Напоминание

Окружающий мир, УМК "Планета знаний" 3 класс


Автор: Афанасьева Валентина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №69 имени А.А.Туполева"
Населённый пункт: города Ульяновска
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Окружающий мир, УМК "Планета знаний" 3 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа по окружающему миру

3 класс

УМК «Планета знаний»

Учитель: Афанасьева Валентина Викторовна

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе:

1.

Федерального

закона

Российской

Федерации

«Об

образовании

в

Российской

Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.

2009 г. № 373, ред. от 18.12.2012).

3. Основной образовательной программы начального общего образования 2018 г.

4. Образовательной программы «Окружающий мир» к учебнику И. В. Потапова, Г. Г.

Ивченковой, Е. В. Саплиной,

А. И. Саплина (УМК «Планета знаний»). -

М.: АСТ:

Астрель 2014 г. Предметная линия учебников УМК «Планета знаний». 3 класс, в 2 ч.

Рабочая

программа

является

приложением

к

образовательной

программе

начального

общего

образования

МБОУ

«Средняя

школа

69 имени

А.А.Туполева»

г.Ульяновска.

Задачи:

систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

формирование

элементарных

знаний

о

природе,

человеке

и

обществе

в

их

взаимодействии;

знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент,

моделирование, измерение и др.);

социализация ребёнка;

развитие

познавательных

процессов

(ощущение,

восприятие,

осмысление,

запоминание, обобщение и др.);

воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

формирование самостоятельной познавательной деятельности;

развитие мышления, воображения и творческих способностей;

формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном

пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

формирование

умений

сравнивать

объекты,

выявлять

их

сходства

и

различия,

существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-

следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и

сменного состава);

формирование

рефлексии

(принятие

плана

предстоящего

обучения,

осознание

своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и

умениях);

формирование основ экологической культуры;

патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя школа № 69 имени А.А.Туполева»

учебный предмет «Окружающий предмет» в 3 классе изучается в объёме 70 часов в год,

2 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на

основе понимания особенностей

взаимодействия

человека и природы;

ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об

организме человека;

осознание своей этнической принадлежности;

чувство гордости за свою Родину, Ульяновская область (региональный компонент).

Могут быть сформированы:

осознание себя как гражданина России, ульяновца (региональный компонент);

уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию, Ульяновскую

область (региональный компонент);

понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять

своими эмоциями.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

понимать цель познавательной деятельности;

планировать свои действия при выполнении заданий учебника;

осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Учащиеся могут научиться:

самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения

заданий;

ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках

проектной деятельности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных

опытов;

сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

находить необходимую информацию в учебнике;

получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и

рабочих тетрадей;

понимать информацию, представленную на исторической карте.

Учащиеся могут научиться:

получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной

литературой;

самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.

ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды

основных исторических процессов;

устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их

последствиями (под руководством учителя)

сравнивать исторические события.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;

совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.

Учащиеся могут научиться:

распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных

заданий и проектов.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к

природе;

объяснять, что такое экология;

понимать, что такое горизонт, линия горизонта;

называть основные и промежуточные стороны горизонта;

находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;

объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;

рассказывать

о

трех

состояниях

воды

в

природе

и

переходе

воды

из

одного

состояния в другое, круговороте воды в природе;

устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха,

горных пород и почвы;

характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище,

море, океан);

объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;

рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека,

необходимости их охраны и рационального использования;

характеризовать органы растений и животных и их значение;

характеризовать

особенности

движения,

питания,

дыхания,

размножения

и

развития животных;

различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные,

цветковые)

и

животных

(насекомые,

рыбы,

земноводные,

пресмыкающиеся,

птицы, млекопитающие);

приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;

рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее

охраны;

характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;

выполнять основные правила личной гигиены;

проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.

Учащиеся получат возможность научиться:

различать существенные и несущественные признаки;

приводить примеры физических и химических явлений природы;

рассказывать об использовании энергии воды и ветра;

рассказывать о четырех царствах живой природы;

рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;

рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;

объяснять особенности питания и дыхания растений;

характеризовать условия прорастания семян;

рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;

приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;

выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания

.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе

исторической карты;

рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы

нашей страны, Ульяновской области (региональный компонент);

описывать устройство города, жизнь и быт горожан;

различать символы государства;

показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву;

описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;

характеризовать главный закон страны;

рассказывать об устройстве нашего государства;

раскрывать основные права и обязанности ребенка.

Учащиеся получат возможность научиться:

узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и

обычаев;

устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью

региона;

рассказывать об истории возникновения своего города; рассказывать о памятниках

культуры своего города (региональный компонент);

рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с

хозяйственной, политической и культурной жизнью города;

объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;

приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены

государственными наградами.

Содержание учебного предмета

3 класс (70 ч)

Природа вокруг нас (8 ч)

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других

живых существ с окружающей средой. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по

Солнцу, компасу и местным признакам. Разнообразие явлений природы, физические и

химические явления. Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении

вещества.

Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет,

запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества. Свойства снега

и льда. Свойства воды в газообразном состоянии. Вода в природе: родники, водоёмы

(озеро,

река,

море,

океан

естественные

водоёмы;

пруд,

водохранилище

искусственные

водоёмы).

Облака,

роса,

туман,

иней,

изморозь.

Круговорот

воды

в

природе. Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость

рационального использования воды, охрана воды от загрязнения. Воздух — необходимое

условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.

Свойства

воздуха:

занимает

место,

не

имеет

цвета

и

запаха,

плохо

проводит

тепло,

сжимаем

и

упруг,

при

нагревании

расширяется,

при

охлаждении

сжимается.

Ветер.

Использование энергии ветра человеком. Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими

газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения. Горные породы, их разнообразие:

твёрдые, жидкие, газообразные. Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые

доступные

для

наблюдения

свойства

полезных

ископаемых:

песка,

глины,

гранита,

известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана

полезных ископаемых Ульяновской

области (региональный компонент).

Почва

и

её

состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы —

плодородие.

Как

образуется

почва.

Значение

и

охрана

почвы.

Почвы

нашего

края

(региональный компонент).

О царствах живой природы (16 ч)

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии. Отличие живых

существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-

воздушная, водная, почвенная, другие живые существа. Первые представления о растении

как организме. Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни

растения. Вещества, из которых состоит растение. Разнообразие растений: водоросли,

мхи,

папоротники,

хвойные,

цветковые.

Как

человек

научился

выращивать

растения.

Предки культурных растений. Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями

растений.

Размножение

растений.

Расселение

плодов

и

семян.

Развитие

растений

из

семени. Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека

на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые

представления

об

организме

животного.

Отличие

животных

от

растений.

Разнообразие

животных:

черви,

ракообразные,

паукообразные,

насекомые,

рыбы,

земноводные,

пресмыкающиеся,

птицы,

млекопитающие.

Как

человек

приручил

животных.

Наши

домашние

животные

и

их

предки.

Как

животные

воспринимают

окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.

Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к

животным. Меры по охране животных. Грибы, особенности их строения и разнообразие.

Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни

человека.

Человек (10 ч)

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие

человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека. Кожа. Гигиена кожи.

Первая

помощь

при

ранениях,

ушибах,

ожогах,

обморожении.

Опорно-двигательная

система.

Скелет,

его

значение

для

организма.

Осанка

и

здоровье.

Как

сохранить

правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для

укрепления мышц. Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов

кровообращения. Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных

заболеваний. Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за

ними.

Выделение.

