие живые существа. Первые представления о растении
как организме. Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни
растения. Вещества, из которых состоит растение. Разнообразие растений: водоросли,
мхи,
папоротники,
хвойные,
цветковые.
Как
человек
научился
выращивать
растения.
Предки культурных растений. Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями
растений.
Размножение
растений.
Расселение
плодов
и
семян.
Развитие
растений
из
семени. Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека
на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые
представления
об
организме
животного.
Отличие
животных
от
растений.
Разнообразие
животных:
черви,
ракообразные,
паукообразные,
насекомые,
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие.
Как
человек
приручил
животных.
Наши
домашние
животные
и
их
предки.
Как
животные
воспринимают
окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к
животным. Меры по охране животных. Грибы, особенности их строения и разнообразие.
Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни
человека.
Человек (10 ч)
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие
человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека. Кожа. Гигиена кожи.
Первая
помощь
при
ранениях,
ушибах,
ожогах,
обморожении.
Опорно-двигательная
система.
Скелет,
его
значение
для
организма.
Осанка
и
здоровье.
Как
сохранить
правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для
укрепления мышц. Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов
кровообращения. Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных
заболеваний. Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за
ними.
Выделение.
Значение
удаления
из
организма
ненужных
и
вредных
продуктов
жизнедеятельности. Органы чувств, их значение и гигиена. Нервная система, её значение
в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе (19 ч)
Народы, живущие на территории России, Ульяновской области. Национальные обычаи,
традиции (региональный компонент). Города России. История возникновения. Имя города,
символы города. История города в памятниках и достопримечательностях (региональный
компонент). Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные
символы
России.
История
происхождения
герба,
флага,
гимна.
Государственные награды. Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности
ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой
природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.
Повторение изученного материала (1 ч)
Учебно – тематический план
№
раздел
а
Название темы
Количество
часов
1.
Природа вокруг нас
8 ч
2.
Вода, воздух, горные породы и почва
16 ч
3.
О царствах живой природы
16 ч
4.
Человек
10 ч
5.
Человек в обществе
19 ч
6
Повторение и обобщение изученного материала
1 ч
Итого
70 ч
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру УМК «Планета знаний»
№ ур
К-во
час
Тема урока
Целеполагание урока
Требования к уровню
подготовки учащихся
Элемент
ы доп
содер
жания
Вид
конт
роля
Словарн
ая работа
Дата
Природа вокруг нас – 8 ч
Планируемые результаты формирования УУД:
Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
Устанавливать связи между объектами и явлениями природы,
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между при-
родой и человеком.
Проводить наблюдения самостоятельно и под руководством
учителя.
Различать типы линии горизонта, иметь представление о
способах определения линии горизонта на местности.
Определять линию горизонта и стороны горизонта по Солн-
цу, компасу и местным признакам
Проводить под руководством учителя наблюдения в природе
и элементарные опыты, используя простейшие приборы,
фиксировать результаты
Приводить примеры тел и веществ, проводить под руково-
дством учителя простейшие опыты и определять свойства
(признаки) тел и веществ
Осуществлять наблюдения, выделять и различать явления
природы
Положительное отношение и интерес к
изучению природы и человека.
Осознание своего продвижения в овладении
предметными и универсальными учебными
действиями.
Способность к самооценке.
Понимание, объяснение и применение
основных правил поведения в природе и
обществе, ориентация на их выполнение.
Способность оценивать трудность
предлагаемого задания.
Чувство прекрасного на основе знакомства с
природой и культурой родного края.
Интерес к изучению природы, стремление к
расширению и углублению знаний,
осознание своего продвижения в овладении
учебными действиями.
Принимать и сохранять цель познава-
тельной деятельности, находить необ-
ходимую информацию в учебнике,
понимать информацию, представленную в
виде текста, схемы
Планировать свои действия в соответствии
с поставленной целью. Осуществлять по-
шаговый и итоговый контроль.
Самостоятельно планировать свои
действия в соответствии с поставленной
целью
Находить необходимую информацию в
учебнике, справочной литературе.
Понимать информацию, представленную в
виде текста, схемы, таблицы. Использовать
готовые модели (глобус) для объяснения
природных явлений
Выделять существенную информацию из
учебных и научно-популярных текстов.
Сопоставлять информацию,
представленную в разных видах, обобщать
и использовать при выполнении заданий
Устанавливать причинно-следственные
связи изменений в природе, проводить
аналогии.
Осуществлять анализ (описание) объектов
природы с выделением существенных и
несущественных признаков
№ ур
К-во
Тема урока
Целеполагание урока
Требования к уровню
Элемент
Вид
Словарн
Дата
час
подготовки учащихся
ы доп
содер
жания
конт
роля
ая работа
1/1/1
1
Часть 1
Что нас окружает
С. 3-9
УОСЗ
Показать взаимосвязи между
человеком и окружающей его
средой (как природной, так и со-
циальной её составляющих). Дать
первое представление о науке
«экология» и раскрыть важность
охраны природы
Знать понятие «окружающая
среда человека»; что изучает
экология.
Уметь приводить примеры
предметов, которые
изготавливают из глины,
дерева, льна, пшеницы;
объяснять выражение «в
природе все взаимосвязано»;
рассказывать, как изменения в
окружающей среде влияют на
жизнь растений, животных и
человека.
Знать разнообразие неживой и
живой природы в окрестностях
школы
Уметь различать и
характеризовать объекты живой
и неживой природы, отличать
их от изделий.
Знать особенности влияния
деятельности человека на
природу
Уметь применять правила
поведения человека в природе,
сохранять природные богатства.
Знать, что пространство,
которое мы видим вокруг себя,
называют горизонтом; четыре
основные стороны горизонта и
промежуточные стороны
горизонта.
Презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
Окружаю
щая
среда
2/2/2
1
Экскурсия
«Знакомство с
разнообразием
живой и неживой
природы в
окрестностях
школы» КУ
Показать разнообразие неживой и
живой природы в окрестностях
школы.
Продолжить развивать умение
наблюдать и фиксировать ре-
зультаты наблюдений. Продол-
жить учить работать индивиду-
ально и в группах
Презента
ция
Задан
ия по
групп
ам
3/3/3
1
Экскурсия
«Изучение
влияния
деятельности
человека на
природу» КУ
Показать примеры положитель-
ного и отрицательного влияния
человека на природу. Воспитывать
основы экологической культуры
Презента
ция
4/4/4
1
Что такое
горизонт.
Ориентирование
по Солнцу.
С. 10-12
УИПЗЗ
Сформировать представления о
горизонте, основных и промежу-
точных сторонах горизонта. Обу-
чить приёмам определения сторон
горизонта по полуденной тени от
Солнца.
