Напоминание

"Дети. Родители. Учитель. Создание единого воспитательного пространства".


Автор: Князева Любовь Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 46
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: Статья
Тема: "Дети. Родители. Учитель. Создание единого воспитательного пространства".
Раздел: начальное образование





Назад




Князева Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова

Дети. Родители. Учитель.

Современное общество находится в поисках идеи, которая могла бы

объединить семью и школу. На мой взгляд, это может быть и должно быть

воспитание

подрастающего

поколения.

Школа

даёт

уроки

общения,

нравственности. А семья – это и есть то основное воспитательное звено,

которое больше всего влияет на человека, на его отношение к различным

видам деятельности: к учёбе, делам, отношениям в коллективе. Только тогда,

когда учитель и родители действуют сообща, помогая, поддерживая, а иногда

и

поправляя

друг

друга

можно

достичь

положительного

результата

в

воспитании, да и в обучении тоже.

Поэтому одним из главных направлений воспитательной работы для

меня является работа с семьёй.

Необходимость работы с семьёй обусловлена следующим:

Темп

обучения

в

школе

требует

сопровождения

и

поддержки

со

стороны родителей.

Семья

является

ресурсом

формирования

разносторонне-развитой

личности. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов

воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей.

Именно семья является самым мощным средством в формировании

личности

ребенка.

Семья

может

выступать

в

качестве

как

положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И именно

в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые

наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Необходимость

работы с семьёй продиктована решением триединой

задачи

воспитания

(воспитание

гражданина,

п ат р и от а ,

семьянина).Семейное

воспитание

неразрывно

связано

с

жизнью

общества, государства. То, что ребёнок в детские годы приобретает в

семье,

он

сохраняет

в

течение

всей

последующей

жизни.

В

ней

закладываются основы личности ребёнка.

Семья – является транслятором культурного наследия народа. В семье

передаются

традиции

общения,

ремесла,

многие

из

которых

уже

утрачены, но возобновляются в новом виде. Большинству родителей

учеников начального звена обучения нет ещё 30 лет. Это в основном

молодые энергичные люди, неравнодушные к своим детям. Однако,

многие молодые родители – это дети тех детей, которые воспитывались

в

период

советского

коллективизма,

где

традиции

семьи

считались

мещанством

и

буржуазным

проявлением.

Следствием

такого

воспитания стала потеря ценности семьи, забвение семейных традиций

и уклада, ослабление связи поколений.

Многие родители самоустраняются от воспитания собственных детей, а

дети не ощущают ценности семейных отношений, их низкий уровень

психолого-педагогической

грамотности

снижает

воспитательную

ресурсность многих родителей.

Для

педагога

начального

звена

работа

с

семьёй

является

первоочередной

задачей.

Для

её

эффективного

решения

педагог

должен

владеть информацией об отношениях в семье, их влиянии на личностное

развитие ребёнка, его характер, поведенческие реакции и с учётом этого

выбирать формы и методы работы.

В работе с семьёй педагог начального звена ориентируется на решение

следующих задач:

-

установление

тесного

сотрудничества

семьи

и

образовательного

учреждения;

-

возрождение

нравственно-этических

воспитательных

норм,

традиций

семейного уклада;

-

формирование,

обогащение

семейных

ценностей,

ответственного

отношения ребёнка к их упрочению и приумножению;

- улучшение взаимоотношений в семье.

Взаимодействие педагогов

с родителями учащегося направлено на

создание единого воспитательного поля, где наивысшие ценности являются

основой жизни, достойной человека.

Считаю,

что

школа

не

должна

заниматься

перевоспитыванием,

а

максимально использовать то, что в ребенке заложено природой и семьей,

сохраняя при этом его индивидуальность. Ведь каждый ребенок талантлив,

важно это вовремя увидеть.

Работа

с

семьей

учащихся

осуществляется

по

следующим

направлениям:

1.

Познаём семью.

Цель воспитательной деятельности в рамках данного направления – изучение

семейной

истории.

