Напоминание

Картотека по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе


Автор: Разумова Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 5 г. Сыктывкара
Населённый пункт: Республика Коми г. Сыктывкар
Наименование материала: Педагогическая копилка
Тема: Картотека по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека

опытно-экспериментальной

деятельности старших

дошкольников

Сентябрь.

«Воздух невидим»

Цель: познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы,

распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать

познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-

следственную зависимость, делать выводы.

Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки

апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

«Движение воздуха»

Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к

экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое

мышление, воображение.

Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что

почувствовали?

Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

«Семена, плоды».

«Рассматривание и сравнение шишек сосны и ели».

Цель: продолжать формировать знания детей о семенах и плодах, учить выделять

характерные особенности семян и плодов культурных растений; закрепить знания о том,

что из семян вырастают растения.

Материалы и оборудование: шишки ели и сосны, лупа.

Ход: Щенок Шарик бегал по лесу и увидел на полянке в траве шишки. Ему стало

интересно, с какого дерева они. Он огляделся вокруг и увидел сосну и ель. - Попробуй тут

разберись, с какого дерева шишки, - подумал щенок. Дети с помощью лупы

рассматривают шишки, выясняют, чем они схожи и чем отличаются. Приходят к выводу,

что у сосны шишка круглая и твёрдая, а у ели длинная и мягкая.

Вывод: шишка – это семя, из которого вырастает дерево.

«Летающие семена»

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить

поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например:

фасоль и семена клена).

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам

перемещаться.

Октябрь.

«Песок».

«Пересыпание песка, песок мокрый и сухой, поделки из песка, рассматривание песчинок

(песок в стакане с водой)».

Цель: закреплять знания детей о свойствах песка, его разновидностях (желтый, белый,

коричневый) о применении песка.

Материалы и оборудование: ёмкость с песком, лейки с водой, стакан с водой, поднос.

Ход:Жираф Тошка не слушался маму, убежал от нее и потерялся. - Где живу, не знаю.

Помню только, что у меня на Родине много солнца и песка. А где моя Родина, я забыл, -

рассказал Тошка. Познакомим Жирафа с песком и расскажем, где больше всего

встречается песок. Возьмите стаканчик с сухим песком. Осторожно высыпите немного

песка на поднос. Легко ли высыпается сухой песок? Поэтому и говорят, что сухой песок

сыпучий. Возьмите лупу, внимательно рассмотрите песок. Из чего он состоит? (из

отдельных зернышек-песчинок) Как выглядят эти песчинки? Воспитатель предлагает

детям насыпать горсть песка в ёмкость с водой и понаблюдать за экспериментом.

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.

«Глина».

«Выявление свойств глины: сухая, твёрдая, глина в виде порошка, как сделать глину

мягкой».

Цель: познакомить детей со свойствами глины, её применением.

Материалы и оборудование: порошок для приготовления глины, доски для лепки, стеки,

вода, салфетки, фартуки.

Ход: Лисёнок Фокс забыл о правилах поведения за столом, баловался и разбил мамину

любимую чашку. - А из чего делают посуду? – задумался хитрый лисёнок. Поможем

разобраться лисёнку в этом – слепим для его мамы новую чашку. Дети и воспитатель

самостоятельно приготавливают глину из порошка. Рассматривают её, отвечают

на вопросы: - Какого цвета глина? - На что похожа глина? - Хорошо ли видны в комочке

глины отдельные песчинки? Лепят из глины чашку. Пробуют налить в получившуюся

посуду воду. Наблюдают.

Вывод: глина (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части,

лепить.

«Какие они разные - песок и глина!»

Цель: закрепить знания детей о свойствах песка и глины.

Цель: дать возможность детям самостоятельно опытническим путём убедиться в

правильности своих знаний о песке и глине: песок – сыпучее вещество, глина состоит из

мелких частичек, сильно скреплённых между собой, она обладает связывающим

свойством, сырая глина почти не пропускает воду, а песок хорошо пропускает воду;дать

возможность детям при помощи взрослого ещё раз понять, что в природе всё создано

целесообразно, лишних объектов не бывает;развивать интерес к исследовательской

деятельности;воспитывать осознанное отношение к природе.

Материал. В штативах закреплены две одинаковые воронки и под ними стоят стаканы.

Ход. В каждую воронку положите немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте

песок, а в другую положите истолченную глину.

