Напоминание

"Неделя добрых дел""


Автор: Душичева Алена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г.Новодвинск Архангельская область
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Неделя добрых дел""
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка» город Новодвинск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Неделя добрых дел»

Автор:

Душичева Алена Николаевна, воспитатель,

МДОУ «Детский сад «Чебурашка»

Паспорт проекта

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

«НЕДЕЛЯ ДОБРЫХ ДЕЛ»

ВИД ПРОЕКТА:

ПРАКТИКО –

ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:

КРАТКОСРОЧНЫЙ, 2 НЕДЕЛИ

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

ГРУППОВОЙ (ДЕТИ СТАРШЕЙ

ГРУППЫ, РОДИТЕЛИ,

ВОСПИТАТЕЛЬ)

Актуальность.

«Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в

результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком,

человеком его надо сделать!»

В.А. Сухомлинский

Проблема

нравственного

воспитания

интересовала

педагогическую

науку на протяжении долгих лет. Во все времена ценились в людях такие

качества, как доброта, справедливость, милосердие, честность, отзывчивость,

уважение к людям. Эти качества провозглашались как особо ценностные

категории в трудах Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д.

Ушинского.

В течение многих десятилетий в воспитательном процессе отдавалось

предпочтение идейно-политическому воспитанию в ущерб нравственному.

Но

лучшие

педагоги

в

своей

деятельности

исходили,

прежде

всего,

из

воспитания глубоко нравственных качеств личности. Так, на необходимость

воспитания

в

детях

нравственных

качеств

и

нравственного

поведения

обращали

внимание

А.

С.

Макаренко,

уделявший

особое

внимание

формированию

нравственных

отношений

в

детском

коллективе.

Сухомлинский

В.А.

показал

тесную

связь

нравственного

воспитания

с

развитием

эмоциональной

сферы

ребенка,

его

умением

переживать,

радоваться за других. Ш. А. Амонашвили

обратил особое внимание на

влияние взаимоотношений педагога и детей, родителей и детей в процессе

нравственного воспитания.

Проблема

нравственного

воспитания

сегодня

приобретает

особую

актуальность. Недооценка воспитания нравственных качеств оборачивается

изъянами в облике всего общества. Сегодня дефицит нравственности стал

источником многих противоречий, наблюдаемых в нашей жизни. Все чаще

наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между

людьми,

что

делает

процесс

воспитания

нравственных

качеств

у

детей

особенно

необходимым.

Именно

поэтому

возникла

необходимость

в

реализации проекта «Неделя добрых дел». Актуальность данного проекта

подтверждаются

словами

В.А.

Сухомлинского

“Если

добрые

чувства

не

воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”.

В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств.

Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том,

«что

такое

хорошо,

а

что

такое

плохо»,

закладывается

нравственный

фундамент

личности,

необходимы

источники

добра

и

красоты,

которые

всегда спасали человечество.

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за

других людей создают основу человеческого счастья. Чтобы делать добро,

надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте.

Она не дается нам с рождения, не передается по наследству. Необходимо

стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту. Нужно

оглянуться

по

сторонам

и

найти,

кому

нужна

поддержка,

кому

можно

протянуть руку, сказать доброе слово. Мы все – частичка этой жизни. Станем

лучше мы – станет лучше жизнь. Говорят, если есть в человеке доброта,

человечность,

чуткость,

доброжелательность,

значит,

он

как

человек

состоялся.

Цель проекта: нравственное воспитание детей старшего дошкольного

возраста посредством совершения добрых дел.

1.

Уточнить

представление

детей

о

добрых

и

злых

поступках

и

их

последствии.

2. Учить детей ориентироваться в межличностных отношениях.

3.

Формировать

у

детей

положительное

отношение

ко

всем

людям,

познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения.

4. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом

качестве человека.

5.

Способствовать

эмоциональному,

духовно-нравственному

и

интеллектуальному развитию.

6. Закреплять знания правил вежливого общения.

7. Развивать умение высказывать суждения, уверенность в себе и своих

возможностях.

8. Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то

для других людей, принести им пользу.

Основное содержание проекта.

Проект «Неделя добрых дел» позволит детям протянуть руку дружбы

тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, разнообразить досуг ребят

конкретными важными добрыми делами, которые они сами подготовят и

реализуют,

сплотить

детский

коллектив. Проект «Неделя

добрых дел»

состоит из 5 блоков (по количеству дней в неделе): «День добрых сердец»,

«День

вежливости»,

«День

помощников»,

«День

защитников

природы»,

«День дружбы».