Значение

удаления

из

организма

ненужных

и

вредных

продуктов

жизнедеятельности. Органы чувств, их значение и гигиена. Нервная система, её значение

в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (19 ч)

Народы, живущие на территории России, Ульяновской области. Национальные обычаи,

традиции (региональный компонент). Города России. История возникновения. Имя города,

символы города. История города в памятниках и достопримечательностях (региональный

компонент). Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.

Государственные

символы

России.

История

происхождения

герба,

флага,

гимна.

Государственные награды. Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности

ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.

Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой

природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.

Повторение изученного материала (1 ч)

Учебно – тематический план

раздел

а

Название темы

Количество

часов

1.

Природа вокруг нас

8 ч

2.

Вода, воздух, горные породы и почва

16 ч

3.

О царствах живой природы

16 ч

4.

Человек

10 ч

5.

Человек в обществе

19 ч

6

Повторение и обобщение изученного материала

1 ч

Итого

70 ч

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру УМК «Планета знаний»

№ ур

К-во

час

Тема урока

Целеполагание урока

Требования к уровню

подготовки учащихся

Элемент

ы доп

содер

жания

Вид

конт

роля

Словарн

ая работа

Дата

Природа вокруг нас – 8 ч

Планируемые результаты формирования УУД:

Предметные:

Личностные:

Метапредметные:

Устанавливать связи между объектами и явлениями природы,

объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между при-

родой и человеком.

Проводить наблюдения самостоятельно и под руководством

учителя.

Различать типы линии горизонта, иметь представление о

способах определения линии горизонта на местности.

Определять линию горизонта и стороны горизонта по Солн-

цу, компасу и местным признакам

Проводить под руководством учителя наблюдения в природе

и элементарные опыты, используя простейшие приборы,

фиксировать результаты

Приводить примеры тел и веществ, проводить под руково-

дством учителя простейшие опыты и определять свойства

(признаки) тел и веществ

Осуществлять наблюдения, выделять и различать явления

природы

Положительное отношение и интерес к

изучению природы и человека.

Осознание своего продвижения в овладении

предметными и универсальными учебными

действиями.

Способность к самооценке.

Понимание, объяснение и применение

основных правил поведения в природе и

обществе, ориентация на их выполнение.

Способность оценивать трудность

предлагаемого задания.

Чувство прекрасного на основе знакомства с

природой и культурой родного края.

Интерес к изучению природы, стремление к

расширению и углублению знаний,

осознание своего продвижения в овладении

учебными действиями.

Принимать и сохранять цель познава-

тельной деятельности, находить необ-

ходимую информацию в учебнике,

понимать информацию, представленную в

виде текста, схемы

Планировать свои действия в соответствии

с поставленной целью. Осуществлять по-

шаговый и итоговый контроль.

Самостоятельно планировать свои

действия в соответствии с поставленной

целью

Находить необходимую информацию в

учебнике, справочной литературе.

Понимать информацию, представленную в

виде текста, схемы, таблицы. Использовать

готовые модели (глобус) для объяснения

природных явлений

Выделять существенную информацию из

учебных и научно-популярных текстов.

Сопоставлять информацию,

представленную в разных видах, обобщать

и использовать при выполнении заданий

Устанавливать причинно-следственные

связи изменений в природе, проводить

аналогии.

Осуществлять анализ (описание) объектов

природы с выделением существенных и

несущественных признаков

№ ур

К-во

Тема урока

Целеполагание урока

Требования к уровню

Элемент

Вид

Словарн

Дата

час

подготовки учащихся

ы доп

содер

жания

конт

роля

ая работа

1/1/1

1

Часть 1

Что нас окружает

С. 3-9

УОСЗ

Показать взаимосвязи между

человеком и окружающей его

средой (как природной, так и со-

циальной её составляющих). Дать

первое представление о науке

«экология» и раскрыть важность

охраны природы

Знать понятие «окружающая

среда человека»; что изучает

экология.

Уметь приводить примеры

предметов, которые

изготавливают из глины,

дерева, льна, пшеницы;

объяснять выражение «в

природе все взаимосвязано»;

рассказывать, как изменения в

окружающей среде влияют на

жизнь растений, животных и

человека.

Знать разнообразие неживой и

живой природы в окрестностях

школы

Уметь различать и

характеризовать объекты живой

и неживой природы, отличать

их от изделий.

Знать особенности влияния

деятельности человека на

природу

Уметь применять правила

поведения человека в природе,

сохранять природные богатства.

Знать, что пространство,

которое мы видим вокруг себя,

называют горизонтом; четыре

основные стороны горизонта и

промежуточные стороны

горизонта.

Презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

Окружаю

щая

среда

2/2/2

1

Экскурсия

«Знакомство с

разнообразием

живой и неживой

природы в

окрестностях

школы» КУ

Показать разнообразие неживой и

живой природы в окрестностях

школы.

Продолжить развивать умение

наблюдать и фиксировать ре-

зультаты наблюдений. Продол-

жить учить работать индивиду-

ально и в группах

Презента

ция

Задан

ия по

групп

ам

3/3/3

1

Экскурсия

«Изучение

влияния

деятельности

человека на

природу» КУ

Показать примеры положитель-

ного и отрицательного влияния

человека на природу. Воспитывать

основы экологической культуры

Презента

ция

4/4/4

1

Что такое

горизонт.

Ориентирование

по Солнцу.

С. 10-12

УИПЗЗ

Сформировать представления о

горизонте, основных и промежу-

точных сторонах горизонта. Обу-

чить приёмам определения сторон

горизонта по полуденной тени от

Солнца.

Презента

ция

горизонт

Уметь определять закрытую

местность и открытую;

определять, местность перед

зданием школы; называть

основные и промежуточные

стороны горизонта; находить

стороны горизонта по компасу и

местным признакам.

Знать понятие «явления

природы».

Уметь называть явления

природы, определять время

года, свойственное для каждого

природного явления;

рассказывать, какие явления

природы вы наблюдали во

время летних каникул;

приводить примеры физических

и химических явлений.

Иметь представление о

физических и химических

явлениях.

Знать, что называют телом

природы, а что изделием; что

такое вещество.

Иметь представление о том,

что каждое тело занимает

место; твердые тела сохраняют

свою форму; жидкости не

сохраняют свою форму; что все

жидкости и твердые тела при

нагревании расширяются, а при

охлаждении сжимаются; о

строении вещества.

Уметь выделять главные

5/5/5

1

Ориентирование

по компасу и

местным

признакам

С. 12-14

УИПЗЗ

Учить детей находить стороны

горизонта по Солнцу, компасу и

местным признакам

Презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

компас

6/6/6

1

Экскурсия

«Ориентирование

на местности»

КУ

Показать на местности горизонт,

линию горизонта. Учить работать

с компасом (индивидуально и в

группах)

Научиться определять стороны

горизонта по Солнцу; сравнивать

таяние с южной и с северной

сторон домов; рассказывать, как

можно ориентироваться по

местным признакам

Презента

ция

Дида

ктиче

ская

игра

7/7/7

1

Явления природы

С. 15-17

УИПЗЗ

Сформировать у учащихся науч-

ные представления о явлениях

природы. Развивать наблюда-

тельность, учить воспринимать

красоту окружающего мира; раз-

вивать творческие способности.

Презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

явления,

природа

8/8/8

1

Свойства тел и

веществ

С. 18-23

КУ

Тест «Свойства

тел и веществ»

Сформировать представления о

свойствах тел и веществ. Разви-

вать умение выделять существен-

ные и несущественные признаки.