Налейте в обе воронки доверху воды. Наблюдайте. Песок хорошо пропускает воду, глина

плохо пропускает воду. Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек,

сильно скрепленных между собой. Она обладает связывающим свойством, сырая глина

почти не пропускает воду.

Вывод: Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно

скрепленных между собой.

«Камни».

«Обследование камней: размер, вес, цвет».

Цель: рассказать детям о камнях, учить определять их свойства.

Материалы и оборудование: камни разной формы, цвета, размера, лупа.

Ход: Однажды кот Васька нашёл клад – камешки разного цвета и формы. Он захотел

поделиться своим секретом со своим другомщенком Шариком. Дети рассматривают все

камни (Васькин клад, определяют, какого они цвета, размера и формы. Приходят к выводу,

что камни по цвету и форме и размеру бывают разные. Воспитатель предлагает погладить

каждый камушек. - Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся

открытиями) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый

шершавый. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней нужно воспользоваться

лупами. (Дети рассматривают все свои камни) Дети по очереди держат камни в ладошках

и определяют самый тяжёлый и самый лёгкий камень.

Вывод: камни по цвету, форме, размеру, камень может быть гладким и шероховатым; по

весу бывают разные – легкие, тяжелые.

Ноябрь.

«Тонут ли камни в воде?»

Ход:Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают.

Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления

– по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Ход:. Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произойдет?

(Дерево плавает.) А теперь опустить в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень

тонет.) Почему? (Он тяжелее воды.) А почему плавает дерево? (Оно легче воды.)

Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.

«Камни и песок»

Опыт . Аккуратно нальём немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким

он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? (Спряталась в песок, песок быстро

впитывает воду). А теперь нальём воду в стаканчик, где лежат камни. Камешки впитывают

воду? (Нет) Почему? (Потому что камень твёрдый и не впитывает воду, он воду не

пропускает.)

Вывод: Песок мягкий, лёгкий, состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу.

Камень тяжёлый, твёрдый, водонепроницаемый.

Тема: «Вода и её свойства».

Опыт «Растворение веществ в воде (соль, сахар, мука)».

Цель: познакомить со свойствами воды – не имеет формы, прозрачна, без запаха.

Материалы и оборудование: сосуды разного размера, вода, соль, мука, сахар, ложки.

Ход. Однажды к щенку Шарику в гости пришёл кот Васька и принёс много различных

веществ. Он попросил помочь ему разобраться в том, что произойдет с водой при

взаимодействии с ними. Дети выясняют, что изменится, если растворить исследуемые

вещества в воде. Растворяют различные вещества в разных сосудах. Соль быстро

растворяется в воде, раствор остаётся прозрачным. Сахар быстро растворяется в воде,

раствор остаётся прозрачным. Мука растворяется в воде, но вода становится мутной.

Вывод: вода прозрачная, некоторые вещества растворяются в воде.

«Вода – путешественница»

Цель: познакомить с явлением природы – круговорот воды.

Задачи: дать возможность детям при помощи взрослого систематизировать знания детей о

воде, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; понять, что такое

круговорот воды в природе;

активизировать словарь детей словами: круговорот воды в природе, карта мира;

подвести к мысли безопасного поведения при выполнении опыта;

вызвать желание у детей объяснять простые опыты; способствовать воспитанию

экологической культуры.

Материал: электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «Вода», схема

«Круговорот воды в природе», географическая карта или глобус.

Ход. Воспитатель беседует с детьми и загадывает им загадку:

«В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять».

Воспитатель предлагает детям назвать существующие на Земле водоемы. (Моря, океаны,

реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды.) Предлагает вскипятить чайник и все вместе

наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии. Воспитатель подносит к струе

пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром, выключает чайник. Перед

опытом стекло было чистым и сухим. (Когда пар попал на холодное стекло, он опять

превратился в воду.) Воспитатель поясняет, что вот так происходит и в природе

(показывает схему «Круговорот воды в природе».

Вывод: Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась

в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки

влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше

поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду.

Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много,

они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

Декабрь.

«Влияние состава почвы на рост растений»

Цель: установить необходимость почвы для жизни растений.