1 блок: «День добрых сердец».

Беседы, проблемные ситуации, сюжетно – ролевые и дидактические

игры помогут

детям приобрести опыт поведения, отношения к близким,

сверстникам,

вещам,

природе,

усвоить

моральные

нормы

общества,

постигнуть

мир

человеческих

отношений,

открыть

законы,

по

которым

строится

взаимоотношение

людей,

то

есть

нормы

поведения.

Чувства

побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание,

успокоить, порадовать.

2 блок: «День вежливости».

Научить

детей

пользоваться

вежливыми

словами,

вырабатывать

соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета

на

примере

образов

литературных

героев,

стимулировать

положительные

формы поведения, разыгрывать ситуации и решать проблемные ситуации –

главные задачи данного блока.

3 блок: «День помощников».

Этот блок направлен на оказание

помощи взрослым (родителям и

престарелым людям) и соучастие в судьбе людей, на долю которых выпали

тяжелые физические и моральные испытания.

4 блок: «День защитников природы».

Формирование экологического сознания – важнейшая задача детского

сада. При проведении различных бесед, развлечений, экскурсий и акций не

только

повысится

уровень

нравственно-экологических

знаний,

но

и

в

значительной степени изменится мотивация поступков в природе, а также

интересы детей к окружающей их среде.

5 блок: «День дружбы».

Ребята узнают, в чём может проявляться забота старших дошкольников

о

малышах:

в

помощи,

защите,

обучении,

умении

развлечь,

утешить,

доставить

радость.

Участие

в

мероприятиях

способствует

активному

проявлению

у

старших

дошкольников

дружеского

расположения

и

заботливого отношения к детям младших групп.

Реализация каждого блока проходит через разные виды детской

деятельности:

познавательно

исследовательская,

продуктивная,

коммуникативная,

чтение

художественной

литературы,

двигательная.

Используемые методы и приёмы:

• словесные: беседы, ситуации общения, консультации для родителей, чтение

художественной

и

познавательной

литературы,

объяснения,

похвала,

проблемные вопросы, диалог;

• наглядные: рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, рисунки,

поделки;

• игровые: дидактические игры, сюрпризные момент;

практические:

опытно

исследовательская

деятельность,

наблюдения,

решение проблемных ситуаций, моделирование.

Методы и приемы, используемые

для воспитания у детей гуманных

чувств,

должны

способствовать

развитию

их

эмоциональности,

умению

видеть

человека

в

каждом

конкретном

случае,

понимать

его

внутреннее

состояние и соответственно менять свое поведение.

Проект строится по принципам:

Принципы реализации проекта.

Доступность:

- учет возрастных особенностей детей,

- адаптированность материала к возрасту.

Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному,

- частое повторение усвоенных правил и норм.

Дифференциация:

- создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению

материала каждым ребенком.

Динамичность:

- интеграция проекта в разных видах детской деятельности;

Наглядность и занимательность:

- предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное

начало, быть игровым или с элементами игры (сюрприза).

Прогнозируемый результат реализации проекта:

Результат проекта рассчитан на то, чтобы добрые дела, поступки

совершались детьми автоматически и бессознательно.

П о в ы с и т с я

у р о в е н ь

ко м м у н и к а т и в н о с т и ,

т о л е р а н т н о с т и

и

доброжелательности,

сопереживания

по

отношению

друг

к

другу

и к окружающим;

• повысится ответственность за «братьев наших меньших»;

• ребята станут совершать добрые дела, творить добро и увлекать в эту

деятельность своих сверстников.

Ресурсы и условия реализации проекта.

Нормативно-

правовое

обеспечение:

• Конвенция о правах ребёнка.

• Федеральный закон «Об образовании в Российской

Федерации».

• СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26

Кадровое

обеспечение:

• Душичева Алена Николаевна, воспитатель группы;

• Толстолуцкая Ирина Сергеевна, заместитель

заведующего по УВР;

• Чулкова Алла Павловна, воспитатель по

физической культуре;

• Машина Екатерина Анатольевна, музыкальный

руководитель.

Материально-

техническое

обеспечение:

• пополнение методического обеспечения

воспитательно – образовательного процесса;

приобретение необходимых настольно – печатных и

дидактических игр, наглядного материала и пособий.