Сравнивать и классифицировать

предметы по различным при-

знакам

Презента

ция

Тест

вещество

жидкост

ь

(существенные) признаки тел;

сравнивать свойства двух тел,

выделять общие и

отличительные признаки;

объяснять, что такое

существенные свойства тел;

определять свойства сахарного

песка и соли; сравнивать по

рисунку, как располагаются

молекулы жидкости, газа,

твердого вещества

Сотрудничать в процессе

наблюдений.

Участвовать в мероприятиях

по охране природы.

Вода, воздух, горные породы и почва – 16 ч

Планируемые результаты формирования УУД:

Предметные:

Личностные:

Метапредметные:

Наблюдать и проводить простейшие опыты под

руководством учителя и самостоятельно,

обобщать, делать выводы, объяснять несложные

природные явления.

Проводить под руководством учителя

элементарные опыты, используя простейшие

приборы, фиксировать результаты,

устанавливать связи между объектами и

явлениями природы.

Определять состояние вещества по ха-

рактерным признакам, выявлять опытным

путем свойства воды в различных

состояниях.

Устанавливать связи между объектами и

явлениями природы, объяснять некоторые

взаимосвязи в природе, между природой и

человеком.

Называть явления и объекты природы,

объяснять их происхождение, состав и

Адекватная самооценка. Понимание, объяснение и

применение основных правил поведения в природе и

обществе, ориентация на их выполнение.

Чувство ответственности за выполнение своей части

работы при работе в группе.

Устойчивый интерес к изучению природы, человека,

истории страны. Осознанные устойчивые эстети-

ческие предпочтения в мире природы.

Способность к самооценке. Понимание, объяснение и

применение основных правил поведения в природе и

обществе, ориентация на их выполнение.

Положительное отношение и интерес к изучению

природы и человека.

Осознанные устойчивые эстетические предпочтения

в мире природы.

Находить необходимую информацию в

учебнике, справочной литературе. Понимать

информацию, представленную в виде текста,

схемы, таблицы. Использовать готовые модели

(глобус) для объяснения природных явлений

Проводить сравнение и классификацию

объектов природы по заданным признакам.

Устанавливать причинно-следственные связи

изменений в природе.

Обобщать результаты наблюдений за погодой,

неживой и живой природой, делать выводы

Выделять существенную информацию из

учебных и научно-популярных текстов.

Осуществлять поиск информации с

использованием ресурсов библиотек и

Интернета. Сравнивать и классифицировать

объекты природы, самостоятельно выбирая

основания.

свойства.

Объяснять, что такое круговорот воды, и

объяснять его роль в природе, определять

причины положительного и отрицательного

воздействия хозяйственной деятельности чело-

века на природу.

Применять полученные знания при выполнении

заданий в форме тестирования.

Объяснять состав воздуха и его значение в

жизни человека, проводить простейшие опыты

и наблюдения, устанавливать взаимосвязи

явлений природы.

Объяснять понятие «ветер» и связанные с ним

явления природы, выявлять взаимосвязи между

явлениями природы и человеком.

Иметь представление о горных породах, их

составе и свойствах.

Иметь представление о почве, её свойствах и

значении в природе и жизни человека, объяснять

взаимосвязи между объектами природы и

человеком, характеризовать влияние человека на

состояние почв.

Устанавливать причинно-следственные

связи изменений в природе, проводить

аналогии.

Сотрудничать с одноклассниками при

выполнении заданий в паре.

Строить монологические и диалогические

высказывания. Обосновывать свою позицию,

аргументировать выбор действий

Распределять обязанности при работе в группе.

Учитывать мнение партнера, аргументировано

критиковать допущенные ошибки, обосновывать

свое решение

Наблюдать, сравнивать, делать выводы,

устанавливать при- чинно-следственные связи

изменений в природе Принимать и сохранять

цель познавательной деятельности, планировать

свою деятельность и действовать в соответствии

с планом

9/1

1

Свойства воды в

жидком состоянии

С. 24-27

УИПЗЗ

Показать, как опытным путём

можно установить некоторые

свойства чистой жидкой воды:

бесцветность, прозрачность, от-

сутствие запаха, плохую тепло-

проводность. Познакомить с не-

которыми примерами использо-

вания знаний о свойствах воды на

практике

Знать, что вода – самое

распространенное в природе

вещество; три состояния воды

(жидкое, твердое,

газообразное).

Уметь приводить примеры

воды в трех состояниях;

определять свойства воды в

жидком состоянии; заполнять

схему «Свойства воды»;

доказывать, что вода текуча и

принимает форму того сосуда, в

который ее наливают; называть

свойства воды

Знать, что вода с

растворенными в ней

веществами называется

раствором.

презента

ция

свойство

10/2

1

Вода –

растворитель

УОСЗ

С. 28-30

Опыт растворение

веществ

Опытным путём установить свой-

ства воды растворять вещества.

Ознакомить с растворимыми и

нерастворимыми в воде вещест-

вами. Развивать у школьников

умения наблюдать, делать выводы,

получать информацию из

различных источников (например,

Презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

раствори

тель

таблиц)

Уметь приводить примеры

веществ, которые хорошо

растворяются в воде, и веществ,

которые почти не растворяются;

называть свойство растворов,

которое позволяет легко

отличить их от других

жидкостей; находить ошибки в

обобщающих таблицах;

рассказывать, как очистить

грязную воду; проводить опыты

Знать: что снег и лед – это

вода в твердом состоянии.

Уметь: сравнивать лед и

другие вещества по цвету;

устанавливать свойства льда;

объяснять, почему во время

ледохода лед плавает по

поверхности воды, а не тонет;

проводить опыты; называть

свойства пара, которые делают

его невидимым; выделять

существенные признаки снега,

льда, пара; пользоваться

справочной литературой;

устанавливать с помощью

опытов, при какой температуре

вода замерзает, при какой

температуре снег и лед тают.

Знать: как образуются

родники.

Уметь: доказывать, что глина

не пропускает воду;

рассказывать, какая вода

называется минеральной;

описывать родник родного края;

11/3

1

Свойства льда,

снега и пара

УИПЗЗ

С. 30-33

Практическая

работа

Познакомить школьников со

свойствами воды в твёрдом и га-

зообразном состояниях. Сформи-

ровать представление о переходе

вещества из одного состояния в

другое. Учить школьников срав-

нивать, обобщать, делать выводы

Практиче

ская

работа

П/Р

12/4

1

Родники.

С. 34-35

УИПЗЗ

Познакомить школьников с

процессом образования родников.

Учить пользоваться схемами и

рисунками для получения нужной

информации. Развивать

творческие способности, умение

сотрудничать.

презента

ция

Работ

а в

парах

водоем,

родник

13/5

1

Водные объекты

(река, озеро, море,

пруд,

водохранилище)

С. 35-38

УИПЗЗ

14/6

1

Облака, роса,

туман, иней,

изморозь

С. 38-41

УОСЗ

Дать знания о состоянии воды в

природе (облака, роса, туман,

иней, изморозь). Раскрыть на-

учную сторону этих явлений.

Закрепить ранее полученные

знания о переходе воды из одного

состояния в другое в новой

презента

ция

облако

учебной ситуации

придумывать плакат на тему

«охраняйте родники»; отделять

соль от речного песка.

Знать, как образуются облака;

виды облаков (перистые,

кучевые, слоистые); роса – это

капли воды на поверхности

почвы и растений; туман –

скопление в воздухе над

поверхностью земли

мельчайших капелек воды.