Задачи: дать возможность детям самостоятельно применить знания о почве в

экспериментальной деятельности и сделать вывод о влиянии качества почвы на рост и

развитие растений;

закрепить знания и умение выделять почвы, разные по составу;

дать возможность детям при помощи взрослого узнать, что пласт чернозёма за много лет

(100 лет) нарастает лишь на 1 см, подвести детей к пониманию того, что почву надо

беречь, а растения – подкармливать.

Материал. Набрали для опыта в ведерки: песок, глину, почву (чернозем).

Ход. Рассмотрели семена фасоли. Затем посадили фасоль в три горшка - в песок, в глину и

в чернозем. Сравнили прохождение воды через песок, глину, чернозем: песок сразу весь

намок (хорошо пропускает воду), глина почти не пропустила воду, а чернозем пропускал

воду хуже, чем песок, но, в конце концов, тоже намок. Заботливо ухаживаем за растениями

во всех трех горшках, но результат будет разный.

Вывод: Состав почвы влияет на развитие растений: лучше растение растёт там, где

больше чернозёма, хуже – на глинистой почве, там растения необходимо подкармливать.

«Потребность растений в воде»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические

умозаключения.

Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время

сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются?

Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают

«Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель: доказать, что корешки растения всасывают воду.

Задачи: уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и

функции;дать возможность детям при помощи взрослого узнать, что растения весте с

водой всасывают и другие вещества, находящиеся в почве;развивать мышление, умение

самостоятельно делать выводы;воспитывать бережное отношение к растениям.

Материал. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Ход. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции

корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать

корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой

краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно

произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в

другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника

наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него

вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

Вывод:Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в

почве.

«Как передвигается вода в почве»

Цель: показать детям, как почва впитывает в себя воду.

Задачи: закрепить знания детей о движении воды в почве;доказать, что когда нет дождей,

растения живут за счёт воды, которая поднимается из более глубоких слоёв

почвы;воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними.

Материал: сухая земля в горшке или в жестяной банке, тарелка с водой.

Ход. Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с

отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы

заметите, что почва смочилась до самого верха.

Вывод: Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более

глубоких слоев почвы.

Январь

«Снег и его свойства» .

Опыт «Исследование свойств снега в морозную погоду и во время оттепели».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега и льда – цветом, формой. Учить

понимать зависимость природных изменений и появление снега.

Материалы и оборудование: блюдца со снегом.

Ход:Лисёнок Фокс как-то рассказал своему другу жирафу Тошке, что в северных краях

зимой с неба выпадает снег. Жираф удивился: - Что же такое снег? Я ни разу его не видел.

Расскажи жирафу о том, что такое снег. Дети рассматривают снег, трогает его и

описывают. Во время прогулки дети обращают внимание, что в начале зимы снег белый, а

со временем темнеет, прежде всего, потому, что на нем осаждаются пыль и сажа,

имеющиеся в воздухе.

Вывод: снег белый, холодный, рассыпчатый и превращается в воду; свойства снега очень

сильно зависят от температуры, погоды.

«Лёд»

Цель: расширять знания детей о свойствах воды.

Задачи: уточнить знания детей о том, что лёд – это замёрзшая вода, что лёд легче

воды;напомнить детям и о других свойствах воды, дать возможность самостоятельно

выбрать опыт с водой; поощрять инициативу.

«Лед - твердая вода»

Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок

наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики

льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.

Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении.

Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что

с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите,

какая из них растает быстрее.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда

растают за разные промежутки времени.

Вывод: лед, снег - это тоже вода.

«Лед легче воды»

Опусти кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не

перельется через край.

Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она

тяжелее.

«Бумага и картон»

Опыт «Исследование свойств бумаги и картона: складывание, разрезание, намокание,

разрывание».

Цель: познакомить детей с бумагой (свойствами, назначением, видами).

Материалы и оборудование: бумага и картон, ножницы, ёмкость с водой, лупа.

Описание. Лисёнок Фокс решил отправиться в гости к своему другу жирафу Тошке. Но

вот беда: его друг живёт на другом берегу озера. И тут он вспомнил, что в

журнале «Сделай сам» видел, как из бумаги (картона) можно сделать кораблик. Сможет

ли лисёнок Фокс добраться на другой берег озера на корабле из картона и бумаги?

Воспитатель предлагает изучить основные свойства бумаги и картона. Исследование

свойств бумаги: - внешний вид; - смятие; - разрывание; - разрезание (сделай квадрат из

прямоугольного листа); - складывание кораблика; - взаимодействие с водой (опусти

бумажный кораблик в ёмкость с водой).

