Автор: Князева Любовь Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 46
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: Статья
Тема: "Дети. Родители. Учитель. Создание единого воспитательного пространства".
Раздел: начальное образование
Князева Любовь Анатольевна,
учитель начальных классов МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова
Дети. Родители. Учитель.
Современное общество находится в поисках идеи, которая могла бы
объединить семью и школу. На мой взгляд, это может быть и должно быть
воспитание
подрастающего
поколения.
Школа
даёт
уроки
общения,
нравственности. А семья – это и есть то основное воспитательное звено,
которое больше всего влияет на человека, на его отношение к различным
видам деятельности: к учёбе, делам, отношениям в коллективе. Только тогда,
когда учитель и родители действуют сообща, помогая, поддерживая, а иногда
и
поправляя
друг
друга
можно
достичь
положительного
результата
в
воспитании, да и в обучении тоже.
Поэтому одним из главных направлений воспитательной работы для
меня является работа с семьёй.
Необходимость работы с семьёй обусловлена следующим:
Темп
обучения
в
школе
требует
сопровождения
и
поддержки
со
стороны родителей.
Семья
является
ресурсом
формирования
разносторонне-развитой
личности. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов
воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей.
Именно семья является самым мощным средством в формировании
личности
ребенка.
Семья
может
выступать
в
качестве
как
положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И именно
в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые
наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.
Необходимость
работы с семьёй продиктована решением триединой
задачи
воспитания
(воспитание
гражданина,
п ат р и от а ,
семьянина).Семейное
воспитание
неразрывно
связано
с
жизнью
общества, государства. То, что ребёнок в детские годы приобретает в
семье,
он
сохраняет
в
течение
всей
последующей
жизни.
В
ней
закладываются основы личности ребёнка.
Семья – является транслятором культурного наследия народа. В семье
передаются
традиции
общения,
ремесла,
многие
из
которых
уже
утрачены, но возобновляются в новом виде. Большинству родителей
учеников начального звена обучения нет ещё 30 лет. Это в основном
молодые энергичные люди, неравнодушные к своим детям. Однако,
многие молодые родители – это дети тех детей, которые воспитывались
в
период
советского
коллективизма,
где
традиции
семьи
считались
мещанством
и
буржуазным
проявлением.
Следствием
такого
воспитания стала потеря ценности семьи, забвение семейных традиций
и уклада, ослабление связи поколений.
Многие родители самоустраняются от воспитания собственных детей, а
дети не ощущают ценности семейных отношений, их низкий уровень
психолого-педагогической
грамотности
снижает
воспитательную
ресурсность многих родителей.
Для
педагога
начального
звена
работа
с
семьёй
является
первоочередной
задачей.
Для
её
эффективного
решения
педагог
должен
владеть информацией об отношениях в семье, их влиянии на личностное
развитие ребёнка, его характер, поведенческие реакции и с учётом этого
выбирать формы и методы работы.
В работе с семьёй педагог начального звена ориентируется на решение
следующих задач:
-
установление
тесного
сотрудничества
семьи
и
образовательного
учреждения;
-
возрождение
нравственно-этических
воспитательных
норм,
традиций
семейного уклада;
-
формирование,
обогащение
семейных
ценностей,
ответственного
отношения ребёнка к их упрочению и приумножению;
- улучшение взаимоотношений в семье.
Взаимодействие педагогов
с родителями учащегося направлено на
создание единого воспитательного поля, где наивысшие ценности являются
основой жизни, достойной человека.
Считаю,
что
школа
не
должна
заниматься
перевоспитыванием,
а
максимально использовать то, что в ребенке заложено природой и семьей,
сохраняя при этом его индивидуальность. Ведь каждый ребенок талантлив,
важно это вовремя увидеть.
Работа
с
семьей
учащихся
осуществляется
по
следующим
направлениям:
1.
Познаём семью.
Цель воспитательной деятельности в рамках данного направления – изучение
семейной
истории.