Уметь объяснять, почему из

облаков летом выпадают дожди,

а зимой – снег; указывать, на

какой высоте образуются

слоистые, кучевые и перистые

облака; рассуждать на вопрос:

«Почему дождь хорошо, а

почему плохо?»; проводить

наблюдения за небом;

объяснять, как возникают такие

явления природы, как роса,

туман, изморозь; находить

сходство и различие между

туманом и облаками; составлять

небольшие рассказы на темы:

«Роса», «Туман», «Изморозь»

Знать, как происходит

круговорот воды в природе, как

люди используют воду.Иметь

представление об энергии

падающей воды; как получают

электричество, используя силу

воды.

Уметь объяснять, почему воду

называют «вечной странницей»;

15/7

1

Круговорот воды

в природе С. 41-

42

УИПЗЗ

Познакомить учеников с круго-

воротом воды на основе ранее

изученного свойства воды пе-

реходить из одного состояния в

другое. Повторить и закрепить

содержание пройденного

материала по темам «Три

состояния воды» и «Вода в

природе». Сформировать

представление о воде как

необходимом условии жизни.

Подвести к пониманию измене-

ний, возникающих в природе в

процессе использования воды.

Воспитывать у детей потребность

бережного отношения к

природным ресурсам

презента

ция

16/8

1

Использование и

охрана воды

С. 43-46

УКЗУН

Проверочная

работа «Природа

вокруг нас»

П/Р

охрана

17/9

1

Значение воздуха

для жизни. Состав

воздуха.

УИПЗЗ

С . 47-50

Сформировать представления о

том, что такое воздушная среда и

каково её значение для жизни.

Познакомить детей опытным пу-

тём с некоторыми свойствами воз-

духа: прозрачностью, отсутствием

цвета и запаха, а также свойствами

плохо проводить тепло и при

нагревании расширяться, а при

охлаждении сжиматься

атмосфе

ра

18/10

1

Свойства воздуха

С. 51-53

УИПЗЗ

презента

ция

19/11

1

Ветер

С. 54-55

УИПЗЗ

Сформировать научное пред-

ставление о процессе образования

ветра в природе на основе

знакомства со свойством воздуха

расширяться при нагревании и

сжиматься при охлаждении

Фрон

тальн

ый

опрос

ветер

называть свойства воды,

которые обеспечивают ее

круговорот в природе;

рассказывать об опыте, в

котором вода превращается в

пар, а пар в воду; придумать

рассказ «Путешествие капельки

воды» , придумать плакат «Нам

нужна чистая вода»

Знать понятие «атмосфера» и

свойства воздуха.

Уметь объяснять выражение

«окружающая нас воздушная

среда»; придумывать опыты, с

помощью которых можно

доказать, что нас окружает

воздух определять по

диаграмме, какого газа больше

всего в воздухе, а какого

меньше всего; объяснять,

почему космонавты берут с

собой в космос кислород.

Называть свойства воздуха

доказывать, что воздух, который

находится во многих телах

природы, легче воды;

объяснять, какое свойство

воздуха позволяет нам видеть

окружающий мир.

Знать, что ветер – это

движение воздуха над

поверхностью земли.

Уметь объяснять, как

образуется ветер; придумывать

опыт, который бы доказал, что

теплый воздух поднимается

вверх; объяснять, почему

ветряные двигатели не

загрязняют воздух; объяснять,

почему свистит ветер

20/12

1

Охрана воздуха

С. 56-57

УОСЗ

Дать элементарные представления

о загрязнении воздуха. Подвести к

пониманию необходимости

охраны воздуха

Знать, почему воздух

необходимо охранять от

загрязнений.

Уметь рассказывать, как

сберечь чистоту воздуха;

объяснять, почему растения

называют «легкими» города

Знать понятия «горные

породы».

Уметь рассказывать, как

залегают слои горных пород;

объяснять, почему стекло,

дерево, сахар нельзя назвать

горными породами;

Знать, как используют песок,

глину, известняк, гранит.

Уметь рассказывать о

свойствах песка и глины;

выполнять практические

работы;

Знать: как используют

различные полезные

ископаемые; приводить

примеры; называть горючие

полезные ископаемые;

пользоваться справочной

литературой; рассказывать, как

добывают и используют

полезные ископаемые;

сравнивать шахту и карьер

Знать, что почва – это верхний

плодородный слой земли, на

Фрон

тальн

ый

опрос

21/13

1

Практическая

работа

Горные породы.

С. 58-59

УИПЗЗ

Сформировать у школьников

представления о характерных

особенностях горных пород, их

разнообразии и распространён-

ности в природе,

презента

ция

П/Р

полезные

ископаем

ые

22/14

1

Полезные

ископаемые

(песок, глина,

гранит, известняк)

С. 60-63

УИПЗЗ

Установить связь деятельности

человека с природой и свойствами

ее объектов. Подчеркнуть

эстетический аспект этого

взаимодействия.

презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

23/15

1

Использование,

добыча и охрана

полезных

ископаемых

С. 63-67

УОСЗ

Познакомить учащихся со спо-

собами добычи полезных иско-

паемых; показать необходимость

бережного и экономного

использования полезных

ископаемых.

П/Р

почва

24/16

1

Почва С.68-73

Проверочная

работа «Вода,

воздух, горные

породы и почва»

(проект)

УИПЗЗ

Сформировать у младших школь-

ников представления о почве как о

верхнем плодородном слое земли,

о её составе и необходимости

охраны от разрушения и

загрязнения

презента

ция

П/Р

котором растут растения; что

такое перегной; как повышают

плодородие почвы; как

охраняют почву.

Уметь рассказывать, как

образуется почва; сравнивать

почву и горную породу;

рассказывать, от чего зависит

плодородие почвы; доказывать,

что в почве есть воздух, вода,

песок и глина; проводить

опыты

Участвовать в

природоохранных

мероприятиях.

Пользоваться схемами,

рисунками, диаграммами для

получения нужной информации.

О царствах живой природы – 16 ч

Планируемые результаты формирования УУД:

Предметные:

Личностные:

Метапредметные:

Называть царства живой природы, приводить примеры

представителей каждого царства, устанавливать и

объяснять некоторые взаимосвязи в природе Называть

части растения, приводить примеры приспособленности

растений к условиям жизни, устанавливать и объяснять

некоторые взаимосвязи в природе, между природой и

человеком Определять вид растения по существенным

признакам, приводить примеры приспособленности

растений к условиям жизни Различать дикорастущие и

культурные растения, объяснять происхождение и

называть некоторых предков культурных растений,

устанавливать и объяснять влияние человека на живую

природу Устанавливать и объяснять некоторые

взаимосвязи в природе, объяснять процесс питания и

Устойчивый интерес к изучению

природы, человека, истории страны

Чувство прекрасного на основе

знакомства с природой Способность к

самооценке. Понимание, объяснение и

применение основных правил поведения

в природе и обществе, ориентация на их

выполнение Осознание своего

продвижения в овладении предметными

и универсальными учебными дей-

ствиями Способность оценивать

трудность предлагаемого задания

Чувство прекрасного на основе знакомст-

ва с природой и культурой родного края.

Находить необходимую информацию в учебнике,

справочной литературе. Понимать информацию,

представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Использовать готовые модели (глобус) для объяснения

природных явлений

Проводить сравнение и классификацию объектов при-

роды по заданным признакам. Устанавливать при-

чинно-следственные связи изменений в природе.