Презента
ция
горизонт
Уметь определять закрытую
местность и открытую;
определять, местность перед
зданием школы; называть
основные и промежуточные
стороны горизонта; находить
стороны горизонта по компасу и
местным признакам.
Знать понятие «явления
природы».
Уметь называть явления
природы, определять время
года, свойственное для каждого
природного явления;
рассказывать, какие явления
природы вы наблюдали во
время летних каникул;
приводить примеры физических
и химических явлений.
Иметь представление о
физических и химических
явлениях.
Знать, что называют телом
природы, а что изделием; что
такое вещество.
Иметь представление о том,
что каждое тело занимает
место; твердые тела сохраняют
свою форму; жидкости не
сохраняют свою форму; что все
жидкости и твердые тела при
нагревании расширяются, а при
охлаждении сжимаются; о
строении вещества.
Уметь выделять главные
5/5/5
1
Ориентирование
по компасу и
местным
признакам
С. 12-14
УИПЗЗ
Учить детей находить стороны
горизонта по Солнцу, компасу и
местным признакам
Презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
компас
6/6/6
1
Экскурсия
«Ориентирование
на местности»
КУ
Показать на местности горизонт,
линию горизонта. Учить работать
с компасом (индивидуально и в
группах)
Научиться определять стороны
горизонта по Солнцу; сравнивать
таяние с южной и с северной
сторон домов; рассказывать, как
можно ориентироваться по
местным признакам
Презента
ция
Дида
ктиче
ская
игра
7/7/7
1
Явления природы
С. 15-17
УИПЗЗ
Сформировать у учащихся науч-
ные представления о явлениях
природы. Развивать наблюда-
тельность, учить воспринимать
красоту окружающего мира; раз-
вивать творческие способности.
Презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
явления,
природа
8/8/8
1
Свойства тел и
веществ
С. 18-23
КУ
Тест «Свойства
тел и веществ»
Сформировать представления о
свойствах тел и веществ. Разви-
вать умение выделять существен-
ные и несущественные признаки.
Сравнивать и классифицировать
предметы по различным при-
знакам
Презента
ция
Тест
вещество
жидкост
ь
(существенные) признаки тел;
сравнивать свойства двух тел,
выделять общие и
отличительные признаки;
объяснять, что такое
существенные свойства тел;
определять свойства сахарного
песка и соли; сравнивать по
рисунку, как располагаются
молекулы жидкости, газа,
твердого вещества
Сотрудничать в процессе
наблюдений.
Участвовать в мероприятиях
по охране природы.
Вода, воздух, горные породы и почва – 16 ч
Планируемые результаты формирования УУД:
Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
Наблюдать и проводить простейшие опыты под
руководством учителя и самостоятельно,
обобщать, делать выводы, объяснять несложные
природные явления.
Проводить под руководством учителя
элементарные опыты, используя простейшие
приборы, фиксировать результаты,
устанавливать связи между объектами и
явлениями природы.
Определять состояние вещества по ха-
рактерным признакам, выявлять опытным
путем свойства воды в различных
состояниях.
Устанавливать связи между объектами и
явлениями природы, объяснять некоторые
взаимосвязи в природе, между природой и
человеком.
Называть явления и объекты природы,
объяснять их происхождение, состав и
Адекватная самооценка. Понимание, объяснение и
применение основных правил поведения в природе и
обществе, ориентация на их выполнение.
Чувство ответственности за выполнение своей части
работы при работе в группе.
Устойчивый интерес к изучению природы, человека,
истории страны. Осознанные устойчивые эстети-
ческие предпочтения в мире природы.
Способность к самооценке. Понимание, объяснение и
применение основных правил поведения в природе и
обществе, ориентация на их выполнение.
Положительное отношение и интерес к изучению
природы и человека.
Осознанные устойчивые эстетические предпочтения
в мире природы.
Находить необходимую информацию в
учебнике, справочной литературе. Понимать
информацию, представленную в виде текста,
схемы, таблицы. Использовать готовые модели
(глобус) для объяснения природных явлений
Проводить сравнение и классификацию
объектов природы по заданным признакам.
Устанавливать причинно-следственные связи
изменений в природе.
Обобщать результаты наблюдений за погодой,
неживой и живой природой, делать выводы
Выделять существенную информацию из
учебных и научно-популярных текстов.
Осуществлять поиск информации с
использованием ресурсов библиотек и
Интернета. Сравнивать и классифицировать
объекты природы, самостоятельно выбирая
основания.
свойства.
Объяснять, что такое круговорот воды, и
объяснять его роль в природе, определять
причины положительного и отрицательного
воздействия хозяйственной деятельности чело-
века на природу.
Применять полученные знания при выполнении
заданий в форме тестирования.
Объяснять состав воздуха и его значение в
жизни человека, проводить простейшие опыты
и наблюдения, устанавливать взаимосвязи
явлений природы.
Объяснять понятие «ветер» и связанные с ним
явления природы, выявлять взаимосвязи между
явлениями природы и человеком.
Иметь представление о горных породах, их
составе и свойствах.
Иметь представление о почве, её свойствах и
значении в природе и жизни человека, объяснять
взаимосвязи между объектами природы и
человеком, характеризовать влияние человека на
состояние почв.
Устанавливать причинно-следственные
связи изменений в природе, проводить
аналогии.
Сотрудничать с одноклассниками при
выполнении заданий в паре.
Строить монологические и диалогические
высказывания. Обосновывать свою позицию,
аргументировать выбор действий
Распределять обязанности при работе в группе.
Учитывать мнение партнера, аргументировано
критиковать допущенные ошибки, обосновывать
свое решение
Наблюдать, сравнивать, делать выводы,
устанавливать при- чинно-следственные связи
изменений в природе Принимать и сохранять
цель познавательной деятельности, планировать
свою деятельность и действовать в соответствии
с планом
9/1
1
Свойства воды в
жидком состоянии
С. 24-27
УИПЗЗ
Показать, как опытным путём
можно установить некоторые
свойства чистой жидкой воды:
бесцветность, прозрачность, от-
сутствие запаха, плохую тепло-
проводность. Познакомить с не-
которыми примерами использо-
вания знаний о свойствах воды на
практике
Знать, что вода – самое
распространенное в природе
вещество; три состояния воды
(жидкое, твердое,
газообразное).
Уметь приводить примеры
воды в трех состояниях;
определять свойства воды в
жидком состоянии; заполнять
схему «Свойства воды»;
доказывать, что вода текуча и
принимает форму того сосуда, в
который ее наливают; называть
свойства воды
Знать, что вода с
растворенными в ней
веществами называется
раствором.
презента
ция
свойство
10/2
1
Вода –
растворитель
УОСЗ
С. 28-30
Опыт растворение
веществ
Опытным путём установить свой-
ства воды растворять вещества.