Вывод: бумагу можно мять, складывать, разрывать, разрезать, при взаимодействии с

водой, она мокнет; картон – это плотная бумага.

«Дерево и металл».

Опыт №1 «Выявление свойств дерева: тонет или нет в воде, твёрдость».

Цель: познакомить детей со свойствами дерева, изделиями из дерева, их назначением.

Материалы и оборудование: деревянныё бруски, вата, ёмкости с водой, лупа. Описание.

Лисёнок Фокс решил отправиться в гости к своему другу жирафу Тошке. Но вот беда: его

друг живёт на другом берегу озера. - Что делать? – подумал Фокс. Он уже пробовал

перебраться на бумажном кораблике, но у него ничего не получилось. Бумага непрочная, в

воде намокает. Такой кораблик тонет. Оглядевшись по сторонам, он увидел деревянный

плот и металлическую пластину. Сможет ли лисёнок перебраться на деревянном плоту,

металлической пластине на другой берег озера?

Исследование свойств дерева:

1. Предложить детям потрогать и сравнить на ощупь деревянный брусок и вату. 2.

Предложить рассмотреть с помощью лупы и понюхать свежераспиленные брусочки

различных пород деревьев.

3. Предложите опустить в ёмкость с водой изделия из дерева и бумаги.

Вывод: деревянные изделия твёрдые, не тонут в воде; из дерева изготавливают мебель,

строят дома и пр.

Опыт №2 «Выявление свойств металла: тонет или нет в воде, можно ли смять,

согнуть, разбить».

Цель: познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни человека.

Материалы и оборудование: канцелярские скрепки, металлические бруски, алюминий,

медные монеты, медная проволока, магнит, ёмкость с водой.

Исследование свойств металла:

1. Предложить детям исследовать и сравнить деревянные и металлические бруски.

Поместить бруски в сосуд с водой.

2. Предоставить детям магнит и разные виды металлов: алюминий, медные монеты,

медную проволоку, канцелярские скрепки и т. п. Дети проверяют на опыте свойства

металлов намагничиваться.

Вывод: металлические изделия твёрдые, тонут в воде, способны намагничиваться; из

металла изготавливают автомобили, самолёты, монеты и пр.

Февраль.

«Свойства воздуха», «Воздух расширяется», «Воздух сжимается»

Цель: расширять представление детей о свойствах воздуха.

Задачи: дать детям возможность самостоятельно убедиться, что воздух невидим, не имеет

определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного

запаха;дать возможность детям при помощи взрослого получить знания о таких свойствах

воздуха, как: при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается;развивать

осознанно-правильное отношение к природе – воздух нельзя загрязнять.

Материал: ароматизированные салфетки, апельсиновые корки; пластмассовая бутылка,

охлаждённая в холодильнике, не надутый воздушный шарик, миска с горячей водой.

Ход. Взять ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям

последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод: воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех

направлениях и не имеет собственного запаха.

Ход.Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно

охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с

горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит

потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в

холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

«Воздух повсюду», «Воздух работает»

Цель; закрепить знания детей о свойствах воздуха.

Задачи: дать детям возможность самостоятельно ещё раз убедиться, что воздух невидим,

не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет

собственного запаха;дать возможность детям при помощи взрослого получить знания о

том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и

т.п.);развивать осознанно-правильное отношение к природе – воздух нельзя загрязнять.

Материал: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина,

палочка, воздушные шарики.

Ход. Воспитатель предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. (Что внутри

них? Может ли воздух двигать предметы?)детям предлагается попробовать заставить

плыть лодочку. Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее

плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка

движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее.

Вывод: Воздух может двигать предметы.

«Почему дует ветер?»

Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.

Задачи: дать возможность детям при помощи взрослого шире познакомиться с природным

явлением – ветром: горячий – поднимается вверх – он лёгкий, холодный – опускается вниз

– он тяжёлый; научиться различать его силу;заинтересовать детей в изготовлении своими

руками ветрометра – вертушки и элементарно определить силу ветра; воспитывать

любознательность, желание быть полезным природе.

Материал. рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча,

свеча.

Ход.