Обобщать результаты наблюдений за погодой,

неживой и живой природой, делать выводы

Выделять существенную информацию из учебных и

научно-популярных текстов. Сопоставлять

информацию, представленную в разных видах,

обобщать и использовать при выполнении заданий

дыхания растений, приводить примеры

приспособленности растений к условиям жизни

Объяснять особенности и способы размножения

растений, значение опыления в размножении,

получать информацию из схемы, рисунка Объяснять

по схеме этапы развития растения из семени,

проводить самостоятельно элементарные опыты,

используя простейшие приборы, фиксировать

результаты, определять причины положительного и

отрицательного воздействия хозяйственной

деятельности человека на природу Описывать

внешнийвид животного, сравнивать и объяснять отличие

животных от растений по внешним признакам и

особенностям жизнедеятельности Различать диких и

домашних животных, объяснять роль животных в

домашнем и сельском хозяйстве, называть отдельных

предков домашних животных, объяснять влияние

человека на жизнь животных Различать особенности

строения и функционирования органов чувств у жи-

вотных разных видов, объяснять значение органов

чувств для животного, связь органов чувств со средой

обитания Объяснять особенности физиологических

процессов, называть органы передвижения и дыхания у

животных разных видов, наблюдать и фиксировать

результаты наблюдений за поведением животных

Рассказывать об этапах размножения и особенностях

развития отдельных видов животных Приводить

примеры положительного и отрицательного воз-

действия человека на животный мир, способов охраны

животных, объяснять значение охраны животных для

окружающего мира Знать отличительные признаки

грибов и бактерий, объяснять их принадлежность к

отдельным царствам природы, взаимосвязь объектов

природы и человека

Основы экологической культуры

Способность к самооценке. Понимание,

объяснение и применение основных

правил поведения в природе и обществе,

ориентация на их выполнение

Понимание необходимости здорового

образа жизни, соблюдение правил

безопасного поведения Соблюдение

правил безопасного поведения.

Осознанные устойчивые эстетические

предпочтения в мире природы

Понимание, объяснение и применение

основных правил поведения в природе и

обществе, ориентация на их выполнение.

Планировать свои действия в соответствии с

поставленной целью. Осуществлять пошаговый и

итоговый контроль. Самостоятельно адекватно оцени-

вать правильность выполнения задания и вносить

коррективы. Принимать и сохранять цель

познавательной деятельности Осуществлять поиск

информации с использованием ресурсов библиотек и

интернета. Сравнивать и классифицировать объекты

природы, самостоятельно выбирая основания.

Сопоставлять информацию, представленную в разных

видах, обобщать и использовать при выполнении

заданий

Устанавливать при- чинно-следственные связи

изменений в природе, проводить аналогии.

Осуществлять анализ (описание) объектов природы с

выделением существенных и несущественных

признаков Сотрудничать с одноклассниками при

выполнении заданий в паре.

Строить монологические и диалогические высказыва-

ния.

Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор

действий

Распределять обязанности при работе в группе.

Учитывать мнение партнера, аргументировано

критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое

решение

25/1

1

Четыре царства

живой природы

С. 76-79

УИПЗЗ

Познакомить учащихся с царст-

вами живой природы и науками,

которые их изучают. Показать

отличие живых существ от тел

неживой природы. Сформировать

представление о среде обитания

живых существ, познакомить с

Знать царства живой природы

(растения, животные, грибы,

бактерии); чем живые существа

отличаются от тел неживой

природы; какие среды обитания

населяют живые существа.

Уметь сравнивать условия

презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

растения

,

животны

е,

бактерии

четырьмя средами обитания

жизни в разных средах;

приводить примеры сходств и

различий между растениями,

животными, грибами и

бактериями; приводить

примеры живых существ,

обитающих в разных средах.

Знать строение растений

(корень, побег, стебель, цветок,

плод с семенами).

Иметь представление о

строении цветка (лепестки,

пестик, тычинка, чашелистик);

о листовой почке и цветочной

почке.

Уметь описывать по плану

любое цветущее комнатное

растение; определять;

сравнивать корни, стебли,

листья различных растений;

называть главное сходство

плодов; доказывать, что

растение – живое существо;

указывать, какое значение

имеют для растения его органы

Знать о разнообразии растений

Уметь сравнивать водоросли и

остальные группы растений;

рассказывать, чем

размножаются мхи и

папоротники; называть отличия

цветковых растений от

хвойных;

Знать дикорастущие и

культурные растения.

Уметь сравнивать культурные

26/2

1

Практическая

работа

Строение

растений

С.80-84

УОСЗ

Познакомить учащихся с органами

растений и их разнообразием.

Показать значение органов в

жизни растений. Учить детей

сравнивать и выявлять су-

щественные признаки

презента

ция

П/Р

корень,

побег,

стебель,

цветок,

27/3

1

Разнообразие

растений. С. 85-86

УИПЗЗ

Познакомить учащихся с основ-

ными группами растений: водо-

рослями, мхами, папоротниками,

хвойными и цветковыми. Выявить

отличительные признаки групп

растений, объяснять названия

некоторых растений

презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

водоросли

, мхи,

папоротн

ики,

хвойные

растения

,

цветковы

е

растения

28/4

1

Дикорастущие и

культурные

растения.

С. 87-88

УИПЗЗ

Развивать знания учащихся о

культурных растениях и их зна-

чении в жизни человека. Позна-

комить учащихся с предками

некоторых культурных растений.

объяснять, почему растения,

выращиваемые человеком, стали

урожайнее, чем их дикорастущие

предки

презента

ция

Рабо

та в

парах

29/5

1

Жизнь растений

С. 89-92

УОСЗ

С помощью опытов показать, как

питается растение. Сформировать

представление о дыхании

растений. Показать значение

испарения воды листьями

растений определять, какое

свойство воды особенно важно

для растений; объяснять, какое

презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

значение имеет сахар и крахмал,

которые образуются в листьях;

объяснять, зачем люди рыхлят

почву.

и дикорастущие растения;

рассказывать, как люди

научились выращивать

растения;

Знать, что растение – это

живое существо, организм.

Уметь доказывать, что

растения поглощают воду из

почвы; рассказывать, что

растения получают вместе с

водой;

Иметь представление о том,

что такое испарение; что

помогает охлаждению листьев;

какое значение имеет дыхание

для растений

Знать, что такое опыление; как

опыляются цветки растений;

какое значение имеет опыление

в жизни растений.

Уметь определять, от каких

растений данные семена;

рассказывать, как растения

распространяют свои семена;

объяснять названия растений;

объяснять, почему первым из

семени вырастает корень;

Знать, почему растения

нуждаются в бережном

отношении; как хозяйственная

деятельность человека

повлияла на растения.

Уметь объяснять выражение

«бережное отношение к

растениям»; рассказывать,

почему сократилось количество

30/6

1

Размножение и

развитие растений

С. 93-94

Развитие растений

из семени.

С. 95-96

УИПЗЗ

Сформировать у учащихся пред-

ставление об опылении растений,

показать его значение в жизни

растения. Развивать представление

о способах расселения плодов и

семян растений, показать значение

расселения плодов и семян

доказывать, что для прорастания

семенам необходимы вода, воздух,

тепло; рассказывать, как человек

размножает культурные растения

презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

опыление

31/7

1

Охрана растений

УОСЗ

С. 97-98

Развивать знания детей о значении

растений в природе и жизни

человека. Показать влияние че-

ловека на мир растений, убедить

детей в необходимости бережного

отношения к растениям. По-

знакомить учащихся с редкими

растениями своей местности и

мерами охраны растений

Фрон

тальн

ый

опрос

32/8

1

Строение

животных

С. 99-100

УИПЗЗ

Познакомить учащихся с осо-

бенностями строения животных,

показать значение органов

животных в их жизни. Выявить

сходства и различия между рас-

тениями и животными развивать

знания детей об основных группах

животных: насекомых, рыбах,

земноводных, пресмыкающихся,

птицах и млекопитающих.