Программно-

методическое

обеспечение.

• Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание

дошкольников. Методическое пособие.- М.:

Мозаика-Синтез, 2011.

• Козлова С.А. Теория и методика ознакомления

дошкольников с социальной действительностью:

учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -

М.: Издательский центр «Академия», 1998.

• Мельникова, Н. Дошкольный возраст: о

первоначальном формировании моральных

представлений и норм/Н. Мельникова//Дошкольное

воспитание.- 2006 №10.

• Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по

социально-нравственному воспитанию детей

дошкольного возраста. - С.-Пб.: «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2010.

• Микляева Н.В. Социально-нравственное

воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий. -

М.: «Айрис-пресс», 2009.

• Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное

воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез,

2010.

• Петрова, В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет:

нравственное воспитание в детском саду: книга для

воспитателя дет. сада / В. И. Петрова. - М.:

«Мозаика-Синтез», 2007.

• Формирование нравственного здоровья

дошкольников./ Под ред. Кузнецовой Л.В.,

Панфиловой М.А. – М.: «Сфера», 2003.

• Шипицына Л.М., Защиринская О.В. и др. Азбука

общения: Развитие личности ребенка, навыков

общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей

от 3 до 6 лет) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

• Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом

поведении. - М.: ТЦ «Сфера», 2010.

Этапы реализации проекта:

Проект - краткосрочный (2 недели)

Подготовительный – 3 дня

Основной – неделя (5 дней)

Заключительный – 2 дня

Мероприятия по проекту:

Мероприятия

Задачи

Ответственные

Подготовительный этап

Определение темы и актуальности проекта.

Подбор

методиче ской,

худ ож е с т в е н н о й

литературы,

наглядного

и

дидактического

материала по данной теме. Составления плана

работ по реализации проекта.

воспитатель

Мониторинг

по

О.О.

«Социально

коммуникативное

развитие».

Анкетирование

родителей (законных представителей).

воспитатель

Основной этап

Беседа

«Доброта

спасёт мир»

Углублять

представление

д е т е й

о

д о б р о т е

к а к

ценном,

неотъемлемом

качестве человека.

воспитатель

Продуктивная

деятельность

(рисование)

«Добро и зло»

Формировать знания о том,

что

в

мире

есть

добро

и

зло.

Учить

выражать

в

цвете

свое

отношение

к

добру

и

злу.

Развивать

изобразительные

умения,

ч у в с т в о

ц в е т а ,

пространства,

воображение. Формировать

у с т о й ч и ву ю

п о з и ц и ю

добра.

воспитатель

Труд в природе.

Заготовка лакомства

для кормления

птиц.

Воспитывать заботливое

и бережное отношение

к пернатым друзьям.

воспитатель

Чтение

стихотворений

малышам «Моя

любимая игрушка»

Развивать

социа льную

активность детей, желание

д о с т а в и т ь

р а д о с т ь

малышам.

воспитатель,

родители группы

Акция «Подари

малышам радость»

Рассадить

в

г о р ш к и

ц в е т ы

од н о л е т к и

б а р х а т ц ы .

Подарить

цветы

детям

групп раннего возраста.

воспитатель

Проблемная

ситуация

«Друзья так не

поступают»

Познакомить с некоторыми

проблемами здоровья детей-

инвалидов. Развивать

чувство эмпатии к детям

с ограниченными

возможностями здоровья.

воспитатель

Активизирующее

общение «Добрые

пожелания»

Помочь

детям

о своить

ф о р м ы

в ы р а ж е н и я

доброжелательного

о т н о ш е н и я

к

л юд я м .

Развивать добрые чувства и

культуру общения.

воспитатель

Концерт для

родителей, бабушек

и дедушек «Ключ

семейного счастья»

Воспитывать любовь

и уважение к родителям и

ст аршему

п о ко л е н и ю .

Развивать

у

д е т е й

т в о р ч е с к и е

способности.

воспитатель,

музыкальный

руководитель

НОД

«Жалейте

бездомных

животных»

Вызвать

у

детей

желание

участвовать в разговоре

о

причинах

увеличения

количе ства

бе здомных

животных во дворах,

в городе и о путях решения

д а н н о й

п р о б л е м ы .

Воспитывать

сочувствие,

доброту, отзывчивость

к бездомным животным.

воспитатель

Совместная

деятельность

детей раннего

возраста и детей

старшей группы

«Погуляем мы с

тобой …».