Воспитатель показывает схему опыта, зажигает свечу, подносит к верхней части

фрамуги. Куда направлено пламя? (В сторону улицы.) Что это значит? (Теплый воздух из

комнаты идет на улицу.) Подносит свечу к нижней части фрамуги. Куда направлено пламя

свечи? (В сторону комнаты.) Какой поступает воздух в комнату? (Холодный.) К нам в

комнату поступил холодный воздух, но мы не замерзли. Почему? (Он нагрелся, в комнате

тепло, работает отопление.) Правильно, через некоторое время холодный воздух

нагревается в помещении, поднимается вверх. И если мы снова откроем фрамугу, он

станет выходить на улицу, а на его место будет поступать холодный воздух. Именно так и

возникает ветер в природе. Движение воздуха создает ветер.

Изготовление вертушки.

Материал: квадраты тонкого кар тона размером 20x20 см с готовой раз меткой, шило,

кнопки, бусинки, соломинки, куски пробки.

Ход.

1. Сделай отверстие в центре и по углам так

2. Сделай надрезы точно по линиям.

3. Отогни углы в середину и совмести отверстия.

4. Продень через них кнопку.

5. Надень на нее бусинку.

6. Проткни кнопкой плотную пластмассовую соломинку, бусинку и кусок пробки.

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

«Пластмасса».

Опыт «Выявление свойств пластмассы, тонет или нет в воде. Пластмассовые игрушки».

Цель: познакомить детей с пластмассой, её свойствами и предметами, изготовленными из

неё.

Материалы и оборудование: пластмассовые стаканы, игрушки.

Ход: У кота Васьки есть любимая игрушка - это мышка. Расскажите Ваське, из чего

сделана его любимая игрушечная мышь. Дети определяют, что игрушки сделаны из

пластмассы. Взрослый предлагает на ощупь определить структуру поверхности, толщину.

Детям предлагаются наполненные водой пластмассовые стаканы, чтобы, не заглядывая

внутрь, определить, что в них. Выясняют, что этого сделать нельзя, так как пластмасса

непрозрачная. Далее помещают стакан на яркое солнечное место, чтобы через 3 - 4

минуты определить изменение температуры (нагревание). Сгибают стакан и выясняют, что

он под воздействием силы гнется, а если приложить больше усилий – ломается.

Вывод: пластмасса – это плотный, гибкий материал, проводит тепло; пластмассы

изготавливают игрушки, посуду, бытовую технику и пр.

Магнит

«Притягивает – не притягивает»

У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: на

поднос черного цвета, положите все предметы, которые магнит притягивает. На поднос

зеленого цвета, положите, которые не реагируют на магнит.

В: Как мы это проверим?

Д: С помощью магнита.

В: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами.

-Приступаем! Расскажите, что вы делали ? И что получилось?

Д: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему.

Значит, магнит притягивает железные предметы.

В: А какие предметы магнит не притянул?

Д: Магнит

не

притянул:

пластмассовую

пуговицу,

кусок

ткани,

бумагу,

деревянный

карандаш, ластик.

«Действует ли магнит через другие материалы?»

Игра «Рыбалка»

-А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить

рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой.

Приступайте.

Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются

к магниту.

-Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось.

-Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась,

примагнитилась.

Вывод: Магнитные силы проходят через воду.

«Игра-опыт «Бабочка летит»

-Ребята, а как вы думаете, может ли бумажная бабочка летать?

-Я положу на лист картона бабочку, магнит под картон. Буду двигать бабочку по

нарисованным дорожкам. Приступайте к проведению опыта.

- Расскажите, что вы сделали и что получили.

-Бабочка летит.

-А почему?

-Внизу у бабочки тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.

-Что двигает бабочку? (магнитная сила).

-Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие.

-Какой мы можем сделать вывод?

-Магнитная сила проходит через картон.

-Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того,

чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

-Какой же вывод можно сделать? Через какие материалы и вещества проходит магнитная

сила?

Вывод:Магнитная сила проходит через картон.

-Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества.

«Игра-опыт «Не замочив рук»

Действует ли магнит через другие материалы?

-А сейчас отправляемся в лабораторию волшебников.

-Слушайте следующее задание. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук?

-Дети пробуют. (Показываю, как это сделать).

- Надо взять магнит. А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.

- Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита

вверх).

-Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)

-Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?

Вывод - Магнитные силы проходят через стекло

«Родственники стекла»

Цель:Узнать

предметы,

изготовленные

из

стекла,

фаянса,

фарфора.

