Напоминание

"Развитие пространственного восприятия и мышления как предпосылок универсальных учебных действий у детей предшкольного возраста"


Автор: Косталанова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель высшей котегории
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №14 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Волоколамск Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие пространственного восприятия и мышления как предпосылок универсальных учебных действий у детей предшкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Если спросить родителей, что должен уметь ребенок при

поступлении в школу, то многие ответят: читать, писать,

рисовать. И мало кто из них задумается о таком

необходимом навыке, как ориентировка в пространстве,

который имеет большое значение для успешного обучения.

Специалисты отмечают: дети, у которых плохо развиты

пространственные представления, испытывают трудности

при обучении письму и математике. Что могут сделать

родители, чтобы своевременно развивать у ребенка

пространственное мышление? На помощь приходит

специальная методика, помогающая подготовить к учебе

будущего первоклассника.

Что надо знать родителям о пространственном мышлении?

В основе пространственного мышления лежат

представления о формах и размерах объектов, их

расположении, взаимодействии и движении в пространстве.

Прежде чем начинать домашние занятия по развитию

пространственных представлений, родителям нужно четко

понимать, какие умения необходимы ребенку и как

методика помогает их сформировать.

Совет! Развитие пространственного мышления идет

поэтапно, в каждом возрастном периоде имея свои

особенности. Поэтому не надо сразу загружать ребенка

большим объемом знаний, пространственные представления

должны накапливаться постепенно.

Для правильной организации домашних занятий родителям

важно знать, что для дошколят ориентировка в пространстве

предполагает развитие таких умений, как:

свободно ориентироваться по отношению к себе и напротив

находящемуся человеку (левая и правая сторона);

определять движения вперед - назад, вверх - вниз, вправо -

влево.

обозначать стороны горизонта: север, юг, запад, восток;

моделировать положение объектов в пространстве;

понимать заданное направление, чтобы перемещаться в

соответствии с ним;

ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с

длиной и шириной);

графически воспроизводить различные направления.

Поэтапное формирование пространственных представлений

Зачастую родителям кажется, что нет ничего проще, чем

обучить малыша ориентироваться в пространстве. Однако

развитие пространственных представлений у детей

дошкольного возраста идет по определенным правилам:

знания ‒ по возрасту;

качество восприятия знаний зависит от обучения.

Методика определяет круг знаний о пространственных

представлениях в каждой возрастной группе:

У старших дошкольников вплоть до школы идет

дальнейшее развитие пространственного мышления на

основе имеющихся знаний и приобретение новых

пространственных представлений: графическое

изображение, моделирование предметов, знание о сторонах

горизонта.

Совет! Специалисты подсчитали, что достаточно 5-10 минут

в день для занятий с ребенком, чтобы получить хорошие

результаты. Главное, чтобы знания закреплялись в

повседневной жизни: при умывании, питании, во время

прогулки.

Какие игры и упражнения помогут освоить умение

ориентироваться в пространстве?

Развитие пространственного мышления интенсивно

происходит в дошкольном возрасте, для которого игра

является ведущей деятельностью. Поэтому методика

предполагает опору на игровые задания и упражнения, что

принесет больший эффект, чем просто заучивание

специальных терминов. В методике накоплено много

словесных игр, упражнений с движениями, игр с

предметами. Основой всех действий взрослого и ребенка

послужит главная для данного возраста задача.

Задания для детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте накапливается

определенный чувственный опыт, восприятие

представлений расширяется. Поэтому главным содержанием

занятий становится самостоятельное моделирование

пространства, его графическое изображение, ориентировка

в двухмерном пространстве. Методика предлагает для

заданий игровые упражнения - алгоритмы,

требующие применения логического мышления:

«Графический диктант»

Родители могут использовать для диктанта уже готовые

тетради с заданиями. Но детям гораздо интереснее

выполнять упражнения, которые придумали сами родители,

например, нарисованные по клеточкам изображения

предметов или животных. Ребенку предлагается на листе

бумаги обводить клеточки в соответствии с инструкцией:

«четыре клеточки прямо, три клеточки вниз, одна клеточка

вправо и т. д. (до тех пор, пока не получится изображение

предмета) ». Потом изображение можно раскрасить. Кроме

того, графические диктанты являются прекрасным

средством развития мелкой моторики, необходимой при

обучении письму.

Совет! Для развития пространственных представлений,

которые необходимы при обучении письму и математике,

нужно закрепить в графических диктантах умение находить

части, углы, центр листа.

Настольные игры

Классикой в методике

являются настольные игры для ориентировки в

пространстве.

Важное место занимают игры в ограниченном

пространстве: шахматной доске, столе, журнале. Например,

популярны «Ход конем», «Колумбово яйцо», «Разрезные

картинки», «Сложи узор», головоломки.

Игра «Регулировщик»

Актуальна для закрепления правил дорожного движения.

Поле для такой игры можно изготовить вместе с ребенком.

Вычерчивается дорога, идущая в разных направлениях к

определенному зданию (магазин игрушек, зоопарк),

подбираются машинки. Ведущий (взрослый или ребенок)

указывает путь «водителю»: прямо до светофора, вправо и т.

д.

Аналогично проводится игра на игровом поле «Пройди по

улице, перейди дорогу» с мелкими игрушками.

«Лабиринт»

Задание направлено на восприятие и нахождение предмета в

двухмерном пространстве. Так же, как и в предыдущих

играх, изготавливается поле с начерченным лабиринтом,

внутри которого находится игрушка. Игрок должен рисовать

правильный путь с комментариями.

Как вариант, можно усложнить задание: «Найди самый

короткий путь».

«Зеркало наоборот»

Играющие садятся напротив друг друга, ведущий объясняет,

что все движения, которые он покажет, надо делать

наоборот. Например, он прикасается левой рукой к правой

щеке, игрок должен повторить наоборот; поднимает левую

руку, ребенок ‒ правую .

Словесные игры

Чтобы дошкольник активно пользовался ориентировочными

понятиями, их нужно ввести в его активный словарь. Для

этого предлагаются словесные игры:

«Скажи наоборот: вверх-..., влево-..., север-... » (как вариант

проводится игра с мячом),

«Я начинаю, а ты продолжай» (взрослый начинает

предложение с обозначения пространственного отношения,

дошкольник продолжает, например, белые медведи живут на

севере...).

В методике развития пространственного мышления

представлено много заданий, которые родители с успехом

могут использовать для домашних занятий. Наиболее

ценными будут игры, изобретенные взрослыми совместно с

Детьми.

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

МДОУ «Детский сад №14 общеразвивающего вида»

Сообщение для родителей воспитанников

логопедической подготовительной к школе группы

«Колокольчики»

«Развитие пространственного восприятия и мышления как

предпосылок универсальных учебных действий у детей

предшкольного возраста».

Составила: воспитатель Косталанова Ирина Александровна

2019 – 2020 учебный год



В раздел образования