Формировать

у

д е т е й

положительные эмоции

и активность в совместной

двигательной

деятельности.

воспитатель,

воспитатель

по физической культуре

Просмотр

познавательных

мультфильмов

«Уроки тётушки

совы», «Уроки

доброты»

Формировать у детей

представления о добре,

доброте, о хороших,

добрых поступках.

Расширять знания о роли

доброты в жизни каждого

человека.

воспитатель

Продуктивная

деятельность.

Изготовление

открыток для

бабушек и дедушек.

Воспитывать у детей

чувства уважения,

внимания, сострадания,

отзывчивости, чуткости

к пожилым людям.

воспитатель

Акция «Поможем

бездомным

животным».

Формировать у детей и их

родителей ответственного

отношения к животным.

воспитатель

родители группы

Сбор кормов, круп,

консервов для

бездомных собак

приюта поселка

Катунино

Воспитывать нравственные

позиции применительно

к сфере обращения

человека с другими

живыми существами,

пропаганда гуманного

и цивилизованного

отношения к животным.

Подвижные игры

с малышами

Приучать детей бегать

легко, на носках, не

наталкиваясь друг на

друга, ориентироваться

в пространстве. Развивать

заботливое отношение

к малышам.

воспитатель,

воспитатель

по физической культуре

Конкурс чтецов

«Спешите делать

добро»

Познакомить детей

с произведениями разных

поэтов о добре. Развивать

умение выразительного

чтения наизусть.

Предоставить возможность

для творческой

самореализации всех

участников конкурса.

воспитатель

заместитель

заведующего по УВР,

родители

Сюжетно – ролевые

игры «К нам

пришли гости»,

«В автобусе», «Мы

пришли в театр»

Развивать представления

о манерах и правилах

поведения в общественных

местах,

доброжелательности

к людям.

воспитатель

Акция

«Кормушки»

Объединить детей

и родителей в желании

оказать помощь птицам.

воспитатель

родители группы

Трудовая

деятельность

«Полечим книжки

малышей»

Формировать стремление

к добрым поступкам.

Воспитывать бережное

отношение к книгам.

воспитатель

Чтение

стихотворений

Е. Алябьевой

«Добрым быть

приятно»,

«Вежливым и

добрым быть

совсем не трудно»

Формировать знание о том,

что люди за добро платят

добром, что добрые дела

совершать приятно,

добрых людей все любят.

Развивать память,

внимание, речь.

Воспитывать нравственные

воспитатель

основы личности ребенка.

Дидактические

игры «Добрые

поступки», «Что

такое хорошо и что

такое плохо»

Формировать умение

оценивать свои поступки и

поступки других людей.

Воспитывать уважительное

отношение, сочувствие,

отзывчивость к

сверстникам, окружающим

людям.

воспитатель

Совместная

прогулка

по территории

детского сада детей

раннего возраста

и подготовительной

к школе группы

«Погуляем,

поиграем»

Поддерживать в детях

чувство взросления,

социальной уверенности,

желание совершать добрые

поступки и полезные

действия. Развивать

заботливое отношение

к малышам.

воспитатель

Чтение детской

литературы

«Цветик-

семицветик»

В. Катаева; «Вовка -

добрая душа»

А. Барто

Закреплять

знания

о

том,

какие

дела

называются

добрыми.

Учить

выделять

д о б р ы е

д е л а

в

произведениях,

называть

их, объяснять, почему это

дело

является

добрым.

Воспитывать

стремление

с о в е р ш а т ь

д о б р ы е

поступки.

воспитатель

Конкурс рисунков

«Что такое

доброта?»

Способствовать

сохранению традиций

добра и милосердия,

создание положительного

эмоционального настроя.

Создать условия для

реализации творческих

способностей детей.

воспитатель,

родители группы

Изготовление

плаката «Береги

природу родного

края»

Привлечь внимание детей

и родителей к бережному

отношению природы

Архангельской области.

Развитие творческих

способности детей.

воспитатель,

родители группы

Заключительный этап

Беседа

с

детьми.

Повторное

анкетирование

воспитатель

родителей.

Выявление

результатов

работы

по

проекту. Обобщение опыта работы по проекту на

педагогическом совете ДОУ.