Ознакомить с растворимыми и
нерастворимыми в воде вещест-
вами. Развивать у школьников
умения наблюдать, делать выводы,
получать информацию из
различных источников (например,
Презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
раствори
тель
таблиц)
Уметь приводить примеры
веществ, которые хорошо
растворяются в воде, и веществ,
которые почти не растворяются;
называть свойство растворов,
которое позволяет легко
отличить их от других
жидкостей; находить ошибки в
обобщающих таблицах;
рассказывать, как очистить
грязную воду; проводить опыты
Знать: что снег и лед – это
вода в твердом состоянии.
Уметь: сравнивать лед и
другие вещества по цвету;
устанавливать свойства льда;
объяснять, почему во время
ледохода лед плавает по
поверхности воды, а не тонет;
проводить опыты; называть
свойства пара, которые делают
его невидимым; выделять
существенные признаки снега,
льда, пара; пользоваться
справочной литературой;
устанавливать с помощью
опытов, при какой температуре
вода замерзает, при какой
температуре снег и лед тают.
Знать: как образуются
родники.
Уметь: доказывать, что глина
не пропускает воду;
рассказывать, какая вода
называется минеральной;
описывать родник родного края;
11/3
1
Свойства льда,
снега и пара
УИПЗЗ
С. 30-33
Практическая
работа
Познакомить школьников со
свойствами воды в твёрдом и га-
зообразном состояниях. Сформи-
ровать представление о переходе
вещества из одного состояния в
другое. Учить школьников срав-
нивать, обобщать, делать выводы
Практиче
ская
работа
П/Р
12/4
1
Родники.
С. 34-35
УИПЗЗ
Познакомить школьников с
процессом образования родников.
Учить пользоваться схемами и
рисунками для получения нужной
информации. Развивать
творческие способности, умение
сотрудничать.
презента
ция
Работ
а в
парах
водоем,
родник
13/5
1
Водные объекты
(река, озеро, море,
пруд,
водохранилище)
С. 35-38
УИПЗЗ
14/6
1
Облака, роса,
туман, иней,
изморозь
С. 38-41
УОСЗ
Дать знания о состоянии воды в
природе (облака, роса, туман,
иней, изморозь). Раскрыть на-
учную сторону этих явлений.
Закрепить ранее полученные
знания о переходе воды из одного
состояния в другое в новой
презента
ция
облако
учебной ситуации
придумывать плакат на тему
«охраняйте родники»; отделять
соль от речного песка.
Знать, как образуются облака;
виды облаков (перистые,
кучевые, слоистые); роса – это
капли воды на поверхности
почвы и растений; туман –
скопление в воздухе над
поверхностью земли
мельчайших капелек воды.
Уметь объяснять, почему из
облаков летом выпадают дожди,
а зимой – снег; указывать, на
какой высоте образуются
слоистые, кучевые и перистые
облака; рассуждать на вопрос:
«Почему дождь хорошо, а
почему плохо?»; проводить
наблюдения за небом;
объяснять, как возникают такие
явления природы, как роса,
туман, изморозь; находить
сходство и различие между
туманом и облаками; составлять
небольшие рассказы на темы:
«Роса», «Туман», «Изморозь»
Знать, как происходит
круговорот воды в природе, как
люди используют воду.Иметь
представление об энергии
падающей воды; как получают
электричество, используя силу
воды.
Уметь объяснять, почему воду
называют «вечной странницей»;
15/7
1
Круговорот воды
в природе С. 41-
42
УИПЗЗ
Познакомить учеников с круго-
воротом воды на основе ранее
изученного свойства воды пе-
реходить из одного состояния в
другое. Повторить и закрепить
содержание пройденного
материала по темам «Три
состояния воды» и «Вода в
природе». Сформировать
представление о воде как
необходимом условии жизни.
Подвести к пониманию измене-
ний, возникающих в природе в
процессе использования воды.
Воспитывать у детей потребность
бережного отношения к
природным ресурсам
презента
ция
16/8
1
Использование и
охрана воды
С. 43-46
УКЗУН
Проверочная
работа «Природа
вокруг нас»
П/Р
охрана
17/9
1
Значение воздуха
для жизни. Состав
воздуха.
УИПЗЗ
С . 47-50
Сформировать представления о
том, что такое воздушная среда и
каково её значение для жизни.
Познакомить детей опытным пу-
тём с некоторыми свойствами воз-
духа: прозрачностью, отсутствием
цвета и запаха, а также свойствами
плохо проводить тепло и при
нагревании расширяться, а при
охлаждении сжиматься
атмосфе
ра
18/10
1
Свойства воздуха
С. 51-53
УИПЗЗ
презента
ция
19/11
1
Ветер
С. 54-55
УИПЗЗ
Сформировать научное пред-
ставление о процессе образования
ветра в природе на основе
знакомства со свойством воздуха
расширяться при нагревании и
сжиматься при охлаждении
Фрон
тальн
ый
опрос
ветер
называть свойства воды,
которые обеспечивают ее
круговорот в природе;
рассказывать об опыте, в
котором вода превращается в
пар, а пар в воду; придумать
рассказ «Путешествие капельки
воды» , придумать плакат «Нам
нужна чистая вода»
Знать понятие «атмосфера» и
свойства воздуха.
Уметь объяснять выражение
«окружающая нас воздушная
среда»; придумывать опыты, с
помощью которых можно
доказать, что нас окружает
воздух определять по
диаграмме, какого газа больше
всего в воздухе, а какого
меньше всего; объяснять,
почему космонавты берут с
собой в космос кислород.
Называть свойства воздуха
доказывать, что воздух, который
находится во многих телах
природы, легче воды;
объяснять, какое свойство
воздуха позволяет нам видеть
окружающий мир.
Знать, что ветер – это
движение воздуха над
поверхностью земли.
Уметь объяснять, как
образуется ветер; придумывать
опыт, который бы доказал, что
теплый воздух поднимается
вверх; объяснять, почему
ветряные двигатели не
загрязняют воздух; объяснять,
почему свистит ветер
20/12
1
Охрана воздуха
С. 56-57
УОСЗ
Дать элементарные представления
о загрязнении воздуха. Подвести к
пониманию необходимости
охраны воздуха
Знать, почему воздух
необходимо охранять от
загрязнений.
Уметь рассказывать, как
сберечь чистоту воздуха;
объяснять, почему растения
называют «легкими» города
Знать понятия «горные
породы».
Уметь рассказывать, как
залегают слои горных пород;
объяснять, почему стекло,
дерево, сахар нельзя назвать
горными породами;
Знать, как используют песок,
глину, известняк, гранит.
Уметь рассказывать о
свойствах песка и глины;
выполнять практические
работы;
Знать: как используют
различные полезные
ископаемые; приводить
примеры; называть горючие
полезные ископаемые;
пользоваться справочной
литературой; рассказывать, как
добывают и используют
полезные ископаемые;
сравнивать шахту и карьер
Знать, что почва – это верхний
плодородный слой земли, на
Фрон
тальн
ый
опрос
21/13
1
Практическая
работа
Горные породы.