Расширить знания детей о

презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

черви,

ракообра

зные;

паукообр

азные

разнообразии животных (черви,

ракообразные; паукообразные и

др.). Учить выявлять

существенные признаки

дикорастущих растений с

красивыми цветками;

приводить примеры редких

растений, растений Красной

книги; рассказывать, как

охраняют растения в нашей

стране.

Знать, из каких веществ

состоит организм животного.

Уметь описывать домашнее

животное по плану; приводить

примеры наружных органов

животных; рассказывать о

значении органов животных;

приводить примеры внутренних

органов животных.

Иметь представление о том,

чем животные отличаются от

растений; что общего у

растений и животных.

Знать понятия «домашние» и

«дикие» животные.

Уметь приводить примеры

диких и домашних животных;

отгадывать загадки про

домашних животных;

объяснять, почему человек стал

приручать животных, почему

домашние животные дают

больше молока, мяса, яиц, чем

их дикие предки.

Уметь называть органы чувств

животных; рассказывать, какое

они имеют значение в жизни

животных; объяснять, какие

органы чувств лучше всего

33/9

1

Разнообразие

животных

С. 101-105

УОСЗ

Развивать знания детей о до-

машних животных и их значении в

жизни человека. Познакомить

учащихся с предками основных

домашних животных.

С/Р

34/10

1

Домашние и

дикие животные

С. 106-108

УОСЗ

презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

35/11

1

Как животные

воспринимают

мир

С. 109-111

УИПЗЗ

Познакомить учащихся с органами

чувств животных, показать их

значение в жизни животного.

Сформировать представление о

связи внешнего вида животного со

степенью (уровнем) развития

органов чувств.

Работ

а в

парах

млекопит

ающие

36/12

1

Передвижение и

дыхание

животных

С. 112-115

УИПЗЗ

Развивать знания детей об особен-

ностях передвижения животных

разных групп. Показать приспо-

собленность животных к разным

способам передвижения. Показать

связь способа передвижения

животного со средой обитания.

Познакомить с органами дыхания

животных разных групп.

презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

37/13

1

Питание

животных

С. 116-119

УОСЗ

Познакомить учащихся с осо-

бенностями питания животных

разных групп. Показать приспо-

собленность животных для до-

бывания и поедания пищи.

презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

хищник

38/14

1

Размножение и

развитие

Познакомить учащихся с осо-

бенностями размножения жи-

Работ

а в

животных

С. 120-123

УИПЗЗ

вотных разных групп. Сформи-

ровать представление о последо-

вательности развития животных

разных групп. Показать влияние

деятельности человека на

животных. Воспитывать бережное

отношение к животным. Рас-

ширить знания детей о редких

животных и мерах по их охране

развиты у насекомых, рыб,

птиц; рассматривать рисунки с

изображением млекопитающих;

определять, какие органы

чувств развиты лучше у

млекопитающих

Уметь наблюдать за

передвижением животных;

рассматривать рисунки с

изображением млекопитающих

и определять, как они

передвигаются; объяснять,

почему тюленей и моржей

называют ластоногими;

определять, от чего зависит

способ передвижения

животного

Уметь наблюдать за питанием

животных; называть, на какие

группы делят животных в

зависимости от того, чем они

питаются; приводить примеры

растительноядных,

насекомоядных и хищных

животных; по внешнему виду

определять хищника

Знать, что животные, как и все

другие живые существа,

размножаются.

Уметь определять сходство и

различия в размножении

насекомых и птиц; рассказывать

о развитии насекомых, рыб,

птиц, млекопитающих;

Уметь объяснять, почему

нужно бережно относиться ко

парах

39/15

1

Охрана животных

С. 124-125

УОСЗ

презента

ция

П/Р

потомст

во

40/16

1

Грибы и бактерии

С.126-131

УИПЗЗ

Тест «Живая

природа»

Познакомить детей со строением

шляпочных грибов. Познакомить с

разнообразием грибов:

шляпочные, плесневые, дрожжи,

трутовики; показать их значение в

природе и жизни человека.

Показать значение бактерий в

природе и жизни человека.

презента

ция

тест

бактерии

всем животным, а не только к

редким; приводить примеры

животных, которые занесены в

Красную книгу

Иметь представления о

грибах и бактериях; о том,

какое значение имеют бактерии

в природе.

Уметь называть грибы;

объяснять, чем полезны

ядовитые грибы; рассказывать,

почему грибы получили такие

названия; сравнивать

шляпочные и плесневые грибы

Извлекать из учебника и

дополнительных источников

знаний (словарей,

энциклопедий, справочников)

необходимую информацию,

готовить доклады и

обсуждать полученные

сведения.

Человек – 10 ч

Планируемые результаты формирования УУД:

Предметные:

Личностные:

Метапредметные:

Понимать значение термина «эмоции» и важность

управления своим эмоциональным состоянием

Называть основные органы и объяснять на доступном

уровне особенности функционирования нервной

системы, знать правила гигиены нервной системы

Называть органы пищеварительной системы,

объяснять на доступном уровне особенности строения

и функционирования пищеварительной системы,

осознавать важность правил гигиены питания и

следовать им

Объяснять особенности процесса дыхания человека,

Способность к самооценке. Основы

экологической культуры Чувство

ответственности за выполнение своей

части работы при работе в группе

Адекватная самооценка Способность

к самооценке Способность оценивать

трудность предлагаемого задания

Осознание своего продвижения в

овладении предметными и универ-

Планировать свои действия в соответствии с

поставленной целью. Осуществлять пошаговый и

итоговый контроль. Сопоставлять информацию, пред-

ставленную в разных видах, обобщать и использовать

при выполнении заданий

Самостоятельно адекватно оценивать правильность

выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и

сохранять цель познавательной деятельности

Находить необходимую информацию в учебнике, спра-

вочной литературе. Понимать информацию,

представленную в виде текста, схемы, таблицы

называть органы дыхательной системы, проводить

опыты и наблюдения в сотрудничестве с одно-

классниками, следовать правилам гигиены органов

дыхания

Рассказывать об элементарном устройстве кровенос-

ной системы человека, ее роли в жизнедеятельности

организма, проводить самостоятельно простейшие

наблюдения и опыты, уметь определять пульс,

понимать и объяснять необходимость и способы

поддержки и укрепления сердечно-сосудистой

системы

Рассказывать о роли мышечной системы в организме,

особенностях работы мышц, понимать и объяснять

важность укрепления мышечной системы. Наблюдать

за особенностями строения своего тела, рассказывать

о строении и значении скелета в организме,

осознавать важность правильной осанки для здоровья

Проводить самостоятельно простейшие опыты и

наблюдения, делать выводы, рассказывать о значении

кожи в организме, объяснять важность гигиены кожи

Объяснять взаимосвязь явлений и объектов природы с

человеком. Понимать, что человек - часть природы.

Рассказывать о сходстве и различии организма

человека и животного. Различать значение терминов

«анатомия» и «физиология»

сальными учебными действиями

Положительное отношение и интерес

к изучению природы и человека.

Выделять существенную информацию из учебных и

научно- популярных текстов. Осуществлять поиск

информации с использованием ресурсов библиотек и

Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты

природы, самостоятельно выбирая основания.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении

заданий в паре.

Строить монологические и диалогические

высказывания. Обосновывать свою позицию, аргумен-

тировать выбор действий

Распределять обязанности при работе в группе.