Работа с родителями по теме проекта:

• изготовление тематических альбомов «Мамины помощники», «Друзья так

не поступают!»;

пополнение

центра

нравственного

воспитания

дидактическими

и

настольно-печатными

играми,

картотеками,

атрибутами

для

сюжетно

ролевых игр;

консультации

и

папки

передвижки

по

блокам

проекта

«О

том,

как

воспитать ребёнка добрым», «Чем старше ребёнок, тем труднее воспитывать

в нём уважение к старшим!», «Не обижай ни птахи, ни сверчка!»;

• семинар – практикум «Воспитание добротой».

Достигнутые образовательные результаты и эффекты:

На подготовительном этапе проекта нами была проведена диагностика

с целью выявления уровня представлений дошкольников о нравственных

качествах человека «Доброта», «Сочувствие», «Культура поведения». В ходе

диагностики

нами

использовался

метод

проблемных

ситуаций

Н.Е.

Щурковой.

Детям

были

предложены

игровые

ситуации,

в

которых

необходимо было сделать нравственный выбор. Ситуации включали в себя

следующее:

1 ситуация. Исследование проявления сочувствия.

Дети играют во дворе. Вдруг один из них упал и сильно ушибся. От боли он

заплакал.

2 ситуация. Исследование проявления доброты.

На занятии Маша рисовала дерево. Вдруг у нее сломался зеленый карандаш.

Она расстроена. Говорит своему товарищу: «Я сильно нажимала и сломала

карандаш».

3 ситуация. Исследование культуры поведения.

Мальчик возвращается домой из детского сада. Навстречу ему идет другой

мальчик, нечаянно задевает его и говорит: «Извини!».

Анализ

результатов показал, что у детей в основном преобладал

средний

уровень

сформированности

добрых

чувств,

представлений,

адекватного

поведения,

т.

е.

дети,

понимали

бедственное

положение

товарища, сочувствовали ему, но не выражали желания помочь делом.

На

заключительном

этапе

проекта

нами

была

проведена

индивидуальная беседа с ребёнком по Н.Е. Щурковой.

Если

тебе

предлагают

принести

игрушку,

чтобы

подарить

ребятам

из

младшей группы, что ты сделаешь? Почему ты так поступишь? Хотел бы ты

подарить другу самую лучшую свою игрушку? Попросил бы что-нибудь

взамен?

• Если во дворе ты увидишь плачущего малыша, как ты поступишь? Часто ли

ты помогаешь младшим ребятам? Почему? Как ты думаешь, почему нужно

помогать другим людям? Что такое «Добро»?

Результаты

показали,

что

85%

детей

осознают

значимость

Добра,

достаточно

часто

совершают

добрые,

на

их

взгляд,

поступки,

помогают

взрослым

и

малышам.

Соответственно

15%

детей

понимают

значимость

Доброты,

но

сами

совершают

добрые

поступки

не

часто.

Все

дети

высказывают

мнение

о

том,

что

человек

должен

быть

щедрым

и

бескорыстным, готовы отдать уже ненужные им игрушки малышам,

70%

согласились пожертвовать любимой игрушкой ради друга.

Таким образом, дети обладают установкой положительного отношения

к

миру,

другим

людям

и

самим

себе,

обладают

чувством

собственного

достоинства;

активно

взаимодействуют

со

сверстниками

и

взрослыми.

Способны

договариваться,

учитывать

интересы

и

чувства

других,

сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют

свои

чувства,

в

том

числе

чувство

веры

в

себя,

стараются

разрешать

конфликты. Проявляют эмпатию по отношению к другим людям, готовность

прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Дети способны к волевым

усилиям,

могут

следовать

социальным

нормам

поведения

и

правилам

в

разных

видах

деятельности,

во

взаимоотношениях

со

взрослыми

и

сверстниками. Соблюдают элементарные общепринятые нормы поведения,

имеют первичные ценностные представления о том, «что такое «хорошо» и

что

такое

«плохо»,

стремятся

поступать

хорошо,

проявляют

уважение

к

старшим и заботу о младших.

9. Перспективы дальнейшего развития проекта:

Одним

из

главных

критериев

успешности

проекта

является

возможность

продолжения

его

деятельности

и

после

окончания.

В

дальнейшем планируется ввести в ДОУ традиции:

концертные

программы

для

бабушек

и

дедушек

в

Центре

дневного

пребывания пожилых людей;

• совместные прогулки детей старшего дошкольного возраста с малышами

ДОУ;

• социальные акции «Помоги бездомным животным;

• тематические недели «Добрые дела на все времена!».



В раздел образования