С. 58-59
УИПЗЗ
Сформировать у школьников
представления о характерных
особенностях горных пород, их
разнообразии и распространён-
ности в природе,
презента
ция
П/Р
полезные
ископаем
ые
22/14
1
Полезные
ископаемые
(песок, глина,
гранит, известняк)
С. 60-63
УИПЗЗ
Установить связь деятельности
человека с природой и свойствами
ее объектов. Подчеркнуть
эстетический аспект этого
взаимодействия.
презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
23/15
1
Использование,
добыча и охрана
полезных
ископаемых
С. 63-67
УОСЗ
Познакомить учащихся со спо-
собами добычи полезных иско-
паемых; показать необходимость
бережного и экономного
использования полезных
ископаемых.
П/Р
почва
24/16
1
Почва С.68-73
Проверочная
работа «Вода,
воздух, горные
породы и почва»
(проект)
УИПЗЗ
Сформировать у младших школь-
ников представления о почве как о
верхнем плодородном слое земли,
о её составе и необходимости
охраны от разрушения и
загрязнения
презента
ция
П/Р
котором растут растения; что
такое перегной; как повышают
плодородие почвы; как
охраняют почву.
Уметь рассказывать, как
образуется почва; сравнивать
почву и горную породу;
рассказывать, от чего зависит
плодородие почвы; доказывать,
что в почве есть воздух, вода,
песок и глина; проводить
опыты
Участвовать в
природоохранных
мероприятиях.
Пользоваться схемами,
рисунками, диаграммами для
получения нужной информации.
О царствах живой природы – 16 ч
Планируемые результаты формирования УУД:
Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
Называть царства живой природы, приводить примеры
представителей каждого царства, устанавливать и
объяснять некоторые взаимосвязи в природе Называть
части растения, приводить примеры приспособленности
растений к условиям жизни, устанавливать и объяснять
некоторые взаимосвязи в природе, между природой и
человеком Определять вид растения по существенным
признакам, приводить примеры приспособленности
растений к условиям жизни Различать дикорастущие и
культурные растения, объяснять происхождение и
называть некоторых предков культурных растений,
устанавливать и объяснять влияние человека на живую
природу Устанавливать и объяснять некоторые
взаимосвязи в природе, объяснять процесс питания и
Устойчивый интерес к изучению
природы, человека, истории страны
Чувство прекрасного на основе
знакомства с природой Способность к
самооценке. Понимание, объяснение и
применение основных правил поведения
в природе и обществе, ориентация на их
выполнение Осознание своего
продвижения в овладении предметными
и универсальными учебными дей-
ствиями Способность оценивать
трудность предлагаемого задания
Чувство прекрасного на основе знакомст-
ва с природой и культурой родного края.
Находить необходимую информацию в учебнике,
справочной литературе. Понимать информацию,
представленную в виде текста, схемы, таблицы.
Использовать готовые модели (глобус) для объяснения
природных явлений
Проводить сравнение и классификацию объектов при-
роды по заданным признакам. Устанавливать при-
чинно-следственные связи изменений в природе.
Обобщать результаты наблюдений за погодой,
неживой и живой природой, делать выводы
Выделять существенную информацию из учебных и
научно-популярных текстов. Сопоставлять
информацию, представленную в разных видах,
обобщать и использовать при выполнении заданий
дыхания растений, приводить примеры
приспособленности растений к условиям жизни
Объяснять особенности и способы размножения
растений, значение опыления в размножении,
получать информацию из схемы, рисунка Объяснять
по схеме этапы развития растения из семени,
проводить самостоятельно элементарные опыты,
используя простейшие приборы, фиксировать
результаты, определять причины положительного и
отрицательного воздействия хозяйственной
деятельности человека на природу Описывать
внешнийвид животного, сравнивать и объяснять отличие
животных от растений по внешним признакам и
особенностям жизнедеятельности Различать диких и
домашних животных, объяснять роль животных в
домашнем и сельском хозяйстве, называть отдельных
предков домашних животных, объяснять влияние
человека на жизнь животных Различать особенности
строения и функционирования органов чувств у жи-
вотных разных видов, объяснять значение органов
чувств для животного, связь органов чувств со средой
обитания Объяснять особенности физиологических
процессов, называть органы передвижения и дыхания у
животных разных видов, наблюдать и фиксировать
результаты наблюдений за поведением животных
Рассказывать об этапах размножения и особенностях
развития отдельных видов животных Приводить
примеры положительного и отрицательного воз-
действия человека на животный мир, способов охраны
животных, объяснять значение охраны животных для
окружающего мира Знать отличительные признаки
грибов и бактерий, объяснять их принадлежность к
отдельным царствам природы, взаимосвязь объектов
природы и человека
Основы экологической культуры
Способность к самооценке. Понимание,
объяснение и применение основных
правил поведения в природе и обществе,
ориентация на их выполнение
Понимание необходимости здорового
образа жизни, соблюдение правил
безопасного поведения Соблюдение
правил безопасного поведения.
Осознанные устойчивые эстетические
предпочтения в мире природы
Понимание, объяснение и применение
основных правил поведения в природе и
обществе, ориентация на их выполнение.
Планировать свои действия в соответствии с
поставленной целью. Осуществлять пошаговый и
итоговый контроль. Самостоятельно адекватно оцени-
вать правильность выполнения задания и вносить
коррективы. Принимать и сохранять цель
познавательной деятельности Осуществлять поиск
информации с использованием ресурсов библиотек и
интернета. Сравнивать и классифицировать объекты
природы, самостоятельно выбирая основания.
Сопоставлять информацию, представленную в разных
видах, обобщать и использовать при выполнении
заданий
Устанавливать при- чинно-следственные связи
изменений в природе, проводить аналогии.
Осуществлять анализ (описание) объектов природы с
выделением существенных и несущественных
признаков Сотрудничать с одноклассниками при
выполнении заданий в паре.
Строить монологические и диалогические высказыва-
ния.
Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор
действий
Распределять обязанности при работе в группе.
Учитывать мнение партнера, аргументировано
критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое
решение
25/1
1
Четыре царства
живой природы
С. 76-79
УИПЗЗ
Познакомить учащихся с царст-
вами живой природы и науками,
которые их изучают. Показать
отличие живых существ от тел
неживой природы. Сформировать
представление о среде обитания
живых существ, познакомить с
Знать царства живой природы
(растения, животные, грибы,
бактерии); чем живые существа
отличаются от тел неживой
природы; какие среды обитания
населяют живые существа.