Реализация

цели

осуществляется

через

систему

творческих заданий, обязательным условием выполнения которых является

участие родителей в из выполнении: «Моя родословная», «Древо жизни»,

«Земля

отцов»,

«Семейные

династии»,

«История

семьи

в

фотографиях»,

«История семьи в письмах», «Что такое честь фамилии». Каждое задание –

тема классного часа. Все задания оформляются, становятся материалами

классных выставок, исследовательских докладов, сочинений.

2.

Помогаем семье.

Цель

воспитательной

деятельности

в

рамках

данного

направления

-

организация трудовых поручений учащихся в семье. Таковыми являются:

помощь по дому, забота о младших детях семьи, доброе отношение и забота о

старших (дедушках и бабушках), помощь в уходе за домашними животными,

уход за комнатными растениями, выполнение поручений взрослых. Ребята в

своих сочинениях, выступлениях на классных часах рассказывают о своих

домашних

обязанностях.

Выполнением

детьми

домашних

обязанностей

становится зоной внимания педагога и родителей.

3.

Укрепляем семью.

Цель воспитательной деятельности в рамках данного направления – создание

условий

для

укрепления

семейных

и

детско-родительских

отношений.

Механизмами

реализации

данной

цели

являются

родительские

собрания,

индивидуальные

консультации

для

родителей

по

проблемам

воспитания,

организация

и

проведение

семейных

вечеров,

семейных

гостиных,

совместных трудовых субботников.

4.

Отдыхаем семьёй.

Цель

воспитательной

деятельности

в

рамках

данного

направления

формирование, обогащение опыта семейного досуга. Данное направление

позволило сформировать не только классные традиции, но и благоприятный

фон

внутриклассных

и

семейных

отношений,

повысить

доверие

детей,

родителей и педагога друг к другу. Родители и дети зачастую выступают и

инициаторами, и организаторами данного направления. Успешными формами

и

методами

семейного

отдыха

в

классе

стали

походы

выходного

дня,

семейные экскурсии, встреча с интересными людьми, семейные праздники

«мама, папа, я – спортивная семья», «Улыбнёмся друг другу» и др.

5.

Украшаем семью.

Цель воспитательной деятельности в рамках данного направления – создание

условий

для

совместной

творческой

деятельности

в

семье,

упрочение

межпоколенных

связей.

К

работе

по

выполнению

творческого

задания

привлекаются в рамках данного направления бабушки и дедушки. Именно

они являются в классе организаторами работы школы народных умельцев,

лаборатории

«Очумелые

ручки», фабрики игрушек-самоделок. В рамках

данных организационных форм они учат детей вязать, вышивать, выжигать,

выпиливать,

резьбе

по

дереву,

кройке

и

шитью.

Практически

все

виды

творческих работ имеют прикладную направленность: для дома, для семьи.

Еще

одной

традицией

класса

стали

выставки

и

конкурсы

семейного

творчества «Делаем своими руками».

6.Радуем семью

Цель воспитательной деятельности в рамках данного направления – обучение

приемам проявления внимания и заботы в отношении своих близких. Это

обеспечивается:поздравлением родных открытками, сувенирами, сделанными

своими руками, организацией концертов для родителей, бабушек и дедушек,

ежедневными добрыми делами «Улыбка в доме».

Родители

являются обязательными

участниками

всех

направлений

деятельности,

выступая

их

организаторами,

ведущими,

«знатоками»

и

исполнителями.

Итогом такой работы с семьей стало единое воспитательное школьно-

семейное педагогическое пространство, в котором каждый ребенок - объект

внимания и заботы.

Детям

и

родителям,

учителю

интересно

вместе,

у

них

есть

общая

событийность,

а

значит

общие

заботы,

дела,

содержательное

общение,

построенное на единой системе ценностей. Такому пространству свойственна

доброжелательность,

тактичность,

взаимоуважение,

откровенность

и

доверительность.

Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга,

семья

и

школа

могут

достигнуть

желаемых

результатов.

Участвуя

в

воспитательных мероприятиях классах, школы, семья значительно укрепляет

и развивает свой воспитательный ресурс, межпоколенные семейные связи,

обеспечивает полноценное и гармоничное развитие своих детей.



В раздел образования