Автор: Зверева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1561 корпус 7
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Конспект НОД для подготовительной группы
Тема: "Паук"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
комплексного
занятия
в
подготовительной группе
«Паук»
Подготовила и провела
воспитатель ГБОУ Школа №1561
Зверева Е.Н.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое и творческое
развитие.
Цель: развитие индивидуальных творческих способностей детей при обучении
изготовлению фигурки паука из различных материалов.
Задачи:
-формировать познавательные интересы;
-уточнить знания, познакомить с внешним строением и расширить кругозор о
пауках;
-воспитывать бережное отношение к природе;
-научить
видеть
взаимосвязь
всего
живого;
умение
уст анавливать
причинноследственные связи;
-продолжать знакомить с формами стилизации (видоизменения, упрощения или
усложнения) художественной работы;
-развивать воображение и творческие способности детей;
-развивать мелкую моторику рук;
-отработать различные навыки лепки.
Материалы и оборудование:
наглядный печатный материал; пластилин, стеки, доски для лепки; коктейльные
трубочки (по 8 штук на каждого ребенка),декоративные элементы для украшения;
поля-«паутинки», из картона, для готовых работ каждому ребенку.
Предварительная работа: занятия по познавательному развитию о жизни и
роли насекомых; наблюдения в природе во время прогулки; рассматривание
иллюстраций данной тематики.
Методы и приемы:
-организационный
момент;
-художественное слово;
-уточнения, опросы.
Ход занятия:
1часть Организационная
- Ребята сегодня на этом занятии мы будем говорить об удивительных существах. А
для того чтобы узнать о ком, вам нужно отгадать загадку:
Я веселый старичок,
Сделал мухам гамачок.
У меня есть восемь рук,
А зовут меня ...
-Несмотря на то, что многие люди недолюбливают пауков за их грозный вид почти
все они, за редким исключением, не опасны для человека и как и все другие живые
существа, приносят пользу природе. Давайте вместе подумаем какую.
-Подумайте и скажите, кому и какую пользу, по вашему мнению, могут приносить
пауки?
(Ответы детей).
-Правильно. Для птиц, других насекомых и некоторых животных (змей, лягушек,
ящериц, ...) они являются кормом; для человека- истребляют надоедливых мух и
комаров, защищают сельскохозяйственные культуры от насекомых-вредителей
(один паук за год истребляет около 2000 вредных насекомых). А в странах Азии
некоторых пауков даже готовят и употребляют в пищу. (см. рис. 1)
-А
теперь
давайте
повнимательней
рассмотрим
как
выглядит
паук
и
чем
он
отличается от других насекомых.
-Главным отличием от других насекомых является количество ног. У насекомых
их обычно 6, а у пауков их всегда 8 (по 4 пары). (см. рис.2)
-Вот послушайте стихотворение С.Я. Маршака об этом:
Д и в о
д и в н о е - п а у к ,
Восемь ног и восемь рук
Если надо наутек-
Выручают восемь ног.
Сеть плести за кругом круг-
Выручают восемь рук.
Если злится на кого-то,
Словно
все
кругом
враги,
Спину горбит, смотрит люто,
Значит, встал не стой ноги.
-Ребята, а сколько у нас коленок? (Две). А у паука их 48, так как каждая нога
состоит из 6 частей-суставов.
-
Тело
паука
всегда
состоит
из
двух
частей
—
головогруди
(на
которой
и
расположены ножки паука) и брюшка.
-Также у пауков нет усиков, как у других насекомых, зато глаз у них бывает от 2 и
до 12 (чаще всего 8). (см. рис. З).
-Пауков очень много видов, все они разные и по размеру и по окраске. (см. рис. 4)
Она бывает как и у других живых существ маскирующей, незаметной. Кто мне
скажет для чего нужна такая окраска? (Ответы детей).
-Правильно. Она нужна для того, чтобы спрятаться и стать незаметным как для
своих врагов, так и для своей добычи.
-Какие это цвета могут быть? (Ответы детей). Черный, серый, коричневый.
-А может быть яркой, угрожающей. Это цвета: желтый, красные, оранжевый с
черным. Кто-то догадался для чего нужна такая окраска? (Ответы детей).