Сравнить

их

качественные характеристики и свойства.

Материал:

Стеклянные

стаканчики,

фаянсовые

бокалы,

фарфоровые

чашки,

вода,

краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности.

Ход: Дети вспоминают о свойствах стекла, перечисляют качественные характеристики

(прозрачность,твердость, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность). Взрослый

рассказывает о том, что и стеклянные стаканы, и фаянсовые бокалы, и фарфоровые чашки

являются «близкими родственниками». Предлагает сравнить качества и свойства этих

материалов, определив алгоритм проведения опыта: налить в три емкости подкрашенную

воду (степень прозрачности), поставить их на солнечное место (теплопроводность),

деревянными палочками постучать по чашкам («звенящий фарфор»). Обобщить

выявленные сходства и различия.

Март.

«Как устроены перья у птиц»

Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Задачи: дать возможность детям при помощи взрослого научиться рассуждать, для чего

птицам нужны маховые и пуховые перья;

развивать любознательность;

воспитывать любовь к птицам.

Материал: перья куриные, гусиные, лупа, замок молния, свеча, волос, пинцет.

Ход. Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и

прикрепленные к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась

(перо легкое, так как внутри стержня – пустота). Взрослый предлагает помахать пером,

понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично

пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через

сильную лупу (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут между собой

прочно и легко совмещаются, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривая пуховое

перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое,

волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по

размеру) дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения

тепла).

Вывод: Крылья птицам нужны для того, чтобы летать.

«Ткани».

«Исследование свойств ткани: намокание, цвет, прочность, красота».

Цель: закреплять знания детей о теплых и тонких тканях, учить устанавливать

зависимость изготовления одежды и ткани от сезона; показать разнообразие цветов и

рисунков на ткани.

Материалы и оборудование: лоскуты тканей (ситец, драп, ёмкость с водой.

Ход. Жираф Тошка собрался праздновать Новый год вместе лисёнком Фоксом в снежном

лесу. Что ему одеть? Ведь в Африке, где он живет, не бывает зимы. Помоги Тошке выбрать

одежду по сезону. - Посмотрите, сколько здесь разных лоскутков ткани. Возьмите каждый

лоскут ткани и помните в кулаке. Посмотрите, что произошло? (Ткань мнётся) - Чем ткани

отличаются друг от друга? - Цветом, весом – лёгкая, тяжёлая; толстая, тонкая, плотная,

нежная, прозрачная. - А теперь выясним, хорошо ли ткань впитывает воду? У нас есть

емкость с водой, положите в нее лоскутки. - Что с ними произошло? (Намокли) -

Одинаково быстро намокли оба лоскута?

Вывод: ткань разная по свойствам, мнётся и впитывает воду.

«Как работает термометр»

Цель: Создание условий для просмотра, как работает термометр.

Ход: Зажмите пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и

положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится

шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.

Вывод: Когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься;

когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от

ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она

расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из

градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке.

Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его

температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается,

показывая тем самым температуру воздуха.

«Как образуется тень»

Цель: Создание условий для понятия, как образуется тень, ее зависимость от источника

света и предмета, их взаимоположения.

Ход: 1)Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень. Не дают тень

прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет, дают тень темные предметы,

так как меньше отражаются лучи света. 2) Уличные тени. Рассмотреть тень на улице: днем

от солнца, вечером от фонарей и утром от различных предметов; в помещении от

предметов разной степени прозрачности.

Вывод: Тень появляется, когда есть источник света. Тень – это темное пятно. Световые

лучи не могут пройти сквозь предмет. От самого себя может быть несколько теней, если

рядом несколько источников света. Лучи света встречают преграду - дерево, поэтому от

дерева тень. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. В тени прохладнее, чем на солнце.

Апрель.

«Передача солнечного зайчика»

Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение

предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Материал: зеркала.

Ход:В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается?

(Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал

«солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз)

«Радуга»

Цель: познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный

интерес к миру природы.

Материал: таз с водой, зеркало.

Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу

прямо сейчас?Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом

солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не

появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его

составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С

земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

«Откуда взялись острова?»

Цель: познакомить детей с понятием «остров».

Задачи: дать возможность детям при помощи модели морского дна узнать причину

образования острова – движения земной коры и повышением уровня моря; расширять

знания детей о планете Земля, её составе природного окружения; развивать

любознательность, мышление, логику суждений; воспитывать экологическую культуру.