Учитывать мнение партнера, аргументировано критико-

вать допущенные ошибки, обосновывать свое решение

41/1

1

Часть 2

Человек – часть

живой природы

С.3-10

УИПЗЗ

Познакомить учащихся с осо-

бенностями строения тела чело-

века. Дать общие сведения об

органах человека и их значении

для организма. Выявить сходства

и различия между человеком и

животными. Показать зависимость

здоровья человека от состояния

окружающей среды.

Знать, что такое система

органов; науки – анатомию,

физиологию, гигиену; чем

опасен шум для здоровья.

Уметь называть системы

органов человека; сравнивать

человека с другими

организмами; объяснять

выражение «организм – единое

целое»; называть сходства и

различия между человеком и

животными

Знать, что наше тело покрыто

кожей; свойства и значение

кожи; правила гигиены.

Уметь выполнять правила

презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

организм

42//2

1

Кожа – первая

«одежда»

С.11-15

УИПЗЗ

Познакомить детей со свойствами

кожи. Показать значение кожи для

организма. Убедить в не-

обходимости ухода за кожей.

презента

ция

43/3

1

Скелет.

С.15-18

УИПЗЗ

Сформировать у учащихся общее

представление о скелете человека

и его значении для организма.

презента

ция

скелет

Показать значение правильной

осанки, познакомить с правилами

её формирования.

ухода за кожей; рассказывать,

отчего загрязняется кожа;

оказывать первую помощь при

травме кожи; ухаживать за

волосами и ногтями; правильно

принимать солнечные ванны

Знать части скелета

(позвоночник, череп, грудная

клетка); понятия «осанка».

Уметь рассказывать о значении

скелета для организма человека;

выполнять упражнения для

формирования правильной

осанки

Знать, какое значение в жизни

человека имеют мышцы; как

изменяются мышцы при

сокращении и расслаблении.

Уметь выполнять сравнение

мышц

(мышцы-разгибатели, мышцы-

сгибатели); рассказывать о

работе мышц; укреплять

мышцы,

Знать органы кровеносной

системы; что такое пульс; как

укрепить сердце; какие

необходимые вещества

доставляет кровь ко всем

органам тела.

Уметь рассказывать о

движении крови в организме;

обобщать сведения о составе

крови

Знать органы дыхательной

системы

44/4

1

Практическая

работа

Мышцы

С.19-21

УИПЗЗ

Познакомить детей с работой

мышц. Убедить в необходимости

укрепления мышц. Показать

значение физической культуры и

труда для укрепления мышц.

презента

ция

П/Р

мышцы

45/5

1

Кровеносная

система

С. 22-25

УИПЗЗ

Познакомить детей со строением и

работой кровеносной системы.

Показать необходимость

укрепления сердца и сосудов.

Сформировать представление о

составе и значении крови в орга-

низме.

презента

ция

П/Р

сосуды

46/6

1

Практическая

работа

Дыхание

С.26-30

УИПЗЗ

Познакомить детей с органами

дыхания человека и их работой.

Показать важность выполнения

правил гигиены органов дыхания.

Презента

ция

П/Р

носовая

полость,

гортань,

трахея,

бронхи,

легкие

47/7

1

Питание и

выделение

УИПЗЗ

С.30-35

Расширить знания детей о пище и

значении её разнообразия. По-

знакомить со строением и работой

пищеварительной системы.

Сформировать представление о

строении и значении зубов, по-

знакомить с правилами ухода за

ними. Показать значение выде-

ления из организма вредных и

ненужных веществ.

ротовая

полость,

желудок,

пищевод,

кишечник

, печень,

поджелуд

очная

железа

48/8

1

Практическая

работа

Органы чувств

С.35-37

УОСЗ

Расширить представления детей

об органах чувств, познакомить с

правилами их гигиены. Развивать

внимательность и наблюда-

тельность учащихся.

презента

ция

П/Р

гигиена

(носовая полость, гортань,

трахея, бронхи, легкие); почему

нужно дышать носом, а не

ртом; как беречь органы

дыхания.

Уметь объяснять по рисунку

путь воздуха в организме при

вдохе и выдохе; рассказывать,

как происходит вдох и выдох;

сравнивать вдыхаемый и

выдыхаемый воздух

Знать органы

пищеварительной системы

(ротовая полость, желудок,

пищевод, кишечник, печень,

поджелудочная железа);

правила ухода за зубами; виды

зубов (резцы, клыки, коренные

зубы).

Уметь рассказывать, как

устроена пищеварительная

система; пользоваться

справочной литературой;

рассказывать, как из организма

удаляются вредные вещества

Знать органы чувств; правила

гигиены зрения, слуха.

Уметь объяснять, какое

значение для человека имеют

органы чувств; выполнять

правила гигиены, чтобы

сохранить хорошее зрение,

слух, обоняние и вкус

Знать строение нервной

системы

(спинной и головной мозг,

49/9

1

Нервная система.

С.38-40

УИПЗЗ

Сформировать у учащихся пред-

ставление о нервной системе че-

ловека, показать её значение для

организма. Познакомить детей с

правилами гигиены нервной

системы и убедить в необхо-

димости их выполнения.

презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

50/10

1

Эмоции и

темперамент

С.41-45

УИПЗЗ

Тест «Познай

себя»

Познакомить учащихся с поло-

жительными и отрицательными

эмоциями, показать их влияние на

человека. Сформировать

первоначальное представление о

темпераменте и его типах.

Иметь представление о том, что

такое темперамент; о типах

темперамента (сангвиник,

холерик, флегматик, меланхолик).

тест

Эмоции,

темпера

мент

нервы); правила гигиены.

Уметь обобщать знания о том,

какую работу выполняет

головной мозг; уточнять

значение спинного мозга и

нервов; выполнять правила

охраны

нервной системы; рассказывать,

какой вред нервной системе

наносят вредные привычки

Знать понятие «эмоции».

Уметь управлять своими

эмоциями; приводить примеры

положительных и

отрицательных эмоций;

Человек в обществе – 18 ч

Планируемые результаты формирования УУД:

Предметные:

Личностные:

Метапредметные:

Составлять небольшое сообщение о разнообразии на-

ционального состава России, о происхождении славянских

народов Находить информацию и составлять небольшое

сообщение о разнообразии национального состава России,

рассказывать о традициях своего народа, семьи

Ориентироваться в исторических событиях, их последова-

тельности, временных отрезках Различать по основным

признакам городские и сельские поселения, рассказывать

об истории происхождения и устройстве городов

Объяснять названия некоторых городов, проводить ана-

логии в образовании названий поселений, рассказывать об

истории происхождения названия родного города

Составлять краткий рассказ об устройстве крупных ста-

ринных российских городов Кратко характеризовать типы

названий городских улиц, объяснять происхождение

названий улиц родного города. Различать символику

города, объяснять происхождение и значение герба города

Описывать достопримечательности столицы, родного

края, города; показывать их на карте Наблюдать и фик-

сировать полученные данные, описывать улицы и досто-

Устойчивый интерес к изучению

природы, человека, истории страны

Чувство прекрасного на основе

знакомства с природой и культурой

родного края. Осознание своего

продвижения в овладении предмет-

ными и универсальными учебными

действиями

Понимание, объяснение и

применение основных правил по-

ведения в природе и обществе,

ориентация на их выполнение

Осознанное положительное

отношение к культурным ценно-

стям. Чувство ответственности за

выполнение своей части работы

при работе в группе Осознание себя

как гражданина России, ощущение

чувства гордости за свою родину.