Такие
пауки
как
бы
предупреждают:
«Не
трогай
меня,
я
опасный
и
ядовитый!».
-Итак, сегодня мы будем делать с вами паучков.
2 часть Практическая
-
Посмотрите
на
тех
паучков,
которых
сделала
я.
(Показ
образца).
А
вы
сделаете своих паучков. Подумайте о том, каким будет ваш паучок. Каким он
будет по характеру? И какой он будет окраски?
-Какие
материалы
использованы
в
этой
работе?
(Пластилин
и
коктейльные
трубочки).
1
шаг
-Рассмотрим
туловище
или
головогрудь
нашего
паучка.
Из
каких
геометрических фигур оно состоит? (круг и овал).
-Давайте подумаем, каким способом лепки нам лучше воспользоваться?
Скульптурным, когда из основного комка вытягивается часть пластилина
для головы или конструктивным- сделать 2 отдельных части и соединить
их? (Конструктивным).
-Для туловища мы должны будем использовать почти весь брусок пластилина, а
для головы половину бруска. Обратите внимание на то, что туловище должно быть
немного приплюснутым.
Самостоятельная деятельность детей.
2 шаг-На голове вы должны будете прикрепить глаза. Подумайте, сколько их будет
у вашего паучка.
-А
сейчас
будет
самое
интересное.
Для
того
чтобы
у
каждого
из
вас
получился особенный, красивый и неповторимый паучок. Мы используем
приемы стилизации, с которыми знакомились ранее. Напомню, что это за
приемы. Это упрощение или усложнение худ. работы или изменение ее вида.
(см. рис. 5)
-Вспомните внешнее строение паучка и посмотрите, как выглядит мой паучок.
Чем я его упростила, а чем усложнила? (Упростила- не сделали брюшко, а ножки
из 2 частей, а не 6. Усложнила- декоративными деталями).
А
теперь
вы
измените
внешний
вид
ваших
паучков,
чтобы
они
стали
более
нарядными и интересными.
-Подумайте и скажите, с помощью чего вы можете изменить и украсить
ваши работы? (Узоры, выросты, колючки, гребешки, бусинки, нарезанные
кусочки коктейльных палочек).
-Приступаем к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
-А сейчас мы немного отдохнем:
Физкультминутка «Паучки»
Паучок ползет по ветке,
А
за
ним
ползут
и
детки.
Дождик с неба вдруг полил
Паучка
на
землю
смыл.
Солнце стало пригревать
Паучок ползет опять,
А
за
ним
ползут
все
детки,
Чтобы погулять по ветке.
Руки скрещены; пальцы каждой руки
И
бегут"
по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Хлопок ладонями по коленям.
Выполняем стряхивающее движения кистями
Ладони
боковыми
сторонами
прижаты
друг
светит)
растопырены, качаем руками (солнышко)
Пальцы каждой руки ”бегут" по предплечью, а
затем по плечу другой руки, а затем по голове.
З шаг-Теперь нам необходимо сделать ножки паучкам. Для этого нам нужно взять
коктейльные трубочки и вставить их, по 4 с каждой стороны. А для стоп паучка
нам нужно скатать 4 небольших одинаковых шарика. Стеком разрезать пополам,
вставить в нижние концы трубочек. И наши паучки будут готовы! Их нужно будет
поместить на паутинки.
-Приступаем к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
З часть Заключительная
-Сколько паучков у нас получилось! Какие они необычные: веселые и грустные,
грозные, милые и удивленные...
Вы славно сегодня потрудились! Молодцы!
-Только помните дети, что беречь нужно и жучков и паучков! Послушайте об этом
стихотворение
Б.В. Заходера «Про всех на свете» (Читают дети из группы):
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых И
даже
без
хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!
И, если мы с кем-
т о
Н е
о ч е н ь
дружны,
Мы
все-
таки
ОЧЕНЬ
Друг
другу нужны !
А если нам кто-нибудь
Лишним
покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-Все, все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны !
-3анятие окончено. Наводим порядок на своих рабочих местах.