Материал: модель «Морское дно», залитое водой, поддоны, глина, стеки, передники

клеенчатые, губки для уборки воды, физическая карта мира.

Ход. Воспитатель предлагает надеть передники, взять поднос, размять на нем глину, а

вокруг налить воду.

На что это похоже? (На большой остров.)

Остров — это часть суши, со всех сторон окруженная водой. Показать детям модель

морского дна (в поддоне из пластилина слепить морское дно с подводными горами,

ущельями и залить водой так, чтобы часть этих гор была видна из-под воды, словно

острова).

Вывод: Острова образуются по причине движения земной коры и повышением уровня

моря.

«Как происходит извержение вулкана?»

Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканом.

Задачи: уточнить с детьми причину извержения вулкана;

познакомить детей с помощью макета с внешним видом вулкана; дать представление

детям, что вулкан – это природное явление, как и другие, он обязательно присутствует в

природе; воспитывать в детях юных экологов.

Материалы: картинка с изображением вулкана, карта России; поддоны, картон, клей;

сода, уксус; сухая красная краска, моющая жидкость; листы бумаги (или блокноты для

фиксации наблюдений), цветные карандаши; чайные ложки, пипетка.

Ход. Воспитатель показывает иллюстрации вулкана и организует обсуждение.

Какой формы вулкан?

На что похожа верхняя часть вулкана? (На кратер.) Воспитатель объясняет, что такое

кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне — красновато-оранжевая пасть

— это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жид кость, выходящая из

вулкана, называется лавой. Воспитатель предлагает сделать макет основания вулкана и

произвести опыт: Помещаем в банку 1 чайную ложку соды, немного красной сухой краски

и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым

знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя.) Правильно, это уксус, и его

наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Что наблюдаете? Как я

изготовила лаву? Хотите повторить этот опыт сами?

Вывод: Огненная жидкость, находящаяся внутри вулкана, вырывается наружу.

Май.

Тема: «Живое и неживое».

Цель: продолжать знакомить детей с объектами живой и неживой природы, взаимосвязи и

взаимозависимости объектов; формировать представления о характерных признаках

объектов, предметов, веществ.

Опыт №1 «Пересаживание комнатных растений».

Материалы и оборудование: растения (отростки, горшки, почва, лопатки, галька, лейки с

водой, фартуки, салфетки.

Описание. Кот Васька играл с клубком ниток. Он так заигрался, что уронил с подоконника

горшок с цветком. Помоги Ваське – пересади комнатное растение в новый горшок. Для

этого нужно взять горшок с дырочками на дне, чтобы через них стекала в поддон лишняя

вода; затем насыпьте на дно камешки (гальку) и земли до

землей. В конце полейте водой.

Опыт №2 «Высаживание семян гороха и фасоли».

Оборудование, материалы: блюдца с пророщенными семенами гороха; семена фасоли;

контейнеры с землёй; лейки с водой, палочки для рыхления, фартуки, салфетки.

Описание. Любимое лакомство жирафа Тошки – горох. Ему пришла идея – вырастить

горох из семени самому. Он не знает, как правильно посадить горох в землю. Вначале

замачивают горох, он набухает, появляются отростки, пришла пора сажать горох в землю.

Для этого нужно прорыхлить землю, сделать углубление в земле палочкой, положить в

него горошину. Немного отступив, нужно сделать одно углубление, посадить ещё одну

горошину. В конце полить водой. Поставить на солнечное место.

Вывод: для роста растения необходимо создать условия: свет, земля, вода.

«Солнце высушивает предметы»

Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать

любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.

Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за

время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского

сада на солнечной стороне и теневой стороне.

Вывод: солнце нагревает предметы.

«Росток»

Цель: закрепить и обобщить знания детей о воде, воздухе, почве.

Задачи: закрепить знания детей о необходимости воды, воздуха и почвы для роста и

развития растения;дать возможность детям самостоятельно провести опыт с начала до

конца, почувствовать своё участие в экспериментах с природными объектами;воспитывать

уважение к профессии учёного.

Материал. Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.

Ход. Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем

посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой

и поставьте в теплое место.. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое

время у вас появится росток.

Вывод: Почва, вода, воздух необходимы для роста и развития растений.



В раздел образования