Уметь сравнивать условия
презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
растения
,
животны
е,
бактерии
четырьмя средами обитания
жизни в разных средах;
приводить примеры сходств и
различий между растениями,
животными, грибами и
бактериями; приводить
примеры живых существ,
обитающих в разных средах.
Знать строение растений
(корень, побег, стебель, цветок,
плод с семенами).
Иметь представление о
строении цветка (лепестки,
пестик, тычинка, чашелистик);
о листовой почке и цветочной
почке.
Уметь описывать по плану
любое цветущее комнатное
растение; определять;
сравнивать корни, стебли,
листья различных растений;
называть главное сходство
плодов; доказывать, что
растение – живое существо;
указывать, какое значение
имеют для растения его органы
Знать о разнообразии растений
Уметь сравнивать водоросли и
остальные группы растений;
рассказывать, чем
размножаются мхи и
папоротники; называть отличия
цветковых растений от
хвойных;
Знать дикорастущие и
культурные растения.
Уметь сравнивать культурные
26/2
1
Практическая
работа
Строение
растений
С.80-84
УОСЗ
Познакомить учащихся с органами
растений и их разнообразием.
Показать значение органов в
жизни растений. Учить детей
сравнивать и выявлять су-
щественные признаки
презента
ция
П/Р
корень,
побег,
стебель,
цветок,
27/3
1
Разнообразие
растений. С. 85-86
УИПЗЗ
Познакомить учащихся с основ-
ными группами растений: водо-
рослями, мхами, папоротниками,
хвойными и цветковыми. Выявить
отличительные признаки групп
растений, объяснять названия
некоторых растений
презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
водоросли
, мхи,
папоротн
ики,
хвойные
растения
,
цветковы
е
растения
28/4
1
Дикорастущие и
культурные
растения.
С. 87-88
УИПЗЗ
Развивать знания учащихся о
культурных растениях и их зна-
чении в жизни человека. Позна-
комить учащихся с предками
некоторых культурных растений.
объяснять, почему растения,
выращиваемые человеком, стали
урожайнее, чем их дикорастущие
предки
презента
ция
Рабо
та в
парах
29/5
1
Жизнь растений
С. 89-92
УОСЗ
С помощью опытов показать, как
питается растение. Сформировать
представление о дыхании
растений. Показать значение
испарения воды листьями
растений определять, какое
свойство воды особенно важно
для растений; объяснять, какое
презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
значение имеет сахар и крахмал,
которые образуются в листьях;
объяснять, зачем люди рыхлят
почву.
и дикорастущие растения;
рассказывать, как люди
научились выращивать
растения;
Знать, что растение – это
живое существо, организм.
Уметь доказывать, что
растения поглощают воду из
почвы; рассказывать, что
растения получают вместе с
водой;
Иметь представление о том,
что такое испарение; что
помогает охлаждению листьев;
какое значение имеет дыхание
для растений
Знать, что такое опыление; как
опыляются цветки растений;
какое значение имеет опыление
в жизни растений.
Уметь определять, от каких
растений данные семена;
рассказывать, как растения
распространяют свои семена;
объяснять названия растений;
объяснять, почему первым из
семени вырастает корень;
Знать, почему растения
нуждаются в бережном
отношении; как хозяйственная
деятельность человека
повлияла на растения.
Уметь объяснять выражение
«бережное отношение к
растениям»; рассказывать,
почему сократилось количество
30/6
1
Размножение и
развитие растений
С. 93-94
Развитие растений
из семени.
С. 95-96
УИПЗЗ
Сформировать у учащихся пред-
ставление об опылении растений,
показать его значение в жизни
растения. Развивать представление
о способах расселения плодов и
семян растений, показать значение
расселения плодов и семян
доказывать, что для прорастания
семенам необходимы вода, воздух,
тепло; рассказывать, как человек
размножает культурные растения
презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
опыление
31/7
1
Охрана растений
УОСЗ
С. 97-98
Развивать знания детей о значении
растений в природе и жизни
человека. Показать влияние че-
ловека на мир растений, убедить
детей в необходимости бережного
отношения к растениям. По-
знакомить учащихся с редкими
растениями своей местности и
мерами охраны растений
Фрон
тальн
ый
опрос
32/8
1
Строение
животных
С. 99-100
УИПЗЗ
Познакомить учащихся с осо-
бенностями строения животных,
показать значение органов
животных в их жизни. Выявить
сходства и различия между рас-
тениями и животными развивать
знания детей об основных группах
животных: насекомых, рыбах,
земноводных, пресмыкающихся,
птицах и млекопитающих.
Расширить знания детей о
презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
черви,
ракообра
зные;
паукообр
азные
разнообразии животных (черви,
ракообразные; паукообразные и
др.). Учить выявлять
существенные признаки
дикорастущих растений с
красивыми цветками;
приводить примеры редких
растений, растений Красной
книги; рассказывать, как
охраняют растения в нашей
стране.
Знать, из каких веществ
состоит организм животного.
Уметь описывать домашнее
животное по плану; приводить
примеры наружных органов
животных; рассказывать о
значении органов животных;
приводить примеры внутренних
органов животных.
Иметь представление о том,
чем животные отличаются от
растений; что общего у
растений и животных.
Знать понятия «домашние» и
«дикие» животные.
Уметь приводить примеры
диких и домашних животных;
отгадывать загадки про
домашних животных;
объяснять, почему человек стал
приручать животных, почему
домашние животные дают
больше молока, мяса, яиц, чем
их дикие предки.
Уметь называть органы чувств
животных; рассказывать, какое
они имеют значение в жизни
животных; объяснять, какие
органы чувств лучше всего
33/9
1
Разнообразие
животных
С. 101-105
УОСЗ
Развивать знания детей о до-
машних животных и их значении в
жизни человека. Познакомить
учащихся с предками основных
домашних животных.
С/Р
34/10
1
Домашние и
дикие животные
С. 106-108
УОСЗ
презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
35/11
1
Как животные
воспринимают
мир
С. 109-111
УИПЗЗ
Познакомить учащихся с органами
чувств животных, показать их
значение в жизни животного.
Сформировать представление о
связи внешнего вида животного со
степенью (уровнем) развития
органов чувств.
Работ
а в
парах
млекопит
ающие
36/12
1
Передвижение и
дыхание
животных
С. 112-115
УИПЗЗ
Развивать знания детей об особен-
ностях передвижения животных
разных групп. Показать приспо-
собленность животных к разным
способам передвижения. Показать
связь способа передвижения
животного со средой обитания.
Познакомить с органами дыхания
животных разных групп.
презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
37/13
1
Питание
животных
С. 116-119
УОСЗ
Познакомить учащихся с осо-
бенностями питания животных
разных групп. Показать приспо-
собленность животных для до-
бывания и поедания пищи.
презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
хищник
38/14
1
Размножение и
развитие
Познакомить учащихся с осо-
бенностями размножения жи-
Работ
а в
животных
С. 120-123
УИПЗЗ
вотных разных групп. Сформи-
ровать представление о последо-
вательности развития животных
разных групп. Показать влияние
деятельности человека на
животных. Воспитывать бережное
отношение к животным. Рас-
ширить знания детей о редких
животных и мерах по их охране
развиты у насекомых, рыб,
птиц; рассматривать рисунки с
изображением млекопитающих;
определять, какие органы
чувств развиты лучше у
млекопитающих
Уметь наблюдать за
передвижением животных;
рассматривать рисунки с
изображением млекопитающих
и определять, как они
передвигаются; объяснять,
почему тюленей и моржей
называют ластоногими;
определять, от чего зависит
способ передвижения
животного
Уметь наблюдать за питанием
животных; называть, на какие
группы делят животных в
зависимости от того, чем они
питаются; приводить примеры
растительноядных,
насекомоядных и хищных
животных; по внешнему виду
определять хищника
Знать, что животные, как и все
другие живые существа,
размножаются.
Уметь определять сходство и
различия в размножении
насекомых и птиц; рассказывать
о развитии насекомых, рыб,
птиц, млекопитающих;
Уметь объяснять, почему
нужно бережно относиться ко
парах
39/15
1
Охрана животных
С. 124-125
УОСЗ
презента
ция
П/Р
потомст
во
40/16
1
Грибы и бактерии
С.126-131
УИПЗЗ
Тест «Живая
природа»
Познакомить детей со строением
шляпочных грибов. Познакомить с
разнообразием грибов:
шляпочные, плесневые, дрожжи,
трутовики; показать их значение в
природе и жизни человека.
Показать значение бактерий в
природе и жизни человека.
презента
ция
тест
бактерии
всем животным, а не только к
редким; приводить примеры
животных, которые занесены в
Красную книгу
Иметь представления о
грибах и бактериях; о том,
какое значение имеют бактерии
в природе.
Уметь называть грибы;
объяснять, чем полезны
ядовитые грибы; рассказывать,
почему грибы получили такие
названия; сравнивать
шляпочные и плесневые грибы
Извлекать из учебника и
дополнительных источников
знаний (словарей,
энциклопедий, справочников)
необходимую информацию,
готовить доклады и
обсуждать полученные
сведения.
Человек – 10 ч
Планируемые результаты формирования УУД:
Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
Понимать значение термина «эмоции» и важность
управления своим эмоциональным состоянием
Называть основные органы и объяснять на доступном
уровне особенности функционирования нервной
системы, знать правила гигиены нервной системы
Называть органы пищеварительной системы,
объяснять на доступном уровне особенности строения
и функционирования пищеварительной системы,
осознавать важность правил гигиены питания и
следовать им
Объяснять особенности процесса дыхания человека,
Способность к самооценке. Основы
экологической культуры Чувство
ответственности за выполнение своей
части работы при работе в группе
Адекватная самооценка Способность
к самооценке Способность оценивать
трудность предлагаемого задания
Осознание своего продвижения в
овладении предметными и универ-
Планировать свои действия в соответствии с
поставленной целью. Осуществлять пошаговый и
итоговый контроль. Сопоставлять информацию, пред-
ставленную в разных видах, обобщать и использовать
при выполнении заданий
Самостоятельно адекватно оценивать правильность
выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и
сохранять цель познавательной деятельности
Находить необходимую информацию в учебнике, спра-
вочной литературе. Понимать информацию,
представленную в виде текста, схемы, таблицы
называть органы дыхательной системы, проводить
опыты и наблюдения в сотрудничестве с одно-
классниками, следовать правилам гигиены органов
дыхания
Рассказывать об элементарном устройстве кровенос-
ной системы человека, ее роли в жизнедеятельности
организма, проводить самостоятельно простейшие
наблюдения и опыты, уметь определять пульс,
понимать и объяснять необходимость и способы
поддержки и укрепления сердечно-сосудистой
системы
Рассказывать о роли мышечной системы в организме,
особенностях работы мышц, понимать и объяснять
важность укрепления мышечной системы. Наблюдать
за особенностями строения своего тела, рассказывать
о строении и значении скелета в организме,
осознавать важность правильной осанки для здоровья
Проводить самостоятельно простейшие опыты и
наблюдения, делать выводы, рассказывать о значении
кожи в организме, объяснять важность гигиены кожи
Объяснять взаимосвязь явлений и объектов природы с
человеком. Понимать, что человек - часть природы.
Рассказывать о сходстве и различии организма
человека и животного. Различать значение терминов
«анатомия» и «физиология»
сальными учебными действиями
Положительное отношение и интерес
к изучению природы и человека.
Выделять существенную информацию из учебных и
научно- популярных текстов. Осуществлять поиск
информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты
природы, самостоятельно выбирая основания.
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении
заданий в паре.
Строить монологические и диалогические
высказывания. Обосновывать свою позицию, аргумен-
тировать выбор действий
Распределять обязанности при работе в группе.
Учитывать мнение партнера, аргументировано критико-
вать допущенные ошибки, обосновывать свое решение
41/1
1
Часть 2
Человек – часть
живой природы
С.3-10
УИПЗЗ
Познакомить учащихся с осо-
бенностями строения тела чело-
века. Дать общие сведения об
органах человека и их значении
для организма. Выявить сходства
и различия между человеком и
животными. Показать зависимость
здоровья человека от состояния
окружающей среды.
Знать, что такое система
органов; науки – анатомию,
физиологию, гигиену; чем
опасен шум для здоровья.
Уметь называть системы
органов человека; сравнивать
человека с другими
организмами; объяснять
выражение «организм – единое
целое»; называть сходства и
различия между человеком и
животными
Знать, что наше тело покрыто
кожей; свойства и значение
кожи; правила гигиены.
Уметь выполнять правила
презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
организм
42//2
1
Кожа – первая
«одежда»
С.11-15
УИПЗЗ
Познакомить детей со свойствами
кожи. Показать значение кожи для
организма. Убедить в не-
обходимости ухода за кожей.
презента
ция
43/3
1
Скелет.
С.15-18
УИПЗЗ
Сформировать у учащихся общее
представление о скелете человека
и его значении для организма.
презента
ция
скелет
Показать значение правильной
осанки, познакомить с правилами
её формирования.
ухода за кожей; рассказывать,
отчего загрязняется кожа;
оказывать первую помощь при
травме кожи; ухаживать за
волосами и ногтями; правильно
принимать солнечные ванны
Знать части скелета
(позвоночник, череп, грудная
клетка); понятия «осанка».
Уметь рассказывать о значении
скелета для организма человека;
выполнять упражнения для
формирования правильной
осанки
Знать, какое значение в жизни
человека имеют мышцы; как
изменяются мышцы при
сокращении и расслаблении.