Реализация
цели
осуществляется
через
систему
творческих заданий, обязательным условием выполнения которых является
участие родителей в из выполнении: «Моя родословная», «Древо жизни»,
«Земля
отцов»,
«Семейные
династии»,
«История
семьи
в
фотографиях»,
«История семьи в письмах», «Что такое честь фамилии». Каждое задание –
тема классного часа. Все задания оформляются, становятся материалами
классных выставок, исследовательских докладов, сочинений.
2.
Помогаем семье.
Цель
воспитательной
деятельности
в
рамках
данного
направления
-
организация трудовых поручений учащихся в семье. Таковыми являются:
помощь по дому, забота о младших детях семьи, доброе отношение и забота о
старших (дедушках и бабушках), помощь в уходе за домашними животными,
уход за комнатными растениями, выполнение поручений взрослых. Ребята в
своих сочинениях, выступлениях на классных часах рассказывают о своих
домашних
обязанностях.
Выполнением
детьми
домашних
обязанностей
становится зоной внимания педагога и родителей.
3.
Укрепляем семью.
Цель воспитательной деятельности в рамках данного направления – создание
условий
для
укрепления
семейных
и
детско-родительских
отношений.
Механизмами
реализации
данной
цели
являются
родительские
собрания,
индивидуальные
консультации
для
родителей
по
проблемам
воспитания,
организация
и
проведение
семейных
вечеров,
семейных
гостиных,
совместных трудовых субботников.
4.
Отдыхаем семьёй.
Цель
воспитательной
деятельности
в
рамках
данного
направления
–
формирование, обогащение опыта семейного досуга. Данное направление
позволило сформировать не только классные традиции, но и благоприятный
фон
внутриклассных
и
семейных
отношений,
повысить
доверие
детей,
родителей и педагога друг к другу. Родители и дети зачастую выступают и
инициаторами, и организаторами данного направления. Успешными формами
и
методами
семейного
отдыха
в
классе
стали
походы
выходного
дня,
семейные экскурсии, встреча с интересными людьми, семейные праздники
«мама, папа, я – спортивная семья», «Улыбнёмся друг другу» и др.
5.
Украшаем семью.
Цель воспитательной деятельности в рамках данного направления – создание
условий
для
совместной
творческой
деятельности
в
семье,
упрочение
межпоколенных
связей.
К
работе
по
выполнению
творческого
задания
привлекаются в рамках данного направления бабушки и дедушки. Именно
они являются в классе организаторами работы школы народных умельцев,
лаборатории
«Очумелые
ручки», фабрики игрушек-самоделок. В рамках
данных организационных форм они учат детей вязать, вышивать, выжигать,
выпиливать,
резьбе
по
дереву,
кройке
и
шитью.
Практически
все
виды
творческих работ имеют прикладную направленность: для дома, для семьи.
Еще
одной
традицией
класса
стали
выставки
и
конкурсы
семейного
творчества «Делаем своими руками».
6.Радуем семью
Цель воспитательной деятельности в рамках данного направления – обучение
приемам проявления внимания и заботы в отношении своих близких. Это
обеспечивается:поздравлением родных открытками, сувенирами, сделанными
своими руками, организацией концертов для родителей, бабушек и дедушек,
ежедневными добрыми делами «Улыбка в доме».
Родители
являются обязательными
участниками
всех
направлений
деятельности,
выступая
их
организаторами,
ведущими,
«знатоками»
и
исполнителями.
Итогом такой работы с семьей стало единое воспитательное школьно-
семейное педагогическое пространство, в котором каждый ребенок - объект
внимания и заботы.
Детям
и
родителям,
учителю
интересно
вместе,
у
них
есть
общая
событийность,
а
значит
общие
заботы,
дела,
содержательное
общение,
построенное на единой системе ценностей. Такому пространству свойственна
доброжелательность,
тактичность,
взаимоуважение,
откровенность
и
доверительность.
Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга,
семья
и
школа
могут
достигнуть
желаемых
результатов.
Участвуя
в
воспитательных мероприятиях классах, школы, семья значительно укрепляет
и развивает свой воспитательный ресурс, межпоколенные семейные связи,
обеспечивает полноценное и гармоничное развитие своих детей.