Планировать свои действия в соответствии с

поставленной целью. Осуществлять пошаговый и

итоговый контроль. Сопоставлять информацию, пред-

ставленную в разных видах, обобщать и использовать

при выполнении заданий

Самостоятельно адекватно оценивать правильность

выполнения задания и вносить коррективы. Принимать

и сохранять цель познавательной деятельности

Находить необходимую информацию в учебнике, спра-

вочной литературе. Понимать информацию,

представленную в виде текста, схемы, таблицы

Выделять существенную информацию из учебных и

научно-популярных текстов. Осуществлять поиск

информации с использованием ресурсов библиотек и

Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты

природы, самостоятельно выбирая основания.

Распределять обязанности при работе в группе.

Учитывать мнение

партнера, аргументировано критиковать допущенные

ошибки, обосновывать свое решение

Планировать свои действия в соответствии с поставлен-

примечательности родного города Наблюдать, сравнивать

и характеризовать особенности современного города

Иметь представление об истории и достопримечатель-

ностях Москвы Кратко описывать государственное

устройство Российской Федерации Понимать, что Кон-

ституция является основным законом Российской Феде-

рации, называть основные положения Конституции Кратко

характеризовать основные права и обязанности

гражданина, различать права и обязанности гражданина,

ребенка Составлять краткий рассказ об основных

государственных наградах России, их истории и награж-

денных

Адекватная самооценка Устойчивый

интерес к изучению природы,

человека, истории страны. Чувство

ответственности за выполнение

своей части работы при работе в

группе

ной целью.

51/1

1

Народы нашей

страны

С.48-52

УИПЗЗ

Познакомить учащихся с наро-

дами, населяющими нашу страну.

Сформировать представление о

многонациональном характере

населения России.

Знать, в какой республике,

области или крае ты живешь;

какие народы живут на этой

территории; какой город

является столицей вашего края.

Уметь работать с картой;

рассказывать о традициях

народов; обобщать сведения о

народном костюме;

анализировать содержание

народных песен, народных

танцев; сравнивать костюмы

разных народов нашей Родины;

рисовать элементы

национальной одежды своего

народа; называть детали

национального костюма своего

народа;

Знать, что история – наука,

изучающая прошлое

человеческого общества;

понятие «историческое время»,

«лента времени»; что такое век.

презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

нация

52/2

1

Традиции народов

нашей страны

С.53-56

УИПЗЗ

Познакомить с традициями и

обычаями народов нашей страны.

презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

традиция

Уметь отмечать на ленте

времени дату своего рождения

и все важные события жизни;

называть промежутки времени

в порядке их увеличения;

называть, какой сейчас год,

какой век; обобщать сведения о

названиях месяцев года

53/3

1

Путешествие по

ленте времени

С.57-60

КУ

Сформировать представление о

науке истории, которая изучает

прошлое человеческого общества.

Познакомить с понятием

«Историческое время»

Знать понятия «кремль»,

«собор», «посад», «торг»; чем

отличается город от села.

Уметь определять по ленте

времени, какой город старше

всех; рассказывать по рисункам,

что продается в торговых

рядах; объяснять, почему

деревянные стены города стали

заменять каменными, как река

помогала защищать город

Знать, какие реки защищали

Московский Кремль; какие

здания находятся на территории

современного Кремля;

Уметь называть башни

Московского Кремля по

рисунку; сравнивать рисунки

древнего Московского Кремля;

сравнивать историю Псковского

кремля и Московского.

Знать название своей улицы.

Уметь рассказывать об улице,

на которой ты живешь;

называть улицы, которые носят

имена русских поэтов и

писателей, героев войны,

великих ученых; объяснять

Пр/р

54/4

1

Города и сёла

С.61-64

УИПЗЗ

Познакомить детей с понятиями

«село», «город». Сформировать

представления об исторически

сложившихся занятиях крестьян и

горожан.

Фрон

тальн

ый

опрос

55/5

1

Названия городов

С.65-69

УИПЗЗ

тест

57/7

1

Улицы города

С.76-79

УИПЗЗ

Продолжить знакомство учеников

с устройством города. По-

знакомить с появлением названий

улиц, переулков, проспектов. Дать

представление о старинных домах,

которые встречаются на улицах

городов.

Фрон

тальн

ый

опрос

улица

58/8

1

Герб – символ

города

С.80-83

УИПЗЗ

Познакомить учеников с одним из

символов города — гербом.

придумать герб своего класса

презента

ция

Работ

а в

парах

герб

59/9

1

Памятные места

городов

С. 84-87

Познакомить учащихся с основ-

ными достопримечательностями

своего города: памятниками

презента

ция

Фрон

тальн

ый

памятник

истории и культуры.

историю возникновения

названий улиц; составить

список улиц своего города;

рассказывать о памятниках

своего города.

Знать, что все города мира

имеют свой самый главный

символ, отличительный знак –

герб города; какие качества

символизируют разные

животные на гербе.

Уметь описывать герб своего

города; рассматривать гербы

российских городов;

рассказывать, что на них

изображено;

Знать достопримечательности

родного города; названия улиц

города; исторические события,

которые проходили на

территории города.

Уметь рассказывать по карте о

своем городе.

Знать, что современный город

– это очень большое хозяйство;

что город разделен на округа и

районы, на улицы и переулки.

Уметь сравнивать рисунки

современного и старинного

городов; рассказывать о знаках

дорожного движения; называть

мэра своего города.

Знать столицу России; год

основания Москвы.

опрос

презента

ция

60/10

1

Экскурсия

«Улицы и

памятные места

родного города»

КУ

61/11

1

Современный

город

С.88-91

УИПЗЗ

Познакомить учеников с обликом

современного города.

презента

ция

П/Р

Телевиден

ие,

интерне

т

62/12

1

Москва – столица

России

С.92-95

УИПЗЗ

Познакомить учеников со сто-

лицей нашей страны, ее досто-

примечательностями.

презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

столица

63/13

1

Что такое

государство

С. 96-100

УИПЗЗ

Познакомить учеников с понятием

«государство». Познакомить с

современным государственным

устройством России.

презента

ция

Рабо

та в

групп

ах

государс

тво

64/14

1

Конституция –

основной закон

нашей страны

С.101-104

УИПЗЗ

Познакомить учеников с основ-

ным законом государства —

Конституцией, познакомить

учеников с наградной системой

страны

презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

конститу

ция

65/15

1

Права ребёнка

С.105-108

УИПЗЗ

Тест «Человек в

обществе»

Познакомить учеников с правами

детей.

Иметь представление о праве на

образование, о праве на

гражданство, о праве на охрану

здоровья

презента

ция

тест

конвенция

Знать понятия «государство»,

«федерация», «гражданин»,

«президент», «правительство».

Уметь называть, какие

республики, края, области

входят в состав Российской

Федерации; объяснять, для чего

нужны государству милиция,

армия.

Знать, что главный закон

нашего государства –

Конституция,

Уметь называть права и

обязанности граждан России по

Конституции; объяснять,

почему важно охранять

памятники истории и культуры.

Знать, что права детей

защищает международный

документ – Конвенция о правах

ребенка.

Уметь рассказывать о правах

детей во всем мире;

66/16

1

Символы

государства.

Государственный

герб и флаг

России

С.109-113

УИПЗЗ

Знать, что гимн – торжественная

песнь; слова Государственного

гимна РФ.

Уметь сравнивать обычную

песню и гимн.

Иметь представление об истории

российского гимна

презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

67/17

1

Государственный

гимн России.

С. 113-116

Проверочная

работа

Пр/р

68/18

1

Государственные

награды

С.117-123

УИПЗЗ

Объяснять, для чего существуют

государственные награды;

рассказывать о государственных

наградах своих знакомых,

родственников.

Иметь представление о героях

нашей Родины

презента

ция

Фрон

тальн

ый

опрос

награды

Итого

68 ч



В раздел образования