Уметь выполнять сравнение
мышц
(мышцы-разгибатели, мышцы-
сгибатели); рассказывать о
работе мышц; укреплять
мышцы,
Знать органы кровеносной
системы; что такое пульс; как
укрепить сердце; какие
необходимые вещества
доставляет кровь ко всем
органам тела.
Уметь рассказывать о
движении крови в организме;
обобщать сведения о составе
крови
Знать органы дыхательной
системы
44/4
1
Практическая
работа
Мышцы
С.19-21
УИПЗЗ
Познакомить детей с работой
мышц. Убедить в необходимости
укрепления мышц. Показать
значение физической культуры и
труда для укрепления мышц.
презента
ция
П/Р
мышцы
45/5
1
Кровеносная
система
С. 22-25
УИПЗЗ
Познакомить детей со строением и
работой кровеносной системы.
Показать необходимость
укрепления сердца и сосудов.
Сформировать представление о
составе и значении крови в орга-
низме.
презента
ция
П/Р
сосуды
46/6
1
Практическая
работа
Дыхание
С.26-30
УИПЗЗ
Познакомить детей с органами
дыхания человека и их работой.
Показать важность выполнения
правил гигиены органов дыхания.
Презента
ция
П/Р
носовая
полость,
гортань,
трахея,
бронхи,
легкие
47/7
1
Питание и
выделение
УИПЗЗ
С.30-35
Расширить знания детей о пище и
значении её разнообразия. По-
знакомить со строением и работой
пищеварительной системы.
Сформировать представление о
строении и значении зубов, по-
знакомить с правилами ухода за
ними. Показать значение выде-
ления из организма вредных и
ненужных веществ.
ротовая
полость,
желудок,
пищевод,
кишечник
, печень,
поджелуд
очная
железа
48/8
1
Практическая
работа
Органы чувств
С.35-37
УОСЗ
Расширить представления детей
об органах чувств, познакомить с
правилами их гигиены. Развивать
внимательность и наблюда-
тельность учащихся.
презента
ция
П/Р
гигиена
(носовая полость, гортань,
трахея, бронхи, легкие); почему
нужно дышать носом, а не
ртом; как беречь органы
дыхания.
Уметь объяснять по рисунку
путь воздуха в организме при
вдохе и выдохе; рассказывать,
как происходит вдох и выдох;
сравнивать вдыхаемый и
выдыхаемый воздух
Знать органы
пищеварительной системы
(ротовая полость, желудок,
пищевод, кишечник, печень,
поджелудочная железа);
правила ухода за зубами; виды
зубов (резцы, клыки, коренные
зубы).
Уметь рассказывать, как
устроена пищеварительная
система; пользоваться
справочной литературой;
рассказывать, как из организма
удаляются вредные вещества
Знать органы чувств; правила
гигиены зрения, слуха.
Уметь объяснять, какое
значение для человека имеют
органы чувств; выполнять
правила гигиены, чтобы
сохранить хорошее зрение,
слух, обоняние и вкус
Знать строение нервной
системы
(спинной и головной мозг,
49/9
1
Нервная система.
С.38-40
УИПЗЗ
Сформировать у учащихся пред-
ставление о нервной системе че-
ловека, показать её значение для
организма. Познакомить детей с
правилами гигиены нервной
системы и убедить в необхо-
димости их выполнения.
презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
50/10
1
Эмоции и
темперамент
С.41-45
УИПЗЗ
Тест «Познай
себя»
Познакомить учащихся с поло-
жительными и отрицательными
эмоциями, показать их влияние на
человека. Сформировать
первоначальное представление о
темпераменте и его типах.
Иметь представление о том, что
такое темперамент; о типах
темперамента (сангвиник,
холерик, флегматик, меланхолик).
тест
Эмоции,
темпера
мент
нервы); правила гигиены.
Уметь обобщать знания о том,
какую работу выполняет
головной мозг; уточнять
значение спинного мозга и
нервов; выполнять правила
охраны
нервной системы; рассказывать,
какой вред нервной системе
наносят вредные привычки
Знать понятие «эмоции».
Уметь управлять своими
эмоциями; приводить примеры
положительных и
отрицательных эмоций;
Человек в обществе – 18 ч
Планируемые результаты формирования УУД:
Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
Составлять небольшое сообщение о разнообразии на-
ционального состава России, о происхождении славянских
народов Находить информацию и составлять небольшое
сообщение о разнообразии национального состава России,
рассказывать о традициях своего народа, семьи
Ориентироваться в исторических событиях, их последова-
тельности, временных отрезках Различать по основным
признакам городские и сельские поселения, рассказывать
об истории происхождения и устройстве городов
Объяснять названия некоторых городов, проводить ана-
логии в образовании названий поселений, рассказывать об
истории происхождения названия родного города
Составлять краткий рассказ об устройстве крупных ста-
ринных российских городов Кратко характеризовать типы
названий городских улиц, объяснять происхождение
названий улиц родного города. Различать символику
города, объяснять происхождение и значение герба города
Описывать достопримечательности столицы, родного
края, города; показывать их на карте Наблюдать и фик-
сировать полученные данные, описывать улицы и досто-
Устойчивый интерес к изучению
природы, человека, истории страны
Чувство прекрасного на основе
знакомства с природой и культурой
родного края. Осознание своего
продвижения в овладении предмет-
ными и универсальными учебными
действиями
Понимание, объяснение и
применение основных правил по-
ведения в природе и обществе,
ориентация на их выполнение
Осознанное положительное
отношение к культурным ценно-
стям. Чувство ответственности за
выполнение своей части работы
при работе в группе Осознание себя
как гражданина России, ощущение
чувства гордости за свою родину.
Планировать свои действия в соответствии с
поставленной целью. Осуществлять пошаговый и
итоговый контроль. Сопоставлять информацию, пред-
ставленную в разных видах, обобщать и использовать
при выполнении заданий
Самостоятельно адекватно оценивать правильность
выполнения задания и вносить коррективы. Принимать
и сохранять цель познавательной деятельности
Находить необходимую информацию в учебнике, спра-
вочной литературе. Понимать информацию,
представленную в виде текста, схемы, таблицы
Выделять существенную информацию из учебных и
научно-популярных текстов. Осуществлять поиск
информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты
природы, самостоятельно выбирая основания.
Распределять обязанности при работе в группе.
Учитывать мнение
партнера, аргументировано критиковать допущенные
ошибки, обосновывать свое решение
Планировать свои действия в соответствии с поставлен-
примечательности родного города Наблюдать, сравнивать
и характеризовать особенности современного города
Иметь представление об истории и достопримечатель-
ностях Москвы Кратко описывать государственное
устройство Российской Федерации Понимать, что Кон-
ституция является основным законом Российской Феде-
рации, называть основные положения Конституции Кратко
характеризовать основные права и обязанности
гражданина, различать права и обязанности гражданина,
ребенка Составлять краткий рассказ об основных
государственных наградах России, их истории и награж-
денных
Адекватная самооценка Устойчивый
интерес к изучению природы,
человека, истории страны. Чувство
ответственности за выполнение
своей части работы при работе в
группе
ной целью.
51/1
1
Народы нашей
страны
С.48-52
УИПЗЗ
Познакомить учащихся с наро-
дами, населяющими нашу страну.
Сформировать представление о
многонациональном характере
населения России.
Знать, в какой республике,
области или крае ты живешь;
какие народы живут на этой
территории; какой город
является столицей вашего края.
Уметь работать с картой;
рассказывать о традициях
народов; обобщать сведения о
народном костюме;
анализировать содержание
народных песен, народных
танцев; сравнивать костюмы
разных народов нашей Родины;
рисовать элементы
национальной одежды своего
народа; называть детали
национального костюма своего
народа;
Знать, что история – наука,
изучающая прошлое
человеческого общества;
понятие «историческое время»,
«лента времени»; что такое век.
презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
нация
52/2
1
Традиции народов
нашей страны
С.53-56
УИПЗЗ
Познакомить с традициями и
обычаями народов нашей страны.
презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
традиция
Уметь отмечать на ленте
времени дату своего рождения
и все важные события жизни;
называть промежутки времени
в порядке их увеличения;
называть, какой сейчас год,
какой век; обобщать сведения о
названиях месяцев года
53/3
1
Путешествие по
ленте времени
С.57-60
КУ
Сформировать представление о
науке истории, которая изучает
прошлое человеческого общества.
Познакомить с понятием
«Историческое время»
Знать понятия «кремль»,
«собор», «посад», «торг»; чем
отличается город от села.
Уметь определять по ленте
времени, какой город старше
всех; рассказывать по рисункам,
что продается в торговых
рядах; объяснять, почему
деревянные стены города стали
заменять каменными, как река
помогала защищать город
Знать, какие реки защищали
Московский Кремль; какие
здания находятся на территории
современного Кремля;
Уметь называть башни
Московского Кремля по
рисунку; сравнивать рисунки
древнего Московского Кремля;
сравнивать историю Псковского
кремля и Московского.
Знать название своей улицы.
Уметь рассказывать об улице,
на которой ты живешь;
называть улицы, которые носят
имена русских поэтов и
писателей, героев войны,
великих ученых; объяснять
Пр/р
54/4
1
Города и сёла
С.61-64
УИПЗЗ
Познакомить детей с понятиями
«село», «город». Сформировать
представления об исторически
сложившихся занятиях крестьян и
горожан.
Фрон
тальн
ый
опрос
55/5
1
Названия городов
С.65-69
УИПЗЗ
тест
57/7
1
Улицы города
С.76-79
УИПЗЗ
Продолжить знакомство учеников
с устройством города. По-
знакомить с появлением названий
улиц, переулков, проспектов. Дать
представление о старинных домах,
которые встречаются на улицах
городов.
Фрон
тальн
ый
опрос
улица
58/8
1
Герб – символ
города
С.80-83
УИПЗЗ
Познакомить учеников с одним из
символов города — гербом.
придумать герб своего класса
презента
ция
Работ
а в
парах
герб
59/9
1
Памятные места
городов
С. 84-87
Познакомить учащихся с основ-
ными достопримечательностями
своего города: памятниками
презента
ция
Фрон
тальн
ый
памятник
истории и культуры.
историю возникновения
названий улиц; составить
список улиц своего города;
рассказывать о памятниках
своего города.
Знать, что все города мира
имеют свой самый главный
символ, отличительный знак –
герб города; какие качества
символизируют разные
животные на гербе.
Уметь описывать герб своего
города; рассматривать гербы
российских городов;
рассказывать, что на них
изображено;
Знать достопримечательности
родного города; названия улиц
города; исторические события,
которые проходили на
территории города.
Уметь рассказывать по карте о
своем городе.
Знать, что современный город
– это очень большое хозяйство;
что город разделен на округа и
районы, на улицы и переулки.
Уметь сравнивать рисунки
современного и старинного
городов; рассказывать о знаках
дорожного движения; называть
мэра своего города.
Знать столицу России; год
основания Москвы.
опрос
презента
ция
60/10
1
Экскурсия
«Улицы и
памятные места
родного города»
КУ
61/11
1
Современный
город
С.88-91
УИПЗЗ
Познакомить учеников с обликом
современного города.
презента
ция
П/Р
Телевиден
ие,
интерне
т
62/12
1
Москва – столица
России
С.92-95
УИПЗЗ
Познакомить учеников со сто-
лицей нашей страны, ее досто-
примечательностями.
презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
столица
63/13
1
Что такое
государство
С. 96-100
УИПЗЗ
Познакомить учеников с понятием
«государство». Познакомить с
современным государственным
устройством России.
презента
ция
Рабо
та в
групп
ах
государс
тво
64/14
1
Конституция –
основной закон
нашей страны
С.101-104
УИПЗЗ
Познакомить учеников с основ-
ным законом государства —
Конституцией, познакомить
учеников с наградной системой
страны
презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
конститу
ция
65/15
1
Права ребёнка
С.105-108
УИПЗЗ
Тест «Человек в
обществе»
Познакомить учеников с правами
детей.
Иметь представление о праве на
образование, о праве на
гражданство, о праве на охрану
здоровья
презента
ция
тест
конвенция
Знать понятия «государство»,
«федерация», «гражданин»,
«президент», «правительство».
Уметь называть, какие
республики, края, области
входят в состав Российской
Федерации; объяснять, для чего
нужны государству милиция,
армия.
Знать, что главный закон
нашего государства –
Конституция,
Уметь называть права и
обязанности граждан России по
Конституции; объяснять,
почему важно охранять
памятники истории и культуры.
Знать, что права детей
защищает международный
документ – Конвенция о правах
ребенка.
Уметь рассказывать о правах
детей во всем мире;
66/16
1
Символы
государства.
Государственный
герб и флаг
России
С.109-113
УИПЗЗ
Знать, что гимн – торжественная
песнь; слова Государственного
гимна РФ.
Уметь сравнивать обычную
песню и гимн.
Иметь представление об истории
российского гимна
презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
67/17
1
Государственный
гимн России.
С. 113-116
Проверочная
работа
Пр/р
68/18
1
Государственные
награды
С.117-123
УИПЗЗ
Объяснять, для чего существуют
государственные награды;
рассказывать о государственных
наградах своих знакомых,
родственников.
Иметь представление о героях
нашей Родины
презента
ция
Фрон
тальн
ый
опрос
награды
Итого
68 ч